Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОТКРЫТОСТЬ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегалов Б. А., Жуковская И. Е.

Цель. Основной целью статьи является проведение статистической оценки реализации стратегий социально - экономического развития Республики Узбекистан по инновационной методике, основанной на применении цифровых технологических решений.Материалы и методы. В ходе написания данной статьи авторами были использованы методы системного анализа, синтеза, статистической выборки и группировки, индукции, дедукции, методы работы с компьютерными сетями и цифровыми платформами, специальные методы и инструменты, необходимые для оптимизации работы портала Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, а также при работе над настоящей статьей нашли свое отражение методы работы с цифровыми техно-логиями, специализированными программными продуктами, веб-сервисами.Результаты. Авторами представлены основные технологические подходы к проведению статистической оценки деятельности отраслей и сфер национальной экономики Республики Узбекистан на основе применения цифровых механизмов. Предложены новые научные подходы по интеграции статистической деятельности с другими объектами национальной экономики в условиях цифровой трансформации, определены основные направления организации взаимодействия статистической отрасли с объектами экономики в рамках выполнения Национальной программы «Цифровой Узбекистан - 2030». Показано, что в современный период в Республике Узбекистан принят целый комплекс правительственных решений по всестороннему раз-витию экономической системы страны на основе использования цифровых технологий. Кроме того, в статье доказано, что развитие цифровой инфраструктуры является одним из определяющих условий повышения конкурентоспособности государства на мировой арене. Вместе с тем, цифровая трансформация способствует выработке новых методологических решений, по оценке функционирования отраслей и сфер национальной экономики. Научные исследования, проведенные авторами, констатируют, что благодаря применению передовых информационных и цифровых технологий, инновационных механизмов сбора и обработки информационных потоков, статистическая оценка реализации целого комплекса стратегий по развитию социально - экономического комплекса является более открытой и прозрачной, что в свою очередь позволяет принимать грамотные управленческие решений для эффективного развития отраслей и сфер национальной экономики.Заключение. В настоящей работе показано, что развитие и широкое применение цифровых технологий во всех отраслях экономики и сферах жизни общества сегодня является глобальной тенденцией мирового развития. Также авторами констатируется, что использование цифровых технологических решений имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, роста эффективности всех уровней управления. В свою очередь, статистическая оценка результатов выполнения основных положений республиканских стратегий социально - экономического развития в условиях формирования цифровой экономики показывает, что инновационные подходы, разработанные и внедренные информационные системы, веб-сервисы и передовые технологические решения являются основополагающими элементами для организации эффективной работы по обработке статистической информации и принятия управленческих решений по организации эффективного функционирования отраслей и сфер национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бегалов Б. А., Жуковская И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ASSESSMENT OF THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Purpose of the study. The main purpose of the article is to conduct a statistical assessment of the implementation of strategies for the socio-economic development of the Republic of Uzbekistan using an innovative methodology based on the use of digital technological solutions.Materials and methods. In the course of writing this article, the authors used the methods of system analysis, synthesis, statistical sampling and grouping, induction, deduction, methods of working with computer networks and digital platforms, special methods and tools necessary to optimize the work of the portal of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics, as well as when working on this article, methods of working with digital technologies, specialized software products, web services were reflected.Results. The authors present the main technological approaches to conducting a statistical assessment of the activities of industries and spheres of the national economy of the Republic of Uzbekistan based on the use of digital mechanisms. New scientific approaches to the integration of statistical activities with other objects of the national economy in the context of digital transformation are proposed, the main directions for organizing the interaction of the statistical industry with economic objects within the framework of the National Program “Digital Uzbekistan - 2030” are identified. It is shown that in the modern period in the Republic of Uzbekistan a whole range of government decisions has been adopted on the comprehensive development of the country’s economic system based on the use of digital technologies. In addition, the article proves that the development of digital infrastructure is one of the determining conditions for increasing the competitiveness of the state on the world stage. At the same time, digital transformation contributes to the development of new methodological solutions for assessing the functioning of industries and spheres of the national economy. Scientific studies conducted by the authors state that due to the use of advanced information and digital technologies, innovative mechanisms for collecting and processing information flows, the statistical assessment of the implementation of a whole range of strategies for the development of the socio-economic complex is more open and transparent, which in turn allows you to make competent manage-ment decisions for the effective development of industries and areas of the national economy.Conclusion. This paper shows that the development and widespread use of digital technologies in all sectors of the economy and spheres of society today is a global trend in world development. The authors also state that the use of digital technological solutions is crucial for improving the living standards of citizens and the competitiveness of the national economy, expanding the possibilities of its integration into the global economic system, and increasing the efficiency of all levels of government. In turn, a statistical assessment of the results of the implementa-tion of the main provisions of the republican strategies for socio-economic development in the context of the formation of a digital economy shows that innovative approaches, developed and implemented information systems, web services and advanced technological solutions are fundamental elements for organizing an effective work on the processing of statistical information and the adoption of managerial decisions on the organization of the effective functioning of industries and spheres of the national economy.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК 338 2 Б.А. Бегалов1, И.Е.Жуковская2

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-64-76

1 Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике,

Ташкент, Узбекистан,

2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

Статистическая оценка реализации стратегий социально-экономического развития Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации

Цель. Основной целью статьи является проведение статистической оценки реализации стратегий социально — экономического развития Республики Узбекистан по инновацион-ной методике, основанной на применении цифровых технологических решений. Материалы и методы. В ходе написания данной статьи авторами были использованы методы системного анализа, синтеза, статистической выборки и группировки, индук-ции, дедукции, методы работы с компьютерными сетями и цифровыми платформами, специальные методы и инструменты, необходимые для оптимизации работы портала Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, а также при рабо-те над настоящей статьей нашли свое отражение методы работы с цифровыми техно-логиями, специализированными программными продуктами, веб-сервисами.

Результаты. Авторами представлены основные технологические подходы к проведению статистической оценки деятельности отраслей и сфер национальной экономики Респуб-лики Узбекистан на основе применения цифровых механизмов. Предложены новые научные подходы по интеграции статистической деятельности с другими объектами национальной эконо-мики в условиях цифровой трансформации, определены основные направления организации взаимо-действия статистической отрасли с объектами экономики в рамках выполнения Национальной программы «Цифровой Узбекистан — 2030». Показано, что в современный период в Республике Узбекистан принят целый комплекс правительственных решений по всестороннему раз-витию экономической системы страны на основе использования цифровых технологий. Кроме того, в статье доказано, что развитие цифровой инфраструктуры является од-ним из определяющих условий повышения конкурентоспособности государства на миро-вой арене. Вместе с тем, цифровая трансформация способствует выработке новых ме-тодологи-ческих решений, по оценке функционирования отраслей и сфер

национальной экономики. Научные исследования, проведенные авторами, констатируют, что благода-ря применению передовых информационных и цифровых технологий, инновационных ме-ханизмов сбора и обработки информационных потоков, статистическая оценка реализа-ции целого комплекса стратегий по развитию социально — экономического комплекса яв-ляется более открытой и прозрачной, что в свою очередь позволяет принимать грамот-ные управленческие решений для эффективного развития отраслей и сфер национальной экономики. Заключение. В настоящей работе показано, что развитие и широкое применение цифровых технологий во всех отраслях экономики и сферах жизни общества сегодня является гло-бальной тенденцией мирового развития. Также авторами констатируется, что исполь-зование цифровых технологических решений имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, роста эффективности всех уровней управления. В свою очередь, статистическая оценка результатов выполнения ос-новных положений республиканских стратегий социально — экономического развития в условиях формирования цифровой экономики показывает, что инновационные подходы, разработанные и внедренные информационные системы, веб-сервисы и передовые технологические решения являют-ся основополагающими элементами для организации эффективной работы по обработке стати-стической информации и принятия управленческих решений по организации эффективного функци-онирования отраслей и сфер национальной экономики.

Ключевые слова: цифровая трансформация, статистическая информация, открытость, достоверность, прозрачность, оптимизация, инновационные технологии, методики, эффективность, качество, конкурентоспособность.

Bakhodir A. Begalov1, Irina E. Zhukovskaya2

1 The State Committee Of the Republic of Uzbekistan on statistics, Tashkent, Uzbekistan 2 Financial University under the Government Russian Federation, Moscow, Russia

Statistical Assessment of The Implementation of Socio-Economic Development Strategies of The Re-public of Uzbekistan in the Context of Digital Transformation

Purpose of the study. The main purpose of the article is to conduct a statistical assess-ment of the implementation of strategies for the socioeconomic development of the Republic of Uzbekistan using an innovative methodology based on the use of digital technological solu-tions. Materials and methods. In the course of writing this article, the authors used the methods of system analysis, synthesis, statistical sampling and

grouping, induction, deduction, methods of working with computer networks and digital platforms, special methods and tools necessary to optimize the work of the portal of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statis-tics, as well as when working on this article, methods of working with digital technologies, specialized software products, web services were reflected.

Results. The authors present the main technological approaches to conducting a statistical as-sessment of the activities of industries and spheres of the national economy of the Republic of Uzbekistan based on the use of digital mechanisms. New scientific approaches to the integration of statistical activities with other objects of the national economy in the context of digital transformation are proposed, the main directions for organizing the interaction of the statistical industry with economic objects within the framework of the National Program "Digital Uzbekistan — 2030" are identified. It is shown that in the modern period in the Republic of Uzbekistan a whole range of government decisions has been adopted on the comprehensive development of the country's economic system based on the use of digital technologies. In addition, the article proves that the development of digital infrastructure is one of the determining conditions for increasing the competitiveness of the state on the world stage. At the same time, digital trans-formation contributes to the development of new methodological solutions for assessing the functioning of industries and spheres of the national economy. Scientific studies conducted by the authors state that due to the use of advanced information and digital technologies, innova-tive mechanisms for collecting and processing information flows, the statistical assessment of the implementation of a whole range of strategies for the development of the socio-economic complex is more open and transparent, which

in turn allows you to make competent manage-ment decisions for the effective development of industries and areas of the national economy. Conclusion. This paper shows that the development and widespread use of digital technologies in all sectors of the economy and spheres of society today is a global trend in world develop-ment. The authors also state that the use of digital technological solutions is crucial for improv-ing the living standards of citizens and the competitiveness of the national economy, expanding the possibilities of its integration into the global economic system, and increasing the efficien-cy of all levels of government. In turn, a statistical assessment of the results of the implementa-tion of the main provisions of the republican strategies for socio-economic development in the context of the formation of a digital economy shows that innovative approaches, developed and implemented information systems, web services and advanced technological solutions are fundamental elements for organizing an effective work on the processing of statistical information and the adoption of managerial decisions on the organization of the effective functioning of industries and spheres of the national economy.

Keywords: digital transformation, statistical information, openness, reliability, trans-parency, optimization, innovative technologies, methods, efficiency, quality, competitiveness.

Введение

Развитие мировой экономической системы в современный период, основывается на множественных инновационных технологиях, стратегиях и программах модернизации различных отраслей и сфер экономики. Данные изменения находят свое отражение и в развитии национальной экономики Республики Узбекистан. Следует отметить, что реформы, проводимые в Узбекистане, направлены на модернизацию экономики страны, либерализацию всех сфер жизни общества, демократизацию государства и общества.

Как известно, в феврале 2017 года Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёевым была утверждена «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана на 2017—2021 годы». В рамках данной Стратегии, начиная с 2017 года, в стране были реализованы комплексные реформы, направленные на осуществление глубоких преобразований во всех сферах жизни и деятельности государства и общества [23]. Вышеназванная Стратегия позволила обеспечить макроэкономическую стабильность и высокие темпы экономического роста,

повышение конкурентоспособности экономики за счет реструктуризации и модернизации отраслей, сокращения государственного участия в экономике, защиты прав и приоритетной роли частной собственности, поощрения развития малого бизнеса, комплексного и сбалансированного развития регионов.

Проводимые реформы уже приносят весьма неплохие результаты, подтверждаемые макроэкономическими показателями. В соответствии с предварительной оценкой, в 2021 году валовой внутренний продукт (ВВП) Республики Узбекистан в текущих ценах составил 734 587,7 млрд.сум и, что по сравнению с 2020 годом, составляет рост в реальном выражении на 7,4 % [35].

Необходимо также отметить, что за последние пять лет (2017-2021 гг.) ВВП страны увеличился в реальном выражении на 27,2 %, при этом среднегодовой рост экономики за 2017-2021 годы составил 5,0 % [35].

ВВП Республики Узбекистан по паритету покупательной способности (ППС) за 2021 год составил 297,6 млрд. долл.США. Данный показатель имеет тенденцию к росту.

Как показывают данные Всемирного банка, в странах

СНГ - ВВП по ППС за 2020 год следующие:

— в Российской Федерации — 4 133,1 млрд долл. США;

— на Украине — 544,8 млрд долл. США;

— в Казахстане — 501,6 млрд долл.США;

— в Узбекистане — 264,7 млрд долл. США;

— в Беларусии — 189,8 млрд долл. США;

— в Азербайджане — 146,1 млрд долл. США;

— в Армении — 39,4 млрд долл. США;

— в Таджикистане — 36,8 млрд долл. США;

— в Молдове — 34,1 млрд долл. США;

— в Кыргызстане — 32,7 млрд долл. США1.

В качестве постановки задачи настоящего исследования авторами рассматривается проведение статистической оценки реализации стратегий социально-экономического развития Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации на базе методики, основанной на применении цифровых технологических решений и специальных программных средств. Прежде всего на базе единой автоматизированной информационной

1 Источник: https://www.worldbank.

org

системы сдачи статистической отчетности е^Ш; 4.0, а также с помощью специально разработанных сервисов, основой которых является использование мобильных устройств и получение информации на сервере Госкомстата в режиме онлайн.

Актуальность написания настоящей статьи вытекает из Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60 «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы», в котором отмечается, что усиление социальной защиты граждан и сокращение бедности определены приоритетными направлениями государственной политики, на качественно новый уровень подняты обеспечение населения новыми рабочими местами и гарантированным источником дохода, квалифицированными медицинскими и образовательными услугами, достойными условиями жиз-ни»,2 а также Указа Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева от 5 октября 2020 года «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» и мерах по ее эффективной реализации».

В ходе проведения научного исследования и написания данной работы, авторами был изучен целый ряд научных статей и литературных источников отечественных и зарубежных авторов, посвященных проведению статистичпеской оценки макроэкономических показателей отраслей и сфер экономики, изучению базовых положений и нормативов по эффективной организации проведения статистических работ на основе передовых технологических решений.

Как показывают исследования авторов, Председатель Статкомитета СНГ В.Л. Соко-

2 Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60 «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы» // Народное слово 2022 г., 29 января.

лин в своей статье «Статистика СНГ: 30 лет общей работы», опубликованной в журнале «Вопросы статистики» (№ 1 за 2022 год) утверждает, что «в настоящее время «Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике руководствуется законом Республики Узбекистан «О государственной статистике» от 12 декабря 2002 г. и другими нормативными актами [19].

За период с 1992 по 2020 г. Госкомстат Республики Узбекистан разработал и внедрил свыше 200 методических рекомендаций и инструкций, провел свыше 5000 обследований по различным статистическим формам. Госкомстат Республики Узбекистан активно использует новые направления работы с пользователями официальной статистики: в частности, диалог через официальный сайт путем проведения различных целенаправленных опросов; круглые столы и семинары в высших учебных заведениях страны; встречи и брифинги с представителями средств массовой информации, местных органов управления; дни открытых дверей для населения, пользователей и поставщиков статистических данных; диалог с использованием мобильных приложений; активное использование колл-центров; выездные встречи на места и т. д.» [3,35].

Также в процессе написания настоящей статьи авторами были проработаны труды Ба-лацкого Е.В., Екимова Н.А. [2], Бегалова Б.А. [3], Гохберг Л.М., Шадрина А.Е. [15], Гусаровой О.М. [5], Макарова В.Л., Айвазян С.А., Афанасьева М.Ю, Бахтизина А.Р., Нанавян А.М. [13], Иванова В.В [10] и др.

По вопросам эффективного применения цифровых технологий в деятельности отраслей и сфер экономики, а также оценке их деятельности в едином экономическом комплексе, проанализированы работы таких авторов, как Антохо-

ва И.В. [1], Горбашко Е.А. [4], Добрынин А.П. [6], Должен-ко А.И., Шполянская И.Ю., Глушенко С.А. [7], Ефимуш-кин В.А. [8], Жуковская И.Е. [9], Лапидус Л.В. [11], Ледне-ва О.В. [12], Минашкин В.Г., Прохоров П.Э. [14], Полякова В.В. [16], Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н., [17] Смелов П.А., Егорова Е.А., Прохоров П.Э. [18], Федорков А.А.[20] и т.д.

Вместе с тем, в период проведения исследования, авторами были изучены следующие нормативно-правовые документы, принятые Президентом Республики Узбекистан: Постановление от 31 июля 2017 года №ПП-3165 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике»3, Распоряжение от 12 сентября 2017 года «О мерах по обеспечению открытости и прозрачности экономических и финансовых показателей в Республике Узбекистан», Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан», Указ Президента Республики Узбекистан от 21 сентября 2018 года №УП-5544 «О стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в 2019—2021 годах», Указ от 5 февраля 2019 года №УП-5655 «Об утверждении Концепции переписи населения Республики Узбекистан в 2022 году», которая служит необходимой правовой базой для проведения крупного мероприятия в стране — переписи населения в 2022 году. В связи с этим, 16 марта 2020 года принят Закон Республики Узбекистан «О переписи населения»4, Постановление

3 Ресурс: База данных нормативно-правовых актов // https://www. lex.uz/docs/3297204

4 Ресурс: База данных нормативно-правовых актов, ЗРУ-611 // https://www.lex.uz/docs/4766082

Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышению статистического потенциала страны» за № ПП-4273 от 9 апреля 2019 года, Постановлении Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2020 года №-4642 «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте» и Постановлении Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года №-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства», Постановление от 3 августа 2020 года №ПП-4796 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию национальной статистической системы Республики Узбекистан», которая содержит важные нормы для комплексного совершенствования национальной статистической системы, а также важный стратегический документ — «Национальную стратегию развития статистики в 2020—2025 гг.»5.

Наряду с нормативно — правовыми документами, принятыми в Республике Узбекистан, были изучены документы международных организаций. Такие как Рекомендации СОООН, Евростата и ПАРИЖ-21: Национальная стратегия развития статистики (НСРС)6, документы ПРООН, ЮНИСЕФ, Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮН-КТАД), ЮНФПА, ЕЭК ООН: «Модельный закон об официальной статистике»7; Всемирный банк: Индекс статистического потенциала8.

5 Ресурс: База данных нормативно-правовых актов // https://www. lex.uz/docs/4926736

6 Ресурс: http://www.paris21.org/ sites/default/flles/1401_0.pdf

7 Ресурс: https://www.unece.org/ index.php?id=45114

8 Ресурс: https://databank.worM-bank.org/ source/statistical-capacity-indicators

Не смотря на солидный задел исследований в данной сфере, статистическая оценка реализации стратегий социально-экономического развития республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации изучена не достаточно, что и обусловило проведение настоящего исследования и написание данной статьи.

Современные цифровые технологии в статистической деятельности Республики Узбекистан

В ходе исследования авторами выявлено, что развитие цифровой экономики способствует внедрению в деятельность всех объектов экономики таких цифровых технологий, как блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей, компьютерное зрение, обработка естественного языка, BigData, нейронные сети, робототехника, трансферное обучение, системы поддержки принятия решений, смарт — контракты, распознавание речи, цифровые платформы и

т.д [3,9]. Кроме того, цифрови-зация мировой экономической системы способствует развитию цифровой грамотности населения, новых цифровых инструментов, оптимальной организации коммуникационных процессов в обществе (рис. 1).

Большое распространение в современный период цифровые технологии получили в статистической деятельности Республики Узбекистан. Концептуальная схема применения цифровых технологий в динамике в сфере статистики Республики Узбекистан представлена на рис. 2.

Как видно из рис. 2, из года в год в статистической отрасли Республики Узбекистан все больше распространение получают цифровые технологические решения.

Исследования авторов показали, что благодаря использованию цифровых технологий, в настоящее время на официальном корпоративном портале Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике размещается

Рис. 1. Основные механизмы цифровой экономики

Источник: разработано авторами

Fig. 1. Main mechanisms of the digital economy

Source: developed by the authors

Рис. 2. Динамика развития цифровых технологий в статистической сфере Республики Узбекистан Источник: разработано авторами

Fig. 2. Dynamics of development of digital technologies in the statistical sphere of the Republic of Uzbekistan

Source: developed by the authors

огромное количество макроэкономических показателей и аналитических статистических отчетов для предоставления широкому кругу общественности [9]. Все отчёты доступны на трех языках: узбекском, русском и английском, что позволяет инвесторам иностранных государств осуществлять тесное сотрудничество со Статистическим комитетом стран СНГ, Европейской экономической комиссией ООН, ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮН-ФПА, Всемирным банком, Азиатским банком развития и Международным валютным фондом9.

Рис. 2 показывает, что на сегодняшний день в статистической сфере Республики Узбекистана внедрена онлайн версия Автоматизированной информационной системы для электронного сбора статистической информации е^Ш; 4.0, разработана Автоматизированная система переписи, проводится активная

9 http://uza.uz/ru/society/reformy-у^еге-8;аУ8УМ-25-12-2019 - официальный сайт Национального информационного агентства Узбекистана.

работа по созданию специализированного центра по сбору, хранению и обработке статистической информации, внедрены специализированные web-веб сервисы и т.д [3]. К 2024 году предусмотрено внедрение космических съемок и полномасштабное использование дронов при проведении статистических работ в сельском хозяйстве, проводятся полномасштабные работы по внедрению в 2025 году Единой системы обработки потоков больших массивов данных, продолжаются работы по совершенствованию портала открытых данных и портала Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Основные показатели статистической оценки реализации стратегий социально-экономического развития Республики Узбекистан на основе применения цифровых технологических решений

В настоящее время в Республике Узбекистан все статистические отчеты объектов

экономики сдаются с помощью Автоматизированной информационной системы для электронного сбора статистической информации е^а; 4.0. Разработанный комплекс специальных методик, основанных на применении передовых технологических решений, позволяет проводить точные расчеты множества макроэкономических показателей. В таблице 1 представлены темпы роста ВВП по видам экономической деятельности за последние 5 лет (табл.1).

Кроме того, исследования, проводимые с использованием цифровых технологий показали, что в 2021 году ВВП на душу населения в Республике Узбекистан в текущих ценах составил 21,0 млн.сум. Это на 5,3% больше, чем в 2020 году. Также данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике показывают, что в 2021 году ВВП на душу населения по среднегодовому курсу ЦБ РУз составил 1 983 долл.США, по ППС - 8 525 долл.США [35].

Практика показывает, что благоприятная деловая среда

Таблица 1 (Table 1)

Темпы роста ВВП по видам экономической деятельности за 2017—2021 гг.

(в % к предыдущему году)

GDP growth rate by types of economic activity for 2017—2021

(in % to the previous year)

Годы 2021 г. по сравнению с 2016 г., %

2017 2018 2019 2020 2021

ВВП 104,4 105,4 105,7 101,9 107,4 127,2

в том числе:

валовая добавленная стоимость отраслей 104,3 105,3 105,8 101,9 107,5 127,3

сельское, лесное и рыбное хозяйство 101,2 100,3 103,1 102,9 104,0 111,8

промышленность 105,2 110,8 105,0 100,9 108,7 134,3

строительство 106,0 114,3 122,9 109,5 106,8 174,2

услуги 106,0 105,2 106,0 100,7 109,2 129,9

чистые налоги на продукты 105,7 105,9 104,7 101,6 106,7 127,0

Источник: разработано авторами на основе данных Республики Узбекистан по статистике

Source: developed by the authors based on data from Republic of Uzbekistan on Statistics

Государственного комитета the State Committee of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Изменение отраслевой структуры ВВП

(в % к валовой добавленной стоимости)

Источник: разработано авторами на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Fig. 3. Change in the sectoral structure of GDP

(in % of gross value added) Source: developed by the authors based on data from the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics

и инвестиционная активность способствовали повышению темпов экономического роста и качественным изменениям в структуре экономики. На рис. 3 предсавдено изменение отраслевой структуры ВВП (в % валовой добавленной стоимости).

Как явствует из рис. 3, за период с 2016 по 2021 год значительно улучшилась структура экономики в сторону про-

изводства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Например, добавленная стоимость промышленности возросла на 34,3 % (среднегодовой рост за 2017—2021 гг. — на 6,1 %) и ее доля в отраслевой структуре ВВП увеличилась с 19,5 % в 2016 году до 27,8 % в 2021 году [35].

По итогам 2021 года промышленное производство возросло на 8,7 %. Положитель-

ный рост промышленности обусловлен ростом в следующих отраслях:

— добычи сырой нефти и природного газа — на 8,5% (доля в ВДС промышленности - 10,8%);

— производства текстильных изделий — на 19,1% (доля — 7,9%);

— производства химической продукции — на 5,7% (доля — 5,9%);

— производства неметаллической минеральной продукции — на 6,4% (доля — 4,9%);

— металлургической промышленности — на 8,1% (доля — 29,4%);

— электроснабжения — на 12,1% (доля — 7,0%) [35].

Опыт показывает, что за последние пять лет в Республике Узбекистан сохранилась тенденция к постепенному сокращению удельного веса сельского хозяйства в структуре ВВП с 32,1% в 2016 году до 26,9% в 2021 году. При этом снижение доли сельского хозяйства в ВВП произошло на фоне положительных среднегодовых темпов прироста (на 2,3%) сельскохозяйственной продукции. По сравнению с 2016 годом, добавленная стоимость данной отрасли в реальном выражении выросла на 11,8%.

По итогам 2021 года в сельском, лесном и рыбном хозяйстве темпы роста составили 4,0%. Положительная динамика в этой отрасли обусловлена ростом производства продукции животноводства на 4,1% и растениеводства — на 3,9% [35].

Кроме того, в 2021 году рост по производству:

— мяса составил 4,8% (доля в сельском хозяйстве — 30,7%);

— молока — 2,8% (доля — 12,4%);

— яиц — 3,5% (доля — 1,9%);

— овощей — 4,1% (доля — 13,3%);

— картофеля — 4,7% (доля — 2,9%) [35].

В результате осуществления в стране масштабных ра-

бот по возведению жилых комплексов, строительству и капитальной реконструкции социальных и инженерных инфраструктурных объектов, а также реализации инвестиционных проектов по модернизации предприятий базовых отраслей промышленности, объем строительных работ, по сравнению с 2016 годом, вырос на 74,1% (среднегодовой рост за 2017-2021 гг. - 11,9%), а доля строительства в структуре ВВП увеличилась с 5,6% до 6,7% [35].

В 2021 году в строительстве темпы роста составили 6,8%, что обусловлено ростом строительных работ, осуществленных:

- крупными предприятиями — на 7,4% (доля в строительных работах — 24,9%).

- малыми предприятиями и микрофирмами — на 4,8% (доля — 54,7%);

— физическими лицами — на 11,8% (доля — 20,4%) [35].

В ходе настоящего исследования выявлено, что одним из важнейших факторов роста экономики страны является развитие сферы услуг, решение проблемы занятости населения. Современная действительность показывает, что в результате претворения в жизнь разработанных в стране стратегий, данная отрасль стала одним из динамично развивающихся секторов экономики. Несмотря на снижение доли сферы услуг в структуре ВВП с 42,8% в 2016 году до 38,6% в 2021 году, ее добавленная стоимость выросла, по сравнению с 2016 годом, на 29,9% (среднегодовой рост за 2017—2021 гг. — 5,4%) [35].

Как свидетельствуют данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, по итогам 2021 года в сфере услуг отмечен рост добавленной стоимости на 9,2%, что обусловлено ростом добавленной стоимости следующих основных ее отраслей:

— торговля — 12,5%

— услуги по проживанию и питанию — 18,3%

— перевозка и хранение — 15,7%

— информация и связь — 22,0%

— операции с недвижимым имуществом — 4,9%

— государственное управление — 0,4%

— образование — 9,6%

— здравоохранение — 4,8%

— искусство, развлечения и отдых — 19,1%

— предоставление прочих видов услуг — 20,3% [35]

В ходе написания настоящей статьи, авторами были выявлено, что такие сферы экономики, как туризм, внешняя торговля, сфера услуг, инвестиции из-за пандемии, вызванной распространением инфекции, вызванной вирусом COVID — 19, не получили должного развития.

Несмотря на заметный спад мировой экономики и развившийся кризис [36], положительный экономический рост, наблюдавшийся в Узбекистане в 2020 году, следует рассматривать, как результат тщательно продуманных адресных мер и скоординированной макроэкономической политики.

На основе принятия важных президентских и правительственных решений, направ-

ВВП

4,6

I Ш и I

I квартал I полугодие 9 месяцев 2020 год

ленных, в первую очередь, на защиту и поддержку предпринимателей и населения в период глобальной пандемии, обеспечение социальной поддержки уязвимых слоев населения, проведение продуманной монетарной и гибкой фискальной политики для поддержания макроэкономической стабильности в стране, стало возможным обеспечение положительного роста экономики.

В результате предпринимаемых мер, рост ВВП в I квартале 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, вырос на 4,5%, по итогам I полугодия того же года экономический рост замедлился до 1,2%, а за 9 месяцев — до 0,8%. По итогам 2020 года зафиксирован экономический рост на уровне 1,9%.

При этом, в условиях пандемии, по показателю ВВП в расчете на душу населения отмечена отрицательная динамика.

Своевременные антикризисные меры, в частности укрепление системы здравоохранения, усиление мер социальной защиты, а также реализация скоординированной макроэкономической политики, послужили смягчению негативных последствий пандемии.

Результатом принятых мер является тот факт, что эконо-

ВВП на душу населения

2,5

^^^ I иол^^дис I квартал

-0,9

Рис. 4. Темпы роста по основным макроэкономическим показателям в 2020 году (в % к соответствующему периоду 2019 года) Источник: разработано авторами на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Fig. 4. Growth rates by main macroeconomic indicators in 2020

(in % to the corresponding period of 2019) Source: developed by the authors based on data from the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics

9 месяцев 2020 год

l

-1,1

Рис. 5. Влияние отраслей на рост ВВП за 2017—2021 гг. (в % к итогу) Источник: разработано авторами на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Fig. 5. Influence of industries on GDP growth for 2017-2021 (in % of total) Source: developed by the authors based on data from the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics

мика Узбекистана по итогам 2021 года, вернулась к допан-демийному росту. Так, ВВП страны, по сравнению с 2020 годом, в реальном выражении возрос на 7,4%. Высокий экономический рост в 2021 году во многом объясняется низким ростом в 2020 году, т.е. эффек-

том низкой базы [35].

Индекс-дефлятор ВВП, по отношению к ценам 2020 года, составил 113,6%. По итогам 2021 года в структуре произведенного ВВП валовая добавленная стоимость производства товаров составила 418 927,4 млрд. сум, сферы

услуг — 262 496,3 млрд.сум, а чистые налоги на продукты — 53 164,0 млрд. сум.

Валовая добавленная стоимость, созданная всеми отраслями экономики, составила 92,8% от общего объема ВВП и возросла на 7,5%(вклад в прирост ВВП — 6,9 процентных пунктов). Чистые налоги на продукты в структуре ВВП составили 7,2% и, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, увеличились на 6,7% (вклад в прирост ВВП — 0,5 п.п.).

В 2021 году положительный вклад в прирост ВВП внесли отрасли сельского, лесного и рыбного хозяйства — 1,0 п.п., промышленности — 2,2 п.п., строительства — 0,4 п.п. и сферы услуг —3,3 п.п [35].

Опыт свидетельствует, что обеспечение территориальной сбалансированности национальной экономики и снижение региональных диспропорций являются приоритетными направлениями государственной политики Узбекистана.

Кроме того, практика показывает, что в последние годы в

Таблица 2 (Table 2)

Темпы роста ВВП (ВРП) GDP Growth rate (GRP)

В % к предыдущему году 2021 г. в % к 2016 г. Среднегодовые

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. темпы роста за 2017-2021 гг.

Республика Узбекистан 104,4 105,4 105,7 101,9 107,4 127,2 105,0

Республика Каракалпакстан 106,1 105,8 107,0 102,0 107,4 131,7 105,7

области:

Андижанская 104,1 109,6 105,8 102,7 104,7 129,9 105,4

Бухарская 102,4 105,4 106,3 102,8 106,2 125,3 104,6

Джизакская 104,1 103,9 108,3 104,8 107,0 131,5 105,6

Кашкадарьинская 103,5 102,0 101,8 102,7 107,6 118,9 103,5

Навоийская 101,5 104,8 105,2 106,6 107,2 127,8 105,0

Наманганская 103,4 104,1 107,5 105,1 109,1 132,6 105,8

Самаркандская 101,5 100,7 105,6 101,8 108,8 119,5 103,7

Сурхандарьинская 103,4 104,6 103,7 104,4 107,8 126,1 104,8

Сырдарьинская 95,5 103,4 109,5 101,8 110,2 121,2 104,1

Ташкентская 101,0 106,8 107,3 102,9 110,7 131,9 105,8

Ферганская 98,9 107,4 104,4 104,9 108,0 125,7 104,7

Хорезмская 104,5 103,0 105,7 101,4 109,2 126,0 104,8

г. Ташкент 110,8 111,1 108,4 102,4 114,1 156,0 109,4

Источник: разработано авторами на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике Source: developed by the authors based on data from the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics

Республике Узбекистан особое внимание уделяется развитию регионов, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

В частности, следует отметить, что в результате осуществления целевых региональных программ, в последние пять лет опережающие темпы роста валового регионального продукта (далее — ВРП) были обеспечены в г.Ташкент (по сравнению с 2016 годом рост на 56,0%), Республике Каракал-пакстан (на 31,7%), Наманган-ской (на 32,6%), Ташкентской (на 31,9%) и Джизакской (на 31,5%) областях. При этом за рассматриваемый период среднегодовые темпы роста ВРП по г. Ташкент составили 9,4%, Республике Каракалпакстан — 5,7%, Наманганской — 5,8%, Ташкентской — 5,8%, Джизак-ской — 105,6% областям [35].

Низкие среднегодовые темпы роста ВРП, по сравнению со среднереспубликанским уровнем (105,0%), за 2017—2021 годы наблюдались в Кашкадарьинской (103,5%), Самаркандской (103,7%), Сы-рдарьинской (104,1%), Бухарской (104,6%), Ферганской (104,7%), Сурхандарьин-ской (104,8%) и Хорезмской (104,8%) областях.

Анализируя данные таблицы 2, следует отметить, что все регионы имеют различные показатели социально-эконо-мичпеского развития и темпы роста роста, которые объясняются множеством объективных причин, таких как уровень регионального развития в начальный период рыночных реформ,экономико — географическое развитие, инновационный и инфраструктурный потенциал и т.д.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключении необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики ключевыми приоритетами социально-экономического развития страны становится диверсификация, предполагающая снижение сырьевой зависимости, развитие отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а также освоение высокотехнологичных производств.

Кроме того, следует констатировать, что сегодня сфера цифровых технологий является одной из быстроразвиваю-щихся в мировой экономике, являясь как двигателем экономического роста, так и сектором, который уже значительно

изменил и трансформировал экономические процессы в других отраслях и продолжает оказывать влияние на формирование нового типа экономики, основанного на знаниях, использовании информации и продуктов интеллектуального труда человека.

В свою очередь развитие цифровой экономики способствует развитию цифровой грамотности населения, новых цифровых инструментов, оптимальной организации коммуникационных процессов в обществе на основе использования интеллектуальных технологий, робототехники, технологии открытых и больших данных, блокчейн, разработки и внедрения различных технологических платформ.

Таким образом мероприятия, направленные на совершенствование территориальной организации экономики, способствуют преодолению сырьевой направленности, формированию производственно-технологической базы и сглаживанию диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности страны на экономическом рынке.

Литература

1. Антохонова И.В., Полухина О.А., Сайбо-нова Л.Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона // Статистика и Экономика. 2017. № 1. С. 3-10.

2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Инновационно-технологические матрицы и национальные стратегии экономического развития // Управленец. 2019. Т. 10. № 5. С. 9-19. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-52.

3. Бегалов Б.А., Мамадалиев О.Т. Реформы в сфере статистики Республики Узбекистан: результаты и перспективы развития // Статистика и Экономика. 2021. № 18(1). С. 4-13. DOI: 10.21686/2500-3925-2021-1-4-13.

4. Горбашко Е.А. Влияние цифровизации на качество жизни с позиций устойчивого экономического развития // Сборник статей по итогам XIV международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: про-

блемы и перспективы». СПб.: СПбГЭУ, 2019. С. 29-35.

5. Гусарова О.М. Эконометрический анализ статистической взаимосвязи показателей социально-экономического развития России // Фундаментальные исследования. 2016. № 2(2). С. 357-361.

6. Добрынин А.П., Черных К.Ю., Купри-яновский В.П., Куприяновский П.В., Синя-гов С.А. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 1. С. 4—11.

7. Долженко А.И., Шполянская И.Ю., Глушенко С.А Анализ качества микро-сервисов информационной системы на базе нечеткой модели // Прикладная информатика. 2019. № 5(83).

8. Ефимушкин В.А., Ледовских Т.В., Щербакова Е.Н. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики // T-Comm. 2017. № 5. С. 15—20.

9. Жуковская И.Е. Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики // Статистика и Экономика. 2020. № 17(5). С. 68—80. Э01: 10.21686/2500-3925-2020-5-68-80.

10. Иванов В.В. Наука и инновации в условиях глобализации // Общество и экономика. 2014. № 2(3). С. 10.

11. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 381 с.

12. Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 2. С. 455—470.

13. Макаров В.Л., Айвазян С.А., Афанасьев М.Ю., Бахтизин А.Р., Нанавян А.М. Оценка эффективности регионов РФ с учетом интеллектуального капитала, характеристик готовности к инновациям, уровня благосостояния и качества жизни населения // Экономика региона. Институт экономики УРО РАН. 2014. № 4(40). С. 9—30.

14. Минашкин В.Г., Прохоров П.Э. Статистический анализ использования цифровых технологий в организациях: региональный аспект // Статистика и Экономика. 2018. № 15(5). С. 51—62.

15. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, А. Е. Шадрин. М.: НИУ ВШЭ, 2015.

16. Полякова В.В. Основы теории статистики. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. 148 с.

17. Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 482—494.

18. Смелов П.А., Егорова Е.А., Прохоров П.Э. Современные ИКТ в статистике в эпоху цифровой экономики // Материалы Международной Научно-практической Конференции «Статистика в цифровой экономике: обучение и использование» (Санкт-Петербург, 1—2 февраля 2018 г.). СПб: Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, 2018. С. 140—141.

19. Соколин В.Л. Статистика СНГ: 30 лет общей работы // Вопросы статистики. 2022. № 29(1). С. 5—16.

20. Федорков А.А., Бирюков О.А. Цифровая экономика: особенности управления и тенденции развития // Петербургский экономический журнал. 2017. № 3. С. 60—66.

21. Закон Республики Узбекистан «О государственной статистике»,

12 декабря 2002 г., ЗРУ-441-П. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/ docs/53302.

22. Закон Республики Узбекистан «О переписи населения», 16 марта 2020 г. ЗРУ-611. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. lex.uz/docs/4766082.

23. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года

№ УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. lex.uz/docs/3107042.

24. Постановление Президента Республики Узбекистан от 31 июля 2017 года № ПП—3165 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/3297204.

25. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 12 сентября

2017 года № Р-5054 «О мерах по обеспечению открытости и прозрачности экономических и финансовых показателей в Республике Узбекистан».

26. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года

№ УП-5655 «Об утверждении Концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4190059.

27. Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 2019 года № ПП-4273 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышению статистического потенциала страны» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4277342.

28. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2020 года № ПП-4796 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию национальной системы статистики Республики Узбекистан» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4926736.

29. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 августа 2019 года № 686 «О мерах по организации деятельности Института повышения квалификации кадров и статистических исследований при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4477786.

30. СОООН, Евростат и ПАРИЖ21: Национальные стратегии развития статистики (НСРС) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. paris21.org/sites/default/files/1401_0.pdf.

31. ЕЭК ООН: "Модельный закон об официальной статистике", Декабрь 2016 г. [Элек-

трон. ресурс]. Режим доступа: https://www.unece. org/index.php?id=45114.

32. Всемирный банк: Индекс статистического потенциала [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://databank.worldbank.org/ source/ statistical-capacity-indicators.

33. Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020—2025 гг. // Ташкент, 2020.

34. Информационные ресусры МВФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://dsbb.imf.

References

1. Antokhonova I.V., Polukhina O.A., Saybonova L.N. Methodical approaches to the study of the local market of IT services in the information space of the region. Statistika i Ekonomika = Statistics and Economics. 2017; 1: 3-10. (In Russ.)

2. Balatskiy Ye.V., Yekimova N.A. Innovation-technological matrices and national strategies for economic development.Upravlenets = Manager. 2019; 10; 5: 9-19. DOI: 10.29141/2218-5003-201910-52. (In Russ.)

3. Begalov B.A., Mamadaliyev O.T. Reforms in the field of statistics of the Republic of Uzbekistan: results and development prospects. Statistika i Ekonomika = Statistics and Economics. 2021; 18(1): 4-13. DOI: 10.21686/2500-3925-2021-1-413. (In Russ.)

4. Gorbashko Ye.A. The impact of digitalization on the quality of life from the standpoint of sustainable economic development. Sbornik statey po itogam XIV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennyy menedzhment: problemy i perspektivy» = Collection of articles following the results of the XIV International Scientific and Practical Conference «Modern Management: Problems and Prospects». St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2019: 29-35. (In Russ.)

5. Gusarova O.M. Econometric Analysis of the Statistical Interrelation of Indicators of the Socio-Economic Development of Russia. Fundamental'nyye issledovaniya = Fundamental Research. 2016; 2(2): 357-361. (In Russ.)

6. Dobrynin A.P., Chernykh K.Yu., Kupriyanovskiy V.P., Kupriyanovskiy P.V., Sinyagov S.A. Digital economy - various ways to the effective application of technologies (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA and others). International Journal of Open Information Technologies. 2016; 1: 4-11.

7. Dolzhenko A.I., Shpolyanskaya I.Yu., Glushenko S.A Analysis of the quality of microservices of an information system based on a fuzzy model. Prikladnaya informatika = Applied Informatics. 2019; 5(83). (In Russ.)

8. Yefimushkin V.A., Ledovskikh T.V., Shcher-bakova Ye.N. Infocommunication technological

org/e-gdds/dqaf-base/country/UZB/category/ NAG00.

35. Информационные ресурсы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистик [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/uz/.

36. Портал открытых данных [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://data.gov.uz/uz/.

37. Классификатор Росстата институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС).

space of the digital economy. T-Comm. 2017; 5: 15-20.

9. Zhukovskaya I.Ye. The main directions of improving the methodology for the application of advanced information and communication technologies in the statistical activities of the Republic of Uzbekistan in the conditions of the formation of a digital economy. Statistika i Ekonomika = Statistics and Economics. 2020; 17(5): 68-80. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-568-80. (In Russ.)

10. Ivanov V.V. Science and innovations in the context of globalization. Obshchestvo i ekonomika = Society and economy. 2014; 2(3): 10. (In Russ.)

11. Lapidus L.V. Tsifrovaya ekonomika: upravleniye elektronnym biznesom i elektronnoy kommertsiyey. Monografiya = Digital economy: e-business and e-commerce management. Monograph. Moscow: INFRA-M; 2018. 381 p. (In Russ.)

12. Ledneva O.V. Statistical study of the level of digitalization of the Russian economy: problems and prospects. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki = Issues of innovative economics. 2021; 11; 2: 455470. (In Russ.)

13. Makarov V.L., Ayvazyan S.A., Afanas'yev M.YU., Bakhtizin A.R., Nanavyan A.M. Evaluation of the effectiveness of the regions of the Russian Federation taking into account intellectual capital, characteristics of readiness for innovation, the level of well-being and quality of life of the population. Ekonomika regiona. Institut ekonomiki URO RAN = Economics of the region. Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2014; 4(40): 9-30. (In Russ.)

14. Minashkin V.G., Prokhorov P.E. Statistical analysis of the use of digital technologies in organizations: a regional aspect. Statistika i Ekonomika = Statistics and Economics. 2018; 15(5): 51-62. (In Russ.)

15. Pilotnyye innovatsionnyye territorial'nyye klastery v Rossiyskoy Federatsii: napravleniya realizatsii programm razvitiya / Pod obshch. red.: L. M. Gokhberg, A. Ye. Shadrin = Pilot innovative territorial clusters in the Russian Federation: directions for the implementation of development programs / Ed. Ed.: L. M. Gokhberg, A. E. Shadrin. Moscow: NRU HSE; 2015. (In Russ.)

16. Polyakova V.V. Osnovy teorii statistiki = Fundamentals of the theory of statistics. Yekaterinburg: Ural University Press; 2015. 148 p. (In Russ.)

17. Sannikova T.D., Bogomolova A.V., Zhigalova V.N. Foreign models of digital transformation and prospects for their use in Russian practice. Ekonomicheskiye otnosheniya = Economic relations. 2019; 9; 2: 482-494. (In Russ.)

18. Smelov P.A., Yegorova Ye.A., Prokhorov P.E. ICT in statistics in the era of the digital economy. Materialy Mezhdunarodnoy Nauchno-prakticheskoy Konferentsii «Statistika v tsifrovoy ekonomike: obucheniye i ispol'zovaniye» (Sankt-Peterburg, 1-2 fevralya 2018 g.). = Proceedings of the International Scientific and Practical Conference «Statistics in the Digital Economy: Learning and Use» (St. Petersburg, February 1-2, 2018). St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2018: 140-141. (In Russ.)

19. Sokolin V.L. of the CIS: 30 years of common work. Voprosy statistiki = Questions of statistics. 2022; 29(1): 5-16. (In Russ.)

20. Fedorkov A.A., Biryukov O.A. Digital Economy: Features of Management and Development Trends. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal = Petersburg Economic Journal. 2017; 3: 60-66. (In Russ.)

21. Zakon Respubliki Uzbekistan «O gosu-darstvennoy statistike», 12 dekabrya 2002 g., ZRU-441-II = Law of the Republic of Uzbekistan «On State Statistics»,December 12, 2002, ZRU-441-II. [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/ docs/53302.

22. Zakon Respubliki Uzbekistan «O perepisi naseleniya», 16 marta 2020 g. ZRU-611 = Law of the Republic of Uzbekistan "On the population census", March 16, 2020, LRU-611. [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/docs/4766082.

23. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 7 fevralya 2017 goda № UP-4947 «O Strategii deystviy po dal'neyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» = Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 7, 2017 No. UP-4947 «On the Action Strategy for the Further Development of the Republic of Uzbekistan». [Internet]. Available from: https:// www.lex.uz/docs/3107042.

24. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 31 iyulya 2017 goda № PP-3165 «O merakh po sovershenstvovaniyu deyatel'nosti Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Uzbekistan po statistike» = Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated July 31, 2017 No. PP-3165 "On measures to improve the activities of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on statistics" [Internet]. Available from: https:// www.lex.uz/docs/3297204.

25. Rasporyazheniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 12 sentyabrya 2017 goda № R-5054 «O merakh po obespecheniyu otkrytosti

i prozrachnosti ekonomicheskikh i finansovykh pokazateley v Respublike Uzbekistan» = Order of the President of the Republic of Uzbekistan dated September 12 2017 No. R-5054 «On measures to ensure openness and transparency of economic and financial indicators in the Republic of Uzbekistan».

26. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 5 fevralya 2019 goda № UP-5655 «Ob utverzhdenii Kontseptsii provedeniya v 2022 godu perepisi naseleniya v Respublike Uzbekistan» = Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 5, 2019 No. UP-5655 "On approval of the Concept for conducting a population census in the Republic of Uzbekistan in 2022" [Internet]. Available from: https://www. lex.uz/docs/4190059.

27. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 9 aprelya 2019 goda № PP-4273 «O dopolnitel'nykh merakh po obespecheniyu otkrytosti i prozrachnosti gosudarstvennogo upravleniya, a takzhe povysheniyu statisticheskogo potentsiala strany» = Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated April 9, 2019 No. PP-4273 "On additional measures to ensure openness and transparency of public administration, as well as to increase the statistical potential of the country" [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/ docs/4277342.

28. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 3 avgusta 2020 goda № PP-4796 «O merakh po dal'neyshemu sovershenstvovaniyu i razvitiyu natsional'noy sistemy statistiki Respubliki Uzbekistan» = Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated August 3 2020 No. PP-4796 «On measures to further improve and development of the national system of statistics of the Republic of Uzbekistan" [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/docs/4926736.

29. Postanovleniye Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 17 avgusta 2019 goda № 686 «O merakh po organizatsii deyatel'nosti Instituta povysheniya kvalifikatsii kadrov i statisticheskikh issledovaniy pri Gosudarstvennom komitete Respubliki Uzbekistan po statistike» = Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated August 17, 2019 No. 686 "On measures to organize the activities of the Institute for Advanced Studies and Statistical Research under the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics" [Internet]. Available from: https:// www.lex.uz/docs/4477786.

30. SOOON, Yevrostat i PARIZH21: Natsional'nyye strategii razvitiya statistiki (NSRS) = UNSD, Eurostat and PARIS21: National Strategies for the Development of Statistics (NSDS) [Internet]. Available from: http://www.paris21.org/ sites/default/files/1401_0.pdf.

31. YEEK OON: "Model'nyy zakon ob ofitsial'noy statistike", Dekabr' 2016 g. = UNECE: "Model law on official statistics", December 20

[Internet]. Available from: https://www.unece.org/ index.php?id=45114.

32. Vsemirnyy bank: Indeks statisticheskogo potentsiala = World Bank: Statistical Capacity Index [Internet]. Available from: https://databank. worldbank.org/ source/statistical-capacity-indicators.

33. Natsional'naya strategiya razvitiya statistiki Respubliki Uzbekistan v 2020-2025 gg. = National Strategy for the Development of Statistics of the Republic of Uzbekistan in 2020-2025. Tashkent, 2020.

34. Informatsionnyye resusry MVF = IMF Information Resources [Internet]. Available from:

https://dsbb.imf.org/e-gdds/dqaf-base/country/ UZB/category/NAG00.

35. Informatsionnyye resursy Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Uzbekistan po statistic = Information resources of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on statistics [Internet]. Available from: https://stat.uz/uz/.

36. Portal otkrytykh dannykh = Portal of open data [Internet]. Available from: https://data.gov.uz/uz/.

37. Klassifikator Rosstata institutsional'nykh yedinits po sektoram ekonomiki (KIYES) = Rosstat classifier of institutional units by sectors of the economy (KIES). (In Russ.)

Сведения об авторах

Баходир Абдусаломович Бегалов

Д.э.н., профессор

Председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Ташкент, Узбекистан. Эл.почта: [email protected]

Ирина Евгеньевна Жуковская

Д.э.н, профессор

департамента «Бизнес — информатики», Финансовsq университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. Эл.почта: [email protected]

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bakhodir A. Begalov

Dr. Sci. (Economics), Professor The State Committee

of the Republic of Uzbekistan on Statistics, Tashkent, Uzbekistan E-mail: [email protected]

Irina E. Zhukovskaya

Dr. Sci. (Economics), Professor Department of Business Informatics, Financial University under the Government of the Russia, Moscow Russia E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.