Научная статья на тему 'Инфотейнмент как телевизионное направление'

Инфотейнмент как телевизионное направление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
387
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфотейнмент / телевидение / информация / infotainment / method / television / journalism / information

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чемоданова Анастасия Александровна

В данной статье приводится определение понятия «инфотейнмент». В начале 1980-х гг. новости на телевидении преподносились в строгой и сухой манере. Однако переход России к рыночной экономике и коммерциализация СМИ привели к тому, что информация развлекательного характера начала активно завоевывать место не только на страницах газет и журналов, но и на телеи радиоэфирах. Тогда впервые заговорили о таком явлении, как инфотейнмент, который успешно использовался на западном телевидение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфотейнмент как телевизионное направление»

Инфотейнмент как телевизионное направление

Чемоданова Анастасия Александровна

Студент

Российский государственный гуманитарный университет (Росссия, Москва)

АННОТАЦИЯ

В данной статье приводится определение понятия «инфотейнмент». В начале 1980-х гг. новости на телевидении преподносились в строгой и сухой манере. Однако переход России к рыночной экономике и коммерциализация СМИ привели к тому, что информация развлекательного характера начала активно завоевывать место не только на страницах газет и журналов, но и на теле- и радиоэфирах. Тогда впервые заговорили о таком явлении, как инфотейнмент, который успешно использовался на западном телевидении.

Ключевые слова: инфотейнмент, метод, телевидение, журналистика, информация. Key words: infotainment, method, télévision, journalism, information.

Понятие «инфотейнмент» (информационно-развлекательный) образовано из двух английских слов «information» - информация и «entertainment» - развлечение. Инфотейнмент—это способ подачи информационного контента с элементами развлечения. Особенностью такого явления репортажность, фрагментарность и полижанровость. К частым инструментам реализации инфотейнмента можно отнести упрощённую для восприятия речь, визуализацию контента с использованием инфографики и современных 3D технологий, детализацию, звуковые эффекты и нестандартные для телевидения способы съёмки. С появлением такого нового явления в журналистике информация стала преподноситься с элементами зрелищности, начали появляться информационно-развлекательные телепрограммы.

Впервые феномен инфотейнмента описал американский медиа-исследователь Нил Постман в своей книге «Развлекаемся до смерти». Так, Нил Постман в ходе анализа нового телевизионного явления критикует его и пишет, что печатное слово создавало критическое, рациональное и политически заинтересованное общество, в отличие от телевидения и его идеей развлечения в середине 20-ого столетия, когда любую тему своей аудитории представляют в зрелищной форме. Для телевидения стало важно вызывать у своей аудитории эмоциональный отклик, чтобы повышать рейтинги. Новости политики, религии, спорта и прочего начали подавать в развлекательном формате, использую обилие визуального контента, поэтому информация стала иметь вторичный характер. По мнению Нила Постмана, это постепенно стало приводить к снижению аналитических способностей у аудитории. В своей книге Постман утверждает, что мыслительный процесс не требует изображений, а картинки, показываемые на телеэкране, это самоцель, не нуждающаяся объяснению или анализу. Таким образом, он определяет инфотейнмент не как способ транслирования окружающей действительности, а как отражение определенного мировоззрения через средства массовой информации [12].

Важно отметить, что сегодня до сих пор нет точного научного определения у понятия «инфотейнмент». С 1990-х годов теоретики масс-медиа активно изучали деятельность журналистов и продюсеров телепрограмм в новом направлении. Каждый исследователь и сегодня вырабатывает свою трактовку этого явления в телевизионной журналистике.

Так, американский журналист и исследователь Джеймс Апшоу отмечает, что главная отличительная черта инфотейнмента - обращение к эмоциям аудитории. А теоретик Андреас Виттвен в научной работе «Инфотейнмент телевизионных новостей между информацией и развлечением» формулирует определение следующим образом: «Под инфотейнментом мы понимаем все возможности развлекательного оформления информации, будь то выбор тематики, визуальные и вербальные методы» [8]. Феномен инфотейнмента он связывал исключительно с теле- и радиовещанием.

Появление понятия «инфотейнмента» в России на телевидении началось после распада СССР. Тогда российские СМИ столкнулись с финансовыми трудностями и нуждались в крупных рекламодателях. Основываясь на практику западных коллег, журналисты стали подавать политическую и социальную информацию через развлекательный формат, чтобы привлечь внимание аудитории. Процесс распространения инфотейнмента на российских телеканалах многие связывают именно с развитием медиаэкономики - формированием частных и коммерческих СМИ.

Предпосылкой появления и активного внедрения инфотейнмента на телевидении можно также считать увеличение потока информации, что превратило информацию в продукт потребления: общество физически не в состоянии самостоятельно анализировать непрерывный поток новостной информации и делать выводы. Современный человек теряется в бесконечном информационном потоке и жесткой подаче новостей, особенно в условиях боевых действий, экономических кризисов и пр., что вызывает желание отстранится от реальности. Явление инфотейнмента на телевидении позволяет зрителю расслабиться, отвлечься от круглосуточного потока новостей, формирующего напряженную информационную картину мира. Из этого следует, что программы с элементами развлечения способствуют к повышению интереса общества к деятельности СМИ и, следовательно, к уровню осведомленности аудитории. Но в то же время исследовательница Е.М. Драгун отмечает: «существует опасность чрезмерного погружения в мир иллюзий, потери реальных ориентиров в жизни не только у конкретного индивида, но и всего общества» [1, с. 152].

Основоположником инфотейнмента на российском телевидении считается Леонид Парфенов со своей программой «Намедни», которая выходила с 1990 по 1991 на Центральном телевидении, потом с 1993 по 2004 на НТВ. В статье «Программа «Намедни»: русский инфотейнмент» шеф-редактор «НТВ» Николай Картозия подчеркивает, что команда, работающая над программой, в том числе и журналисты, при разработке итоговой программы хоть и формулировали новые принципы, но все же сознательно ориентировались на опыт американских коллег, и делали ставку на инфотейнмент [11].

Задачи создателей программы «Намедни» были стандартными для телевидения, однако, как отметил медиаисследователь Николай Зорков, нетипичным для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам [9].

Новаторская черта в программе «Намедни» - работа ведущего в кадре. Леонид Парфенов первый вводит запись подводки с помощью «проходки» на месте события. Особое внимание следует уделить съемке программы: при съемке ведущего в студии камера была в движение (панорамная съемка или «зумирование»), сменялись планы в каждой подводке [1], а с 2000-го года съемка в новой студии со светодиодными экранами производилась с нескольких камер, показывая ведущего с разных ракурсов, и позволяя ему перемещаться по студии -- это добавляло программе динамичности и эмоциональности. К развлекательному формату можно отнести внедрение реквизита. Ведущий аналитической программы в подводке к теме работал с реквизитом разных масштабов для лучшего объяснения и представления сложной аналитической информации [2]. Эти новые способы подачи информации позволяли воздействовать на аудиторию одновременно несколькими каналами невербальной коммуникации (визуальным, акустическим), которые придавали смысловые оттенки вербальной коммуникации ведущего со своей потенциальной аудиторией и устанавливали психоэмоциональный контакт со зрителями.

Инфотейнмент как телевизионное направление

Л. М. Землянова - одна из первых отечественных исследователей, кто дал определение термину «инфотейнмент». Она отмечает, что инфотейнмент на телевидении «выражает стремление производителей подавать новости в форме развлекательных программ или с оттенком развлекательности» [4, с. 74].

Изначально инфотейнмент воспринимался как негативное явление, приводящее к снижению образованности аудитории. Например, В. Л. Цвик писал, что метод инфотейнмента превращает новостное вещание в часть шоу-бизнеса и не передает действительную картину мира [6]. Сегодня до сих пор нет однозначного отношения к информационно-развлекательному подходу при подаче аудитории новостной информации. По мнению В.В. Познера информация чаще выступает как инструмент влияния и товар, задача которого не информировать, а развлекать: «Главное не что, а как. Как сделать так, чтобы смотрели?», «рассматривают телевидение, во-первых, как средство заработка, во-вторых, как средство продвижения определенных взглядов» [7]. Об этом же ранее говорил Нил Постман в 1990 году в Штутгарте на встрече Немецкого общества информатики: «Информация теперь - предмет потребления, который можно продавать и покупать, или использовать как развлечение или носить как одежду, чтобы поднять свой статус» [12]. Положительную сторону инфотейнмента отмечает исследовательница Е.М. Драгун, приводя пример влияния данного метода на аудиторию: «благодаря информационно-развлекательным программам потребители узнали о причинах многих заболеваний и способах их лечения, что привело к возрастающей потребности заботы о личном здоровье» [3].

Многие исследователи отмечают также высокий манипулятивный потенциал явления инфотейнмента. Так, С.П. Поцелуев считает: «Если клиповость и фрагментацию еще можно хоть как-то интерпретировать в качестве условия эвристического, творческого сознания, то упрощение, исключение и подмену трудно назвать исходным пунктом оригинальной и глубокой мысли» [5]. Основываясь на тенденции современного информационного вещания, С.Ю. Лисова также отмечает увеличение уровня манипуляторного воздействия на аудиторию с помощью инфотейнмента. По ее мнению, современные новости «делают акцент на моделях происходящего, устанавливая должное, а не реальное. Они не информируют аудиторию о происходящем, а создают собственный вариант события, усиливая отдельные его характеристики» [11].

Таким образом, инфотейнмент на современном российском телевидении в информационных программах можно определить, как подачу сложного, политического, социально-экономического и культурного материала с элементами развлекательного формата, делая информацию более доступной для массовой аудитории. Главным принципом в работе с инфотейнментом является баланс. Присутствие развлекательного характера в программе должно помогать не только привлечь внимание аудитории, но и способствовать ее информированию и просвещению, предоставляя сложную аналитическую информацию в доступных для легкого понимания формах.

ИСТОЧНИКИ:

1. Выпуск «Намедни - 1995». [Электронный ресурс] // Видеохостинг YouTube. - Режим доступа: https://youtu.be/M6jDnJd207o

2. Выпуск «Намедни - 2002» от 29.12.2002. [Электронный ресурс] // Видеохостинг YouTube. - Режим доступа: https://youtu.be/EwqZB_Ph9yc

ЛИТЕРАТУРА:

3. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дисс. ... канд. филос. наук. к / Е.М. Драгун. - М., 2015. - 175 с.

4. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества // Толковый словарь терминов и концепций. Изд-во Моск. ун-та (МГУ). М., 1999. С. 300.

5. Поцелуев С. П. Политические парадиалоги: монография / Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. С. 121.

6. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -(Медиаобразование). С. 262.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

7. Владимир Познер: зрителя надо заарканить. [Электронный ресурс] // Информационное агентство России ТАСС - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/6278709?utm_source=yandex. ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

8. Ерёмина Д.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс медиа. [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Медиаскоп»-Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1429

9. Зорков Н. Инфотейнмент: возникновение, функции, способы воздействия. [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал RELGA - Режим доступа: http://www.relga.ru/ Environ/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles

10. Картозия Н. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент. [Электронный ресурс] // Научный журнал МедиаАльманах - Режим доступа: http://mediaalmanah.ru/files/2003/2003_3.pdf

11. Лисова С.Ю. Телевизионные новости как форма знания о политике. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka. m/artide/n/televizюnnye-novosti-kak-forma-znaшya-o-politike

12. Постман Н. Развлекаемся до смерти. [Электронный ресурс] // Информируемся до смерти - Режим доступа: https://cyberpsy.ru/docs/Postman_Informiruemsya_do_smerti.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.