Научная статья на тему 'Формирование общего масс-медиа пространства и особенности информационного сотрудничества стран СНГ'

Формирование общего масс-медиа пространства и особенности информационного сотрудничества стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МАСС-МЕДИА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / GEOPOLITICS / INFORMATION SPACE / MASS MEDIA / INFORMATION EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирбулатов Алим Магомедович, Гурушкин Павел Юрьевич

Статья раскрывает проблематику формирования общего медиа-пространства и его влияния на политические процессы стран Союза независимых государств (СНГ), характеризуются информационно-политические задачи межгосударственных взаимодействий, анализируется роль масс-медиа в формировании единства информационного пространства стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темирбулатов Алим Магомедович, Гурушкин Павел Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On formation of the general mass media space and information cooperation between CIS countries

The article discusses the formation of the general media space and its influence on political processes in the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS), information and political problems of interstate interactions are revealed, the role of mass media in formation of unity of information space of CIS countries is analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование общего масс-медиа пространства и особенности информационного сотрудничества стран СНГ»

УДК 327

А. М. Темирбулатов, П. Ю. Гурушкин

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2013. Вып. 4

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО МАСС-МЕДИА ПРОСТРАНСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ

Формирование международных союзов часто имеет общие основания, выраженные в терминах интеграции. Особую актуальность интеграционные процессы приобрели с усилением глобализации мирового пространства, обратной стороной которого стала регионализация международных отношений.

Одной из основных целей Межпарламентской ассамблеи СНГ, Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС и Парламентской ассамблеи ОДКБ декларируется интеграция государств-участников посредством создания единого правового пространства.

Во многом неудачи в развитии интеграционного процесса по всему периметру государственных отношений привели к оформлению концепции разноскоростной и многоуровневой интеграции. Выражением этой концепции стала регионализация СНГ посредством выделения стран, ориентированных на интеграционные проекты с Россией и наоборот. Таким образом, сложились условно две группы государств: больше ориентированные на сближение с Россией (ОДКБ, ЕврАзЭС, СГРБ), и меньше — ГУАМ. Такой подход к объединению в группы не всегда обоснован экономическими соображениями. Очевидно, что на первый план здесь выходит политическая составляющая процесса, называемого интеграционным в дискурсе СНГ [1, с. 61-62].

Ряд развитых стран вошли в стадию информационного общества. Для них характерен выход на первые позиции численности информационно-коммуникативных работников и объема продаж информационных продуктов. Интенсивно растут информационно-коммуникативные потребности людей и организаций, связанные с переработкой больших массивов информации и необходимостью мобильных коммуникаций.

Российское общество, несмотря на отставание от развитых стран и специфические трудности реформенных преобразований, динамично продвигается по выше очерченному пути. Имеются все признаки становления в России информационно-коммуникативного общества.

Полностью частный характер крупнейших игроков сыграл положительную роль в формировании их глобальной конкурентоспособности и активности. Важное значение в развитии информационных технологий и масс-медиа имеет либерализация рынков, способствующая внедрению новых технологий и привлечению дополнительных инвестиций в сектор. Анализ развития крупных телекоммуникационных операторов мира в 1990-2000 гг., показывает, что основной причиной роста глобальной информационной инфраструктуры стало продвижение новых технологий

Темирбулатов Алим Магомедович — кандидат экономических наук, соискатель, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; e-mail: alim-frs@mail.ru

Гурушкин Павел Юрьевич — кандидат политических наук, ст. преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: gurupavel@yandex.ru

© А. М. Темирбулатов, П. Ю. Гурушкин, 2013

и интернационализация операторов связи, то есть практически все крупные телекоммуникационные компании являются транснациональными [2]. Информационная глобализация выгодна в первую очередь развитым странам, потому что в мире существуют серьезные различия в доступе к информационно-коммуникативным технологиям. Интернетизация — это ядро или мэйнстрим процесса информационно-коммуникативной глобализации, имеющей содержательный и технологический аспекты. Содержательная сторона связана с формированием гражданского общества и публичной сферы. Технологический аспект предполагает развитие коммуникационной инфраструктуры.

Между странами СНГ существуют значительные различия в уровне развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Так, в России и на Украине проникновение мобильной связи приближается к 120%, а в Туркменистане этот показатель не превышает 10%. Средние темпы роста по СНГ в период 2002-2007 гг. составили 60%, что значительно выше, чем в других регионах мира. Основные причины высоких темпов роста услуг — недостаточно развитая сеть фиксированной связи и рост конкуренции на рынке инфокоммуникаций в регионе [3].

В рамках заседания Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 28 сентября 2012 г. в Ялте (Украина), подписано решение об утверждении Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по её реализации на период до 2015 года. В различных государствах Содружества сохраняется цифровое неравенство и они нередко значительно отстают от высокотехнологичных стран в вопросах развития информационной инфраструктуры, дифференциации масс-медиа-услуг, использования информационных технологий и предоставления электронных услуг населению.

По мнению Л. И. Бачило и М. Ю. Федотова [4], основными объектами масс-медиа пространства являются:

1. Ресурсы масс-медиа — массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и др., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

2. Инфраструктура масс-медиа, как совокупность информационных систем, включающая в себя:

а) информационно-телекоммуникационные структуры — территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

б) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

в) системы средств массовой информации;

г) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

Обеспечивающую часть составляют научно-методическое, информационное, лингвистическое, техническое, кадровое, финансовое обеспечение.

В тоже время, несмотря на активное проведение ряда программ по информатизации и ежегодный прирост ИКТ-сектора в государствах Содружества, между ними сохраняется цифровое различие, они отстают от высокотехнологичных стран в во-

просах развития информационной инфраструктуры. Основными направлениями сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества в «Стратегии-2015» предложены:

• гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области ИКТ;

• разработка и внедрение современных приложений ИКТ;

• развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и создание общего информационного пространства;

• совершенствование механизма взаимодействия государств Содружества по развитию рынка в сфере ИКТ;

• обеспечение информационной безопасности.

В принятой и одобренной государствами — участниками СНГ «Стратегии-2015» предусматривается их сотрудничество в области современных приложений ИКТ: «электронное правительство», электронное и дистанционное обучение, электронное здравоохранение, развитие систем электронной торговли, создание и развитие интегрированных регистров физических и юридических лиц, применение информационных и биометрических технологий в системах паспортно-визовых и иных идентификационных документов нового поколения, сохранение культурного наследия [5, с. 18].

При организации масс-медийного сотрудничества государств — участников СНГ его участники должны ориентироваться на приоритетное использование возможностей национального и международного предпринимательства в области ИКТ для развития новых технологий и построенных на этой основе новых видов услуг.

Организация масс-медиа сотрудничества должна отличаться повышенной гибкостью для максимального учета предпочтений каждого государства Содружества при выборе схем присоединения к тому или иному направлению/проекту деятельности. Они могут варьироваться от слабых форм участия (например, на уровне научно-методической координации и одобрения проектов или на уровне взаимного информирования о выполнении проектов) до сильных форм участия (например, долевое участие в проектировании или тиражировании решений).

При организации масс-медиа сотрудничества должны в значительной степени использоваться преимущества информационных технологий для эффективного функционирования сетевых способов повседневного взаимодействия участников сотрудничества.

За последние полтора десятка лет медийные ресурсы стали куда более самостоятельным и влиятельным элементом информационного пространства СНГ. В рамках СНГ взаимодействие средств массовой информации объективно имеет большой созидательный потенциал, так как конкуренция между масс-медиа здесь осуществляется фактически только на публицистическом уровне и служит всестороннему формированию общего информационного пространства в силу того, что подавляющее большинство медийных ресурсов стран Содружества служит идеям созидания и нравственности, терпимости и сотрудничества, взаимодействия.

В 2010 г. Президент Д. А. Медведев дал поручение подготовить предложения об условиях распространения на территории России национальных каналов государств СНГ, так как там проживает и работает значительная доля русскоязычного населения. Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются русскоязычные СМИ

в ряде стран СНГ. Это касается и печатных, и электронных СМИ, как в эфирных, так и в кабельных сетях, для России это вопрос, прежде всего, политический, так как это связано с формированием общего культурно-информационного пространства постсоветских государств. С экономической точки зрения Российские власти считают базовой схему, при которой ни национальные каналы, ни государства СНГ ничего не платят за распространение своего сигнала в России. Предстоит обеспечить «подъем сигнала» на спутниковую платформу «НТВ+».

Среди проблем, которые придется решать нашему обществу, чтобы подняться на более высокий уровень, эксперты отмечают следующие [6]:

— ограниченный доступ к сети, который определяется, прежде всего, низким уровнем жизни населения, неразвитостью информационной инфраструктуры, особенно в сельской местности, низким качеством сервиса;

— отставание в ключевых приложениях информационно-коммуникативных технологий — в образовании и экономике (так, в сетевой экономике современные формы электронного бизнеса находятся в зачаточном состоянии);

— слабая подготовленность населения к жизни в информационном обществе.

Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии

информации, в том числе индустрии масс-медиа и средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов требует развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации; развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов; расширять участие России в международной кооперации производителей конкурентоспособных средств и систем информатизации; обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Литература

1. Мурзакулова А. Межпарламентские институты в процессе интеграции стран СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 2 (15) апрель-июнь. С. 61-67.

2. Абсаметова А. М. Инвестиции, корпоративная интеграция и формирование евразийских ТНК в телекоммуникационном секторе стран СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2010. № 4(9) ноябрь. С. 38-53.

3. Статистические профили информационного общества 2009 года СНГ (Содружество Независимых Государств) // Международный союз электросвязи. URL: http://www.itu.int/opb/ (дата обращения: 16.10.2013).

4. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. СПб.: Юридический пресс-центр, 2010. 789 с.

5. Стратегия сотрудничества стран СНГ в сфере информационного сотрудничества. Минск, 2006. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=3558 (дата обращения: 16.10.2013).

6. Залесский Б. Л. Средства массовой информации и формирование единого информационного пространства Содружества Независимых Государств // Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы VIII Международной научно-практической конференции Казань, 20-22 октября 2011 г. Казань: Казан. ун-т, 2011. С. 251-258.

Статья поступила в редакцию 31 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.