Г. Н. Пенин,
заведующий кафедрой сурдопедагогики ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Едва ли есть необходимость дополнительно убеждать в том, что использование электронно-коммуникативных технологий в учебно-методической деятельности является ныне одним из жизнеобеспечивающих условий как для всей системы высшего профессионального педагогического образования, так и для каждого вуза в отдельности. Поэтому считаем возможным не тратить время на аргументацию этого очевидного тезиса, тем более, что позиция нашего университета по данному вопросу предельно четко заявлена в программных документах, определяющих его развитие на ближнесрочную и среднесрочную перспективу. Речь идет об инновационной образовательной программе, реализацию которой университет завершил в минувшем году, и о программе развития Герце-новского университета до 2010 г.
С указанных позиций важно объективно оценить, чего мы реально достигли в области использования ин-формационно-коммуника-ционных технологий в учебно-методической и научной деятельности, а также выявить ресурсы, способствующие повышению эффективности их применения.
В этой связи необходимо, прежде всего, вспомнить основные вехи развития специализированной информационной инфраструктуры на факультете коррекционной педагогики, что позволит уяснить основные факторы становления и развития системы электронно-опосре-дованного сопровождения профессионально-образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов, охватывающей как содержательную, так и организационно-методическую ее стороны.
Первым шагом явилась установка на факультете в конце 80-х гг. минувшего столетия компьютерного класса фирмы IBM. Так были заложены соответствующие материально-
технические основы: факультет впервые получил в свое распоряжение компьютерную технику, что послужило исходным толчком к началу ее использования в учебном процессе.
Второй вехой стала установка в 1998 г. на факультете — в рамках социального партнерства со Всероссийским обществом слепых — специализированного компьютерного оборудования для студентов — инвалидов по зрению, что дало импульс к нача-
Материалы заседания Ученого совета университета 26 апреля 2009 г.
лу реабилитационно-образовательной работы факультета по поддержке учебной деятельности слепых и слабовидящих студентов.
В это же время специальные сур-дотех-нические средства и аудиовизуальные технологии стали использоваться и в практике обучения студентов с нарушениями слуха. Кроме того, студенты-сурдопедагоги получили возможность работать с диагностической и звукоусиливающей аппаратурой, с различными моделями персональных слуховых аппара-тов, а также с визуальными приборами для коррекции произношения и развития слухового восприятия и вибротактильными устройствами.
В качестве третьего рубежного момента со всеми основаниями можно рассматривать 1999-2001 гг. — период реализации международного проекта Темпус «Движение», в рамках которого был создан важный прецедент
— при поддержке французских коллег сотрудниками факультета были разработаны оригинальные русскоязычные обучающие компьютерные программы по коммуникации с неговорящими детьми с ДЦП — программы, сохраняющие свою актуальность до настоящего времени.
Четвертой вехой явилось участие в соответствующем конкурсе, проводившемся Министерством образования и науки РФ, в результате чего на факультете коррекционной педагогики в 2003 г. в рамках государственного контракта было установлено специальное оборудование — специализированный учебный модуль и базовый комплекс для студентов с нарушениями слуха. Это в сочетании с опытом, накопленным факультетом в рамках участия в еще одном проекте Темпус
— «Доступность высшего образования для инвалидов», стало основой дальнейшей активизации работы факультета по поддержке профессионально-образовательной деятельности студентов (в том числе, с ограниченными возможностями здоровья) с помощью электронно-коммуникативных технологий. На указанной материально-технической базе и сложилась спе-
циализированная информационная инфраструктура .
Однако кардинальные изменения в состоянии материально-технической базы произошли только в последнее время, в условиях реализации инновационной образовательной программы в рамках проекта «Образование». В учебных аудиториях были установлены комплексы звукоусиливающей аппаратуры (слухоречевые классы, аудио-классы фирм «Биомедилен», «Исток-аудио» и др.). Студенты получили возможность заниматься индивидуальной слухоречевой работой с аудио- и радиотренажерами. Важно отметить, что оснащение аудиторий используется в настоящее время не только для ознакомления студентов с технологиями обучения неслышащих, но и для помощи студентам с нарушением слуха в восприятии материала учебных дисциплин .
Кроме того, в контексте модернизации специализированного аудиторного фонда установлено и введено в эксплуатацию разнообразное тифло-техническое оборудование и программно-аппаратное обеспечение: организованы 10 специализированных компьютерных рабочих мест, оснащенных устройствами речевого доступа на основе программ экранного доступа с синтезом речи на русском языке, брайлевскими дисплеями, брай-левскими принтерами и стационарными электронными лупами.
Факультет коррекционной педагогики получил в свое распоряжение мультимедийные комплексы, которые активно осваиваются преподавателями и студентами.
Специализированная информационная инфраструктура факультета является базой для завершения международного проекта Темпус «Лица с комплексными нарушениями и включенное образование». Она дает возможность многопланового изучения особенностей инклюзивного образования в странах — участницах проекта, позволяет разрабатывать образовательные программы повышения квалификации специалистов в области инклюзивного образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
К сожалению, существенное неудобство создает отсутствие специализированных средств оргтехники, металлических шкафов для хранения дорогостоящего оборудования. Это затрудняет доступ к нему преподавателей и студентов и возможность
гибкого использования в учебном процессе.
Считаем, что у нас есть все основания позитивно оценить результаты работы по созданию информационной инфраструктуры и материально-технической базы университета в условиях его развития.