10.Майорова Л.Н. Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства [Текст] / Л.Н. Майорова // Экономические науки. -2013. - №3. - С 219-222.
11.Мазилов, Е.А. Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.А. Мазилов, А.Е. Кремин // Вопросы территориального развития. - 2016. - № 5. - Режим доступа: http://vtr.vscc.ac.ru/article/2039
12.Мишулин Г.М. Экономический рост: факторы, источники, механизмы [Текст] / Г.М. Мишулин, А.В. Стягун. - М.: ЗАО «Издательство современная экономика и право»; Краснодар: Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2012. - 212 с.
13.Проблемы экономического роста территории [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин, Т.В. Воронцова, Т.Г. Смирнова; под рук. Т.В. Усковой. -Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. -170 с.
14.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1266 с.
15.Стратегии России на период до 2020 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf
16.Теребова, С. В. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы [Текст] : монография / С. В. Теребова, О. В. Подолякин, В. С. Усков, С. Ю. Егорихина. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2011.
17.Усков В.С. Анализ факторов развития сектора малого и среднего предпринимательства в регионе / В.С. Усков // Молодые ученые - экономике // Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. С. 116-136.
18.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Элек- тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base= LAW;n= 90233
19.Французов В. Ловушка низких темпов. Мировая общехозяйственная и товарная инфраструктура: современные тенденции и перспективы [Текст]/ В. Французов/ Российский экспортер. - 2016. - 10-17
20.IMF World Economic Outlook & database, October, 2016
УДК 334.7
Уторов Д.А. аспирант
Международная академия бизнеса и новых технологий (Ярославль) ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЁРСТВЕ Аннотация. В статье рассмотрены инфраструктурные проекты, реализуемые с помощью механизма государственно-частного партнёрства. Показана отрасль реализации инфраструктурных проектов. Выявлен общий объём инвестиций.
Ключевые слова. Экономика, проект, государственно-частное партнёрство, механизм финансирования.
Utorov D.A. graduate student
International Academy of business and new technologies (Yaroslavl) INFRASTRUCTURE PROJECTS UNDER PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
Abstract. The article considers infrastructure projects through the mechanism of public-private partnerships. Shown sector infrastructure projects. Identified the total investment.
Key words. Economy, project, public-private partnership funding mechanism.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. ГЧП является одной из экономических форм хозяйственной деятельности [1]. В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях .
До разработки существующего законодательства о государственно-частном партнёрстве единого понятия ГЧП не существовало. Определения государственно-частного партнёрства присутствовали в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года).
Существуют различные субъекты ГЧП. Отметим, что в 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития. Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются: Инвестиционный фонд, Банк развития, государственные корпорации, особые экономические зоны, Российская венчурная компания, концессии. То есть ГЧП является важнейшим элементом денежно-кредитных отношений [2].
О развитии нормативной правовой базы ГЧП свидетельствует опыт Северной столицы. В 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от
25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах». В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнёрств в Санкт-Петербурге». В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. В том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнёрстве». Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах».
Кроме Санкт-Петербурга, реализацией проектов ГЧП занимаются в ряде регионов России. Рассмотрим характеристику инфраструктурных проектов ГЧП в РФ (табл.1).
Таблица 1
Характеристика инфраструктурных проектов, реализуемых с помощью
механизма ГЧП
Наименование Отрасл Дата Срок Участники проекта Общи
проекта ГЧП ь подписа реализ й
реализа ния ации объём
ции соглаше ния проект а, лет инвест иций, тыс.ру б
Благоустройство, Социаль 07.10. 25 Муниципальное 15 000
реконструкция и содержание ная 2015 образование городское поселение город Бирск
сквера имени муниципального района
Ленина Бирский Республики Башкортостан, ООО «Бирск Ленд»
Автомобильная Транспо 01.12. 23 Государственная 17 300
дорога М-4 «Дон» ртная 2013 компания «Российские 000
автомобильные дороги»,
ООО «Трансстроймеханизация»
Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения (котельные) Елецкого района Энергет ика Нет данных 15 Администрация Елецкого муниципального района, ООО «Теплосервис» 2 040 000
Cтроительство автоматизированн ой газовой котельной № 1 и реконструкция тепловых сетей в г. Уварово Коммун альная 17.12. 2013 20 Администрация г. Уварово Тамбовской области, ОАО «Тамбовская сетевая компания» 42 966
Анализ данных федерального портала «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» по сферам использования механизма ГЧП показывает, что достаточно широкое применение ГЧП наблюдается в коммунальной сфере - 33,1% (194 проекта), социальной сфере - 28,2% (165 проектов) и энергетическая сфера - 27,8% (163 проекта), в наименьшей степени данный механизм используется в транспортной сфере -10,9% (64 проекта). Однако при этом стоимость транспортных проектов гораздо выше, чем у проектов в других отраслях. Реализация проектов ГЧП позволяет диверсифицировать деятельность интегрированных структур в условиях макроэкономического спада [3].
Стоит также учесть, отсутствие механизмов долгосрочного финансирования. При этом наиболее долгосрочные и дорогостоящие проекты реализуются в режиме «ручного управления». К таким проектам можно отнести строительство «Западного скоростного диаметра» в Санкт-Петербурге, соглашение по которому было подписано лишь в присутствии Владимира Путина на 23 декабря 2011 года. Соглашение предполагало создание и эксплуатацию на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Была открыта многомиллиардная кредитная линия для реализации этого стратегически важного проекта.
Аналогичные проекты возможно осуществлять и в других регионах, например, в Ярославской области, для обеспечения экономического роста [4].
Использованные источники:
1.Коречков Ю.В., Мудревский А.Ю. Экономика. Учебник / Ярославль, 2016.
2.Коречков Ю.В. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие. Ярославль, 2016.
3.Губжев А.Х., Коречков Ю.В. Диверсификация деятельности интегрированных структур в условиях макроэкономического спада / Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 100-104.
4.Коречков Ю.В. Проблемы обеспечения экономического роста в Ярославской области / Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 94.
УДК 343.98
Утяганова Л.И., ^удент
3 курс, юридический факультет Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета Российская Федерация, г. Стерлитамак
Гареева .Э.Р. ст. преподаватель Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета Российская Федерация, г. Стерлитамак ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГА (ПСИХОЛОГА) ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) В статье рассматриваются проблемы процессуального положения педагога в производстве уголовного дела в отношении несовершеннолетних. УПК РФ закрепляет, что в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, который не достиг возраста шестнадцати лет либо достиг этот возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Однако в данном НПА достаточном объеме не раскрыто его процессуальное положение.
Процессуальные положения педагога(психолога), психическое расстройство, психическое развитии, допрос несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), допросе несовершеннолетнего подозреваемого( обвиняемого).
The article deals with the problems connected with the fulfillment of the requirements imposed on minors of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation that are fixed in the interrogation of a minor suspect, accused, under the age of sixteen years old or reached the age, but suffers from a mental disorder or a mental development gap, the participation of a teacher or a Psychologist .