Научная статья на тему 'Инфраструктурные факторы формирования имиджа инновационно-активной территории'

Инфраструктурные факторы формирования имиджа инновационно-активной территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ / INFRASTRUCTURE / INNOVATION / IMAGE AREA / THE STRATEGY OF FORMING THE IMAGE OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко Михаил Михайлович, Гуцал Антон Николаевич

Статья освещает вопросы влияния инфраструктурного развития на имидж территории. Выделены базовые инфраструктурные элементы, позволяющие формировать имидж территории стабильности и элементы инфраструктуры, упоминание которых в коммуникационных сообщениях позволяет сформировать имидж инновационно-активной территории. Проведен анализ восприятия имиджа города Екатеринбурга как инновационно-активной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructural Factors Forming the Image of innovation-active Territory

The article deals with questions about the effects of infrastructural development in the image territory. Highlighted the basic infrastructure elements that allow to form the image of the territory of the stability and infrastructure elements who were mentioned in the communication messages allows you to create the image of an innovation-active territory. The analysis of the perception of the image of the city of Yekaterinburg as innovative and active territory.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные факторы формирования имиджа инновационно-активной территории»

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ*

Статья освещает вопросы влияния инфраструктурного развития на имидж территории. Выделены базовые инфраструктурные элементы, позволяющие формировать имидж территории стабильности и элементы инфраструктуры, упоминание которых в коммуникационных сообщениях позволяет сформировать имидж инновационно-активной территории. Проведен анализ восприятия имиджа города Екатеринбурга как инновационно-активной территории.

Ключевые слова: инфраструктура; инновации; имидж территории; стратегии формирования имиджа территории.

Infrastructure! Factors Forming the Image of innovation-active Territory

The article deals with questions about the effects of infrastructural development in the image territory. Highlighted the basic infrastructure elements that allow to form the image of the territory of the stability and infrastructure elements who were mentioned in the communication messages allows you to create the image of an innovation-active territory. The analysis of the perception of the image of the city of Yekaterinburg as innovative and active territory.

Keywords: infrastructure; innovation; image area; the strategy of forming the image of the territory.

Сидоренко Михаил Михайлович,

старший преподаватель кафедры Управления бизнесом, Уральский государственный экономический университет

e-mail: michail_tsr@mail.ru

Sidorenko Michael M.,

Sr. Lecturer of Management business Dprt. Urals State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

Гуцал Антон Николаевич,

Ассистент кафедры Управления бизнесом, Уральский государственный экономический университет

e-mail: 89506470128@rambler.ru

Gutsal Anton N.,

Аssistant of Management business Dprt. Urals State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

Имидж территории формируется на базе информации, доступной о ней в открытых источниках, в том числе публикациях соответствующих рейтингов и индексов. Имидж — одна из самых весомых категорий территориального развития и нуждается в целенаправленном формирова-

нии в соответствии со стратегическими целями и задачами. Имидж города является одним из наиболее значимых объектов управления.

Наиболее низкозатратной стратегией формирования имиджа территории является создание, развитие и распространение,

обеспечение общественного признания положительного образа территории. Она не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирования других реальных факторов притягательности территории, концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспек-

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ «Стратегия развития инфраструктурных отраслей как база модернизации экономики Свердловской области» (проект № 13-32-01021).

тов, информации и пропаганде существующих преимуществ территории1.

Как правило, активную роль в такой стратегии играют географические, климатические, исторические и другие особенности территории. Существенными факторами в формировании имиджа территории может выступить и ее экономическое положение, характер взаимоотношений с федеральным центром, международное сотрудничество и динамика макроэкономических показателей.

Безусловно, что ни самая масштабная деятельность по формированию имиджа территории, ни насыщение ее особенными объектами притяжения не заменит планомерной работы по обеспечению эффективного функционирования и по развитию территорий в целом. На территории должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно развивать все направления инфраструктуры, прежде всего рыночную, энергетическую, транспортную, коммуникационную и научно-образовательную инфраструктуру2.

В ходе проведенных исследований была сформирована структурная модель факторов, определяющих имидж территории (рис. 1).

Структурная модель факторов формирования имиджа территории включает практически все виды инфраструктуры. Рассмотрим элементы модели на примере Екатеринбурга.

Формирование имиджа Екатеринбурга как ядра инновационной и модернизационной активности Уральского региона осуществляется в соответствии с целевой установкой озвученной в стратегическом плане развития Екатеринбурга. В соответствии с планом, Город будет развиваться как важный промышленный центр Российской Федерации с комплексом оборонно-промышленных предприятий, обладающих конкурентоспособным высокотехнологичным уровнем производства; дальнейшее развитие получат эффективные формы специализации и кооперации с активным вовлечением в эти процессы малого производственного бизнеса, специализированные научно-образовательно-производственные центры; формирование кластеров в таких отраслях, как производство медицинской техники, электро-

технического и энергетического оборудования. Сочетание накопленных научно-технических, производственных, и трудовых ресурсов, повышение эффективности их функционирования позволяет Екатеринбургу не только сохранить, но и укрепить позиции многофункционального центра с диверсифицированной структурой экономики и высокой степенью гибкости и адаптивности к внешнему и внутреннему рынкам3.

Стратегия формирования инфраструктурной основы благоприятного имиджа территории наиболее предпочтительна в долгосрочном плане. Надежное энергоснабжение, транспорт, хорошее образование, развитые коммуникации,безопасностьде-лают территорию привлекательной для инновационно-активных компаний и соответствующим образом воздействует на развитие региона.

Уровень жизни

Наличие жилья для различных социальных групп населения Социальные услуги

Уровень и доступность здравоохранения

Кадровые ресурсы

Инфраструктура

Инфраструктура бизнеса

Демографические характеристики Уровень образования населения Уровень и доступность образования

Транспорт Связь

Индустрия гостеприимства Бытовое обслуживание Институциональная инфраструктура Финансовая инфраструктура

Доступность услуг в области консалтинга Институциональные условия осуществления сделок с титулами собственности

Рис. 1. Структурная модель факторов, определяющих имидж территории

1 Сергеев А.И. Формирование индустриально-инфраструктурного комплекса мегаполиса с выделением ключевых обеспечивающих элементов. Автореф. дисс. С. 23.

2 Панкрухин А.С. Маркетинг территорий // Рекламодатель: теория и практика. № 1. 2002. С. 35.

3 Стратегический план развития муниципального образования «город Екатеринбург» / режим доступа http:// екатеринбург.рф/officiаlly/strаtegy_plаn/

Выделим элементы инфраструктуры, позволяющие управлять долгосрочным интересом к территории со стороны ее потребителей с позиций имиджевой стратегии (рис. 2). Вся совокупность элементов инфраструктуры территории была декомпозирована авторами на блок базовых элементов и блок элементов развития. Присутствие преимущественного упоминания в информации о территории элементов первой группы позволяет сформировать имидж стабильного региона. Напротив, если стоит задача позиционирования территории как инновационно-активной, имеющей перспективы высоких темпов роста, целесообразно использование в коммуникационной политике преимущественного упоминания элементов инфраструктуры второго блока.

Подтверждением существенного влияния инфраструктурной обеспеченности на имидж территории является позиционирование Екатеринбурга в рамках заявочной компании на проведение Всемирной универсальной выставки ЭКСПО 2020.

«Екатеринбург — один из самых мощных экономических, индустриальных, транспортно-инфраструктурных и научных центров России, отличительной чертой которого являются рекордные темпы роста по всем основным направлениям...»4

«Екатеринбург является одним из крупнейших научно-образовательных центров России. Спектр научных исследований, проводимых в регионе, очень широк. В академических, науч-

но-исследовательских институтах, конструкторских бюро работают ведущие специалисты России в сфере математики, физики, химии, микробиологии, нанотех-нологий...»5

«В городе создана современная деловая инфраструктура, по количеству и разнообразию музеев, театров, художественных галерей Екатеринбург не уступает любому другому крупному мировому мегаполису.»6

В ходе исследования авторами был проведен анализ восприятия города Екатеринбурга по элементам приведенной модели. Опрос проводился в следующем соотношении: респондентов по группе базовых элементов инфраструктуры среди жителей города; по группе элементов развития

среди гостей Екатеринбурга. Результаты опроса представлены на рисунках 3 и 4.

Как видно по результатам опроса, взгляд изнутри на жизнь города более негативен, чем восприятие Екатеринбурга гостями столицы Урала. Имидж Екатеринбурга скорее может быть определен как имидж инновационно-активной территории, чем имидж города, удобного для жизни горожан.

Если рассматривать дальнейшее развитие инфраструктуры, то целесообразно рассмотреть основной стратегический документ, задающий направления развития территории, — «Стратегический план развития муници-

Динамика производственной рыночной инфраструктуры

ч_/

Базовые элементы инфраструктуры

Элементы развития

Обеспечение личной безопасности и охрана общественного порядка

Состояние и эксплуатация жилищного фонда

Состояние дорог

Транспортное обслуживание

Водо-, газо-, тепло-, электроснабжение

Наличие парков, благоустройство

Наличие и развитие школ, детских дошкольных учреждений

Коммуникационная инфраструктура

Выставки, ярмарки

Гостиничное дело и туризм

Научные организации

Рис. 2. Элементы, управляющие долгосрочным интересом к территории со стороны ее потребителей

4 Обращение генерального директора АНО «Заявочного комитета ЭКСПО-2020» Бугулова Э.Р. http://www.expo2020.ru/ ru/welcome/

5 Там же.

6 Там же.

М. Сидоренко, А. Гуцал. Инфраструктурные факторы формирования имиджа инновационно-активной территории

пального образования «город Екатеринбург» до 2020 года».

Сформированные направления развития инфраструктурного комплекса территории предопределили не только ориентиры развития города на долгосрочную перспективу, но и позволили обозначить имиджевые характеристики Екатеринбурга как города, формирующего благоприятные условия и для жизни горожан и для активной предпринимательской деятельности.

Так, в рамках стратегического направления «Екатеринбург — межрегиональный инновационно-ориентированный промышленно-финансовый центр» предполагается формирование инфраструктурной системы поддержки предприятий, включающей:

♦ обеспечение объектами социальной инфраструктуры (места в общежитиях, поликлиники, места для детей сотрудников в детских оздоровительных лагерях и т. п.);

♦ развитие кластерной формы организации бизнеса;

♦ активизацию выставочной деятельности,

♦ заключение соглашений между научными, промышленными и финансовыми организациями о взаимодействии по реализации инновационных проектов;

♦ выделение обособленной территории для размещения техно-зоны разработки программного обеспечения, проведение комплексного территориального планирования, организация управления и патронаж инновационной деятельности;

♦ создание условий для развития малого предпринимательства;

♦ создание научных и кредитных организаций, консалтинговых компаний и отраслевых экспертных советов бизнеса.

В рамках стратегического направления «Екатеринбург — транспортно-логистический узел» предполагается:

♦ организация современных контейнерных терминальных комплексов в местах пересечения грузопотоков различных видов транспорта;

♦ реконструкция, модернизация существующих складских мощностей на основе современных технологий;

♦ развитие международного узлового распределительного центра воздушных грузо- и пас-сажироперевозок, в том числе аэропорта-хаба;

♦ развитие центра воздушных перевозок для расширения сообщения с городами уральского региона;

♦ подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, продвижение Екатеринбурга как международного транс-портно-логистического центра (проведение выставок, конференций, круглых столов и т. п.);

♦ реконструкция железнодорожных линий в целях создания обходных для города путей и тран-спортно-логистических узлов;

♦ увеличение числатранспортно-логистических центров — в два раза;

Обеспечение безопасности

Рис. 3. Результаты опроса жителей Екатеринбурга относительно базовых факторов инфраструктуры

Динамика производственной инфраструктуры

Рис. 4. Результаты опроса гостей Екатеринбурга относительно элементов инфраструктуры развития

♦ увеличение грузопотока и пассажиропотока в два-три раза;

♦ превращение логистики в одну из специализаций Екатеринбурга (до 1/3 федеральных грузопотоков будет переориентировано на город, появятся значимые международные потоки).

В рамках стратегического направления «Екатеринбург — центр деловых коммуникаций» предполагается:

♦ привлечение международных компаний в Екатеринбург для открытия представительств, создания совместных предприятий;

♦ разработка и утверждение концепции выставочно-ярмарочной деятельности в Екатеринбурге на период до 2020 года;

♦ реализация мер по привлечению выставок, конференций, иностранных бизнес-миссий в Екатеринбург;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ разработка стандартов офисных помещений в соответствии с мировым опытом;

♦ подготовка и переподготовка специалистов в сфере туризма и гостеприимства;

♦ сертификация качества услуг операторов конгрессных мероприятий;

♦ добровольная сертификация гостиничных услуг.

За последние годы город сделал существенный шаг к формированию имиджа современного инновационного мегаполиса: реализуется программа создания современной транспортной сис-

темы, технопарков и других инфраструктурных объектов, в городе действуют 45 высших учебных заведений и 20 научно-исследовательских институтов.

Екатеринбург приобретает опыт проведения мероприятий международного уровня, таких как саммит стран БРИК и саммит стран ШОС в 2009 году, ежегодная международная выставка и форум промышленности и инноваций ИННОПРОМ, а в 2018 году в Екатеринбурге пройдет часть матчей Чемпионата мира по футболу.

Такая активная работа является залогом формирования благоприятного имиджа города и региона в целом и возможности его активного участия в деятельности.

REFERENCES

1. Sergeev A.I. Formirovaniye industrialno-infrastrukturnogo kompleksa megapolisa s vydeleniyem klyuchevyh obespechivayushchih elementov. Diss. , p. 23.

2. Pankhrukhin A.S. Marketing territoriy. Reklamodatel: teoriya i praktika. 2002, no.1, p. 35.

3. Strategicheskiy plan razvitiya munitsipalnogo obrazovaniya «gorod Ekaterinburg». Available at: http://eKaTepuHÔypr.p$/ officially/strategy_plan/

4. Obrashcheniye generalnogo direktora ANO «Zayavochnogo komiteta EKSPO-2020» Bugulova E.R. Available at: http:// www.expo2020.ru/ru/welcome/

5. Ibid.

6. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.