УДК 008 О.А. Шубина
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
В статье исследуется документирование как вид регулируемой деятельности, неразрывно связанной с формированием информационного ресурса. Анализируется понятие информационных ресурсов, предлагается их классификация. Дано решение некоторых информационно-правовых проблем в данной области.
Ключевые слова: информационный ресурс, владение информацией, формы и способы документирования, процесс обработки информации, документированная информация, информационная деятельность.
O.A. Shubina
INFORMATION RESOURCE: CONCEPT AND TYPES
Documenting as a kind of the regulated activity which is inseparably linked with information resource formation is researched in the article. The information resources concept is analyzed, their classification is offered. The solution of some information-legal problems in this field is given
Key words: informational resource, information possession, forms and methods of documenting, information handling process, documentary information, information activity.
Документирование - вид регулируемой деятельности, неразрывно связанной с формированием информационного ресурса. Из необходимости формирования системы национальных информационных ресурсов вытекают обязанности в сфере документирования. Только проработанная структура национальных информационных ресурсов позволит определить системные требования к понятию «документ», его содержанию, выделить основные виды документов и т.д. Таким образом, правовое регулирование документирования должно привести в итоге к созданию обращаемого информационного объекта.
Правовое регулирование документирования как деятельности должно достигать двух основных целей:
- создание документов, соответствующих установленным нормативным требованиям к их форме и содержанию;
- создание документов, обеспечивающих формирование полноценных, взаимодействующих информационных ресурсов всех уровней и форм собственности.
Деятельность по созданию государственных, региональных, муниципальных и иных информационных ресурсов должна способствовать решению комплекса задач управления государством, регионом, городом и т.д. Для эффективного управления любым населенным пунктом (равно как и более крупными административными единицами) необходимо правильно организовать информацию. Хотя справедливо, что плохое руководство возможно и при наличии наилучших информационных систем, а плохая постановка информации почти всегда приводит к плохому руководству.
Владение информацией перестало быть фактором, дающим преимущества. Ключевым фактором в современных условиях является умение пользоваться информацией. Как утверждают философы, кто умеет пользоваться информацией, тот владеет миром [6]. Но, наш взгляд, умение только одно из условий эффективного использования. Второе необходимое условие - это преобразование информации в формы, способствующие ее включению в обращение, в том числе коммерческий оборот. Документирование - это и есть преобразование информации в объект, обладающий качествами, необходимыми для включения его в обращение. Полученный как результат документирования объект (в ряде случаев метаинформация) должен обладать качествами, позволяющими ему свободно перемещаться в информационной системе. Свойство доступности достигается через единообразие, стандартизацию самого объекта, а, кроме того, установления
Вестник,КрасГЯУ- 2011. №12
режима доступа и формирования метаинформационных ресурсов, которые должны включаться в информационные ресурсы других взаимодействующих субъектов. Документирование является необходимой предпосылкой формирования информационного ресурса, поэтому эта деятельность должна быть регламентирована с позиций необходимого (обязательного) и стандартизированного документирования. Стандартизация документирования возможна в связи с требованиями, вытекающими из необходимости формирования информационного ресурса.
Необходимость классификации информационных ресурсов достаточно часто упоминалась в юридической литературе. Наиболее распространено деление информационных ресурсов на государственные (формируемые государственной властью или за счет государства) и негосударственные (формируемые за счет частного сектора экономики) [5]. Ю.А. Нисневич определил всю совокупность информационных ресурсов как национальные информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы должны образовывать единую, взаимоувязанную систему, исключающую возникновение «информационного хаоса», вызванного стремлением к информационному суверенитету, порождающему избыточное дублирование информации. Он указывает и на необходимость обеспечить свободный доступ к таким ресурсам и взаимный обмен информацией [10]. Для достижения названных целей, в частности, взаимодействия ресурсов, существенное значение имеет совместимость документов, информационных продуктов, коммуникативных систем. Проблема совместимости, как отмечено выше, должна решаться через стандартизацию результатов информационной деятельности: документов, информационных ресурсов.
Но, помимо совместимости, есть и такая проблема, как взаимодействие государственных и негосударственных ресурсов в единой национальной системе. В пункте 5 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 147-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [8] (далее -Закона об информации 2006 года) указывается, что право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством. Как мы полагаем, такой подход далеко не всегда адекватен. Носитель придает информационному объекту свойства, позволяющие использовать его содержательную часть. Носитель (когда речь идет о документе) и инфраструктура ресурса обеспечивают доступ к информации. В ряде случаев применение к таким отношениям норм гражданского законодательства приведет к нарушению баланса частных и публичных интересов. Во всяком случае, в настоящем своем виде указанная норма не содержит механизмов, способствующих сохранению такого баланса.
Конкретные формы и способы документирования находятся в очевидной зависимости от того, например, должна ли такая информация предоставляться по запросам, распространяться через СМИ, направляться (полностью или частично) в информационные ресурсы иных ведомств, или частных структур, то есть от установленных законом требований к ее дальнейшему обращению. Кроме того, на момент фиксации информации должен быть определен и будущий режим информации в ресурсе по степени доступа, поскольку в режиме тайны, например, может быть запрещено фиксирование информации на магнитных носителях и т.д. Характеристики носителя и инфраструктуры без сомнения находятся в прямой зависимости от предполагаемых способов и средств защиты содержательной части информационного продукта.
Ю.А. Нисневич предлагает считать информационный ресурс практическим результатом обобщенных процессов обработки информации, осуществляемых в два этапа:
1. Сбор, накопление, хранение, первичная обработка (фильтрация) и актуализация исходной информации.
2. Комплексирование, статистическая и аналитическая обработка, создание новой (вторичной) информации [1].
Мы полагаем, что формирование информационного ресурса следует рассматривать как определенную информационную деятельность. Функционирование этого ресурса требует создания сложной инфраструктуры, но без такой инфрастуктуры простое скопление информации на носителе считать ресурсом невозможно. Обязанности по созданию инфраструктуры должны быть возложены на собственника, а требования к такой инфраструктуре закреплены в стандартах по отношению к разным видам ресурсов.
Таким образом, информационный ресурс подобно информационной вещи имеет сложную структуру. Но, если информационная вещь состоит из информации и носителя, то информационный ресурс - из совокупности документированной информации определенного рода и качества и инфраструктуры, позволяющей ресурсу функционировать. Ю.А. Нисневич указывает в одной из своих работ, что решение задач государственной информационной политики требует формирования и развития информационно-коммуникационной системы инфраструктуры государства. Под такой инфраструктурой он предлагает понимать комплекс организационных и технологических средств поиска, хранения, распространения и использования информационной продукции и услуг во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, включая территориаль-
но-распределительные депозитарии информационных ресурсов, государственные и корпоративные компьютерные сети и системы специального назначения и общего пользования, линии связи и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками, организационные структуры управления и контроля [7]. Автор рассматривает инфраструктуру в широком смысле, но связывает с инфраструктурой и информационный ресурс. Мы же считаем, что ресурс, сочетающий информацию и носитель, неотделим от своей инфраструктуры, без которой его ресурсное функционирование невозможно.
В определенном смысле информационным ресурсом можно считать любую зафиксированную информацию. Но для юридических целей, особенно в условиях информатизации, размывание содержания понятия от «документа» до «массива документов» (кстати, с весьма неопределенным правовым статусом) неоправданно и нецелесообразно. В итоге мы оказываемся в ситуации, когда невозможно определиться даже в отношении отдельного информационного объекта: является ли он ресурсом, системой, банком данных или чем-либо еще. В текстах нормативных правовых актов к информационным ресурсам относятся и банки данных (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1998. № 169 «О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации») [3], и просто сведения, содержащиеся в реестре (п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2002. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения») [4], и информация общего назначения (ст. 14 Федерального закона от 19.07.1998. № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе») [2]. В связи с этим отметим только то, что эффективное правовое регулирование требует устранения столь явных противоречий.
Сложившееся в законодательстве положение существенно снижает возможности эффективного правового регулирования информационной деятельности. В условиях, когда констатируется появление информационного производства, в развитии комплекса информационной индустрии [9] в российском законодательстве не только не раскрывается понятие информационной деятельности вообще, но возникает сложность и в определении того, что должно стать результатом манипуляций с информацией, кто и зачем производит эти манипуляции. Таким образом, системный подход, о котором пишут практически все авторы, исследующие информационно-правовые проблемы, никак не связывается в настоящее время с понятием информационной деятельности.
Литература
1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 147-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3448.
2. Федеральный закон от 19.07.1998. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 30. - Ст. 3609.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1998. № 169 «О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 8. - Ст. 943.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - № 9. - Ст. 935.
5. Антопольский А.Б. Проблемы классификации информационных ресурсов // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 1997. - № 8. - С. 10-11.
6. Лобанов С.Г., Селиванов А.И. Об информационно-аналитическом обеспечении управления в современной России // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2005. - № 5. - С. 6.
7. Нисневич Ю.А. Системный подход в государственной информационной политике // НТИ. Сер. 1. -2000. - № 5. - С. 2.
8. Нисневич Ю.А. Системно-методологические основы государственной информационной политики // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2001. -№ 3. - С. 6.
9. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобализация, устойчивое развитие, ноосферогенез: информационные аспекты // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2005.
- № 4. - С. 4.