Научная статья на тему 'Информирование девочек-подростков о контрацепции с помощью цикла тематических занятий'

Информирование девочек-подростков о контрацепции с помощью цикла тематических занятий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информирование девочек-подростков о контрацепции с помощью цикла тематических занятий»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

| 4-2007

М., 2001. - С. 49-127.

5. Умрюхин Е. А. // Известия Академии наук: Теория и системы управления. - 2003. - № 3. -С. 114-124.

6. Юматов Е. А. // Системные аспекты физиологических функций: Труды межведомственного научного Совета по экспериментальной и прикладной физиологии / Под ред. К. В. Судакова. - М., 2002. - Т. 11. -С. 99-104.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ

Е. А. Иоанниди, Т. С. Недодаева

Кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией и тропической медициной ВолГМУ

Количество лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита, в России продолжает увеличиваться и, по данным Министерства здравоохранения, в 2007 г. достигло 350 тыс. человек. Учитывая высокую распространенность ВИЧ/СПИДа в мире, России и Волгоградской области возникает необходимость изучения психологических особенностей данной группы пациентов с целью оптимизации основных направлений работы с этой категорией больных.

Была обследована группа ВИЧ-инфицированных пациентов в количестве 34 человек, находившихся на стационарном лечении в специализированном отделении ГУЗ ВОКИБ №1 г. Волгограда (20 мужчин и 14 женщин в возрасте от 20 до 38 лет). Большинство пациентов состоит на учете Центра СПИДа г. Волгограда. Средняя длительность заболевания составила 2,8 лет. Пациентам был предложен опросник ТОБОЛ/ЛОБИ и шкала самооценки тревоги Спилбергера-Ханина.

Анализ результатов исследования отношения к болезни в группе женщин и мужчин выявил ряд различий. У ВИЧ-позитивных женщин наблюдалось преобладание неврастенического типа отношения к болезни (у 6 пациенток; 42,9 %). Их поведение характеризовалось раздражительной слабостью, вспышками раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования, непереносимостью болевых ощущений, нетерпеливостью, неспособностью ждать облегчения. Раздражение часто изливалось на первого попавшегося и нередко завершалось раскаянием и слезами, а в последующем - раскаянием за беспокойство и несдержанность. У трех пациенток (21,4 %) диагностировался смешанный неврастенически-паранойяльный тип отношения к болезни, т. е., кроме отмеченных выше проявлений, они считали, что болезнь - результат чьего-то злого умысла, были подозрительны к лекарствам и процедурам, стремились приписывать осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала.

В группе пациентов-мужчин преимущественно выявлялись смешанные варианты (у 12 больных; 60,0 %): сенситивно-эргопатический (у 6 больных;

30,0 %), сенситивно-тревожный (у 5; 25,0 %), анозогнозически-апатический (у 1; 5,0 %). Сенси-тивно-эргопатический тип характеризовался чрезмерной озабоченностью о неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о болезни; опасениями, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о них; боязнью стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. При этом пациенты старались больше работать, чтобы "отключиться" от болезни. Для сенситивно-тревожного типа отношений было характерно постоянное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения, поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск "авторитетов", при этом их больше интересовали объективные данные о болезни (результаты анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому пациенты предпочитали больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Кроме этого, в ходе исследования у трех больных (15,0 %) был диагностирован анозогнозический тип отношения (полное отрицание болезни), еще у трех (15,0 %) - эргопатический с "уходом от болезни в работу" и у двух больных (10,0 %) - апатический тип отношения к болезни с полным безразличием к своей судьбе, исходу болезни, результатам лечения.

По тесту Спилбергера-Ханина выявлено преобладание пациентов с высоким уровнем тревожности (19 пациентов; 59,4 %), что представляется вполне понятным и объяснимым.

Таким образом, у ВИЧ-позитивных пациентов было выявлено преобладание неврастенического, тревожно-сенситивного и сенситивно-эргопатического типов отношения к болезни, а также достаточно высокий уровень тревожности, что необходимо учитывать при проведении лечебно-реабилитационных мероприятий данной категории больных.

ИНФОРМИРОВАНИЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ О КОНТРАЦЕПЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЦИКЛА ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Ю. Б. Исаева

Кафедра акушерства и гинекологии ФУВ ВолГМУ

Для улучшения информированности подростков в вопросах полового воспитания и контрацепции в центре "Семья" Кировского района г. Волгограда были разработаны программы тематических занятий для разных возрастных групп (один

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

цикл тематических занятий был ориентирован на подростков 13-14 лет, второй цикл - на подростков 15-17 лет). Занятия проводились с группами из 12-15 человек один раз в неделю в специализированном помещении, оборудованном наглядными материалами (плакатами, брошюрами, видеофильмами). Продолжительность занятий составляла 1,5 ч с 10-минутным перерывом-разминкой. Принимая во внимание необходимость в получении согласия родителей подростков до 14 лет на проведение с их детьми цикла бесед, были проведены предварительные родительские собрания, организованные при содействии учителей школ. Родители были ознакомлены с темами предстоящих занятий и их кратким содержанием.

Первый цикл тематических занятий (для подростков 13-14 лет) включал в себя следующие основные темы: "Как меняется твое тело?", "Гигиена девочки", "Нежеланная беременность", "Инфекции, передающиеся половым путем", "Что такое контрацепция?" Второй цикл, рассчитанный на подростков 15-17 лет, состоял из следующих тем: "Особенности строения женского организма", "Пропаганда здорового образа жизни", "Инфекции, передающиеся половым путем", "Аборт и его последствия", "Методы контрацепции".

Тематические занятия, как правило, состояли из лекции с иллюстрированным материалом (15 мин), дискуссии (10-15 мин), работы в группах (решение конкретного задания, 10-15 мин), разбора решений (5-10 мин), ролевой игры (10-15 мин), разбора случаев из практики (1015 мин) и подведения итогов (5-7 мин). Подросткам, которые интересовались более глубокими знаниями по разбираемым вопросам, объяснялось, что соответствующую информацию они могут получить индивидуально на консультации у врача детского гинеколога.

После 6 месяцев проведения занятий была проанализирована их эффективность. Для этого с помощью стандартизированного интервьюирования было опрошено 278 девочек, прослушавших полный цикл тематических бесед. Среди опрошенных в возрасте 13-14 лет было 90 человек (32,4 %), 15-17 лет - 188 человек (67,6 %).

Посчитали занятия полезными и нужными 93,5 % опрошенных, что свидетельствует о большом интересе девочек-подростков разных возрастов к разбираемым вопросам и необходимости проведения подобных тематических курсов и с более младшими детьми (естественно, по другой программе).

Девочки (232 чел.; 83,5 %) ответили, что они узнали что-то полезное или нужное для себя о контрацепции; причем если среди 15-17-летних таких было 77,7 %, то среди 13-14-летних - 95,6 %. Представляется, что это также подтверждает правильность решения проводить занятия с подростками младшего возраста вследствие их заинтересованности в получении достоверной информации по вопросам полового воспитания и контрацепции (иначе информация на данную тему будет получена ими из других источников и она будет

4-20071

сомнительного качества).

Среди новых и полезных материалов о половом развитии и методах контрацепции, которые респонденты узнали из цикла проведенных бесед, наиболее часто назывались сведения о различных методах контрацепции (204 чел. или 73,4 %), о передающихся половым путем инфекциях (131 чел. или 47,1 %), о высокой вероятности заболеть этими инфекциями при незащищенном половом акте (96 чел. или 34,5 %), о последствиях прерывания нежеланной беременности (92 чел. или 33,1 %), о правилах личной гигиены (73 чел. или 26,3 %), о работе кабинетов детских гинекологов (41 чел. или 14,7 %), другие сведения (8 чел. или 2,9 %).

Таким образом, апробация цикла тематических занятий с материалами о половом воспитании подростков и методах контрацепции показала достаточно высокую информативность данного метода санитарно-просветительной работы среди подростков и свидетельствует о целесообразности его более широкого и регулярного применения. Подобные программы после соответствующих экспертиз и апробации целесообразно систематически представлять подросткам как в виде тематических блоков со всеми предложенными темами, так и отдельно взятыми тематическими беседами в зависимости от потребностей слушателей на конкретный момент времени.

SWOT-АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Ю. М. Казачкова

Кафедра социальной работы ВолГМУ

Становление рыночных отношений в российском обществе приводит к изменению форм, методов, организационных структур управления системой здравоохранения. Наряду с управлением экономическими процессами со стороны государственных и муниципальных органов власти, существенную роль начинает играть саморегулирование лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Особое значение приобретает анализ эффективности функционирования ЛПУ с точки зрения качества оказания медицинской помощи и достижения положительного эффекта. Оценка эффективности функционирования ЛПУ на сегодняшний день осуществляется прежде всего и преимущественно в рамках стоимостного анализа [3, 4]. Однако подобных методов анализа недостаточно для комплексной оценки деятельности ЛПУ, поскольку необходимо соотносить как состояние внутренней среды учреждения, так и влияние на него внешних факторов.

Осуществление подобного анализа в системе здравоохранения возможно с помощью метода SWOT (аббревиатура составлена из первых букв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.