УДК 316:61 ББК 60.561.6 Ш 65
Е.В. Шишкина,
ведущий специалист-эксперт отдела организационной, правовой работы и кадров Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, г. Краснодар, аспирантка кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г..Майкоп, тел.: 8-961-818-20-64, Е-mail: [email protected]
Инфосоциализация пациентов в условиях информатизации здравоохранения (по материалам социологических исследований)
(Рецензирована)
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию инфосоциализации пациентов, сопровождающей процесс информатизации здравоохранения, и выявлению в этой связи проблемных точек практики внедрения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранение. Освещается важность исследуемого вопроса, за которым нередко стоят качество жизни и благополучие населения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, информатизация здравоохранения, инфосоциализация.
E.V. Shishkina,
Leading specialist-expert of Department of Organizational, Legal Work and Personnel of Federal Service for Supervision in the Sphere of Telecom, Information Technologies and Mass Communications in the Southern Federal District, Krasnodar, post-graduate student of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University. Maikop, ph.: 8-961-818-20-64, E-mail: [email protected]
Infosocialization of patients in conditions of health care informatization (from materials of sociological researches)
Abstract. This paper examines an infosocialization of the patients accompanying process of informatization of health care, and identifies in this regard the problem points in practice of introduction of information and communication technologies in health care. The author shows the importance of a studied question behind which is a quality of life and wellbeing of the population.
Keywords: information and communication technologies, information society, health care informatization, infosocialization.
Японский исследователь Е. Масуда еще в 1981 году в книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" говорил о неотвратимости социальной трансформации посредством инноваций и информационных технологий, выраженной в увеличении количества и качества информации и возрастании объемов информационного обмена. Интересующее нас информационное общество представляется Е.Масуде в виде новой среды обитания людей, основанной на информационно-коммуникационных технологиях. "Компьютерный город" будет пронизан информационными системами, среди которых - многоканальное кабельное телевидение; система автоматизированной доставки товаров; новые компьютерные системы здравоохранения и обучения; система автоматического контроля за загрязнением окружающей среды; сеть центров научной,
управленческой информации, профессиональной ориентации и т.д. [1]. И если доставка товаров через Интернет, цифровое телевидение, современные научные библиотеки и дистанционное обучение постепенно становятся обыденным явлением, то информатизация сферы здравоохранения началась относительно недавно.
М.Кастельс, исследующий общество с точки зрения цивилизационного подхода, отводит решающую роль в развитии нового общества государству, которое может способствовать развитию технологий, а может и препятствовать ему [2]. В нашей стране в последнее время стала проводиться последовательная государственная политика, направленная на создание предпосылок для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации, а в конечном итоге, формирования и развития информационного общества. Это нашло отражение в закреплении на законодательном уровне в "Стратегии развития информационного общества в России", утвержденной приказом Президента Российской Федерации, о необходимо сти"в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научнотехнологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества" [3].
По мнению Н.Н. Ковалевой, "в 90-е годы XX столетия, когда быстро развивающийся Интернет активизировал процессы глобализации, начался новый этап информатизации, главной целью которой, бесспорно, становится создание информационного общества" [4]. Не вызывает сомнений и тот факт, что информатизация коснулась всех сфер жизни общества. Если говорить об информатизации здравоохранения, то кроме работ над созданием единой информационной системы, позволяющей функционировать внутри этого сложного комплекса внутренних связей отрасли в целом, преобразования коснулись и самих пациентов, которые получили возможность удаленной записи на прием к врачу, ознакомления с расписанием приема пациентов специалистами через сайты лечебно-профилактических учреждений и появления инфоматов во всех поликлиниках.
Крупнейшее печатное издание региона "АиФ-Адыгея" 7 декабря 2012 г. опубликовало сведения о том, что по сообщению пресс-службы Министерства здравоохранения по Адыгее на информатизацию отрасли здравоохранения в Республике было выделено более 42 миллионов рублей [5]. По сообщению этого же источника "теперь жители Адыгеи, зайдя на Единый портал государственных услуг, предварительно зарегистрировавшись там, смогут записаться на прием к врачу, не выходя из дома или находясь в другом регионе, или же сделать это с помощью специальных инфоматов, установленных в каждой поликлинике региона" [6]. Таким образом, Республика Адыгея своевременно исполнила поручение директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава России Романа Ивакина, заявившего в ходе селекторного совещания с регионами о том, что "к 1 декабря 2012 года к системе электронной записи к врачу будут подключены все поликлиники на территории страны" [7].
Следует заметить, что всякое нововведение неоднозначно воспринимается обществом. На сегодняшний день пациенты неизбежно разделились на тех, кто одобряет новации, и тех, кто их не приемлет. В данном случае наиболее отчетливо разделение прослеживается среди различных возрастных групп. Именно молодежь оказывается той частью социума, которая не только относится к новым технологиям с одобрением, но и воспринимает их как данность. Что касается представителей более старшей возрастной группы, то переход их к новому способу коммуникации оказывается более болезненным и нередко сопровождается резкой критикой происходящего.
По данным Фонда «Общественное мнение», проводившего летом 2011 года репрезентативный опрос 1500 человек старше 18 лет на территории 43 субъектов Российской Федерации, основными причинами, по которым у людей нет желания пользоваться электронными государственными услугами, стали:
недостаток навыков или возможности работы с компьютером и Интернетом - в
возрастной группе от 18до 34 лет у 4% респондентов, от 35 лет и старше - у 13%;
отсутствие такой необходимости - в возрастной группе от 18 до 34 лет у 9% респондентов, от 35 лет и старше - у 10%;
а также отсутствие компьютера и Интернета - в возрастной группе от 18до 34 лет у 2% респондентов, от 35 лет и старше - у 8% [8].
Таким образом, можно сделать вывод о преобладании подобных мотивов среди людей старшего возраста. Анализ этого же опроса позволяет сделать вывод, что чаще остальных хотят получать государственные услуги в интернете молодые, потому что, как они говорят, это удобно, доступно и просто, позволяет сэкономить время и не стоять в очередях.
В ходе проведенного автором в июне 2012 г. исследования среди работников лечебнопрофилактических учреждений в сфере информационных технологий Республики Адыгея с возможностью выбора произвольного количества вариантов ответов анкеты, выяснилось, что появление электронной регистратуры:
сократит время ожидания пациентов в очередях, по мнению 41% респондентов; даст возможность работающим пациентам записаться на прием в удобное для них время, по мнению 41%;
повысит доступность медицинской помощи, по мнению 31%; создаст трудности людям пожилого возраста, по мнению 31%;
поставит в невыгодное положение пациентов, не имеющих доступа в Интернет, по мнению 24%;
затруднились ответить 17%.
В вышеупомянутом сообщении еженедельника "АиФ-Адыгея" от 7 декабря 2012 г. также сделан акцент на этой проблеме: "С учетом того, что большинство пациентов - люди пожилого возраста, освоить новую систему работы им помогут сотрудники поликлиник" [9]. Однако если в самом медицинском учреждении им и будет оказана консультационная помощь, то вопрос об осуществления такими пациентами самой процедуры записи на прием к врачу, не выходя из дома, и наличия технической возможности для этого на сегодняшний день остается открытым.
В результате реализации основных направлений и мероприятий уже упомянутой выше Стратегии наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, не менее чем в 75% домашних хозяйств планируется только к 2015 году [10]. Если же учитывать сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в регионе, то можно прийти к выводу о неизбежном возникновении неравенства доступа к электронным регистратурам среди различных слоев населения и возрастных групп, а это противоречит одному из озвученных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации базовых принципов - свободе и равенству доступа к информации и знаниям.
В данной связи считаем актуальным постановку вопроса об инфосоциализации пациентов в сложившихся обстоятельствах. Для этого считаем необходимым, в первую очередь, определить сущность понятия "инфосоциализация". Данный термин возник сравнительно недавно в связи с информатизацией всех сфер жизни общества. По мнению В.В. Жилкина, "сущность инфосоциализации состоит в том, что это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение личностью значимого для нее информационного опыта путем приобщения к информационному пространству (информационной инфраструктуре), системе информационных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы информационных связей за счет собственной информационной деятельности, активного включения в информационное пространство" [11]. Развивая мысль, В.В. Жилкин отмечает, что "стремительные изменения в современной общественной жизни, рост информационно-коммуникационных технологий позволяют утверждать, что инфосоциализация по своему содержанию есть процесс информационного становления личности, который начинается с первых минут жизни. Это становление осуществляется, прежде всего, в двух сферах: информационная деятельность и информационная коммуникация. Общей характеристикой этих сфер можно назвать процесс
расширения, умножения информационных связей личности" [12].
Первостепенной задачей органов власти, в связи с вышеизложенным, видим необходимость осуществления целого комплекса мер для повышения доступности населению услуг в сфере здравоохранения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а также организации дистанционного обслуживания пациентов.
Обобщая сказанное, следует отметить, что в условиях всеобъемлющей информатизации современного российского общества на первый план выходит необходимость достижения такого уровня информационной культуры, который бы позволял личностям свободно осваивать непрерывно сменяющие друг друга средства информационнокоммуникационных технологий и активно включать их использование в собственную жизнь с целью функционирования в качестве полноправного члена динамично развивающегося общества. Если ранее здоровых людей по своим законам отбирала из поколения в поколение природа, то в техногенном мире свое здоровье должен формировать сам человек с использованием создаваемой обществом медицинской инфраструктуры и сопровождающих ее деятельность информационно-коммуникационных технологий. Именно в этой связи особенно остро ощущается потребность в развитии информационного общества и успешной инфосоциализация всех лиц, заинтересованных в эффективном здравоохранении, к которым с полным правом можно отнести каждого из нас.
Примечания:
1. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. С. 17.
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февр.
4. Ковалева Н.Н. Информатизация: опыт государственно-правового регулирования // Информационное право. 2012. № 2. С. 3-4.
5. [Электронный ресурс]. URL: http: //news.mail.ru/inregions/south/1/society/11228314.
6. Там же.
7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/it/25.
8. Система одного окошка // Электронное правительство. 21 октября 2011 / Фонд «Общественное мнение», 2011. URL: http://runet.fom.ru/Jelektronnoe-pravitelstvo/10221.
9. [Электронный ресурс]. URL: http: //news.mail.ru/inregions/south/1/society/11228314.
10. Стратегия развития информационного ... // Российская газета. 2008. 16 февр.
11. Жилкин В.В. Инфосоциализация: сущность понятия // Общество. Среда. Развитие. 2007. № 1. С. 41.
12. Там же.
References:
1. Masuda E. Information society as post-industrial society. M., 1997.
2. Castells M. Information era: economy, society and culture. M.: GU VShE publishing house, 2000. P. 17.
3. Strategy of development of information society in the Russian Federation: approved by the RF President. 07.02.2008 No. Pr-212 // The Rossiiskaya gazeta. 2008. February 16.
4. Kovalyova N.N. Informatization: the experience of state-legal regulation //
Informatsionnoe pravo. 2012 . No. 2. P. 3-4.
5. [Electronic resource]. URL: http: // news.mail.ru/inregions/south/1/society/11228314.
6. Ibidem.
7. [Electronic resource]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/it/25.
8. The system of one window // Electronnoe pravitelstvo. October 21, 2011 / «Public opinion» Fund, 2011. URL: http://runet.fom.ru/Jelektronnoe-pravitelstvo/10221.
9. [Electronic resource]. URL: http: // news.mail.ru/inregions/south/1/society/11228314.
10. Strategy of development of information ...// Rossiiskaya gazeta. 2008. February 16.
11. Zhilkin V.V. Infosotsialization: the concept essence // Obshchestvo. Invironment. Development. 2007. No. 1. P. 41.
12. Ibidem.