Научная статья на тему 'Открытый доступ как нативная реклама научного журнала'

Открытый доступ как нативная реклама научного журнала Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Семячкин Дмитрий Александрович, Сергеев Михаил Александрович, Кисляк Евгений Владимирович

В 1991 г. на основании философии свободного обмена научными данными возникла глобальная сеть Интернет. Её создатель, Тим Бернерс-Ли, хорошо понимая важность доступности информации для дальнейших достижений в науке, пытался придумать то, что было нужно прежде всего ему самому как учёному-исследователю. Со временем в Сети появились закрытые информационные островки и целые проприетарные острова, недоступные широкой аудитории, что нарушило изначальную концепцию. Ограничения затронули самую разную информацию, в том числе и научную, так необходимую для эффективной коммуникации учёных. Именно поэтому в 2002 г. появилась Будапештская инициатива [2], в рамках которой впервые было сформулировано понятие открытого доступа.

Текст научной работы на тему «Открытый доступ как нативная реклама научного журнала»

Открытый доступ как нативная реклама научного журнала

Дмитрий СЕМЯЧКИН

директор ассоциации «Открытая наука», руководитель проекта «КиберЛенинка»

Михаил СЕРГЕЕВ,

директор по развитию ООО «ИТЕОС»

Евгений КИСЛЯК,

директор по технологиям и разработке ООО «ИТЕОС»

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

ИСТОКИ, ПОНЯТИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВА

Согласно Будапештской инициативе открытый доступ определяется как не имеющий никаких ограничений, кроме доступа к самому Интернету. Выделим ключевые моменты этого определения:

♦ речь идёт о полных текстах научных публикаций; доступ к текстам не должен ничем специально ограничиваться, например обязательной регистрацией на сайте;

♦ доступ должен предусматривать возможность ин-

дексирования поисковыми машинами и получения текстов публикаций в виде машиночитаемых данных;

♦ должен быть указан тип открытой лицензии.

С момента появления определения открытого доступа прошли 14 лет. За это время появились результаты исследований влияния открытого доступа на развитие научных журналов.

Первый доказанный факт: открытый доступ повышает видимость публикации и увеличивает её охват [3]. Это не только способствует росту числа читателей издания, но и привлекает новых авторов, поиск которых проблематичен для большинства журналов.

Второй факт — увеличение цитируемости — обычно вызывает много споров. Однако и по данному вопросу существует достаточное число исследований [4] в различных предметных областях, доказывающих прирост цитируемости в два — пять раз.

Тим БЕРНЕРС-ЛИ,

британский учёный, ^рбретатель IЩшС,

Всемирной паутины:

1аттиас АЙХЕР,

оссии:

_ более широкой, глобальной заметносп

у^жфуюдсчитано, что их цитируе^^ <

писки»

публикация вышла в этом формате,

В 1991 г. на основании философии свободного обмена научными данными возникла глобальная сеть Интернет. Её создатель, Тим Бернерс-Ли, хорошо понимая важность доступности информации для дальнейших достижений в науке, пытался придумать то, что было нужно прежде всего ему самому как учёному-исследователю. Со временем в Сети появились закрытые информационные островки и целые проприетарные острова, недоступные широкой аудитории, что нарушило изначальную концепцию. Ограничения затронули самую разную информацию, в том числе и научную, так необходимую для эффективной коммуникации учёных. Именно поэтому в 2002 г. появилась Будапештская инициатива [2], в рамках которой впервые было сформулировано понятие открытого доступа.

Рис. •

География Sci-Hub (иллюстрация из статьи "Who's downloading pirated papers? Everyone" [7])

Карлуш МОЕДАШ,

г^ттаИг «Прецедентр^Ш - 1 журналы та же учас издательства стоят Либо мы создаё! бизнес-моделями и возглавляе! ем возможностям пройти мимо от того, насколько быстро мы б куй или погибни" сочтены. Наст

ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА И ОТКРЫТОЙ НАУКИ

За последний год мир научной информации изменился, и он никогда не станет прежним с появлением проекта Sci-Hub [6]. Стало очевидно, что проблема с доступом к научной информации действительно глобальна. Статистика использования проекта, приведённая в журнале Science [7], говорит о том, что статьи скачивают не только в странах третьего мира (как неоднократно утверждалось ранее), но и в Европе, США и других странах (рис. 1). Отдельные наиболее востребованные статьи за последние шесть месяцев были загружены тысячи раз, а всего Sci-Hub выдал 28 млн публикаций. Такая активность, безусловно, является катализатором открытого доступа и распространения знаний во всём мире. Вызывает сомнение лишь легальность способа, которым открытость была достигнута. Несо-

важный вопрос: ждёт ли научные аиндустрию? Если да, то научные ьёзных изменений. |ликационную культуру с новы, оставляем всё как есть и позво

нимЮ, наш успе^

знанием, потому что 1той науки!» [8]

мненно, было бы правильнее, если бы научные издательства приступили к переориентации своих бизнес-моделей на открытый доступ. Однако в естественном, инстинктивном стремлении к знаниям — мощнейшему природному двигателю эволюции — человечество способно обойти любые преграды на своём пути.

О Sci-Hub в апреле текущего года говорили и в Еврокомиссии. В своём докладе [8] еврокомиссар по науке и инновациям Карлуш Моедаш высказал сомнение в том, что европейцы успеют в последний вагон уходящего поезда конкурентных возможностей. По его мнению, сегодня успех страны, издателя, наконец, учёного зависит от того, как быстро они делятся знаниями. К. Моедаш определяет ключевые вопросы, которые должны быть решены в ближайшее время, — это проблемы открытого доступа, копирайта и единой инфраструктуры.

Олег УТКИН,

руководитель подразделения Thomson Reuters IP & Science в России и СНГ:

хуже традиционного подписного/фор^ мата. Всё зависит от того, как журнал отбирает публикации длЯЙр-/ ей аудитории. Если есть два рецензента, то минимальный уровень качества обеспечен. Если рецензирование не слепое или рецензент один, то гарантировать ничего нельзя. Важно руководствоваться мнением профессионального сообщества, т.е. научным, а не коммерческим интересом. А пла-титавтор за статью или нет, абсолютно неваж|4з/у

/^Поскольку исторически мы идём от подписных журналов к журналам отты-7 того доступа, люди традиционно считают, что первые лучше последних. В этом смысле мы всегда выступали за журналы открытого доступа, поскольку мы не издательство» [9].

Всё чаще можно слышать слова поддержки открытого доступа и от коммерческих компаний, заметных игроков в области научной информации. Олег Уткин из Thomson Reuters уверен: открытый доступ не уступает подписному формату, как это часто утверждается. Достаточно обеспечить рецензирование как у традиционных изданий и руководствоваться интересами учёных, а не бизнеса [9].

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП КАК НАТИВНАЯ РЕКЛАМА

В последние годы эффективность традиционной интернет-рекламы неизменно снижается. Большинство пользователей устанавливают программы-бло-кировщики или просто не обращают внимание на назойливые баннеры и контекст. Способность интернет-пользователей намеренно или неосознанно игнорировать баннерную рекламу или информацию, содержащуюся в объявлениях, психологи назвали «рекламной слепотой». Поэтому в последнее время набирает обороты нативная реклама — способ привлечения внимания пользователя, не идентифицируемый им как реклама. Контакт с брендом воспринимается частью просматриваемого сайта, учитывает особенности площадки, не вызывает отторжения.

Работая над «КиберЛенинкой» [10], мы столкнулись с тем, что некоторые научные издательства не до конца осознают преимущества размещения их журналов в открытом доступе. При этом почти все заявляют о стоящих перед ними задачах по продвижению бренда издания или выпускающей организации (вуза, научного института и др.), в том числе по повышению позиций в различных рейтингах; по увеличению охвата и цити-руемости, а коммерческие — ещё и по росту продаж. Опираясь на собственный опыт, мы предлагаем решать эти задачи с помощью открытого доступа как нативной рекламы.

«КиберЛенинка» (http://cyberleninka.ru) — научная электронная библиотека открытого доступа, крупнейший легальный научно-образовательный ресурс российского сегмента сети Интернет (по данным LiveInternet и Рамблер Топ100). За всё время работы проекта безвозмездные лицензионные договоры заключены на более чем 1 тыс. научных изданий. С «Кибер-Ленинкой» работают 14 вузов из проекта «5-100» и более половины вузов из первой сотни (по рейтингу «Интерфакса»). Проект входит в десятку мировых ре-позиториев научных публикаций, является третьим в мире по степени видимости в Google Scholar (по данным Webometrics). За 2015 год «КиберЛенинку» посетили 22 млн человек, которые просмотрели около 60 млн научных статей из почти 1 тыс. научных изданий, в том числе издаваемых ведущими федеральными университетами из проекта «5-100» (МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, Высшей школой экономики и др.). «Ки-берЛенинка» официально признана медийным сооб-

ществом (премия «Серебряный Лучник») и интернет-сообществом (Премия Рунета).

В последнем докладе ЮНЕСКО [11], посвящённом открытому образованию в России, говорится: «Примером инициативы использования открытого лицензирования научных и образовательных ресурсов, предпринятой после внесения поправок в законодательство РФ, является публикация полнотекстовых статей из сотен научных журналов, лицензированных под наиболее разрешительной лицензией Creative Commons Attribution (CC BY) в научной электронной библиотеке "КиберЛенинка"».

Для анализа эффективности предлагаемого подхода мы выбрали два показателя:

1) посещаемость (в визитах) страниц изданий на сайте вуза и страниц тех же изданий в «КиберЛенинке» (цифры брались по SimilarWeb [12] и по «КиберЛенин-ке»);

2) количество публикаций, проиндексированных в Google Scholar [13].

Выбор первого критерия очевиден и вопросов не вызывает. Второй же — индексирование именно в Google Scholar — обусловлен высочайшей популярностью этой поисковой системы в научном мире. По данным голландского проекта 101 Innovations in Scholarly Communications [14], 89% учёных всего мира используют Google Scholar в качестве основного инструмента поиска. Для сравнения: только 40% учёных предпочитают Web of Science [15].

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Томский государственный университет был одним из первых вузов из проекта «5-100», начавших сотрудничать с нами. Более двух лет назад университет разместил в «КиберЛенинке» 30 научных изданий, из которых 16 входят в перечень ВАК, пять — в RSCI, два — в Scopus [16]. Эти же журналы размещаются вузом на отдельном сайте собственной разработки [17].

Рисунок 2 наглядно демонстрирует увеличение «КиберЛенинкой» посещаемости журналов ТГУ примерно в четыре раза.

Второй показатель иллюстрирует рис. 3. Статьи ТГУ в Google Scholar проиндексированы в основном из «КиберЛенинки», что также значительно увеличивает охват и усиливает позиции журналов вуза. Отметим, что через «КиберЛенинку» проиндексирован почти весь массив научных публикаций ТГУ, включающий 15 тыс. наименований.

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БелГУ сотрудничает с нами около полутора лет: размещены 18 журналов, из которых восемь входят в перечень ВАК [18]. Этот вуз был выбран в качестве примера из-за использования DSpace [19] для организации институтского репозитория [20], в который попадают в том числе журналы БелГУ. Мы предполагали, что рассматриваемые показатели окажутся лучше, чем у

сайта собственной разработки, тем более что университет занимает четвёртую позицию по Webometrics среди российских вузовских репозиториев [21]. Оказалось, что «КиберЛенинка» увеличивает посещаемость журналов университета почти в пять раз (рис. 4). А анализ рис. 5 позволяет сделать однозначный вывод о том, что даже использование грамотно настроенного DSpace существенно проигрывает в качестве индексации инструментарию «КиберЛенинки».

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

НИУ ВШЭ сотрудничает с нами чуть более года. На данный момент размещены 19 журналов, из которых 14 входят в перечень ВАК, восемь — в RSCI, один — в Scopus [22]. К сожалению, мы не смогли получить сведения о посещаемости, так как у каждого сайта она невысока и по этой причине в SimilarWeb не отображается. Поэтому мы проанализировали лишь параметр индексируемости изданий в Google Scholar (рис. 6).

Ситуация с НИУ ВШЭ оказалась несколько лучше, чем в предыдущих примерах. Однако и здесь вклад «КиберЛенинки» в существенное увеличение числа публикаций, проиндексированных в Google Scholar, и охвата изданий трудно переоценить.

Рис. 2

Посещаемость страниц изданий ТГУ на сайте вуза и в «КиберЛенинке»

I ТГУ

I «КиберЛенинка»

1221 884

1145 821

140 000

_1_

1146974

130 000

1124 040 30 000

161 441

135 009

35 000

50 000

70 000

2015 2016

ноябрь декабрь январь февраль март апрель

Рис. 3

Количество статей в Google Scholar с сайтов ТГУи из«КиберЛенинки»

ТГУ

|411 «КиберЛенинка» ■

14 452 ■

1 1 1 1 1

НОВЫЕ СЕРВИСЫ

GOOGLE SCHOLAR METRICS

В конце июля в результате сотрудничества Google Scholar с «КиберЛенинкой» был запущен рейтинг научных изданий на русском языке Scholar Metrics 2016 [23, 24]. 880 российских научных журналов, размещённых на платформе «КиберЛенинки», приняли участие в рейтинге. Вторым крупным источником стал портал Math-Net [25] с 60 журналами. Минимальные требования вхождения в рейтинг — наличие 100 статей хотя бы с одним цитированием за последние пять лет. Для каждого журнала были посчитаны две метрики: h5-индекс — индекс Хирша за последние пять лет и h5-медиана — среднее количество цитат для статей, вошедших в h5-индекс. В дополнение к этим метрикам Scholar Metrics отображает топ наиболее цитируемых статей журнала.

ЭКСПОРТ ЖУРНАЛОВ В EBSCO

В начале текущего года был подписан договор между «КиберЛенинкой» и EBSCO, и теперь все размещённые в библиотеке журналы автоматически попадают не только в каталог A to Z, но и в Discovery Service [26].

Более 85% университетов США имеют доступ к базам EBSCO, а 83,3% академических библиотек США считают EBSCO основным средством поиска научной информации. Поэтому экспорт российский научных изданий в эти базы так важен для повышения их популярности и востребованности за рубежом.

Рис. 4

Посещаемость страниц изданий БелГУ на сайте вуза и в «КиберЛенинке»

■ БелГУ

■ «КиберЛенинка»

1112 807

I 85 951

174 357

20 000 _1_

I 72 786

125 000

161 378 20 000

170487

25 000

125000

30 000 _1

2015 2016

ноябрь декабрь январь февраль март апрель

Рис. 5

Количество статей в Google Scholar с сайтов БелГУ и из «КиберЛенинки»

110 БелГУ «КиберЛенина»И

6 741 ■

1 1 1 1 1 1 1

Рис. 6 Количество статей в Google Scholar с сайтов НИУ ВШЭ и из «КиберЛенинки»

| 968 НИУВШЭ «КиберЛенинка»И

I 4 652 ■

УЧЁТ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ОТЧЁТНОСТИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ

В мае 2016 г. Минобрнауки России официально признало статистику реальной востребованности изданий, размещённых в «КиберЛенинке» [27]. С этого момента количество обращений к страницам журналов в системе может учитываться при оценке результативности деятельности научных организаций в отчётности для профильного ведомства. Этим шагом министерство подтвердило заинтересованность государства в поддержке репозиториев открытого доступа и собираемых в них показателях востребованности научных публикаций, а также определило вектор развития научно-образовательных организаций в направлении открытого доступа и поддержки инфраструктуры открытой науки.

Аналитическая работа библиотеки будет продолжена. Мы планируем представить самостоятельный продукт, позволяющий организациям в удобном для них виде получать достоверную статистику по своим изданиям.

Размещение научных изданий в «КиберЛенинке» позволит издателям эффективно решить две фундаментальные задачи:

♦ добиться увеличения посещаемости журнала и существенного продвижения бренда;

♦ значительно улучшить показатели отчётности для Минобрнауки России .

Рейтинг Google Scholar Metrics по русскоязычным изданиям наглядно показал, что преимущественно читают и цитируют то, что наиболее доступно. Поэтому многим отечественным научным изданиям стоит обратить внимание на их представление в Сети: видимость, охват, индексацию в поисковых системах, в том числе в Google Scholar. Мы же в свою очередь готовы помочь всем издателям, заинтересованным в появлении в нашей стране всё большего числа качественных научных изданий, востребованных не только российской, но и международной аудиторией. ■

Список источников:

1. Moral dimensions of Open, part 4: «on the shoulders of giants» // Sauropod Vertebra Picture of the Week. - 12 April 2016. - Режим доступа: https://svpow. com/2016/04/12/moral-dimensions-of-open-part-4-on-the-shoulders-of-giants.

2. Budapest Open Access Initiative. -Режим доступа: http://www. budapestopenaccessinitiative.org.

3. Davis P. M. Open access, readership, citations: a randomized controlled trial of scientific journal publishing // The FASEB Journal. - 2011. -

V. 25. - №. 7. - P. 2129-2134. - Режим доступа: http://www.fasebj.org/content/25/7/2129.full.

4. Craig I. D. et al. Do open access articles have greater citation impact?: А critical review of the literature // Journal of Informetrics. -2007. - V. 1. - №. 3. - P. 239-248. - DOI: 10.1016/j.joi.2007.04.001. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S1751157707000466.

5. Мало не покажется. Число российских научных публикаций планируют удвоить // Газета «Поиск». - 2016. - № 16. - Режим доступа: http:// www.poisknews.ru/theme/international/18558.

6. Sci-Hub. - Режим доступа: http://sci-hub.cc.

7. Bohannon J. Who's downloading pirated papers? Everyone // Science. - 28 April 2016. -DOI: 10.1126/science.aaf5664. - Режим доступа: http://www.sciencemag.org/news/2016/04/ whos-downloading-pirated-papers-everyone.

8. Speech by Commissioner Carlos Moedas in Amsterdam, NL: «Open science: share and succeed» // Amsterdam. - 4 April 2016. -Режим доступа: http://europa.eu/rapid/ press-release_SPEECH-16-1225_en.htm.

9. Нам далеко до Nature или Science // LENTA. RU. - 29 декабря 2015 г. -

Режим доступа: https://lenta.ru/ articles/2015/12/29/thomsonreuters.

10. Научная электронная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». -

Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

11. Fengchun Miao, Sanjaya Mishra, Rory McGreal. Open Educational Resources: Policy, Costs and Transformation // UNESCO and Commonwealth of Learning. - 2016. -

Режим доступа: http://unesdoc.unesco. org/images/0024/002443/244365e.pdf.

12. SimilarWeb. - Режим доступа: https://www.similarweb.com.

13. Google Scholar. - Режим доступа: http://scholar.google.ru.

14. 101 Innovations in Scholarly Communications. - Режим доступа: http:// dashboard101innovations.silk.co/page/Search.

15. Web of Science. - Режим доступа: https://webofknowledge.com.

16. Страница Томского государственного университета на «КиберЛенинке». -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ publisher/n/federalnoe-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-natsionalnyy-1.

17. Журналы Томского государственного университета. - Режим доступа: http://journals.tsu.ru.

18. Страница Белгородского государственного университета на «КиберЛенинке». - Режим доступа: http://cyberleninka. ru/publisher/n/federalnoe-gosudarstvennoe-

avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-

vysshego-obrazovaniya-belgorodskiy-

gosudarstvennyy-natsionalnyy.

19. DSpace. - Режим доступа: http://www.dspace.org.

20. Электронный архив открытого доступа НИУ «БелГУ». - Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru.

21. Ranking Web of Repositories. - Режим доступа: http://repositories.webometrics. info/en/Europe/Russian%20Federation.

22. Страница Высшей школы экономики на «КиберЛенинке». - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/publisher/n/federalnoe-gosudarstvennoe-avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-vysshego-obrazovaniya-natsionalnyy-issledovatelskiy-universitet.

23. Русскоязычные научные журналы вошли в проект Google Scholar Metrics // ТАСС. -26 июля 2016 г. - Режим доступа: http://tass.ru/nauka/3487327.

24. Google Scholar Metrics 2016. -Режим доступа: https://scholar.google.ru/ citations?view_op=top_venues&hl=ru&vq=ru.

25. Math-Net. - Режим доступа: http://www.mathnet.ru.

26. Пользователи EBSCO получили возможность находить статьи из «КиберЛе-нинки» // Открытая наука. - 24 апреля 2016 г. - Режим доступа: http://open-science. ru/2016/04/cyberleninka-meets-ebsco.html.

27. Министерство образования и науки поддерживает открытый доступ // Открытая наука. - 14 апреля 2016 г. -Режим доступа: http://open-science. ru/2016/04/cyberleninka-meets-mon.html.