Научная статья на тему 'Информация в Интернете об экологической деятельности химических предприятий России'

Информация в Интернете об экологической деятельности химических предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация в Интернете об экологической деятельности химических предприятий России»

Уї 'ЛЮ]ЮҐІЇ-\ї&іиЇЇ

іш^пштт лштішш

Хабарова Елена Ивановна,

к.х.н., зав. каф. прикладной экологии и безопасности жизнедеятельности ф-та менеджмента, экономики и экологии МГАТХТ им. М.В. Ломоносова.

Хабарова Татьяна Андреевна,

бакалавр техники и технологии по направлению «Химическая технология и биотехнология», бакалавр по направлению «Менеджмент», студентка 6 курса МГАТХТ им. М.В. Ломоносова.

90-е годы истекшего столетия и начало нового отмечены усилением в мире процессов постиндустриальной трансформации. Особенно это относится к информатизации общества и бурному развитию системы Интернет.

Коренным образом изменилась и сфера взаимоотношений общества с природой. Для индустриализма типичным было доминирование вторичного сектора — обрабатывающей промышленности, имеющей дело непосредственно

не с девственной природой, а с сырьем, материалами и топливом, уже вырванными из естественной связи с ней. Вступление в постиндустриальную эпоху означает не только выдвижение на главную роль третичного сектора (сферы услуг), но и изменение технологической базы и структуры, всего облика материального производства. Первичный (добывающее производство) и вторичный сектора (если за основу условного разграничения принять не отрасле-

вой, а технологическии принцип классификации типов общественного производства) преобразуются на основе научных разработок, высоких технологий, компьютерно-информационных и телекоммуникационных систем1.

Не что иное, как постиндустриальная перестройка производства и потребления способна отвести угрозу экологического коллапса, но не путем возврата к доиндуст-риальному состоянию, сельской идиллии, а через развитие современных технологий, информации, человеческого капитала, качественного совершенствования жизни людей и оптимизации их потребностей. Это и есть то, что В.И. Вернадский называл процессом формирования ноосферы, т. е. сферы, где естественные процессы соединяются с разумной деятельностью человека в единой природно-экономической системе «производство — окружающая человека природная среда».

Убеждаясь в том, что именно в природно-экономической системе, формирующейся в постиндустриальном мире, и заключена возможность решения экологических проблем современности, мы должны отметить, что не последняя роль в этом процессе отведена предприятиям всех подотраслей химической промышленности.

К рассматриваемому вопросу прямое отношение имеет появляющийся в последнее десятилетие интерес российских предприятий к внедрению комплексных систем управления охраной окружающей среды (СУОС)2. Широкомасштабное распространение информации о СУОС, в т. ч. авторитетными

1 Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 440 с.

2 Хабарова Е., Алексеева Ю. Формирование экологоориентированного рынка в России//Практический маркетинг. 2002. № 8 (66). - С. 21-24; Хабарова Е.И., Романова С.Г. Об экологизации парфюмерных и косметических производств//

Е-таіІ: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.aha.ru

международными организациями (Программа ООН по охране окружающей среды, Международная торговая палата, ЕС и целый ряд других), постепенно меняет этику деловых отношений в сторону все большего учета экологических аспектов любых видов деятельности, позволяет наряду с другими стимулирующими факторами добиваться изменения поведения конкретных предприятий.

В развитых странах предприятия стимулируются к внедрению СУОС не только стремлением получить прямой выигрыш от снижения издержек, устранения штрафных санкций и т. п., но и боязнью потерять традиционные рынки или не получить новых, трудностями кредитования, страхования и т. д. В современных российских условиях действие большинства из этих стимулов проявляется весьма слабо, если вообще как-либо проявляется. Внимание к СУОС лишь в самое последнее время стали проявлять крупные производственные структуры и предприятия («Газпром», «ЛУКОЙЛ» и т. п.), связанные главным образом с экспортом энергии, сырья и крупно-тоннажных продуктов на первых стадиях переработки, а также некоторые экспортноориентированные предприятия машиностроения. Это объясняется прежде всего растущими экологическими требованиями на внешних рынках (новыми нетарифными барьерами в международной торговле), в т. ч. требованиями наличия сертифицированных СУОС (например, си-

стем экологического менеджмента в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000)3.

По мере того как компании осознают необходимость внедрения СУОС, они меняют свои взгляды и на то, каким образом Интернет может работать на них в области связей с общественностью: создавать репутацию и управлять ею.

Конечно же, хорошая связь всегда была важна в мире бизнеса, просто с приходом эпохи Интернета она стала самой важной, учитывая, что в Интернет-сети, разработанной для распространения информации, связи с общественностью играют более значительную роль, чем в так называемом реальном мире4.

Новые возможности онлайнового потребителя превратили его в инициатора и руководителя «правил игры», которые компании либо должны принимать, либо они рискуют быть вытесненными с рынка конкурентами. В современных условиях классических элементов системы маркетинга стало недостаточно. Если у всех конкурентов одинаковый товар, одинаковые вложения в рекламу, похожие стратегии производства, строящиеся на четком понимании рынка, высоко квалифицированные менеджеры по продажам, то необходимо сделать что-то еще, что никто из конкурентов не делает.

Интернет-среда обладает значи-тельным потенциалом, который может помочь компаниям стать ближе к клиентам и установить с

ними долгосрочные взаимовыгодные отношения, являющиеся основой для формирования лояльности. Многие предприятия, воспользовавшись появлением новой технологии коммуникаций, начали активно ее внедрять в свою деятельность, добиваясь таким образом нового конкурентного преимущества в изменившихся рыночных условиях. При этом некоторые из них предприняли удачную попытку повысить значимость персонализации коммуникаций с клиентом, декларируя нематериальные активы в структуре рыночной стоимости компаний и подчеркивая экологическую ответственность за свою хозяйственную деятельность и продукцию.

Анализ веб-сайтов химических предприятий России, осуществленный по базе данных справочников Агентства Деловой Информации5, позволил выявить динамику отражения вопросов экологической проблематики в этом секторе экономики в 2003—2005 годах (табл).

Появление новых веб-сайтов подтвердило возрастание роли ресурсов Интернета как части информационной среды технологического бизнеса России. Снижение по некоторым позициям количества информационных пулов экологической направленности скорее всего явилось следствием уменьшения числа предприятий конкретных подотраслей химической промышленности.

Наукоемкие химические технологии - 2004. X Межд. н/т конф. (Волгоград, 7-10 сентября 2004 г.). Тезисы докладов. Том 2. - Волгоград, 2004. - С. 233-236.

3 Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. - М.: Экономика, 2002. - 702 с.

4Хейг М. Электронный Public Relations /Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 192 с.

5 Промышленность. Отрасль. Химическая и нефтехимическая промышленность. Т.21 -1. - М.: АДИ «Бизнес-карта», 2003, 2005.

Тел./факс редакции: (495) 168 3093, 956 7027

Таблица

Использование интернет-технологий предприятиями химической промышленности

№ п/п Подотрасль химической промышленности Кол-во производственных участков Кол-во веб-сайтов

общее содержащих информацию об экологической деятельности

2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г.

1. Вещества взрывчатые, изделия пиротехнические 24 - 5 - - -

2. Волокна и нити химические 51 67 7 24 - 1

3. Изделия из резины и латексов, в т ч. обувь 206 145 71 74 16 1

4. Изделия резинотехнические и асбестовые 198 207 48 80 2 2

5. Каучуки синтетические 25 23 7 15 - 2

6. Кокс 18 14 5 8 3 4

7. Краски полиграфические и художественные 13 14 2 7 - -

8. Материалы лакокрасочные 565 571 141 237 7 13

9. Материалы электродные 25 32 7 16 2 1

10. Нефть, нефтепродукты, продукция лесохимии 641 642 67 113 7 23

11. Парфюмерия и косметика 188 154 39 56 2 2

12. Полимеры, изделия пластмассовые 1581 1920 349 652 23 20

13. Средства агрохимические, удобрения минеральные и органические 161 160 29 66 1 19

14. Товары бытовой химии 503 473 127 207 7 10

15. Фото- и киноматериалы 47 41 9 19 - -

16 Химические элементы, соединения, добавки, реактивы 718 876 189 368 18 40

17 Шины 54 55 17 25 - 2

Итого: 5018 5394 1119 1967 88 140

Практические маркетинговые решения для ВАШЕ1 О бизнеса

ключевое мероприятие по маркетингу в России • уникальная коммуникационная площадка

для обмена опытом

самая широкомасштабная встреча

российских менеджеров, отвечающих за • освещение самых актуальных аспектов

маркетинг в своих компаниях современного маркетинга

Получите знании, зарядитесь творческой энергией, укрепите контакты - на год вперед!

Сайты: www.minr.ru,www.mark8tinginrussia.com E-mail: ryndin@maximarketing.ru

Тел.: +7 (495) 232-00-18, +7 (495) 234-38-00

E-maii: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.aha.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.