Научная статья на тему 'Информационные технологии в учебно-методическом процессе'

Информационные технологии в учебно-методическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойков Дмитрий Игоревич

Реализация инновационной программы стала мощным импульсом и послужила катализатором процессов внутреннего развития университета на уровне кафедр, факультетов, центров и лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в учебно-методическом процессе»

Д. И. Бойков,

доцент кафедры олигофренопедагогики

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Реализация инновационной программы стала мощным импульсом и послужила катализатором процессов внутреннего развития университета на уровне кафедр, факультетов, центров и лабораторий.

Только в мероприятиях, связанных с реализацией информационно-коммуни-кационных технологий,

активно и результативно участвовали двадцать сотрудников факультета коррекционной педагогики, среди которых три заведующих кафедрами, четыре доктора наук. В рамках инновационной образовательной программы были созданы принципиально новые мультимедийные образовательные ресурсы по дисциплине «Коррекционная педагогика и специальная психология», читаемой на всех факульте-

тах университета. Различные электронно-коммуникативные технологии были использованы в ходе разработки и апробации на базе факультета инновационного образовательного модуля № 20 «Социально-реабилитационные технологии». При этом в рамках инновационной образовательной программы ряд преподавателей и представителей учебно-вспомогательного и инженерно-техниче-ского персонала факультета прошли повышение квалификации в области электронно-коммуникативных технологий.

Существенно повысилась степень технического оснащения учебно-методиче-ского процесса: факультет получил оборудованными и от -ремонтированными шесть мультимедийных аудиторий. В процессе мо-

Материалы конференции университета 29 декабря 2008 г.

дернизации специализированного аудиторного фонда установлено и введено в эксплуатацию разнообразное тифлотехническое (для нужд незрячих) оборудование и программно-аппаратное обеспечение : организованы десять специализированных компьютерных рабочих мест, оснащенных устройствами экранного доступа с синтезом речи на русском языке, брайлев-скими (рельефно-точечными) дисплеями, брайлевскими принтерами и стационарными электронными лупами .

Использование этого специализированного оборудования имеет важное значение как в плане совершенствования учебно-методического процесса в области тифлопедагогики, так и в плане оптимизации профессионально-образовательной деятельности студентов из числа инвалидов по зрению.

Установка и ввод в эксплуатацию тифлотехнической аппаратуры с ее программным обеспечением позволили интенсифицировать научно-методическую деятельность на факультете. В частности, соответствующие задачи решались в ходе практико-ориентированного междисциплинарного научного исследования «Социально-реабилитационные технологии адаптации студентов-инвалидов к условиям интегрированного обучения в вузе», реализованного факультетом в рамках инновационной образовательной программы. Наряду с этим, получение специализированного оборудования стимулировало дальнейшее развитие научно-практического сотрудничества факультета с Санкт-Петербургской региональной организацией Всероссийского общества слепых в области информационной и ресурсно-методической поддержки профессионального образования инвалидов по зрению.

В настоящее время в рамках ин-нова-ционной образовательной

программы осуществлено переоборудование специализированных аудиторий факультета, с установкой в них многофункциональной

сурдотехнической аппаратуры

учебного

и реабилитационного назначения (два аудиокласса, два слухорече-вых класса,

двенадцать слухоречевых тренажеров и радиокласс).

С завершением этих работ на факультете сформируется необходимая материально-техническая база для комплексной ресурсно-методической поддержки профессионально-образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Ускорение процессов обмена ведет к росту, развитию и укреплению организма в целом. Возросла активность преподавателей и сотрудников кафедр факультета. 24 декабря текущего года в учебном корпусе на Малой Посадской проводился обучающий семинар по использованию оборудования мультимедийных лекционных аудиторий. Только при начальной записи желающих на факультете коррекцион-ной педагогики пришлось вдвое увеличить начальную квоту до 25 участников.

Динамично реагируют на качественное перевооружение аудиторий и учащиеся: уже привычными стали конференции, завершающие педагогические, психологические и исследовательские виды практик, на которых студенты и магистранты делают презентации фото- и видеоотчетов по результатам практики. Защиты творческих работ, представление результатов групповых проектов уже не мыслится без использования проекционного и мультимедийного оборудования.

Сыграв роль ускорителя, инновационная программа стала свое-

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

образным индикатором, который оттенил существовавшие и выявил новые проблемы.

Уже на начальном этапе эксплуатации тифло- и сурдотехниче-ского оборудования стало ясно, что для его эффективного использования необходим технический персонал, обладающий как общеинженерной квалификацией, так и специальными компетенциями в области применения и обслуживания специализированной оргтехники

для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это обстоятельство, несомненно, требует от самих факультетов создания подразделений в формате лабораторий, научно-практических центров, центров ресурсно-методической поддержки, осуществляющих эксплуатацию инновационного оборудования.

К числу обнаружившихся «узких» мест можно отнести следующий парадокс: информационно-

коммуникационная структура факультета, учебного корпуса, университета в целом насчитывает уже более десятка лет, а если вести отсчет, включая обычную телефонную коммуникацию, то несколько десятков. При этом ситуация такова, что формально на факультетах телекоммуникационно-вычислительной инфраструктуры как материальной единицы не существует! Иными словами, по инвентаризационным документам есть какие-то компьютеры, другие устройства, но как единицы учета, хранения, а значит, единицы, требующей обслуживания, профилактики и ремонта, коммуникационной сети нет. Это обстоятельство диктует насущную необходимость нормативного закрепления, развития и эксплуатации единой базовой телекоммуникационно-вычислительной инфраструктуры факультетов, других подразделений в рамках единого учебно-науч-ного комплекса университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.