Научная статья на тему 'Проблемы развития специализированной информационной инфраструктуры'

Проблемы развития специализированной информационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенин Геннадий Николаевич

Едва ли есть необходимость дополнительно убеждать в том, что использование электронно-коммуникативных технологий в учебно-методической деятельности является ныне одним из жизнеобеспечивающих условий как для всей системы высшего профессионального педагогического образования, так и для каждого вуза в отдельности. Поэтому считаем возможным не тратить время на аргументацию этого очевидного тезиса, тем более что позиция нашего университета по данному вопросу предельно четко заявлена в программных документах, определяющих его развитие на ближнесрочную и среднесрочную перспективу. Речь идет об инновационной образовательной программе, реализацию которой университет завершил в минувшем году, и о программе развития Герценовского университета до 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенин Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития специализированной информационной инфраструктуры»

Г. Н. Пенин,

заведующий кафедрой сурдопедагогики ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Едва ли есть необходимость дополнительно убеждать в том, что использование электронно-коммуникативных технологий в учебно-методической деятельности является ныне одним из жизнеобеспечивающих условий как для всей системы высшего профессионального педагогического образования, так и для каждого вуза в отдельности. Поэтому считаем возможным не тратить время на аргументацию этого очевидного тезиса, тем более, что позиция нашего университета по данному вопросу предельно четко заявлена в программных документах, определяющих его развитие на ближнесрочную и среднесрочную перспективу. Речь идет об инновационной образовательной программе, реализацию которой университет завершил в минувшем году, и о программе развития Герце-новского университета до 2010 г.

С указанных позиций важно объективно оценить, чего мы реально достигли в области использования ин-формационно-коммуника-ционных технологий в учебно-методической и научной деятельности, а также выявить ресурсы, способствующие повышению эффективности их применения.

В этой связи необходимо, прежде всего, вспомнить основные вехи развития специализированной информационной инфраструктуры на факультете коррекционной педагогики, что позволит уяснить основные факторы становления и развития системы электронно-опосре-дованного сопровождения профессионально-образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов, охватывающей как содержательную, так и организационно-методическую ее стороны.

Первым шагом явилась установка на факультете в конце 80-х гг. минувшего столетия компьютерного класса фирмы IBM. Так были заложены соответствующие материально-

технические основы: факультет впервые получил в свое распоряжение компьютерную технику, что послужило исходным толчком к началу ее использования в учебном процессе.

Второй вехой стала установка в 1998 г. на факультете — в рамках социального партнерства со Всероссийским обществом слепых — специализированного компьютерного оборудования для студентов — инвалидов по зрению, что дало импульс к нача-

Материалы заседания Ученого совета университета 26 апреля 2009 г.

лу реабилитационно-образовательной работы факультета по поддержке учебной деятельности слепых и слабовидящих студентов.

В это же время специальные сур-дотех-нические средства и аудиовизуальные технологии стали использоваться и в практике обучения студентов с нарушениями слуха. Кроме того, студенты-сурдопедагоги получили возможность работать с диагностической и звукоусиливающей аппаратурой, с различными моделями персональных слуховых аппара-тов, а также с визуальными приборами для коррекции произношения и развития слухового восприятия и вибротактильными устройствами.

В качестве третьего рубежного момента со всеми основаниями можно рассматривать 1999-2001 гг. — период реализации международного проекта Темпус «Движение», в рамках которого был создан важный прецедент

— при поддержке французских коллег сотрудниками факультета были разработаны оригинальные русскоязычные обучающие компьютерные программы по коммуникации с неговорящими детьми с ДЦП — программы, сохраняющие свою актуальность до настоящего времени.

Четвертой вехой явилось участие в соответствующем конкурсе, проводившемся Министерством образования и науки РФ, в результате чего на факультете коррекционной педагогики в 2003 г. в рамках государственного контракта было установлено специальное оборудование — специализированный учебный модуль и базовый комплекс для студентов с нарушениями слуха. Это в сочетании с опытом, накопленным факультетом в рамках участия в еще одном проекте Темпус

— «Доступность высшего образования для инвалидов», стало основой дальнейшей активизации работы факультета по поддержке профессионально-образовательной деятельности студентов (в том числе, с ограниченными возможностями здоровья) с помощью электронно-коммуникативных технологий. На указанной материально-технической базе и сложилась спе-

циализированная информационная инфраструктура .

Однако кардинальные изменения в состоянии материально-технической базы произошли только в последнее время, в условиях реализации инновационной образовательной программы в рамках проекта «Образование». В учебных аудиториях были установлены комплексы звукоусиливающей аппаратуры (слухоречевые классы, аудио-классы фирм «Биомедилен», «Исток-аудио» и др.). Студенты получили возможность заниматься индивидуальной слухоречевой работой с аудио- и радиотренажерами. Важно отметить, что оснащение аудиторий используется в настоящее время не только для ознакомления студентов с технологиями обучения неслышащих, но и для помощи студентам с нарушением слуха в восприятии материала учебных дисциплин .

Кроме того, в контексте модернизации специализированного аудиторного фонда установлено и введено в эксплуатацию разнообразное тифло-техническое оборудование и программно-аппаратное обеспечение: организованы 10 специализированных компьютерных рабочих мест, оснащенных устройствами речевого доступа на основе программ экранного доступа с синтезом речи на русском языке, брайлевскими дисплеями, брай-левскими принтерами и стационарными электронными лупами.

Факультет коррекционной педагогики получил в свое распоряжение мультимедийные комплексы, которые активно осваиваются преподавателями и студентами.

Специализированная информационная инфраструктура факультета является базой для завершения международного проекта Темпус «Лица с комплексными нарушениями и включенное образование». Она дает возможность многопланового изучения особенностей инклюзивного образования в странах — участницах проекта, позволяет разрабатывать образовательные программы повышения квалификации специалистов в области инклюзивного образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

К сожалению, существенное неудобство создает отсутствие специализированных средств оргтехники, металлических шкафов для хранения дорогостоящего оборудования. Это затрудняет доступ к нему преподавателей и студентов и возможность

гибкого использования в учебном процессе.

Считаем, что у нас есть все основания позитивно оценить результаты работы по созданию информационной инфраструктуры и материально-технической базы университета в условиях его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.