Перспективы сотрудничества евразийских государств в развитии информационного общества: новые векторы сотрудничества стран СНГ, БРИКС в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Заведующий кафедрой международного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции сотрудничества стран СНГ и БРИКС по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это является одним из необходимых условий устойчивого экономического роста стран СНГ, повышения экономической безопасности, расширения сотрудничества с БРИКС. В связи с этим в государствах — участниках СНГ приняты и реализуются национальные программы, направленные на формирование основ и развитие информационного общества. Активно ведется работа по созданию национальных «электронных правительств». Практически завершен этап оснащения органов государственной власти государств — участников СНГ современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности.
Ключевые слова: информационное общество, цифровая экономика, информационные и коммуникационные технологии, стратегия сотрудничества стран СНГ по развитию электронных услуг.
Prospects of cooperation between the Eurasian countries in the development of the information society, new vectors cooperation of the CIS countries, the BRICS in the field of information and communication technologies (ICT)
STUPAKOV VALERY IVANOVICH
Head of the chair of international law Institute of International law and economy of the name 4.S. Griboedov candidate of legal sciences
Abstract: The article examines the current trends of cooperation between CIS countries and the BRICS on the development of information and communication technologies (ICT). This is one of the necessary conditions for sustainable economic growth of the CIS countries, increase economic security, expansion of cooperation with BRICS. In this regard, in the states — participants of the CIS adopted and implemented national programs aimed at the formation of the foundations and the development of the information society. Active work is conducted on the establishment of national «electronics government». Almost complete stage equipment public authorities of states — participants of the CIS modern computer technology and the establishment of appropriate information technology and communications infrastructure to ensure their activities.
Key words: information society, digital economy, information and communication technologies, CIS cooperation strategy for the development of electronic services.
Развитие информационно-коммуникационных технологий в СНГ как фактор устойчивого экономического роста и повышения безопасности
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов и необходимым условием устойчивого экономического роста стран СНГ, повышения экономической безопасности и качества жизни граждан. В связи с этим в государствах - участниках СНГ приняты и реализуются национальные программы, направленные на формирование основ и развитие информационного общества. Активно ведется работа по созданию национальных «электронных правительств». Практически завершен этап оснащения органов государственной власти государств - участников СНГ современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности.
Важным шагом в этой сфере явилась Стратегия сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. и План действий по ее реализации, которые были утверждены на заседании Совета Глав Правительств СНГ в Минске 28 октября 2016 г.1
Стратегия 2016 г. дополнена Планом действий по ее реализации, содержащим более 50 мероприятий, направленных на создание благоприятной среды для развития и укрепления сотрудничества в области ИКТ, гармонизацию законодательства и нормативно-технической базы, развитие цифровой экономики и «промышленного интернета», разработку и внедрение конкретных проектов в рамках актуальных направлений ИКТ (электронное правительство, электронная торговля, электронная наука, электронное здраво-
охранение, электронное обучение, электронная культура, электронная занятость, электронное сельское хозяйство, электронная охрана окружающей среды, электронный регион, электронный нотариат, электронная биржа, электронная логистика и др.).
Активизировали свою деятельность по разработке и принятию модельных законов в области ИКТ Межпарламентская Ассамблея государств -участников СНГ (МПА СНГ) и Экспертный совет МПА СНГ - Региональное содружество в области связи (ЭС МПА СНГ - РСС). Проведена определенная работа по сближению нормативных правовых актов государств - участников СНГ на основе использования модельных законов. Однако сводные индексы развития ИКТ и сопоставления с мировыми лидерами свидетельствуют о пока еще недостаточном уровне развития отрасли ИКТ в государствах - участниках СНГ, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий. Сохраняются дисбаланс и отставание в части использования элементов «цифровой экономики» как между государствами - участниками СНГ, так и между регионами внутри государств.
Эффективность использования ИКТ в государствах - участниках СНГ сдерживается недостаточно высоким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, нехваткой квалифицированных кадров, низкой компьютерной грамотностью населения, несоответствием нормативно-правовой базы в целом, информационного, авторского, предпринимательского права в частности потребностям развития ИКТ. Осуществляя стратегическую цель
Стратегия сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и План действий по ее реализации были утверждены на заседании Совета Глав Правительств СНГ в Минске 28 октября 2016 г. ЬПр://шшш.е-с18.тТо/ра2е.рЬр?1с1=22902: http://www.belta.by/society/view/strany-sng-utverdili-strategiju-razvitija-informatsionnogo-obschestva-do-2025-goda-216811-2016
построения и развития информационного общества, государства - участники СНГ решают общие задачи применительно к национальным условиям и особенностям. Для реализации этих задач требуются как политическая воля руководства стран СНГ, так и научно-технический потенциал, построенный на инновационном развитии сферы ИКТ.
Повышение уровня сотрудничества в разработке и реализации совместных проектов и программ в области ИКТ, сближение национального законодательства, согласованное участие в международном информационном обмене, формирование системы международной информационной безопасности позволят государствам -участникам СНГ максимально эффективно использовать промышленный и научно-технический потенциал для построения информационного общества.
Целью сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества является объединение усилий и обеспечение эффективного взаимодействия при использовании ИКТ для дальнейшего развития национальной экономики, обеспечения безопасности и повышения благосостояния граждан.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития ИКТ и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной и муниципальной власти. Поэтому основными задачами, стоящими перед государствами - участниками СНГ при построении и развитии информационного общества, являются:
• формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
• повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИКТ;
• совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
• развитие национальной экономики на основе использования ИКТ и повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
• развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ, сохранение культурного наследия, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
• противодействие использованию потенциала ИКТ в целях угрозы национальным интересам и обеспечение интересов безопасности в процессе использования ИКТ;
• формирование общего информационного пространства государств - участников СНГ, дальнейшее сближение национального законодательства государств - участников СНГ в сфере ИКТ;
• организация трансграничного юридически значимого информационного обмена электронными документами;
• создание общего рынка товаров и услуг в области ИКТ;
• разработка и реализация совместных проектов и программ в области ИКТ, оказывающих эф-
фективное воздействие на развитие экономики государств - участников СНГ; • совершенствование информационной поддержки интеграционных процессов в СНГ;
• гармонизация работ, проводимых в государствах - участниках СНГ по развитию информационного общества, с деятельностью международных организаций, прежде всего МСЭ, ЮНЕСКО и др.
Основные направлениями сотрудничества государств — участников СНГ
в построении и развитии информационного общества до 2025 г.
Основными направлениями сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества до 2025 г. являются:
• гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области ИКТ;
• формирование общего информационного пространства;
• сотрудничество в сфере развития цифровой экономики и промышленного Интернета;
• разработка и внедрение современных приложений ИКТ;
• совершенствование механизмов взаимодействия государств - участников СНГ по развитию рынка в сфере ИКТ;
• сотрудничество в развитии почтовой связи;
• совершенствование средств массовых коммуникаций;
• сотрудничество в области Интернет;
• обеспечение информационной безопасности2.
Кроме того, экспорт «электронных товаров» из
России и других стран СНГ важен для государств СНГ как основание приобретения своего места на мировых рынках ИКТ. Благодаря экономическим выгодам от экспорта ИКТ, например, Россия сможет усовершенствовать систему мер экспортного финансирования продукции ИКТ, обеспечить занятость в высокотехнологических сферах промышленности, проводить модернизацию на основе национальных ИКТ продукции военно-тех-
нического производства. Все это составляет основу концепции развития цифровой экономики государств - членов СНГ, ЕАЭС, БРИКС и других евразийских государств.
Двусторонние отношения со странами БРИКС и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона о поставках продукции военно-технического назначения позволят России повысить долю высокотехнологического экспорта и расширить экспорт ИКТ. Международное военно-техническое сотрудничество в сфере ИКТ способствует в урегулировании дисбаланса структуры внешних торгово-экономических связей России и тем самым помогает решать важнейшую политическую задачу - вывод экономики России на качественно новый уровень. Это содействует обеспечению российской экономике статуса мирового экспортера высокотехнологичной продукции, основанной на ИКТ.
В настоящее время две трети российского экспорта в Китай приходится на энергоресурсы и древесину, а в российском импорте из Китая преобладает продукция ИКТ, хотя тенденция меняется. По поручению Президента РФ и Правительства РФ Министерство финансов и Минэкономразвития России на 2016-2018 гг. разработали меры стимулирования и поддержки российского экспорта, включая экспорт ИКТ.
Президент России В.В. Путин 24 марта 2016 г. на Пленарном заседании съезда Российского
2 Стратегии сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и План действий по реализации, утв. 26 октября 2016 г. в Минске на заседании Совета Глав Правительств СНГ. https://docviewer.yandex.ru. http://www.rosbalt.ru/world/2016/10/28/1562872.htm
союза промышленников и предпринимателем (РСПП) акцентировал внимание к поддержке российского экспорта не сырьевых товаров, включая ИКТ3. В своем выступлении В.В. Путин, подчеркивая важность стимулирования российского экспорта, напомнил участникам о существующих механизмах финансового обеспечения экспорта через различные формы финансирования, принятые в международной торговле, включая международный факторинг, вексельные кредиты, экспортное бюджетное кредитование и финансирование, субсидирование экспорта и др.
Новая доктрина «цифровой экономики» как стратегическая экономико-политическая платформа развития евразийских государств и их международного сотрудничества сформулирована на Саммите «Группы Двадцати» 6-8 сентября 2016 в г. Ханчжоу (Китай), подтверждена на юбилейном Саммите СНГ 16-18 сентября 2016 г. в г. Бишкеке (Кыргызстан), поддержана Саммитом БРИКС 16-18 октября 2016 г. в г. Гоа (Индия)4.
«Цифровая экономика» набирает темпы развития, она основана на производстве электронных товаров и сервисов высокотехнологичными бизнес-структурами и дистрибуции этой продукции всеми возможными каналами передачи информации. Возникающие рынки «цифровой экономики» создают новые возможности как для стран, так для организаций и людей, поэтому объединение усилий по данному направлению позволит использовать эти возможности наилучшим образом для населения государств - участников СНГ
«Промышленный интернет» является формой «интернета вещей» и представляет собой новую эволюционную ступень развития рынков, телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, технологических процессов, с новыми качествами: применение бизнес-моделей, основанных на формировании партнерских
экосистем, в которые входят сервисные сети других участников рынка. Ведущей идеологией становится доставка услуги, контента потребителю с использованием различных инфраструктур.
Под «интернетом вещей» понимается концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека.
В рамках сотрудничества стран СНГ предусматривается сотрудничество в области современных приложений ИКТ: 1) электронное правительство; 2) электронная торговля; 3) электронная наука; 4) электронное здравоохранение; 5) электронное обучение; 6) электронная культура; 7) электронная занятость; 8) электронное сельское хозяйство; 9) электронная охрана окружающей среды; 10) электронный регион; 11) электронный нотариат; 12) применение информационных и биометрических технологий в системах паспортно-визовых и иных идентификационных документов нового поколения.
Сотрудничество государств - участников СНГ в сфере ИКТ заключается в содействии развитию информационно-коммуникационной инфраструк-
3 Выступление Президента РФ В.В.Путина «Основное - это поддержка не сырьевого экспорта» на Съезде российских промышленников и предпринимателей 24 апреля 2016 г. http://www.kubanexport.ru/news/1/454/vladimir-putin-osnovnoe-eto-podderzhka-nesyrevogo-ekspor
4 Goa Declaration at 8th BRICS Summithttp://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/27491/Goa+Declaration+at+8th+B RICS+Summit
туры данных государств, организации их взаимодействия, создании условий для универсального, повсеместного и приемлемого по цене доступа к услугам ИКТ. Необходимо преодолеть «цифровое неравенство» между государствами - участниками СНГ в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры5.
Основными направлениями сотрудничества в этой области являются:
• создание межгосударственных информационно-коммуникационных систем, организация взаимодействия национальных информационных систем и сетей;
• разработка согласованных подходов к информационному взаимодействию и обмену информацией между министерствами и ведомствами на национальном и трансграничном уровнях;
• организация трансграничного информационного обмена электронными документами;
• формирование трансграничного пространства доверия на основе Интернета в государствах - участниках СНГ;
• формирование в государствах - участниках СНГ единой инфраструктуры межведомственного юридически значимого обмена данными в электронной форме;
• разработка перечня базовых государственных информационных ресурсов и информационных сервисов в интересах общего информационного пространства государств - участников СНГ;
• создание системы общественных центров доступа населения к национальным информационным ресурсам, в том числе национальной системы правовой информации;
• обеспечение широкополосного доступа к Интернету, в том числе с использованием технологий спутниковой связи;
• развитие инфраструктуры электронных услуг и повышение объемов, качества и доступности электронных услуг для населения и организаций;
• создание и развитие информационных ресурсов, в том числе в области науки, техники, образования, здравоохранения, культуры, миграции.
Экономико-политические, организационно-правовые и стратегические меры обеспечения безопасности и сотрудничества стран — членов СНГ в области ИКТ на 2016-2020 гг.
Использование ИКТ в рамках модели «электронное правительство» предусматривает переход к новой форме организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных (местного самоуправления) услуг и информации о результатах деятельности органов власти.
Основными направлениями сотрудничества в этой области являются:
• развитие систем электронного документооборота и технологий межведомственного информационного взаимодействия;
• стремление к обеспечению совместимости стандартов хранения информации, автоматизации делопроизводства и электронного документооборота на национальном и межгосударственном уровнях;
• обеспечение на основе использования ИКТ открытости в деятельности органов государственной и судебной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов;
5 План мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года http://www.mec.gov.md/sites/default/files/planul_de_masuri_etapa_a_ iii_2016-2020_csi.pd
• повышение эффективности внедрения средств ИКТ на уровне регионов;
• создание условий для эффективного взаимодействия органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами как на национальном, так и межгосударственном уровнях.
План мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 гг.) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. от 24 декабря 2014 г. включает развитие ИКТ и определяет, что для развития инфраструктуры электронных услуг в государствах - участниках СНГ целесообразно гармонизировать нормативно-правовую базу. Это включает использование Модельного закона «Об электронных государственных услугах»; разработку и введение в действие стандартов и регламентов предоставления органами государственной власти населению, организациям и другим органам государственной власти требуемой информации; формирование инфраструктуры обеспечения информационной безопасности электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями; реализацию таких необходимых инфраструктурных услуг, как электронный нотариат, официальные публикации, и других сервисов6.
Мероприятия в рамках Стратегии экономического развития СНГ 2014 г. и Стратегии построения информационного общества 2016 г. охватывают ряд экономико-политических, организационно-правовых и стратегических направлений сотрудничества стран - членов СНГ на 20162025 гг. Они включают:
1. Меры совершенствования законодательства государств - участников СНГ в целях создания благоприятных условий для развития инновационных предприятий и выделения на базе
реорганизуемого юридического лица части имущества с созданием нового юридического лица (или несколько новых юридических лиц) при том, что ликвидация реорганизуемого юридического лица не происходит (создается spin-off компания).
2. Содействие предприятиям в поиске партнеров, разработок и технологий из государств -участников СНГ и стран дальнего зарубежья.
3. Информирование участников рынка об инновационных проектах и разработках, успешно реализованных в государствах - участниках СНГ, о деятельности институтов развития данных государств.
4. Налаживание сотрудничества между центрами трансфертного обмена технологий государств - участников СНГ.
5. Формирование и ведение информационной базы данных об исследовательских и научных центрах и лабораториях для проведения инновационных исследований и разработок инновационной продукции в государствах - участниках Программы.
6. Подготовка и предоставление статистической информации о развитии нормативно-правовой базы, способствующей активизации совместных действий государства и частных структур в области исследований ИКТ, разработки и производства наукоемкой продукции и услуг.
7. Подготовка предложений по созданию Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников СНГ.
8. Развитие кооперации в области обмена информацией в научной,технологической и инновационной сферах посредством создания информационных центров.
9. Содействие внедрению современных информационных технологий в области правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.
6 План мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, http://www.mec.gov.md/sites/default/files/planul_de_masuri_etapa_a_ iii_2016-2020_csi.pd
10. Проведение исследований особенностей применения таможенных мер в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
11. Расширение сотрудничества, в том числе путем обмена опытом в области охраны и защиты прав на промышленную собственность.
12. Разработка и осуществление мер по стимулированию вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
13. Реализация положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., подготовка и представление информационно-аналитических материалов о ходе реализации положений указанного Договора, подготовка обзоров торговой политики государств - участников СНГ.
14. Подготовка обзоров делового климата, льгот инвесторам, свободных экономических зон, промышленных и научно-технических парков государств - участников СНГ
На период до 2020-2025 гг. в странах СНГ намечается также совершенствование нормативно-правовой базы информационного общества стран СНГ по вопросам определения страны происхождения товаров, подготовка предложений по возможному применению норм и правил Евразийского экономического союза в формате СНГ, согласование Модельного закона «О государственном регулировании ценообразования» 2016-2017 гг., формирование и сопровождение списка конкурентоспособных товаров, производимых в государствах - участниках СНГ, в том числе в интересах производственной коопера-
ции по линии автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и железнодорожной техники.
В Итоговом документе Саммита СНГ 2016 г. в Бишкеке предусмотрены перспективы адаптации СНГ к новым реалиям с широким использованием инновационных и информационных технологий в 2016-2020 гг. Документ провозглашает политику дальнейшей интенсификации мероприятий по реализации многосторонних форм сотрудничества в рамках СНГ в целях решения задач:
• унификации форм обмена и информацией в сфере налоговых режимов и налогообложения на пространстве СНГ;
• выработки общих подходов к совершенствованию налогового администрирования в государствах - участниках СНГ;
• организации системы электронного обмена информацией об объектах имущества, право на которое зарегистрировано на граждан других государств - участников СНГ;
• организации системы электронного обмена информацией о доходах граждан одного государства - участника СНГ, полученных от источников в других государствах - участниках СНГ;
• организации системы электронного обмена информацией об отдельных доходах организаций с учетом сохранения коммерческой тайны;
• осуществления мер по снижению налоговой нагрузки и административных барьеров и улучшению делового климата в государствах - участниках СНГ с учетом мирового опыта;
• сотрудничества в сфере межгосударственного обмена информацией;
• реализации Концепции формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации от 20 ноября 2013 г.;
• разработки Концепции создания банка патентов и инноваций СНГ от 31 мая 2013 г;
• реализации Соглашения о создании информационной инфраструктуры инновационной де-
ятельности государств - участников СНГ в форме распределенной информационной системы и портала СНГ «Информация для инновационной деятельности государств - участников СНГ» от 19 мая 2011 г.;
• обмена опытом в области управления государственными предприятиями и государственным недвижимым имуществом, ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и осуществления кадастровой оценки недвижимости;
• совершенствования взаимодействия в области обмена экономической информацией государств - участников СНГ;
• участие в Программе международных сопоставлений валового внутреннего продукта на основе паритетов покупательной способности валют государств - участников СНГ;
• расширения состава публикуемых статистических данных о социально-экономическом развитии государств - участников СНГ;
• продолжения работы по внедрению комплекса статистических классификаторов, унифицированных с международными стандартами, включая область инноваций;
• согласования и внедрения единых принципов создания статистических регистров экономических единиц на территориях государств - участников СНГ;
• подготовки Прогноза производства, потребления, ввоза и вывоза важнейших видов продукции государств - участников СНГ.
Расширение сферы ИКТ в рамках СНГ на период 2016-2020 гг. должно быть интенсифицировано реализацией мер в рамках следующих доку-
ментов и организационных форм сотрудничества стран СНГ, к которым относятся:
• Реализация Соглашения о сотрудничестве в создании государственных информационных систем паспортно-визовых документов нового поколения и дальнейшем их развитии и использовании в государствах - участниках СНГ от 14 ноября 2008 г., с опорой на Координационный совет по информатизации при Региональном содружестве в области связи (КСИ при РСС), СРМО, СКПВ;
• Обеспечение выполнения Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации до 2025 г.
• Подготовка предложений по формированию в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств - участников СНГ.
• Создание Межгосударственного информационно-маркетингового центра государств - участников СНГ.
• Проведение Регионального мониторинга ин-фокоммуникационного развития государств СНГ.
• Подписание и реализация Соглашения о принципах осуществления межоператорских взаиморасчетов при оказании услуг международной электросвязи (в том числе и в роуминге) в государствах - участниках СНГ.
• Реализация Основных направлений (плана) развития радионавигации государств - участников СНГ на 2013-2017 гг. При участии Межгосударственного совета «Радионавигация», совместная разработка конкурентоспособной высокотехнологичной навигационной аппаратуры и средств функциональных дополнений потребителей системы ГЛОНАСС.
Инновации в области ИКТ
и создание инфраструктуры управления цифровой экономикой БРИКС
В итоговой Декларации Саммита БРИКС мерение укреплять совместные усилия по повы-6-8 октября 2016 г. государства выразили на- шению безопасности при использовании ИКТ,
по борьбе с использованием ИКТ в преступных и террористических целях, в деле расширения сотрудничества между органами информационного контроля и правоохранительных органами стран СНГ
Инновации в области ИКТ и создание инфраструктуры управления цифровой экономикой БРИКС рассматриваются как стратегическая инициатива построения информационного общества на период до 2025 г.
Необходимо преодоление различия уровней развития цифровых и информационных технологий между развитыми и развивающимися странами. При этом подход стран БРИКС к ИКТ должен быть многогранным и всеобъемлющим, включая развитие ИКТ на основе международного и регионального сотрудничества, опирающегося на общепризнанные нормы и принципы международного права, включая Устав ООН. Отношения должны быть основаны на политической независимости, территориальной целостности и суверенном равенстве государств, урегулировании споров мирными средствами, невмешательстве во внутренние дела других государств, уважении прав человека и основных свобод, включая право на неприкосновенность частной жизни.
В целях обеспечения международной безопасности страны БРИКС совместными усилиями предотвращают злоупотребление ИКТ в террористических целях, подчеркивая необходимость укрепления международного сотрудничества в
7 БИМСТЕК - Международная организация группы стран Ю Бенгальского залива Индийского океана // ЬПр://еи^ап-
борьбе с террористической угрозой и угрозой неправомерного использования ИКТ.
На Саммите БРИКС 2016 г. страны-члены подчеркнули ключевую роль ООН в решении вопросов, связанных с безопасностью в использовании ИКТ и поддержали идею совместной работы для принятия правил, норм и принципов ответственного поведения в пространстве ИКТ.
Задача ООН и всех стран мира - обеспечить открытость, позитивность и безопасность Интернета, учитывая, что он является глобальным ресурсом, в котором государства - члены ООН должны участвовать на равных условиях функционирования и развития, принимая во внимание необходимость привлечения соответствующих заинтересованных сторон к выполнению своих обязанностей по безопасности Интернет.
Итоговая Декларация Саммита БРИКС 2016 г. в г. Гоа (Индия) определила, что ценность обмена опытом между странами - членами БРИКС в целях устранения «разрывов» развития ИКТ стран СНГ особенно важна в сфере использования ИКТ для создания электронного управления экономикой, применения средств финансовой интеграции, развития электронной коммерции, функционирования «открытого правительства», цифрового контента и услуг.
С созданием потенциала для сотрудничества стран БРИКС в области эффективного использования электронной коммерции в торговом обороте расширяются связи с другими развивающимися экономиками, такими как страны БИМСТЕК7.
БИМСТЕК является международной организацией стран Бенгальского залива по многостороннему техническому и экономическому сотрудничеству, включающих Бангладеш, Бутан, Индию, Мьянму, Непал, Шри-Ланку и Таиланд. На Саммите БРИКС 2016 г. в г. Гоа особо акцентирована роль взаимодействия стран БРИКС со странами - членами БИМСТЕК, а также возможности расширения торгово-коммерческих связей и инной и Юго-Восточной Азии, расположенных на побережье ence.ru/bimstek
Об ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ
вестиционного сотрудничества между БРИКС и БИМСТЕК, в том числе и в сфере ИКТ.
Страны БРИКС на Саммите 2016 г., отмечая роль ИКТ в глобальном налоговом контроле выразили приверженность глобальной, справедливой, современной налоговой системе, согласованной на международном уровне стандартов, защищающей национальные бюджетные интересы развивающихся государств, призывая развитые страны и международные организации оказывать помощь развивающимся экономикам в наращивании их налогового потенциала.
ИКТ должны способствовать пресечению агрессивных методов налогового планирования и уходу ТНК от налогообложения по месту получения дохода в развивающихся странах в целях больно справедливого развития и экономического роста. Прибыль должна облагаться налогом в юрисдикции, где осуществляется хозяйственная деятельность и создаются материальные блага и ценности. При помощи ИКТ может быть сформирован новый международный унифицированный электронный стандарт финансовой отчетности для автоматического обмена налоговой информацией (ОАЭИ).
Уделяя особое внимание справедливому международному налогообложению, страны БРИКС еще раз поддержали Программу действий ООН, принятую в 2015 г. в г. Аддис-Абебе по финансированию развития. Программа делает акцент на усилении сотрудничества и диалога между национальными налоговыми органами по международным налоговым вопросам с расширением участия развивающихся стран, отражает равноправный и справедливый подход к перераспределению между различными государствами налоговый поступлений, представляющих интересы различных налоговых систем.
Рабочая группа БРИКС по борьбе с коррупцией подтвердила важность усиления совместных мер стран БРИКС мер по вопросам, связанным с возвращением активов лиц, уличенных в коррупции, признавая, что коррупция, в том числе посредством привлечения незаконных денежных
средств и финансовых потоков, а также через незаконное сокрытие денежных средств, добытых преступным путем в иностранных юрисдикциях, является глобальной проблемой, которая может негативно сказаться на экономическом росте и устойчивом развитии.
Самммит БРИКС 2016 г. подтвердил глобальное обязательство всех государств - членов ООН по предотвращению и борьбе с коррупцией на основе Конвенции ООН против коррупции 2003 г., других международно-правовых документов, приверженность международным стандартам ФАТФ по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Растущее злоупотребление ИКТ в террористических целях представляет собой угрозу для международного мира и безопасности. Поэтому страны БРИКС подчеркнули необходимость укрепления международного сотрудничества в борьбе с террористическим и преступным использованием ИКТ, подтверждая ключевую роль ООН в решении вопросов, связанных с безопасностью в использовании ИКТ.
Европейский Союз Директивой Европейской комиссии С(2012)4536 от 9 июля 2012 г. «О развитии информационных и коммуникационных технологий» утвердил Программу ЕС в области ИКТ и определил цели и задачи построения информационного общества и цифровой экономики в ЕС. Основ-
ной целью Программы ИКТ ЕС является повышение конкурентоспособности европейской промышленности, освоение и формирование новых идей в области ИКТ, востребованных как обществом и экономикой ЕС, так и на глобальном уровне8. В Программе сказано, что ИКТ ЕС будут продолжать укреплять в Европе научно-техническую базу и обеспечивать глобальное лидерство ЕС в области ИКТ. Использование ИКТ должно гарантировать, что инновации в области ИКТ будут способствовать созданию рабочих мест и росту благосостояния ЕС.
Программа включает следующие меры:
• трансформация общества посредством развития ИКТ, инновации в области ИКТ, новых технологий, позволяющих содействовать культурному взаимопониманию между гражданами и созданию конкурентного преимущества для бизнеса в будущем;
• необходимость нового подхода к инновациям в ЕС на базе фундаментальных исследований и распространения инновационных продуктов для мировых рынков;
• повышение производительности труда в создании «прорывных» технологий в период до 2020 г., учитывая предложение Европейской комиссии по интеграции научных исследований и инноваций;
• обеспечение последовательного финансирования внедрения инновационных идей до 2020 г., чтобы обеспечивать большую поддержку превращения инновационной деятельности ЕС в ведущие мировые компании;
• развитие государственно-частных партнерств для передовых исследований в области систем здравоохранения, создания энергоэффективных зданий и заводов будущего;
• адаптация стратегии ИКТ к более комплексному подходу к исследованиям и инновациям междисциплинарного и территориального уровня;
• развитие робототехники и фотоники через государственно-частные партнерства ЕС до 2020 г.;
• обеспечение мероприятий по обеспечению доступа к венчурному капиталу, создание «опорных кластеров и инкубаторов» для малых и средних предприятий с целью развития электронного здравоохранения, налогообложения, социального страхования;
• привлечение частного сектора к более высокому уровню согласованности спроса и предложения на ИКТ и другие меры.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.).
2. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г., утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 г.
3. Стратегии сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г и План действий по реали-
зации, утвержденный 26 октября 2016 г. в Минске на заседании Совета Глав Правительств СНГ https://docviewer.yandex.ru. http://www.rosbalt.ru/ world/2016/10/28/1562872.htm
4. Выступление Президента РФ В.В.Путина «Основное - это поддержка не сырьевого экспорта» на Съезде российских промышленников и предпринимателей 24 апреля 2016 г. http://www.kubanexport.ru/ news/1/454/vladimir-putin-osnovnoe-eto-podderzhka-nesyrevogo-ekspor
8ИКТ - информационные и коммуникационные технологии. Directive European Commission C(2012)4536 of 09 July 2012 (ICT - INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES). http://cordis.europa.eu/fp7/ict/istag 2 http://cordis.europa.eu/ technology-platfor
5. Итоговая Декларация Саммита БРИКС 2016 г. в г. Гоа (Индия).
6. План мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 гг.) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. http://www.mec.gov.md/sites/default/files/ planul_de_masuri_etapa_a_iii_2016-2020_csi.pd
7. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
8. Федеральный Закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
9. Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков».
10. Directive European Commission C(2012)4536 of 09 July 2012 (ICT - INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES. http://cordis.europa.eu/fp7/ict/ istag 2 http://cordis.europa.eu/technology-platfor