Научная статья на тему 'Концепция обучения государственных служащих различного уровня власти инструментам вовлечения граждан в бюджетные инициативы'

Концепция обучения государственных служащих различного уровня власти инструментам вовлечения граждан в бюджетные инициативы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / CONCEPT OF LEARNING / ПАРТИСИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / PARTICIPATORY BUDGETING / ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / PRO-ACTIVE BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Надежда Владимировна

В статье описывается контекст развертывания инициативного бюджетирования в регионах Российской Федерации и обосновывается необходимость систематического обучения чиновников федерального, регионального и муниципального уровней в данной сфере. Впервые предпринята попытка создания концепции образования чиновников новым инструментам вовлечения граждан в бюджетный процесс, инструментам инициативного бюджетирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TRAINING CIVIL SERVANTS THE TOOLS OF CITIZENS'' ENGAGEMENT IN BUDGET INITIATIVES

The article describes the context of the deployment of the initiative participatory budgeting in the regions of the Russian Federation and the necessity of systematic training of civil servants of Federal, regional and municipal levels in the field. It’s the first attempt to create a concept of teaching officials new tools of proactive budgeting for citizen engagement in the budget process

Текст научной работы на тему «Концепция обучения государственных служащих различного уровня власти инструментам вовлечения граждан в бюджетные инициативы»

37. Щедрина А. Г. Научные основы формирования здорового образа жизни детей и подростков / А. Г. Щедрина. — Новосибирск : Сибирский центр деловых технологий, 2014. — 223 с.

38. Якуничев М. А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию // Здоровьесберегающее образование. — 2013. — № 2 (30). — С. 23-25.

УДК/uDC 378:352.075

Н. В. Гаврилова N. Gavrilova

концепция обучения государственных служащих

РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ВЛАСТИ ИНСТРУМЕНТАМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В БЮДЖЕТНЫЕ ИНИцИАТИВЫ

THE CONCEPT OF TRAINING CIVIL SERVANTS THE TOOLS OF CITIZENS' ENGAGEMENT IN BuDGET INITIATIVES

В статье описывается контекст развертывания инициативного бюджетирования в регионах Российской Федерации и обосновывается необходимость систематического обучения чиновников федерального, регионального и муниципального уровней в данной сфере. Впервые предпринята попытка создания концепции образования чиновников новым инструментам вовлечения граждан в бюджетный процесс, инструментам инициативного бюджетирования.

The article describes the context of the deployment of the initiative participatory budgeting in the regions of the Russian Federation and the necessity of systematic training of civil servants of Federal, regional and municipal levels in the field. It's the first attempt to create a concept of teaching officials new tools of proactive budgeting for citizen engagement in the budget process.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, концепция обучения, партиси-паторное бюджетирование, инициативное бюджетирование.

Keywords: continuing professional education, professional development, concept of learning, participatory budgeting, pro-active budgeting.

С 2007 г. в различных регионах России развертываются проекты по вовлечению граждан в бюджетный процесс — проекты в сфере партисипаторного бюджетирования. Парти-сипаторное бюджетирование — практика, появившаяся свыше 25 лет назад в Латинской Америке как форма демократии «участия»

и предполагающая вовлеченность граждан в решения о выборе приоритетов расходования бюджетных средств. Существует несколько процедур, составляющих стержень парти-сипаторного бюджетирования, отступление от которых ведет к выхолащиванию содержания практики.

К этим процедурам относятся: опора на инициативы граждан, высказанные ими добровольно, публичное общественное обсуждение проектов с участием граждан, участие представителей местной власти в общественном обсуждении, конкурсность при отборе проектов, организация публичной отчетности об итогах реализации проектов.

Первым этапом партисипаторного бюджетирования в России является инициативное бюджетирование, под которым понимается совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Проекты инициативного бюджетирования основаны на нормах «демократии участия» и предполагают непосредственное участие граждан в обсуждении вопросов и реализации проектов. Далее в настоящей статье используется этот термин.

Спецификой России является то обстоятельство, что распространение инициативного бюджетирования в нашей стране совпало с еще одним процессом «демократизации» бюджетной политики, который получил название «открытый бюджет». Тенденции к повыше-

нию открытости и прозрачности бюджетной информации стали неотъемлемыми чертами государственной политики в последнее десятилетие. Начиная с 2005 г в Российской Федерации реализовано множество различных проектов в рамках данного процесса.

«Открытый бюджет» — государственная политика, направленная на формирование доступной для понимания гражданами информации о бюджетах разного уровня, а также идеология представителей государственной и местной власти по вовлечению граждан в процесс формирования доходной части бюджета и определению приоритетных направлений, проектов расходования бюджетных средств. Одной из наиболее важных задач является вовлечение групп бюджетополучателей, экспертного сообщества в обсуждение бюджетов разного уровня. Вовлеченность граждан в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту заинтересованности общественности (не только бюджетополучателей) в бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления информации, но самое главное — создает сопричастность граждан решению насущных проблем [1].

В некоторых практиках, реализуемых, например, в Тульской области или в рамках ППМИ, граждане не только участвуют в решении вопросов местного и регионального значения, но и могут софинансировать проекты, которые считают актуальными.

К тому моменту, как в России появились первые проекты в сфере инициативного бюджетирования, в 2007-2008 гг. за рубежом уже складывались профессиональные сообщества специалистов, занимающихся этой темой, возникли такие инициативы, как чилийский форум по ПБ, португальский проект Participatory Budget Initiative, британский PB Unit, американский Participatory Budgeting Project и другие. На современном этапе зарубежные практики интегрируются в более сложные и комплексные системы гражданского вовлечения и становления профессиональных сетей специалистов в области ПБ [3].

Особую роль в процессе внедрения парти-сипаторного бюджетирования в разных странах мира сыграла программа развития силами местных сообществ Всемирного банка. За последние 25 лет при технической и финансовой поддержке Всемирного банка было реализовано более 1000 таких программ в 84 странах мира.

В Российской Федерации на текущий момент инициативное бюджетирование реали-

зуется в нескольких регионах и различается по методике и масштабам. Существующие проекты гражданского участия направлены на вовлечение граждан в решение вопросов местного значения и в большинстве своем они относятся к следующим трем практикам: Программа поддержки инициатив (ППМИ) Всемирного банка, программа «Народная инициатива» («Народный бюджет») и Проект Центра «Res Publica» Европейского университета.

Их история берет начало с 2007 г., когда Всемирным банком был запущен первый региональный проект ППМИ в Ставропольском крае. В 2010 г присоединилась Кировская область. В 2011 г. партия «Единая Россия» запустила Всероссийский проект «Народный бюджет», в котором были применены отдельные партисипаторные процедуры для обсуждения бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях. Иркутская область инициировала собственную версию партийного проекта под названием «Народные инициативы». В 2012 г. были запущены «Народный бюджет» в Тульской области и «Народная инициатива» в Тамбовской области. В 2013 г. к ППМИ присоединились Нижегородская, Тверская области и Хабаровский край. Европейский университет в Санкт-Петербурге при поддержке Фонда Кудрина начал внедрять проекты по собственной методике — «Народный бюджет» в г. Череповце Вологодской области и «Я планирую бюджет» в г. Сосновый бор Ленинградской области. В 2014 г. к ППМИ присоединилась Республика Башкортостан. В системе «Открытое Правительство» была сформирована рабочая группа по партисипаторному и экстра-бюджетированию. В начале 2015 г. был создан Центр инициативного бюджетирования в Научно-исследовательском финансовом институте Министерства финансов РФ. В июле того же года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Международным банком реконструкции и развития и Министерством финансов РФ по развитию практики ППМИ в Российской Федерации. В октябре прошла I Всероссийская конференция по инициативному бюджетированию.

Таким образом, можно наблюдать тенденцию к поступательному распространению практики, которая, по всей вероятности, продолжится в ближайшие годы. Этой положительной динамике есть свое объяснение. Как показывает накопленный российскими регионами опыт, реализация проектов инициативного бюджетирования имеет ряд положитель-

ных экономических и социальных эффектов, ключевыми из которых являются: повышение эффективности расходования бюджетных средств, повышение качества жизни местных сообществ за счет выявления и решения наиболее острых социальных проблем, а также минимизация иждивенческих настроений населения.

Ввиду перспективности практики инициативного бюджетирования и позитивных результатов ее внедрения в пилотных регионах России видится необходимым внедрить тематическую программу дополнительного образования чиновников, которая бы способствовала диссеминации практики на новые субъекты федерации.

Такая программа дополнительного образования должна отталкиваться от анализа существующих подходов к повышению квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере инициативного бюджетирования, кадрового обеспечения и институциональной среды, на базе которой может вестись подобное обучение.

Поскольку инициативное бюджетирование появилось в России недавно и было инициировано «снизу» при отсутствии централизованного планирования, сегодня от региона к региону подходы к его воплощению разнятся. Различаются и профили государственных и муниципальных служащих, которые курируют реализацию проектов. Так, например, в Кировской области ответственными являются Министерство финансов и Министерство социального развития, в Нижегородской области — Министерство внутренней региональной и муниципальной политики, в Хабаровском крае — Министерство экономического развития и внешних связей, в Республике Северная Осетия — Алания — Министерство туризма, предпринимательства и инвестиционной политики. Таким образом, реализацию проектов инициативного бюджетирования не всегда замыкают на себе финансисты. Следовательно, программа обучения государственных и муниципальных служащих должна быть спроектирована таким образом, чтобы учитывать разнообразие профилей и компетенций.

В развитых зарубежных странах программы подготовки и переподготовки государственных служащих реализуются на основе рыночных принципов, которые предусматривают взаимодействие государственных органов с различными типами учебных заведений (университеты, академии, школы, колледжи).

Подготовка государственных служащих, как правило, осуществляется специальными учебными заведениями (академии, национальные школы), которые получают финансирование из государственного бюджета. В России программы повышения квалификации государственных служащих в рамках дополнительного профессионального образования реализуются в нескольких учебных центрах, к числу которых относятся Финансовый университет, МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», РАНХиГС и другие.

Реализация мероприятий по дополнительному профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих осуществляется за счет средств различных источников, в том числе средств, предусмотренных бюджетом, из личных средств государственных и муниципальных служащих, за счет средств международных или иностранных органов и организаций и др. Образовательные мероприятия в рамках государственного и муниципального заказа финансируются из средств соответствующего бюджета.

В отечественной практике программы повышения квалификации относятся к дополнительным образовательным программам, по которым реализуется дополнительное образование (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 12). Содержание такой программы повышения квалификации самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, которая осуществляет образовательную деятельность (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 76), если иное не предусмотрено законодательством федерального уровня. Организация, которая ведет образовательную деятельность, определяет необходимое количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе и формы обучения.

Если говорить об образовании в сфере инициативного бюджетирования в России, то оно пока не носит систематического характера. Некоторый опыт профильного обучения накоплен проектными центрами и регионами, реализующими практики инициативного бюджетирования. Центр «Res Publica» Европейского университета в Санкт-Петербурге издал «Руководство по внедрению инициативного бюджетирования для муниципалитетов РФ», в котором подробно изложена используемая Центром методика. В рамках проектного цикла Программы поддержки местных инициатив Всемирного банка образовательные меропри-

ятия проводят консультанты банка. Тверская область, будучи «пионером» в образовательной сфере среди регионов, первая начала проводить бюджетные школы, на которых представители местных администраций осваивают принципы инициативного бюджетирования и учатся готовить конкурсные заявки по проектам. За рубежом образованием в сфере инициативного бюджетирования также, как правило, занимаются проектные центры либо власть на местах.

По результатам освоения программы повышения квалификации чиновники должны иметь представление о характерных чертах современного этапа инициативного бюджетирования в России и мире, о проектном цикле и этапах его реализации, а также обучать применять полученные знания и навыки на практике. Непосредственным результатом внедрения предлагаемой образовательной программы должна стать подготовка специалистов в указанной сфере, которые обладают знаниями, навыками и возможностями обеспечить условия для распространения практики инициативного бюджетирования.

Такая программа обучения может быть реализована в рамках курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) на базе профильных высших учебных заведений и проектных центров. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2), дополнительное профессиональное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей в профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Одной из составляющих единой системы дополнительного профессионального образования гражданского служащего является повышение квалификации, которое осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 62).

Конкретные направления дополнительного профессионального образования для государственных (муниципальных) служащих,

в рамках которых может быть реализована описываемая образовательная программа, включают в себя:

— «Организационно-экономическое» (в том числе «Государственная служба в Российской Федерации», «Экономическая и социальная политика», «Организация торгов на закупку продукции для государственных нужд» и др.);

— «Планово-финансовое» (в том числе «Финансы и кредит», «Финансовое управление», «Бюджетный учет», «Бухгалтерский учет» и др.)1.

Целевая аудитория предлагаемой программы обучения может быть структурирована согласно двум критериям — критерию иерархии и отраслевому критерию. Согласно уровням иерархии ее можно поделить на следующие 3 группы: государственные служащие федерального уровня, государственные служащие регионального уровня, муниципальные служащие.

Согласно отраслевому критерию на основе анализа российского опыта могут быть выделены следующие группы специалистов, ведущих проекты инициативного бюджетирования в регионах: финансисты, специалисты социальной сферы, сферы строительства, по внутренней политике и администраторы из других отраслей.

Для целей настоящей программы наиболее продуктивным является первый приведенный подход к выделению целевых аудиторий, поскольку в соответствии с тем уровнем, который занимает служащий (федеральный, региональный или муниципальный), разнится степень погружения и горизонт видения проблемы, с учетом которых должен строиться учебный курс. Федеральные государственные служащие смотрят на инициативное бюджетирование преимущественно как на один из элементов государственной бюджетной политики. Внимание государственных служащих регионального уровня в первую очередь обращено на социальные и экономические эффекты инициативного бюджетирования, которые выражаются в повышении качества жизни и росте эффективности бюджетных расходов в регионе. Муниципальным служащим, непосредственно реализующим проекты на местах,

1 «Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации» (Форма № 2-ГС (ГЗ)) и «Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих» (Форма № 2-МС) из Приказа Росстата от 29.08.2013 № 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

важнее понимать специфику общения с населением и процедурные вопросы проектного менеджмента.

Для того чтобы образовательная программа могла достичь поставленных целей, подготовка должна опираться на следующие принципы:

• связь обучения по дополнительным профессиональным программам с профессиональным развитием и служебным продвижением;

• таргетированный охват специалистов разного уровня, ответственных за реализацию проектов в сфере инициативного бюджетирования;

• дифференцированный подход к разным категориям служащих муниципального, регионального и федерального уровня;

• ориентированность на потребности практической реализации проектов;

• опережающий характер с учетом перспектив развития практики инициативного бюджетирования;

• учет передового отечественного и зарубежного опыта повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;

• привлечение к образовательному процессу в качестве преподавателей квалифицированных экспертов, наиболее успешных руководителей органов государственного управления и консультантов из проектных центров.

Оптимальным вариантом представляется организация учебного процесса на базе Научно-исследовательского финансового института Минфина России или на базе проектных центров. Под проектным центром понимается организационная структура, которая осуществляет методологическую, исследовательскую (аналитическую), мониторинговую, образовательную и консультационную функции в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования. Проектный центр может сопровождать проекты определенного региона или различных субъектов Российской Федерации. Примерами второго типа являются Центр «Res Publica» при Европейском университете в Санкт-Петербурге и команда Программы поддержки местных инициатив Всемирного банка. Соответственно, при организации подготовки в рамках проектных центров оптимальными кандидатами на роль преподавателей являются консультанты, имеющие практический опыт реализации и сопровождения проектов инициативного бюджетирования. В то же время от-

дельные образовательные модули, связанные со спецификой региона, лучше поручить местным же специалистам.

Количественные результаты внедрения программы будут выражаться в повышении общего количества профессионалов, имеющих компетенции в соответствующей области. Качественные результаты будут выражаться в появлении сети специалистов, которые станут кадровым ресурсом для внедрения инициативного бюджетирования в тех регионах, где его еще нет, и повышения его эффективности в тех, где оно уже есть.

В связи с инертностью образования, наличием значительной временной разницы между началом образовательных программ и получаемыми результатами, определяемой периодами обучения, закрепление инициативного бюджетирования как устойчивой практики будет иметь отложенный эффект.

Полноценная реализация образовательной программы для каждой из аудиторий предполагает чтение лекций и проведение обучающих семинаров с разъяснением методологии инициативного бюджетирования, обучение основам бюджета и местного управления, разбор успешных практик, обсуждение идей и предложений. Учебная программа подразумевает комбинирование лекционных и семинарских занятий, опционально она также может включать такие образовательные форматы, как круглые столы, мастер-классы, деловые и ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия и консультации.

Предлагаемая программа может реали-зовываться частично в форме стажировки, целью которой является изучение передового опыта на примере конкретных проектов инициативного бюджетирования, закрепление на практике теоретических знаний, полученных при освоении программ повышения квалификации, а также приобретение необходимых в исполнении должностных обязанностей навыков и умений. Содержание и сроки стажировки должны определяться организацией, которая будет осуществлять образовательную деятельность, исходя из целей стажировки и с учетом содержания образовательной программы и предложений организаций, которые будут направлять специалистов на стажировку. Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать самостоятельную работу с учебными изданиями по теме инициативного бюджетирования, приобретение профессиональных и организатор-

ских навыков в проведении собраний, изучение организации и технологии подготовки и сбора конкурсных заявок, непосредственное участие в планировании проекта инициативного бюджетирования, работу с конкурсной и нормативной документацией, выполнение функциональных обязанностей консультантов и других должностных лиц в рамках проекта инициативного бюджетирования, участие в совещаниях и деловых встречах.

Как было отмечено, в рамках предлагаемой учебной программы целевая аудитория разбита на три составные группы. Далее приведена структура образовательной программы с указанием тематических модулей, которые предлагаются каждой из трех целевых аудиторий, и почасовой нагрузки на каждый из модулей. Для всех видов аудиторных занятий академический час подразумевает продолжительность в 45 минут.

Таблица

Предлагаемые тематические модули образовательной программы с указанием количества часов, отведенных на каждый модуль

№ Название образовательного модуля Кол-во часов для госслужащих федерального уровня Кол-во часов для госслужащих регионального уровня Кол-во часов для муниципальных служащих

1 Основные понятия и контекст инициативного бюджетирования 6 6 2

2 Зарубежный опыт инициативного бюджетирования 6 4 4

3 Российский опыт инициативного бюджетирования 6 6 4

4 Правовое регулирование инициативного бюджетирования 10 6 4

5 Проектные центры как элемент институциональной среды инициативного бюджетирования 10 6 4

6 Общая схема реализации проекта инициативного бюджетирования 6 8

7 Коммуникационное сопровождение проекта инициативного бюджетирования и вовлечение граждан 10

8 Бюджетная комиссия и ее роль в проекте инициативного бюджетирования 4

9 Эффективные формы проведения собраний 4

10 Подготовка и подача заявок гражданами 6

11 Организация софинансирования со стороны населения 6 8

12 Конкурсная документация 8

13 Иная документация по проекту 8

Итого: 38 Итого: 40 Итого: 74

Как можно видеть из таблицы, для государственных служащих федерального и регионального уровней программа носит преимущественно теоретический и обзорный характер, тогда как для муниципальных служащих на местах она предполагает прикладной анализ современных

практик и процедур партисипаторного бюджетирования, по освоению которого они могли бы самостоятельно реализовывать проекты.

Содержательное наполнение модулей может быть проиллюстрировано на следующих примерах.

Модуль 11. Организация софинансирова-ния со стороны населения

Лекция

Порядок софинансирования проектов. За чей счет может осуществляться софинан-сирование: за счет средств местного бюджета, со стороны населения, со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и др. Документальное подтверждение софинансирования. Порядок отбора муниципальных проектов софинансирования. Порядок предоставления субсидий на проекты софинансирования. Порядок управления и координация проектов: роли Министерства внутренней политики и развития местного самоуправления, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства финансов субъекта Российской Федерации, муниципальных образований субъекта Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор. Возможные трудности в организации и сопровождении проектов софи-нансирования.

Семинар

Вопросы для обсуждения:

• каким образом организуется процедура софинансирования;

• за чей счет может осуществляться со-финансирование, в чем специфика каждого из случаев.

По результатам освоения блока слушатель должен:

• знать порядок софинансирования проектов партисипаторного бюджетирования;

• знать, каков порядок управления и как осуществляется координация проектов софи-нансирования;

• быть в состоянии предвидеть возможные трудности в организации и сопровождении проектов софинансирования и быть готовым к их преодолению.

Модуль 12. Конкурсная документация

Лекция

Заявка на участие в конкурсном отборе. Протокол собрания граждан. Регистрационные листы. Фотография собрания. Видео-/аудиозаписи собрания. Документы, подтверждающие финансовое обеспечение проекта за счет средств местного бюджета: выписка из решения о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год и платежные поручения, подтверждающие оплату расходов муниципального образования. Гарантийные письма от юридических лиц. Гарантийные пись-

ма от депутатов законодательного собрания. Документы, подтверждающие право собственности на объект общественной инфраструктуры. Кадастровая выписка о земельном участке, на котором находится объект общественной инфраструктуры. Локальная смета. Договоры на разработку и проверку сметной и технической документации. Документы, подтверждающие предварительное обсуждение проекта. Документы, подтверждающие использование СМИ для информирования населения о проекте до собрания. Документы, подтверждающие освещение итогов собрания в СМИ. Фотографии объекта. Иные документы. Опись документа.

Семинар

Вопросы для обсуждения:

• из чего состоит конкурсная документация, какова специфика каждой составляющей;

• кто из участников проекта ПБ и на каком этапе готовит каждый из документов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам освоения блока слушатель должен:

• ориентироваться в многообразии различных типов конкурсной документации;

• быть в состоянии осуществить ревизию пакет-заявки и указать на недостающие или неправильно подготовленные документы.

Важным акцентом в предлагаемой программе должен стать упор на выстраивание эффективной коммуникации между чиновниками и широкой общественностью и технологии публичного обсуждения социальных проблем. Дело в том, что узким местом многих проектов является отсутствие публичного языка, который бы позволял жителям поселений договариваться друг с другом и с властью о тех вопросах, которые являются актуальными для всех. Часто сотрудники разных комитетов администрации также не могут договориться между собой.

В отсутствии культуры публичного диалога коммуникация нередко перерастает в конфронтацию, когда общество не доверяет чиновникам, а чиновники считают, что население вместо того, чтобы решать проблемы конструктивно, умеет лишь жаловаться. В большинстве проектов инициативного бюджетирования, которые реализуются в России на сегодняшний день, задачу выстраивания такого рода диалога берут на себя консультанты. Они выступают в роли сторонних медиаторов, которые доносят до всех стейкхолдеров цели и задачи проекта и помогают выстроить взаимодействие.

Таким образом, вместе с диссеминацией практики на новые регионы будет возрастать потребность в консультантах и необходимость разбираться в практических аспектах организаций собраний и позиционировании проектов в СМИ со стороны самих чиновников.

В последнее десятилетие работники федеральных, региональных органов государственной власти и местного самоуправления столкнулись в своей работе с новыми темами, требующими дополнительного профессионального образования. Одной из них является инициативное бюджетирование, проблематика которого в настоящее время отсутствует в системе дополнительного профессионального образования. Можно констатировать существенную потребность систе-

мы образования в такого рода концепции и ее скорейшей реализации на практике.

1. Вагин В. В., Шаповалова Н. А., Гаврилова Н. В.. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Финансовый журнал. — 2015. — № 3 (25). — С. 117-122.

2. Руководство по внедрению партиципаторного бюджетирования для муниципалитетов РФ. — СПб., 2015.

3. Dias N. Twenty-five yeans of participatory budgets in the world. A new social and political movement? / Hope for Democracy. 25 yeans of Participatory Budgeting worldwide. — In Loco Association, 2014.

4. Transnational Models of Citizen Participation: The Case of Participatory Budgeting / Y. Sintomer, C. Herzberg, A. Rocke, G. Allegretti // Journal of Public Deliberation. — 2012. — Vol. 8, Issue 2, Article 9. — URL: http://www. publicdeliberation.net/jpd/vol8/iss2/art9.

УДК/uDC 378.147 П. Н. Осипов, Ю. Н. Зиятдинова

P. Osipov, J. Ziyatdinova

закономерности и принципы интернационализации

ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

PATTERNS AND PRINCIPLES FOR THE INTERNATIONALIZATION OF ENGINEERING EDuCATION

Актуальность проблемы интернационализации образования обусловлена мировыми тенденциями глобализации и интеграции, стремлением российских университетов к международному признанию. Цель статьи заключается в анализе закономерностей и обосновании на этой основе принципов интернационализации инженерного образования, составляющих суть авторской концепции. Особое внимание уделяется принципам регионализации, международного социального партнерства, включенности субъектов образовательного процесса в международную деятельность, интенсификации их подготовки для решения задач интернационализации, ориентации на саморазвитие. Определены задачи интернационализации инженерного образования и представлены ее уровни: декларативный, поисковый, организационный и продуктивный.

Internationalization of university education is motivated by globalization, integration and international recognition challenges for the Russian universities. The paper aims at analyzing the laws and patterns which condition the principles for internationalization of engineering education, describing the original approach to the problem. The principles, described in the article, are: regionalization, international social partnership, participation of students and faculty in international activities, intensification of students and faculty training for solving internationalization problems, self-directed development. The tasks for internationalization of engineering education are classified and presented in the stages of declaration, exploration, organization and production.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного гранта «Проектирование и реализация модели интернационализации инженерного образования в Республике Татарстан», проект №15-16-16003.

The study was performed with financial support of the grant RHF «Design and implementation of the model of internationalization of engineering education in the Republic of Tatarstan», project No. 15-16-16003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.