Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / народовластие / демократия / органы публичной власти / органы государственной власти / органы местного самоуправления / информация / доверие. / Constitution of the Russian Federation / democracy / democracy / public authorities / government departments / local government bodies / information / confidence.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будаев Андрей Михайлович

Открытость и прозрачность деятельности органов публичной власти Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами власти. Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях, собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу публичного управления. Для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий необходима не вся информация, а ее часть — управленческая информация —, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию публично-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Нормы Конституции Российской Федерации определяют общий вектор правового регулирования информационного обмена между государством и обществом. Непосредственная конкретизация происходит как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Будаев Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION EXCHANGE BETWEEN CITIZENS AND PUBLIC AUTHORITIES: THEORY AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION

Openness and transparency of the activities of public authorities of the Russian Federation are the most important indicators of the effectiveness of their functioning in the implementation of established powers, as well as a necessary element for the implementation of constant and high-quality communication between citizens and authorities. Information as a set of any information, data, facts, characteristics about relevant objects, phenomena, processes, relationships, events, collected and systematized in a usable form, forms the basis of public management. For the formation and implementation of state control actions, not all information is needed, but part of it management information which is separated from its general array according to the criteria of suitability for servicing public legal processes of formation and implementation of control actions. The norms of the Constitution of the Russian Federation determine the general vector of legal regulation of information exchange between the state and society. Direct specification occurs both in federal legislation and in the legislation of the constituent entities of the Federation.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-34-36 NIION: 2018-0076-11/23-850 MOSURED: 77/27-023-2023-11-850

БУДАЕВ Андрей Михайлович,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»,

к.ю.н., доцент, e-mail: ambudaev@msal.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Открытость и прозрачность деятельности органов публичной власти Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами власти. Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях, собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу публичного управления. Для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий необходима не вся информация, а ее часть — управленческая информация —, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию публично-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Нормы Конституции Российской Федерации определяют общий вектор правового регулирования информационного обмена между государством и обществом. Непосредственная конкретизация происходит как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Федерации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; народовластие, демократия; органы публичной власти; органы государственной власти; органы местного самоуправления; информация; доверие.

Annotation. Openness and transparency of the activities of public authorities of the Russian Federation are the most important indicators of the effectiveness of their functioning in the implementation of established powers, as well as a necessary element for the implementation of constant and high-quality communication between citizens and authorities. Information as a set of any information, data, facts, characteristics about relevant objects, phenomena, processes, relationships, events, collected and systematized in a usable form, forms the basis of public management. For the formation and implementation of state control actions, not all information is needed, but part of it - management information - which is separated from its general array according to the criteria of suitability for servicing public legal processes of formation and implementation of control actions. The norms of the Constitution of the Russian Federation determine the general vector of legal regulation of information exchange between the state and society. Direct specification occurs both in federal legislation and in the legislation of the constituent entities of the Federation.

Key words: Constitution of the Russian Federation; democracy, democracy; public authorities; government departments; local government bodies; information; confidence.

Открытость и прозрачность деятельно- нейшими показателями эффективности их функ-сти органов публичной власти Рос- ционирования при реализации установленных сийской Федерации являются важ- полномочий, а также необходимым элементом

BUDAEV Andrey Mikhailovich,

Associate Professor of the Department of Constitutional and

municipal law

Kutafin Moscow State Law University (MSAL), PhD in Law, Associate Professor

INFORMATION EXCHANGE BETWEEN CITIZENS AND PUBLIC AUTHORITIES: THEORY AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

КОНФЕРЕНЦИЯ

осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами власти. Первые шаги к открытости власти были сделаны еще в годы перестройки и заключались в обоснованности значимости и необходимости гласности в деятельности советских и партийных органов. Однако нормативно-правовое закрепление принципов открытости публичной сферы было осуществлено лишь в 1993 г. с принятием Конституции РФ и Указа Президента России № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» [1].

В Основном законе страны закреплены принципы, на которых должно строиться информационное взаимодействие между властью и обществом. В соответствии с Конституцией РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42).

Одновременно с этими правами Конституция страны закрепляет обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц по обеспечению каждого гражданина возможностями для ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24).

По мнению Г.В. Атаманчука, информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях, собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу публичного управления[2, с. 240-241].

Существенно то, что непосредственно для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий необходима не вся информация, а ее часть — управленческая информация —, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию публично-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий.

Нормы Основного закона страны определяют общий вектор правового регулирования информационного обмена между государством и обществом. Непосредственная конкретизация происходит как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Федерации.

В частности, в Уставе города Москвы предусмотрены следующие формы установления каналов информационной связи: «консультативные и иные способы выявления мнения граждан» (ст. 62 Устава); «обращения и петиции граждан (ст. 65 Устава). Отметим, что в связи с динамичным

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

развитием строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы особую актуальность и востребованность приобрели публичные слушания, в рамках которых обсуждается проектная документация будущего строительного объекта[3]. Устав (Основной закон) Саратовской области предусматривает возможность обсуждения населением вопросов жизнедеятельности области (ст. 15 гл. III «Статус человека и гражданина на территории области»)[4].

В связи с проводимым исследованием вызывает интерес опыт законодательного закрепления прав граждан на получение информации о деятельности органов публичной власти в странах Восточной Европы. Например, ст. 61 Конституции Республики Польша 1997 г. впервые в польской правовой системе урегулировала право на получение информации о деятельности органов власти. Эта норма Конституции Республики Польша является гарантией получения сведений о деятельности органов публичной власти, а также о лицах, выполняющих публичные функции. Право на информацию включает также доступ к документам и присутствие на заседаниях коллегиальных органов публичной власти.

Общим для законодательства России и Польши является то, что основные начала получения, поиска и обмена информации между органами власти и гражданами установлены конституционными актами, а конкретизация правового регулирования данной деятельности на уровне страны, региона, единицы самоуправления происходит в соответствующих нормативно-правовых актах. К примеру, в Республике Польша — это Закон о доступе к публичной информации 2001 г.; Закон о самоуправлении воеводства 1998 г.; Закон о самоуправлении повята 1998 г. и др. [5]

В качестве практики реализации законодательных норм рассмотрим опыт создания информационной среды Правительством Москвы. В частности, Правительством г. Москвы еще в 2011 г. было принято постановление «Об утверждении Государственной программы г. Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций» [6]. В процессе общественного обсуждения Программы были выявлены как положительные аспекты, так и направления, требующие дальнейшей конкретизации и совершенствования. К ним можно отнести следующие: для успешной реализации требуется ведение прямого и открытого диалога между городской властью, гражданами, бизнесом; необходимо уделить внимание обучению граждан новым технологиям и внедрению электронного обучения во все сферы; необходимо уделить особое внимание обеспечению защиты персональных данных и др.

Подводя итог проведенному исследованию, сформулируем основной вывод, который был озвучен Президентом РФ в ходе своего Послания Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г.: «Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мне-ние...Только в этом случае создается прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, правды и справедливости» [7].

Список литературы:

[1]Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 (ред. от 1 сентября 2000 г.) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Российская газета. - 1994.

- 10 янв.

[2]Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.

[3]Устав города Москвы: Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. (ред. от 28 декабря 2022 г.) // Ведомости Московской городской Думы.

- 2001. - № 8. - Ст. 130.

[4]Устав (Основной Закон) Саратовской области: Закон Саратовской области от 02 июня 2005 г. № 46-ЗСО (ред. от 20 декабря 2022 г.) // Неделя области. Спецвыпуск. - 2005. - № 38 (156).

[5] Конституция Республики Польша и регламент Сейма / [Канцелярия Сейма. Бюро по исслед. и эксперт. заключениям; Пер. на рус. яз.: Анджей Кубик]. - Warszawa : Капсе1апа Sejmu, 2003.

[6] Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 г. N 349-ПП «Об утверждении Госу-

дарственной программы г. Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций» (ред. от 29 марта 2022 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2011. - №46.

[7] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. - 2012. - 13 дек.

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 1993 g. № 2334 (red. ot 1 sentyabrya 2000 g.) «O dopolnitel'nyh garantiyah prav grazhdan na informaciyu» // Rossijskaya gazeta. - 1994. - 10 yanv.

[2]Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya. Kurs lekcij. M., 1997.

[3] Ustav goroda Moskvy: Zakon goroda Moskvy ot 28 iyunya 1995 g. (red. ot 28 dekabrya 2022 g.)// Vedomosti Moskovskoj gorodskoj Dumy. - 2001. - № 8. - St. 130.

[4] Ustav (Osnovnoj Zakon) Saratovskoj oblasti: Zakon Saratovskoj oblasti ot 02 iyunya 2005 g. № 46-ZSO (red. ot 20 dekabrya 2022 g.) // Nedelya oblasti. Specvypusk. - 2005. - № 38 (156).

[5] Konstituciya Respubliki Pol'sha i reglament Sejma / [Kancelyariya Sejma. Byuro po issled. i ekspert. zaklyucheniyam; Per. na rus. yaz.: Andzhej Kubik]. - Warszawa : Kancelaria Sejmu, 2003.

[6] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 9 avgusta 2011 g. N 349-PP «Ob utverzhdenii Gosu-darstvennoj programmy g. Moskvy «Razvitie cifrovoj sredy i innovacij» (red. ot 29 marta 2022 g.) // Vestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy. - 2011. - №46.

[7] Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu ot 12 dekabrya 2012 g. // Rossijskaya gazeta. - 2012. - 13 dek.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.