Научная статья на тему 'Цифровое обеспечение медицинского и оздоровительного туризма в условиях новой реальности'

Цифровое обеспечение медицинского и оздоровительного туризма в условиях новой реальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинский туризм / оздоровительный туризм / информационнокоммуникационное обеспечение / цифровизация / цифровые технологии / новая нормальность. / medical tourism / health tourism / information and communication support / digitalization / digital technologies / new normality.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Морозова Наталья Степановна

целью исследования является изучение информационно-коммуникационного сопровождения медицинского и оздоровительного туризма и выявление основных направлений его цифровизации. Рассмотрено влияние пандемии на развитие туризма и описано понятие новой нормальности (реальности). Показано, что в условиях новой реальности принципиально изменяются требования к информационному сопровождению туризма, в том числе медицинским и оздоровительным туристским продуктам. В условиях пандемии возрастает потребность населения к получению не только качественных медицинских и оздоровительных услуг, но и к их качественному информационно-коммуникационному сопровождению. Показано, что цифровое обеспечение медицинского и оздоровительного туризма должно быть ориентировано на всех участников туристского рынка, включая медицинские и санаторно-оздоровительные учреждения, туроператорские и турагентские компании, туристов, получающих медицинские и оздоровительные туристские продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital provision of medical and health tourism in a new reality

the purpose of the study is to study information and communication support of medical and health tourism and identify the main directions of its digitalization. The influence of the pandemic on the development of tourism is considered and the concept ofa new normality (reality) is described. It is shown that in the conditions of the new reality, the requirements for information support of tourism, including medical and health tourism products, are fundamentally changing. In the context of a pandemic, the population’s need to receive not only high-quality medical and health-improving services, but also their high-quality information and communication support, is increasing. It is shown that the digital provision of medical and health tourism should be focused on all participants in the tourism market, including medical and health centers, tour operators and travel agency companies, tourists receiving medical and health tourism products.

Текст научной работы на тему «Цифровое обеспечение медицинского и оздоровительного туризма в условиях новой реальности»

DOI: 10.18572/2686-858X-2021-11-3-14-20

Цифровое обеспечение медицинского и оздоровительного туризма в условиях новой реальности

Digital provision of medical and health tourism in a new reality

Морозов Михаил Анатольевич

Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, г. Москва, Россия,

E-mail: mmorozov@bk.ru

Морозова Наталья Степановна

Российский новый университет, г. Москва, Россия, E-mail: sks@rosnou.ru

Morozov Mikhail A.

Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, Moscow, Russia,

Morozova Natalya S.

Russian New University, Moscow, Russia,

Аннотация: целью исследования является изучение информационно-коммуникационного сопровождения медицинского и оздоровительного туризма и выявление основных направлений его цифровизации. Рассмотрено влияние пандемии на развитие туризма и описано понятие новой нормальности (реальности). Показано, что в условиях новой реальности принципиально изменяются требования к информационному сопровождению туризма, в том числе медицинским и оздоровительным туристским продуктам. В условиях пандемии возрастает потребность населения к получению не только качественных медицинских и оздоровительных услуг, но и к их качественному информационно-коммуникационному сопровождению. Показано, что цифровое обеспечение медицинского и оздоровительного туризма должно быть ориентировано на всех участников туристского рынка, включая медицинские и санаторно-оздоровительные учреждения, туроператорские и турагентские компании, туристов, получающих медицинские и оздоровительные туристские продукты.

Ключевые слова: медицинский туризм, оздоровительный туризм, информационно-коммуникационное обеспечение, цифровизация, цифровые технологии, новая нормальность.

Jel Classification code. Z32, J44

Abstract: the purpose of the study is to study information and communication support of medical and health tourism and identify the main directions of its digitalization. The influence of the pandemic on the development of tourism is considered and the concept ofa new normality (reality) is described. It is shown that in the conditions of the new reality, the requirements for information support of tourism, including medical and health tourism products, are fundamentally changing. In the context of a pandemic, the population's need to receive not only high-quality medical and health-improving services, but also their high-quality information and communication support, is increasing. It is shown that the digital provision of medical and health tourism should be focused on all participants in the tourism market, including medical and health centers, tour operators and travel agency companies, tourists receiving medical and health tourism products.

Keywords: medical tourism, health tourism, information and communication support, digitalization, digital technologies, new normality.

1. ВВЕДЕНИЕ

Современная мировая туристская индустрия испытывает катастрофическое влияние пандемии СОУГО-19, которая практически отодвинула развитие туризма на уровень девяностых годов прошлого столетия. В силу санитарно-эпидемиологических ограничений со второго квартала 2020 года были практически приостановлены все международные авиаперелеты и многие полеты внутри стран. Международные туристские потоки сократились

Развитие туристской индустрии в условиях новой реальности во многом зависит от внедрения цифровых информационно-коммуникационных технологий в сферу туризма. Появление нового класса цифровых потребителей связано с влиянием глобальной цифровизации. Цифровые потребители предъявляют высокие требования к качеству цифрового информационно-коммуникационного сопровождения и для них цифровые технологии становятся неотъемлемым атрибутом повседневной жизни.

Для восстановления российского туризма необходимо формирование цифровой инфраструктуры и сервисов, обеспечивающих эффективное цифровое сопровождение туристских продуктов, в том числе в медицинском и оздоровительном туризме. Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития и совершенствования цифрового сопровождения медицинского и оздоровительного туризма с целью повышения его конкурентоспособности на внутреннем и международном туристском рынке.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Пандемия коронавируса оказала огромное влияние на мировую социально-экономическую реальность, кардинально ее изменив, что подвигло ученых многих стран изучать этот феномен. Следует отметить ряд исследований, в которых рассматривается понятие новой реальности, в частности, статьи Буевича А.П. (Буевич, 2020).

Достаточно много исследований посвящено изучению влияния пандемии СОУГО-19 на индустрию туризма. В работе Яковлева А.А., Балаевой О.Н.,

Предводителевой М.Д., Мисихиной С.Г., Ершовой Н.В. рассмотрено состояние туризма в период пандемии и меры государственной антикризисной поддержки российского туризма (Яковлев, Балаева, Предводителева, Мисихина, Ершова, 2021). Вопросам влияния пандемии на индустрию туризма посвящены работы зарубежных авторов Yeoman I.S. (Yeoman, 2020), Khalid, U., Okafor, L.E., Burzyns-ka, K. (Khalid, Okafor, Burzynska, 2021), Rutz, C., Loretto, M., Bates, A.E. (Rutz, Loretto, Bates et al., 2020), Pardo, C., La-deiras, A. (Pardo, Ladeiras, 2020). В статье Золочевской Е.Ю., Подольской Т.В. исследовано влияние пандемии на сферу туризма (Zolochevskaya, Podolskaya, 2021).

Вопросы формирования и применения новых цифровых каналов коммуникации рассмотрены в работах Приваловой И.В. (Privalova, 2021), Морозова М.М. (Mo-rozov, 2018). Развитие сферы сервиса и туризма в условиях цифровизации также рассматривалось в ряде работ (Morozov, 2017; Service and tourism ..., 2018).

Проблемы и перспективы развития медицинского и оздоровительного туризма рассмотрены в трудах Жуковской И.Ф., Красновой М.В. (Zhukovskaya, Krasnova, 2020), Савельевой Н.А., Колесникова Р.В., Шмелевой Т.В. (Savelyeva, Kolesnikov, Shmeleva, 2020), Ермакова Б.А., Каташи-ной Т.Б. (Ermakov, Katashina, 2020), Бул-ганиной С.В., Лебедевой Т.Е., Алексеевой С.С., Шведова Л.А. (Bulganina, Lebedeva, Alekseeva, Shvedov, 2020), Морозова М.А., Львовой Т.В. (Morozov, Lvova, 2011) и других ученых.

Однако вопросы цифрового информационно-коммуникационного обеспечения медицинского и оздоровительного туризма в научной литературе не нашли должного отражения, что обусловило тематику данного исследования.

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении исследования применялись монографический, статистический, экономико-аналитический, сравнительный методы, которые позволили выявить основные тенденции цифровизации информационного обеспечения медицинского и оздоровительного туризма.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Важнейшими факторами, оказавшими влияние на сферу индустрии туризма и гостеприимства, являются последствия пандемии COVID-19 и глобальная циф-ровизация. Влияние пандемии сказалось на резком снижении туристских потоков и серьезных санитарно-эпидемиологических ограничений при предоставлении ту-ристско-гостиничных услуг. Обеспечение безопасности путешествий стало одним из обязательных условий обеспечения качества туристских услуг. Многие предприятия индустрии туризма и гостеприимства присоединись к международной программе обеспечения безопасных путешествий Safe Travels, разработанной в 2020 году Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC), и получили соответствующие знаки «Safe Travels». Публикация информации на сайтах организаций, предоставляющих туристские и гостиничные услуги, является важным условием формирования лояльности потребителей в условиях новой реальности.

Появление понятия новой нормальности (New Normal) связано с последствиями финансово-экономического кризиса в 2008 году, однако в настоящее время этот термин определяет те условия, в которых оказалась мировая социально-экономическая система в период пандемии. В связи с нетипичностью сложившейся ситуации в мире, в том числе в сфере туризма и гостеприимства, стали широко использовать и изучать особенности функционирования индустрии туризма в условиях новой нормальности (реальности). Одними из наиболее значимых характеристик новой нормальности являются особый санитарно-эпидемиологический режим во многих сферах деятельности, включая туризм и гостеприимство, ускорение глобальной цифровизации и проникновение цифровых технологий практически во все бизнес-процессы предприятий индустрии туризма и гостеприимства, переход к удаленным технологиям работы (дистанционным технологиями), появление виртуальных компаний, необходимость владения цифровыми навыками и компетенциями и т.п. Следует отметить, что цифровизация индустрии туризма неразрывно связана с формированием

цифровых компетенций как у работников туристской индустрии, так и у самих конечных пользователей — туристов (Morozov М.А., Morozov М.М., 2019).

Все более широкое распространение дистанционных технологий приводит к усилению роли и важности информационно-коммуникационного обеспечения туристской деятельности, в том числе в сфере медицинского и оздоровительного туризма. Все более востребованными становятся Интернет-сервисы (Morozov, Morozova, 2020).

На рисунке 1 показаны цели использования Интернета населением России в 2019-2020 годах. Как показано на рисунке 1, в 2019 году поиск информации, связанной со здоровьем и услугами в области здравоохранения, осуществляли 37,5% населения в возрасте 15—74 лет, а в 2020 году уже 38,7%. Это связано с тем, что население страны в большей степени обеспокоено своим здоровьем в связи с пандемией. Люди, переболевшие СОУГО-19, хотят полностью восстановиться после болезни и им необходим оздоровительный туризм.

Для повышения привлекательности и формирования туристских потоков необходимо обеспечить качественное информационно-коммуникационное сопровождение туристских продуктов (Morozov, Morozova, 2016). Особенно это важно в медицинском и оздоровительном туризме, которые оказывают прямое воздействие на здоровье и повышение качества жизни путешественников всех возрастных групп (Morozov, 2004). Выбор туристских продуктов медицинского и оздоровительного туризма гораздо сложнее, чем по другим видам туризма, например, культурно-познавательного, сельского и т.п. Ведь приобретаемый туристский продукт должен абсолютно точно соответствовать потребностям туриста, осуществляющего медицинское или оздоровительное путешествие, чтобы не нанести вреда его здоровью. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что требуется особо качественный цифровой информационный контент, описывающий предлагаемые медицинские и оздоровительные услуги. Этот контент должен быть составлен профессионалами в сфере

Рис. 1. Цели использования интернета населением России (в процентах от численности населения в возрасте 15—74 лет)

(Source: составлено авторами по данным (Abdrakhmanova, Vishnevsky, Gokhberg at al, 2021))

медицины и оздоровления и также должен быть понятен конечному потребителю.

В условиях новой реальности особое значение имеет цифровое обеспечение медицинского и оздоровительного туризма, которое должно охватывать всех участников этого рынка туризма, в частности, медицинские и санаторно-курортные организации, предоставляющие услуги медицинского и оздоровительного туризма, туроператорские и турагентские компании, продвигающие и реализующие медицинские и оздоровительные турист-

ские продукты, конечные пользователи-туристы, приобретающие медицинские и оздоровительные услуги.В состав цифрового информационного обеспечения медицинского и оздоровительного туризма входят:

• сайты профессиональных ассоциаций, агентств, федеральных проектов, связанных с медицинским и оздоровительным туризмом,

• информационно-справочные сайты по медицинскому и оздоровительному туризму,

• сайты медицинских учреждений, санаторно-курортных и других предприятий, оказывающих медицинские и оздоровительные услуги,

• сайты туроператоров и турагентов, предлагающих медицинские и оздоровительные туристские продукты,

• информация в социальных сетях и т.д.

Рассмотрим наиболее значимые профессиональные сайты по медицинскому и оздоровительному туризму.

Ассоциация медицинского туризма и экспорта медицинских услуг (https:// medical-russia.ru/about-us/) объединяет более 50 экспертов по медицинскому туризму нашей страны. В рамках Ассоциации работает 5 комиссий, в том числе комиссии по цифровым технологиям и информационно-методической поддержке. Ассоциация осуществляет работу с регионами, клиниками, агентствами, пациентами. Для регионов предоставляется информационная поддержка развития регионального медицинского туризма, в частности, предоставляется типовая документация по медицинскому туризму, освещаются успешные практики регионов в области медицинского туризма и экспорта медицинских услуг, осуществляется оценка регионов с точки зрения их готовности к развитию экспорта медицинских услуг и привлечению иностранных пациентов и рейтингование регионов, проводятся региональные круглые столы по развитию медицинского туризма, организуются международные workshop с участием ведущих крупнейших агентств медицинского туризма c целью продвижения российского медицинского туризма на мировом рынке. Для пилотных регионов имеется возможность получить поддержку и финансирование на развитие экспорта медицинских услуг. Ассоциация медицинского туризма создает за рубежом офисы российской медицины с целью информационно-коммуникационного сопровождения и продвижения возможностей отечественной медицины иностранным пациентам и зарубежным агентствам медицинского туризма.

Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» (russiamed-

travel.ru) реализуется с января 2019 года в рамках национального проекта «Здравоохранение», в нем принимает участие 70 субъектов Российской Федерации. В 2019 году число иностранных граждан, пролеченных в медицинских организациях нашей страны, составил 3064,22 тыс. чел, в 2020 году — 3969,15 тыс. чел., которые прибыли в основном из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Украины, Азербайджана, Белоруси, Германии, Латвии, Сербии, Молдовы и других стран1. На сайте проекта предоставлена сравнительная информация по ценам на медицинские услуги в разных странах. За 2020 г. на веб-сайте russiamedtravel.ru зафиксировано более 45 тыс. посетите-

лей2.

Информационный портал "Экспорт медицинских услуг в Москве" (https:// mosmedtour.com/clinics/) представляет собой цифровую информационно-коммуникационную площадку для взаимодействия медицинских организаций Москвы и иностранных пациентов, способствует развитию экспорта медицинских услуг и продвижению города как привлекательной туристской дестинации по медицинскому туризму. Информация на портале представлена на русском и английском языках, реализован поиск необходимых медицинских услуг, в том числе и по диагнозам, представлена информация о клиниках и врачах, доступны удаленные консультации с врачами и помощь при выборе клиники и врача. Кроме того, для медицинских туристов из-за рубежа предоставляется ряд дополнительных сервисов, в том числе визовая поддержка, организация трансфера, проживания, услуги переводчика, медицинское сопровождение. Для медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги иностранным туристам, предлагается страхование профессиональной ответственности клиник и врачей, правовая поддержка, услуги по переводу.

1 Показатели по экспорту медицинских услуг [Электронный ресурс] https://russiamedtravel.ru/ project/

2 Минздрав России провел анализ рынка экспорта медицинских услуг [Электронный ресурс] https://medical-russia.ru/minzdrav-rossii-provel-analiz-rynka-eksporta-mediczinskih-uslug/

Агентство медицинского туризма (https://medtourism.agency) создано в 2018 году, основной его целью является развитие медицинского и санаторно-курортного туризма в Санкт-Петербурге, а также привлечение пациентов из регионов и из-за рубежа. На интерактивной карте представлена информация медицинских учреждениях города, средствах размещения, достопримечательностях (туристских местах).

Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (https://aotrf.ru) — это профессиональное объединение участников оздоровительного туризма. Основными проектами являются ежегодный федеральный рейтинг инвестиционной привлекательности «ТОП-100 российских здравниц», конкурс «ТОП-5 здравниц по клиентоориентированности», реестр российских здравниц, в котором содержится информация о российских объектах оздоровительного туризма.

Ассоциация Агентств Медицинского Туризма (https://imtaa.org) — некоммерческое профессиональное объединение участников рынка медицинского туризма, оказывающих ассистанские и медицинские услуги пациентам — медицинским туристам. В Ассоциацию входит более 80 агентств медицинского туризма из России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Киргизии и других стран СНГ. Ассоциация продвигает специальную для медицинского туризма CRM-систему МедиМост — российский онлайн-сервис, автоматизирующий работу с иностранными пациентами в государственных и частных медицинских центрах.

К информационно-справочным цифровым сервисам по медицинскому и оздоровительному туризму следует отнести следующие цифровые ресурсы:

• онлайн платформа Health-Tourism. com «Медицинский туризм доступно» (https://ru.health-tourism.com) — это ведущий мировой информационный Интернет-ресурс по медицинскому туризму, который обеспечивает доступ к 400 медицинским центрам из 30 стран, на

нем представлены анкеты 19000 врачей, доступны 5000 видов медицинских процедур, пользователями сервиса являются граждане 190 стран мира,

• раздел «Оздоровительный туризм в России» на национальном туристическом портале Russia Travel (https://russia.travel/ guide/?group=Health_tourism) — на нем представлено 1069 объектов оздоровительного туризма в России,

• информационный ресурс о лечении за рубежом TopMedClinic (https://www. topmedclinic.com) — обеспечивает единое информационное пространство для сегмента B2B в сфере медицинского туризма.

Среди агентств медицинского туризма следует назвать Медрустур (https:// medrustur.com), МедикаТур (https:// medica-tour.ru), Russian Medical Tourism (http://rus-medtour.ru), MedRise (http:// www.medic-tour.ru), Medassist (https://www. medassist.ru), Mednavi (https://mednavi. ru) и др.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что развитие медицинского и оздоровительного туризма неразрывно связано с его информационно-коммуникационным обеспечением. В силу глобальной тенденции цифровизации социально-экономической деятельности в мировом масштабе, смены поколений, влиянием пандемии COVID-19 на мировое сообщество возникает необходимость развития цифрового сопровождения медицинского и оздоровительного туризма. Показано, что цифровизация информационного сопровождения должна обеспечивать единство информационного пространства в сфере медицинского и оздоровительного туризма для всех субъектов этого рынка, включая медицинские учреждения, санаторно-курортные организации, туроператорские и турагентские компании, занимающиеся организацией медицинского и оздоровительного туризма, туристов, осуществляющих путешествие в оздоровительных или медицинских целях.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Abdrakhmanova G.I., Vishnevsky K.O., Gokhberg L.M. and others. (2021). Indicators of the digital economy: 2021: statistical collection. Higher School of Economics. —M.: NRU HSE, 380 p.

2. Buevich A.P. (2020). New economic reality in the era of the COVID-19 pandemic. Self-government. 3 (120), 154-158.

3. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Alekseeva S.S., Shvedov L.A. (2020). Health tourism in Nizhny Novgorod: alternative trends for the 2020 season. Economy and Entrepreneurship. 4 (117), 399-403

4. Ermakov B.A., Katashina T.B. (2020). Medical tourism: a component of the health care system or a segment of the tourism sector? Professors' journal. Series: Recreation and tourism. 1(5), 4-12.

5. Khalid U., Okafor L.E., Burzynska K. (2021). Does the size of the tourism sector influence the economic policy response to the COVID-19 pandemic? Current Issues in Tourism. DOI: 10.1080/13683500.2021.1874311

6. Morozov M. (2004). Analysis of the Russian children's tourism market. State, problems, prospects Tourism: practice, problems, prospects. 4, 36-41.

7. Morozov M. (2004). In Russia, children's tourism has a social status Tourism: practice, problems, prospects. 1, 26-30.

8. Morozov M.A., Lvova T.V. (2011). Health tourism in Russia: features and development prospects. Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics (RGTEU). 12 (60), 87-99.

9. Morozov M.A., Morozov M.M. (2019). Digital communications as a tool for the formation of a single information space in tourism. Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2, 69-72.

10. Morozov M.A., Morozova N.S. (2016). Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 7.1(13), 105-111.

11. Morozov M.A., Morozova N.S. (2020) Innovative trends in the development of tourism and hotel business in the context of digitalization. Natural and humanitarian research. 28 (2), 196-202.

12. Morozov M.M. (2017). Information and communication technologies in tourism. Sochi Journal of Economy. 11(4), 295-301.

13. Morozov M.M. (2018) Features of management of tourist systems in the conditions ofthe digital economy. Tourism: Law and Economics. 3, 7-10.

14. Morozov M.M. (2018). Information support of the tourism management process Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 1, 142-146.

15. Pardo C., Ladeiras A. (2020). Covid-19 "tourism in flight mode": a lost opportunity to rethink tourism — towards a more sustainable and inclusive society. Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 12 (6), 671-678. DOI: 10.1108/WHATT-07-2020-0064.

16. Privalova I.V. (2021). Digital environment as a new reality of communication. In the collection: Communication in social and humanitarian knowledge, economics, education. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. Minsk, 110-114.

17. Rutz C., Loretto M., Bates A.E. et al. (2020). COVID-19 lockdown allows researchers to quantify the effects of human activity on wildlife. Nature Ecology & Evolution. 4, 1156-1159. DOI:10.1038/ s41559-020-1237-z.

18. Savelyeva N.A., Kolesnikov R.V., Shmeleva T.V. (2020). Medical tourism: questions of terminology // Bulletin of Eurasian Science.12 (2), 66.

19. Service and tourism in the context of the digitalization of the Russian economy (2018). Monograph. — St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics. -. — 176 p.

20. Yakovlev A.A., Balaeva O.N., Predvoditeleva M.D., Misikhina S.G., Ershova N.V. (2021). Crisis or new reality: the impact of the pandemic on the Russian tourism sector. ECO. 5 (563), 53-76.

21. Yeoman I.S. (2020). COVID_19 means the future oftourism is a blank piece ofpaper. Journal of Tourism Futures. Vol. 6. Iss. 2. P. 119. DOI: 10.1108/JTF-03-2020-0044

22. Zhukovskaya I.F., Krasnova M.V. (2020). Medical tourism in Russia: analysis of problems and development prospects. Bulletin of the National Academy of Tourism. 1 (53), 14-16.

23. Zolochevskaya E.Yu., Podolskaya TV. (2021). Health tourism during the COVID-19 pandemic: an assessment of the economic consequences. State and Municipal Administration. Scholarly notes. 2, 162-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.