Научная статья на тему 'Информация, решения, приказы, положения'

Информация, решения, приказы, положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация, решения, приказы, положения»

Официальный раздел

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ НАУЧНО-КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВНИИ ГОЧС МЧС РОССИИ

20 октября 2005 года в здании Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федерального центра науки и высоких технологий) по адресу: г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7 состоялось расширенное заседание научно-координационного совета и организаций, входящих в кооперацию федерального центра науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России. В работе заседания приняли участие представители федеральных органов государственной власти и организаций — потенциальных участников кооперации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 г. № 619 «О присвоении ВНИИ ГОЧС статуса федерального центра науки и высоких технологий», в целях координации деятельности организаций, привлекаемых федеральным центром для создания научно-технической продукции, оценки научно-технического уровня, освоения и передачи технологий заказчику создан научно-координационный совет (Совет) ФЦ ВНИИ ГОЧС. Определено двадцать направлений деятельности федерального центра науки и высоких технологий.

Для решения поставленных задач ФЦ ВНИИ ГОЧС координирует деятельность 30 организаций, с которыми ФЦ ВНИИ ГОЧС заключены Соглашения о совместном выполнении работ.

Положение и состав Совета утверждены приказом МЧС России от 18.11.2002 г. № 533. Этим же приказом определено, что ФЦ ВНИИ ГОЧС ежегодно к 15 декабря представляет отчет о работе научно-координационного совета. Заместителем Министра МЧС России утверждены положения о секциях Совета и об исполнительном бюро (более подробная информация о нормативно-правовой базе федерального центра науки и высоких технологий (ФЦ) представлена в журнале «Технологии гражданской безопасности» № 1—2 за 2003 г.)

Повестка заседания

1. Отчет о деятельности кооперации федерального центра науки и высоких технологий. — Запорожец А.И., заместитель председателя Совета.

2. Основные результаты деятельности научно-координационного совета ФЦ ВНИИ ГОЧС по секциям:

секция № 1 «Технологии и комплексы для мониторинга и прогнозирования ЧС. Научно-методологическое

обеспечение функционирования и развития Федеральной системы сейсмологических наблюдений (ФССН)». Председатель секции Нигметов Г.М.;

секция № 2 «Технологии обеспечения безопасности в природной и техногенной сферах». Председатель секции Сосунов И.В.;

секция № 3 «Технические средства и технологии предупреждения и ликвидации ЧС». Председатель секции Тодосейчук С.П.;

секция № 4 «Технологии обучения населения и специалистов в области снижения риска и смягчения последствий ЧС». Председатель секции Потапенко Ю.П.;

секция № 5 «Технология создания и внедрения автоматизированной информационно-управляющей системы для предупреждения и ликвидации ЧС». Председатель секции Попов А.П.;

секция № 6 «Нормативно-методическое обеспечение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и исследование влияния ущерба на социально-экономическое развитие России». Председатель секции Авдотьин В.П.

3. Обсуждение доклада и сообщений.

4. Организационные вопросы:

- введение в состав кооперации новых организаций;

- уточнение состава научно-координационного совета и его секций.

5. Вручение свидетельств лауреатов организациям, входящим в кооперацию ФЦ.

6. Доклад «Особенности развития ФЦ ВНИИ ГОЧС на современном этапе». Председатель научно-координационного совета Кудрин А.Ю.

7. Знакомство с деятельностью подразделений ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

В работе заседания приняли участие 83 человека, в т.ч.:

16 представителей из организаций, входящих в кооперацию ФЦ;

46 членов научно-координационного совета ФЦ;

21 приглашенный от организаций, ранее не входивших в кооперацию ФЦ.

От организаций, входящих в кооперацию ФЦ присутствовали: Московский физико-технический институт (государственный университет)

Академия гражданской защиты МЧС России Удмуртский государственный университет Военно-инженерный университет Минобороны России Московский государственный горный университет ООО «Альтоника»

Современная государственная академия

Кубанский государственный университет

ООО «Мультимедиа технологии и дистанционное обучение»

ЗАО «Полимедиа»

Гидрометеорологический НИЦ РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ОАО НПЦ «Средства спасения»

ООО «НПП Геокосмос-ГИС»

25 государственный НИИ Минобороны России ООО «Центр прикладной геоинформатики «Терра-Спейс» Государственный университет управления ООО «Экопрог»

ОАО «АйСиЭл - КПО ВС»

ОАО «Родник Софт»

ООО «Фирма экологические системные исследования»

ООО «Инженерно-технологический центр «СКАНЭКС»

Козьминых В.А.

Чеботарев С. С.

Просандеев А.А., Королев Э.В. Овсянник А.И.

Чмыхалова С.В., Монаков А.С. Ефимцев А.Н.

Озеров А.А., Черницкая А.Л., Морозов В.В.

Бабешко В.А.

Аветисян Д.Д.

Варанд О.Л.

Гречиха А.П.

Баканов С.В.

Подопихин P.M., Филимонов А.В. Братков А.А., Волгин С.Н. Дынкин А.М.

Вишняков Я.Д.

Волков О.С.

Рябова Т.А.

Кирилов Ю.В.

Овсиенко С.Н.

Гершензон В.Е.

Oт научных организаций и производственных предприятий приглашены:

НПО «Химавтоматика»

НПФ «Сигма - интегрированные системы»

ИБРАЭ

Московский государственный строительный университет ЗАО «Трансзас»

ООО «Стройпроект»

ООО НПП «Форт-ХХ1»

Российский государственный социальный университет

ООО «циэкс»

ВЦМК «Защита»

НИИ по проблемам хранения

Фонд предупреждения ЧС

ВНИИ Космических систем

Минэкономразвития России «Агроэкономисл»

Производственно-техническое объединение Управления

делами Президента РФ

АМЕДС

ООО «НПО «Простор»

НПК «Иркут»

ООО «НПО «Диагностика и анализ риска ЗАО «НПП «Инжмашпроект»

Феста Е.Н., Щербакова Е.Ю. Чухно В.И., Карманов А.Д. Дворянкин С.В.

Перевозчиков В.Я.

Маркова И.М.

Максимов С.Ю., Лебедев Н.Ю. Тонких Г.Н.

Дунчевская С.В.

Захаркин В.П.

Сущев С.П.

Крюков С.П., Смирнов И.А. Абдурагимов И.М.

Балин С.Н.

Павлов С.В.

Самсонов К.П.

Солдатов В.В.

Зенцов И.И Гергель В .И.

Кондрашина А.В.

Прошляков М.Ю.

Гудков Г.Н.

Отчет о деятельности кооперации федерального центра науки и высоких технологий Запорожец А.И., заместитель председателя Совета ФЦ В докладе А.И. Запорожца отмечено следующее.

Статус федерального центра науки и высоких технологий (ФЦ) присвоен ВНИИ ГОЧС в целях повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики, связанном с гражданской обороной, прогнозированием, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в целях обеспечения производства продукции и

Официальный раздел

Официальный раздел

создания технологий по двадцати направлениям.

Для реализации постановления Правительства РФ от 20.08.2002 г. № 619 создана кооперация, в состав которой в настоящее время входят 30 организаций, из них высших учебных заведений — 7, научно-исследовательских учреждений — 5, промышленных предприятий — 18.

Планы работ федерального центра утверждались Министром МЧС России после их согласования с заместителем Министра Минпромнауки России. Планы работ федерального центра выполнены полностью.

Основные результаты деятельности кооперации ФЦ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мобильный диагностический комплекс по оценке технического состояния защитных сооружений ГО (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), АГЗ МЧС России, ООО «НПП Геокосмос-ГИС», «ЛОГИС»);

• комплекс по мониторингу состояния строительных конструкций в реальном режиме времени (ООО НПО «Диагностика и анализ риска», ЗАО НПО «Инжмашпроект ЭГ», ООО «НПП Геокосмос-ГИС», «ЛОГИС»);

• программно-аппаратный комплекс прогнозирования последствий землетрясений с предоставлением в реальном масштабе времени результатов в МЧС России, Управление ООН по координации гуманитарных вопросов («Дата+», «Геокосмос-ГИС», ООО «Стройпроект»);

• программно-аппаратный комплекс для поддержки принятия решений при ликвидации и локализации разливов нефти (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ООО «Экоси»);

• воздушный робототехнический комплекс ДПЛА сверхлегкого и среднего классов для мониторинга районов ЧС (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), НПК «Иркут»);

• радиолокационный прибор поиска пострадавших в ЧС «Радар-1» (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ООО «Плис-ЛТД») и НПЦ «Средства спасения»;

• спасательно-пожарный автомобиль первой помощи на базе автомобиля УАЗ (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и ООО «Простор»);

• многофункциональная аварийно-спасательная машина среднего класса на шасси повышенной проходимости «Бизон» (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и ЗАО НПЦ «Средства спасения»).

Созданы совместные кафедры в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Современной гуманитарной академии, Кубанском и Удмуртском госуниверситетах.

За отчетный период было проведено три заседания Совета ФЦ, на которых рассматривались проекты планов ФЦ на 2003—2004 гг. и итоги деятельности ФЦ, а также обсуждены основные результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, рассмотрены предложения по их внедрению в реальные сектора экономики.

Внедрена следующая наукоемкая продукция:

• дистанционная вертолетная система дробления льда и уничтожения ледяных заторов на базе вертолета Ми-8, принята на снабжение и поставлена в 4 региональных центра МЧС России;

• малогабаритный телеуправляемый подводный осмотровый аппарат «Гном» (принят на снабжение ГИМС МЧС России). Обследовано более 30 подводных объектов в России и за рубежом;

• программно-технические комплексы по мониторингу, программированию и ликвидации ЧС (в том числе и на основе космической информации): по лесопожарной и паводковой опасности; при аварийных разливах нефти; при ликвидации ЧС на крупных опасных производственных объектах (внедрены в 15 органах управления МЧС России по субъектам РФ);

• технические проекты автоматизированных систем единых дежурно-диспетчерских служб (внедрены в Республике Тыва, Московской и Курской областях, Ханты-Мансийском АО и городах Москва и Балашиха);

• типовое программное обеспечение для единых дежурно-диспетчерских служб Российской Федерации (внедрено в 11 субъектах РФ);

• мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий и сооружений. Проведены обследования более 130 зданий (сооружений) и трех плотин. Проводились работы по обследованию в Турции, Греции, Иране (получен международный сертификат). Осуществлены поставки в региональные центры МЧС России, Республику Беларусь и Иран;

• мультимедийное учебное пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса и учебные пособия для молодежи Чеченской Республики по основам выживания и безопасности жизнедеятельности в зонах с нарушенными условиями проживания (получен сертификат соответствия Минобразования России);

• изготовлено и поставлено в систему МЧС России и другие ведомства и организации более 200 комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента, 30 аварийно-спасательных машин и 20 приборов поиска пострадавших.

Для информационного обеспечения работ, повышения эффективности их выполнения и скорейшего внедрения в реальный сектор экономики с 2003 г. организован выпуск журнал «Технологии гражданской безопасности». За этим стоит большая работа редакции журнала, Совета и секций ФЦ.

В Политехническом музее организована выставка «Гражданская безопасность: техника и технологии».

Всего за отчетный период организовано и принято участие в 16 международных и российских выставках и форумах, на которых продукция ФЦ была удостоена 5-ти золотых, 2-х серебряных и 4-х бронзовых медалей и 10-ти дипломов и призов.

Работа ФЦ (кооперации) могла быть более успешна, если бы не ряд объективных и субъективных причин, которые рассмотрят руководители секций.

По докладу задано более 10 вопросов, касающихся нормативно-правовой базы федерального центра, финансирования, взаимоотношений между предприятиями кооперации и перспектив развития ФЦ.

Основные результаты деятельности научно-координационного совета ФЦ по секциям:

По секции № 1 Нигметов Г.М. отметил расширение сотрудничества с зарубежными странами, в частности с Ираном. Доложил о совместной работе с РАО ЕС, Гидрометцентром г. Красноярска и ООО ИТЦ «СКАНЭКС»; о проведении научно-исследовательских работ со студентами-дипломниками, в т.ч. иностранными студентами, желающими защищать диссертации. Использование базы данных для «СКАНЭКС»

— это пример безденежного взаимодействия. Надо создавать систему прогнозирования сейсмостойкости зданий и сооружений по нашей технологии и использовать методики и разработки технического регламента для поиска заказчика в работе по различным научным областям. По финансовым вопросам предложил не просить, а объединить усилия по внедрению новых технологий, разработке новых приборов и тогда покупатель будет.

По секции № 2 Сосунов И.В. сообщил, что в период 2003—2005 гг. научно-методическое обеспечение работ с «ЛУКОЙЛом», МЧС России и Газпромом координировалось совместно с первой секцией.

Предложил в обязательном порядке в соответствии с приказом МЧС России от 25 октября 2004 г. № 485 провести аккредитацию хотя бы по одной организации. Ежегодно к первому апреля обсуждать достижения ряда организаций, входящих в кооперацию и ввести новых членов в состав Совета ФЦ.

По секции № 3 Тодосейчук С.П. отметил, что из всех организаций, входящих в кооперацию ФЦ, наиболее эффективно сотрудничали с такими как «Иркут», «Средства спасения», «Простор», «Спрут» и Институтом океанологии; их руководители все могут быть введены в состав Совета ФЦ. Заканчивается разработка по АСМ «Бизон», задачу по приборам поиска в завалах решили за один год. Кроме того, разработан ряд нормативных документов. Пришло время нормативно-правовую базу разрабатывать на более высоком уровне. На Всемирной противопожарной выставке показаны результаты работы нашей секции. Но за отчетный период не было взаимодействия по финансовым вопросам. Имидж каждого не стал заметнее и федеральный центр науки и высоких технологий ждет от многих более активного взаимодействия.

Соответствующие сообщения сделаны по секции № 4 Потапенко Ю.П. и по секции № 5 Поповым А.П.

По секции № 6 Авдотьин В.П. отметил, что мы пользуемся термином «кооперация» (корпорация), организационно-правовая форма которых до конца не проработана. Вторая часть проблемы в оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций. На будущее разработаны документы по нормативно-правовым вопросам и прогноз в сфере экономической жизнедеятельности. Программно-целевой подход лежит в основе предупреждения и ликвидации ЧС. Есть проблемы по рекламе имеющихся в ФЦ разработок. Ряд направлений разрабатываются на правах Государственной кооперации с Господдержкой, а мы занимаемся только научно-исследовательской работой и созданием инфраструктуры — отсюда и задачи на 2006 год.

Обсуждение доклада и сообщений

При обсуждении доклада и сообщений выступили Бабешко В.А., Вишняков Я.Д., Наумов Е.А., Гершензон В.Е., Варанд О.Л., Терешков В.И.

Бабешко В.А. — ректор Кубанского госуниверситета

Результаты работ федерального центра впечатляют. Их можно смело доводить до правительства. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) во многом помогает Кубанскому институту в общеобразовательных вопросах. По докладам секций видно, что с федеральным центром работают много организаций, а взаимодействие не достаточное. Необходимо в журнале «Технологии гражданской безопасности» всем дать информацию кто, чем занимается. Мы у себя создали ассоциацию, утвердили устав. Ведем работу в интересах Черноморского побережья т.к. там много проблем (сели, землетрясения и т.д.). Особенно членов Совета прошу ориентироваться на представленный материал для учета всех факторов в работе федерального центра.

Хорошо показала себя автоматическая система по сейсмологии с учетом контроля за перепадами уровня залегания воды. С помощью пяти спутников следим за смещением земли на примере Геленджика, вы знаете о результатах. По линии Баку — Джейхан есть станции слежения, теперь мониторинг развивается и у нас на побережье. Кубанский госуниверситет единственный в России принят в кооперацию технической информации США. Изучаем метод сейсморазведки с использованием 30-тонного вибратора из США. США нам дарит оборудование для вибрационного исследования старых зданий, их просвечивания, но большие проблемы с чрезмерными налогами. Как работать в таких условиях? Программа интеграции становится невыполнимой. Работая по теме с вибросигналами, видим, что одни и те же здания могут быть расположены в одном месте, но резонируют по-разному и некоторые не разрушаются. По 30-тонному вибратору продолжаем исследование. Просим дать нам информацию об организациях, входящих в федеральный центр, рассматриваемых на заседаниях вопросах, и будем результативнее сотрудничать.

Вешняков Я.Д. — зав. кафедры Государственного университета управления

Официальный раздел

Официальный раздел

С группой ученых участвовали в разработке концепции по финансированию всех блоков в науке. Будущее финансирование на 2008—2012 гг. видится положительным. Концепция на стадии утверждения. В июне 2006 г. нам надо насторожиться и своевременно отреагировать членам кооперации на ход событий. По отчету 6 секции, поднимаемая тема корпоративного управления не вызвала вопросов. Нужно организовать серию выступлений о корпоративном управлении, чтобы все знали, что это такое, тем более что у нас общие цель и задачи. Из выступления Авдотьина В.П. не все понятно. Со стороны Госуниверситета управления мы можем оказать помощь. При корпоративном управлении все должны знать, кто, чем занимается и все ресурсы направить на решение общей задачи. По маркетингу — важная задача для федерального центра — знать своих конкурентов. По образовательной части в работе кооперации нет экономико-управленческих направлений, а есть только инженерные направления. Надо же совместно сотрудничать!

Наумов Е.А. — директор Института институциональных исследований и экспертиз

Национальная инновационная система или структура — это система отношений в инновационной деятельности. Но крупных инновационных корпораций нет. Нужна система регулирования национальных стандартов. Мы видим, как выстраивать вектор, и ждем предложений. От лица российской науки не могу предлагать, но тема для нас общая — «Создание механизма государственных частных партнеров».

Многое связано с аттестационной аккредитацией. Создана «Национальная технологическая палата», ведется работа по созданию комитетов. Должен быть комитет и в федеральном центре. Нужны профессионалы по выработке техрегламента, созданию законодательной базы по обеспечению безопасности. Разрабатывается закон «О безопасности граждан», но это не гражданская оборона. Совет в этом направлении может много предложить и сделать.

Гершензон В.Е. — генеральный директор ООО «СКАНЭКС»

Наша информация по космосу и технологические средства используются по всей России. Растет количество вопросов пользователей и нужна такая структура как федеральный центр по внедрению и обоснованию внедрения этих технологий. Отдельные технологические изменения не работают и тут внутри федерального центра нужен комитет для координации деятельности секций, по увязке направлений. Конкуренция идет по возрастающей. С РАО ЕС уже многие сотрудничают, а технологии «СКАНЭКС» не так весомы, что бы напрямую выйти на заказчика по пожарам. По чрезвычайным ситуациям, в т.ч. паводкам регионы не могут решить между собой вопросы взаимодействия, а находятся рядом. Проводим международную конференцию по технологиям, будем думать, как вместе их применять. Это не та технология, которую сделал и один раз применил, мы стремимся к многократному применению и получению большего эффекта. Сегодня ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработал продукт без оплаты, а мы имеем информационный ресурс для наших нужд и готовы поделиться. Считаю, что Ресурсцентр можно создать в федеральном центре, но на государственной основе. Почва для этого уже подготовлена.

Варанд О.Л. — ЗАО «Полимедиа»

Федеральный центр разобщен в информационном поле. Возможности ЗАО «Полимедиа» не используются в кооперации. Предложил услуги по формированию информации.

Братков А.А. — 25 Гос. НИИ МО РФ

С АО «Актранс-нефтепродукт» по трубопроводам хорошо решены вопросы защиты. В короткие сроки восстанавливается жизнедеятельность. За две недели две бригады ликвидировали пожары на торфяниках. У Минобороны России и МЧС России есть концепция по этим направлениям и основные документы. Это направление может решать федеральный центр, делаем первые шаги. Если Совет будет иметь правовой статус, иметь печать и сможет влиять на обстановку, тогда федеральный центр определит общую политику. Совет надо собирать 2 раза в год и просить правительство об оказании помощи в развитии федерального центра.

Терешков В.И. — начальник управления по территориальной политике Сибирского РЦ МЧС России

В систему местных самоуправлений пришло много неподготовленных людей. Нужен блок подготовки. Минобразования обещало помочь. Надеемся, что с помощью А.Ю. Кудрина филиалы в округах будут созданы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года № 1314 р утверждена «Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов». Программа снижения рисков в регионах развивается очень медленно. Необходимо единое управление из федерального центра для функционирования системы мониторинга. Необходимо включить в Совет руководителей региональных центров и лабораторий, это поможет влиять на работу в регионе. Деньги от заказчика придут. Нужна помощь.

Особенности развития ФЦ ВНИИ ГОЧС на современном этапе Председатель научно-координационного совета Кудрин А.Ю.

В «Основных направлениях развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ В.В. Путиным, рассматривается создание федеральных центров науки и высоких технологий как один из способов совершенствования государственного регулирования в области науки. Но в настоящее время отсутствует нормативная база по созданию и функционированию федеральных центров науки и высоких технологий.

До сих пор действует «Временный регламент рассмотрения в Миннауки России предложений о присвоении статуса федерального центра науки и высоких технологий», утвержденный приказом Миннауки России от 09.08.2001 г. № 301. В новом кабинете Правительства РФ не создана Правительственная комиссия по инновационной политике, которая должна рассматривать документы и готовить предложения в правительство о присвоении организациям статуса федерального центра. Не утвержден правительством «Порядок присвоения статуса федерального центра науки и высоких технологий». В результате мы являемся единственной организацией, которой присвоен статус федерального центра, статус ФЦ надо подтверждать каждые два года.

Гораздо сложнее обстоит дело когда речь идет о взаимодействии организаций, входящих в кооперацию федерального центра науки и высоких технологий (ФЦ). Необходимо продумать новые совместные подходы по активации ФЦ. Организации, входящие в кооперацию ФЦ недостаточно взаимодействуют друг с другом и Советом ФЦ. Кооперация ФЦ самодостаточная и, объединив свои усилия, может решать самые сложные задачи в полном объеме и исследования по проблемам гражданской безопасности. Кооперации ФЦ необходимо совместно готовить документы для участия в конкурсах. Шире привлекать друг друга для выполнения работ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 619 начальник ВНИИ ГОЧС один раз в два года заслушивается на Правительственной комиссии о научно-инновационной политике по представлению Минобрнауки России и МЧС России. По результатам заслушивания принимается решение

о корректировании задач федерального центра науки и высоких технологий и о дополнительных мерах государственной поддержки.

Поэтому необходимо представить отчет о деятельности кооперации ФЦ ВНИИ ГОЧС за три года работы, в котором наряду с итогами должны быть подготовлены предложения по дальнейшему развитию кооперации ФЦ.

К таким предложениям относятся:

• предоставление налоговых кредитов и льгот для организаций, входящих в кооперацию ФЦ, с целью использования дополнительного финансирования на научные исследования;

• создание условий для подготовки кадров и привлечения в ФЦ молодых специалистов;

• применение по представлению ФЦ протекционистских мер по реализации продукции кооперации ФЦ на внешнем и внутреннем рынках;

• проведение фундаментальных исследований за счет средств Минобрнауки, выделяемых для финансирования перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технических программ.

В целом это активизирует деятельность кооперации федерального центра науки и высоких технологий в 2006-2008 гг.

Организационные вопросы:

- введение в состав кооперации новых организаций;

- уточнение состава научно-координационного совета и его секций.

Решение по уточнению состава Совета, состава и наименования секций, новых членов кооперации, принимается единогласно.

Решено вывести из состава НКС следующих членов:

Мищенко Сергей Владимирович Новиков Александр Михайлович

Поляков Сергей Геннадьевич

Путилов Александр Валентинович

Сергеев Алексей Георгиевич Сергеенко Владимир Николаевич

- ректор Тамбовского государственного технического университета

- заместитель руководителя Департамента наук о жизни и Земле Минпромнауки России

- заместитель генерального директора «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

- руководитель Департамента развития технологий Минпромнауки России

- ректор Владимирского государственного университета

- заместитель начальника Управления охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда Минприроды России

Сюнтеренко Олег Васильевич

- директор «Российского фонда фундаментальных исследований»

Официальный раздел

Официальный раздел

Сюрсин Василий Николаевич - начальник факультета гражданской обороны Военно-

инженерного университета

Фонотов Андрей Георгиевич - директор Государственного учреждения «Российский фонд

технологического развития».

Решено ввести в состав НКС следующих членов:

Аветисян Джавад Давыдович - генеральный директор ООО «Мультимедиа технологии и

дистанционное обучение»

Волков Олег Сергеевич - ректор Учебно-консультационного центра «Базис»

Гергель Владимир Илларионович - генеральный директор НПО «Простор»

Губин Владимир Иванович - генеральный директор ООО «Спрут»

Дунчевская Светлана Викторовна - генеральный директор ООО «Научно-производственное

предприятие «ФОРТ -XXI»

Качанов Сергей Алексеевич - заместитель начальника ФГУ ВНИИ ГОЧС — начальник

управления

Малов Юрий Иванович - заместитель директора Дирекции беспилотных программ ОАО

«Научно-производственная кооперация «Иркут»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овсяник Александр Михайлович - начальник факультета гражданской обороны Военно-инженерной

академии

Сломянский Виталий Павлович - начальник управления ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Заключительное слово председателя научно-координационного совета ФЦ ВНИИ ГОЧС

Кудрина А.Ю.

Отмечено, что по всем проблемам и имеющимся вопросам определена программа деятельности и получен ответ — федеральному центру науки и высоких технологий быть!

Федеральный центр должен давать конкретные ответы на вопросы по развитию системы безопасности для обеспечения жизнедеятельности регионов страны.

1 сентября 2005 года создан научно-методический отдел развития и координации действий Совета. Возглавить отдел поручено полковнику Подрезову Ю.В. Будем через филиалы ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) проводить нашу политику на территории регионов. Деятельность федерального центра науки и высоких технологий несколько замедлилась. Предлагается усовершенствовать нормативно-правовую базу. Она действительно требует корректировки. Ваши предложения будут рассмотрены и учтены.

Председателю научно-координационного совета ФЦ нужно представить отчеты в Минобразования России и МЧС России за 2003—2005 годы. Всем организациям необходимо своевременно представить свои отчеты. По финансированию нужно внедрять в жизнь свой комплекс мероприятий. Для участия в планах НИОКР надо с другими министерствами интегрироваться. Один из вариантов — в Федеральной целевой программе иметь раздел для нашего федерального центра науки и высоких технологий. Информационная составляющая — необходимость создания совместных баз данных для работы с другими организациями. Нужна отчетность не только секций, но и организаций; учет предложений за полугодие, годовой период, их обсуждение и реализация.

От работы Совета ФЦ и вновь созданного отдела будет многое зависеть. Требуется объединить 1-ю и 2-ю секции. Предлагается объединить руководство секций; от организаций ввести сопредседателей для активизации работы.

Решение научно-координационного совета ФЦ ВНИИ ГОЧС от 20 октября 2005 г. принято единогласно.

Ученый секретарь научно-координационного совета ФЦ,

заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Одинцов Л.Г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель научно-координационного совета, начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

А. Кудрин

20 октября 2005 г.

Решение

научно-координационного совета ФЦ ВНИИ ГОЧС

20.10.2005 г. г. Москва

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 г. № 619 «О присвоении ВНИИ ГОЧС статуса федерального центра науки и высоких технологий», в целях координации деятельности организаций, привлекаемых Федеральным центром для создания научно-технической продукции, оценки научно-технического уровня, освоения и передачи технологий заказчику при ФЦ ВНИИ ГОЧС, создан научно-координационный совет (Совет).

Для решения поставленных задач ФЦ ВНИИ ГОЧС координирует деятельность 30 различных организаций: образовательных, научно-исследовательских учреждений, промышленных предприятий. Со всеми организациями у ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) заключены Соглашения о совместном выполнении работ.

Положение и состав Совета утверждены приказом МЧС России от 18.11.2002 г. № 533. Этим же приказом определено, что начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) ежегодно к 15 декабря представляет отчет о работе федерального центра.

Совет отмечает, что по организации деятельности федерального центра выполнены следующие мероприятия:

- подготовлены предложения по уточнению состава научно-координационного совета;

- подготовлены предложения по уточнению состава, названий и направлений деятельности пяти секций при Совете:

секция № 1 Технологии и комплексы защиты населения и территорий от ЧС;

секция № 2 Мероприятия гражданской обороны и технологии предупреждения и ликвидации ЧС;

секция № 3 Технические средства и технологии предупреждения и ликвидации ЧС;

секция № 4 Технологии обучения населения и специалистов в области снижения риска и смягчения последствий ЧС;

секция № 5 Технология создания и внедрения автоматизированной информационно-управляющей системы для предупреждения и ликвидации ЧС;

- разработан проект плана работы кооперации федерального центра на 2006 г.

Проект плана работ кооперации федерального центра охватывает направления, которые определены постановлением Правительства от 20.08.2005 г. № 619, он нацелен на получение конечного результата — конкурентноспособной наукоёмкой продукции и использование высоких технологий в реальном секторе экономики, связанном с гражданской обороной, прогнозированием, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Заслушав и обсудив представленные Совету доклады и выступления, а также другие материалы по организации работы Совета, его секций и кооперации из 30 организаций Совет постановляет:

1. Представленные направления развития кооперации ФЦ ВНИИ ГОЧС принять за основу.

2. Всем участникам кооперации и членам Совета до 10.12.2005 г. дать предложения в проект плана.

3. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) до 25.12.2005 г.обобщить предложения и замечания по плану и представить план на утверждение в установленном порядке.

4. Рекомендовать всем участникам кооперации завершить оформление подписки на журнал ФЦ ВНИИ ГОЧС «Технологии гражданской безопасности» в декабре 2005 г.

5. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) регулярно отражать изменения в составе Совета, его секций и организаций, входящих в кооперацию на сайте ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в журнале «Технологии гражданской безопасности» и других периодических изданиях.

6. Оформить предложения Совета по внесению изменений в «Положение о научно-координационном совете ФЦ ВНИИ ГОЧС» и подготовить проект приказа Министра МЧС России.

7. Руководителям организаций, входящим в кооперацию ФЦ ВНИИ ГОЧС, представить отчеты о деятельности своих организаций в 2003—2005 гг. к 01.12.05 г.

8. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) подготовить отчет о результатах кооперации федерального центра в 2002—2005 гг. и представить его в Минобрнауки России к 25.12.05 г.

9. Руководителям организаций, входящих в кооперацию и членам научно-координационного совета ежегодно до 1 июля подавать ученому секретарю Совета заявки в Единый тематический план НИОКР МЧС России.

Официальный раздел

Официальный раздел

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

18.07.2005 г.

№ 546

г. Москва

Об утверждении Положения о системе каталогизации продукции для государственных нужд МЧС России

В целях совершенствования системы каталогизации продукции для государственных нужд МЧС России п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе каталогизации продукции для государственных нужд МЧС России.

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, директоров департаментов, начальников управлений центрального аппарата МЧС России, начальников территориальных органов МЧС России, командиров соединений и воинских частей войск гражданской обороны центрального подчинения, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.

3. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра Е.А. Серебренникова.

Министр

С.К. Шойгу

Приложение к приказу МЧС России от « 18 » июля 2005 года № 546

ПОЛОЖЕНИЕ О системе каталогизации продукции для государственных нужд МЧС России

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказами МЧС России от 27.06.2001 № 291 «О постановлении Правительства Российской Федерации от 2 июня 2001 г. № 436» и от 3.03.2005 № 124 «Об организации каталогизации продукции для государственных нужд».

2. Положение устанавливает цель, задачи, порядок и организацию проведения работ по каталогизации аварийно-спасательных средств, пожарных машин, оборудования и инвентаря (далее — АССПМО) МЧС России.

3. Под системой каталогизации продукции для государственных нужд МЧС России понимается организация работ, проводимых в МЧС России либо по его заказу в промышленности, по классификации, идентификации, кодированию, регистрации выпускаемой (заказываемой) продукции, по подготовке информации о номенклатуре имеющихся или разрабатываемых АССПМО, а также комплектующих изделий (запасных частей) и материалов АССПМО.

Основной целью работ по каталогизации является повышение эффективности заказа, разработки, производства, закупки и применения продукции для государственных нужд МЧС России за счет: уменьшения сроков и снижения затрат на проектирование и производство продукции; рационального сокращения номенклатуры и запасов продукции, повышения ее технического уровня и качества;

улучшения информационного обеспечения разработки и закупки продукции;

упрощения учета продукции, улучшения управления ее запасами и распределения потребителям.

Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:

представления разработчиками, изготовителями и поставщиками продукции для федеральных государственных нужд МЧС России заказывающим структурным подразделениям центрального аппарата Министерства соответствующих каталожных описаний продукции на электронных и бумажных носителях;

идентификации продукции для федеральных государственных нужд МЧС России на основе применения единых правил её описания, классификации и кодирования; выявления взаимозаменяемости и заменяемости продукции;

регистрации, систематизации, обработки, распределения, хранения и использования каталожных описаний продукции для федеральных государственных нужд МЧС России;

участия МЧС России в формировании единого федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд, содержащего формализованную информацию о всей имеющейся продукции, в качестве нормативного документа, обязательного для использования при планировании заказов продукции, ее разработке, производстве, поставках, эксплуатации, утилизации и продажи продукции для федеральных государственных нужд;

формирования и реализации целевых программ по созданию типовых образцов продукции для федеральных государственных нужд МЧС России.

При этом каталогизации не подлежит продукция:

разового приобретения, предназначенная для применения в научных исследованиях, экспериментах, строительстве и обслуживании;

закупленная в других странах для использования только за границей.

4. МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд (далее — Федеральный каталог), соответствующих классам 4210 (пожарные машины, оборудование и инвентарь) и 4240 (аварийно-спасательные средства) Единого кодификатора предметов снабжения (далее классы 4210 и 4240 ЕКПС). Разработку указанных разделов федерального каталога осуществляют соответственно федеральное государственное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной охраны» (далее — ФГУ ВНИИПО) и федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (далее — ФГУ ВНИИ ГОЧС).

Официальный раздел

Официальный раздел

5. Каждому образцу продукции для федеральных государственных нужд МЧС России, подлежащему каталогизации, должен быть присвоен федеральный номенклатурный номер, и информация о нем внесена в федеральный каталог.

Федеральный номенклатурный номер предназначен для обозначения и идентификации каждого образца продукции, начиная с момента его разработки (закупки) и до снятия со снабжения и исключения из федерального каталога.

6. Для автоматизации учетно-операционной деятельности в системе материально-технического снабжения МЧС России федеральный номенклатурный номер наносится на всю продукцию, ее тару, упаковку, формуляры и паспорта.

7. Включение образца АССПМО в Федеральный каталог осуществляется после проведения разработчиками, производителями или исполнителями процедуры идентификации в соответствии с требованиями Рекомендаций по каталогизации Р50.5.004—2002 Госстандарта, в ходе которой проводится его сравнение с имеющимися в каталоге однотипными образцами и устанавливается возможность их взаимозаменяемости.

По результатам идентификации принимается решение о целесообразности включения новой продукции в Федеральный каталог и о предпочтительности изготовления и рекомендуемых областях его применения.

8. В качестве классификационной основы системы каталогизации МЧС России используются Общероссийский классификатор продукции, Единый классификатор предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также классификаторы Единой системы классификации и кодирования Автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. Для однообразного представления в Федеральном каталоге информации на АССПМО на основе стандартных форматов описания в соответствии с ГОСТ Р51725.4—2002 разработчиками, производителями или исполнителями составляется каталожное описание.

В указанном описании содержится перечень наименований, их технические характеристики, единицы измерения и другие показатели, необходимые для корректного описания изделия, оценки технического уровня, проведения сравнения однотипных изделий и порядка установления ее взаимозаменяемости.

Ответственность за отнесение данной информации к информации ограниченного распространения или к сведениям, составляющим государственную тайну, несет производитель.

10. Для автоматизации работ по каталогизации и управлению номенклатурой продукции для нужд МЧС России в МЧС России создается автоматизированная информационная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд МЧС России (АС «Каталогизация»), позволяющая:

сформировать единый банк данных о продукции, включенной в ЕКПС;

осуществить автоматизированный сбор, классификацию, идентификацию, кодирование, регистрацию, обработку, хранение и распределение информации о продукции для федеральных государственных нужд МЧС России;

обеспечить информацией организации МЧС России, организации промышленности о предметах снабжения, рекомендуемых МЧС России для закупки;

эффективно проводить работы по управлению номенклатурой и контролю за качеством предметов снабжения, их типизации и стандартизации;

реализовывать информационное обеспечение процессов обоснования, формирования и контроля выполнения закупок продукции для нужд МЧС России;

обеспечивать информацией, содержащейся в общих технических требованиях, стандартах и других нормативно-технических документах, распространяющихся на продукцию, закупаемую для нужд МЧС России;

обеспечивать исходной информацией работы по стандартизации и унификации АССПМО;

автоматизировать процессы формирования, ведения и распространения соответствующих разделов Федерального каталога;

автоматизировать процессы получения информации от федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку и ведение соответствующих классов ЕКПС.

11. В системе каталогизации МЧС России разрабатываются следующие виды нормативно-технических документов:

общесистемные документы, определяющие организационные и нормативные основы проведения работ по каталогизации;

методические документы, обеспечивающие единство технологии процесса каталогизации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информационные документы, содержащие сведения о системе каталогизации МЧС России и данные об АССПМО.

Основным выходным нормативно-техническим документом системы каталогизации МЧС России являются классы 4210 и 4240 ЕКПС, который выпускается на бумажных и электронных носителях.

2. Организация работ по каталогизации в МЧС России

12. Основными структурными подразделениями центрального аппарата и организациями МЧС России, проводящими работу в системе каталогизации, являются:

Департамент предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее — ДПЧС);

ФГУ ВНИИ ГОЧС;

заказывающие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — региональные центры);

главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

13. Структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, ответственным за разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд (далее — Федеральный каталог), соответствующих классам 4210 и 4240 ЕКПС, является ДПЧС.

На ДПЧС возлагается функция организации и координации работ по каталогизации АССПМО в МЧС России. Основными задачами Департамента в части реализации этой функции является организация:

разработки нормативно-методических документов по вопросам каталогизации продукции для федеральных государственных нужд МЧС России;

подготовки предложений руководству МЧС России по включению в классы 4210 и 4240 ЕКПС и исключению из него соответствующей продукции;

рассмотрения и согласования разногласий, возникающих между заказывающими подразделениями центрального аппарата МЧС России, региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по каталогизации продукции, проводимых ФГУ ВНИИ ГОЧС и ФГУ ВНИИПО;

взаимодействия с Федеральным агентством Российской Федерации по техническому регулированию и стандартизации по вопросам формирования и реализации государственной политики в области каталогизации.

14. ФГУ ВНИИ ГОЧС выполняет следующие основные задачи по каталогизации АССПМО в МЧС России: разработка класса 4240;

ведение классов 4210 и 4240 ЕКПС;

участие в подготовке проектов решений о включении в классы 4210 и 4240 ЕКПС и исключении из них предметов снабжения;

разработка и совершенствование научно-технического и методического обеспечения работ по каталогизации и стандартизации продукции для федеральных государственных нужд;

научно-методическое обеспечение формирования и ведения классов 4210 и 4240 ЕКПС, стандартизации однотипных предметов снабжения;

разработка в установленном порядке совместно с организациями МЧС России и промышленности стандартных форматов описания продукции для федеральных государственных нужд; проведение исследований по проблемам каталогизации заказываемой продукции;

участие в идентификации проектов и образцов продукции для федеральных государственных нужд МЧС России для оценки их соответствия требованиям Федерального каталога;

разработка с учетом предложений департаментов и управлений центрального аппарата МЧС России, региональных центров, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и организаций промышленности проектов программных и плановых документов МЧС России по каталогизации и стандартизации предметов снабжения;

проведение сопоставительного анализа однородных предметов снабжения с целью предотвращения необоснованного расширения номенклатуры продукции, включаемой в Федеральный каталог, и выявление взаимозаменяемости и заменяемости продукции;

регистрация, систематизация, обработка, распределение, хранение каталожных описаний продукции для федеральных государственных нужд МЧС России;

участие в формировании Федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд, содержащего формализованную информацию обо всей имеющейся продукции, в качестве нормативного документа, обязательного для использования при планировании заказов продукции, ее разработке, производстве, эксплуатации, поставках, утилизации и продажи продукции для федеральных государственных нужд; разработка и внедрение АС «Каталогизация»;

участие в межотраслевых научно-исследовательских работах по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

ФГУ ВНИИ ГОЧС по вопросам каталогизации взаимодействует:

с Федеральным центром каталогизации по вопросам научно-технического и методического обеспечения работ и ведения Федерального каталога, а также для координации работ, проводимых совместно с центрами

Официальный раздел

Официальный раздел

каталогизации других федеральных органов исполнительной власти;

с центрами каталогизации федеральных органов исполнительной власти, ответственными за разработку и ведение соответствующих разделов Федерального каталога при проведении совместных работ по каталогизации;

с подразделениями каталогизации продукции предприятий и организаций промышленности по вопросам, связанным с классами 4210 и 4240 ЕКПС.

15. ФГУ ВНИИПО выполняет следующие основные задачи по каталогизации АССПМО в МЧС России: разработка класса 4210;

ведение классов 4210 и 4240 ЕКПС;

участие в подготовке проектов решений о включении в классы 4210 ЕКПС и исключении из него предметов снабжения;

разработка в установленном порядке совместно с организациями МЧС России и промышленности стандартных форматов описания продукции, включенной в класс 4210 ЕКПС, для федеральных государственных нужд; проведение исследований по проблемам каталогизации заказываемой продукции;

участие в идентификации проектов и образцов продукции по классу 4210 ЕКПС для федеральных государственных нужд МЧС России для оценки их соответствия требованиям Федерального каталога;

проведение сопоставительного анализа однородных предметов снабжения класса 4210 ЕКПС с целью предотвращения необоснованного расширения номенклатуры продукции, включаемой в Федеральный каталог, и выявление взаимозаменяемости и заменяемости продукции.

16. Заказывающие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, организации МЧС России осуществляют непосредственную организацию, планирование и проведение работ по каталогизации предметов снабжения, контроль за их выполнением.

Основными задачами заказывающих структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, организаций МЧС России в области каталогизации являются:

обеспечение обязательной регистрации заказываемых (закупаемых) предметов снабжения согласно п.17 настоящего Положения;

подача заявок в ДПЧС для включения или исключения из классов 4210 и 4240 ЕКПС определенной продукции (изделий).

17. Заказывающие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, региональные центры, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации в договорах на разработку и закупку (впервые) АССПМО должны предусматривать выполнение разработчиками, производителями или поставщиками следующих работ по каталогизации продукции:

составление каталожных описаний и проведение идентификации разрабатываемых АССПМО для учета и регистрации в Федеральном каталоге;

подготовку перечня составных частей, комплектующих изделий и материалов, являющихся отдельной продукцией в конкретном предмете снабжения.

18. Основными задачами региональных центров являются обобщение материалов по каталогизации продукции, имеющихся в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, взаимодействие по этим вопросам с заказывающими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России.

19. Структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации являются абонентами АС «Каталогизация».

20. Планирование работ по каталогизации, а также соответствующая отчетность осуществляется в рамках перспективных и текущих планов и общей отчетности структурных подразделений центрального аппарата МЧС России.

УТВЕРЖДАЮ Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

С.К. Шойгу

« 23 » октября 2002 года

ПОЛОЖЕНИЕ

О Центре развития аварийно-спасательных технологий, стандартизации, сертификации и выставочной деятельности МЧС России

1. Общие положения

1. Центр развития аварийно-спасательных технологий, стандартизации, сертификации и выставочной деятельности МЧС России (далее — Центр) входит в состав Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) и предназначен для выполнения функций Центрального органа системы сертификации аварийно-спасательных средств (далее — АСС) МЧС России, развития и совершенствования системы стандартизации АСС, повышения эффективности и совершенствования выставочной деятельности МЧС России.

2. Положение о Центре разработано в соответствии с:

Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 966);

совместным приказом Госстандарта России и МЧС России от 21 мая 1997 г. № 140/280 «О Центральном органе МЧС России по сертификации аварийно-спасательных средств»;

приказом МЧС России от 5.07.2002 г. № 313 «О создании Центра развития аварийно-спасательных технологий, стандартизации, сертификации и выставочной деятельности МЧС России».

3. Центр в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными, организационными и методическими документами МЧС России, Госстандарта России, настоящим Положением.

2. Основные задачи Центра

4. Основными задачами Центра являются:

участие в проведении работ по анализу состояния проблемы создания и применения новых образцов АСС и технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участие в обосновании тактико-технических требований к новым образцам АСС и разработке программ создания и развития АСС;

организация и проведение работ по процедурам сертификации АСС, систем качества и производства услуг в области аварийно-спасательной деятельности;

сопровождение эксплуатации опытных образцов АСС;

разработка предложений по выработке стратегии выставочной деятельности МЧС России на основе реализации единой политики в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях и участие в экспозициях совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;

научно-методическое руководство развитием и функционированием Системы сертификации АСС в системе МЧС России;

организация и проведение работ по развитию и совершенствованию системы стандартизации АСС.

3. Основные функции Центра

5. Центр осуществляет:

анализ проблемы развития АСС и подготовку предложений по обоснованию тактико-технических требований к АСС;

работы в области стандартизации АСС;

разработку и реализацию программы создания и развития Системы сертификации АСС; ведение Реестра Системы сертификации АСС;

разработку предложений по выработке стратегии планирования выставочной деятельности, связанной с организацией и проведением отечественных и международных выставок с участием представителей Министерства и организаций МЧС России;

участие в международных форумах (выставках, симпозиумах) по проблемам безопасности в чрезвычайных ситуациях;

разработку предложений по координации выставочной деятельности в регионах России по проблемам

Официальный раздел

Официальный раздел

безопасности в чрезвычайных ситуациях;

проведение анализа и маркетинга представленных на выставках и ярмарках новых отечественных разработок по тематике МЧС России;

участие в формировании архива научно-методической литературы и иллюстрированной продукции по АСС и технологиям;

участие в работе по межведомственной программе «Системы каталогизации продукции для государственных нужд МЧС России».

4. Взаимодействие Центра со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны центрального подчинения и организациями МЧС России, участниками системы сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России

6. В своей деятельности Центр взаимодействует в установленном порядке с департаментами, ГУ ГПС, управлениями и самостоятельными отделами центрального аппарата МЧС России, региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны центрального подчинения, организациями МЧС России, органами по сертификации, испытательными лабораториями Системы сертификации АСС МЧС России, а также с соответствующими органами и организациями Госстандарта России на договорной основе.

7. Взаимодействие Центра с департаментами, ГУ ГПС, управлениями и самостоятельными отделами центрального аппарата МЧС России, региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны центрального подчинения и организациями МЧС России осуществляется по следующим направлениям:

работа по программам совершенствования средств и технологий ведения аварийно-спасательных работ; участие в обосновании тактико-технических требований к новым образцам АСС;

организация и проведение выставок перспективных образцов АСС и других разработок в области проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация и выполнение функций центрального органа Системы сертификации АСС МЧС России; организация и проведение работ по стандартизации АСС.

8. Взаимодействие Центра с Госстандартом России и его органами осуществляется по следующим направлениям:

формирование фонда нормативных документов по обеспечению сертификационных испытаний; обеспечение процедур сертификации в соответствии с нормативными документами Системы сертификации АСС МЧС России.

9. Взаимодействие Центра с организациями и предприятиями, разрабатывающими и изготовляющими АСС, осуществляется по следующим направлениям:

участие в согласовании технических условий на образцы АСС;

участие в отборе образцов для испытаний продукции, проводимых в целях сертификации;

совершенствование методов и средств испытаний;

участие в отборе образцов АСС для экспонирования на выставках;

организация и проведение экспертизы рабочей конструкторской документации, эксплуатационной и ремонтной документации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совместное участие в выставках.

5. Управление Центра

10. Общее руководство деятельностью Центра осуществляет начальник Всероссийского научноисследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Повседневной деятельностью Центра руководит начальник Центра — начальник управления Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

6. Финансовое обеспечение деятельности Центра

11. Финансовое обеспечение деятельности Центра осуществляется порядком, установленным для финансового обеспечения ВНИИ ГОЧС.

Финансовое обеспечение деятельности Центра, связанной с выполнением функций:

организации деятельности системы сертификации АСС — за счет средств, получаемых на основе договоров между ВНИИ ГОЧС и МЧС России, а также организациями, подавшими заявки на проведение сертификации образцов АСС;

организации выставочной деятельности — за счет средств, получаемых на основе договоров между ВНИИ ГОЧС и организациями, учреждениями и предприятиями, заинтересованными в экспонировании на выставках, организуемых МЧС России, современных образцов аварийно-спасательных средств и других разработок в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

27.04.2000 г. № 237 г. Москва

О Системе сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», постановлением Госстандарта России от 29 июня 1998 г. № 48 в Государственном реестре зарегистрирована (Свидетельство РОСС RU.0001.03ЭЧ00) и начала функционировать «Система добровольной сертификации аварийно-спасательных средств и знак соответствия системы» МЧС России (далее — Система сертификации МЧС России). В настоящее время Система сертификации МЧС России объединяет 10 органов по сертификации и 30 испытательных лабораторий по различным видам аварийно-спасательных средств.

В целях дальнейшего совершенствования и функционирования Системы сертификации МЧС России и оснащения войск гражданской обороны и спасательных формирований высококачественными и конкурентоспособными аварийно-спасательными средствами п р и к а з ы в а ю:

1. Внедрить Систему сертификации МЧС России в соответствии с заявленной областью аккредитации на аварийно-спасательные средства, закупаемые для МЧС России.

2. Руководителям Системы сертификации МЧС России Фалееву М.И. и ее Центрального органа Маурину А.С. совместно с аккредитованными органами, испытательными центрами и лабораториями:

принять меры по активизации работ, связанных с сертификацией аварийно-спасательных средств, закупаемых для МЧС России и спасательных формирований других органов исполнительной власти с учетом специфики работ, проводимых в МЧС России, и проведение, при необходимости, экспертной оценки имеющихся сертификатов, выданных другими органами сертификации;

обеспечить широкую рекламу Системы сертификации МЧС России, используя для этого средства массовой информации, специальные издания, участие в выставках, конференциях и симпозиумах;

организовать подготовку в системе МЧС России необходимого количества экспертов по сертификации в соответствии с заявленной областью аккредитации.

3. Начальнику Научно-технического управления совместно с Департаментом войск гражданской обороны и спасательных формирований, Организационно-мобилизационным департаментом, Всероссийским научноисследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и Центральным органом Системы сертификации МЧС России:

постоянно проводить работу по установлению нормативных требований к аварийно-спасательным средствам с учетом специфики работ, проводимых в МЧС России, с оформлением в установленном порядке соответствующей документации;

предусматривать в ежегодных планах НИОКР проведение работ обеспечению функционирования Системы сертификации МЧС России, в т.ч. разработке нормативных требований, а также наполнению и ведению классификатора 80 класса Общероссийского классификатора продукции «Аварийно-спасательные средства специализированные», закрепленного МЧС России;

привлекать экспертов Системы сертификации МЧС России к участию в проведении конкурсов на разработку аварийно-спасательных средств.

4. Начальнику Управления закупок и резервов и начальникам региональных центров по делам гражданской

Официальный раздел

Официальный раздел

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

проводить закупки аварийно-спасательных средств, используемых в системе МЧС России, только при наличии у организаций и предприятий-поставщиков сертификата Системы сертификации МЧС России или экспертного заключения (признания) на имеющиеся сертификаты, выданные другими органами по сертификации;

привлекать, при необходимости, экспертов Системы сертификации МЧС России к участию в проведении тендеров потенциальных предприятий поставщиков аварийно-спасательных средств.

5. Начальнику Департамента инспектирования территорий и сил гражданской обороны при проведении инспекционных проверок осуществлять контроль наличия сертификатов Системы сертификации МЧС Росси или экспертных заключений на аварийно-спасательные средства.

6. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, командиров соединений и воинских частей войск гражданской обороны, руководителей организаций МЧС России в порядке, установленном приказом МЧС России от 6.10.97 № 590.

7. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра Фалеева М.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.