Научная статья на тему 'Инфраструктура открытой науки'

Инфраструктура открытой науки Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
54715
152
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Семячкин Дмитрий Александрович, Сергеев Михаил Александрович, Кисляк Евгений Владимирович

Открытые научные инфраструктуры (Open Science Infrastructure, OSI) за последние годы стали важным трендом в процессе обеспечения исследователей, государства и общества научной информацией. В связи с этим становятся актуальными создание и устойчивое развитие инфраструктуры открытой науки.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Семячкин Дмитрий Александрович, Сергеев Михаил Александрович, Кисляк Евгений Владимирович,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура открытой науки»

ОТКРЫТАЯ НАУКА:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Инновационные технологии

Инфраструкту

открытой науки

В!

Дмитрий СЕМЯЧКИН,

директор ассоциации «Открытая наука», руководитель проекта «КиберЛенинка»

Михаил СЕРГЕЕВ,

директор по развитию ООО «ИТЕОС»

Евгений КИСЛЯК,

директор по технологиям и разработке ООО «ИТЕОС»

ряде стран в этой области уже успешно функционируют такие проекты, как, например, China National Knowledge Infrastructure (CNKI) [2] или Australian National Data Service (ANDS) [3].

CNKI является ключевой национальной разработкой КНР в области научно-технической информации и реализуется при поддержке министерства образования, министерства науки и ещё нескольких государственных учреждений. Проект имеет впечатляющую историю: он был запущен в 1999 г. университетом Цинхуа и частной компанией «Цинхуа Тунфан», а на сегодняшний день входит в пятёрку крупнейших открытых архивов мира (по данным Webometrics [4]). Инфраструктура обеспечивает архивацию научных журналов, диссертаций, дипломов, монографий, патентов и др., а также с 2013 г., получив членство в International DOI Foundation (IDF) [5], присваивает всем объектам идентификаторы DOI [6].

ANDS стартовал в 2009 г. при поддержке Правительства Австралии в рамках государственной программы National Collaborative Research Infrastructure Strategy [7], составляющей национальную инфраструктуру исследований. Цель ANDS состоит в повышении видимости и доступности научной информации, а также в развитии способов управления ею. По контенту проект достаточно универсален: с момента запуска был ориентирован на научные данные, однако на сегодняшний момент содержит и научные публикации (более 30% фонда). Ключевой сервис проекта — австралийская организация, выдающая цифровые идентификаторы DOI через международного регистратора Datacite [8], членами которого являются также ResearchGate [9], Figshare [10], ORCID [11], Гарвардский университет, а с 2017 г. и «КиберЛенинка» [12].

Идентификация наряду с открытым доступом составляет базис инфраструктуры, обеспечивающей всем участникам научно-исследовательского процесса доступ к актуальным метаданным и научной информации в любое время.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В России вопрос создания открытой научной инфраструктуры встал на повестку дня относительно недавно, что обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, кризис 2015 г. показал: с помощью платной подписки на западные научные издания [13] нельзя обеспечить сохранность и непрерывный доступ к информации [14], этого не дают и отечественные коммерческие ресурсы. С другой — очевидный провал многолетнего проекта «Карта российской науки»вконце 2016г. [15] вновь привёл к ситуации острой нехватки инструментов для оценки результативности науки.

Решением этих проблем может стать создание в России открытой научной инфраструктуры. Она гарантирует гражданам непрерывный сво-

Создателями «КиберЛенинки»

^фСуФФ^ФтФУуу^^Фт^

Лшйй ■ ■р^ё^ОуЩоуфу^

;ёрц;ё- вдн и]й;ша [iswfka рулхкйбе;-!-ризации науки.

Открытые научные инфраструктуры (Open Science Infrastructure, OSI) [1] за последние годы стали важным трендом в процессе обеспечения исследователей, государства и общества научной информацией. В связи с этим становятся актуальными создание и устойчивое развитие инфраструктуры открытой науки.

Университетская КНИГА сентябрь 2017

бодный доступ к информации, что, в свою очередь, разрушит монополию государственных учреждений на разработку проектов по информатизации науки и по-

зволит профессионалам из бизнеса и некоммерческого сектора создавать качественные продукты в условиях конкуренции.

ЦЕЛЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ РОССИИ

Как отмечают западные эксперты

[16], с научной периодикой в России, где, как и в странах Латинской Америки, большинство научных изданий напрямую или опосредованно существует на государственные деньги, ситуация особая. Поэтому построить подобную инфраструктуру в России проще, чем, например, в Европе, где очень сильны позиции крупного издательского бизнеса.

Некоммерческая организация «Ассоциация "Открытая наука"» [17] работает по вопросам открытой научной инфраструктуры уже более двух лет. Научная библиотека «КиберЛенинка» — проект ассоциации, отмеченный ЮНЕСКО, — является примером того, как фрагменты открытой инфраструктуры можно строить снизу в переходных условиях, когда распространение открытых лицензий в авторском научном сообществе

Вупбстеднети докладе ЮВЁФО 1-1 -в];;! ■■; п бсвм!^ н н;о м;! ■■ ;откр ь тзму

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ле н ин к ал ■ ;пр ив еде н а-; к а к. -у.<п е ш ■ ШМ рутме-р . ■ ис п о л ьз о ва нщ/ш крй-тЬг

и образовантууСо^/у

ещё невелико, а дефицит знаний в обществе уже нарастает.

Существующая система обеспечения научной информацией обладает следующими недостатками:

♦ несоответствие организации доступа к информации современным тенденциям потребления здесь и сейчас;

♦ высокая стоимость и неэффективность инструментов оценки результативности науки и, как следствие, дублирование исследований;

♦ отсутствие правового стандарта научной коммуникации;

♦ неустойчивость системы в силу доминирования традиционной бизнес-модели доступа к научной информации (платная подписка);

♦ разобщённость и закрытость системы, сдерживающие её развитие.

МЕТОДЫ

Сохранность предлагается обеспечить путём создания открытого архива с обязательной сквозной идентификацией по технологии 1)01 и организацией его регулярного пополнения.

Открытость предлагается обеспечить за счёт использования правового стандарта научной коммуникации, основанного на открытых лицензиях, и стимулирования открытого доступа.

Для достижения поставленной цели необходимы следующие административные шаги: ♦ ввести идентификацию научной информации в виде требований к отчётности по научным проектам с государственным финансированием и по результативности деятельности научных организаций;

По разным оценкам, в России на подготовку и публи-

кацию статей тратится менее 0,5% бюджета иссле-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

довательских грантов, в то время как на Западе эта цифра доходит до 8%.

♦ выделить отдельную статью расходов на идентификацию, архивацию результатов научных работ и организацию открытого доступа к ним.

Также предлагается выработать долгосрочную национальную стратегию по размещению всех научных работ, выполненных за государственный счёт, в открытом доступе под открытыми лицензиями.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание и обеспечение регулярного пополнения открытого архива научной информацией с определённым правовым статусом позволит всегда иметь в наличии актуальные данные о результатах отечественных исследований и разработок, выполняемых за государственный счёт, в том числе для развития инструментов аналитики и экспертизы проектов.

Открытый архив позволит решить стоящие перед государством задачи:

♦ исключить дублирование, когда схожими научными задачами занимаются разные министерства, ведомства, госкомпании [19];

♦ снизить нагрузку на участников процесса оценки результативности научных и образовательных организаций посредством обеспечения статистическими данными Федеральной системы мониторинга результативности деятельности научных организаций, вы-

Инновационные технологии

полняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы [20, 21];

♦ обеспечить постоянное хранение выпускных квалификационных работ в открытом архиве [22, п. 38 «О размещении выпускных квалификационных работ в ЭБС организации»];

♦ обеспечить доступ исследовательских групп к национальным и международным информационным ресурсам [23, п. 32в];

♦ создать условия для построения системы межгосударственного обмена научно-технической информацией [24; 25, п. III].

Использование открытых лицензий и организация массового доступа к научной информации смогут повысить эффективность и качество научной коммуникации, а также усилить оборот научных знаний в обществе. Это позволит создать условия для развития междисциплинарных исследований и института репутации в науке и образовании, предотвращения плагиата в научных и квалификационных работах, а также решить стоящие перед государством и обществом задачи:

♦ гарантировать доступ к знаниям для людей с ограниченными возможностями [26, ст. 19 «Образование инвалидов»; 27, ст. 24 «Образование»];

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

♦ обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и создать возможности для обучения на протяжении всей жизни для всех (цель 4 в области образования до 2030 г. ООН, реализуемая ЮНЕСКО [28]);

♦ способствовать продвижению русской культуры и укреплению позиций русского языка в мире [29, 30, 31];

♦ сформировать устойчивые каналы распространения российских научных изданий и повысить их международную видимость [32];

♦ повысить цитируемость российских научных публикаций [33];

♦ сократить число недобросовестных и некачественных научных изданий за счёт создания дополнительных финансовых барьеров [32];

♦ сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоёмкого бизнеса [23, п. 29в];

♦ обеспечить открытость через эффективное взаимодействие научных организаций, участников исследований и разработок с представителями бизнес-сообщества, общества и государства, а также исходя из национальных интересов с международным сообществом [23, п. 30д];

♦ усилить роль репутационных механизмов в признании научной квалификации и заслуг исследователей, повысить авторитет учёных в обществе [23, п. 31б].

Вопрос построения открытой научной инфраструктуры в России может решаться в рамках задачи по формированию открытости в области науки, технологий и инноваций, сформулированной в принятой Стратегии научно-технологического развития страны [22].

Это потребует совместных усилий общества и государства по стандартизации информационных ресурсов научных организаций, университетов, других учреждений, производящих научно-образовательную информацию. Подобная инфраструктура станет серьёзным шагом на пути к построению общества знаний — основы цифровой экономики, — в котором удастся существенно сократить информационное неравенство, обеспечив доступ для всех граждан к научной и образовательной информации с определённым правовым статусом. ■

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Bilder G,. Lin J., Neylon C. (2015) Principles for Open Scholarly Infrastructure. — V1. - Режим доступа: http://dxdoi.org/10.6084/m9.figshare.1314859.

2. China National Knowledge Infrastructure (CNKI). - Режим доступа: http://en.cnki.com.cn.

3. Australian National Data Service (ANDS). -Режим доступа: www.ands.org.au.

4. Webometrics: Ranking Web of Repositories. -Режим доступа: http://repositories. webometrics.info/en/top_portals.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. International DOI Foundation. -Режим доступа: http://www.doi.org.

6. ГОСТ Р ИСО 26324-2015. Система стандартов по информации, библиотечному

и издательскому делу. Система дискретных идентификаторов объекта. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200126925.

7. National Collaborative Research Infrastructure Strategy. - Режим доступа: www.education.gov.au/national-collaborative-research-infrastructure-strategy-ncris.

8. DataCite. - Режим доступа: https://www.datacite.org.

9. ResearchGate. - Режим доступа: https://www.researchgate.net.

10. Figshare. - Режим доступа: https://figshare.com.

11. ORCID. - Режим доступа: https://orcid.org.

12. «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru.

13. Стивен Бьюрани (2017). Что если необычайно прибыльная сфера научных публикаций вредит самой науке? - Режим доступа: http:// inosmi.ru/social/20170724/239882547.html.

14. Российские учёные остались без подписки на научные журналы из-за долга в 890 000 евро // Ведомости. - 12 мая 2015 г. - Режим доступа: https:// www.vedomosti.ru/economics/news/2015/05/12/ rossiiskie-uchenie-ostalis-bez-podpiski-na-nauchnie-zhurnali-iz-za-dolga-v-890-000-evro-kommersant.

15. Совет по науке при Минобре раскритиковал «Карту российской науки» // Indicator. -

1 февраля 2017 г. - Режим доступа: https://

indicator.ru/news/2017/02/01/na-sovete-po-nauke-

pri-minobre-raskritikovali-kartu-rossijskoj-nauki.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

16. Interview with CyberLeninka's Chief Strategy Officer // Open and shut? (Richard Poynder). - 17th January 2016. - Режим доступа: http://poynder.blogspot.ru/2016/01/ the-oa-interviews-mikhail-sergeev-chief.html.

17. Ассоциация учёных и научных организаций по содействию повышения открытости научных знаний «Открытая наука». -

Режим доступа: http://open-science.ru.

18. Fengchun Miao, Sanjaya Mishra and Rory McGreal (2016). Open Educational Resources: Policy, Costs and Transformation // UNESCO. -Режим доступа: http://unesdoc.unesco. org/images/0024/002443/244365e.pdf.

19. Стенограмма заседания Совета по науке и образованию от 23 ноября 2016 г. - Режим доступа: http://kremlin. ru/events/president/news/53313.

20. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». - Режим доступа: http://www.sciencemon.ru/legal/acts/ postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-8-aprelya-2009-312/.

21. О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. № 312. - Режим доступа: www. sciencemon.ru/legal/acts/postanovlenie-pravitelstva-rf--ot-1-noyabiya-2013-979.

22. Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636. - Режим доступа: https:// minjust.consultant.ru/documents/15469.

23. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. -

Режим доступа: http://sntr-rf.ru.

24. Соглашение о сотрудничестве в сфере межгосударственного обмена научно-технической информацией в рамках Межгосударственного координационного совета по научно-технической информации (МКСНТИ). - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=2458.

25. Положение о Международном центре научной и технической информации». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901764290.

26. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ст. 19 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». - Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8559/.

27. Конвенция ООН о правах инвалидов. -Режим доступа: www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventíons/dísabílíty.shtml.

28. Цель 4 в области образования до 2030 г. ООН, реализуемая ЮНЕСКО. - Режим доступа: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ ru/íssues/people/educatíon/.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

29. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом от 3 ноября 2015 г. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_188569.

30. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы. -Режим доступа: http://минобрнауки. рф/проекты/фцп-русский-язык.

31. Цели Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). -

Режим доступа: http://rs.gov.ru/ru/actívítíes/9.

32. Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию от 15 января 2014 г. Пр-46. - Режим доступа: www.kremlín.ru/acts/assígnments/orders/20065.

33. Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2014 г. № 162. -Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162759/.