Известия ТРТУ
Специальный выпуск
ББК. 87.61
Е.В. Сидоренко
ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
В современном мире выделяются устойчивые культурные системы. Различные авторы называют их по-разному: «культурно-исторические типы», «локальные цивилизации», «великие культуры», «культурные суперсистемы». Термины «цивилизация» и «культура» возникли сравнительно недавно. Под ними подразумевалось просвещение, духовное усовершенствование, освобождение человеческого духа, расцвет науки и искусства. С точки зрения ученых XX века (О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона), «великие культуры» или «цивилизации» являют собой типы человеческих сообществ, которые вызывают определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев. До недавнего времени национальные государства отстаивали суверенное право организовывать свою жизнь самостоятельно как в политической и экономической сферах, так и в области культуры.
Однако в настоящее время большинство незападных культур (исламская, дальневосточная, индуистская и православные культуры) пережили огромное потрясение, вызванное мощным, всепроникающим облучением западной цивилизации. Своеобразие нынешней ситуации в том, что Запад смотрит на мир своей старой, узкоместнической точки зрения, тогда как другие культуры ее уже преодолели. Культурная агрессия Запада породила мощную девестернизацию других цивилизаций, возвращающихся сегодня к своим культурным корням. Несмотря на наличие у различных культур ряда общих черт, одной из главных характерных особенностей цивилизаций есть имманентное самоопределение своей жизненной судьбы. В настоящее время, в эпоху формирования единого информационного поля на Земле, наиболее интересным и актуальным является вопрос о коммуникабельности культур. Этот вопрос требует более подробного рассмотрения, так как будущее нашей планеты зависит от того, найдут ли общий язык между собой цивилизации с разными культурными основами.
Известны три стратегии взаимодействия цивилизаций: зелотизм -изоляция от более мощной культуры, иродианство - отказ от собственных культурных традиций и принятие культуры более мощной цивилизации, мимикрия - подражание, использование той части культуры более мощной цивилизации, которая способствовала бы подъему экономики, более лояльному поведению в политике (Япония после II мировой войны). Но все эти стратегии неадекватны сложившимся современным реалиям. Поэтому нами, Поликарповым B.C., и мною, выдвигается еще один тип стратегии - стратегия воды. Данный тип стратегии позволяет культуре вести себя подобно воде, которая принимает форму того сосуда, в котором находится. В этой стратегии используется максимум информационной открытости другим культурам при полной мобилизации своего культурного потенциала фонового культурного знания), т.е. происходит принятие не ценностей более мощной цивилизации, а .пиши формы поведения.