Научная статья на тему 'ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭТАПЫ ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яблонских Юлия Павловна, Дроздова Наталья Владимировна

В данной статье рассматривается проблема инфосоциализации подрстающего поколения, определяемая как четко структурированный процесс информационного становления личности, связанный с увеличением информационных связей личности, среди которых наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFOSOCIALIZATION OF ADOLESCENTS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

This article discusses the problem of infosocialization of the younger generation, defined as a clearly structured process of informational formation of personality associated with an increase in personal information connections, among which the most popular are computer games.

Текст научной работы на тему «ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

позволит приобщить их к более широкому кругу ценностей, сориентировать на перспективу, на построение отдаленных целей, а не на реализацию сиюминутных потребностей, что будет способствовать ресоциализации осужденных.

Литература:

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 64-65.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

3. Маркова А.Т. Роль ценностно-смысловой сферы в психокоррекционной работе с осужденными // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.): в 8 т. -Рязань: Академия ФСИН России, 2017. - С. 212-220.

4. Хохряков Г.Ф., Голубев В.П. Ценностные ориентации и их влияние на противоправное поведение осужденных // Социально-психологические проблемы профилактики правонарушений в исправительно-трудовых учреждениях: Сб. науч. тр. - Рязань, 1982. - С. 105-106.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологический наук, доцент Дроздова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема инфосоциализации подрстающего поколения, определяемая как четко структурированный процесс информационного становления личности, связанный с увеличением информационных связей личности, среди которых наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры.

Ключевые слова: подросток, социализация личности, инфосоциализация личности, этапы инфосоциализации, компьютерные игры, Интернет-зависимость.

An^tatton. This article discusses the problem of infosocialization of the younger generation, defined as a clearly structured process of informational formation of personality associated with an increase in personal information connections, among which the most popular are computer games.

Keywords: teenager, personality socialization, infosocialization of personality, stages of infosocialization, computer games, Internet addiction.

Введение. В настоящее время в современном мире одной из основных проблем общественного развития выступает гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. В связи с этим в настоящее время является проблема инфосоциализация подрастающего поколения посредством компьютерных игр.

Изложение основного материала статьи. В современном информационном обществе к традиционному пониманию социализации личности добавляются дефиниции такого феномена, как инфосоциализация.

Быстрые и бурные изменения в современном социуме, связанные со стремительным ростом информционно-коммуникационных технологий, свидетельствуют о том, что инфосоциализацию подрастающего поколения можно рассматривать как определенный процесс информационного становления личности, связанный с увеличением информационных связей личности, среди которых наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры, захватывающие с каждым годом все большее внимание подростков.

Инфосоциализация выступает качественно новой ступенью социализации. В связи с популярностью компьютерных технологий, изменяются процессы освоения окружающей (виртуальной в том числе) среды и взаимодействия с действительностью. Развитие информационного общества стимулирует изменение процессов информационной социализации личности и способствует формированию качественно новой, информационной культуры. Для современного человека информационная картина мира становится образом реальности, совокупностью знаний, соотношений главных и периферических аспектов. Личность структурирует знания об окружающем мире в той системе понятий, которая соответствует его этапу развития, и этапу развития общества в целом.

В современном мире феномен компьютерных игр занимает устойчивое место в жизни почти каждого подростка и многих взрослых. Игровое пространство представляет собой платформу, предоставляющую игрокам возможность реализовываться, поэтому компьютерные игры можно назвать сильнейшим средством инфосоциализации. В научной психолого-педагогической литературе большой акцент делается на необходимости психолого-педагогического сопровождения подростков в информационном пространстве; на оказании подросткам помощи и поддержки специалистами различного уровня, а также их родителями.

Компьютерные игры на сегодняшний день широко используются в целях развития когнитивных функций мозга, формировании необходимых навыков, коррекции нарушений развития, а также в медицинских целях. Но практического целенаправленного использования игр для развития инфосоциализации в научном мире не производилось. Как правило, развитие данной сферы посредством компьютерных игр у подростков происходит стихийно-педагогического вмешательства в подобный процесс обычно не производится. Возможно, причиной подобного упущения является отсутствие практики совместной работы специалистов подобного направления и разработчиков компьютерных игр.

Компьютерные игры открывают подросткам новые миры, красочные, с невероятно развернутой сюжетной линией. В виртуальном мире нам под силу стать храбрейшим главным героем, спасающим мир, окунуться в морские глубины, отправиться в прошлое, в будущее, выйти на поле сражения с мифическими существами, и, наконец, выиграть и чувствовать себя победителем, или проиграть, потерять все и... начать сначала!

Проблему инфосоциализации подростков посредством компьютерных игр изучали: А.Е. Войскунский, С.Г. Григорьев, А.В. Ермоленко, М.С. Иванов, Н.А. Цой и др.

Понятие термина «социализация» в истории подвергалось изменениям. В XIX веке после интерпретации понятия «социализация» К.Марксом, который с своей концепции процесс развития индивида напрямую соотносил с изменениями окружающего его мира. Личность изменяется в ходе взаимодействия с обществом, обретая смысл в хранении и отражении всех общественных отношений. К. Маркс придавал приоритет социализации человека - как главному условию для дальнейшей культурной, творческой жизнедеятельности [2].

Согласно бихевиористскому учению Дж. Уотсона, индивид, методом «проб и ошибок» определяет «удачные» действия, которые позволяют ему получить позитивную реакцию со стороны социума [9]. С точки зрения психоаналитической теории З. Фрейда учение о процессе социализации рассматривается как более сложная теория, в которой сама личность здесь рассматривается как определенная система, включающая в себя несколько подсистем. Первая подсистеме включает в себя определенную совокупность генетически унаследованных импульсов, которые получили название «ид»; все внешние воздействия, влияние общества находят свое отражение в подсистеме - «суперэго», в которой происходит процесс передачи социокультурных норм определенного социума. Между вышеназванными двумя противоположностями личности возникает конфликт, так как суперэго ограничивает естественные, инстинктивные позывы. Чтобы разрешить данные противоречия человек начинает искать компромисс, что приводит к возникновению своей специфической манеры поведения. Это свидетельствует о третьей составляющей личности - «эго». Таким образом, в психоанализе социализация трактуется как определенный процесс, в котором влияние общество проникает только в оду сферу - суперэго. Таким образом, интериоризированные образы и модели поведения проходят сложный процесс поиска компромиссов между всеми подсистемами (сферами) социализации [13, 14].

Следующая модель социализации была разработана американским ученым Дж. Г. Мидом. Он выявил психический механизм индивида, который позволяет усваивать общественные нормы и актуализируется только во взаимодействии с другими людьми. Этот процесс Дж. Г. Мид назвал «самостью» (self), которая состоит из двух составляющих «Я» (I) и «мне\меня» (Me). Первая предоставляет возможность спонтанной, естественной реакции на внешние раздражители. Вторая отражает установки общества [4]. Процесс социализации, согласно этой теории проходит несколько этапов. Первый -имитация. На ней индивид учится принимать на себя роль другого, человек копирует поведение окружающих, не осознавая этого. После этого идет игровой этап, когда индивид проигрывает определенные роли. Третий этап - этап коллективной игры. На этой стадии возникает понимание законов и норм поведения в социуме [7, 12].

В современном обществе к стандартному понятию социализации прибавляется новая ступень - инфосоциализация. Инфосоциализацию можно определять одновременно и как процесс и как результат личности, представляющий актуальный опыт социума, направленный на работу с любой информацией и информационно-коммуникативными технологиями. В качестве основной цели инфосоциализации личности выступает освоение норм, ролей и правил современного информационного общества. Также как и с социализацией, индивид не только усваивает опыт (в этом случае информационный) но и перерабатывает его в собственные ориентации, ценности [4]. Стоит принять во внимание факт не просто прибавления нового опыта к уже имеющемуся. Индивид вынужден демонстрировать способность преобразовывать его и воспроизводить, а это требует от личности проявления активности, а значит стремления к развитию [6].

Совокупность информационного и социально-педагогического подходов составляет основу проекции развития информационной культуры личности [1]. С точки зрения методологии данного подхода эффективным выступает комплексное психолого-педагогическое средство, состоящее из трех компонентов (понятийный - основные понятия, используемые в профессиональной психолого-педагогической деятельности; содержательный как совокупность основных идей и принципов (правил) осуществления профессиональной психолого-педагогической деятельности; технологический -методы, приемы и способы профессиональной психолого-педагогической деятельности, наиболее точно соответствующими данному подходу [4]. Информационная деятельность в данном подходе становится опорой функционирования и принятия решений в разнообразной деятельности в обществе [11].

Тенденция к ускорению прогресса в современном обществе демонстрирует процесс информационного становления личности, начало которого можно наблюдать с первых минут жизни в информационном пространстве. С первых минут, и на протяжении всего процесса социализации индивид открывает для себя разнообразные виды информационной деятельности.

Анализ научных работ по проблеме инфосоциализации подростков позволил выделить этапы инфосоциализации:

- инфоадаптация - включение в информационное пространство, принятие законов и требований функционирования информационной среды;

- инфоинтеграция - стадия, позволяющая сделать осознанный выбор видов и форм информационной деятельности, включенность и самостоятельность индивида в информационном пространстве;

- инфоактивность - способность личности влиять на информационные потоки, когда в этом есть необходимость [5].

Рассмотрим возможные уровни инфосоциализации личности: При низком уровне индивид демонстрирует слабое

владение информационной грамотностью, испытывает нехватку информации для разрешения задач, может отвергать нормы информационной этики, иметь низкую способность к оценке собственной деятельности, низкую активность.

Переходя на средний этап инфосоциализации индивид начинает проявлять познавательную активность в освоении ИКТ, пытается применить эти знания в учебной и внеучебной деятельности, но с недостаточным владением методами оценивания собственной деятельности.

Высокий уровень инфосоциализации проявляется с появлением продуктивности личности, которая возникает в связи с повышением способности к планированию, постановки цели при обращении с информационной технологии. Что способствует овладению социальными навыками индивидов, активно включенных в информационную деятельность. В.И. Слободчиков характеризует информационную среду как воспитывающее пространство, которое увлекает, охватывает и может программировать поведение [10], Т.П. Кадубец заостряет внимание на том, что в ходе активного освоения ИКТ, учащийся воспринимает и усваивает информационные знания, умения и навыки. В наше время информатизация общества имеет стремительный темп, что порождает социальные риски для населения. В связи с этим общество озабочено последствиями перехода на качественно новый уровень развития взаимодействия человека и техники.

В современном мире общепризнан факт влияния виртуальной жизни на современного подростка. Проанализировав доступные работы ученых, заинтересовавшихся в данной теме, можно сделать вывод, что у большинства мыслителей принято влияние информационной среды на подростка воспринимать в негативном свете - разработано множество трудов на тему «пагубной компьютерной зависимости». Подростки, проявляя свое естественное желание продемонстрировать себя, повзрослевшего, стараются подражать внешним признакам «взрослого» и пользоваться привилегиями, рассчитанных на взрослую, окрепшую психику. Кроме того, безыменность безнаказанность действий в интернете дает подростку свободу действий, которую не каждый использует правильно. Стоит ли говорить о необходимости обучения подростков продуктивного освоения информационных технологий?

Педагоги, родители, школьные психологи являются агентами социализации школьников, призваны развивать способность к адаптации не только в реальной жизни, но и в информационной. Хотя, почему деятельность в

информационной среде тоже нельзя назвать реальной? Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что инфосоциализация - это качественно новая ступень социализации, стремительно завоевавшая внимание современного научного мира. В обществе, активно использующем дары цивилизации, в частности компьютерные технологии, не могут не изменяться процессы освоения окружающей (виртуальной в том числе) среды и взаимодействия с действительностью. Для каждого человека информационная картина мира становится образом реальности, совокупностью знаний, соотношений главных и периферических аспектов. Развитие информационного общества стимулирует изменение процессов информационной социализации личности и способствует формированию качественно новой, информационной культуры. При анализе возможного влияния компьютерных игр на подростка, нельзя не принять во внимание довольно широко распространенное понятие «компьютерная зависимость».

Компьютерная зависимость - форма ухода от реальности, которая оказывает травмирующее действие на личность [8]. Как и в любом виде зависимости, факт ухода от реальности очевиден всем окружающим, кроме самого пострадавшего. Такой эффект особо распространен среди подростков, имеющих неокрепшую психику и небольшое количество жизненного опыта.

Выводы. Таким образом, в настоящее время в связи с популярностью компьютерных игр актуализировались вопросы их возможного влияния на психические особенности личности и инфосоциализированности как результата процесса ее инфосоциализации. Особенно остро стоит вопрос о возможных последствиях увлеченности компьютерными играми среди подростков и возможности использования компьютерных игр как средство актуализации положительных качеств как развитого уровня инфосоциализации. Компьютерные игры, являясь игровой ареной, содержат в себе огромный потенциал развития личности игроков-подростков: развитие коммуникации; уважительно относится к товарищам и соперникам в игре; развивать способность к рефлексии своих чувств и ощущений, к умению сдерживать эмоции и агрессию; развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения) и др.

Использование компьютерных игр в системе, соблюдение свода этических и здоровьесберегающих правил может стать толчком для превращения компьютерных игр из объекта аддикции, поглощающей жизненные ресурсы, в современный, интересный подросткам инструмент разностороннего развития личности.

Литература:

1. Ахаян, А.А. Структура, диагностика и средства развития информационной компетентности учащихся: Науч.-метод. Материалы / А.А. Ахаян. - СПб.: Книжный дом, 2008. - 126 с.

2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 208 с.

3. Григорьев, С.Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт on-line-игры / С.Г. Григорьев,

B.А. Мильчакова, Д.Г. Рыбалтович // Вестник психотерапии. - 2012. - № 46. - С. 68-81.

4. Жданова, С.Н. Информационая культура социального педагога: учебное пособие для бакалавров / С.Н. Жданова, М.А. Валеева, Ю.П. Яблонских; под ред. С.Н. Ждановой. - Оренбург: ОренПечать, 2013. - 192 с.

5. Жданова, С.Н. Профилактика виртуальных конфликтов подростков в процессе инфосоциализации личности /

C.Н. Жданова, О.В. Хлянова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. №4 (10). - С. 42-50 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interactiveplus.ru/action/286/imprint

6. Жданова, С.Н. Технологии формирования социально-ориентированной позиции подростка: Научно-методическое пособие / С.Н. Жданова, Д.М. Кучеренко. - Оренбург: ОренПечать, 2017. - 122 с.

7. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник для вузов и ссузов / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 376 с.

8. Марьина, О.В. Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций / О.В. Марьина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011.

- С. 17-22.

9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. -М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.

10. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2013. - 400 с.

11. Солдатова, Г.О. Пойманные одной сетью. Социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Г.О. Солдатова. - 3-е изд. - М.: ФРИ, 2012. - 320 с.

12. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды Д.И. Фельдшейн.

- М.: МПСИ, 2012. - 427 с.

13. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд; [пер. с нем. А.М. Боковикова]. - М.: Академический проект, 2009. - 597 с.

14. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.