ИНФРАСТРУКТУРА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
А.И. Кузнецова1, д-р экон. наук, профессор, заместитель директора Е.Б. Белик2, независимый международный бизнес-технолог, практик по персональному менеджменту собственников
1Центр корпоративного обучения ИДПО «Государственная академия специалистов инвестиционной сферы»
2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, г. Москва)
Аннотация. Весьма важным является исследование зависимости развития малого и среднего бизнеса и предпринимательства от инфраструктурных условий и состояния образовательной подготовки предпринимателей - собственников - руководителей. Дестабилизирующими факторами медленного роста бизнес предприятий, их депрессивной деятельности и непродолжительной жизни, по мнению авторов, являются: не предоставление стартапам инфраструктурных условий и отсутствие в государственной системе образования целевой подготовки предпринимателей собственников бизнеса, бизнес партнёров, бизнес технологов, осуществляющих функции поддержки предпринимательства на соответствующем, отвечающим современным требованиям, уровне. Несмотря на образование и опыт большинство начинающих предпринимателей, собственников бизнеса, упускается главное. То, чему не обучают ни в одном учебном заведении России - развитию мыс-ледеятельностной способности ведения бизнес проектов, иными словами системному стратегическому бизнес мышлению. В данной статье предлагаются пути решения данных проблем: ускоренное развитие инфраструктурных условий для малого и среднего предпринимательства и надёжную подготовку бизнес собственников. Без этого жизнь малых предприятий закономерным образом будет кратковремен-на.
Результаты исследования расширяют знания о методическом и практическом потенциале предпринимательской и бизнес деятельности.
Ключевые слова: предприниматель, собственник - руководитель, стартап, инфраструктурные условия, мыследеятельность, системное бизнес-мышление, способности, поддержка, дестабилизирующие факторы.
Отечественное предпринимательство развивается. Число новых предприятий растёт. По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства (на 10.09.2016 общее количество предприятий в России (включая юридические лица и индивидуальных предпринимателей) составляет 5 671 909, из них микропредприятий - 5 380 768
(94,87%), малых, 5% - 270 540 (4,77%), средних 1%- 20 601 (0,36%). В структуре ВВП развитых стран, таких как США, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея доля малых и средних предприятий 5060%. Для малых, средних и микропредприятий понимаются следующие критерии:
Таблица 1.
Категория субъектов МСП Количество сотрудников Доход предприятия (за год)
Микропредприятие < меньше 15 человек < 120 млн. руб.
Малое предприятие 1 16 - 100 человек < 800 млн. руб.
Среднее предприятие 1 101 - 250 человек
Некоторые эксперты считают, что при росте количества микропредприятий - одновременно наблюдается снижение роста средних предприятий. Существует тенденция, когда средние предприятия для «ухода от налогов делят свой бизнес на несколько микропредприятий.
Микропредприятие - это бизнес с доходом от 1 рубля до 120 млн. С 2016 по 2017 год количество малых предприятий увеличилось на 10%. Занимались бизнесом, но не оформляли свои предприятия по неофициальным данным 3% предпринимателей. По мнению финансовых экспертов на данный момент более 50% предпринимателей работают неофициально. При условии своевременной легализации представители малого бизнеса с 2017 освобождаются от ответственности, что позволит выявить до 16 млн. предпринимателей по данным Министерства экономического развития. Вывод «из тени» данной категории предпринимателей, которые работают без оформления и регистрации своего бизнеса, позволит увеличить налоговые поступления, что отразится на улучшении бюджетных показателей [2].
В стратегии развития малого бизнеса до 2030 года отмечено, что «малый бизнес прежде всего» [1]. Располагая всего 5-6% основных производственных средств, субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) формируют 20% национального валового продукта. Главная цель реформы - увеличить его вдвое. Целевые показатели могут быть достигнуты через систему взаимосвязанных мероприятий. В 2018 года количество МСП с помощью господдержки увеличится до 6 млн., что позволит создать до 2,2 млн. дополнительных рабочих мест. Используется широкий арсенал инструментов: создан центр поддержки экспорта и промышленные парки, также функционируют микрофинансовые организации. Предприниматели могут привлекать кредиты под 10-11%, что способствует улучшению конкурентных позиций отечест-
венных компаний. Создана Федеральная корпорация МСП [3].
Однако сложившийся характер развития малого и среднего предпринимательства в России обусловлен воздействием комплекса субъективных и объективных факторов, экономического и не экономического содержания.
Во-первых, такие факторы, как отсутствие инфраструктуры и материально-технической базы тормозит развитие малого бизнеса многих бизнес предприятий, оказывая регрессирующие воздействие.
Решение этой проблемы, по мнению автора, может быть найдено:
в новых формах взаимодействия малых предприятий с крупными;
в модернизации старых систем экономических отношений [4, 5, 6,] крупным предприятиям не выгодно производить мелкосерийную и штучную продукцию и выгодно передавать заказы на ее производство малым и средним предприятиям. Так работают немецкие фирмы «Фольксваген», американские корпорации «Форд», японские «Тойота» и «Ниссан.
Например, МСП могут оказывать такие услуги крупному бизнесу как обслуживание по непрофильным направлениям, изготовление комплектующих изделий, отдельных узлов; организация сбыта готовой продукции. При этом малый бизнес организует работу, используя инфраструктуру и материально-техническую базу крупных предприятий [6] Другой вариант, когда инфраструктурные условия и оборудование предоставляют малым предприятиям государственные муниципальные
структуры. Строятся целевые объекты с полным перечнем инфраструктурных условий, санитарных, противопожарных норм и обеспечением безопасности.
В мировой практике существует и такой вариант, когда сбережения населения привлекаются для сооружения дорог, линий связи, газификации поселений, для строительства водоснабжения и канализации, а все подрядные работы выполняют создаваемые для этих
целей, в этих же населённых пунктах, малые предприятия. Этот вид деятельности малого бизнеса по использованию сбережений населения может иметь перспективы, особенно в сельской местности, где состояние социальной инфраструктуры находится в крайне удручающем состоянии.
Вариант, когда собственники бизнеса в качестве стартового капитала используют свои сбережения (74%); берут взаймы у друзей (5,3%) и только 3,2 % на основе государственных средств [7].
При отсутствии экономических условий в стране для накопления стартового капитала, предприниматели самостоятельно, без полного понимания бизнес цикла и механизмов развития и управлении предприятием, пытаются организовать какую-то деятельность. Начинают своё дело «кто во что горазд» с целью получения дохода для выживания и, возможно, получения прибыли для дальнейшего развития, без государственной помощи в создании необходимой инфраструктуры.
В таких условиях практически невозможно вывести бизнес проекты на стабильную основу развития. Предприниматели остаются «один на один» с рынком и жёсткими условиями, в которых они практически не ориентируются как стартапы, осваивая на ходу новые профессии: предприниматель, генеральный директор, заведующий производством, маркетолог и другие.
Необходимо отметить, что в последние годы государство создаёт институты поддержки МСП, выделяет средства на развитие малого и среднего бизнеса, создаёт различные центры поддержки предпринимательства, выделяет субсидии, проводит краткосрочные курсы для начинающих предпринимателей. Но при отсутствии квалифицированных специалистов по развитию бизнеса, качественной образовательной среды и экспертного сопровождения проектов, эта поддержка не достигает поставленной цели развития бизнеса и «тонет» зачастую без целевого использования. Есть также статистика, которую признают в Министерстве экономического
развития РФ, что в большинстве регионов России собственники бизнеса в регионах даже не знают о существовании таких программ господдержки. У региональных органов власти отсутствуют необходимые инструменты донесения полной информации и взаимодействия с предпринимателями. В большинстве случаев институты господдержки выполняют только информационную роль: публикацию в СМИ и в Интернет объявлений о бесплатных курсах и семинарах, организацию встреч с преподавателями и тренерами и выдачу субсидий тем, кто обратился, подготовка и проведение тендеров на площадке государственных услуг.
На данный момент малый и средний бизнес нуждается, прежде всего, в инфраструктурной поддержке муниципальных образований, городов, других территориальных образований в предоставлении собственникам бизнеса готовой инфраструктуры [4].
Основные недостатки социально-экономического состояния малых городов: ограниченный выбор мест приложения труда, недостаточный уровень развития инфраструктурной среды.
Однако, в настоящий период некоторые муниципальные образования, например, города Балашихи Московской области открывают коворкинг центры для инновационных стартапов молодых предпринимателей. Зампред правительства, министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев и глава городского округа Сергей Юров с предпринимателями обсудили меры поддержки малого и среднего бизнеса и отметили, что на данный момент малый и средний бизнес нуждается в инфраструктурной поддержке. В 2018 году в Подмосковье планируют открыть ещё 12 коворкинг центров. Программа открытия коворкинг центров в Московской области - одна из самых масштабных в России. «Открытие этих центров станет хорошим толчком для развития бизнеса на территории нашего города»-сказал глава городского округа Балашиха Сергей Юров [8].
При переходе к предпринимательской деятельности нужна новая стратегия инфраструктурной индустриализации: ускоренное инновационное развитие инфраструктурной сферы городов России на основе приоритетного роста индустриального потенциала, расширения масштабов межотраслевого и межрегионального развития промышленности в малых и средних городах России, развитие новой структуры экономики городов.
Задача активизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались в качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями. Главный фактор, благоприятствующий развитию малого бизнеса в этих городах, имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы, но они относительно невелики и при сооружении крупных предприятий быстро исчерпываются. Поэтому строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно. При разработке концепции развития города в соответствии с его индивидуальностью для каждого города ориентироваться на переработку местного сырья и на обслуживание местных потребностей [9].
Город, как предпринимательская структура, имеет тенденцию к саморазвитию, при которой в ряде случаев на основе мобилизации внутренних и внешних ресурсов малые города могут стать территориальными полюсами роста. Механизмами роста малых городов являются всемерное развитие малого бизнеса, привлечение инвестиций в результате продуманной системы маркетинга и умелого проведения мероприятий по всестороннему улучшению имиджа города, широкое использование органами субъектов Федерации и местными властями налоговых льгот и других мер поддержки предприятий и на-
правлении бизнеса, наиболее перспективных в условиях данного города [10].
Итак, актуальнейшей проблемой сегодня является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса на основе предоставления бизнесу соответствующей инфраструктуры. Бизнес и предпринимательство - это сферы экономической деятельности, которые самостоятельно, своими силами не могут обеспечить необходимые инфраструктурные условия для открытия и реализации своего бизнеса [11].
Экономическая деятельность МСП направлена на регулярное получение прибыли посредством производства или продажи различных товаров, или от оказания всевозможных услуг. Для этой цели, как правило, используют нематериальные активы, трудовые резервы, другие ресурсы. Как правило, предприниматель озабочен идеей, миссией, целью, задачами по выбору направления отраслевой деятельности, вида услуг, вида продукции. На момент принятия решения начать бизнес об инфраструктурных условиях речь, как правило, пока не идёт. Индивидуальные предприниматели используют личные хозяйства, а общества с ограниченной ответственностью - арендуют помещения, оборудование, технику. И это самая затратная часть бизнес деятельности.
Когда же предприниматели сталкиваются с оплатой этих расходов: налогов, заработной платой, производственных расходов, кредитов и займов, оплатой помещений, взятых в аренду, оплатой приспособления этих помещений под производство с получением технических условий на энергоресурсы с большим временными финансовыми затратами, без гарантии сохранения созданной своими силами инфраструктуры, а личная выгода не наступает и прибыли нет, многих постигает разочарование [12, 13].
Такое положение дел длится нередко столько, сколько существует бизнес - много лет. Многие предприниматели для содержания своих семей вынуждены не начислять прибыль. Выплачи-
вать себе «зарплату» на регулярной официальной основе. «Вытаскивать» деньги из оборота и при этом постоянно вкладывать образовавшиеся небольшие излишки только в развитие инфраструктуры для поддержания проекта на конкурентном уровне.
Другая сторона бизнес деятельности - эксплуатация. Поддержание инфраструктурных условий, требующих специфических технических знаний, которые приобретаются предпринимателями стихийно, без систематического анализа лучших отечественных и мировых практик, что приводит к системным сбоям и ошибкам. Нет обмена знаниями в отраслевых направлениях. Коллективы субъектов малого и среднего предпринимательства: индивидуальных предпринимателей и обществ с ограниченной ответственностью - небольшие. Специалисты в бизнесе заняты непосредственно созданием и организационным управлением бизнес процессами и нередко выполняют много смежных функций, закрывая несколько должностей. Основной целью их деятельности является получение прибыли и личной выгоды. Кроме того, МСП определённо оказывают своей активной деятельностью в регионах помощь муниципальному образованию: в удовлетворении потребительского спроса населения и решения социально-экономических задач. При этом «вслепую» формируют предложение, т.к. связь между государственной формой управления развития территориями и предпринимателями, которые «на ощупь» формируют свои продуктовые линейки товаров и услуг, что не всегда отвечает спросу.
Поэтому на рынке легче выживают предприятия с капиталом, такие как гипермаркеты и крупные поставщики, которые могут себе позволить изучение рынка и участие в тендерах и вытесняют МСП за счет возможности более гибко реагировать на тенденции «рынка» и внешней макросреды региона и в целом страны [10].
Во-вторых, предпринимателя, собственника бизнеса поджидает ещё од-
на, не менее важная и не менее значимая проблема.
Дестабилизирующим фактором медленного роста бизнес предприятий, их депрессивной деятельности и непродолжительной жизни, по мнению авторов, является отсутствие в государственной и частной системах образования целевой подготовки предпринимателей - собственников бизнеса, генеральных директоров управляющих МСП, бизнес партнёров, бизнес технологов и консультантов, осуществляющих функции поддержки предпринимательства на уровне мировых стандартов управления.
Бизнес - это особая сфера деятельности, требующая от специалистов различных профессиональных направлений многогранных разнообразных знаний, умений, компетенций, профессионализма, опыта управления, организаторских и лидерских способностей. Бизнес предполагает систематическую работу над выстраиванием информационных потоков, организационной структуры, схемы взаимодействия внутри и снаружи предприятия, настраивания технологических цепочек и процессов, чтобы получить отдачу и стабильный доход.
Несмотря на образование и опыт большинство начинающих предпринимателей, собственников бизнеса упускают главное. То, чему не обучают ни в одном учебном заведении стран СНГ- это способность комплексно и системно мыслить, объёмно видеть все процессы микро и макросреды, внутренние сильные и слабые стороны, внешне возможности и угрозы, применять такие способы системного бизнес мышления и реали-зовывать их на практике, которые позволяют использовать накопленный опыт и интеллектуальные активы - изучать и анализировать закономерные факторы развития бизнес предприятия и МСП в целом, формировать миссию и ценности, своевременно выявлять проблемные «зоны» разрабатывать стратегические планы и внедрять на их основе управление бизнес-процессами по зада-
чам моделировать будущее проектов, работать с рисками и знаниями и др. [14].
В данный период изменение мысле-деятельностной работы предпринимателя происходит под влиянием нового подхода в консалтинговой деятельности - бизнес технологий. На основе персонального и корпоративного менеджмента специалисты новой формации - бизнес технологи на протяжении последних 15 лет помогают предпринимателям осваивать способы постановки стратегической цели и бизнес задач. А также развивают понимание ценности точного алгоритма организации процессов, управления материальными и нематериальными активами с учетом стратегии развития бизнеса, распределения ответственности и функционала, систематизации, капитализации и монетизации интеллектуальных знаний, минимизации рисков, созданием качественных коммуникаций, внедрением системы проектирования, моделирования, прогнозирования.
Новый подход в консалтинге также способствует развитию умений и навыков на основе программы по открытию и ведению бизнеса [16].
В процессе реализации проекта, на основе системы стратегического управления собственник получает проверенные знания, которые формируют способность работать с ключевыми бизнес проблемами; дают образец решения проблем; формируют собственную позицию по отношению к бизнес процессу.
Нельзя не отметить существенный вопрос. Бизнес регулируется правовыми нормами, сопровождается обязательной бухгалтерской, налоговой и управленческой отчётностью, что требует специальной подготовки и знаний от специалистов, обслуживающих бизнес процессы: бухгалтеров, финансистов, экономистов, юристов, кадровиков (ИЯ). При этом предприниматель-собственник бизнеса, который принимает ключевые решения, не умеет «читать цифры» из бухгалтерских и управленческих отчётов. Это приводит к делегированию со-
трудникам среднего звена принятие решений на стратегическом уровне и на основе финансового анализа. Тогда как эта важная, исключительная функция предпринимателя - собственника бизнеса, вынужденно перепоручается. Отсутствие понимания предпринимателем, что расчеты, произведенные в большей степени для учета активов на основе требований налогового законодательства и не согласованные с управленческими решениями, приведут к неверному анализу финансово-экономической деятельности предприятия.
В итоге предприниматель-собственник управляет развитием на основе «интуитивного менеджмента» и в «один прекрасный день» обнаруживает, что бизнес не приносит ни внутреннего баланса, ни удовлетворённости, ни даже денег в нужном количестве. Операционная деятельность съедает все время. И внутренний кризис становится большей угрозой, чем макроэкономические риски. Возникает сомнение «тот ли выбрал проект», направление, стоит ли и дальше тратить силы на создание своего дела или отдать предпочтение стабильному заработку и т.д. Предприниматель-собственник на разных этапах развития проекта обнаруживает один и тот же результат: неуверенность, неорганизованность, отсутствие знаний как развивать бизнес.
На старте проекта есть много разноплановых задач, которые не сведены в бизнес-план. Опытные теоретики, практики и организаторы бизнес процессов предлагают применять на этапе стар-тапа пошаговый план создания системы управления проектом. Однако большинство предпринимателей совершают непростительную ошибку. На старте проекта сразу переходят от бизнес идеи к операционным планам, упуская разработку стратегии и тактики, что приводит к отсутствию полного понимания к какой цели идут.
По официальной статистике 90% малого и среднего бизнеса «умирает» в первые 2-3 года жизни. Из оставшихся 10% - 70% не доживает до 7 лет! [15]
И это не вся статистика. Мало кому известно, что каждый владелец бизнеса (который после такого «отсева» выжил и закрепился) относится к группе «повышенного социального риска».
Поэтому, на начальном этапе очень важно сформулировать свою личную цель. Любая профессиональная деятельность должна приводить к росту качества жизни. На практике, нередко у людей на старте проекта есть представление, чем они хотят заниматься, но при этом личная цель и бизнес цель не коррелируют между собой. И тогда возникает внутренний конфликт.
По факту, большинство предпринимателей-собственников на старте проекта не знают не только как ставить бизнес цель, решать стратегические и тактические задачи, где и как организовать бизнес, как подобрать команду исполнителей, как найти помещения, где взять деньги, но и не способны проанализировать и моделировать будущее проекта, управлять изменениями и финансовым результатом. Многих, кто задумывается открыть свое дело, эти и другие вопросы останавливают и наводят на мысль, а есть ли смысл начинать?
Это очень важная тема, без которой нельзя двигаться дальше. Часто пред-приниматмозят только потому, что игнорируют простую истину: чтобы начать двигаться, надо определить цель и оценить правильно все возможности и угрозы [15].
Если нет бизнес цели, то нет и стратегии. Раз нет стратегии, операционные задачи бессмысленны так как превращаются в беспорядочные рабочие планы.
И если собственник не научится ставить и согласовывать цели в своей жиз-
ни, то никогда не сможет увидеть точных результатов.
Кроме того, чтобы не пришлось расплачиваться «большими деньгами» (а то и потерей всего имущества), должно быть точное представление: куда, как и с кем намерен предприниматель - собственник создавать проект. Поэтому очень важно изучить, на чем строится институт партнерских отношений и управление человеческими ресурсами по задачам. А также нужен целый комплекс специфических знаний, которые относятся к отдельной выделенной из всех отраслей экономики - бизнес деятельности.
Итак, для эффективного развития предпринимательской деятельности в городах России и участия в росте экономики территорий, предпринимателям необходим фундамент, особые инфраструктурные условия, в рамках традиционной муниципальной инфраструктуры;
помощь госорганов, которые должны взять на себя индустриализацию инфраструктурной сферы - залог быстрейшего создания индустриального потенциала экономики России на основе развития МСП.
Второе. Крайне срочно необходимы образовательные стандарты и источники приобретения необходимых знаний по бизнес деятельности.
Ключевая роль в развитии бизнеса и предпринимательства принадлежит подготовке кадров: подготовке профессиональных руководителей бизнеса всех уровней, как система повышения квалификации при профессиональной переподготовке кадров для осуществления бизнес деятельности как самостоятельного направления, связанного с реализацией целей развития экономики
малых и средних городов страны.
Библиографический список
1. Распоряжение № 1083-р от 2.06.2016 Стратегия развития малого бизнеса до 2030 года
2. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы в 2017 г. / Минэкономразвития России. Нормативные документы. https://nangs.org/
3. Новые меры поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономразвития/ Протокол №4 от 30 января 2018 г. заседания Комиссии по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке.
4. Кузнецова А.И. Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством города // Транспортное дело России. 2014. №2. С. 64.
5. Кузнецова А.И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города. 2012. №1 (1). С. 45-50
6. Кузнецова А.И. Возможности и эффективные комбинации стратегического менеджмента при формировании инновационной инфраструктуры региона (города). 2012. №2 (2). С. 33-41.
7. Стартовый капитал для бизнеса://crediti-bez-problem.ru/gde-najti-ili-zarabotat-startovyj-kapital-dlya-malogo-biznesa.html
8. Журавлёва Ксения. Инфраструктура для стартапов.| Газета «Город Балашиха» от 13 апреля 2018 WWWBBNEWS.RU
9. АгафоноваМ.С., Корольчук О.В. Проблемы развития малых городов в России // М.С. Агафонова, О.В. Корольчук // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 72. С. 81.
10. Кузнецова А.И. Индустриализация инфраструктурной сферы городов России // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. №3 (14). С. 37-43.
11. Кузнецова А.И. Переосмысление традиционных подходов к организации государственного администрирования в современном городе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1 Экономика и управление. 2013. №2 (4). С. 59-66.
12. Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства: Геоэкономический подход; монография // А.И Кузнецова. М.: Изд-во ООО «КомКНИГА», 2006 (переизд. 2010, 2012, 2014).
13. Новицкий Н.А. Современные проблемы инвестирования инновационной индустриализации России // Вестник МУ им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика. 2013. № 1 (3). С. 18-23
14. Строева О.А., Роль малых городов в экономике России/ http://lfostu.ucoz.ruс
15. Белик Е.Б, «Принцип Золотого бизнес-Сечения. Эффективная система стратегического управления» / http://lp.academy.bz/thefirst_gold_business
16. Программа по открытию и ведению бизнеса https://aПfmancelmks.
INFRASTRUCTURE AND EDUCATION AS NECESSARY CONDITIONS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
A.I. Kuznetsova1, doctor of economic sciences, professor, deputy director
E.B. Belik , independent international business technologist, practitioner on personal
management of owners
1Center for corporate training of IDEP «State academy of investment specialists» ^National research university "Higher School of Economics" (Russia, Moscow)
Abstract. Article is devoted to studying of small and medium businesses dependence on development of the infrastructure conditions and the state of educational training of entrepreneurs - owners-managers. According to the authors there are several destabilizing factors conclude to slow growth of business and short period of their functioning.
These factors include the lack of necessary infrastructure and targeted training of entrepreneurs-business owners in the public education system for startups. Separately, it is necessary to emphasize the importance of training business technologists who perform the functions of supporting entrepreneurship at the appropriate modern level.
Business owners miss the main thing despite of the education and experience of the majority of start-up entrepreneurs. It's an ability to conduct business projects what they won't get in any educational institution of Russia. In other words, the development of system strategic business thinking.
This article suggests ways to solve these problems: the rapid formation of an accessible infrastructure for small and medium-sized businesses and reliable training of business owners. Without this, the life of small businesses will naturally be short.
The results of the study expand knowledge about the methodological and practical potential of entrepreneurial and business activities.
Keywords: entrepreneur, owner-manager, start-up, infrastructure conditions, traceabil-ity, systemic business thinking, abilities, support, destabilizing factors.