Научная статья на тему 'РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ'

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усков В.С.

В статье рассматривается место и роль малого предпринимательства в экономике России и за рубежом; обобщаются теоретические подходов к определению вклада малого предпринимательства в экономический рост; определяется институциональная среда развития предпринимательства в России.The article considers the place and role of small business in the economy of Russia and abroad; Generalized theoretical approaches to determining the contribution of small business to economic growth; Defines the institutional environment for the development of small business in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усков В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ»

формулируется тема научного исследования, и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной судебной практики. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.

Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс.

Использованные источники:

1.Пономарев, А.Б. Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. - Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 186 с.

2.Сабитова Р.Г. Основы научных исследований: учеб. пособие / Р.Г. Сабитова. - Владивосток: Дальневосточный Государственный Университет, 2013.- 59 с.

Информация о себе: 89176258919,

УДК 334.012.64

Усков В.С., кандидат экономических наук старший научный сотрудник Институт социально-экономического развития территории РАН РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ Аннотация: В статье рассматривается место и роль малого предпринимательства в экономике России и за рубежом; обобщаются теоретические подходов к определению вклада малого предпринимательства

в экономический рост; определяется институциональная среда развития предпринимательства в России.

Ключевые слова: экономический рост, малое предпринимательство, фактор экономического роста

THE ROLE OF SMALL BUSINESS TO ENSURE ECONOMIC GROWTH OF THE COUNTRY Summary: The article considers the place and role of small business in the economy of Russia and abroad; Generalized theoretical approaches to determining the contribution of small business to economic growth; Defines the institutional environment for the development of small business in Russia.

Keywords: economic growth, small business, factor of economic growth Проблемы динамики национальной экономики привлекают все большее внимание. Анализ темпов экономического роста, изменение факторов, влияющих на него, спады и подъемы экономического развития лежат в основе работ по прогнозированию экономики, служат основой для выработки экономической политики государства. Проблема экономического роста имеет много аспектов и, наряду с чисто экономическими сторонами, связана с вопросами социологического, политического, нравственного и общечеловеческого характера. Возможности обеспечения высоких темпов экономического роста особенно расширились в связи с развертыванием, в середине XX в. НТР и ее дальнейшим углублением [13].

Критический анализ различных научных представлений об экономическом росте свидетельствует, что описание этого многоаспектного явления далеко не завершено. В то же время исследование и моделирование факторов, причин и механизмов, определяющих характер экономического роста, позволяет объективизировать процесс развития социально-экономических систем, формировать достоверные прогнозы, разрабатывать более эффективные инструменты его регулирования [12].

Обобщение теоретико-методологических подходов к определению сущности экономического роста позволяет заключить, что рост есть одна из составляющих экономического развития, характеризующаяся положительной динамикой экономики, количественным и качественным совершенствованием произведенного ВВП [9, 13]. Его роль в экономической системе противоречива. С одной стороны, экономический рост является фактором поступательного экономического развития, с другой - фактором нестабильности, поскольку при определенных условиях обусловливает перегрев экономики, ее кризисную динамику. В посткризисный период экономический рост является фактором выхода из кризиса, поступательного развития экономики [1].

Анализ современных тенденций мировой экономики свидетельствует, что выход глобальной экономики на траекторию устойчивого роста не состоялся. Это находит выражение в нестабильном экономическом развитии и замедлении его динамики в ряде ключевых экономик (табл. 1). По мнению

К. Манн глобальная экономика уже в течение пяти лет находится в ловушке низких темпов роста, выбраться из которой достаточно сложно. Основные проблемы - отсутствие новых драйверов роста [19].

Таблица 1

Прогноз динамики ВВП в странах и группах стран в 2017-2020 гг., в % к

_предшествующему году, в неизменных ценах [19, 20]

Страна 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Мир в целом 3,4 3,6 3,7 3,7

Страны с развитой экономикой 1,8 1,8 1,8 1,7

США 2,2 2,1 1,8 1,7

Япония 0,6 0,5 0,7 0,1

Страны еврозоны 1,5 1,6 1,5 1,5

Страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства 4,6 4,8 5,0 5,1

Россия 1,1 1,2 1,5 1,5

Китай 6,2 6,0 6,0 5,9

Бразилия 0,5 1,5 2,0 2,0

Мексика 2,3 2,6 2,9 3,0

Нигерия 0,6 1,6 3,2 3,8

ЮАР 0,8 1,6 2,2 2,2

Что касается России, то, безусловно, сегодня нет задачи более важной, чем переход к стратегии экономического роста. Затухание экономической динамики российской экономики и неспособность выйти на докризисные (2000-2008 гг.) темпы экономического роста свидетельствуют об исчерпании потенциала сложившейся модели «сырьевого роста» [9]. В ситуации почти двукратного сокращения в РФ ВРП экономический рост становится одной из основных макроэкономических целей (рис. 1).Он является объективно необходимым и для всех развивающихся стран с целью преодоления экономической отсталости.

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

163,1

97 7 104,6 105,4 103Д 101,8 101,3

-1-1-1-1-1-1-1

2000-2007 2008-2009 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. гг. гг.

Рис. 1. Динамика ВРП Российской Федерации, % к предыдущему

году

Рост российской экономики в рыночных условиях требует формирования и развития в стране всего многообразия рыночных институтов и секторов народного хозяйства. Экономический рост является одной из основополагающих категорий экономической теории и практики. Именно с ним связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни. Практическая деятельность любого правительства по осуществлению экономической, финансовой и налоговой политики, в конечном счете, направлена на стимулирование экономического роста. Проблема экономического роста всегда была и остается центральной в экономической науке. Экономический рост это непрерывный процесс увеличения факторов производства и материальных благ, характеризующихся количественными и качественными показателями общественного производства. Экономическая теория определяет основным показателем экономического роста темп роста ВВП страны за определенный период (квартал, год), а так же удельный вес сегментов общественного производства. В связи с этим необходимо отметить, что в экономически развитых странах в структуре ВВП больше половины (5060%) составляет объем продукции произведенной малыми предприятиями [10].

В связи с этим цель данного исследования - выявление системных проблем и тенденций развития малого предпринимательства, а также определение его роли в качестве фактора экономического роста в РФ. Цель исследования определяет необходимость решения следующих задач; определение места и роли малого предпринимательства в экономике России и за рубежом; рассмотрение теоретических подходов к определению вклада малого предпринимательства в экономический рост; определение институциональной среды развития предпринимательства в России.

Возможность реализации частной предпринимательской инициативы и развитие малого и среднего предпринимательства являются необходимыми условиями успешного развития страны, решения социальных и экономических задач.

Малый и средний бизнес России - это более 5,6 млн. субъектов предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник в России. Малое предпринимательство - это, прежде всего, институт, который обеспечивает занятость населения. Именно малые компании делают деловую и общественную среду комфортной и удобной. С предпринимательством связано решение задач экономического развития и переход на путь инновационного развития [2, 7,].

В последние годы высшим руководством страны заявлен ряд мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства: налоговый мораторий на 4 года, налоговые каникулы для вновь созданных производств, снижение контрольно-надзорного давления, «инвестиционный лифт» [4]. Однако следует отметить недостаточную эффективность реализуемых мер в текущих экономических условиях и отсутствие системного результата.

Несмотря на относительно высокий вклад в обеспечение занятости населения, по другим показателям малое и среднее предпринимательство играет незначительную роль в экономических процессах (табл. 2).

Таблица 2

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в разных странах [5]

Государство Доля в ВВП Доля в занятости

США ~ 50% ~ 50%

Страны ЕС 50-70% 50-70%

Япония >50% >80%

КНР >60% >80%

Южная Корея ~50% >80%

Бразилия >60% ~ 65%

Индия < 20% ~ 65%

РФ <20% < 40%

На малый и средний бизнес приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. Доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте в России находится на уровне 20%.

Вместе с тем уровень обеспеченности малых и средних предприятий основными средствами пока является крайне низким. Малые и средние компании владеют только 5-6% от общего объема основных средств и формируют около 6% от общего объема инвестиций в основной капитал. Более того, сравнение уровня развития малого и среднего

предпринимательства в России с другими странами показывает заметное отставание по ряду показателей [15, 16]. Так, доля малого и среднего бизнеса в ВВП во многих зарубежных странах составляет более 50%. Аналогичная ситуация наблюдается с долей занятого населения, приходящейся на сектор малого и среднего предпринимательства, в России малый и средний бизнес обеспечивает лишь 25-30% постоянных рабочих мест, тогда как в развитых странах он колеблется от 35% до 80% [4].

1, з 1, 2 1,1 1,0 0,9 0,8 <Р,7

0,5 0,4

0,з 0,2 0,1 0,0

46 США

57 Канада Германия 49 51 42 Сингапур Великобритания Австралия

46 34 57 „ Нидерланды Яп^ия

Ч32^ алайзия ¡^

Россия ^^^^ Чехия 33

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 Количество субъектов МСП на 1000 человек

0

Рис. 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, средний размер субъектов малого и среднего предпринимательства и доля малого и среднего предпринимательства в ВВП различных стран5

[4]

Малое предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых -микро предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу [17].

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая часть производственных услуг.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в современной рыночной экономике - это уникальный ресурс и резерв экономического роста.

5 На представленном рисунке видно, что по количеству малых и средних предприятий на 1000 человек населения (горизонтальная шкала) Россия находится на сопоставимом с другими странами уровне. Однако средний объем добавленной стоимости, создаваемый малыми и средними предприятиями (вертикальная шкала), в России заметно отстает от показателей других стран. Как следствие, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП (размер кружка) в России находится на самом низком уровне среди представленных стран.

Сегодня показатель объема производства малых предприятий России в общем объеме ВВП имеет огромное значение. Если доля малых предприятий в экономике не достигает "барьера" в 40%, что и наблюдается сегодня в России, то такое состояние малого предпринимательства, во-первых, свидетельствует о недостаточности реформ, а во-вторых, становится прямым препятствием к их проведению, поскольку слабый малый бизнес гасит реформационную мотивацию, в то время как сильный - создает ее [10].

Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризиса. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. Малое и среднее предпринимательство должно стать основой экономики посткризисного периода.

Следовательно, необходимо развивать «сильное» малое предпринимательство, для увеличения его вклада в экономический рост.

Возможность вклада малого предпринимательства в экономический рост определяется его факторами. В экономической литературе общепринято кроме труда, земли и капитала, относить к факторам роста предпринимательскую способность и научно-технический прогресс.

Анализ основных положений экономической теории позволяет заключить, что в рыночной экономике капитал как один из основных факторов экономического роста капитал ищет сферы своего наиболее эффективного применения. В отрасли с наибольшей нормой прибыли устремляются множество различных капиталов, что приводит к увеличению выпуска продукции. Ситуация на рынке данного товара изменяется, превышение предложения товара над его спросом приводит к падению нормы прибыли и оттоку капитала. Именно малые предприятия способствуют осуществлению сложных процессов межотраслевого и внутриотраслевого перелива капитала. На крупных предприятиях перемещение финансовых, материальных и трудовых ресурсов усложняется из-за значительных объемов этих ресурсов.

В условиях экономического роста также актуальным становится вопрос распределения ресурсов между субъектами рыночных отношений. Наличие большого количества малых предприятий обеспечивает не только экономическое, но и социально оптимальное распределение ресурсов между мелкими собственниками. Возникновение малых предприятий стимулирует распределение ресурсов и перераспределение доходов в экономике, снимает социальную напряженность. Следовательно, малое предпринимательство способствует социально-эффективному распределению ресурсов в экономике

[4, 8].

Современные формы экономического роста предполагают изменение структуры производства и широкое использование научно-технического

прогресса. Целый ряд развивающихся стран использует возможности, как индустриальной формы развития, так и постиндустриальной -информационной, а также различные их комбинации, позволяющие находить наиболее эффективное соотношение факторов производства, в том числе развитие предпринимательских навыков. Именно развитие малого предпринимательства способствует оптимальному комбинированию факторов производства и полному использованию ресурсов. Малые предприниматели инициируют создание новых производственных комбинаций, привлекают те ресурсы, которые остались не использованными более крупными предприятиями. Малое предпринимательство включается в хозяйственную структуру, в общественное разделение труда, не подменяя собой те структуры и сферы, где эффективно работают другие производства. Производственные возможности реализуются в тех нишах, которые не заняли крупные фирмы, а малые видят в них возможность добиться наибольшей прибыльности. Причем малое предпринимательство не выступает чем-то изолированным от общей экономической системы, оно является ее неотъемлемой частью.

Также малое предпринимательство способствует решению противоречия экономического роста между потреблением и сбережением. Предприниматели от своей деятельности получают определенный доход. Как правило, этот доход не идет полностью на потребление. Часть полученного дохода остается «в деле», идет на расширение, модернизацию производственных и непроизводственных фондов. Таким образом, предприниматель является, по отношению к своему производству, инвестором средств, которые частично являются его сбережениями.

Отметим, что в последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функцию первопроходца в научно-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три четверти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые предприятия на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости [8].

Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов

приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это — и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы [8, 10, 16, 17].

Все это позволяет заключить, что определение места и роли малого предпринимательства как фактора экономического роста страны основывается на применение комплексного подхода.

Таким образом, малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. Современный динамично развивающийся малый бизнес обеспечивает поддержание конкурентных начал в экономике, что в свою очередь способствует созданию новых (более эффективных и производительных) рабочих мест. Стабильное развитие сектора предпринимательства в долгосрочной перспективе требует значительную государственную поддержку, прежде всего малых и средних инновационных предприятий и соответствующих инфраструктурных объектов - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков, научных парков и т.д.

В течение последних лет в отношении малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации делаются только первые шаги по осознанию значимости состояния и уровня развития малого и среднего бизнеса для качественного роста российской экономики, его роли в решении поставленной задачи обеспечения структурной диверсификации и экономического развития страны по инновационному типу, предполагающему создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы. Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства, задан ориентир будущих реформ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [3]. При этом особое внимание уделено поддержке малого и среднего бизнеса в высокотехнологичных секторах (устранение препятствий для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование реализации мероприятий по стимулированию

инновационной активности малых компаний субъектами Российской Федерации, создание инновационных центров и т.д.)

Поэтому сегодня принципиальной позиций государства должно стать применение накопленного опыта поддержки малого предпринимательства стран, в которых качественный вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики несопоставимо выше, чем в текущее время в Российской Федерации. Важно систематически изучать и внедрять лучшие практики их решения, успешно апробированные другими развитыми странами, в первую очередь в части развития инновационно-технологического потенциала малого предпринимательства. Должна существенно возрасти роль науки и общества в определении приоритетов политики государства в области развития предпринимательства

Использованные источники:

1.Аганбегян А.О. О применении научных методов при подготовке решений социально-экономических проблем. - Вопросы экономики. - 2013. - № 7. - с. 124-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Гулин, К. А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства [Текст] / К. А. Гулин, Е. А. Хамидулина. - Вологда : ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. - 76 с.

3.Гулин, К.А. Концепция долгосрочного социально-экономического развития («Россия - 2020»): вызовы для регионов [Текст] / К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - № 4.

4.Доклад к заседанию Государственного совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/201601128507

5.Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в разных странах [Электронный ресурс]. Общественная организация «Деловая Россия» [Сайт]. URL: http://www.deloros.ru/main.php?mid=22&doc=19101

6.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

7.Кремин, А. Е. Проблемы развития инновационной деятельности в малом бизнесе Вологодской области [Текст] / А. Е. Кремин // Современный менеджмент: проблемы и перспективы : сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 26-27 марта 2015 г. -СПб., 2015.

8.Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие / М.Г. Лапуста, Ю.А.Старостин. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 272 с.

9.Ускова Т.В. Экономический рост: анализ и моделирование / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин, // Научные доклады и сообщения, представленные на заседаниях Ученого совета ИСЭРТ РАН в I полугодии 2016 года [Текст]. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. С 75-156

10.Майорова Л.Н. Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства [Текст] / Л.Н. Майорова // Экономические науки. -2013. - №3. - С 219-222.

11.Мазилов, Е.А. Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.А. Мазилов, А.Е. Кремин // Вопросы территориального развития. - 2016. - № 5. - Режим доступа: http://vtr.vscc.ac.ru/article/2039

12.Мишулин Г.М. Экономический рост: факторы, источники, механизмы [Текст] / Г.М. Мишулин, А.В. Стягун. - М.: ЗАО «Издательство современная экономика и право»; Краснодар: Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2012. - 212 с.

13.Проблемы экономического роста территории [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин, Т.В. Воронцова, Т.Г. Смирнова; под рук. Т.В. Усковой. -Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. -170 с.

14.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1266 с.

15.Стратегии России на период до 2020 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf

16.Теребова, С. В. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы [Текст] : монография / С. В. Теребова, О. В. Подолякин, В. С. Усков, С. Ю. Егорихина. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2011.

17.Усков В.С. Анализ факторов развития сектора малого и среднего предпринимательства в регионе / В.С. Усков // Молодые ученые - экономике // Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. С. 116-136.

18.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Элек- тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base= LAW;n= 90233

19.Французов В. Ловушка низких темпов. Мировая общехозяйственная и товарная инфраструктура: современные тенденции и перспективы [Текст]/ В. Французов/ Российский экспортер. - 2016. - 10-17

20.IMF World Economic Outlook & database, October, 2016

УДК 334.7

Уторов Д.А. аспирант

Международная академия бизнеса и новых технологий (Ярославль) ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЁРСТВЕ Аннотация. В статье рассмотрены инфраструктурные проекты, реализуемые с помощью механизма государственно-частного партнёрства. Показана отрасль реализации инфраструктурных проектов. Выявлен общий объём инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.