Инфотейнмент как телевизионное направление
Чемоданова Анастасия Александровна
Студент
Российский государственный гуманитарный университет (Росссия, Москва)
АННОТАЦИЯ
В данной статье приводится определение понятия «инфотейнмент». В начале 1980-х гг. новости на телевидении преподносились в строгой и сухой манере. Однако переход России к рыночной экономике и коммерциализация СМИ привели к тому, что информация развлекательного характера начала активно завоевывать место не только на страницах газет и журналов, но и на теле- и радиоэфирах. Тогда впервые заговорили о таком явлении, как инфотейнмент, который успешно использовался на западном телевидении.
Ключевые слова: инфотейнмент, метод, телевидение, журналистика, информация. Key words: infotainment, method, télévision, journalism, information.
Понятие «инфотейнмент» (информационно-развлекательный) образовано из двух английских слов «information» - информация и «entertainment» - развлечение. Инфотейнмент—это способ подачи информационного контента с элементами развлечения. Особенностью такого явления репортажность, фрагментарность и полижанровость. К частым инструментам реализации инфотейнмента можно отнести упрощённую для восприятия речь, визуализацию контента с использованием инфографики и современных 3D технологий, детализацию, звуковые эффекты и нестандартные для телевидения способы съёмки. С появлением такого нового явления в журналистике информация стала преподноситься с элементами зрелищности, начали появляться информационно-развлекательные телепрограммы.
Впервые феномен инфотейнмента описал американский медиа-исследователь Нил Постман в своей книге «Развлекаемся до смерти». Так, Нил Постман в ходе анализа нового телевизионного явления критикует его и пишет, что печатное слово создавало критическое, рациональное и политически заинтересованное общество, в отличие от телевидения и его идеей развлечения в середине 20-ого столетия, когда любую тему своей аудитории представляют в зрелищной форме. Для телевидения стало важно вызывать у своей аудитории эмоциональный отклик, чтобы повышать рейтинги. Новости политики, религии, спорта и прочего начали подавать в развлекательном формате, использую обилие визуального контента, поэтому информация стала иметь вторичный характер. По мнению Нила Постмана, это постепенно стало приводить к снижению аналитических способностей у аудитории. В своей книге Постман утверждает, что мыслительный процесс не требует изображений, а картинки, показываемые на телеэкране, это самоцель, не нуждающаяся объяснению или анализу. Таким образом, он определяет инфотейнмент не как способ транслирования окружающей действительности, а как отражение определенного мировоззрения через средства массовой информации [12].
Важно отметить, что сегодня до сих пор нет точного научного определения у понятия «инфотейнмент». С 1990-х годов теоретики масс-медиа активно изучали деятельность журналистов и продюсеров телепрограмм в новом направлении. Каждый исследователь и сегодня вырабатывает свою трактовку этого явления в телевизионной журналистике.
Так, американский журналист и исследователь Джеймс Апшоу отмечает, что главная отличительная черта инфотейнмента - обращение к эмоциям аудитории. А теоретик Андреас Виттвен в научной работе «Инфотейнмент телевизионных новостей между информацией и развлечением» формулирует определение следующим образом: «Под инфотейнментом мы понимаем все возможности развлекательного оформления информации, будь то выбор тематики, визуальные и вербальные методы» [8]. Феномен инфотейнмента он связывал исключительно с теле- и радиовещанием.
Появление понятия «инфотейнмента» в России на телевидении началось после распада СССР. Тогда российские СМИ столкнулись с финансовыми трудностями и нуждались в крупных рекламодателях. Основываясь на практику западных коллег, журналисты стали подавать политическую и социальную информацию через развлекательный формат, чтобы привлечь внимание аудитории. Процесс распространения инфотейнмента на российских телеканалах многие связывают именно с развитием медиаэкономики - формированием частных и коммерческих СМИ.
Предпосылкой появления и активного внедрения инфотейнмента на телевидении можно также считать увеличение потока информации, что превратило информацию в продукт потребления: общество физически не в состоянии самостоятельно анализировать непрерывный поток новостной информации и делать выводы. Современный человек теряется в бесконечном информационном потоке и жесткой подаче новостей, особенно в условиях боевых действий, экономических кризисов и пр., что вызывает желание отстранится от реальности. Явление инфотейнмента на телевидении позволяет зрителю расслабиться, отвлечься от круглосуточного потока новостей, формирующего напряженную информационную картину мира. Из этого следует, что программы с элементами развлечения способствуют к повышению интереса общества к деятельности СМИ и, следовательно, к уровню осведомленности аудитории. Но в то же время исследовательница Е.М. Драгун отмечает: «существует опасность чрезмерного погружения в мир иллюзий, потери реальных ориентиров в жизни не только у конкретного индивида, но и всего общества» [1, с. 152].
Основоположником инфотейнмента на российском телевидении считается Леонид Парфенов со своей программой «Намедни», которая выходила с 1990 по 1991 на Центральном телевидении, потом с 1993 по 2004 на НТВ. В статье «Программа «Намедни»: русский инфотейнмент» шеф-редактор «НТВ» Николай Картозия подчеркивает, что команда, работающая над программой, в том числе и журналисты, при разработке итоговой программы хоть и формулировали новые принципы, но все же сознательно ориентировались на опыт американских коллег, и делали ставку на инфотейнмент [11].
Задачи создателей программы «Намедни» были стандартными для телевидения, однако, как отметил медиаисследователь Николай Зорков, нетипичным для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам [9].
Новаторская черта в программе «Намедни» - работа ведущего в кадре. Леонид Парфенов первый вводит запись подводки с помощью «проходки» на месте события. Особое внимание следует уделить съемке программы: при съемке ведущего в студии камера была в движение (панорамная съемка или «зумирование»), сменялись планы в каждой подводке [1], а с 2000-го года съемка в новой студии со светодиодными экранами производилась с нескольких камер, показывая ведущего с разных ракурсов, и позволяя ему перемещаться по студии -- это добавляло программе динамичности и эмоциональности. К развлекательному формату можно отнести внедрение реквизита. Ведущий аналитической программы в подводке к теме работал с реквизитом разных масштабов для лучшего объяснения и представления сложной аналитической информации [2]. Эти новые способы подачи информации позволяли воздействовать на аудиторию одновременно несколькими каналами невербальной коммуникации (визуальным, акустическим), которые придавали смысловые оттенки вербальной коммуникации ведущего со своей потенциальной аудиторией и устанавливали психоэмоциональный контакт со зрителями.
Инфотейнмент как телевизионное направление
Л. М. Землянова - одна из первых отечественных исследователей, кто дал определение термину «инфотейнмент». Она отмечает, что инфотейнмент на телевидении «выражает стремление производителей подавать новости в форме развлекательных программ или с оттенком развлекательности» [4, с. 74].
Изначально инфотейнмент воспринимался как негативное явление, приводящее к снижению образованности аудитории. Например, В. Л. Цвик писал, что метод инфотейнмента превращает новостное вещание в часть шоу-бизнеса и не передает действительную картину мира [6]. Сегодня до сих пор нет однозначного отношения к информационно-развлекательному подходу при подаче аудитории новостной информации. По мнению В.В. Познера информация чаще выступает как инструмент влияния и товар, задача которого не информировать, а развлекать: «Главное не что, а как. Как сделать так, чтобы смотрели?», «рассматривают телевидение, во-первых, как средство заработка, во-вторых, как средство продвижения определенных взглядов» [7]. Об этом же ранее говорил Нил Постман в 1990 году в Штутгарте на встрече Немецкого общества информатики: «Информация теперь - предмет потребления, который можно продавать и покупать, или использовать как развлечение или носить как одежду, чтобы поднять свой статус» [12]. Положительную сторону инфотейнмента отмечает исследовательница Е.М. Драгун, приводя пример влияния данного метода на аудиторию: «благодаря информационно-развлекательным программам потребители узнали о причинах многих заболеваний и способах их лечения, что привело к возрастающей потребности заботы о личном здоровье» [3].
Многие исследователи отмечают также высокий манипулятивный потенциал явления инфотейнмента. Так, С.П. Поцелуев считает: «Если клиповость и фрагментацию еще можно хоть как-то интерпретировать в качестве условия эвристического, творческого сознания, то упрощение, исключение и подмену трудно назвать исходным пунктом оригинальной и глубокой мысли» [5]. Основываясь на тенденции современного информационного вещания, С.Ю. Лисова также отмечает увеличение уровня манипуляторного воздействия на аудиторию с помощью инфотейнмента. По ее мнению, современные новости «делают акцент на моделях происходящего, устанавливая должное, а не реальное. Они не информируют аудиторию о происходящем, а создают собственный вариант события, усиливая отдельные его характеристики» [11].
Таким образом, инфотейнмент на современном российском телевидении в информационных программах можно определить, как подачу сложного, политического, социально-экономического и культурного материала с элементами развлекательного формата, делая информацию более доступной для массовой аудитории. Главным принципом в работе с инфотейнментом является баланс. Присутствие развлекательного характера в программе должно помогать не только привлечь внимание аудитории, но и способствовать ее информированию и просвещению, предоставляя сложную аналитическую информацию в доступных для легкого понимания формах.
ИСТОЧНИКИ:
1. Выпуск «Намедни - 1995». [Электронный ресурс] // Видеохостинг YouTube. - Режим доступа: https://youtu.be/M6jDnJd207o
2. Выпуск «Намедни - 2002» от 29.12.2002. [Электронный ресурс] // Видеохостинг YouTube. - Режим доступа: https://youtu.be/EwqZB_Ph9yc
ЛИТЕРАТУРА:
3. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дисс. ... канд. филос. наук. к / Е.М. Драгун. - М., 2015. - 175 с.
4. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества // Толковый словарь терминов и концепций. Изд-во Моск. ун-та (МГУ). М., 1999. С. 300.
5. Поцелуев С. П. Политические парадиалоги: монография / Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. С. 121.
6. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -(Медиаобразование). С. 262.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
7. Владимир Познер: зрителя надо заарканить. [Электронный ресурс] // Информационное агентство России ТАСС - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/6278709?utm_source=yandex. ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
8. Ерёмина Д.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс медиа. [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Медиаскоп»-Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1429
9. Зорков Н. Инфотейнмент: возникновение, функции, способы воздействия. [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал RELGA - Режим доступа: http://www.relga.ru/ Environ/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles
10. Картозия Н. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент. [Электронный ресурс] // Научный журнал МедиаАльманах - Режим доступа: http://mediaalmanah.ru/files/2003/2003_3.pdf
11. Лисова С.Ю. Телевизионные новости как форма знания о политике. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka. m/artide/n/televizюnnye-novosti-kak-forma-znaшya-o-politike
12. Постман Н. Развлекаемся до смерти. [Электронный ресурс] // Информируемся до смерти - Режим доступа: https://cyberpsy.ru/docs/Postman_Informiruemsya_do_smerti.pdf