БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
цикл тематических занятий был ориентирован на подростков 13-14 лет, второй цикл - на подростков 15-17 лет). Занятия проводились с группами из 12-15 человек один раз в неделю в специализированном помещении, оборудованном наглядными материалами (плакатами, брошюрами, видеофильмами). Продолжительность занятий составляла 1,5 ч с 10-минутным перерывом-разминкой. Принимая во внимание необходимость в получении согласия родителей подростков до 14 лет на проведение с их детьми цикла бесед, были проведены предварительные родительские собрания, организованные при содействии учителей школ. Родители были ознакомлены с темами предстоящих занятий и их кратким содержанием.
Первый цикл тематических занятий (для подростков 13-14 лет) включал в себя следующие основные темы: "Как меняется твое тело?", "Гигиена девочки", "Нежеланная беременность", "Инфекции, передающиеся половым путем", "Что такое контрацепция?" Второй цикл, рассчитанный на подростков 15-17 лет, состоял из следующих тем: "Особенности строения женского организма", "Пропаганда здорового образа жизни", "Инфекции, передающиеся половым путем", "Аборт и его последствия", "Методы контрацепции".
Тематические занятия, как правило, состояли из лекции с иллюстрированным материалом (15 мин), дискуссии (10-15 мин), работы в группах (решение конкретного задания, 10-15 мин), разбора решений (5-10 мин), ролевой игры (10-15 мин), разбора случаев из практики (1015 мин) и подведения итогов (5-7 мин). Подросткам, которые интересовались более глубокими знаниями по разбираемым вопросам, объяснялось, что соответствующую информацию они могут получить индивидуально на консультации у врача детского гинеколога.
После 6 месяцев проведения занятий была проанализирована их эффективность. Для этого с помощью стандартизированного интервьюирования было опрошено 278 девочек, прослушавших полный цикл тематических бесед. Среди опрошенных в возрасте 13-14 лет было 90 человек (32,4 %), 15-17 лет - 188 человек (67,6 %).
Посчитали занятия полезными и нужными 93,5 % опрошенных, что свидетельствует о большом интересе девочек-подростков разных возрастов к разбираемым вопросам и необходимости проведения подобных тематических курсов и с более младшими детьми (естественно, по другой программе).
Девочки (232 чел.; 83,5 %) ответили, что они узнали что-то полезное или нужное для себя о контрацепции; причем если среди 15-17-летних таких было 77,7 %, то среди 13-14-летних - 95,6 %. Представляется, что это также подтверждает правильность решения проводить занятия с подростками младшего возраста вследствие их заинтересованности в получении достоверной информации по вопросам полового воспитания и контрацепции (иначе информация на данную тему будет получена ими из других источников и она будет
4-20071
сомнительного качества).
Среди новых и полезных материалов о половом развитии и методах контрацепции, которые респонденты узнали из цикла проведенных бесед, наиболее часто назывались сведения о различных методах контрацепции (204 чел. или 73,4 %), о передающихся половым путем инфекциях (131 чел. или 47,1 %), о высокой вероятности заболеть этими инфекциями при незащищенном половом акте (96 чел. или 34,5 %), о последствиях прерывания нежеланной беременности (92 чел. или 33,1 %), о правилах личной гигиены (73 чел. или 26,3 %), о работе кабинетов детских гинекологов (41 чел. или 14,7 %), другие сведения (8 чел. или 2,9 %).
Таким образом, апробация цикла тематических занятий с материалами о половом воспитании подростков и методах контрацепции показала достаточно высокую информативность данного метода санитарно-просветительной работы среди подростков и свидетельствует о целесообразности его более широкого и регулярного применения. Подобные программы после соответствующих экспертиз и апробации целесообразно систематически представлять подросткам как в виде тематических блоков со всеми предложенными темами, так и отдельно взятыми тематическими беседами в зависимости от потребностей слушателей на конкретный момент времени.
SWOT-АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Ю. М. Казачкова
Кафедра социальной работы ВолГМУ
Становление рыночных отношений в российском обществе приводит к изменению форм, методов, организационных структур управления системой здравоохранения. Наряду с управлением экономическими процессами со стороны государственных и муниципальных органов власти, существенную роль начинает играть саморегулирование лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Особое значение приобретает анализ эффективности функционирования ЛПУ с точки зрения качества оказания медицинской помощи и достижения положительного эффекта. Оценка эффективности функционирования ЛПУ на сегодняшний день осуществляется прежде всего и преимущественно в рамках стоимостного анализа [3, 4]. Однако подобных методов анализа недостаточно для комплексной оценки деятельности ЛПУ, поскольку необходимо соотносить как состояние внутренней среды учреждения, так и влияние на него внешних факторов.
Осуществление подобного анализа в системе здравоохранения возможно с помощью метода SWOT (аббревиатура составлена из первых букв
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
| 4-2007
английских слов: strength - сила, weakness - слабость, opportunities - возможности и threats -угрозы). С 1960-х гг. SWOT-анализ широко применяется в процессе стратегического планирования и оценки среды [1, 2]. Основатели метода K. Andrews, H. Weihrich, I. Ansoff, H. Mintzberg, T. Hill, A. J. Koch предложили матрицу, в которой облегчено сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними слабостями и силами организации (см. табл.).
Матрица SWOT-анализа
Стороны Возможности Угрозы
Сильные Поле Поле
"Силы и возмож- "Силы и угрозы"
ности"
Слабые Поле "Слабости и возможности" Поле "Слабости и угрозы"
Исходя из названия, основными факторами SWOT-анализа выступают "силы", "слабости", "возможности" и "угрозы". Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей и далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей. После того, как составлен конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними [Там же]. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.
Матрица SWOT-анализа в ЛПУ должна содержать, во-первых, информацию о динамических изменениях учреждения, т. е. появления новых технологий лечения, применения иных медикаментозных средств, реструктуризации организационной структуры учреждения, перемен в количественном и качественном составе персонала. Во-вторых, с помощью метода SWOT анализируется конкурентная среда учреждения. Имеется ввиду анализ эффективности применяемых лечебных и профилактических технологий, а также анализ профессионализма персонала в сравнении с другими учреждениями города данного типа. И, наконец, в-третьих, разработку SWOT-моделей с учетом различных сценариев развития учреждения.
Если основными факторами SWOT-анализа выступают "силы", "слабости", "возможности" и "угрозы", то необходимо рассмотреть каждый из этих факторов применительно к системе здравоохранения. Потенциальные внутренние сильные стороны учреждения - это четко проявляемая компетентность, адекватные финансовые источники, применение новейших медицинских технологий, уровень профессионализма персонала, ка-
чество предоставляемых услуг, развитие коммерческой сферы организации, виды платных услуг, хорошее понимание потребителей, ценовое преимущество, собственные уникальные медицинские технологии, надежная сеть распределения. К потенциальным внутренним слабостям ЛПУ относится потеря некоторых аспектов компетентности, недоступность финансов, отсутствие анализа информации о пациентах, отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации, высокая стоимость на предоставляемые платные услуги, устарелые медицинские технологии, потеря глубины и гибкости управления. Потенциальные внешние благоприятные возможности ЛПУ включают обслуживание дополнительных групп пациентов, благоприятную экономическую, политическую и социальную обстановку, доступность ресурсов и др. К потенциальным внешним угрозам ЛПУ относятся неблагоприятные демографические изменения, увеличение видов заменяющих медицинских услуг, ужесточение конкуренции, появление конкурентов с технологиями низкой стоимости, ужесточение законодательного регулирования и др.
Эффективность применения метода SWOT-анализа в здравоохранении заключается, в первую очередь, в описании реальной ситуации организации, а также характеризует влияние на нее внешней среды. Подобный анализ позволит выявить недостатки в управлении персоналом, использовании ресурсов, организационной структуре посредством сравнения различных ЛПУ между собой, а также определить сильные стороны и выявить потенциальные ресурсы ЛПУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вихановский О. С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.
2. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: учебное пособие / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. -272 с.
3. Решетников А. В. Экономика здравоохранения. -М.: Геотар, 2004.
4. Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения. -М.: Медицинское информационное агентство, 2006. -472 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ СИСТЕМНОЙ СКЛЕРОДЕРМИИ
В. Л. Кедрова, Р. А. Грехов, В. В. Деларю, Е. Г. Черкесова
ГУ НИИ клинической и экспериментальной
ревматологии РАМН, г. Волгоград;
кафедра общей и клинической психологии ВолГМУ
Системная склеродермия (ССД) характеризуется неуклонно прогрессирующим характером течения и выраженными социально-экономическими