Научная статья на тему 'Становление понятия инфотейнмент в работах отечественных исследователей'

Становление понятия инфотейнмент в работах отечественных исследователей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1036
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОТЕЙНМЕНТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МАСС-МЕДИА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саблина Александра Николаевна

На данный момент инфотейнмент представляет собой одну из наиболее распространенных и востребованных практик на телевидении. Данный принцип презентации информации позволяет значительно усилить контакт с аудиторией, этим фактором и обусловлено бурное развитие метода. Однако теоретическое осмысление феномена еще не в полной мере отражает его практическую роль. Данная статья стремится обобщить основные отечественные исследования по данной теме и сформировать общую концепцию инфотейнмента как социально-культурного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление понятия инфотейнмент в работах отечественных исследователей»

УДК 81

Саблина Александра Николаевна

аспирант.

Санкт-Петербургский государственный университет

alexphilippova@gmail. com

Aleksandra N. Sablina

graduate student.

St. Petersburg State University

alexphilippova@gmail .com

Становление понятия инфотейнмент в работах отечественных исследователей

The formation of the concept of infotainment in the local researches

Аннотация. На данный момент инфотейнмент представляет собой одну из наиболее распространенных и востребованных практик на телевидении. Данный принцип презентации информации позволяет значительно усилить контакт с аудиторией, этим фактором и обусловлено бурное развитие метода. Однако теоретическое осмысление феномена еще не в полной мере отражает его практическую роль. Данная статья стремится обобщить основные отечественные исследования по данной теме и сформировать общую концепцию инфотейнмента как социально-культурного феномена.

Ключевые слова: инфотейнмент, телевидение, масс-медиа, теоретическая база, социально-культурный феномен.

Annotation. Currently infotainment is one of the most common and popular television practices. This principle of information presentation significantly increases the audience, and due to this factor the whole method has the rapid development. However, the practical role of the phenomenon hasn't been fully reflected yet. This article aims to summarize the whole specter of research and to form a common concept of infotainment as a socio-cultural phenomenon.

Keywords: infotainment, television, mass media, theoretical base, socio-cultural phenomenon.

Современные медиа, в том числе и телевидение, функционируют в условиях избыточности информации. С точки зрения восприятия избыточная информация превзошла возможности индивидов в освоении, фиксации и обработки потока данных, что приводит к тому, что не реципиент находится в поиске данных, а информация находится в поиске своего реципиента.

Как отмечал американский социолог и футуролог Э. Тоффлер: «Мир вокруг постоянно изменяется с невероятной скоростью, что ставит человека на грань его способностей к адаптации. В результате человек впадает в особое психологическое состояние - «футурошок» (шок будущего)». Подобный «фу-турошок» стал импульсом для появления в США в 80-х годах прошлого века

такого явления, как «инфотейнмент», что фактически представляет собой симбиоз двух понятий «информация» (information) и «развлечение» (entertainment).

Данный период характеризировался экспонсиальным развитием телевидения: американский зритель столкнулся с многократным увеличением предоставляемой ему информации и оказался не в состоянии «переварить» ее. Избыточность информации, а также отсутствие журналистских инструментов для облегчения ее восприятия привели к резкому падению рейтингов телеканалов и оперативному поиску в журналистской среде новых форм взаимодействия с аудиторией.

«Поиск» вылился в изменение структуры новостных выпусков. Помимо официальных новостей, в программах появись сюжеты и отдельные программы на социальные и культурные темы. Пионером в данном направлении стал телеканал CBS, запустивший еженедельную программу «60 минут». Р. Ховард, один из основателей передачи, считал, что личность журналиста может привлечь зрителя: «в конце концов, неважно, что человек рассказывает, важно -как. Зануду выключат, какой бы важной информацией он ни хотел поделиться» [1, с. 11]. В данной программе журналисты впервые начали появляться на экране наравне с героями сюжета.

На российском телевидении знакомство с «инфотейнментом», как журналистским приемом, произошло значительно позднее. Многие авторы, изучающие историю развития отечественной журналистики, отмечают, что элементы развлекательности стали использоваться в публицистических и новостных программах по мере коммерциализации российского телевидения. Е. Л. Вартанова напрямую связывает это явление с кризисом системы государственного финансирования российских СМИ, начавшимся с распадом СССР и получившим продолжение в новых рыночных условиях. «Конечно, было бы неправильным выделять развитие российской медиасистемы из общего контекста социально-политических преобразований в России. Следовательно, реальные изменения в масс-медиа неизбежно должны были совпасть с появлением новых явлений в российской экономике и политике в целом» [2], - отмечает Вартанова.

При этом появление элементов инфотейнмента на телевидении 1990-х было продиктовано интуитивной попыткой журналистов найти решения новых для российских медиа экономических задач. Попытки же теоретического объяснения явления появились несколько позднее. Однако до сих пор не выработана единая дефиниция понятия инфотейнмента в отечественных исследованиях. Первое определение данного явления было дано Л. М. Земляновой в русско-английском словаре, изданном в 1999 г. Инфотейнмент был описан следующим образом: «выражает стремление продюсеров подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности» [3, с. 74]. Предложенная дефиниция ограничивает понятие инфотейнмента рамками новостных программ. Более того, автор подчеркивает, что само понятие является результатом деятельности продюсеров, направленной на коммерциализацию телевидения.

Более детальное рассмотрение понятия дала в 2003 году Е. Л. Вартанова. В книге «Медиаэкономика зарубежных стран» автор широко использует понятие инфотейнмента, описывает его роль и значение. Также Вартанова дает и

свое определение понятия: «информационные программы, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме. Информирование аудитории и анализ событий максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры. В печатной индустрии этому термину соответствует термин "таблоидизация", описывающий аналогичные явления применительно к газетному рынку» [4, с. 328].

Следует отметить, что первые отечественные исследователи инфотейн-мента, в первую очередь, описывали это понятие в рамках новостных программ и связывали его с коммерциализацией телевидения. Однако позднее инфотейнмент начали рассматривать и как более широкое явление. Так, в 2004 году Б. Н. Лозовский дает инфотейнменту следующее определение - «развлечение информированием». Тем не менее, автор рассматривает понятие исключительно в рамках публицистики. Согласно Лозовскому, «следуя этому способу подачи материала, журналист находит и приводит в материалах на любые, в первую очередь «серьезные», темы, занимательные детали и сюжеты» [5].

Ряд исследователей пришел к выводу, что инфотейнмент негативно сказывается на качестве предоставляемой информации. А. Г. Беспалова в книге «История мировой журналистики» дает следующую характеристику данному понятию: «[инфотейнмент - прим. автора] обозначает род медийных материалов, в которых аудитории под видом новостей предлагаются чисто развлекательные сюжеты, не имеющие реальной информационно-новостной значимости. Инфотейнмент - это также информационно-развлекательные передачи, информационная ценность которых является минимальной ввиду дефицита в них действительно новой общественно-значимой информации» [6, с. 372]. Автор противопоставляет инфотейнмент и качественный подход в разработке темы, ограничивая определение понятием развлекательности. Также исследователь рассматривает инфотейнмент как псевдоинформацию, маскирующуюся под реальные новости и не имеющую информационной ценности.

Однако далеко не все исследователи согласны с подобным подходом. Л. А. Васильева в своей книге «Делаем новости!» для определения инфотейнмента использует практический подход и называет его «разыгрыванием новости» [7, с. 97]. При этом автор подчеркивает, что «материал любого объема требует по-настоящему творческой работы, поиска формы, шлифовки содержания» [8].

Другой исследователь, С. Н. Ильченко, также не отделает понятие инфо-теймента от основной журналистской функции - информирования.

«В некотором смысле можно зафиксировать, что информационная функция СМИ, которая, по сути, является доминантой в практической деятельности журналистов, открыто конвергируется с функцией релаксационной. Телевидение как форма досуга информирует и развлекает одновременно тех, кто этого желает» [9, с. 45]. Ильченко подчеркивает, что инфотейнмент представляет собой алгоритм работы с информацией различного вида и содержания, который, в том числе, подразумевает использование ярких и запоминающихся приемов для облегчения восприятия аудиторией порой сложной деловой информации. В целом в отечественных научных работах понятие «инфотейнмент» рассматривается чаще как журналистский прием. Многие исследователи выдвигают пред-

положение о негативном влиянии инфотейнмента на качество информации. Однако, данный подход, с развитием технологий и самого телевидения, трансформацией жанровой структуры, представляется несколько устаревшим. Инфотейнмент позволяет обеспечить привлечение и удержание внимание зрителя, и, более того, само понятие может быть рассмотрено не только в качестве журналистского метода работы с новостью, но и в более широкой плоскости - культурного феномена.

Литература:

1. Картозия Н. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент. Ме-ди@альманах. 2003. №1. -11 c.

2. Вартанова Е. Л., Смирнов С.С. СМИ России как индустрия развлечений. Меди@льманах. 2009. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/old/node/446 (дата обращения: 21.01.2014)

3. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. -74 c.

4. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003. - 328 c.

5. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь. Электронный ресурс]. URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id=a81 (дата обращения: 04.02.2014)

6. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики. Москва - Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. - 372 с.

7. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.- 97 c.

8. Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения. М. 2012. - 45 с.

Literature:

1. Kartozia N. The program «Namedni»: Russian infotainment. Cop-per@almanac. 2003. No. 1. -11 р.

2. Vartanova E. L., Smirnov S. Russian media as entertainment. Cop-per@lemanak. 2009. No. 4. [Electronic resource]. URL: http://www.mediascope.ru/old/node/446 (date of access: 21.01.2014)

3. Zemlyanova L. M. Foreign communicativity on the threshold of the information society. Explanatory dictionary of terms and concepts. M., 1999. 74 c.

4. Vartanova E. L. Metaeconomic foreign countries: Textbook. the allowance. M., 2003. - 328р.

5. Lozovsky B. N. Journalism: a brief dictionary. Electronic resource]. URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id=a81 (date of access: 04.02.2014)

6. Bespalov, A. G., Cornelius E. A., Karachinsky A. P. and others History of world journalism. Moscow - Rostov-on-don: March, 2003. - 372 р.

7. Vasiliev L. A. Make the news!: The textbook. the allowance. M.: Aspect Press, 2003.- 97p.

8. Ilchenko, S. The transformation of the genre structure of the modern domestic content: the update's the nature of television. M. 2012. - 45 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.