Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В РОССИИ'

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОЕКТЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коречков Ю.В., Уторов Д.А.

В статье исследованы сущность и формы государственно-частного партнёрства в России. Выявлены основные элементы механизма государственно-частного партнёрства. Показана структура проектов государственно-частного партнёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND FORMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA

The article studies the essence and forms of public-private partnership in Russia. The basic elements of the mechanism of state-private partnership. The structure of projects of state-private partnership.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В РОССИИ»

3.Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи // - М.: Прометей, - 2016 г., - 140 с.

УДК 334.7 JEL: H54

Коречков Ю.В., доктор экономических наук, профессор

Международная академия бизнеса и новых технологий

Россия. г. Ярославль Уторов Д.А. аспирант

Международная академия бизнеса и новых технологий

Россия, Ярославль СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЁРСТВА В РОССИИ Аннотация. В статье исследованы сущность и формы государственно-частного партнёрства в России. Выявлены основные элементы механизма государственно-частного партнёрства. Показана структура проектов государственно-частного партнёрства.

Ключевые слова. Государственно-частное партнёрство, инфраструктура, проекты, сотрудничество, муниципальное партнёрство.

Korechkov Y. V., doctor of economic sciences, professor International Academy of business and new technologies

Russia, Yaroslavl Utorov D.A. graduate student

International Academy of business and new technologies

Russia, Yaroslavl

THE NATURE AND FORMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA Key words. Public-private partnership, infrastructure, projects, collaboration, municipal partnerships.

Abstract. The article studies the essence and forms of public-private partnership in Russia. The basic elements of the mechanism of state-private partnership. The structure ofprojects of state-private partnership.

Механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) достаточно давно используется в мировой практике для финансирования инфраструктурных проектов. ГЧП представляет собой «взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнёров, которое направлено на достижение задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышение уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов» ("Рекомендации по реализации проектов государственно-частного

партнерства в субъектах РФ". Центр развития государственно-частного партнерства Министерства экономического развития РФ. - М., 2013. - 72с.).

Рейтинговое агентство 81апёагё&Роог'в определяет ГЧП как средне- и долгосрочные взаимоотношения между государственным и частным секторами, основанные на разделении рисков и доходов, объединении профессиональных знаний, совместном финансировании и служащие достижению определенных политических результатов [1, с. 93]. Ещё один пример: «ГЧП - это юридически оформленное на определённый срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций публичной власти и субъектов частного предпринимательства в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, предполагающее объединение ресурсов и распределение рисков между партнёрами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение» [2, с. 5]. В законе №224 ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», подписанном Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2015 года и вступившем в силу с 2016 года, дается следующая формулировка термина ГЧП и МЧП: «Государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества».

В рассмотренных определениях подчеркивается: во-первых, соглашение между государством и частным сектором должно быть юридически оформлено; во-вторых, данное сотрудничество заключается в целях реализации значимых для общества проектов; в-третьих, взаимодействие основывается на разделении полномочий, рисков между участниками.

Стоит отметить, что до принятия специализированного закона в России ГЧП регламентировались в соответствии с законом «О концессионных соглашениях» и региональными законодательными актами. Государственно-частное партнёрство является одной из форм развития системы экономических отношений в России [3, с. 5].

Применяя вышеизложенное к предмету исследования, рассмотрим преимущества применения механизма ГЧП для финансирования

инфраструктурных проектов. В этом смысле государственно-частное партнёрство становится важным элементом инансовой системы [4, с.6]. Интерес государственного сектора к ГЧП продиктован рядом факторов:

1) частный сектор способен наиболее эффективно управлять рисками, что позволяет снизить стоимость и срок завершения проекта;

2) использование частным сектором новых технологий и инноваций, которые недоступны для государства;

3) использование механизма ГЧП уменьшает риск коррупции. Согласно исследованию, проведенному Ассоциацией менеджеров,

основными причинами заинтересованности бизнеса в ГЧП являются:

1) привлечение бюджетных средств для реализации проекта;

2) получение доступа к таким сферам экономики, которые ранее были ограничены для частного сектора (ЖКХ, энергетика, дорожная инфраструктура, объекты образования и здравоохранения);

3) расширение возможностей для получения кредита;

4) за счёт участия в проекте государства облегчается работа с органами власти;

5) повышение статуса компании;

6) создание положительного образа компании в глазах акционеров.

Таблица 1

Структура проектов ГЧП в РФ по формам, этапам и ^ сферам

Формы и этапы / сфера Коммунальн Социальна Транспо Энергетиче Общий

ая я ртная ская итог

Договор аренды с 8 28 2 23 54

инвестиционными

обязательствами

Завершение 2 11 12

Инвестиционный 3 6 1 1 9

Инициирование 2 3 5

Предынвестиционный 8 3 9

Эксплуатационный 5 10 1 5 19

Контракт жизненного 1 1 2

цикла

Инвестиционный 1 1

Предынвестиционный 1 1

Концессионное 180 64 33 149 427

соглашение

Завершение 1 1 2

Инвестиционный 115 15 3 116 249

Инициирование 21 19 13 5 58

Предынвестиционный 10 13 16 3 43

Эксплуатационный 33 17 1 24 75

Соглашение о ГЧП 9 71 14 9 103

Завершение 3 6 9

Инвестиционный 2 11 3 16

Инициирование 4 32 4 40

Предынвестиционный 3 20 4 27

Эксплуатационный 5 4 2 11

Общий итог 194 165 64 163 586

Согласно данным федерального портала «Инфраструктура и государственно-частное партнёрство в России», по состоянию на 1 марта 2016 года в Российской Федерации реализовывалось 873 инфраструктурных проектов ГЧП, находящихся на различных стадиях. Группировка проектов ГЧП по формам, этапам и сферам представлена в таблице 1.

Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее часто в России применяются такие формы ГЧП, как: концессия, соглашение о ГЧП и договор аренды с инвестиционными обязательствами. При этом стоит подчеркнуть, что в стране резко доминирует форма концессионных соглашений, но абсолютное большинство этих проектов не завершены. Особенно важно применять государственно-частное партнёрство кроупными интегрированными организациями [5, с.71].

Использованные источники:

1.Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство, теория и практика: учебное пособие.- М.: Изд. дом Гос. ун-та ВШЭ, 2010. 228 с.

2.Арсенова Е.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Перспективы внедрения механизма ГЧП в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. №9. С. 3-7.

3.Коречков Ю.В., Мудревский А.Ю. Экономика. Учебник / Ярославль, 2016.

4.Коречков Ю.В. Современная финансовая система и финансовая политика. Ярославль, 2016.

5.Губжев А.Х., Коречков Ю.В. Стратегический форсайтинг интегрированных организаций в условиях макроэкономической стабилизации // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 6. С. 71.

УДК 316.4 + 334.72

Костарев А.А. ^удент магистратуры 2 курс институт экономики и менеджмента

ФГАОУВО НИ ТГУ Россия, г. Томск «СЕРВИСНАЯ» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Аннотация: В данной работе рассматривается «сервисная» модель управления применительно к ведению предпринимательской деятельности. Описывается ряд факторов, относящихся к реализации данной концепции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.