УДК 001.895
ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
канд. экон. наук, доц. Т.Е. БОНДАРЬ (Белорусский государственный экономический университет, Минск)
Обобщены материалы научных исследований автора по теме «Разработка теоретических основ инновационной деятельности и ее финансового механизма». Показана роль информации в информационном обществе, ее место в принятии любых управленческих решений, в частности в сфере инновационной деятельности. Автор исходит из энциклопедического понимания информации как сведений, уменьшающих неопределенность в той сфере, к которой они относятся, и доказывает, что информационная неопределенность в сфере инновационной деятельности может негативно сказаться на ее качестве. Предлагается подход к систематизации и упорядочению информации об инновациях, позволяющий заинтересованным лицам ориентироваться во всей ее совокупности и понимать информативные содержание и возможности каждого ее вида. Это будет способствовать превращению информации об инновациях в активный элемент инновационного механизма государства, в инструмент, способный реально повлиять на инновационный потенциал и инновационную активность субъектов хозяйствования, на решение задач, обозначенных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.
Введение. Как известно, человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество. Информация, знания сегодня всецело предопределяют саму возможность экономического роста национальных экономик и управление этим ростом. Важность информации в процессе принятия управленческих решений можно проиллюстрировать следующей логической формулой:
Информация об инновациях ^ Преобразование информации ^ Управленческое решение.
В приведенной цепочке информация является первым, а следовательно, определяющим звеном. От качества информации напрямую зависит качество принимаемых управленческих решений. Особая созидательная роль информации проявляется в развитии инновационной деятельности, которая по определению должна быть сверхинформативной, основываться на своевременных, четких и однозначных регла-ментациях, а также на самых последних сведениях об открытиях, новшествах, нововведениях. Именно поэтому информационное обеспечение инновационной деятельности рассматривается в качестве одного из важнейших элементов ее механизма.
Если же принять во внимание тот факт, что слово «инновации» в современных условиях стало самым употребляемым в экономической сфере Республики Беларусь (новая пятилетка пройдет под знаменем инновационного развития), то интерес специалистов к информации об инновациях будет только возрастать. В этой связи мы поставили перед собой задачу классифицировать всю имеющуюся информацию об инновациях, определить ее содержание и информационный потенциал, что позволит заинтересованным лицам осуществлять целенаправленный поиск необходимых сведений и их использование в роли инструмента воздействия на темпы, направления и качество инновационного развития.
Основная часть. Исходя из энциклопедического понимания информации как сведений, уменьшающих неопределенность в той области, к которой они относятся (в данном случае - в области инновационной деятельности), мы предлагаем всю большую совокупность информации об инновациях представить тремя следующими группами:
- нормативно-правовая информация - позволит заинтересованным лицам определить правовое поле и рамки развития инновационной деятельности в нашем государстве;
- методическая информация - позволит заинтересованным лицам ознакомиться со всем набором инструментов, приспособлений, мобилизованных государством для приведения в движение инновационных процессов;
- статистическая информация (статистика инноваций) - позволит заинтересованным лицам количественно измерить направления, результаты, эффективность инновационной деятельности субъектов хозяйствования.
Используемый нами подход к классификации информации об инновациях видится правильным, поскольку позволяет систематизировать, упорядочить основную массу сведений об инновационной деятельности.
Углубим исследование информации об инновациях в разрезе каждой из выделенных групп.
В первой группе информации (нормативно-правовая информация) рассмотрим важнейшие законодательные акты по инновационной тематике, формирующие содержание инновационного законодательства нашего государства. Этот вид информации об инновационной деятельности содержится в соответствующих Законах Республики Беларусь, Указах и Декретах Президента Республики Беларусь, Постановлениях Правительства Республики Беларусь.
Законами Республики Беларусь регламентируются отдельные аспекты инновационной деятельности (Закон «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 года № 2105-Х11, Закон «О научной деятельности» от 21 октября 1996 года № 708-Х; Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 года № 455-З) и т.п.
Пользователям данной группы информации важно знать, что специального закона по инновационной деятельности, носящего комплексный характер в Республике Беларусь пока нет. Однако 6 декабря 2011 года на заседании Палаты представителей был рассмотрен и одобрен проект Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [1]. Этим законопроектом будет уточнена терминология, предложены новые формулировки таких понятий, как новшество, инновация, инновационная деятельность, национальная инновационная система, инновационный проект с учетом международного опыта и практики осуществления инновационной деятельности, основные задачи государственной инновационной политики, порядок ее формирования, компетенция государственных органов и органов местного управления и самоуправления. Он четко и однозначно определит правовые и организационные основы осуществления государственной и инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь и урегулирует отношения в сфере инновационной деятельности. Его главной целью является формирование правовых условий, содействующих росту экономического и социального благосостояния общества путем проведения соответствующей государственной инновационной политики и активизации инновационной деятельности как основы развития современной экономики.
В отсутствие специального закона по инновационной деятельности важнейшие ее аспекты регламентируются Указами Президента Республики Беларусь. Свод основных таких документов, принятых в последние годы, представим в таблице 1.
Таблица 1
Свод основных Указов Президента Республики Беларусь по вопросам инновационной деятельности (2008 - 2011 гг.)
Название документа Дата принятия
О налогообложении высокотехнологичных организаций 04.12.2008 № 662
О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» 09.03.2009 № 123
О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов 26.06.2009 № 349
О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами 31.08.2009 № 432
О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно -технической и инновационной деятельности 07.09.2009 № 441
О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов 07.12.2009 № 596
О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам инновационной деятельности 17.05. 2010 № 252
Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы 22.06. 2010 № 378
Источник: [2].
Конкретизация Законов Республики Беларусь, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь осуществляется в Постановлениях Совета Министров государства. Целевое предназначение Постановлений Правительства - обеспечить исполнение установок Законов, Указов по организации инновационной деятельности, способствовать реализации ее целей и задач. Предпринимаемые Правительством меры в рамках такого «способствования» читаются в названиях Постановлений Совета Министров Республики Беларусь, основные из них приведем в таблице 2.
Таблица 2
Свод Постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам инновационной деятельности (2009 - 2011 гг.)
Название документа Дата принятия
О Государственной программе «Инновационные биотехнологии» на 2010 - 2012 годы и на период до 2015 года 23.10.2009 № 1386
Об утверждении Положения о республиканском конкурсе инновационных проектов 26.01.2010 № 98
Об утверждении Положения о рационализаторстве в Республике Беларусь 17.02.2010 № 209
Об утверждении перечня приоритетных направлений научных исследований Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы 19.04.2010 № 585
О некоторых мерах по созданию и внедрению современных интегрированных информационных систем и технологий 25.05.2010 № 790
Окончание таблицы 2
Название документа Дата принятия
О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 12.08.2010 № 1196
О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года 09.08.2010 № 1174
О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 15.09.2010 № 1326
О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 15.09.2010 № 1326
Об утверждении стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года 01.10.2010 № 1420
О Государственной программе освоения в производстве новых и высоких технологий на 2011 -2015 годы 03.11.2010 № 1618
Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы 18.02.2011 № 216
О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы 26.05.2011 № 669
Источник: [2].
Во второй группе информации (методическая информация) рассмотрим важнейшие методические рекомендации, указания вышестоящих органов управления инновациями, которые детализируют положения инновационных Законов, Указов, Постановлений Правительства. Методические рекомендации, указания являются своего рода подробными инструкциями по практическим действиям при выполнении отдельных направлений инновационной деятельности, таких как: разработка, согласование инновационных проектов; формирование бизнес-планов; создание субъектов инновационной деятельности; управление интеллектуальной собственностью; информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности и т.п. Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь на протяжении 2010 года разработан ряд методических указаний по организации инновационной деятельности, опубликованных в 2011 году в специальном сборнике. Полный перечень этих методических указаний [3]:
> Методические рекомендации по разработке, согласованию (защите) и утверждению отраслевых программ инновационного развития;
> Методические рекомендации по разработке, согласованию и утверждению региональных программ инновационного развития;
> Методические указания по составлению бизнес-плана субъектов инновационной инфраструктуры (за исключением венчурных фондов) на 2011 - 2015 годы;
> Методические указания по созданию технопарков;
> Методические рекомендации по трансферу технологий;
> Методические рекомендации для предприятий и организаций по основам управления интеллектуальной собственностью;
> Методические рекомендации по вопросам участия в разработке и реализации государственных научно-технических программ;
> Методические рекомендации по организации и выполнению инновационных проектов, работ по организации и освоению производства, венчурных проектов на возвратной основе, финансируемых за счет средств инновационных фондов через Белорусский инновационный фонд;
> Методические рекомендации по проведению патентного поиска с использованием ресурсов сети Интернет;
> Методические указания по порядку рассмотрения предложений о выделении средств республиканского бюджета, предусматриваемых на развитие материально-технической базы государственных научных организаций, включая капитальные расходы;
> Методические рекомендации по организации частно-государственного (государственно-частного) партнерства в сфере развития инноваций;
> Методические рекомендации по поиску и привлечению иностранных инвестиций в высокотехнологичную сферу;
> Методические рекомендации по отнесению производств к высокотехнологичным (в том числе к производствам пятого и шестого технологических укладов);
> Методические указания по вопросам создания малых (средних) инновационных организаций;
> Методические рекомендации по организации комплексной оценки и составлению прогнозов развития перспективных технологий;
> Методические рекомендации по организации инновационно-технологического аудита.
Практическая значимость всех названных выше Законов, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, Постановлений Правительства, методических рекомендаций, указаний заключается в том, что они создают нормативно-правовую основу разрабатываемой на очередные пять лет Государственной программы инновационного развития Беларуси.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы принята Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 года, № 669.
В Государственной программе [4]:
- детально прописаны вопросы формирования и развития высокотехнологичного сектора национальной экономики; его институциональной среды, благоприятной для интенсивного инновационного развития; определены приоритетные задачи и направления научно-технического, технологического и инновационного развития;
- отражены инструменты повышения эффективности инновационной деятельности; направления совершенствования системы ее финансирования; раскрыт потенциал интеллектуальной собственности как ресурса инновационного развития экономики; изложены меры по государственной поддержке инноваций; показана система их стимулов; направления аудита и т.п.
- названы основные показатели инновационного развития государства к 2015 году и обозначены объемы финансирования программы.
Главным своим приоритетом Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь в 2011 - 2015 годах определяет внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов. Основная цель инноваций в 2011 - 2015 годах -создание конкурентоспособной на мировом рынке, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь и повышение качества жизни белорусского народа.
Для достижения этой цели Государственной программой инновационного развития предусматривается решение следующих задач:
- опережающее развитие наукоемких и высокотехнологичных подотраслей и производств: микроэлектроники, приборостроения, точного машиностроения, информационных технологий;
- расширение выпуска потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой техники и электроники, испытывающих меньшие среднесрочные и долгосрочные колебания спроса, имеющих более высокую скорость оборачиваемости финансовых средств.
В рамках принятой Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь к 2015 году намечен перевод национальной экономики в режим интенсивного развития, что обеспечит:
- достижение сбалансированности экономики;
- рост экспорта в 2,2 раза и не менее чем трехкратный рост доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта;
- положительный торговый баланс;
- решение вопросов импортозамещения;
- повышение позиции страны в международных рейтингах.
В третьей группе информации (статистическая информация) рассмотрим важнейшие показатели инновационной деятельности и технологию их расчета, сбора, обработки. Статистика инноваций призвана изучать количественные параметры явлений и процессов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главная задача статистики науки и инноваций - удовлетворение потребностей пользователей, всех заинтересованных лиц в достоверной и надежной количественно выражаемой информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики инноваций является система соответствующих показателей и методология их исчисления.
Основной поставщик информации для формирования статистики инноваций в Республике Беларусь - годовая статистическая отчетность в этой сфере, с использованием формы 1нт (инновация) «Отчет об инновационной деятельности организации», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь № 270 от 20.12.2010 [5].
В Указаниях по заполнению формы государственной статистической отчетности 1 -нт (инновация) определен круг ее респондентов: юридические лица; их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, связь и деятельность, связанная с вычислительной техникой; коммерческие организации, являющиеся резидентами Парка высоких технологий [6, с. 1].
Отчет об инновационной деятельности организации (форма 1-нт) состоит из шести разделов:
- раздел 1. Затраты на инновации;
- раздел 2. Источники финансирования инноваций;
- раздел 3. Объем отгруженной инновационной продукции (услуг);
- раздел 4. Организация и маркетинговые инновации;
- раздел 5. Количество приобретенных и переданных новых и высоких технологий;
- раздел 6. Количество совместных проектов по осуществлению инновационной деятельности.
Анализ информационной наполненности этих шести разделов позволяет отметить, что введение статистического наблюдения за инновационной деятельностью обеспечивает:
- отражение процессов создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов;
- измерение достаточности ресурсов, направляемых на инновационную деятельность;
- оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их;
- анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий (организаций).
Собираемая информация, базируясь на единых методологических принципах, понятиях и классификациях, образует взаимоувязанную систему годового статистического наблюдения за наукой и инновациями. В ходе обработки и систематизации этой информации формируются специальные статистические сборники. Наиболее известными и информативными из них являются:
> Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь [7]. Сборник разработан по заданию Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и представляет собой специализированное издание, в котором представлены статистические данные о состоянии и развитии научного потенциала и инновационной деятельности в стране, базирующиеся на современных методологических подходах к статистике науки и инноваций и отвечающие требованиям международных статистических стандартов.
> Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь [8]. В сборнике представлена информация по основным показателям научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь за период с 2005 по 2010 год. Сборник содержит статистические данные по основным показателям деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки.
Для формирования представления об информационных возможностях этих статистических сборников приведем выборку отдельных показателей, формирующих их содержание:
- показатели источников информации об инновациях;
- показатели объема и структуры затрат на инновации;
- показатели динамики затрат на инновации;
- показатели результатов инновационной деятельности;
- показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции;
- показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия;
- показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций;
- показатели прибыли от реализации инновационной продукции;
- показатели инновационной активности промышленных предприятий;
- статистические показатели, характеризующие влияние науки и инноваций на экономический рост;
- показатели технологической структуры экономики;
- показатели экспорта и импорта технологий;
- оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость;
- интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта и т.п.
На основе данных статистики инноваций специальным Указом Президента Республики Беларусь установлены целевые инновационные индикаторы [9]:
- доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции (организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции);
- доля инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции;
- доля высокотехнологичной продукции в экспорте;
- внутренние затраты на научные исследования и разработки;
- сальдо внешней торговли;
- численность работников, выполняющих научные исследования и разработки;
- объём произведенной продукции в рамках выполнения заданий Государственной программы инновационного развитии Республики Беларусь: а) всего; б) в том числе V и VI технологических укладов;
- объём экспорта продукции (товаров, услуг) в рамках выполнения заданий Государственной программы инновационного развитии Республики Беларусь;
- импортоёмкость продукции, произведённой в рамках выполнения заданий Государственной программы инновационного развитии Республики Беларусь.
В свою очередь на основе республиканских индикаторов инновационного развития определены аналогичные показатели по организациям:
- доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции (организацией, основным видом деятельности которой является производство промышленной продукции);
- объем экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг);
- импортоёмкость продукции;
- внутренние затраты на научные исследования и разработки;
- доля затрат на исследования и разработки в общем объёме отгруженной продукции.
Целевые индикаторы концентрируют внимание на важнейших параметрах инновационного развития, позволяют отслеживать уровень, качество этого развития и, при необходимости, позитивно влиять на него, повышая инновационный потенциал и инновационную активность государства в целом и отдельных субъектов хозяйствования.
Заключение. Реализация намеченных целей и задач инновационного развития Республики Беларусь во многом определяется качеством механизма инновационной деятельности, в частности качественным информационным обеспечением инновационных процессов. Информация обеспечивает инновационную деятельность четкими трактовками понимания субъектов и объектов инноваций, алгоритмами организации отдельных направлений инновационной деятельности, схемами создания соответствующих управленческих инфраструктур, которые будут нести ответственность за качество этой работы.
Предложения, выдвинутые нами по систематизации информационного обеспечения инновационной деятельности, окажут содействие заинтересованным лицам в поиске нужной информации; будут способствовать превращению информации в активный элемент инновационного механизма государства, в инструмент, способный реально повлиять на инновационный потенциал и инновационную активность субъектов хозяйствования, на решение задач, обозначенных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.
ЛИТЕРАТУРА
1. О проекте Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» / Национальное собрание Респ. Беларусь. Палата представителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://house.gov.by/. - Дата доступа: 01.03.2012.
2. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/ /otrasl/nau/. - Дата доступа: 01.03.2012.
3. Сборник методических материалов по осуществлению инновационной деятельности и реализации инновационных программ / под ред. И.В. Войтова. - Минск: ГУ «БелИСА», 2011. - 268 с.
4. О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25.05.2011 № 669 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/otrasl/nau/index.htm. - Дата доступа: 01.03.2012.
5. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-нт (инновация) «Отчет об инновационной деятельности организации» и указаний по ее заполнению: постановление Нац. стат. комитета Респ. Беларусь от 20 дек. 2010 г. № 270 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2011. - № 3, 7/1390.
6. Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1 -нт (инновация): постановление Нац. стат. комитета Респ. Беларусь от 20 дек. 2010 г. № 270 / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.
7. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь: стат. сб. - Минск: ГУ «БелИСА», 2010.
8. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. - Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2011.
9. Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/otrasl/nau/index.htm. - Дата доступа: 01.03.2012.
Поступила 05.03.2012
INFORMATION AS AN ELEMENT OF INNOVATION MECHANISM OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Т. BONDAR
The paper summarizes the author's research materials on the topic «Development of theoretical foundations of innovation and its financial mechanism». The role of information in the information society, it place in any decision-making and, in particular in the field of innovation. The author proceeds from an encyclopedic understanding of information as data, reducing the uncertainty in the area to which they belong, and shows that information uncertainty in innovation activities may adversely affect its quality. An approach to organizing and ordering information about the innovation that allows interested persons, to be guided in its entirety and understand the informational content and features of each of its species. This will facilitate the transformation of information about innovations in the active element of an innovative mechanism for the state, a tool that can actually affect the innovative capacity and innovation activity of economic entities, to address the problems identified by the State Program of innovative development of Belarus for 2011 - 2015.