Научная статья на тему 'Инфраструктура сетевого взаимодействия вузов'

Инфраструктура сетевого взаимодействия вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидненко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура сетевого взаимодействия вузов»

2. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1990.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: Ьи:р://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 25.09.2013).

4. Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 26-43.

5. Гончаров С. А. Университетские рейтинги и обеспечение качества деятельности профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений [Текст] / С. А. Гончаров // Вестник Герценовского университета / РГПУ. СПб., 2007. № 6(44). С. 3-11.

6. Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития [Текст] / Н. В. Дрантусова, Е. А. Князев // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 1. С. 264-273. С. 268.

7. Глубокова Е. Н., Кондракова И. Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Текст] / Глубкова Е. Н., Кондракова И. Э. URL: http://pedagogika.3nx.ru/index.php./свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.04.2013 г.).

8. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354. С. 163-166.

9. Соломин В. П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования // ЧиО. 2012. № 1. С. 19-22.

10. Соломин В. П. Герценовский университет в условиях институциональных изменений [Текст] / В. П. Соломин // Universum: Вестник Герценовского университета [Текст] / РГПУ. СПб., 2013. № 1. С. 3-11.

Т. И. Сидненко

ИНФРАСТРУКТУРА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ

Современные требования, предъявляемые к конкурентоспособности вузов в контексте исследования общей конкурентоспособности российского образования, затрагивают такие системные проблемы, как качество образовательных услуг, ресурсный потенциал вузов, реальные требования рынка труда и перспективные требования всех отраслей экономики России. Закрепленная Федеральным законом модель профессионального образования позволяет в большей степени, чем прежде, сориентировать систему профессионального образования на нужды конкретных отраслей социальной сферы, экономики и производства, потребности заказчика соответствующих образовательных услуг. Данная модель в значительной степени адаптирована к реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения. Именно сетевое взаимодействие нескольких образовательных структур позволяет в полной мере обеспечить комплексное освоение обучающимися знаний и выработку компетенций.

Наметившаяся сегодня тенденция «диалогового окна» между государственными структурами, вузами и научно-исследовательскими организациями в вопросе выработки единой стратегии и методик реализации сетевого взаимодействия позитивна [2]. Одним из подтверждений тому стало Всероссийское совещание «Реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме: интегративные технологии», прове-

денное на базе РГПУ им. А. И. Герцена 21-22 ноября 2014 года. Обмен опытом в области инновационных форм взаимодействия и подходов к реализации образовательных программ в сетевой форме становится мощным драйвером развития высшего образования в целом, способом совершенствования ресурсного потенциала каждого вуза-участника и позиционирования его на рынке образовательных услуг, разг> и о

вития межвузовского менеджмента. В данной связи модель сетевого взаимодействия, апробированная на базе Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета (СПбГТЭУ), представляется нам перспективной в контексте масштабирования результатов взаимодействия. Во-первых, за 90-летнюю историю учебной и научной деятельности университет стал хранителем лучших традиций подготовки кадров для российской торговли и общественного питания, проводником новых прогрессивных образовательных технологий, завоевал доверие работодателей, государства и общества, доказал свою конкурентоспособность и перспективность с точки зрения наращивания прикладных исследовательских компетенций. Во-вторых, СПбГТЭУ — важный и значительный компонент системы высшего образования Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, обладающий отраслевой спецификой и значительными ресурсами развития в подготовке специалистов в торговой, технологической и сервисных сферах. В-третьих, универитет готовит кадры преподавателей-исследователей, которые, в свою очередь, влияют на подготовку абитуриентов для вузов всей России. Данная модель интересна и с точки зрения сетевого взаимодействия вузов, ключевым ядром которого выступает образовательный портал (виртуальная образовательная среда вуза).

Развитие информационных технологий и средств коммуникаций создает основу для осуществления образовательных программ на качественно новом уровне и позволяет значительно расширить образовательное пространство университетов, повысить мобильность научно-педагогических кадров. Таким образом, становится возможным формирование открытой научно-образовательной среды — единого информационного поля, где образование становится доступным каждому и каждый может реализовать свои потребности в получении знаний.

Развитие спектра образовательной деятельности в полной мере обеспечено в университете инфраструктурно1. В результате системной и целенаправленной деятельности руководства университета обеспечены условия для создания вуза «бескампусного типа» — университетского кластера — учебно-научно-инновационного комплекса трансфера знаний и инноваций с развитыми структурами (малые инновационные предприятия, федеральный специализированный центр компетенций, центр контроля качества, собственный ИТ-центр, обеспечивающий дистанционное мультимедийное общение педагогов и обучаемых), реализующего сетевую модель обучения2.

Необходимые условия организации сетевых образовательных программ в СПбГТЭУ:

1) наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети:

— договорные формы правоотношений между участниками сети;

— наличие в сети партнеров и возможность выбора в построении образовательной траектории;

— возможность осуществления всех видов академической мобильности;

— возможность организации зачета результатов по учебным дисциплинам, курсам, образовательным программам.

1 Инфраструктура — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

2 http://www.spbtei.ru/; http://msdl.spbtei.ru/

2) наличие образовательного портала — экспериментальной модели информационной образовательной среды (ИОС) — с открытым интерактивным доступом для всех участников сетевого взаимодействия, включающей:

— систему организации и управления учебным процессом;

— электронные учебники и электронные учебные материалы;

— систему организации административно-управленческой деятельности;

— сервисы электронного обучения;

— развитые сервисы взаимодействия и поддержки учебного процесса;

3) наличие подготовленных кадров к работе в новом информационно-образовательном пространстве с использованием цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий;

4) наличие в педагогической практике критериальной системы оценивания достижений обучающихся с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных организациях сети;

5) освоение педагогами методов комплексного оценивания обучающихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режимах обучения;

6) наличие разработанной системы комплекса показателей педагогической эффективности работы участников сетевого взаимодействия.

В процессе адаптации различных моделей реализации сетевых образовательных программ СПбГТЭУ прошел следующие этапы:

2012-2013 — «Горизонтальное взаимодействие» — ресурсный обмен между партнерами по сетевому взаимодействию с целью повышения качества реализации образовательных программ и научного обмена (подписание соглашений, совместное участие в НИР, НИОКР, создание базы практик и базовых кафедр); 2013-2014 — «Партнерская сеть» — использование образовательных ресурсов вузов-участников сети. Обучение по базовым модулям осуществляется вузом самостоятельно. Формирование индивидуальной траектории обучения студентом происходит самостоятельно путем выбора вариативных модулей, предложенных вузами-участниками сети, и реализуется посредством академической мобильности преподавателей и/или студентов (пилотный проект «^шаг^образования»1: для реализации модели необходимо согласование сетевых учебных планов в рамках базовой части, трудоемкости и компетенций сетевых вариативных модулей); 2014-2015 — «Региональный ресурсный центр» — интеграция вузов-участников сети на базе СПбГТЭУ, как обладающего наибольшим материальным, организационно-методическим, информационно-правовым и кадровом потенциалом. Обучение по базовым модулям осуществляется вузами самостоятельно (координа-

т-\ *-» и \ и и ' и

тор — «Региональный ресурсный центр») для конкретной сетевой образовательной программы.

В процессе систематизации инфраструктурных преобразований удалось выделить следующие обязательные условия успешной реализации сетевых образовательных программ:

— наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему направлению подготовки (специальности) у вузов, входящих в сеть;

— соответствие профиля и научных исследований выпускающих кафедр в университетах-участниках сети;

— кадровая, учебно-методическая, материально-техническая обеспеченность ООП в соответствии с требованиями образовательного стандарта, лицензионными и аккреди-тационными требованиями в организациях-участниках сети;

1 http://www.spbtei.ru/ninm. html

— наличие открытой научно-образовательной среды. Один из серьезных вопросов — распределение ответственности между вузами на размещение, хранение и последующее предоставление информационных ресурсов. Важным элементом является договор, который принят в вузах-партнерах сети, не столько между собой, сколько между разработчиком (преподавателем) и работодателем (вуз), который дает заказ на авторский курс. Детальная регламентация всех элементов курса в виде технического задания — неотъемлемое условие эффективности и результативности проекта. Если мы говорим просто об электронной копии тех материалов, которые выкладываются на сайт, это нельзя считать электронным ресурсом для портального решения.

Одним из важных методологических аспектов функционирования сетевых образовательных программ в СПБГТЭУ стал выбор смешанной модели обучения: сочетание дистанционных и традиционных технологий и методик обучения посредством использования в процессе обучения удаленного доступа к образовательным ресурсам и телекоммуникационного общения.

В целом, основными направлениями сетевого взаимодействия и функционирования сетевых образовательных программ в СПБГТЭУ являются:

— апробация новых механизмов, направленных на модернизацию экономических отношений и системы управления в области образования;

— разработка и апробация новых структур в системе образования, форм сетевого взаимодействия и образовательных систем;

— экспериментальная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления образованием;

— разработка и апробация новых средств обеспечения общественной поддержки образовательных программ;

— апробация инноваций в области содержания образования;

— совершенствование и апробация новых форм, методов и инновационных педагогических технологий;

— экспериментальная деятельность, направленная на разработку новых эффективных способов решения современных проблем образования.

Результативность реализации модели сетевого взаимодействия за последние 2 года обусловлена как совершенствованием собственно организационно-правовых форм взаимодействия участников сетевого сообщества, так и изменениями образовательного процесса (модульные учебные планы, практикоориентированные интегрированные учебные курсы, мобильное обучение с использованием веб-ресурсов). К числу наиболее заметных изменений можно отнести следующие.

1. В подсистеме высшего и среднего профессионального образования

1.1. Апробация интегрированных сокращенных образовательных программ по специальности высшего профессионального образования (специальность «19.02.10 — Технология продукции общественного питания» («19.00.00 — Промышленная экология и биотехнология»), с последующей выдачей квалификационного сертификата по профессиональному модулю в дополнение к базовому диплому об образовании, а также с возможностью прохождения учебной практики (производственного обучения) на базе организации — сетевого партнера.

1.2. Разработка пилотных международных магистерских сетевых образовательных программ:

«Организация и управление бизнес-процессами в сфере торговли» по направлению «38.04.06 — Торговое дело»;

«Экономика фирмы», «Мониторинг и прогнозирование конъюнктуры рынков» по направлению «38.04.01 — Экономика»;

Общий и стратегический менеджмент по направлению «38.04.02 — Менеджмент»;

«Управление качеством товаров и услуг» по направлению «27.04.02 — Управление качеством».

1.3. Реализация совместных программ повышения квалификации преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по специальности «19.02.10 — «Технология продукции общественного питания».

2. В подсистеме дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» на основе сетевой распределенной модели непрерывного образования проведена апробация и внедрены:

— системно-ситуативная модель педагогического проектирования и андрагогическая технология реализации образовательных программ;

— алгоритмическая модель и структурно-логическая карта сопряжения трудовых функций и профессиональных компетенций на основе ФГОС, уровней квалификаций и профессиональных стандартов;

— стандарт разработки учебно-методических материалов и конструирования авторского учебного курса;

— методика разработки и защиты выпускной квалификационной работы (проекта) по программам дополнительного профессионального образования.

В рамках реализации требований приказов Минобрнауки России № 473 от 19 июня 2013 года, № 411 от 25 апреля 2014 года по методическому сопровождению подготовки квалифицированных кадров в сфере торговой политики, урегулирования споров и защиты интересов предприятий в условиях членства во ВТО, осуществления профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих крупных муниципальных образований ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» инициирует НИР «Институциональные механизмы сетевой распределенной модели непрерывного образования в условиях членства России в ВТО».

Что касается финансовых аспектов, для реализации образовательной программы в сетевой форме возможно включение в бюджет вуза отдельной статьи на сетевые программы. А это в свою очередь при определении контрольных цифр приема позволит решить ситуацию с точки зрения последующего финансирования программы. Так как не все вузы, которые являются вузами отраслевыми, имеют возможность, не будучи подчиненными Правительству Российской Федерации, учитывать данную статью в своих расходах. Получается, что классификация по 226 статье сложна и для вуза-партнера и для вуза-организатора. Этот важный нюанс может помочь в финансировании данных программ.

Заметим, что при всей множественности форм сетевого взаимодействия (в области

' и и и и \

образовательной, научной, издательской, экспертной и т. д.) очень важно разграничивать на понятийном уровне сетевое взаимодействие и сетевую реализацию образовательных программ. И, если мы говорим, сетевое взаимодействие может быть на разных уровнях взаимодействия подразделений, вузов как инновационный тип отношений образовательных организаций, то реализация вузами сетевых образовательных программ нами рассматривается как адаптация образовательных услуг, реализуемых вузами, к потребностям отраслей социальной сферы, экономики и производства.

Ключевая проблема: разработка унифицированного механизма реализации образовательных программ в сетевой форме, обеспечивающего надежность коммуникаций при территориальной разобщенности объектов. Постановка проблемы требует решения комплекса задач:

— трансформация не только содержания наполнения образовательных программ, технологий обучения, но и принципов и методов управления образовательным процессом;

— расширение спектра профессиональных возможностей обучающихся на стадии горизонтальной интеграции вузов (совместные образовательные программы);

— качество подготовки кадров (увеличение возможности успешного трудоустройства не за счет бренда вуза, а за счет расширения спектра профессиональных компетенций выпускника).

Факторы успешности:

— выбор стратегических партнерств (с учетом отраслевой специфики подготовки кадров);

— выбор формата интегрированных коммуникаций с максимально лояльными вузу группами влияния — основной инструмент его адаптивности — федеральные сетевые экспериментальные площадки;

— создание и наполнение виртуальной образовательной среды (образовательный портал) — концептуальное рассмотрение стратегических партнерств как некой инсти-

1 «_» ' 1 «_» и и

туционально оформленной «буферной» зоны коммуникации вуза с внешней средой, обладающей специфическими свойствами;

— сочетание бренда вуза со стратегическими инициативами сетевых партнеров (представители групп влияния — члены стратегических партнерств могут репрезентативно отражать интересы и позиции данных групп и, вместе с тем, будучи лояльны бренду вуза, активно участвовать в процессах его совершенствования и адаптации к выдвигаемым требованиям).

Литература

1. Захарян А. Роль управления знаниями в информационном обществе. E — Learning World. Мир электронного обучения. М.: Изд-во МЭСИ, 2009. № 1-2. Июль-октябрь. С. 38-42.

2. Сидненко Т. И. Историко-социологический анализ трансформации системы образования РФ в условиях изменения социальной парадигмы и перехода к информационному обществу // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. И. И. Соколовой. СПб.: ФГНУ ИПО ОВ РАО, 2013. С. 46-52; Она же. Дистанционные образовательные технологии как средство сетевого взаимодействия образовательных учреждений (анализ научных подходов) // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. № 2 (002). СПб.: Изд-во ИПЦ СПбГТЭУ, 2013. С. 114120; Она же. Управление знаниями в информационном обществе — путь к формированию новой образовательной модели: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные и информационные технологии в образовании». СПб.: Изд-во СПбГТЭУ, 2013. С. 3-10.

3. Опыт развития учебно-научного кластера «Электронный университет» как мультисервисной интерактивной инфраструктуры виртуальной среды образовательного комплекса СПБГУСЭ: Сборник научных докладов международного образовательного форума «Мир на пути к smart-обществу». — 9-10 октября 2012. М.: Крокус Экспо, 2012. С. 20-28.

4. Формирование современного информационного общества — проблемы, перспективы, инновационные подходы: Материалы международного форума, Санкт-Петербург, 6-11 июня 2010 г. СПб.: ГУАП, 2010.

5. Уринцов А. И. О методах и инструментальных средствах управления субъектами экономики // Innovation. Development. Outsourcing. (IDO science). 2010. № 2. С. 27-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.