Научная статья на тему 'Инициативное бюджетирование в повестке международных экономических организаций'

Инициативное бюджетирование в повестке международных экономических организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
396
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПАРТИСИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / БРИКС / INITIATIVE BUDGETING / PARTICIPATORY BUDGETING / TERRITORIAL DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF THE PUBLIC INFRASTRUCTURE / BRICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вагин В. В.

Статья посвящена инициативному бюджетированию, участию инициативных групп граждан в вопросах выбора приоритетов расходования бюджетных средств и присутствию данной темы в повестке международных экономических организаций. Анализ различных сторон имплементации вопросов участия граждан в территориальном развитии, совершенствовании общественной инфраструктуры в деятельности авторитетных организаций свидетельствует о перспективности и потенциале данной темы в аспекте международного экономического сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initiative budgeting on the agenda of international economic organizations (Russia, Moscow)

The article focuses in initiative budgeting, i.e. participation of initiative citizen groups in the selection of priorities of budget expenditures and the presence of this question on the agenda of international economic organizations. Involvement of citizens in the territorial development and the improvement of the public infrastructure within the sphere of activity of official organization brings evidence to the significance and the potential of this topic in the context of the international economic cooperation

Текст научной работы на тему «Инициативное бюджетирование в повестке международных экономических организаций»

Литература

1. Демченко С.К., Юдина М.А. Структурные сдвиги и проблемы экономического роста национальной экономики // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2(50). — С. 96-99.

2. Демченко С.К. Теории экономического роста во взаимосвязи с концепцией мультипликатора // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 1-2. — С. 85-89.

3. Задонский Г. Ипотека // Экономическое развитие России. — 2015. — Т. 22, № 2. — С. 87-90; № 3. — С. 59-63.

4. Куликов А.Г., Ясин В.С. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России: вопросы радикального обновления методологической базы // Деньги и кредит. — 2014. — № 2. — С. 3-13.

5. Ткачева Е.В. Эффективный спрос в системе макроэкономических приоритетов транзитивной экономической политики. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2012. — С. 87.

6. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru

ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ПОВЕСТКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.В. Вагин,

руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России (г. Москва),

кандидат философских наук [email protected]

Статья посвящена инициативному бюджетированию, участию инициативных групп граждан в вопросах выбора приоритетов расходования бюджетных средств и присутствию данной темы в повестке международных экономических организаций. Анализ различных сторон имплементации вопросов участия граждан в территориальном развитии, совершенствовании общественной инфраструктуры в деятельности авторитетных организаций свидетельствует о перспективности и потенциале данной темы в аспекте международного экономического сотрудничества.

Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, территориальное развитие, развитие общественной инфраструктуры, БРИКС.

УДК 330.341:316,4, 330.35:316.4

Участие территориальных сообществ, инициативных групп граждан в экономическом развитии поселений, совершенствовании общественной инфраструктуры в повестке деятельности международных организаций присутствует уже не одно десятилетие, но еще ни разу не становилось для них приоритетной темой обсуждения.

Многие годы Всемирный Банк реализует программу Community Driven Development (CDD) [5]. В той или иной форме в программе участвует 96 стран. Инструмент партисипаторно-го бюджетирования (ПБ), бюджетирования с участием граждан, используется Всемирным банком в рамках программ развития, которые организация реализует в разных странах, но на нем не делается акцент [10]. ПБ упоминается лишь как часть общих, более комплексных программ. Всемирный Банк (ВБ) выделил в качестве займов и грантов на развитие программ с участием граждан более 280 млн долл. США в период с 2002 по 2012 годы. Помимо этого, ВБ обучил сотни граждан в рамках программ «Community Empowerment» и «Social Inclusion». В Российской Федерации с 2007 года реализуется одна из наиболее эффективных программ социального блока Всемирного Банка — Программа поддержки местных инициатив (ППМИ), направленная на развитие инфраструктуры местного уровня при участии сообществ [1, с. 118]. Именно эта программа дала старт развитию инициативному бюджетированию (ИБ) в России, первому этапу более общего процесса партисипаторного бюджетирования. К настоящему моменту в рамках ППМИ реализовано свыше 4000 проектов при участии местных сообществ, существующие практики выходят за рамки ППМИ, а формирующаяся сеть (network) по развитию программ инициативного бюджетирования в России включает свыше 30 регионов. Наряду с ППМИ к инициативному бюджетированию относятся разнообразные практики «Народного бюджета» и «Народных Инициатив» в целом ряде субъектов РФ. Особенностью российских практик является их изначальная встроенность в административную и бюджетные системы, софи-нансирование гражданами проектов, разнообразие практик.

Долгосрочными эффектами от реализации программ, основанных на участии сообществ в социально-экономическом развитии, являются укрепление социального капитала и рост 1 24

взаимного доверия между властью, населением и бизнесом, развитие потенциала сообществ и органов местного самоуправления в решении задач местного значения, повышение адресности и эффективности использования бюджетных средств, развитие механизмов общественного контроля, и на основе этого — формирование устойчивых и эффективных механизмов территориального развития.

Программа Развития ООН (UNDP) не единожды и в разных странах реализовывала комплекс мероприятий по вовлечению гражданских сообществ в разработку планов стратегического развития территорий, доходогенерирующие проекты. Одним из стратегических направлений работы UN Habitat является поддержка городов во внедрении интегрированных, инклюзивных, прозрачных, партисипаторных подходов к управлению. Два ключевые механизма в этом направлении — программы «Global Campaign on Urban Governance» и «Urban Management Programme» (совместно с UNDP). В рамках первой из упомянутых программ в 2004 году UN Habitat издала пособие «72 вопроса о партисипаторном бюджетировании» на английском, французском, испанском и китайском языках. UN Habitat признает, что партисипаторное бюджетирование превратилось в реальное поле для инноваций в муниципальном финансировании, локальной демократии и социальном развитии.

Подразделение государственного администрирования и управления развитием ООН (División for Public Administration and Development Management, Department of Economic and Social Affairs) разделяя идеи вовлечения граждан, в начале 2000-ых запустило программу партисипаторного управления («participatory governance»), целью которой ставилось изучение и продвижение концепции диалога между гражданами и правительством. В рамках этой программы, в частности, в 2005 году был организован семинар на тему «Community Engagement in Public Finance at the Sub-national Governments», который прошел в рамках первой международной конференции по вовлечению сообществ («International Conference on Engaging Communities») [7].

У Организации европейского экономического сотрудничества (OECD) есть программа для стран Среднего Востока

и Северной Африки «Инициативы для управления и соревновательность для развития» (Initiative on Governance and Competitiveness for Development), целью которой является улучшение фискального управления через повышение прозрачности и подотчетности и повышение доверия граждан правительствам. В рамках программы ПБ является одним из инструментов достижения целей. В 2002 году OECD выпустила издание «Возрастание значения гражданского участия в управлении общественными расходами» (Strenghtening Participation in Public Expenditure Management: Policy Recommendations for Key Stakeholders). Цель издания — выявить и проанализировать проблемы, которые в будущем окажутся полем интереса как стран-членов OECD, так и других стран. В 2008 году при поддержке OECD в Словении прошел международный «ворк-шоп» «Building citizen centered policies and services», на котором в числе прочего обсуждалось ПБ. Организатором «воркшопа» выступил Директорат по общественному управлению и территориальному развитию (Directorate for Public Governance and Territorial Development) OECD. Одним из направлений работы этого директората являются вопросы бюджетирования общественных финансов (Budgeting and public expenditures).

Возможность усилить гражданское вовлечение в принятие решений по бюджетным вопросам нередко упоминается в официальных документах Евросоюза. В Послании Европейской комиссии от 2011 года странам третьего мира ПБ, наряду с открытостью и прозрачностью, вовлечение упоминается как один из инструментов развития подотчетности. Эта идея развивается в методических рекомендациях (Budget Support) и в Послании Европейской комиссии от 2013 года по усилению центров власти на локальном уровне в странах-партнерах. Департамент по международной кооперации и развитию (Directorate General for International Cooperation and Development) Европейской комиссии с 1994 по 2013 гг. реализовывал программу URB-AL, ориентированную на Латинскую Америку в которой также нашли отражение темы затронутые выше.

При непосредственном участии представителей стран Европейского сообщества сложилась мировая сеть (networks) контактов, реализуемых на условиях самоорганизации по продвижению идей участия сообществ в экономическом и социальном развитии Community-Led Development. Ряд стран ЕС (Голландия, Дания, Швеция) с 2015 года принял «законодательство об участии» (Participation Law), предполагающее кардинальные изменения философии социальной политики, основанные на участии сообществ в социальной политике государства.

Среди стран участников «Двадцатки» крупнейших мировых держав есть значительное число тех, в которых тематика участия граждан, территориальных сообществ в вопросах экономического развития, совершенствования общественной инфраструктуры занимает видное место. К этому ряду можно отнести большинство стран «20»: Россию, Австралию, Бразилию, Страны Европейского Союза, Индию, Индонезию, Канаду, Южную Корею, Канаду, США. В других странах идут отдельные пилотные проекты в этой сфере: Аргентина, Китай, Турция, Япония, Мексика, ЮАР. Ничего не известно о подобных практиках в Саудовский Аравии, Японии.

Германия, председательствующая в этом году в организации «двадцатки», уделяет пристальное внимание в своей деятельности вопросам участия территориальных сообществ в экономическом и социальном развитии территорий, в том числе ПБ. С этой целью при поддержке Министерства экономического сотрудничества и развития создан сайт о партисипаторном бюджетировании в Германии и мире. Следует особо подчеркнуть тот факт, что изучение и поддержка процессов участия сообществ занимает видное место в германской просветительской деятельности в зарубежных странах [6]. Это направление работы, в частности, является объектом постоянного внимания германского «Сервисного агентства для сообществ в едином мире» Service Agency Communities in One World (a division of Engagement Global gGmbH). С 2001 г. совместно с Федеральным агентством по гражданскому обучению (Federal Agency for Civic Education) сервисное агентство предоставляет консультативные, образовательные и другие услуги муниципалитетам и локальным активистам. Организация готовит стратегии и программы, фокусируется на вопросах муниципальных парт-

нерств, вопросах миграции и развития, честного осуществления государственных закупок. Партисипаторное бюджетирование является одним из предметов теоретического и практического интереса. Федеральное Агентство по гражданскому обучению и «Сервисное агентство для сообществ в едином мире» в 2007 г. совместно запустили и ведут информационный портал, на котором появляются новости организаций и периодически выкладываются ценные публикации по теме ПБ [4]. Деятельность агентства финансируется немецким Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития, федеральными землями Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бремен, Гамбург, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия и городом Бонн.

Большинство стран «двадцатки» имеют собственный опыт вовлечения граждан в «участвующее управление» (participatory governance) [2], бюджетирование с участием граждан (participatory budgeting) [3], развитие на основе лидерской роли сообществ (community led development) [11], в реализацию законов об общественном участии (participatory law). Объединяющим началом всех названных практик является делегирование сообществам, инициативным группам граждан прав на участие в ключевых процессах государственного управления: бюджетировании, управлении, социальной политике. С определенной уверенностью можно утверждать, что вовлечение граждан — существенный фактор «упругости» и «гибкости» экономической и социальной ткани современных городов и сельских поселений.

При непосредственном участии представителей стран Европейского Союза сложились глобальные тематические сети (networks), реализующие на условиях самоорганизации проекты участия территориальных сообществ в экономическом и социальном развитии. Одним из примеров является сеть URBACT, объединяющая 550 городов из 29 стран Европейского Союза, и нацеленная на обмен опытом в части разработки политики и внедрения практических моделей вовлечения граждан в различные аспекты социально-экономического развития городов.

В то же время, представители органов государственной власти не всегда в состоянии ответить на вызовы «соучастия» граждан. Не хватает опыта, навыков совместной работы, слаба институциональная инфраструктура взаимодействия с сообществами. Недостаточно изучены сами партисипаторные механизмы реализации проектов, а также экономические, управленческие, социальные эффекты их реализации. Фрагментарно систематизирован опыт лучших практик реализации данных проектов.

Все это с очевидностью предполагает желательность включения в повестку работы «двадцатки» темы участия территориальных сообществ, инициативных групп граждан в ключевых процессах развития городских и сельских поселений.

Наиболее приемлемыми формами работы в данном направлении являются: проведение ряда тематических форумов для работников органов государственного и муниципального управления, экспертов и гражданских активистов; включение разделов, посвященных вовлечению граждан, в образовательные программы системы основного и дополнительного образования; разработка модуля бюджетной грамотности с темами участия граждан для широких аудиторий; исследование комплексных эффектов от реализации проектов с участием граждан; расширение тематических сообществ, поддержка интеграции в тематические сообщества новых участников; подготовка ежегодного доклада о «лучших практиках вовлечения граждан» в разных странах мира. Результатом проделанной работы может стать существенное увеличение вклада территориальных сообществ в вопросы повышения эффективности общественных финансов, выработка элементов новой современной управленческой культуры, рост доверия к власти на всех уровнях.

Многогранный и масштабный характер деятельности по развитию общественного участия, в случае его одобрения большинством стран «двадцатки», может повлечь за собой выстраивание гибкой системы управления и координации на уровне отдельного секретариата. В то же время, развертывание системы управления данным процессом может строиться лишь на основе принципов «добровольности» и «гибкого мотивирования к участию» новых стран.

Участие граждан и территориальных сообществ в бюджетных решениях — важный ресурс повышения эффективности общественных финансов. Практики партисипаторного, инициативного бюджетирования известны в целом ряде стран участниц БРИКС. В то же время, представляет значительный интерес комплексное рассмотрение возможностей управления дополнительными эффектами, возникающими в процессе вовлечения граждан в бюджетные решения.

Во всем мире хорошо известен опыт Индии. В индийском штате Керала (Kerala) был запущен в 1996 году один из самых масштабных в мире проектов участия граждан в решении вопросов местного значения [8]. Оправдано проведение в ноябре 2016 года именно в штате Керала первого мероприятия, посвященного участию граждан в вопросах территориального развития в рамках БРИКС. В проекты были вовлечены свыше трех миллионов человек. Пожалуй, нигде в мире партисипатор-ное бюджетирование не становилось каналом такой массовой мобилизации. В планах было вовлечение более 10% из 31 млн жителей региона, причем минимум одну треть из вовлеченных должны были составлять женщины. ПБ вовлекало жителей в циклический процесс, поддержку на всех этапах осуществляли 373 государственных инструктора. Процедура в Керале включает в себя 5 шагов: серия местных ассамблей, сбор информации и коллективное написание писем в местные органы местного самоуправления (панчаяты), формулирование проектных предложений специальной комиссией на развивающих семинарах, их одобрение региональными комитетами по планированию, и, наконец, осуществление, мониторинг и оценка, в которых граждане также принимают участие.

Гибкость керальского эксперимента позволила ему пережить политические изменения, которые несколько раз меняли политическую окраску государственной власти. Так или иначе, эксперимент внес положительный вклад в такие процессы, как повышение средней продолжительности жизни, понижение уровня детской смертности. Он получил международное признание со стороны ученых и движения антиглобалистов, широко обсуждался на четвертом Всемирном социальном форуме, который проходил в Мумбае в 2004 году.

Значительный опыт вовлечения граждан в бюджетные решения, партисипаторного и иницитивного бюджетирования имеется и в других странах БРИКС: Китае, ЮАР. Бразилия является Родиной партисипаторного бюджетирования. В 1989 году в городе Порту-Алегри впервые был реализован проект участия граждан в управлении бюджетом.

Со всей очевидностью можно говорить о необходимости проведения крупного международного мероприятия под эгидой БРИКС на тему «участие граждан в развитии общественной инфраструктуры». Организаторами данного мероприятия может выступить Министерство финансов Российской Федерации,

Правительство Республики Башкортостан, Комитет гражданских инициатив (Фонд Кудрина), Научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ, Всемирный банк. Местом проведения регион — лидер развития инициативного бюджетирования в РФ — Республика Башкортостан.

Целью мероприятия является содействие развитию общественной инфраструктуры поселений с участием граждан через изучение и популяризацию лучших российских и зарубежных практик. Предполагаемый состав участников: инициаторы организации проектов партисипаторного бюджетирования стран БРИКС, консультанты, эксперты проектов партисипаторного бюджетирования, руководители и специалисты финансовых органов и иных органов государственной власти и местного самоуправления стран БРИКС.

Основными темами обсуждения на форуме могут стать: роль проектов развития общественной инфраструктуры с участием граждан в улучшении жизни городских и сельских поселений; основные разновидности практик ПБ; роль институциональной инфраструктуры ПБ; вопросы финансирования проектов ИБ; роль органов государственной власти и местного самоуправления в организации ИБ.

Еще одна организация, уделяющая внимание практикам участия граждан в бюджетных решениях является сообщество по взаимному изучению и обмену опытом в управлении государственными финансами (PEMPAL — Public Expenditure Management Peer Assisted Learning). PEMPAL представляет собой сообщество профессионалов в области управления государственными финансами в различных государствах Европы и Центрально-Азиатского (ECA) региона.

Участие граждан и территориальных сообществ в бюджетных решениях — важный ресурс повышения эффективности общественных финансов. Практики партисипаторного, инициативного бюджетирования широко известны в целом ряде стран участниц PEMPAL. В то же время, представляет значительный интерес комплексное изучение возможностей управления дополнительными эффектами, возникающими в процессе вовлечения граждан в бюджетные решения.

Многообразие форм использования партисипаторных механизмов со всей очевидностью свидетельствует о необходимости выстраивания комплексной работы по включению данной тематики в деятельность PEMPAL.

Заключение. Большинство крупнейших международных экономических организаций в разные годы использовали практики участия граждан в вопросах управления, выборе приоритетов расходования бюджетных средств, территориального развития. Пришло время более активного изучения опыта разных стран, а также включения данного вопроса в приоритетную повестку работы ведущих международных экономических организаций.

Литература

1. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Финансовый журнал. — 2015. — № 3. — С. 117-122.

2. Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения / Под общ. ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашинен-ко. — Нижний Новгород-М.: Изд-во Нижегородского госуниверситета. — 2013. — 268 с.

3. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Пер. с англ. — Вологда: Проектная группа 8, 2015. — 170 с.

4. Официальный сайт организации Service Agency Communities in One World. — URL: www.buergerhaushalt.org

5. Goldfrank B. World Bank and Globalization of Participatory Budgeting / Journal of Public Deliberation. 2012. — URL: http://www. publicdeliberation.net/cgi/viewcontent.cgi?article=1228&context=jpd (дата обращения 10.10.2016).

6. International Congress on Models of Participatory Budgeting: Documentation. Dialog Global № 24 /InWent gGmbH — Capacity Building International, Germany. Service Agency Communities in One World. Federal Agency for Civic Education. — URL: http://www. service-eine-welt.de/en/images/text_material-2124.img (дата обращения 10.10.2016).

7. Heimans J. Strengthening participation in public expenditure management: policy recommendations for key stakeholders [/ OECD development centre, Policy Brief № 22. — URL: http://www.oecd.org/social/poverty/31649466.pdf (дата обращения 10.10.2016).

8. Sheth D. L. Micro-Movements in India: Towards a New Politics of Participatory Democracy /Centro de Estudos Sociais. — URL: http://www.ces.uc.pt/emancipa/research/en/ft/futurodemocracia.html (дата обращения 10.10.2016).

9. Tanaka S. Engaging the Public in National Budgeting: A Non-Governmental Perspective. OECD Journal on Budgeting. 2007. — URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/43412013.pdf (дата обращения 10.10.2016).

10. Shah, Anwar. Participatory Budgeting. Public Sector Governance and Accountability. Washington, 2007. DC: World Bank. — URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/6640 (дата обращения 10.10.2016).

11. Soto P., Ramsden P. Guidance on Community-Led Local Development for Local Actors / — URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/ sources/docgener/informat/2014/guidance_clld_local_actors.pdf (дата обращения 10.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.