Научная статья на тему 'ИНФОРМИРОВАННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информированность / компетентность / медицинский персонал / программы здравоохранения / качество медицинской помощи. / awareness / competence / medical personnel / health care programs / quality of medical care.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Мария Геннадьевна Калугина, Нассиф Убайда, Артём Сосович Казарян

В статье рассматривается информированность пациентов и медицинских работников государственной системы здравоохранения о региональных и федеральных программах в сфере здравоохранения. Подчеркивается актуальность проблемы недостаточной информированности медицинского персонала о существующих программах в сфере здравоохранения. В соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения, уровень информированности врачей напрямую влияет на качество оказываемой помощи, что подтверждается многочисленными исследованиями. При подготовке статьи проводилось анкетирование врачей и среднего медицинского персонала о проводимых в РФ и регионе мероприятиях в рамках федеральных и региональных программ в сфере здравоохранения (в данном случае – Тамбовской области). Опросник содержал восемь вопросов, позволяющих оценить информированность из разряда достоверной, сокрытой, искаженной и ненужной информации. Также проведена оценка компетентности медицинского персонала группой экспертов (главный врач, заместитель главного врача, заведующий отделением). 2-часовые обучающие семинары для повышения уровня информированности и компетентности проводились в целях последующего замера параметров информированности после этапа обучения по специально разработанной программе. Целью данного исследования явился анализ уровня информированности медицинских работников государственных медицинских организаций о региональных и федеральных программах в сфере здравоохранения, задачами работы стало выявить причины недостаточной информированности, предложить меры по улучшению ситуации. Обсуждаются также результаты специального анкетирования среди действующих медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Мария Геннадьевна Калугина, Нассиф Убайда, Артём Сосович Казарян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AWARENESS OF MEDICAL WORKERS OF THE STATE HEALTHCARE SYSTEM ABOUT FEDERAL AND REGIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF HEALTHCARE

The article examines the awareness of patients and medical workers of the public health system about regional and federal programs in the field of healthcare. The urgency of the problem of insufficient awareness of medical personnel about existing programs in the field of healthcare is emphasized. According to the World Health Organization, the level of awareness of doctors directly affects the quality of care provided, which is confirmed by numerous studies. During the preparation of the article, a survey of doctors and nursing staff was conducted on the activities carried out in the Russian Federation and the region within the framework of state federal and regional programs in the field of healthcare and public health (in this case, the Tambov Region). The questionnaire contained eight questions to assess awareness from the category of reliable, hidden, distorted and unnecessary information. The competence of the medical staff was also assessed by a group of experts (chief physician, deputy chief physician, head of the department). 2-hour training seminars to increase awareness and competence were held in order to further measure the parameters of awareness after the training stage according to a specially developed program. The purpose of this study was to analyze the level of awareness of medical workers of state medical organizations about regional and federal programs in the field of healthcare, the objectives of the work were to identify the causes of insufficient awareness, to propose measures to improve the situation. The results of a special survey among acting medical workers are also discussed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМИРОВАННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ГО

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

© Калугина М.Г., Нассиф Убайда, Казарян А.С., 2024

УДК614.2:004.9 DOI: 10.56685/18120555_2024_81_2_39

== ИНФОРМИРОВАННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ = И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Мария Геннадьевна Калугина, аспирант, ст. преподаватель кафедры общего ухода и организации сестринского дела Медицинского института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» [e-mail: kaluginamg@yandex.ru]; ORCID: 0000-0002-0764-4269

Нассиф Убайда, аспирант, ассистент кафедры анатомии и топографической анатомии Медицинского института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» [e-mail: nassifoubaida@gmail.com]; ORCID ID: 0000-0002-9490-1752

Артём Сосович Казарян, аспирант, ассистент кафедры общего ухода и организации сестринского дела Медицинского института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» [e-mail: surovy1995@mail.ru]; ORCID: 0000-0009-0008-5417-3990

Реферат. В статье рассматривается информированность пациентов и медицинских работников государственной системы здравоохранения о региональных и федеральных программах в сфере здравоохранения. Подчеркивается актуальность проблемы недостаточной информированности медицинского персонала о существующих программах в сфере здравоохранения. В соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения, уровень информированности врачей напрямую влияет на качество оказываемой помощи, что подтверждается многочисленными исследованиями. При подготовке статьи проводилось анкетирование врачей и среднего медицинского персонала о проводимых в РФ и регионе мероприятиях в рамках федеральных и региональных программ в сфере здравоохранения (в данном случае - Тамбовской области). Опросник содержал восемь вопросов, позволяющих оценить информированность из разряда достоверной, сокрытой, искаженной и ненужной информации. Также проведена оценка компетентности медицинского персонала группой экспертов (главный врач, заместитель главного врача, заведующий отделением). 2-часовые обучающие семинары для повышения уровня информированности и компетентности проводились в целях последующего замера параметров информированности после этапа обучения по специально разработанной программе. Целью данного исследования явился анализ уровня информированности медицинских работников государственных медицинских организаций о региональных и федеральных программах в сфере здравоохранения, задачами работы стало выявить причины недостаточной информированности, предложить меры по улучшению ситуации. Обсуждаются также результаты специального анкетирования среди действующих медицинских работников.

Ключевые слова: информированность, компетентность, медицинский персонал, программы здравоохранения, качество медицинской помощи.

== AWARENESS OF MEDICAL WORKERS

OF THE STATE HEALTHCARE SYSTEM ABOUT FEDERAL AND REGIONAL = PROGRAMS IN THE FIELD OF HEALTHCARE

Maria G. Kalugina, post-graduate student, Senior Lecturer of the Department of General Care and Organization of Nursing of Medical Institute of FSBEI HE G.R. Derzhavin Tambov State University [e-mail: kaluginamg@yandex.ru]; ORCID: 0000-0002-0764-4269

Nassif Ubayda, post-graduate student, Assistant at the Department of Anatomy and Topographic Anatomy of Medical Institute of FSBEI HE G.R. Derzhavin Tambov State University [e-mail: nassifoubaida@gmail.com]; ORCID ID: 0000-0002-9490-1752

Artyom S. Kazaryan, post-graduate student, Assistant of the Department of General Care and Organization of Nursing of Medical Institute of FSBEI HE G.R. Derzhavin Tambov State University [e-mail: surovy1995@mail.ru]; ORCID: 0000-0009-0008-5417-3990

Abstract. The article examines the awareness of patients and medical workers of the public health system about regional and federal programs in the field of healthcare. The urgency of the problem of insufficient awareness of medical personnel about existing programs in the field of healthcare is emphasized. According to the World Health Organization, the level of awareness of doctors directly affects the quality of care provided, which is confirmed by numerous studies.

During the preparation of the article, a survey of doctors and nursing staff was conducted on the activities carried out in the Russian Federation and the region within the framework of state federal and regional programs in the field of healthcare and public health (in this case, the Tambov Region). The questionnaire contained eight questions to assess awareness from the category of reliable, hidden, distorted and unnecessary information. The competence of the medical staff was also assessed by a group of experts (chief physician, deputy chief physician, head of the department). 2-hour training seminars to increase awareness and competence were held in order to further measure the parameters of awareness after the training stage according to a specially developed program. The purpose of this study was to analyze the level of awareness of medical workers of state medical organizations about regional and federal programs in the field of healthcare, the objectives of the work were to identify the causes of insufficient awareness, to propose measures to improve the situation. The results of a special survey among acting medical workers are also discussed.

Key words: awareness, competence, medical personnel, health care programs, quality of medical care.

Изучение факторов, влияющих на уровень информированности пациентов и медицинских работников о федеральных и региональных программах в сфере здравоохранения, является важным для научных исследований по нескольким причинам. В первую очередь, речь идет о повышении качества медицинской помощи и доступности в сфере здравоохранения. Недостаточная информированность как пациентов, так и медицинских работников может привести к неправильному использованию ресурсов и неполному охвату населения мероприятиями в рамках тех или иных проектов, в частности к снижению доступности высокотехнологичной медицинской помощи [1] и в целом доступности медицинской помощи, а следовательно, и неудовлетворенности ею, непониманию проводимых в государстве и регионах реформ, что в целом негативно отразится на здоровье населения. Анализ информированности позволяет также выявить проблемные аспекты в организации процесса предоставления медицинских услуг и предложить меры по их решению, что способствует повышению качества и доступности в системе здравоохранения.

Необходимо учитывать также экономическую эффективность мероприятий, проводимых в рамках государственных программ [5]. Низкий уровень информированности может привести к низкому комплаен-су пациентов [4, 7], простою и неэффективному использованию ресурсов, что, в свою очередь, обусловит повышение расходов на здравоохранение. Изучение факторов, влияющих на уровень информированности, позволяет выявить так называемые узкие места и предложить меры в целях их ликвидации, что будет способствовать экономической эффективности здравоохранения и повышению удовлетворенности пациентов и медицинских работников [2]. Недостаточная информированность пациентов и медицинских работников может привести к непониманию ими процессов, происходящих в сфере здравоохранения [3, 8].

Под информированностью обычно понимают наличие у человека достаточного количества понятной ему информации по конкретной теме или в области, позволяющей ему принимать обоснованные решения и действовать в соответствии с ними. В контексте здравоохранения информированность означает знание пациентами и медицинскими работника-

ми правил и процедур оказания медицинской помощи, владение информацией о доступных программах и услугах, а также умение ориентироваться в информации о текущих изменениях в системе здравоохранения [6].

Материал и методы. Государственная система здравоохранения - это комплекс организаций и учреждений, созданных государством для оказания медицинской помощи населению. В России она включает в себя федеральные и региональные организации. Региональные и федеральные программы в сфере здравоохранения - это программы, разработанные на уровне регионов и федерального правительства для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению. Они включают в себя различные меры и инструменты, направленные на решение конкретных проблем в системе здравоохранения.

В рамках исследования было опрошено 295 работников из 24 медицинских организаций Тамбовской области [125 медицинских сестер, 21 фельдшер, 46 работников немедицинских специальностей (в основном связанных с информационным обеспечением) и 103 врача]. Выбранные случайным образом, респонденты отвечали на вопросы анкеты относительно своей информированности о целях, задачах и ходе реализации программ в здравоохранении.

Нами проанализированы характеристики информации, получаемой сотрудниками медицинских организаций, имеющие основное значение для хода реализации программ в здравоохранении - как федеральных (национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение»), так и региональных (Тамбовской области): достоверная информация, сокрытая, искаженная, ненужная. С этой целью использована анкета (табл. 1), содержащая восемь вопросов. Именно это количество вопросов обусловлено тем, что по каждому из четырех видов информации предлагалось по два вопроса. На каждый вопрос предлагается три варианта ответа для того, чтобы работник мог быстро выбрать наиболее подходящий для того или иного случая ответ. Ответы оценивались в баллах от 0 до 2 по принципу: чем больше, тем лучше. Так, 2 балла характеристики «сокрытие информации» означает, что работник уверен, что получает всю необходимую информацию (и т.д.).

Т а б л и ц а 1

Оценка информированности персонала о целях, задачах и ходе реализации программ в здравоохранении

(в баллах от 0 до 2)

№ п/п Вопрос Варианты ответа Оценка,

баллы

1 Считаете ли Вы, что сведения, необходимые в работе Считаю, что скрываются 0

и для обеспечения Вашей деятельности по реализации Иногда такое случается 1

программ в здравоохранении, скрываются от Вас? Считаю, что не скрываются 2

2 Как часто важные сведения в этой области и факты доходят Почти всегда 0

до Вас в искаженном виде? Иногда 1

Почти никогда 2

3 Случается ли, что в процессе работы Вы получаете посторонние, Бывает почти всегда 0

совершенно ненужные сведения? Иногда такое случается 1

Никогда не случается 2

4 Всегда ли Вы, на Ваш взгляд, в своей работе располагаете Почти не располагаю 0

достоверными фактами, имеете дело с проверенными сведения- Иногда располагаю, иногда нет 1

ми в указанной области? Почти всегда располагаю 2

5 Были ли в Вашей практике случаи, когда сведения, касающиеся Такое случалось часто 0

Вашего участка работы, были получены Вами Иногда случалось 1

не в полном объеме? Никогда не было 2

6 Как часто сведения, поступающие к Вам в процессе работы, Редко верны 0

абсолютно верны? Иногда да, иногда нет 1

Почти всегда верны 2

7 Бывает ли, что сведения, полученные Вами о Вашем участке Часто бывает 0

работы, непригодны для использования? Иногда случается 1

Бывает редко 2

8 Как быстро Вы получаете необходимую в работе информацию? Невозможно получить нужные

сведения вовремя 0

Иногда информация доходит

с опозданием, иногда - вовремя 1

Всегда получаю оперативно

и в нужное время 2

Нами предложено, что оценкой информированности работников будет служить коэффициент информированности I, полученный методом экспертных оценок. В качестве экспертов выступают сами работники медицинских организаций, поскольку только они непредвзято способны оценить качественный состав сведений, поступающих к ним ежедневно в процессе работы.

Коэффициент информированности I складывается как среднее арифметическое по всем анкетируемым работникам.

По данным исследования получаем априорную оценку коэффициента информированности I. Информированность оцениваем по шкале от 0 до 2 и характеризуем следующим образом:

- как плохую, если коэффициент информированности варьируется в пределах от 0 до 0,4;

- недостаточную, если значение коэффициента находится в пределах от 0,41 до 0,8;

- удовлетворительную, если значение коэффициента - в пределах от 0,81 до 1,2;

- хорошую, если значение коэффициента - в пределах от 1,21 до 1,6;

- отличную, если значение коэффициента - в пределах от 1,61 до 2.

Результаты и их обсуждение. Анализ значений компонентов коэффициента информированности показал недостаточный уровень по показателям «досто-

верность информации» и «ненужная информация». Удовлетворительный результат получен по показателю «искажение информации» - 0,89. Хороший уровень результата получен только по показателю «сокрытие информации» - 1,41. Итог - коэффициент информированности - 0,81, попадает в интервал удовлетворительных значений (рис. 1).

Оценка компетентности персонала (рис. 2). Одновременно наряду с самими работниками медицинских организаций компетентность анкетируемых работников оценивается группой экспертов, состоящей из главного врача, заместителя главного врача по лечебной части и заведующего отделением (старшей медсестры). Подобного состава и количества экспертов достаточно, чтобы адекватно оценить компетентность и знания в ходе реализации программ в здравоохранении отдельно взятого сотрудника.

Чтобы экспертам было легче оценить профессиональные навыки каждого сотрудника из предложенного списка, применяется следующая 3-балльная оценочная шкала:

0 - полная некомпетентность, необходимость обучения;

1 - удовлетворительная компетентность, возможность работы под контролем;

2 - полная компетентность, возможность руководить и контролировать.

Рис. 1. Значение коэффициента информированности персонала 11 (в начальной точке исследования)

Коэффициент информированности I

Ненужная информация

Достоверность информации

Сокрытие информации

Реальное значение Рекомендуемое значение

Искажение информации

Рис. 2. Сравнение реального и рекомендуемого экспертами значения коэффициента информированности персонала 11 и его компонентов (в начальной точке исследования)

Коэффициент компетентности K складывается как среднее арифметическое по данным всех работников, участвующих в исследовании.

Компетентность по аналогии с информированностью оценивается следующим образом:

- как плохая, если коэффициент информированности варьируется в пределах от 0 до 0,4;

- недостаточная, если значение коэффициента находится в пределах от 0,41 до 0,8;

- удовлетворительная, если значение коэффициента - в пределах от 0,81 до 1,2;

- хорошая, если значение коэффициента - в пределах от 1,21 до 1,6;

- отличная, если значение коэффициента - в пределах от 1,61 до 2.

В начальной точке К1 был равен 1,11.

Для того чтобы проследить динамику показателей компетентности и информированности, аналогичное исследование провели через 6 мес, изменив состав анкетируемых работников. За этот период врачи и средний медицинский персонал из шести медицинских организаций прошли обучение на курсах усовер-

шенствования, проводимых кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина. В шести медицинских организациях на собраниях коллектива были проведены 2-часовые семинары с целью повышения подготовленности персонала к реализации программ. Повторное анкетирование показало изменение коэффициентов: по достоверной информации = 0,95; сокрытой = 1,68; искаженной = 0,87; ненужной = 0,45;

12 = 0,99; К2 = 1,45.

Третья контрольная точка - еще через 6 мес после второй (соответственно через 1 год после первой). Анкетирование показало изменение коэффициентов: по достоверной информации = 0,71; сокрытой = 1,56; искаженной = 0,9; ненужной = 0,49;

13 = 0,92; К3 = 1,22 (рис. 3; табл. 2).

При анализе взаимосвязи коэффициентов I и К отмечена корреляция (значимость на уровне р<0,05) г = +0,95, что подтверждает нашу гипотезу о влиянии информированности персонала о ходе и результатах исполнения целевых программ в здравоохранении на оценку компетентности сотрудников. При этом выживаемость знаний после 6-часового обучающего семинара (сравнение точек 2 и 3) во временном интервале 6 мес - 84%. На основании этого можно рекомендовать проведение обучающих семинаров (2 академических часа), направленных на формирование и поддержание на должном уровне такой компетен-

ции персонала, как информированность о целях, задачах, ходе реализации программ в здравоохранении 1 раз в 1-1,5 года.

Источники информации о целевых программах также ранжированы по значимости самими работниками в 1-й и 2-й точках (до и непосредственно после проведения обучающего семинара) (см. табл. 2).

Выводы. На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод о важности информированности медицинского персонала о региональных и федеральных программах в сфере здравоохранения. Информированность врачей оказывает прямое влияние на качество предоставляемой медицинской помощи и эффективность работы всей системы здравоохранения. Обучение и повышение уровня компетентности медицинских работников являются ключевыми факторами улучшения ситуации.

В частности, анализ компонентов коэффициента информированности I показал, что медицинский персонал недостаточно информирован о существующих программах в сфере здравоохранения. Особенно низкий уровень показали такие характеристики, как достоверность и ненужность информации, что требует структурированного подхода к управлению данным сектором знаний. Проведение обучающих семинаров и курсов усовершенствования для медицинских работников способствует повышению уровня их информированности и компетентности. Наблюдается пря-

■ I ■ к

Т а б л и ц а 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранжирование источников информации о содержании и ходе реализации программ по значимости для сотрудников ЛПУ (врачебный и средний медицинский персонал)

Источник информации Ранг в 1-й точке Ранг во 2-й точке

Непосредственные руководители 4 4

Руководство ЛПУ 3 2

Нормативные документы (самостоятельное изучение) 2 1

Обучающие семинары 1 3

мая корреляция между уровнем информированности и компетентности медицинского персонала. Это подтверждает гипотезу о влиянии информированности на качество медицинской помощи и эффективность работы системы здравоохранения.

Согласно результатам исследования, наиболее значимыми источниками информации для медицинских работников являются обучающие семинары и нормативные документы. При этом непосредственные руководители подразделений и руководство ЛПУ занимают второстепенное место в рейтинге источников информации на данную тему. В ходе работы выявлено, что уровень информированности медицинского персонала о федеральных и региональных программах в сфере здравоохранения недостаточен. В качестве причин этого названы отсутствие систематического обучения, недоступность информации, сложность ее понимания и интерпретации. Среди мер по улучшению ситуации в области информирования медицинского персонала по вопросам федеральных и региональных программ в сфере здравоохранения можно рекомендовать различные формы обучения, усиление роли обучающих семинаров, повышение доступности и понятности информации о программах, а также повышение роли руководителей в процессе информирования персонала.

Литература

1. Белолипецкая, А. Е. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: компетентностный подход / А. Е. Белолипецкая, Т. А. Головина, А. В. Полянин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020. - Т. 28, № S1. - С. 694-700.

2. Кислицына, О. А. Факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность россиян системой здравоохранения / О. А. Кислицына // Социальные аспекты здоровья населения. - 2020. - Т. 66, № 2. - С. 8.

3. Коблякова, Ю. М. Роль социальной диагностики коммуникационного потенциала персонала медицинских учреждений / Ю. М. Коблякова // Телескоп. - 2022. -№ 3. - С. 113-117.

4. Концепции исследования комплаенса как основа понимания приверженности к лечению у пациентов с инфарктом миокарда / А. Г. Петров, С. Н. Филимонов, Н. В. Абрамов, В. А. Семенихин // Медицина в Кузбассе. - 2021. - Т. 20, № 2. - С. 5-12.

5. Коршунов, А. М. Российские средства массовой информации о медицинских инновациях и технологиях / А. М. Коршунов, Н. Н. Губачев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2020. - Т. 28, № S1. - С. 758-761.

6. Кудряшова, Л. В. Информированность жителей города Москвы о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи / Л. В. Кудряшова, В. С. Олейникова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2019. - № 2. - С. 38-42.

7. Роль врача в развитии комплаентности / Л. М. Магоме-дова, О.А. Байранбекова, А. Г. Канукоев, Х. М. К. Диби-ров // БМИК. - 2019. - № 10. - С. 454.

8. Тимурзиева, А. Б. Проблемы удовлетворенности взаимодействием пациентов и работников медицинской организации в ходе лечебно-диагностического процесса (обзор) / А. Б. Тимурзиева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2022. -Т. 30, № 6. - С. 1275-1282.

References

1. Belolipeckaya, A. E. Cifrovaya transformaciya sfery zdra-voohraneniya: kompetentnostnyi podhod / A. E. Belolipeckaya, T. A. Golovina, A. V. Polyanin // Problemy social'noi gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2020. - T. 28, № S1. - S. 694-700.

2. Kislicyna, O. A. Faktory, okazyvayuschie vliyanie na udovletvorennost' rossiyan sistemoi zdravoohraneniya / O. A. Kislicyna // Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. -2020. - T. 66, № 2. - S. 8.

3. Koblyakova, Yu. M. Rol' social'noi diagnostiki kommunika-cionnogo potenciala personala medicinskih uchrezhdenii / Yu. M. Koblyakova // Teleskop. - 2022. - № 3. - S. 113-117.

4. Koncepcii issledovaniya komplaensa kak osnova poni-maniya priverzhennosti k lecheniyu u pacientov s infarktom miokarda / A. G. Petrov, S. N. Filimonov, N. V. Abramov, V. A. Semenihin // Medicina v Kuzbasse. - 2021. - T. 20, № 2. - S. 5-12.

5. Korshunov, A. M. Rossiiskie sredstva massovoi informacii o medicinskih innovaciyah i tehnologiyah / A. M. Korshunov, N. N. Gubachev // Problemy social'noi gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2020. - T. 28, № S1. -S. 758-761.

6. Kudryashova, L. V. Informirovannost' zhitelei goroda Moskvy o poryadke okazaniya vysokotehnologichnoi medi-cinskoi pomoschi / L. V. Kudryashova, V. S. Oleinikova // Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo institute obschestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. -2019. - № 2. - S. 38-42.

7. Rol' vracha v razvitii komplaentnosti / L. M. Magomedova, O.A. Bairanbekova, A. G. Kanukoev, H. M. K. Dibirov // BMIK. - 2019. - № 10. - S. 454.

8. Timurzieva, A. B. Problemy udovletvorennosti vzaimode-istviem pacientov i rabotnikov medicinskoi organizacii v hode lechebno-diagnosticheskogo processa (obzor) / A. B. Timurzieva // Problemy social'noi gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2022. - T. 30, № 6. -S. 1275-1282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.