Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение туристской деятельности в условиях новой реальности'

Инфраструктурное обеспечение туристской деятельности в условиях новой реальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфраструктура туризма / информационно-коммуникационное обеспечение / цифровизация / цифровые технологии / новая нормальность. / tourism infrastructure / information and communication support / digitalization / digital technologies / new normal.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Морозова Наталья Степановна

Целью исследования является изучение состава и содержания инфраструктурного обеспечения туристской деятельности. Показано, что инфраструктура туризма является важнейшей составляющей, без которой невозможно осуществлять туристскую деятельность. В ее состав входит общая инфраструктура, которая используется во всей социально-экономической жизни общества, а также специфическая туристская инфраструктура, предназначенная для обслуживания туристских потребностей. Особенностью туристской инфраструктуры является то, что она существенно отличается для различных видов туризма. Однако информационно-коммуникационная туристская инфраструктура играет особую роль в современных условиях и для всех видов туризма практически имеет один и тот же состав. С точки зрения устойчивого развития туризма и выполнения принципов ESG особое значение занимает экологическая инфраструктура, обеспечивающая сохранение и восстановление окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Морозова Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructural support of tourism activities in the new reality

the purpose of the study is to study the composition and content of the infrastructure support for tourism activities. It is shown that the tourism infrastructure is the most important component, without which it is impossible to carry out tourism activities. It consists of a general infra-structure that is used in the entire socio-economic life of society, as well as a specific tourism infrastructure designed to serve tourism needs. A feature of the tourist infrastructure is that it differs significantly for different types of tourism. However, the information and communication tourism infrastructure plays a special role in modern conditions and practically has the same composition for all types of tourism. From the point of view of the sustainable development of tourism and the implementation of the principles of ESG, ecological infrastructure is of particular importance, ensuring the preservation and restoration of the environment.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение туристской деятельности в условиях новой реальности»

DOI: 10.18572/2686-858X-2022-13-1-4-10

Инфраструктурное обеспечение туристской деятельности в условиях новой реальности

Infrastructural support of tourism activities in the new reality

Морозов Михаил Анатольевич

д.э.н., профессор, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Россия E-mail: mmorozov@bk.ru Морозова Наталья Степановна д.э.н., профессор, Российский новый университет, Россия E-mail: sks@rosnou.ru

Mikhail Morozov

Doctor of Economics, Professor, Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, Russia

Natalya Morozova Doctor of Economics, Professor, Russian New University, Russia

Аннотация: целью исследования является изучение состава и содержания инфраструктурного обеспечения туристской деятельности. Показано, что инфраструктура туризма является важнейшей составляющей, без которой невозможно осуществлять туристскую деятельность. В ее состав входит общая инфраструктура, которая используется во всей социально-экономической жизни общества, а также специфическая туристская инфраструктура, предназначенная для обслуживания туристских потребностей. Особенностью туристской инфраструктуры является то, что она существенно отличается для различных видов туризма. Однако информационно-коммуникационная туристская инфраструктура играет особую роль в современных условиях и для всех видов туризма практически имеет один и тот же состав. С точки зрения устойчивого развития туризма и выполнения принципов ESG особое значение занимает экологическая инфраструктура, обеспечивающая сохранение и восстановление окружающей среды.

Ключевые слова: инфраструктура туризма, информационно-коммуникационное обеспечение, цифровизация, цифровые технологии, новая нормальность.

JEL codes: Z32, J44

Abstract. the purpose of the study is to study the composition and content of the infrastructure support for tourism activities. It is shown that the tourism infrastructure is the most important component, without which it is impossible to carry out tourism activities. It consists of a general infra-structure that is used in the entire socio-economic life of society, as well as a specific tourism infrastructure designed to serve tourism needs. A feature of the tourist infrastructure is that it differs significantly for different types of tourism. However, the information and communication tourism infrastructure plays a special role in modern conditions and practically has the same composition for all types of tourism. From the point of view of the sustainable development of tourism and the implementation of the principles of ESG, ecological infrastructure is of particular importance, ensuring the preservation and restoration of the environment.

Keywords. tourism infrastructure, information and communication support, digitalization, digital technologies, new normal.

1. ВВЕДЕНИЕ

Развитие туристской деятельности обусловлено влиянием многих факторов, важнейшим из которых является наличие необходимой инфраструктуры. Туризм является уникальной сферой деятельности с точки того, что потребитель туристского продукта должен быть доставлен к месту его производства, т.е. в туристскую дестинацию, поэтому прежде всего формирование туристских потоков зависит от наличия транспортной инфраструктуры. Многие виды туризма предполагают создание специфических инфраструктурных объектов, которые требуют, как правило, больших инвестиционных вложений, поэтому развитие туристских дестинаций во многом зависит от их привлекательности для инвесторов. Специфические условия оказания туристских и гостиничных услуг, связанные с соблюдением строгих санитарно-эпидемиологических норм в связи с пандемией, также влияют на требования к туристской инфраструктуре. Инфраструктура туризма непосредственно влияет на качество предоставляемых туристских услуг и их конкурентоспособность.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования инфраструктурного обеспечения туристской деятельности с целью повышения конкурентоспособности туризма на внутреннем и международном туристском рынке.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Теоретическое вопросы исследования понятийного аппарата инфраструктуры рассмотрены в статье Бахтина М.Н., Ко-собуцкой А.Ю., Дядюна И.А. (Bakhtin and etc., 2020), в которой представлен генезис и развитие понятия инфраструктуры в работах зарубежных и отечественных исследователей. Авторы подчеркивают, что в настоящее время в научной литературе отсутствует единое общепринятое понятие инфраструктуры, и определяют инфраструктуру как интегральную экономическую категорию, создающую условия для устойчивого производства, товарного обмена, жизнеобеспечения и пространственной целостности территории.

Следует отметить ряд исследований Стояновой О.Ф. (Stoyanova, 2021), Ужовой Т.В. (Uskova, 2021), в которых рассматриваются вопросы транспортной инфраструктуры как фактора развития регионов, обеспечения связанности экономического пространства и важнейшей составляющей национальных проектов.

Достаточно много исследований посвящено изучению региональных туристских инфраструктур, в частности статьи Кукушкиной А.В., Гусевой С.Е. (Kukushkina & Guseva, 2021), Ивлие-вой О.В., Шмытковой А.В. (Ivlieva & Shmytkova, 2019), Османовой С.Б., Га-залиевой Н.И. (Osmanova & Gazalieva, 2019) и др.

Развитие цифровой экономики и соответствующей инфраструктуры рассмотрено в работах Толмасова Р.С. (Tolmasov, 2022), Морозова М.М. (Morozov, 2017, 2018), Абгалдаева В.Ю., Цыбикдоржиевой Ж.Д., Шапхаева Б.С. (Abgaldaev and etc., 2021), Хоменко Е.Б., Ватутиной Л.А., Зло-биной Е.Ю. (Khomenko and etc., 2021) и др.

Вопросы формирования и применения новой цифровой информационно-коммуникационной туристской инфраструктуры рассмотрены в работах Морозова М.М. (Morozov, 2018), Морозова МА, Морозовой Н.С. (Morozov & Morozova, 2020) и др.

Особую важность имеет изучение проблем, связанных с финансированием создания туристской инфраструктуры, которым посвящены работы Захарова К.С. (Zakharov, 2019), Лочан С.А., Коровина Д.И., Федюнина Д.В. (Lochan and etc., 2021), Рыбак М.В., Спатарь-Козаченко Т.И., Кругловой А.М., Таракановой О.В., Крыловой Т.В (Rybak and etc., 2021) и др.

Влияние новой реальности на туризм и инфраструктуру изучено в работах Buevich A.P. (Buevich, 2020), Pardo C., Ladeiras A. (Pardo & Ladeiras, 2020), Yeoman I.S. (Yeoman, 2020) и др.

Однако вопросы инфраструктурного обеспечения туристской деятельности в условиях новой реальности и с учетом национальных проектов в научной литературе не нашли должного отражения, что обусловило тематику данного исследования.

Таблица 1

Классификация инфраструктуры

Признак классификации Классы (группы)

Функциональное назначение — производственно-технологическая — непроизводственная (социальная, институциональная экологическая)

Масштаб — мегауровень (международный) — макроуровень (страновой) — мезоуровень (региональный) — микроуровень (уровень предприятия)

Тип оказываемых инфраструктурных услуг — транспортная — связь и телекоммуникации (газо-, электро-, тепло-, водоснабжение) — связь и телекоммуникации — информационная — цифровая — инновационная и др.

Сфера деятельности — инфраструктура предпринимательства — финансовая — инвестиционная — экологическая и др.

доставлено авторами

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении исследования применялись методы монографического и экономико-аналитического анализа, которые позволили выявить основные проблемы в развитии туристской инфраструктуры c учетом влияния на нее ключевых факторов.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Для функционирования любой туристской системы на макро-, мезо- или микроуровне должна быть создана соответствующая инфраструктура. Обычно под инфраструктурой понимается совокупность подсистем и объектов, которые обеспечивают деятельность определенной функциональной системы, в нашем случае туристской (Morozov, 2006). Инфраструктура занимает более низкий иерархический уровень по сравнению с основной системой и строится в зависимости от ее потребностей. Качество самой инфраструктуры во многом определяет качество производимых продуктов и услуг.

Различают множество видов инфраструктуры, которые можно классифицировать следующим образом (таблица 1).

Туристскую инфраструктуру (инфраструктуру туристской индустрии) можно определить как совокупность взаимосвязанных инфраструктурных элементов и туристских ресурсов, обеспечивающих создание условий для обеспечения устойчивой туристской деятельности (Morozov & Morozova, 2019). В настоящее время особое внимание в рамках национальных проектов уделяется созданию региональной инфраструктуры, которая обеспечивает успешное развитие региональной экономики (Morozov and etc., 2019). Следует отметить, что уровень развития туристской инфраструктуры в региональном разрезе существенно отличается и зависит от многих факторов, в том числе от наличия туристских ресурсов, развиваемых в регионе видов туризма, возможности привлечения инвестиций, активности предпринимательской деятельности в сфере туризма, заинтересованности

Рисунок 1. Состав инфраструктуры индустрии туризма

региональных органов в развитии туризма и др. (Morozov & Morozova, 2021)

Состав инфраструктуры туристской индустрии представлен на рисунке 1.

Общая инфраструктура создается в рамках всей национальной экономики и используется различными предприятиями. Обычно ее создание финансируется за счет государственного бюджета или в рамках государственно-частного партнерства.

Специфическая инфраструктура используется в основном в рамках туристской и смежных видов деятельности. В зависимости от вида туризма состав специфической инфраструктуры существенно различается, например, для культурно-познавательного туризма ключевое значение имеют музеи, архитектурно-исторические памятники и другие туристские достопримечательности. Для экологического туризма необходимы природные туристские ресурсы, включая заповедники, особо охраняемые природные территории и т.п. Особая инфраструктура создается для организации детского туриз-

ма и к ней предъявляются повышенные требования безопасности и пр. (Morozov, 2004).

Особое значение отводится специфической туристской информационно-коммуникационной инфраструктуре, которая обеспечивает информационное сопровождение всей туристской деятельности (Morozov M.A. & Morozov M.M., 2019). Сюда относятся системы бронирования туристских услуг, туристско-информа-ционные центры (ТИЦ), туристские порталы, социальные сети в части освещения туризма и т.п. Создание цифровой туристской инфраструктуры способствует формированию привлекательности туристских дестинаций, что позволяет обеспечить рост в нее туристских потоков (Morozov & Morozova, 2016).

Финансирование создания туристской инфраструктуры осуществляется в основном за счет частных инвестиций и в рамках национальных проектов. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» предусмотрен

федеральный проект «Развитие туристской инфраструктуры», рассчитанный до 2030 года. Проект развития туристской инфраструктуры предусматривает создание и реконструкцию средств размещения, строительство многофункциональных комплексов туристской инфраструктуры, софинансирование строительства и реконструкции объектов обеспечивающей (общей) инфраструктуры с длительным сроком окупаемости.

Мировая практика создания туристской инфраструктуры говорит о том, что инвестиционные проекты по созданию общей инфраструктуры обычно финансируются государством с привлечением частных инвестиций, что позволяет обеспечить привлекательность этих проектов для инвесторов с точки зрения не только экономической, но и репутационной. Следует отметить, что в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» предусмотрена целевая субсидия из федерального бюджета на софинан-сирование реконструкции и строительства объектов общей инфраструктуры, имеющих длительный срок окупаемости. Эти субсидии будут предоставляться субъектам Российской Федерации. Кроме того, предусмотрены инновационные меры поддержки финансирования проектов для развития туристской инфраструктуры в форме облигаций специализированных обществ проектного финансирования, а также возмещение затрат на присоединение инфраструктурных объектов к газо- и электрическим сетям.

Предусмотрена также льготная ставка кредитования для инвестиционных проектов в сфере туризма. В частности, уже реализуется программа льготного кредитования строительства и реконструкции средств размещения по ставке 3—5%, рассчитанная до 2024 года. Льготные условия кредитования предназначены для инвестиционных проектов по реконструкции и строительству отелей не менее трех звезд санаториев. Площадь отелей должна быть не менее 5000 кв. метров или количество номеров не менее 120. Долгосрочные кредиты выдаются на срок до 15 лет.

На эту программу выделено 18,8 млрд рублей. Такие формы поддержки инфраструктурных проектов в сфере туризма должны оказать эффективное воздействие на развитие туристской индустрии в различных российских регионах.

Развитие индустрии туризма и гостеприимства в последние годы подвергается влиянию многих факторов, включая пандемию COVID-19 и глобальную циф-ровизацию. Они существенно изменяют состав туристской инфраструктуры таким образом, чтобы минимизировать личные контакты обслуживающего персонала и туристов и гостей отелей. Одним из наиболее значимых особенностей новой реальности (нормальности) выступает особый санитарно-эпидемиологический режим, который изменяет многие бизнес-процессы предприятий индустрии туризма и гостеприимства. В частности, переход к бесконтактному обслуживанию приводит к использованию удаленных (дистанционных) технологий работы, широкому использованию цифровых технологий, включая робототехнику, Интернет-вещей, искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальность, технологии обработки больших данных и др.

Исходя из концепции устойчивого развития туризма и соблюдения принципов ESG все большее значение имеет экологическая инфраструктура при организации туристской деятельности. Аббревиатура ESG означает Environment — ответственное отношение к окружающей среде, Social — обеспечение социальной ответственности, Governance — высокое качество корпоративного управления. Соблюдение принципов ESG при осуществлении туристской деятельности означает:

— ответственное отношение к окружающей среде, минимизация негативного влияния на нее в рамках туристской деятельности, включая соблюдение экологических требований, эффективное управление отходами, минимизация потребления воды и т.п. (E — принцип),

— ответственное отношение к туристам, работникам туристских предпри-

ятий, партнерам, обществу в целом, включая создание благоприятных и безопасных условий труда, отсутствие дискриминации по гендерному, расовому и другим признакам, обучение и развитие персонала с целью повышения профессиональных компетенций, формирование благожелательных отношений с туристами и местными сообществами, стейкхолдерами и т.п. ^-принцип),

—применение наилучших практик корпоративного управления, включая оптимизацию структуры управления туризмом, объективную оценку деятельности руководства и обоснованное вознаграждение топ-менеджмента, наличие стратегических планов развития с ученом ESG-принципов, высокую степень раскрытия информации о туристской деятельности, отсутствие мошенничества и коррупции и т.п. ^ — принцип).

Выполнение ESG-принципов требует совершенствования всей инфраструктуры, включая общую и специфическую туристскую инфраструктуру. В частности, одним из примеров может служить создание экоотелей (зеленых) отелей, которые модифицируют все бизнес-процессы таким образом, чтобы обеспечить минимальное негативное влияние на окружающую среду. Применение технологий Интернета-вещей при совершенствовании инфраструктуры отелей также позволяет реализовать режимы экономного использования воды, электро-

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

энергии, что соответствует принципам ESG.

Соблюдение ESG-принципов приводит к изменению состава инфраструктурного обеспечения туристской деятельности на всех уровнях управления туризмом.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что осуществление туристской деятельности предполагает использование общей и специфической инфраструктуры, которая с течением времени изменяется и совершенствуется. Основными факторами, повлиявшими на состав и содержание туристской инфраструктуры в настоящее время, является влияние пандемии, цифровизация, переход к устойчивому развитию и соблюдение принципов ESG. В эпоху всеобщей цифровизации и смены поколений значительно возрастает роль информационно-коммуникационного обеспечения туристской деятельности. Инфраструктура связи и телекоммуникаций приобретает особую важность для обеспечения всей туристской деятельности. От качества и стабильности предоставляемых информационно-коммуникационных услуг во многом зависит качество туристского продукта. Соблюдение ESG-принципов при осуществлении туристской деятельности требует модернизации всей туристской инфраструктуры, включая применение современных цифровых технологий.

1.

3.

Abgaldaev V.Yu., Tsybikdorzhieva Zh.D., Shapkhaev B.S. (2021). "New infrastructure": concept and development trends. Economic Bulletin of the East Siberian State University of Technology and Management. 1 (11)., 4-15.

Bakhtin M.N., Kosobutskaya A.Yu., Dyadyun I.A. (2020). Genesis and development of the concept of "infra-structure" in the works of foreign and domestic researchers. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2020. No. 1. S. 5-10.

Buevich A.P. (2020). New economic reality in the era of the COVID-19 pandemic. Self-government. 3 (120), 154-158.

Ivlieva O.V., Shmytkova A.V. (2019). Territorial organization oftourist infrastructure in the south of Russia. The science. Innovation. Technology. 3, 63-76. Khomenko E.B., Vatutina L.A., Zlobina E.Yu. (2021). Entrepreneurial infrastructure in the context of digital transformation. Science and business: ways of development. 4 (118), 191-194.

6. Kukushkina A.V., Guseva S.E. (2021). Urban planning aspects of the transformation of the tourist infrastructure of the Crimean peninsula. New ideas of the new century: materials of the international scientific conference FAD PNU. 2, 195-201.

7. Lochan S.A., Korovin D.I., Fedyunin D.V. (2021). Features of administrative, financial and informational support for tourism infrastructure development projects. Management Accounting. 11-3, 618-623.

8. Morozov M. (2004). Analysis of the Russian children's tourism market. State, problems, prospects Tourism: practice, problems, prospects. 4, 36-41.

9. Morozov M. (2004). In Russia, children's tourism has a social status Tourism: practice, problems, prospects. 1, 26-30.

10. Morozov M.A, Morozova N.S., Morozov M.M., Moldazhanov M.B. (2019). Innovative development of the regional economy. Semey, PC "Intellect", 104 p.

11. Morozov M.A. (2006). Economics and entrepreneurship in socio-cultural service and tourism. M., Academy.

12. Morozov M.A., Morozov M.M. (2019). Digital communications as a tool for the formation of a single information space in tourism. Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2, 69-72.

13. Morozov M.A., Morozova N.S. (2016). Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 7.1(13), 105-111.

14. Morozov M.A., Morozova N.S. (2020) Innovative trends in the development oftourism and hotel business in the context of digitalization. natural and humanitarian research. 28(2), 196-202.

15. Morozov M.A., Morozova N.S. (2021). Regional features of the development of tourist infrastructure and their impact on tourism. Regionology. 29, 3 (116),588-610.

16. Morozov M.A., Morozova N.S. (2019). The economics of tourism. M., Urayt.

17. Morozov M.M. (2017). Information and communication technologies in tourism. Sochi Journal of Economy. 11(4), 295-301.

18. Morozov M.M. (2018) Features of management of tourist systems in the conditions of the digital economy. Tourism: Law and Economics. 3, 7-10.

19. Morozov M.M. (2018). Information support ofthe tourism management process Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 1, 142-146.

20. Osmanova S.B., Gazalieva N.I. (2019). Effective Marketing Policy and Tourist Infrastructure of the Republic of Dagestan // Economics and Entrepreneurship. 1 (102), 438-440.

21. Pardo C., Ladeiras A. (2020). Covid-19 "tourism in flight mode": a lost opportunity to rethink tourism — towards a more sustainable and inclusive society. Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 12(6), 671-678. DOI: 10.1108/WHATT-07-2020-0064.

22. Rybak M.V., Spatar-Kozachenko T.I., Kruglova A.M., Tarakanova O.V., Krylova T.V. (2021). State support in the formation of tourism infrastructure at the international level. Economy and entrepreneurship. 1(126), 66-69.

23. Stoyanova O.F. (2021). Transport infrastructure of the Russian Federation as the main component of national projects. Actual problems of modern transport. 2 (5), 12-18.

24. Tolmasov R.S. (2022). Information Economy Infrastructure: Current State and Development Forecast// International Research Journal. 2-3(116), 37-45.

25. Uskova T.V. (2021). Transport infrastructure as a factor in the development ofterritories and connectivity of the economic space. Problems of territory development. 25, 3,7-22.

26. Yeoman I.S. (2020). COVID_19 means the future of tourism is a blank piece of paper. Journal of Tourism Futures. Vol. 6. Iss. 2. P. 119. DOI: 10.1108/JTF-03-2020-0044

27. Zakharov K.S. (2019). Optimization of sources of financing for tourism infrastructure. Kant. 2 (31), 319-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.