Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях, эффективности и направлениях кластеризации экономики РФ'

К вопросу об особенностях, эффективности и направлениях кластеризации экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / EFFECTIVENESS / INNOVATIVE-TERRITORIAL CLUSTERS / CLUSTERIZATION / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселёв Дмитрий Николаевич

Цель работы. Целью работы является исследование особенностей кластерного развития экономики РФ и ее территорий. Метод или методология проведения работы. Исследование проводится на общенаучной методологии системного анализа. Основой данной работы являются статистические данные государственных органов федерального и регионального уровней, а также данные национальной кластерной обсерватории. Результаты: в статье представлен отечественный опыт кластеризации экономики. Продемонстрировано, что инновационно-территориальные кластеры РФ обладают мощной инвестиционной привлекательностью не только для государственных структур, но и для представителей частного бизнеса, в число которых входят крупнейшие зарубежные компании. Обоснована идея о том, что необходима государственная поддержка для зарождения и дальнейшего развития кластеров на территории РФ. Выявлены и структурированы основные эффекты процесса кластеризации на основе анализа экономических показателей деятельности кластеров. Определены основные виды сценариев, влияющих на кластеризацию и сетизацию социально-экономического пространства. Выявлены специфические особенности развития экономики РФ и ее территорий, оказывающие влияние на функционирование кластеров, на основе чего автором предложены рекомендации по реализации кластерной политики в регионах. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы региональными органами исполнительной власти при реализации кластерной политики в регионах. Выводы. По нашему мнению, успех развития существующих и формирования новых кластеров в регионах зависит от действий региональных властей. Их основной задачей является разработка и имплементация комплекса мер, направленных на эффективную реализацию кластерной политики в регионах. Успешно функционирующие кластеры позволят решить стратегические задачи развития экономики регионов и добиться повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, что приведет к росту основных социально-экономических показателей в регионе их базирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселёв Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE TYPICAL FEATURES, EFFECTIVENESS AND AREAS OF FOCUS OF CLUSTERIZATION OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The goal of the study. The goal of the study is researching the typical features of the cluster development of the economy of the Russian Federation and its territories. The method or methodology of completing the study. The study is performed based on the general scientific methodology of systemic analysis. The foundation of this study are statistical data of governmental federal and regional level authorities, as well as data of the national cluster observatory. The results: The manuscript presents domestic experience of clusterization of the economy. It has been demonstrated that the innovative-territorial clusters of the Russian Federation have a powerful investment attractiveness not only for the governmental structures but also for representatives of private business that includes the largest foreign companies. The idea has been substantiated that it is necessary to have state support to start and further develop clusters on the territory of the Russian Federation. We have found and structured the main effects of the process of clusterization based on an analysis of economic indicators of the activity of clusters. We have determined the main types of scenarios impacting clusterization and networking of the social-economic space. We have found the specific features of the development of the economy of the Russian Federation and its territories impacting the functioning of clusters based on which the author has suggested recommendations implementing the cluster policy in the regions. The area of application of the results. The results of the study completed may be used by the regional executive power authorities when implementing the cluster policy in the regions. The conclusions: Based on our opinion, the success of development of the existing and forming new clusters in the regions depends on actions of the regional authorities. Their main goal is developing and implementing a complex of measures directed towards an effective implementation of the cluster policy in regions. The successfully functioning clusters will allow to solve strategic tasks of development of the economy of the regions and achieve improving the competitive ability in the long-term, which will lead to a growth of the main social-economic indicators in the region where they are based at.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях, эффективности и направлениях кластеризации экономики РФ»

Управление инновациями

УДК 332.1 КИСЕЛЁВ ДМИТРИИ НИКОЛАЕВИЧ

аспирант ФГАОУ ВО

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

e-mail: mr.dmitriykiselev@gmail.com

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ, ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯХ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РФ

Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование особенностей кластерного развития экономики РФ и ее территорий. Метод или методология проведения работы. Исследование проводится на общенаучной методологии системного анализа. Основой данной работы являются статистические данные государственных органов федерального и регионального уровней, а также данные национальной кластерной обсерватории. Результаты: в статье представлен отечественный опыт кластеризации экономики. Продемонстрировано, что инновационно-территориальные кластеры РФ обладают мощной инвестиционной привлекательностью не только для государственных структур, но и для представителей частного бизнеса, в число которых входят крупнейшие зарубежные компании. Обоснована идея о том, что необходима государственная поддержка для зарождения и дальнейшего развития кластеров на территории РФ. Выявлены и структурированы основные эффекты процесса кластеризации на основе анализа экономических показателей деятельности кластеров. Определены основные виды сценариев, влияющих на кластеризацию и сетизацию социально-экономического пространства. Выявлены специфические особенности развития экономики РФ и ее территорий, оказывающие влияние на функционирование кластеров, на основе чего автором предложены рекомендации по реализации кластерной политики в регионах. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы региональными органами исполнительной власти при реализации кластерной политики в регионах. Выводы. По нашему мнению, успех развития существующих и формирования

45 45 45 Т X 45

новых кластеров в регионах зависит от действий региональных властей. Их основной задачей является разработка и имплементация комплекса мер, направленных на эффективную реализацию кластерной политики в регионах. Успешно функционирующие кластеры позволят решить стратегические задачи развития экономики регионов и добиться повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, что приведет к росту основных социально-экономических показателей в регионе их базирования. Ключевые слова: эффективность, инновационно-территориальные кластеры, кластеризация, социально-экономическое развитие, регион.

KISELYOV DMITR Y NIKOLAEVICH

Doctoral Student of FSAEI of HE "Belgorod State National Research University",

e-mail: mr.dmitriykiselev@gmail.com

TO THE ISSUE OF THE TYPICAL FEATURES, EFFECTIVENESS AND AREAS OF FOCUS OF CLUSTERIZATION OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The goal of the study. The goal of the study is researching the typical features of the cluster development of the economy of the Russian Federation and its territories. The method or methodology of completing the study. The study is performed based on the general scientific methodology of systemic analysis. The foundation of this study are statistical data of governmental federal and regional level authorities, as well as data of the national cluster observatory. The

results: The manuscript presents domestic experience of clusterization of the economy. It has been demonstrated that the innovative-territorial clusters of the Russian Federation have a powerful investment attractiveness not only for the governmental structures but also for representatives of private business that includes the largest foreign companies. The idea has been substantiated that it is necessary to have state support to start and further develop clusters on the territory of the Russian Federation. We have found and structured the main effects of the process of clusterization based on an analysis of economic indicators of the activity of clusters. We have determined the main types of scenarios impacting clusterization and networking of the social-economic space. We have found the specific features of the development of the economy of the Russian Federation and its territories impacting the functioning of clusters based on which the author has suggested recommendations implementing the cluster policy in the regions. The area of application of the results. The results of the study completed may be used by the regional executive power authorities when implementing the cluster policy in the regions. The conclusions: Based on our opinion, the success of development of the existing and forming new clusters in the regions depends on actions of the regional authorities. Their main goal is developing and implementing a complex of measures directed towards an effective implementation of the cluster policy in regions. The successfully functioning clusters will allow to solve strategic tasks of development of the economy of the regions and achieve improving the competitive ability in the long-term, which will lead to a growth of the main social-economic indicators in the region where they are based at. Keywords: effectiveness, innovative-territorial clusters, clusterization, social-economic development, a region

Введение. Достижение устойчивости развития российской экономики и повышение качества жизни населения невозможны без решения одной из сложнейших социально-экономических задач - осуществления комплексной модернизации и роста инновационной активности хозяйствующих субъектов. Международный опыт реализации инновационной политики свидетельствует о том, что в последнее время происходит дифференциация подходов государства к стимулированию инновационной деятельности в зависимости от параметров экономики того или иного региона [13]. Современная инновационная политика подразумевает учет региональной специфики и активное вовлечение регионов в процессы формирования и реализации механизмов стимулирования инновационной деятельности [17].

Заметное место в инновационной политике нового поколения занимают территориальные кластеры [19]. Их развитие служит оптимизации позиций отечественных предприятий в производственных цепочках, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, им-портозамещению и локализации сборочных производств и, в конечном счете, росту уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг [15].

Существенный вклад в исследование проблемы кластеризации региональной экономики внесли положения фундаментальных и прикладных исследований зарубежных и отечественных ученых.

К таким работам необходимо отнести труды зарубежных авторов: Е. Бергмана [3], Б. Гаррета [18], А. Мэна [20], М. Портера [16], М. Энрайта [2] и др., отражающие вопросы экономического кластерного подхода в региональном аспекте.

Среди отечественных ученых следует отметить работы М. К. Бандмана [10], А. Г. Гранберга [3], Д. Ю. Павленко [11], И. В. Пилипенко [12], Г. А. Щадилова [8], в которых решается проблема, связанная с механизмами, инструментами создания и функционирования промышленных кластеров в регионах.

Несмотря на значительное число работ, посвященных исследованию вопросов кластеризации экономики, проблема социально-экономической дифференциации регионов, имеющая особую специфику в РФ, остается актуальной, что обуславливает необходимость дальнейшего поиска вариантов ее решения путем подбора и развития различных инструментов и механизмов, способствующих устойчивому развитию российской экономики.

Отечественный опыт кластеризации экономики РФ. Обобщая отечественный опыт кластеризации экономики, необходимо отметить, что базовым документом, впервые установившим рамки кластерной политики в Российской Федерации, явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Создание

сети территориально-производственных кластеров было обозначено в ней в качестве условия модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов. Предусматривалось формирование двух типов кластеров - инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных (на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий) [12].

В 2012 году Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации приступило к реализации программы поддержки инновационных территориальных кластеров (ИТК), перечень которых был сформирован по результатам конкурсного отбора.

Программа поддержки 27 пилотных ИТК стала первой и наиболее масштабной среди подобных национальных инициатив. Ее реализация способствовала активизации деятельности организаций - участников кластеров. На фоне негативных общеэкономических тенденций предприятия участники кластеров продемонстрировали положительную динамику по ряду экономических показателей (рисунок 1).

зам 2»0 НириЛожА ил вдвого ряиошнкп фкппшшИ-учдгтпнкоп кластеров, тыс. руб. - 1ШИ Количество ■ПЫХ ЧиЛерЫИНфиВИННЬИ рпйич мест, тис. ед. ЛП _ III

з ем 2630 35 «4

— и.'

2«Ю 27.2

1500 ЦП »1 ' А)

15

10

КС

■ ■ ■ ■ т

2013 г. ¿015 г. ¿013 г. 2015 г.

0<п>с!ч гтрпщвелёнмпг мрплукшш, р^опт пук,туг, грн. руЛ. Чшмеиносгь сотруцнвклв, пришелшнч ириф. Ш'РСПОЛОГОПКУ " вовышсвве кмлвфяквцнн, гък.

г 16 14 и 15. ?Э «2а 16.22

£113) 1,71

1,5 10 8,29

н

Б А

0,5 2

Ф

у 2013 г. НН4Г. 2015 г. 2013г. ЗОН Г. 2015 <

Рис. 1. Результаты деятельности пилотных инновационных территориальных кластеров в 2013-2015 годах.*

*Источник: Минэкономразвития России (2015). Кластерная политика: концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности. - СПб.: «Corvus».

Анализ данных, предоставленных на рисунке 1, показывает положительную динамику практически по всем ключевым показателям предприятий-участников кластеров за 2013-2015 годы. Основные показатели развития пилотных ИТК значительно превосходят средние значения по регионам их базирования. В частности, объем совокупной выручки их участников от продаж продукции на внешнем рынке выше в среднем на 20 %, объем отгруженной инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, - на 60-90 % [5].

Данные факты свидетельствуют о положительном влиянии процессов кластеризации на социально-экономическое развитие регионов, на территории которых базируются ИТК.

Развитие пилотных ИТК стало существенным фактором роста инвестиционной активности: на каждый рубль бюджетных инвестиций, направленных на поддержку участников кластеров и инфраструктурных объектов, было привлечено более 3,5 руб. из внебюджетных источников.

Всего за три года инвестиции из бюджетных и внебюджетных источников составили свыше 98 и 360 млрд руб. соответственно, при этом наблюдается тренд сокращения бюджетных инвестиций в пользу внебюджетных. Данный факт свидетельствует об активной вовлеченности представителей бизнес-структур в поддержку существующих на территории РФ кластеров и отражает серьезность намерений долгосрочного развития существующих ИТК.

В 2016 году Минэкономразвития России перешло ко второму этапу поддержки кластерных инициатив на принципах проектного управления. Приказ Минэкономразвития России от 27 июня 2016 года № 400 ознаменовал собой старт приоритетного проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Цель проекта - обеспечение опережающих темпов экономического роста за счет повышения эффективности механизмов поддержки предпринимательства, встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. Приоритетный проект стал продолжением работы, проводимой Минэкономразвития России по поддержке инновационных территориальных кластеров [1].

Первым этапом приоритетного проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» стал конкурсный отбор заявок на включение в перечень инновационных кластеров. В результате был сформирован перечень из 11 участников приоритетного проекта [7]. В него вошли инновационные кластеры республик Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Красноярского края, Томской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Самарской и Ульяновской областей, Консорциум инновационных кластеров Московской области.

При формировании перечня кластеров-лидеров в первую очередь отбирались кластеры, сочетающие мировой уровень конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, высокую динамику роста объемов производства, значительный научно-технический потенциал сосредоточенных в них исследовательских и образовательных организаций.

Эффективность отечественной кластеризации. За период 2012-2017 годов пилотными инновационными территориальными кластерами РФ продемонстрирован значительный рост по целому ряду ключевых социально-экономических показателей (таблица 1). В среднесрочной перспективе ожидается, что данная тенденция сохранится [5].

Таблица 1

Ключевые показатели развития инновационных территориальных кластеров*

Ключевые показатели 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 год к 2012 год, %

Численность работников организаций-участников (тыс. человек) 914,0 906,0 913,5 926,6 947,7 968,2 +6

Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест (единиц) 29 048 35 219 39 692 44 587 51 342 55 143 +89,8

Объем инвестиционных затрат организаций-участников кластера (млрд рублей) 292,5 402,9 530,9 655,8 809,9 946,1 +223

Общий объем инвестиций в развитие кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников (млрд рублей) 416,7 464,6 514,3 564,4 619,0 643,4 +54,4

Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками(млрд рублей) 72,9 89,6 97,8 114,7 129,4 144,0 +97,5

*Составлено автором на основе данных Минэкономразвития России.

Исходя из анализа данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что практически по всем показателям инновационные кластеры демонстрируют рост более чем на 50 %, свидетельствующий об успешности их влияния на социально-экономическое развитие регионов.

Анализ экономических показателей, отражающих эффективность кластеризации, позволил нам выявить и структурировать основные эффекты от этого процесса как для компаний-участников кластера, так и экономики региона (таблица 2).

Таблица 2

Эффекты от кластеризации экономики

(сост. автором)

Для компаний-участников кластера Для экономики региона в целом

Эффекты Результаты Эффекты Результаты

Структурные Структурные

1. Развитие системы стратегического и тактического управления 1. Повышение устойчивости (в т. ч. гибкости) компаний. Повышение эффективности управления 1. Развитие сетевой (международной) кооперации с ведущими мировыми центрами (кластерами) 1. Усиление инфраструктурной и социальной экосистемы региона. Повышение уровня развития и конкурентоспособности региона в целом

2. Развитие взаимодействия между подразделениями и функциональными направлениями 2. Устранение дублирования функций и повышение эффективности взаимодействия. Повышение эффективности управления. Упрощение внедрения изменений 2.Обмен новыми идеями, бизнес-процессами и технологиями между всеми участниками регионального рынка 1.Повышение конкурентоспособности. Переход от традиционной к инновационной стадии развития региональной экономики и, как следствие, увеличение доходной и снижение затратной статей регионального бюджета

Рыночные Рыночные

1. Повышение конкурентоспособности предприятий-участников кластера 1. Приобретение новых клиентов-участников кластера. Привлечение инвесторов 1. Повышение конкурентоспособности экономики региона 1. Завоевание новых региональных рынков. Упрощение процедур оценки экономической эффективности инвестиционных проектов на федеральном уровне

2. Приоритет при взаимодействии с крупными международными компаниями 2. Возможность взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества. Возможность создания вертикально интегрированных структур для получения рыночных преимуществ 2. Развитие инвестиционной привлекательности региона 2. Реализация значительного количества инвестиционных проектов. Создание на территории региона сбалансированной высокотехнологичной цепочки по разработке и внедрению готовой продукции и услуг

3. Преимущества при участии в международных тендерах 3. Возможность получения либо размещения выгодного заказа 3. Сокращение уровня безработицы в регионе, увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет 3. Увеличение налогооблагаемой базы за счет роста численности работников и общего объема инвестиций, а также роста объема отгруженной продукции организациями-участниками кластера

Рисковые Рисковые

Предсказуемость рыночной конъюнктуры благодаря тесной кооперации участников внутри кластера Гарантируются поставки и сбыт, что снижает риски и себестоимость продукции. Бизнес становится понятнее для всех участников кластера Уменьшение вероятности банкротства организаций в регионе за счет эффекта приращения денежного потока (сложение денежных потоков компаний, входящих в кластер) Эффективное использование временно свободных денежных средств одних организаций путем осуществления инвестиций в организации, испытывающие финансовые трудности. Минимизация риска банкротства участников кластера.

Ресурсные Ресурсные

Снижение себестоимости продукции за счет рационального использования сырья, ресурсов и материалов и т. п. Снижение расхода сырья, ресурсов и материалов. Увеличение прибыли. Повышение стабильности производства. Улучшение производственного процесса Снижение себестоимости продукции за счет совместного использования инфраструктурных объектов региона Уменьшение расходов на содержание объектов производственной инфраструктуры. Увеличение прибыли

Направления развития инновационно-территориальных кластеров в условиях специфики российской экономики. Все вышеперечисленные факты успешного функционирования ИТК и их положительное влияние на социально-экономические показатели регионов позволяют нам предположить, что кластерный подход в организации социально-экономического пространства РФ является одним из эффективных инструментов развития экономики регионов. Тем не менее будущее таких кластеров все же вызывает вопросы об успешности их дальнейшего существования, даже несмотря на положительную динамику экономических показателей действующих сегодня ИТК.

Изучение методологических подходов, передового зарубежного и отечественного опыта формирования кластеров позволяет утверждать, что существует как позитивный сценарий, способствующий становлению и развитию кластеров, так и негативный, препятствующий успешному функционированию кластеров. В таблице 3 указаны ключевые факторы развития кластеров, а также позитивные и негативные сценарии для каждой группы факторов.

Таблица 3

Основные виды сценариев, влияющих на кластеризацию и сетизацию социально-экономического пространства

(составлена авт.)

Группа факторов Позитивный сценарий развития кластеров Негативный сценарий развития кластеров

Внешняя среда, состав, структура участников В структуре кластера преобладают участники среднего и малого бизнеса. Атмосфера доверия и творчества, являющаяся следствием тех взаимных преимуществ, которыми пользуются предприятия, расположенные в единой структуре кластера Основу кластера составляют крупные предприятия, имеющие гос. поддержку. Участники среднего и малого бизнеса слабо представлены в структуре кластера либо не представлены вообще. Низкое качество бизнес-климата

Наличие инновационной стратегии и ее имплемента-ция Фокус на реализации совместных проектов, формировании инновационных стартапов. Хорошо развитая инфраструктура, поддерживающая инновационное развитие (технопарки, бизнес-инкубаторы и др.). Фокус на автономные проекты. Отсутствует необходимая инфраструктура, способствующая инновационному развитию деятельности участников кластера

Уровень коммуникации и самоорганизации между участниками Сильные торгово-промышленные палаты и эффективные профессиональные ассоциации, которые предоставляют компаниям возможность встречаться и обмениваться опытом. Сильные связи производственного сектора с научными организациями, обладающими высокой предпринимательской культурой; крепкие связи с образовательными организациями, обеспечивающими подготовку квалифицированной рабочей силы Низкая эффективность коммуникаций между отраслевыми и профессиональными организациями. Слабые связи между производственным сектором, образовательными и научными организациями

Наличие государственной поддержки формирования и развития Политика региональных органов власти и управления, направленная на долгосрочную поддержку и развитие кластеров Широко используемый краткосрочный горизонт планирования, в то время как в случае кластерного управления реальные выгоды от развития кластера появляются не ранее чем через 5-7 лет

На основании данных таблицы 3 следует сделать вывод о том, что, поддерживая позитивные и предотвращая негативные сценарии развития кластерных процессов в РФ, государственные органы власти способны обеспечить необходимый климат для социально-экономического развития регионов.

Поэтому мы считаем, что для успешного функционирования кластерных инициатив в первую очередь необходимо учитывать специфические особенности развития РФ и ее территорий, среди которых следует отметить [11]:

1. Слабый уровень доверия между субъектами экономической деятельности, особенно во

КИСЕЛЕВ Д.Н.

к вопросу об особенностях, эффективности и направлениях кластеризации экономики рф

взаимоотношениях бизнеса и власти.

2. Отсутствие комплексной целевой государственной программы по развитию кластерной системы. Правительством РФ выделяются средства на создание отдельных проектов (технопарки, внедрение инноваций). Однако эти действия носят разрозненный характер. При этом выделяемые средства находятся в различных ведомствах и министерствах, что создает большие сложности при реализации процессов кластеризации в регионах.

3. Неразвитость среднего и малого бизнеса на территории РФ. Кластер не может существовать без наличия разветвленных сетевых связей между большим количеством средних и малых предприятий. В кластерах (малый и средний) бизнес начнет функционировать особенно активно, так как создаваемая в них среда требует его массового присутствия.

На наш взгляд, для формирования эффективной кластерной политики в России, коррелирующей со стратегическим видением и пониманием глобальных экономических трендов, необходимо учитывать международный опыт формирования и развития кластеров. При этом необходимо также учитывать и тот факт, что процессы кластеризации социально-экономического пространства территорий в РФ происходят более медленными темпами по сравнению с аналогичными процессами, успешно реализующимися в мировой экономике [6]. Учитывая эти особенности, автором статьи предлагаются следующие решения для региональных органов исполнительной власти, направленные на реализацию кластерной политики в регионах:

1. Разработка региональной кластерной стратегии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Создание инфраструктуры кластерного развития региона.

3. Привлечение якорных (формирование ядра кластера) и основных участников кластера.

4. Разработка и имплементация системы мониторинга основных показателей эффективности деятельности кластеров и их влияния на социально-экономическое развитие региона.

5. Корректировка кластерной стратегии (в случае выявления отклонений от целевых показателей).

Заключение. Анализ процесса формирования и развития инновационных территориальных кластеров в РФ позволил нам сделать вывод о том, что именно государственная поддержка стала «отправной точкой» для зарождения первых экономических кластеров. Благодаря масштабной и целенаправленной поддержке кластеров со стороны Министерства экономического развития РФ, произошла активизация деятельности организаций-участников кластеров. На фоне негативных общеэкономических тенденций предприятия-участники кластеров практически по всем показателям продемонстрировали рост более чем на 50 %, что свидетельствует о положительном влиянии кластеризации на социально-экономическое развитие регионов.

Тем не менее будущее инновационных территориальных кластеров в РФ все же вызывает вопросы относительно перспективы их дальнейшего существования. По нашему мнению, успех развития существующих и формирования новых кластеров в регионах зависит от действий региональных властей. Их основной задачей является разработка и имплементация комплекса мер, направленных на эффективную реализацию кластерной политики в регионах. Успешно функционирующие кластеры позволят решить стратегические задачи развития экономики регионов и добиться повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, что приведет к росту основных социально-экономических показателей в регионе их базирования.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что процесс кластеризации, успешно реализуемый региональными властями, можно рассматривать как один из возможных эффективных путей осуществления комплексной модернизации экономики РФ.

Литература

1. Абашкин В. Л., Артемов С. В., Исланкина Е. А. и др. Кластерная политика: достижение глобальной конкурентоспособности // Минэкономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед ун-т «Высшая школа экономики». -М.: НИУВШЭ, 2017. - 324 с.

2. Бандман М. К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований /М. К. Бандман. Новосибирск: Наука, 1980. 256 с.

3. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. М.: РШФРА-М, 2002, 364 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

4. Гранберг А. Г. Моделирование пространственного развития экономики // Стратегическое планирование в регионах и городах России. Вып. 9, СПб: 2009. - С. 32-34

5. Доклад Минэкономразвития России. Кластерная политика: концентрация потенциала для дости-

жения глобальной конкурентоспособности. СПб.: «Corvus». - 2015.

6. Киселев Д. Н. Кластерная политика как инновационный инструмент развития региональной экономики: опыт формирования кластеров за рубежом и в России. Бюллетень науки и практики. - 2017. -№ 3 (16). - С. 185-191.

7. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент стратегического развития и инноваций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depino/2016191004, свободный. - Загл. с экрана.

8. Минэкономразвития России (2008). Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081702, свободный. - Загл. с экрана.

9. Павленко Д. Ю. Проблема создания кластеров в России: региональный аспект / Д. Ю. Павленко // Вестник экономической интеграции. - М., 2011. - № 2. - С. 139-143.

10. Пилипенко И. В. Кластерная политика в России / И. В. Пилипенко // Общество и экономика. -

2007. - № 8. - С. 28-45.

11. Попова М. В. Кластеры как факторы инновационного развития институционального аспекта регионов России / М. В. Попова // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. - Липецк, 2013. - С. 12-19. - Библиогр. - С. 19.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-рот 17.11.2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicplanning/concept/doc20081117_01, свободный. - Загл. с экрана.

13. Сорокин В. Е. Анализ перехода российской экономики на инновационный путь развития. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 5-1. - С. 448-457.

14. Щадилов Г. А., Рощина И. В. Система менеджмента корпоративной социальной ответственности как условие формирования активного социально-экономического пространства // Известия ТПУ. -

2008. - № 6.

15. Bergman E. M., Feser E. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications // Morgantown: Web Book of Regional Science, Regional Research Institute. 1999.

16. Enright M. J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // Word Link. 1992. No. 5. P. 24-25.

17. Foray D., David P., Hall B. (2009) Smart Specialisation - the Concept // Knowledge Economists Policy Brief. No. 5-9. P. 25-30

18. Man A. P. The Network Economy: Strategy, Structure and Management. Northampton: Edward Elgar, 2004. 382 p.

19. OECD (2011) Regions and Innovation Policy: OECD Reviews of Regional Innovation. OECD Publishing

20. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. Tenth Edition. N. Y.: The Free Press, Palgrave, 1998. 855 p.

References:

1. Abashkin V. L., Artemov S. V., E. A. Slinkina etc. Cluster policy: achieving global competitiveness //Russian Ministry of economic development, JSC «RVC», NAT. research University «Higher school of Economics». M.: higher school of Economics, 2017. 324 s.

2. Bandman M. K. Territorial-production complexes: the theory and practice of pre-planning studies / M. K. Bandman. Novosibirsk: Science, 1980. 256 s.

3. Bergman E. M., Feser E. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications //Morgantown: Web Book of Regional Science, Regional Research Institute. One thousand nine hundred ninety nine.

4. Enright M. J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // Word Link. 1992. No. 5. P. 24-25.

5. Foray D., David P., Hall B. (2009) Smart Specialisation - the Concept // Knowledge Economists Policy Brief. No. 5-9. P. 25-30.

6. Garrett B., Dussauge P. Strategic alliances. M.: RSFR-M, 2002, 364 p. (Series «Management for the leader»).

7. Granberg A. G. Modeling of spatial development of the economy // Strategic planning in Russian regions and cities. Vol. 9. St. Petersburg: 2009. P. 32-34.

8. Kiselev D. N. Cluster policy as an innovative tool for the development of the regional economy: the experience offorming clusters abroad and in Russia. Bulletin of science and practice. 2017. No. 3 (16). P. 185-191.

9. Man A. The network economy: Strategy, Structure and management. Northampton: Edward Elgar, 2004. 382 p.

10. Ministry of economic development of Russia (2008) Guidelines for the implementation of cluster policy in the subjects of the Russian Federation. Ministry Of Economic Development. [An electronic resource]. Access mode: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081702, free. Heading from the screen.

11. Ministry of economic development of the Russian Federation. Department of strategic development and innovation. [An electronic resource]. Access mode: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depino/2016191004, free. Heading from the screen.

12. OECD (2011) Regions and Innovation Policy: OECD Reviews of Regional Innovation. OECD Publishing.

13. Pavlenko D. Yu. The problem of creating clusters in Russia: the regional aspect of the economic integration, M., 2011. No. 2. P. 139-143.

14. Pilipenko I. V. Cluster policy in Russia /I. V. Pilipenko // Society and economy. 2007. No. 8. P. 28-45.

15. Popova M. V. Clusters as factors of innovative development of institutional aspect of regions of Russia / M. V. Popova // Modern problems and tendencies of development of economy and management in the XXI century : collection of materials III international. scientific. prakt. Conf. Lipetsk, 2013. P. 12-19. Bibliogr.: P. 19.

16. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations: with a New Introduction. Tenth Edition. N. Y.: The Free Press, Palgrave, 1998. 855 p.

17. Report Of The Ministry Of Economic Development. Cluster policy: concentration ofpotential for achieving global competitiveness. SPb.: «Corvus». 2015.

18. Sadilov G. A., Roshchina I. V. Nanagement System of corporate social responsibility as a condition offormation of active social and economic space // Izvestiya. TPU. 2008. No. 6.

19. Sorokin V. E. Analysis of the transition of the Russian economy to the innovative way of development. News of Tula state University. Economic and legal Sciences. 2014. No. 5-1. P. 448-457.

20. The order of the Government of the Russian Federation No. 1662-Roth of 17.11.2008 «about the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020». [An electronic resource]. Access mode: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/ doc20081117_01, free. Heading from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.