Научная статья на тему 'Информационные технологии в социальной работе: реальность и перспективы'

Информационные технологии в социальной работе: реальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4967
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фокин В. А., Фокин И. В.

В данной статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий в социальной работе. Выделены и охарактеризованы следующие аспекты информационных технологий в обслуживании клиентов социальных служб: технический, технологический; креативный; социально-образовательный и содержательный. Раскрыты перспективы их дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в социальной работе: реальность и перспективы»

8. О Дне социального работника : Указ Президента Российской Федерации № 1 796 от 27.10.2000 // СЗ РФ. — 30.10.2000. — № 44. — Ст. 4 353.

9. О перечне специальностей средних специальных учебных заведений СССР : приказ Государственного собрания СССР № 224 от 21.07.1988 (документ опубликован не был).

10. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации : Фе-дер. закон № 122-ФЗ от 02.08.1995 // СЗ РФ. — 07.08.1995. — № 32. — Ст. 3 198.

11. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации : Федер. закон № 195-ФЗ от 10.12.1995 // СЗ РФ. — 11.12.1995. — № 50. — Ст. 4 872.

12. Работник социальной службы. — 2005. — № 2. — С. 10—11.

13. Топчий Л. В. Отечественные исследователи проблем социальной работы / Л. В. Топчий // Отечественный журн. соц. работы. — 2005. — № 1.

Поступила 17.05.10.

Ё10 1В1АОЁ1 Г ГиАОАоГ1Ё1АЁЁ А ЙЮЁАЁОМЁ ВААЮА:

ВААЁОГ I N00 Ё ТАвт'АЕОЁАи

А. А. ОТееГ, Ё.А. ОТееГ

А аапТё поаоиа 9апп1ао9еаа|эопу ап'ЭТпй ёт'ТёидТааТёу ёТбТЭТаОёТийо оаоТТёТ-аёё а пТОёаёиПё ЭааТоа. АйааёаТй ё ТоаЭаёоаЭёдТааТй пёааб^йёа ат'аёой ёТбТЭ-ТаоёТмйо оаоТТёТаёё а ТапёбжёааТёё ёёёаТоТа пТОёаёиТйО пёбжа: оаОТё+апёёё, оаОТТёТаё+апёёё; ёЭааоёаТйё; пТОёаёиТТ-ТаЭадТааоаёш иё ё пТааЭжаоаёиТйё. Вап-ёЭиои гаэпгаёоёаа ёо ааёиТаёяааТ пТааэяатпоаТаатёу.

В настоящее время информационные технологии (ИТ) достаточно широко используются в социальной работе с клиентами как в России, так и за рубежом как часть общей системы социального обслуживания. Сегодня трудно представить деятельность социальных служб и учреждений без компьютерной техники, различных банков данных (клиентов, информации и др.), компьютерных программ, позволяющих оперативно обслуживать клиентов. Специалисты и клиенты социальной работы активно освоили и осваивают новые средства передачи сообщений и новые коммуникационные каналы (Интернет, мобильная связь, электронное голосование и интерактивная связь, спутниковое слежение и др.). Эти разнообразные электронные сети стали всеобъемлющими и охватывают в настоящее время значительную часть населения. Весь комплекс деятельности специалистов, использующих комплекс электронных средств, компьютерных сетей, которые помогают организовать социальное обслуживание населения, расширить информирование клиентов в различных областях, особенно в медицине, праве и образовании, наладить их досуг, облегчить и рационализировать деятельность самих социальных

работников и специалистов, мы называем электронно-сетевая социальная работа (ЭССР).

В одних странах, регионах новые ИТ применяются в социальной работе более интенсивно и масштабно, в других — менее, но наше специальное изучение их использования в российской и зарубежной социальной работе, особенно в «продвинутых» социальных службах и учреждениях, говорит о том, что в ЭССР заложены большие возможности, которые еще предстоит широко реализовать социальным работникам, а многие из которых сейчас даже трудно представить в массовой практике, так они кажутся нереальными и малоосуществимыми. Однако будем оптимистами и признаем факты, что даже лет двадцать назад мало кто мог думать, что компьютеры и Интернет будут так широко использоваться социальными работниками в повседневной деятельности по обслуживанию клиентов, а современные клиенты социальной работы, включая бабушек и дедушек, будут лихо пользоваться мобильными телефонами или искать информацию в Интернете, общаться между собой и с родственниками, а также со специалистами с помощью электронной связи, обмениваться с ними информацией, пере© А. А. ОТёёТ, Ё. А. ОТёёТ, 2010

писываться с помощью смс-сообщений или получать пенсию, пособия и тратить их по электронной карте, а специалисты будут следить, где находится их клиент с помощью спутника (проект «Тревожная кнопка»).

Учитывая это, можно выделить несколько аспектов использования информационных технологий в ЭССР в обслуживании клиентов: технический, технологический; креативный; социально-образовательный и содержательный.

Технический аспект. Высокая степень насыщения ЭССР современной компьютерной и электронной техникой облекает продукт деятельности социального работника (кто бы он ни был, что бы из себя не представлял) в определенную форму, продиктованную техническими особенностями сети.

Иными словами, любой продукт специалиста в сети начинается и заканчивается совершением установленных технических действий, которые требуют от него и клиента определенных технических и операционных знаний, умений и навыков. Поэтому ЭССР, более чем любая другая, технизирована, и эта особенность накладывает на ее использование свой особый отпечаток, влияет на все операции, производимые специалистом в рамках его деятельности с использованием ИТ, поскольку этот процесс проходит в нестандартных формах. Технические особенности сети учитываются специалистом на всех этапах его работы с клиентом, и эта зависимость наглядно прослеживается при анализе процесса работы.

Рассмотрим элементарный технический процесс деятельности социального работника в ЭССР. На первом этапе его деятельности обычно ставятся относительно несложные технические задачи (включить, выключить технику, произвести определенные технические действия, обработать данные и др.). При решении таких задач затрачивается относительно небольшая энергия — так называемая энергия активации, что приводит к ощущению удовлетворения от выполненной работы. Так формируется привычка получать удовольствие от решения профессиональных задач — привычка, стимулирующая интерес к освоению техники. Социальный работник, действующий в ЭССР и использующий ИТ, обычно проходит этот этап достаточно легко, так как компьютерная техника, Интернет не предъявляют жестких и высоких требований к его техническим знаниям и умениям как пользователя.

На втором этапе у специалиста накапливаются новые технические знания, опыт, а также избыточная энергия, высвободившаяся в процессе решения простых задач. Их уже можно вкладывать в решение более сложных технических и содержательных задач, требующих

более высокой энергии активации. Процессы работы над разными способами решения серьезных социальных проблем клиента, социума, общества вырабатывают у социального работника уже собственное видение этих проблем и собственные способы, пути их решения. Темы становятся разнообразнее, пути решения — сложнее. В деятельности специалиста все чаще прослеживаются инновации, появляются индивидуальные уникальные методы в ЭССР что требует более серьезного освоения компьютерной и иной электронной техники.

Деятельность социального работника в ЭССР, в этом достаточно либеральном информационном пространстве, предоставляет ему большие возможности для творчества. Интернет приветствует открытия, дает им широкое распространение, что происходит благодаря техническим особенностям функционирования этой сети.

Таким образом, можно представить ЭССР как изобретательство, поскольку признаются неоднородность, подвижность, изменчивость сети, наблюдается постоянное ее развитие. С другой стороны, ЭССР можно рассматривать как интеллектуально выраженную форму социальной деятельности, поскольку она не может существовать вне сетевого сообщества и напрямую связана с ним. Обладая высокой степенью индивидуальности, сетевая деятельность каждого конкретного социального работника меняется и дополняется за счет активного соучастия других участников интернет-коммуникации.

Технологический аспект. Самым ярким его проявлением является процесс интенсивного и широкого применения ИТ. Этот процесс достаточно прочно вошел и утвердился в системе социальной работы. Каждое современное социальное учреждение и служба имеют компьютер и весь набор информационных программ, позволяющих обслуживать граждан на уровне соответствующих требований. Технологические достижения в этой области постоянно увеличивают возможности как клиента, так и социального работника и изменяют способы их совместной деятельности и общения.

Глобальность развития и использования ИТ приводит к радикальным переменам в ЭССР. Можно выделить несколько направлений, которые лежат в основе использования ИТ в ЭССР.

Первое направление — обеспечение доступности информации для любого клиента и потребителя, социального работника. Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависят от уровня информированности. Если на протяжении веков информация и знания передавались через образование, СМИ, то сегодня немаловажная роль здесь отводится новым ИТ. «Про-

двинутые» пользователи Интернета часами ищут нужную информацию в глобальной сети. ИТ упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в освоении пользователями Интернета любой информации, размещенной в ней, начиная со сфер политики и социальной жизни и кончая домашним бытом, развлечениями и досугом.

Главной особенностью, технологически определяющей условия деятельности клиента и социального работника в рамках информатизации и компьютеризации, является то, что они теперь могут работать в сетевом графике, расширяющем их возможности сбора информации, а также ее востребования и хранения. Интернет вводит в оборот огромный объем информации, справочного материала, востребованного в разных областях знаний, способствует установлению и расширению личных контактов между своими пользователями, становясь глобальной справочной социального обслуживания на дому.

Наличие сетевых связей приводит к тому, что появляются новые технологические формы, которые становятся формами социальной работы, общения специалистов с клиентами. Например, в Социальном геронтологическом центре в США мы наблюдали, как социальный работник работает и общается с пожилым клиентом с помощью специальной технологии, позволяющей через компьютер, видеокамеру осуществлять ряд процедур (измерение давления, пульса, состава крови, веса, визуальный осмотр и др.). Популярна, например, и такая форма информирования и общения руководителей и специалистов социальных служб с клиентами через диалог с помощью интерактивного телевидения. Она представляет собой не что иное, как синтез качеств компьютера и телевидения, приводящих к интерактивному взаимодействию. В частности, диалогические возможности экрана расширены настолько, что позволяют клиентам участвовать в интерактивном обмене информацией в режиме реального времени. Президент России Д. Медведев открыл свой видеоблог в Интернете, который пользуется большой популярностью среди пользователей сети. Уверены, что в недалеком будущем каждый руководитель социальной службы будет иметь свой видеоблог, позволяющий клиенту и специалисту общаться интерактивно.

Второе направление связано с расширением технологических возможностей социальных учреждений и служб. Практически все российские социальные учреждения получили весьма органичную и хорошо разработанную базовую модель коммуникационного обмена, функционирующую в рамках глобального информационного процесса и позволяющую активно задей-

ствовать не только структурные образования самой системы социального обслуживания, но и ее инфраструктуру и дополнительные области получения и оценки информации. ИТ значительно облегчают социальное обслуживание населения. Расчет пенсий, медицинское обслуживание в отдаленных районах, оформление всех необходимых документов в социальных центрах происходят в настоящее время с использованием ИТ. Во многих регионах России вводится технология, основанная на принципе «одного окна», когда клиент, часто по электронной почте, желающий оформить, например субсидию, подает всю необходимую информацию и документы в «одно окно», а работники социальной защиты в конечном итоге выдают ему искомый документ. В российской столице успешно действует технология электронной социальной карты москвича. Эта технология применяется и в других регионах.

Третье направление позволяет как глобализировать коммуникации в социальной работе, так и одновременно развить региональный информационный рынок. ИТ, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед социальными работниками как внутри страны, так и за ее пределами возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Использование единых мировых информационных систем позволяет сформировать глобальное информационное образовательное пространство, дать любому пользователю доступ к общим нематериальным ресурсам, возможность осмыслить и переработать большой объем информации. Средства коммуникации, к которым относятся электронная почта, глобальная, региональные и локальные сети связи и обмена данными, предоставляют социальным работникам и их клиентам широкие возможности: оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида; интерактивность и оперативную обратную связь; доступ к различным источникам информации; организацию совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций и т. д.

Глобальная динамика экономического развития, рост технологических возможностей ЭССР позволяют утверждать, что будет интенсивно развиваться и региональный информационный рынок, его вхождение в общемировой. Вместе со студентами авторы статьи разработали социальный проект «Электронный справочник социальных служб Тульской области» [1]. Этот справочник позволил объединить информационные ресурсы региона с информационными ресурсами социальных служб России и всего мира, поскольку стал навигатором в мире ин-

формации как для социальных работников, так и клиентов.

Креативный аспект. Возможна ли такая постановка вопроса, когда мы говорим о социальной работе вообще? Как Интернет может сделать деятельность социального работника или клиента творческой? Подобная постановка вопросов, возможно, потребует пересмотра и ряда традиционных форм работы специалиста и клиента при условии обеспечения их специальной техникой.

Начнем с понятия интерактивность, которое пришло в социальную работу вместе с Интернетом.

Интерактивность традиционно определяется как форма коммуникационного взаимодействия, проходящего в особом диалоговом режиме. Этот режим предполагает активное взаимодействие клиентов со специалистом, так и специалистов между собой. Уже были упомянуты компьютерные системы, позволяющие социальному работнику в диалоговом режиме, видя клиента, используя специальную технику, замерять у него давление, просчитать пульс, вес, сделать анализ крови и рекомендовать определенный режим жизни. По последней информации из Великобритании эту функцию уже может выполнять и специальный пластырь, в который вложен электронный чип, посылающий на определенное оборудование социального работника соответствующую информацию. К таким же формам можно отнести и консилиумы специалистов, обслуживающих клиентов, проводящих групповую работу с ними.

Есть и более расширенное понимание интерактивности, дополняющее ее такими характеристиками, как гипертекст, ремиксинг, интерактивное сотворчество. Как раз использование этих характеристик и позволяет говорить, в частности, о креативности социальных работников.

Г ипертекст представляет собой многослойный текст, имеющий кроме основного еще и другие уровни. В компьютерном варианте помимо основного линейно-последовательного структурного образования гипертекст имеет еще и объемно-пространственный, и действительно многоуровневый характер. Гипертекст позволяет разбить текст на более мелкие структурные единицы, чем тема, сохраняя при этом ее логическое единство. В процессе чтения можно совершать «навигацию» по тексту, переходя от одной структурной единицы к другой. При этом появляется возможность вернуться в любой момент к структурной единице в содержании, чтобы изменить направление своего изучения.

Социальный работник, проводящий, например, исследовательскую работу, составляющий полную информацию о своем клиенте, исполь-

зуя гипертекст, может создать банк данных, отличающийся простотой и внешне малым объемом, легко воспринимаемый, но дающий выход на огромный массив нужной информации по направлению исследования, характеристике клиента. Такой банк информации сравним с книгой, в которой можно получить любую информацию в произвольном порядке, выбранном пользователем. Необходимая информация может быть найдена из оглавления, перечня, указателя или наугад. В отличие от традиционной информации или книги информация, основанная на гипертексте, имеет такие преимущества: связи, устанавливающиеся во время движения по гиперпространству, могут быть повторно прослежены (т. е. траектория поиска запоминается); можно объединять различные текстовые, графические, числовые данные, видео- и аудиоинформацию в унифицированную базу данных или знаний. С помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в текстовых массивах, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам. Гипертекст позволяет связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии и т. п.

В современных ИТ распространен и ре -миксинг. Это процесс смешивания, причем, неоднократного, различных элементов и текстов из печати, радио и телевидения. Социальные работники, подходя творчески и готовя, например, выступление в форме презентации, различного рода справки, тексты, отчеты, используют любую информацию в измененном виде, который, на их взгляд, позволяет лучше донести ее до слушателя, потребителя.

Интерактивное сотворчество в социальной работе с использованием средств Интернета представляет собой интерактивное сочинительство, т. е. игровое составление клиентами и специалистами гипертекстов с использованием литературных сюжетов и мотивов, взятых из произведений детективного жанра, фантастики или классики, направленных на решение проблем клиентов. Импровизации, пародирующие и искажающие авторские произведения, создают иллюзии соучастия клиентов в конструировании текстов. В социальной работе это нашло отражение в появлении такого вида деятельности, как арт-терапия, когда клиенты используют различный творческий материал (литературный, живописный, музыкальный, иногда в комплексе) и создают свои произведения, что также позволяет сформировать поле для ремиксинга.

Нельзя не упомянуть в связи с рассмотрением проблем творчества в Интернете и проблему стимулирования творческой активности клиентов. В ходе своей деятельности в сети

клиенты рассматривают фотографии, картинки, изучают тексты, звуковые файлы, видеофайлы на сайтах по различной тематике. Эти найденные данные впоследствии могут быть использованы ими для подготовки своих веб-страниц. Клиенты создают в Интернете самые разнообразные веб-страницы, которые отражают и развивают уровень их творчества.

Социально-образовательный аспект. Раскрывая этот аспект, отметим, что уже в настоящее время можно рассматривать Интернет как некий глобальный социальный образовательный институт, мощный образовательный комплекс, в котором в определенных условиях осуществляется специализированная образовательная деятельность в разных направлениях. Образовательные сайты, существующие в Интернете, уже стали реалией современной социальной работы.

В настоящее время существуют одновременно электронные версии многих российских газет и журналов. Они представляют собой оригинальные информационные продукты, которые обеспечивают наличие обратной связи, гораздо более сильной, чем та, которая имеет место в традиционных СМИ (письма, звонки, массовые мероприятия и т. д.). Обратная связь и определяет такое важное качество Интернета, как интерактивность, порождая вопросно-ответное поле, по сути, не имеющее границ.

Характерной чертой виртуальной реальности образования в рамках Интернета является его синтетичность, которая позволяет в ИТ сфокусировать сразу все три типа передачи информации: визуальный (текстовая и графическая формы); аудированный и аудиовизуальный. Синтетичность ИТ в ЭССР определяется с нескольких позиций:

— в о-п ервых, это профессиональное использование достижений науки и техники, объединение свойств и методик, существующих средств массовых коммуникаций с целью формирования принципиально новых (по форме, методам и характеристикам) средств, передающих информацию. Таковыми можно считать, например, новые СМИ в Интернете;

— в о-в торых, это дальнейшее совершенствование и развитие новейших технологий в области информационных социальных коммуникаций, которые позволяют создавать высокотехнологичные и в то же время доступные ИТ. Примером таких общедоступных ИТ является он-лайновое общение. В одной американской семье, обеспеченной, но не богатой, авторы статьи наблюдали, как в 1999 г. бабушка общалась с внуками, которые находятся за сотни километров, через постоянно бегущую на экране ауди-визуальную строку. Изображение и звук передаются через камеры, установленные как у вну-

ков, так и у бабушки. В 2009 г. мы неоднократно видели, как уже в ряде российских семей ее члены виртуально общаются между собой с помощью ноутбука и встроенной в него видеокамеры на значительном расстоянии.

Другой формой синтетичности ИТ в ЭССР можно назвать персональную рубрику в ряде СМИ. Например, на российском телевидении существует несколько программ, которые в той или иной мере затрагивают социальные вопросы и популярны у зрителей. Назовем их: «Малахов +», «Познер», «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, «Час Суда» и др. Один из авторов статьи на региональном уровне вел ежемесячную персональную рубрику «Столетник» на тульском телеканале «Россия—Тула», в рамках которой поздравлял всех жителей Тульского региона, которым исполнилось 100 лет, делился со зрителями секретами долголетия, привлекал внимание общественности к социальным проблемам пожилых людей и с помощью администрации решал их. Подобные рубрики, на наш взгляд, уже стали распространенными и популярными в ЭССР в условиях Интернета.

ЭССР имеет, как уже говорилось, еще один аспект — содержательный. Говоря о содержании, можно выделить по крайней мере два типа визуальных изданий, наиболее определившихся в этом направлении: 1) сетевые журналы (имеющие ярко выраженную возрастную ориентацию); 2) сетевые газеты (в том числе и персональные газеты, созданные самими пользователями (клиентами) или специалистами).

Ряд социальных служб имеет так называемые виртуальные клубы, которые выполняют, прежде всего, функцию общения, а также могут использоваться как рекламные средства (доска объявлений, гостевая книга и т. д.). Помимо клубов в Интернете много виртуальных объединений по интересам и развлечениям. Например, широко действуют объединения цветоводов и огородников, в которых тон задают энтузиасты. Вообще развлекательность как следствие виртуальной организации коммуникационного пространства является своеобразной основой для функционирования ЭССР. Особенно это имеет непосредственное отношение к сетевым ИТ для клиентов, которые применяются в социальной работе. Вымысел — развлекательность — игра — активность — интерактивность — самообучение — самообразование — самопознание — интерактивность — игра — вымысел (развлекательность): эта цепочка в целом характеризует тот сетевой процесс взаимодействия, который лежит в основе коммуникации посредством (и при участии) Интернета в социальной работе.

Говоря об использовании ЭССР, необходимо раскрыть и понятие «сетевой интеллект».

Технические возможности переработки информации, которые предоставляются Интернетом, не только дополняют, но и формируют особый сетевой интеллект. Психологи (Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия) в свое время доказали, что используемые человеком для различных целей средства, перестраивают его психику. Поэтому человек, читающий газеты, и человек, осуществляющий поиск информации в Интернете, — это разные люди. Компьютеризированное общество и некомпьютеризированное общество — это разные типы социума, прежде всего потому, что в них заложены разные типы реальности.

В Интернете появились и появляются как клиенты и специалисты, которым свойственен определенный виртуальный фанатизм, индивидуальный подход, ярко выражающие особенности их работы в Интернете. Психологи называют такой стиль идиоцентризмом. Он выражается в стремлении к независимости от группы и влияния других людей, четком разграничении собственных представлений и убеждений других. Например, в Интернете есть персональные веб-страницы российских социальных работников и педагогов в области социального образования (проф. И. Липский, проф. М. Рожков и др.). На этих страницах помимо информации в области социальной работы очень много посвящено вопросам искусства, фотографии, отражающих интересы авторов. Подобное сетевое творчество представляет собой синтез разных форм и методик выражения себя и информаци-

онного пространства. Его называют авторским сетевым творчеством.

На персональных авторских страничках, конструируемых при помощи специальных программных шаблонов, содержатся и уникальные авторские находки: например, М. Рожков пропагандирует «фотоальбом автора». Один из авторов этой статьи демонстрирует собранные им анекдоты о социальной работе и по геронтологии — «Анекдоты от профессора В. Фокина» и «Изречения великих людей о старости» и т. д. [1]. По мнению многих исследователей Интернета, процесс самопознания в сети — это процесс приобщения к новому типу мышления, общения, поведения и творчества. Такой тип мышления получил название пе1-мышление.

Подводя итоги вышесказанному, можно выразить полную уверенность, что ЭССР в ближайшей перспективе займет свое место, причем на долгие годы, в общей системе социального обслуживания населения. Мы ни в коей мере не абсолютизируем ЭССР и не считаем, что она сможет заменить ныне действующую систему социальной защиты, но мы уверены, что, облегчая труд специалиста, рационализируя его деятельность и деятельность клиента, ЭССР будет интенсивно расширяться. В то же время ЭССР не возникнет сама по себе и тем более не будет развиваться самостоятельно, если ныне действующие и будущие социальные работники не освоят хорошо компьютер, его основные программы, суть деятельности ЭССР еще в вузе или при переподготовке специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Электронный справочник социальных служб Тульской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru. — Загл. с экрана.

Поступила 24.02.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.