Научная статья на тему 'Информационный контроль в России и мире: реальные основания и практики'

Информационный контроль в России и мире: реальные основания и практики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
898
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / INFORMATION CONTROL / ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / TOTAL CONTROL / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернобровкина Наталья Игоревна

В статье рассматриваются реальные основания всеобщего информационного контроля в условиях глобализации информационного пространства. Его субъектами являются ТНК, монополизирующие рынок информационных технологий. Тотальный характер информационного контроля и электронные средства его осуществления позволили ТНК «вскрыть» национальные системы телекоммуникаций для удовлетворения своих интересов. В России расширение сферы коммерческого регулирования информационных коммуникаций сопровождается усилением государственного информационного контроля, хотя новый формат содержания и передачи информации позволяет развиваться информационному контролю «снизу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CONTROL IN RUSSIA AND IN THE WORLD: THE REAL BASIS AND PRACTICE

The article considers the real basis of the universal information control within the conditions of information space globalization. Its subjects are transnational corporations, which monopolize the information technology market. Total information control and electronic means of its implementation has enabled these corporations to "hack" the national telecommunication systems to meet their interests. In Russia, the expansion of commercial regulation of information communication is accompanied by strengthening of the state information control, though the new format of the content and transmission of information allow the information control to be developed "from masses".

Текст научной работы на тему «Информационный контроль в России и мире: реальные основания и практики»

УДК 316.4 © 2014 г.

Н.И. Чернобровкина

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ И МИРЕ: РЕАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАКТИКИ

Чернобровкина Наталья Игоревна - кандидат философских наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

e-mail: nichernobrovkina@sfedu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются реальные основания всеобщего информационного контроля в условиях глобализации информационного пространства. Его субъектами являются ТНК, монополизирующие рынок информационных технологий. Тотальный характер информационного контроля и электронные средства его осуществления позволили ТНК «вскрыть» национальные системы телекоммуникаций для удовлетворения своих интересов. В России расширение сферы коммерческого регулирования информационных коммуникаций сопровождается усилением государственного информационного контроля, хотя новый формат содержания и передачи информации позволяет развиваться информационному контролю «снизу».

Ключевые слова: информационный контроль, тотальный контроль, информационное общество.

Все современные процессы вначале творчески осмысляются в художественных произведениях и только затем оформляются в научном знании. Так, тенденция всеобщего контроля общества была предугадана в 1949 г. английским писателем Дж. Оруэллом в романе- антиутопии «1984». Сейчас этот роман перестал быть антиутопией и причина тому (по мнению большинства ученых) - развитие информационно-коммуникативных технологий.

В фильме американского режиссера С. Спилберга «Особое мнение» общество победившего глобализма 2054 г. стремится уничтожить насилие новыми средствами контроля - «механическим глазом». Сканеры, установленные повсюду, снимают рисунок радужной оболочки человеческого глаза и передают информацию на центральный компьютер. Есть лишь один способ обойти глобальный контроль - сменить свои глаза на глаза другого человека.

Над фильмом работали 24 эксперта, представляющих различные отрасли науки и техники. Компания Nokia затратила более 2 млн дол. на создание мобильников, которыми пользовались герои фантастической ленты. «Автомобили будущего», сконструированные в компании Lexus, экспонировались на Нью-Йоркском международном автосалоне.

Однако авторы идеи фильма полагают, что средства всеобщего контроля необходимо совершенствовать, и в фильме рассказывается об эксперименте в округе Колумбия. Там был создан отдел «предпресту-плений», выслеживающий будущих убийц при помощи соединения оккультизма с технологиями слежки.

Впрочем, все описанные средства контроля общества победившего глобализма - это не художественный вымысел. Так, контроль перемещения лиц при помощи сканеров уже существует, и его апробируют на стадионах и в аэропортах. Установку оборудования наблюдения за осужденным осуществляет Национальный центр электронного контроля. Более того, электронный контроль сопровождается рядом условий, которые осужденный обязан выполнять.

Идеологическое обоснование всеобщего информационного контроля излагается в официальном документе - Стратегии национальной безопасности США. Ее основной идеей является переход США от «политики сдерживания» к «стратегии превентивности». Популяризацию этой идеи осуществлял бывший президент США Дж. Буш, который заявлял: «Америка будет действовать против возникающих угроз, прежде чем эти угрозы полностью сформируются» [1]. Следовательно, идея всеобщего контроля не только была воплощена в реальность, но и получила идеологическое обоснование.

Явление всеобщего информационного контроля фиксируется журналистами, писателями и учеными и обозначается различными терминами - «тотальный, электронный, информационный контроль общества». Однако все эти виды контроля характеризуют различные стороны развития общего процесса - всеобщего информационного контроля.

Поэтому важно выяснить его реальные основания и практики обеспечения в нашей стране и мире.

Возникновение нового вида контроля в глобальном информационном пространстве интерпретируется большинством общественных деятелей и ученых как объективная историческая закономерность. Органичность глобального информационного пространства вызвана интеграцией информационного пространства разных стран в единое целое. Как следствие, всеобщий информационный контроль направлен на регулирование норм, гарантирующих доступ социальных институтов, социальных групп и отдельных граждан не столько к информационным ресурсам, сколько к массмедийным носителям информации. Однако вряд ли появление нового вида контроля в глобальном информационном пространстве происходит естественно, «само по себе».

Борьба государств вокруг создания единого информационного пространства развернулась в 70-80-е гг. ХХ в., что было вызвано развитием телекоммуникационных технологий. На формирующемся рынке информационных услуг сразу обозначились лидеры-монополисты -США и Великобритания. Именно в этих странах, когда к власти в своих странах пришли Р. Рейган и М. Тэтчер, утвердился и стал доминировать принцип глобальной экономики - рыночный фундаментализм. «Доминирующая тенденция, связанная с международной конкуренцией за капитал, - пишет американский финансист и политик Дж. Сорос, - сложилась раньше - благодаря двум нефтяным кризисам и развитию офшорного рынка евровалют, однако только политические преобразования, осуществленные Тэтчер и Рейганом, обеспечили капиталу и предпринимательству как таковому главенствующую роль» [2, с. 266]. Следствием политики свободного рынка в условиях глобализации стало создание ТНК, которые монополизировали рынок. В настоящее время более 50 тыс. ТНК, владеющих третью всего мирового производства товаров и контролирующих около 75 % всей мировой торговли.

Для ТНК глобальное информационное пространство стало важной сферой влияния и контроля над поведением потребителей. Согласно выводам зарубежных аналитиков с 90-х гг. ХХ в. структуру мирового рынка представляют 10 международных корпораций, специализирующихся на выпуске программной продукции, звукозаписи, производстве фильмов и владеющих глобальными сетями их распространения: News Corporation, Time Warner, Disney, Bertelsmann, Viacom, TCI, Philips, General Electric, Seagram, Sony; около 30 компаний, уступающих в 2-5 раз по величине первой группе и сосредоточенных на ре-

гиональных и специализированных медиарынках; 3 тысячи относительно небольших национальных компаний [3, с. 188].

Монополизация рынка информационных технологий, спутниковой связи и телевизионных центров в разных местах земного шара позволила ТНК «вскрыть» национальные системы телекоммуникаций для удовлетворения своих интересов. Поэтому утверждения общественных деятелей и ученых, что развитие информационной инфраструктуры и, соответственно, новых форм всеобщего информационного контроля неизбежно вследствие нового этапа развития общества -информационного, неубедительны. «Капитализм по-прежнему существует, - констатирует ведущий теоретик информационального капитализма М. Кастельс, - но в новых, принципиально модифицированных формах... Отличительные признаки информационального капитализма - это его глобальный характер и формирование вокруг сети финансовых потоков» [4, с. 193, 196, 495-505]. Следовательно, информатизация является ведущей тенденцией современного общественного развития, а не самостоятельным автономным явлением, порождающим новый тип общества.

Использование новых форм всеобщего информационного контроля связано с повсеместным использованием информационных и телекоммуникационных технологий в разных сферах общественного бытия. Именно в связи с этим началась разработка заключений многочисленных соглашений и законодательных документов для равноправных отношений в сфере информатики и обмена информацией различных государств.

Однако информационный контроль в глобальном информационном пространстве имеет тотальный характер, поскольку государства вынуждены подчиняться законам и правилам ведущих «игроков», осуществляющих организацию и управление глобализированной информационной инфраструктурой. Государства фактически лишены права осуществлять самостоятельную информационную политику и руководствуются «чужими», ложно называемыми общепринятыми, нормами регулирования информационных процессов. Лишь единичные страны, преимущественно европейские (например Франция), стали реализовывать программы государственной поддержки национального телевидения и кинематографа. Подобные программы в других странах формально принимаются, но фактически ориентированы на развитие не национального информационного рынка, а глобального, где «основные правила» уже давно определены владельцами капитала, преимущественно США, осуществляющими глобальное управление

финансового капитала, который в настоящее время заправляет всеми делами на мировых и национальных рынках.

Особенности информационного контроля в глобализированном обществе были зафиксированы экспертами и учеными и обозначены термином «тотальный контроль». Этот термин уже использовался в художественной и научной литературе применительно к тоталитарной форме государства и тоталитарному режиму. В этом случае тотальный контроль означал способы и формы полного подавления государством членов общества и подчинение их своей воли, без соблюдения норм международного права и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Однако в условиях глобального информационного пространства термин «тотальный контроль» означает установление ТНК правил и осуществление надзора за их соблюдением на рынке информационных технологий вследствие его монополизации, что позволяет политически определять направления информационного развития всего мира. В этом случае средствами тотального контроля являются информационно-коммуникативные технологии, которые образуют глобальную информационную инфраструктуру.

Интенсивное внедрение и постоянное усовершенствование электронных и телекоммуникационных технологий позволяют оперативно получать сведения о рынках, потребителях, регионах, налоговых системах в разных уголках земного шара. Такая форма контроля в периодических изданиях и СМИ получила название электронного контроля. Способы электронного контроля - запись информации, поступающей через компьютерную сеть, доступ к любым контактам в социальных сетях и адресам электронной почты всех пользователей Интернета на территории различных государств, доступ к персональным данным, хранящимся в электронном виде, и др. - декларируются как новые технологии общественной безопасности. Осуществляющие этот контроль спецслужбы располагают системой мероприятий, которые направлены на поддержание системы безопасности и предотвращение информационных угроз посредством информационно-коммуникативных технологий. Но на практике электронный контроль наряду с функцией общественной безопасности используется для организации всемирной системы слежки. Журналист Дж.П. Ассанж и бывший сотрудник спецслужбы

Э. Сноуден обнародовали доказательства перераспределения власти между теми, за кем наблюдают, и теми, кто контролирует наблюдательные структуры и имеет доступ к информации.

Следовательно, термины «тотальный контроль» и «электронный контроль» позволяют зафиксировать характер всеобщего информационного контроля и электронные средства его осуществления - информационно-коммуникативные технологии. Эти признаки всеобщего информационного контроля - «видимые» проявления его в обществе, но они не отражают сущность явления - сетевой характер контроля в информационном обществе.

Реализация информационного контроля в России осуществляется с учетом глобального принципа рыночного фундаментализма, хотя и имеет свои особенности. Как во многих странах мира, производством и распространением информации занимаются крупные теле- и радиокомпании. Так, из 22 общероссийских каналов телевещания только пять учреждены государством («Россия 1», «Россия 2», «Россия-Культура», «Россия 24», Euronews), остальные - собственность частных медиахолдингов типа «Газпром-Медиа», «Национальная Медиа Группа» и др. Деятельность 100 частных теле- и радиовещательных компаний ориентирована преимущественно на конкурентоспособных западных партнеров [5]. Следовательно, особенности реализация информационного контроля в России связаны с частной и комбинированной (т.е. государственной и частной) собственностью СМИ.

Попытки государственного информационного контроля первоначально сводились к обеспечению функционирования единого информационного пространства в России [6]. Однако зависимость его технического оснащения от западных партнеров не позволяла осуществлять собственную государственную информационную политику и контроль. Реакцией на такую ситуацию стало принятие Доктрины и Концепции информационной безопасности РФ. При этом особое внимание уделялось контролю российских СМИ (например Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 с изменениями в 1995, 1998, 2000, 2001, 2011 гг.).

Необходимость контроля российских СМИ была вызвана противоречивостью конституционно закрепленной свободы слова, с одной стороны, и принятием руководителями СМИ самостоятельных рациональных решений, как субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики - с другой. В частности, увеличение финансовых активов российских СМИ за счет создания и тиражирования популярных материалов привело к ограничению свободы слова и вмешательству во внутренние дела государства. В России производством и распространением информации занимаются крупные компании, на которых распространяются

права собственности, но они при этом освобождены от социальной ответственности за безопасность информирования.

Сращивание государственного и частного секторов информатизации привело к замене принципа рыночного фундаментализма принципом бюрократического фундаментализма [7]. Постоянное увеличение бюрократии, административных учреждений в сфере информатизации привело к противоречию - расширение сферы коммерческого регулирования информационных коммуникаций сопровождается усилением государственного информационного контроля.

Так, информационный контроль обеспечивается мероприятиями, проводимыми специализированными органами государственной власти - Комитетом по информатизации, связи и телекоммуникаций в правительстве, Советом по региональной информатизации, Советом при Президенте РФ по развитию информационного общества, Институтом развития информационного общества, Институтом современного развития и многими другими. Законодательство, регулирующее информационную сферу, включает более 40 федеральных законов, около 80 указов президента РФ и свыше 200 постановлений правительства. С 1997 г. действует ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», а в 2000 г. президентом РФ была подписана Окинав-ская хартия глобального информационного общества. Кроме того, осуществляются федеральные целевые программы - «Электронная Россия» и «Информационное общество».

Вместе с тем административные меры регулирования деятельности СМИ все чаще обнаруживают свою несостоятельность. В 2011 г. деятели отечественной культуры и науки предложили руководству страны сформировать Общественный совет для оценки работы СМИ. Но контроль над СМИ был уже легализован в деятельности Общественной палаты Указом Президента РФ от 28.09.2005 г. Однако информационный контроль «снизу» постепенно прокладывает себе дорогу вопреки экономической нестабильности в стране и государственной политике, ориентированной на запросы крупного бизнеса. Новые информационно-коммуникативные сети предлагают принципиально новый формат содержания и передачи информации. Консолидационные возможности общественности расширяются из-за простоты создания, копирования и передачи цифрового контента через разные технические носители.

Литература References

1. Мнение меньшинства (особое мне- 1. Mnenie men'shinstva (osoboe mnenie) ние) // Южнорусский вестник [электронный // Iuzhnorusskii vestnik. [Elektroniy resurs].

ресурс]. URL: http://www.zaistinu.ru/econtrol/ chips/kinobudka.shtml.

2. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М., 2001.

3. Herman E., McChesney R The Global media in the late 1990s // Maskay H., O'Sullivan T. The Media Reader: Continuity and Transformation. Sage Publications. D., 2001.

4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

5. Данные из состояния мирового рынка ИТ из интернет-ресурса [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php.

6. Указ Президента РФ от 23.04.1993 № 477 «Концепция правовой информатизации России», предписывающий законодательное формирование и развитие единого информационного пространства страны.

7. Яницкий О.Н. «Турбулентные времена»: слоган или проблема социологии? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ssa-rss.m/index.php?page_id=19&id=508.

URL: http://www.zaistinu.ru/econtrol/chips/ kinobudka.shtml.

2. Soros Dzh. Otkrytoe obshchestvo. Reformiruia global'nyi kapitalizm. M., 2001.

3. Herman E., McChesney R The Global media in the late 1990s // Maskay H., O'Sullivan T. The Media Reader: Continuity and Transformation. Sage Publications. D., 2001.

4. Kastel's M. Stanovlenie obshchestva setevykh struktur // Novaia postindustrial'naia volna na Zapade. Antologiia. M., 1999.

5. Dannye iz sostoianiia mirovogo rynka IT iz internet-resursa [Elektroniy resurs]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php

6. Ukaz Prezidenta RF ot 23.04.1993 № 477 «Kontseptsiia pravovoi informatizatsii Rossii», predpisyvaiushchii zakonodatel'noe formirovanie i razvitie edinogo informatsionnogo prostranstva strany.

7. Ianitskii O.N. «Turbulentnye vremena»: slogan ili problema sotsiologii? [Elektroniy resurs]. URL: http://www.ssa-rss.m/index.php?page_id=19&id=508.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.