Научная статья на тему 'Инфраструктурное сопровождение кластерных проектов Омской области в условиях импортозамещения'

Инфраструктурное сопровождение кластерных проектов Омской области в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРЕДПРИЯТИЕ / КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БАНК / ЛИЗИНГ / ЦЕНТР ТРАНСФЕРТА ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕХНОПАРК / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаиров Б.Г., Куничкин А.М.

Данная работа посвящена развитию кластеров на территории Омской области. В условиях глобализации и усиливающейся международной конкуренции устойчивость российской экономики во многом зависит от способности каждого региона успешно конкурировать на мировом рынке. Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом, требуют новых подходов к социально-экономическому развитию российских регионов. И одним из таких наиболее эффективных методов обеспечения роста экономики является кластерный подход. Кластерная структуризация экономики обеспечивает положительное влияние на общую экономическую политику региона, способствует повышению конкурентоспособности территории, предлагает новые возможности для бизнеса. Авторами работы перечислены и проанализированы нормативно-правовые акты, принятые на разных уровнях власти и регулирующие работу кластеров. Кратко охарактеризованы все кластеры, функционирующие в Омской области: кластер нефтепереработки и нефтехимии, кластер высокотехнологичных компонентов и систем, лесопромышленный и агропищевой кластеры. Цель проводимого исследования заключается в анализе деятельности объектов инфраструктурного сопровождения кластеров на территории Омской области. В связи с этим рассмотрены вопросы формирования и развития инфраструктуры кластерных образований в этом регионе, определены и описаны ее основные элементы: коммерческие банки, центры трансферта технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационнотехнологические центры и комплексы и др. Методами проведения исследования послужили анализ, сравнение и обобщение. По итогам работы обозначены наиболее развитые на территории Омской области инфраструктурные объекты для кластеров, дана оценка деятельности региональных органов власти по их развитию. Статья выполнена в рамках государственного задания ИЭОПП СО РАН, проект XI.174.1.1. (номер государственной регистрации АААА-А17-117022250133-9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное сопровождение кластерных проектов Омской области в условиях импортозамещения»

УДК 332.1, ББК 65.04 © Б. Г. Хаиров, А. М. Куничкин

Б. Г. Хаиров, А. М. Куничкин ИНФРАСТРУКТУРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛАСТЕРНЫХ ПРОЕКТОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Данная работа посвящена развитию кластеров на территории Омской области. В условиях глобализации и усиливающейся международной конкуренции устойчивость российской экономики во многом зависит от способности каждого региона успешно конкурировать на мировом рынке. Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом, требуют новых подходов к социально-экономическому развитию российских регионов. И одним из таких наиболее эффективных методов обеспечения роста экономики является кластерный подход. Кластерная структуризация экономики обеспечивает положительное влияние на общую экономическую политику региона, способствует повышению конкурентоспособности территории, предлагает новые возможности для бизнеса. Авторами работы перечислены и проанализированы нормативно-правовые акты, принятые на разных уровнях власти и регулирующие работу кластеров. Кратко охарактеризованы все кластеры, функционирующие в Омской области: кластер нефтепереработки и нефтехимии, кластер высокотехнологичных компонентов и систем, лесопромышленный и агропищевой кластеры. Цель проводимого исследования заключается в анализе деятельности объектов инфраструктурного сопровождения кластеров на территории Омской области. В связи с этим рассмотрены вопросы формирования и развития инфраструктуры кластерных образований в этом регионе, определены и описаны ее основные элементы: коммерческие банки, центры трансферта технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и комплексы и др. Методами проведения исследования послужили анализ, сравнение и обобщение. По итогам работы обозначены наиболее развитые на территории Омской области инфраструктурные объекты для кластеров, дана оценка деятельности региональных органов власти по их развитию. Статья выполнена в рамках государственного задания ИЭОПП СО РАН, проект XI.174.LL (номер государственной регистрации АААА-А17-117022250133-9).

Ключевые слова: регион, предприятие, кластер, инфраструктурное обеспечение, финансирование, банк, лизинг, центр трансферта технологий, технопарк, бизнес-инкубатор, инновационно-технологические центры, инновации.

Переход экономики страны на новый виток социально-экономического развития в первом десятилетии XXI века в условиях формирования определенного уровня инновационной культуры ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность современных технологий во всех проявлениях. Сегодня функционирование и развитие национальной и региональной экономики в большей степени определяется закономерностями

глобализационных процессов, обуславливающих как формирование новых мирохозяйственных связей, так и определение конкретного статуса каждого государства, региона и отдельного предприятия в структуре мировой экономики. Этим и определяется активное создание кластеров, которые развивают партнерство между государством, экономикой и наукой. Кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции: разработка, первичное изготовление, реклама, продажа - идет по единой цепи.

За последние годы было опубликовано множество исследований, связанных с образованием и функционированием кластеров в регионах РФ, примером может послужить монография Б.Г. Хаирова и Т.А. Прокофьевой «Логистические кластеры в экономике России», где рассказывается об «исключительной значимости выбора кластерных моделей управления экономическим развитием страны» [7, с.102]; С.Ю. Мычка в рамках своих

исследований не раз определял «кластер как приоритетную форму интеграции науки, бизнеса и

образования» [6, с.10]; использованию кластерного подхода в Омской области посвящены научные публикации Г.А. Домащенко и других исследователей.

Государственные программы создания и поддержки инфраструктуры кластеров реализуются в европейских странах уже на протяжении трех десятков лет. В России же этот процесс находится на стадии становления. На законодательном уровне понятие «кластер» появилось еще 2008 году в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Позже были приняты другие нормативно-правовые акты, ставшие регуляторами развития кластеров в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».

К настоящему времени на развитии приоритетных кластеров базируется «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года». Однако на практике кластерная политика в Омской области так и не получила широкого распространения. Бизнес в регионе развивается хаотично, вся необходимая инфраструктура сопровождения кластеров до сих пор не создана или создана, но не в таком виде, в каком

она предполагалась. В контексте всего вышеизложенного исследуемая нами тема представляется актуальной и значимой.

Кратко охарактеризуем кластеры, функционирующие в Омской области:

• «кластер нефтепереработки и нефтехимии, объединяющий основные производственные предприятия, работающие в сегментах нефтепереработки;

• агропищевой кластер, развитию которого способствует историческая специализация Омской области на сельском хозяйстве;

• кластер высокотехнологичных компонентов и систем, основу которого составляют оборонные предприятия;

• лесопромышленный кластер, который включает в себя такие сектора как заготовка древесины, производство пиломатериалов и т.д.» [4].

Основоположник кластерной теории в экономике Майкл Портер под кластером понимал «сосредоточие взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг и ассоциированных организаций в определенной области и на конкретной ограниченной территории» [6, с.11]. Помимо традиционных факторов (конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств) он особенно настаивал на том, что на конкретной территории должны быть созданы такие специализированные факторы как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Их создание требует длительных и устойчивых инвестиций.

Основными элементами инфраструктуры призваны стать институты развития, функционирующие на принципах государственно-частного партнерства: особые экономические зоны, коммерческие банки, инвестиционные фонды, специальные государственные программы и т.п., ориентированные на финансирование предпринимательства. Также эту задачу должны выполнять центры трансферта технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и комплексы и т.п., которые создают предпосылки и институциональные условия для стимулирования кластерных инициатив и обеспечивают генерирование инновационных идей.

Финансирование

В процессе формирования институциональных условий финансовой поддержки кластерных инициатив наиболее значимым представляется обеспечение сбалансированности и соответствия источников и объема финансовых ресурсов на отдельных этапах реализации кластерной политики. На стадии формирования кластера основным инвестором выступает государство, что является своеобразным фактором, привлекающим в кластер предпринимателей, демонстрирующим значимость кластерной инициативы.

Проанализируем содержание региональной государственной программы «Развитие

промышленности в Омской области» на предмет

комплексного подхода к решению финансовых проблем кластеров. На финансирование программы «Повышение конкурентоспособности и экономической устойчивости промышленности Омской области» подпрограммы «Обеспечение развития приоритетных отраслевых промышленных кластеров» не заложено сколько-нибудь денег на ближайшие 5 лет. Вследствие чего юридическим лицам и ИП, чья деятельность отнесена к какому-либо кластеру, не будут «предоставлены субсидии на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат в связи с производством товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг на возмещение части капитальных затрат, связанных с приобретением машин и оборудования для реализации инвестиционных проектов» [3]. Приведенный нами пример достаточно ярко характеризует качество государственной региональной помощи субъектам предпринимательства с отрицательной стороны.

В связи со всем вышеизложенным финансирование кластеров происходит с привлечением заемных средств: облигационных займов, лизинга, банковского кредитования.

Крупнейшие банки России предлагают специальные программы кредитования юридических лиц и ИП. Банк «Тинкофф» привлекает бизнесменов кредитом без залога под 12% годовых суммой до 2 000 000 рублей; а Сбербанк и многие другие кредитные учреждения участвуют в «Программе стимулирования кредитования субъектов МСП», разработанной Минэкономразвития России и Банком России, которая фиксирует процентные ставки по кредитам в сумме не менее 3 000 000 рублей для предприятий, реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики, на уровне до 9,6% годовых, в иных отраслях - до 10,6% годовых.

Приведенные нами примеры банковских предложений являются широко используемыми среди субъектов предпринимательства. Однако в последние годы увеличилось количество предприятий, прибегающих к лизинговым сделкам.

«Под лизингом понимается долгосрочная аренда машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора» [7, с.300]. В Омской области функционируют 12 лизинговых компаний: CARCADE, Артфин-Тюмень, ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг и др. с суммой лизингового портфеля от 22 817 млн. рублей до 575 479 млн. рублей. Понятно, что омские предприятия активно пользуются этим финансовым инструментом, но, к сожалению, никакой официальной статистики, обобщающей количество лизинговых сделок в регионе, не существует.

Таким образом, одной из ключевых детерминант формирования институциональной среды

финансовой поддержки кластерных инициатив в регионе является развитие деятельности финансовых институтов.

Научно-технологические парки

В законодательстве Российской Федерации термин «технопарк» появился в прошлом году в рамках поправки к Федеральному закону от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Трактуется он следующим образом: «промышленный технопарк - объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для

осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1, ст.3].

Обобщая, можно выделить четыре главные цели деятельности технопарков:

1. содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов;

2. катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе современных технологий;

3. содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью;

4. стимулирование появления новых источников доходов для университетов и научных организаций.

Многие специалисты критически характеризуют современные отечественные технопарки, тем более что большинство из них находится на стадии разработки, а 20 субъектов Российской Федерации вообще не предпринимают никаких попыток для их создания. В настоящее время уровень развития российских технопарков существенно отстает от потребностей страны в коммерциализации имеющегося потенциала научно-технических разработок и от необходимости развивать экономически и социально значимые малые инновационные компании.

В Омской области функционирует технопарк промышленной автоматизации, созданный при поддержке ПАО «Газпром». Он является уникальной площадкой для проведения научно -исследовательских работ, опытно-промышленных испытаний и разработки высокотехнологичных решений в области автоматизации

нефтеперерабатывающих производств. Также здесь повышает квалификацию персонал технологических

установок Омского НПЗ и других предприятий ПАО «Газпром». За последний год «специалисты Технопарка провели более 150 опытно-промышленных испытаний систем оборудования, и треть из них получила положительные экспертные заключения. Результатом успешной кооперации с ведущими профильными вузами, в том числе ключевым - Омским техническим университетом -стало более 10 успешных НИОКР» [5].

У участников технопарка есть возможность включения в каталог потенциальных поставщиков систем и оборудования для ПАО «Газпром», получения грантовой поддержки научных изысканий и участия в тестировании систем и оборудования в реальной производственной среде на НПЗ компании.

Деятельность технопарка осуществляется в рамках функционирования нефтехимического кластера Омской области, целью создания которого является масштабная модернизация АО «Газпромнефть - ОНПЗ», связанной с повешением эффективности производства, промышленной и экологической безопасности региона.

Другие кластеры Омской области не имеют подобных образований, что сказывается на качестве их развития. В настоящее время технопарки могут сыграть определяющую роль в стабилизации и повышении экономического и научного потенциала России.

Бизнес-инкубаторы

В российском законодательстве дефиниция бизнес-инкубатора содержится в Постановлении Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Под рассматриваемым понятием понимаются

«организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг» [2].

Суть процесса бизнес-инкубирования состоит в предоставлении компаниям-клиентам:

1) рабочего пространства, оборудованного мебелью, компьютерами, связью и оргтехникой на льготных условиях аренды;

2) помещений общего пользования (переговорные комнаты, залы для совещаний и тренингов, кухонное пространство и др.);

3) ряда сервисов (па платной, льготной или бесплатной основе), начиная от таких базовых как услуги секретаря, администрирование, бухгалтерский и управленческий учет, доступ в Интернет и заканчивая комплексом специализированных услуг.

В стране на 1 января 2019г. функционируют 260 бизнес-инкубаторов (рис.1).

■ Частный бизнес-инкубатор

91 ■ Региональный бизнес-

153 инкубатор

Ш Инфраструктурный бюнес-

инкубатор

Рис. 1. Количество бизнес-инкубаторов в РФ

Согласно приведенной статистике количество бизнес-инкубаторов, функционирующих на базе кластеров или технопарков, невелико (13 шт.). На территории Омской области действуют Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников, который является структурным подразделением ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» и БУ «Омский региональный бизнес-инкубатор», о деятельности последнего расскажем более подробно.

Отчет, опубликованный на сайте этого учреждения, характеризует его только с положительной точки зрения: на площадке бизнес-инкубатора в 2018 году было организовано 474 информационно-презентационных мероприятия, в том числе 310 -резидентами, проведено 67 семинаров и мастер-классов по вопросам ведения бизнеса и личностного роста руководителя, посетителями которых стали 810 человек.

Однако, исходя из сообщений СМИ, информации на официальном сайте учреждения, развитие кластеров в Омской области его мало интересует. В начале января 2019 г. состоялась рабочая встреча руководства зарождающегося Омского Биокластера с директором Омского регионального бизнес-инкубатора Виктором Соболевым, где стороны договорились подписать соглашение о сотрудничестве, которое до сих пор соглашение не подписано. Отметим, что сотрудничество с представителями других кластеров даже не начиналось. Получается, что данное учреждение для кластерного развития региона, по сути, ничего не делает, а могло бы, так как имеет огромные ресурсы и возможности поддержки предпринимателей, работающих в разных сферах народного хозяйства.

Центры трансфера технологий

Трансфер технологий является важной и неотъемлемой частью инновационного процесса. Государственные лаборатории, научно-

исследовательские институты, университеты озадачены прикладным технологическим использованием своих исследований.

Нормативно-правовую базу, регулирующую трансфер технологий, составляют следующие акты: Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642

«О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и др.

На базе ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» функционирует центр трансфера технологий, используемый для ускоренного создания современной технологической базы, освоения конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в действующую инфраструктуру создаваемой национальной инновационной системы. «Главная цель создания ЦТТ - развитие институциональной среды, обеспечивающей цивилизованную передачу интеллектуальной собственности в экономику» [6, с.9]. Создание новых видов бизнеса на основе технологических разработок, созданных в научно-исследовательских отраслевых и академических институтах и вузах.

Никакой отчетной документации о деятельности данного центра в открытом доступе нет. В связи с этим вызывает сомнения: есть ли какой-либо результат его работы. К тому же, упомянутый нами ЦТТ не имеет никакого отношения к кластерной политике региона, а существует лишь в интересах университета, где базируется. Но в будущем, возможно, он может сыграть значимую роль в развитии какого-либо промышленного кластера.

Таким образом, инфраструктура развития кластера - это, с одной стороны соединение, специализированных областей деятельности (инвестиций, инженерных инновационных и технологических знаний и обучения), а с другой, система поддержки инновационной деятельности посредством взаимодополняющих элементов (организационных, правовых, информационных, коммуникационных территориальных структур). Инфраструктура характеризуется, прежде всего, целевым единством ее элементов, однако, каждый из элементов отличается своей функциональной спецификой.

Таким образом, нами определена спецификация инфраструктурной поддержки кластеров Омской области, которая, как выяснилось, отражает неравномерное обеспечение

инфраструктурным сопровождением разного рода кластеров. Самым развитым кластером региона следует считать нефтехимический, активно финансирующийся ПАО «Газпром» и приносящий наиболее эффективные результаты в ходе своей деятельности. Другие кластеры функционируют с

минимальным инфраструктурным обеспечением, что является их главной проблемой, мешающей дальнейшему развитию. Органам государственной

власти Омской области следовало бы обратить внимание на это упущение.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

2. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

3. Государственная программа «Развитие промышленности в Омской области» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

4. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

5. Ильченко, М. Омск назвали центром «экосистемы», сочетающей науку и производство / М. Ильченко. - Режим доступа: http://omskpress.ru/news/93717/ , свободный.

6. Мычка, С.Ю. Кластер как приоритетная форма интеграции науки, бизнеса и образования [Текст] / С.Ю. Мычка // Территория науки. -2014. -№3. - С. 9-12.

7. Хаиров, Б.Г. Логистические кластеры в экономике России [Текст] / Т.А. Прокофьева, Б.Г. Хаиров //. -М : ОАО «ИТКОР», 2016. - 418 с.

Сведения об авторах:

Хаиров Бари Галимович - заместитель директора по научной работе Омского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» ((644001, Российская Федерация, г. Омск, ул. Масленникова, д. 43), e-mail: BGKhairov@fa.ru.

Куничкин Алексей Михайлович - студент группы 3ГМУ1 Омского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» ((644001, Российская Федерация, г. Омск, ул. Масленникова, д. 43), e-mail: lexa22021998@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 20.05.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.