Д. И. Бойков,
доцент кафедры олигофренопедагогики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Реализация инновационной программы стала мощным импульсом и послужила катализатором процессов внутреннего развития университета на уровне кафедр, факультетов, центров и лабораторий.
Только в мероприятиях, связанных с реализацией информационно-коммуни-кационных технологий,
активно и результативно участвовали двадцать сотрудников факультета коррекционной педагогики, среди которых три заведующих кафедрами, четыре доктора наук. В рамках инновационной образовательной программы были созданы принципиально новые мультимедийные образовательные ресурсы по дисциплине «Коррекционная педагогика и специальная психология», читаемой на всех факульте-
тах университета. Различные электронно-коммуникативные технологии были использованы в ходе разработки и апробации на базе факультета инновационного образовательного модуля № 20 «Социально-реабилитационные технологии». При этом в рамках инновационной образовательной программы ряд преподавателей и представителей учебно-вспомогательного и инженерно-техниче-ского персонала факультета прошли повышение квалификации в области электронно-коммуникативных технологий.
Существенно повысилась степень технического оснащения учебно-методиче-ского процесса: факультет получил оборудованными и от -ремонтированными шесть мультимедийных аудиторий. В процессе мо-
Материалы конференции университета 29 декабря 2008 г.
дернизации специализированного аудиторного фонда установлено и введено в эксплуатацию разнообразное тифлотехническое (для нужд незрячих) оборудование и программно-аппаратное обеспечение : организованы десять специализированных компьютерных рабочих мест, оснащенных устройствами экранного доступа с синтезом речи на русском языке, брайлев-скими (рельефно-точечными) дисплеями, брайлевскими принтерами и стационарными электронными лупами .
Использование этого специализированного оборудования имеет важное значение как в плане совершенствования учебно-методического процесса в области тифлопедагогики, так и в плане оптимизации профессионально-образовательной деятельности студентов из числа инвалидов по зрению.
Установка и ввод в эксплуатацию тифлотехнической аппаратуры с ее программным обеспечением позволили интенсифицировать научно-методическую деятельность на факультете. В частности, соответствующие задачи решались в ходе практико-ориентированного междисциплинарного научного исследования «Социально-реабилитационные технологии адаптации студентов-инвалидов к условиям интегрированного обучения в вузе», реализованного факультетом в рамках инновационной образовательной программы. Наряду с этим, получение специализированного оборудования стимулировало дальнейшее развитие научно-практического сотрудничества факультета с Санкт-Петербургской региональной организацией Всероссийского общества слепых в области информационной и ресурсно-методической поддержки профессионального образования инвалидов по зрению.
В настоящее время в рамках ин-нова-ционной образовательной
программы осуществлено переоборудование специализированных аудиторий факультета, с установкой в них многофункциональной
сурдотехнической аппаратуры
учебного
и реабилитационного назначения (два аудиокласса, два слухорече-вых класса,
двенадцать слухоречевых тренажеров и радиокласс).
С завершением этих работ на факультете сформируется необходимая материально-техническая база для комплексной ресурсно-методической поддержки профессионально-образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ускорение процессов обмена ведет к росту, развитию и укреплению организма в целом. Возросла активность преподавателей и сотрудников кафедр факультета. 24 декабря текущего года в учебном корпусе на Малой Посадской проводился обучающий семинар по использованию оборудования мультимедийных лекционных аудиторий. Только при начальной записи желающих на факультете коррекцион-ной педагогики пришлось вдвое увеличить начальную квоту до 25 участников.
Динамично реагируют на качественное перевооружение аудиторий и учащиеся: уже привычными стали конференции, завершающие педагогические, психологические и исследовательские виды практик, на которых студенты и магистранты делают презентации фото- и видеоотчетов по результатам практики. Защиты творческих работ, представление результатов групповых проектов уже не мыслится без использования проекционного и мультимедийного оборудования.
Сыграв роль ускорителя, инновационная программа стала свое-
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
образным индикатором, который оттенил существовавшие и выявил новые проблемы.
Уже на начальном этапе эксплуатации тифло- и сурдотехниче-ского оборудования стало ясно, что для его эффективного использования необходим технический персонал, обладающий как общеинженерной квалификацией, так и специальными компетенциями в области применения и обслуживания специализированной оргтехники
для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это обстоятельство, несомненно, требует от самих факультетов создания подразделений в формате лабораторий, научно-практических центров, центров ресурсно-методической поддержки, осуществляющих эксплуатацию инновационного оборудования.
К числу обнаружившихся «узких» мест можно отнести следующий парадокс: информационно-
коммуникационная структура факультета, учебного корпуса, университета в целом насчитывает уже более десятка лет, а если вести отсчет, включая обычную телефонную коммуникацию, то несколько десятков. При этом ситуация такова, что формально на факультетах телекоммуникационно-вычислительной инфраструктуры как материальной единицы не существует! Иными словами, по инвентаризационным документам есть какие-то компьютеры, другие устройства, но как единицы учета, хранения, а значит, единицы, требующей обслуживания, профилактики и ремонта, коммуникационной сети нет. Это обстоятельство диктует насущную необходимость нормативного закрепления, развития и эксплуатации единой базовой телекоммуникационно-вычислительной инфраструктуры факультетов, других подразделений в рамках единого учебно-науч-ного комплекса университета.