высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки, устанавливается, что образовательные программы высшего профессионального образования специализированной подготовки магистра:
1) могут осваиваться лицами, имеющими высшее профессиональное образование независимо от направления подготовки (специальности);
2) могут разрабатываться и реализовываться с российскими и зарубежными партнерами с целью расширения академической мобильности преподавателей и студентов; 3) должны размещаться на сайтах образовательных учреждений высшего профессионального образования (требования к уровню подготовки, учебный план, рабочие программы дисциплин и практик, учебно-методическое и кадровое обеспечение) для повышения информированности поступающих и обмена опытом между вузами.
Поступила 14.08.09.
Определение и специфика путей развития уровневой подготовки кадров связываются с повышением роли, активности работодателей, кто должен будет не только заказывать подготовку социальных работников определенного профиля и уровня, но и оказывать влияние на качество их обучения и воспитания путем формирования оптимальных региональных и поселенческих систем баз практики, участия в учебном процессе и аттестации кадров при окончании ими учебных заведений. При этом акцентируется внимание на приоритетах подготовки социальных работников в соответствии с потребностями регионов и поселений, основных групп населения, проживающих в них. В современных условиях при переходе на новые стандарты образования необходимо как внедрение всего лучшего из накопленного опыта зарубежных систем образования, так и сохранение фундаментализма и культуроцентричности российского образования.
ЁЙО|ЕЁ дАВ1^ААГЁВ АВ1ЙЙЁЁ
ТО I ОАШЁ I ГАЁО МЁ N1 ОЁАЁи Г I Ё ВАА I Ои Ё. А. ОмЧее
А поаоиа ЭапёЭйаа^опу ёпоТёё поаТТаёаТеу ЭТппёёпёТё УЭТоаппёТТаёиТТё пТоёаёи-ТТё ЭааТой, ГЭаапоааёаш аТпоёжаТёу а Таёапоё пТоёаёиТТаТ ТапёожёааТёу Тапаёа-Тёу а ВТппёё да ГтёааТёа 15 ёао, ТаТа+аш ГаЭт'аёоёай ёаЭаёТаёшйо ёдТаТаТёё а Тоа+апоаатТТё оаТЭёё ё ГЭаёоёёа пТОёаёшТё ЭааТой а аоаойа!.
Молодые исследователи и работники социальных служб, студенты и аспиранты, специалисты, бакалавры и магистры социальной работы, управленцы и менеджеры социальной сферы, которые не имели возможности быть у истоков зарождения профессиональной социальной работы в России, ищут правду истории своей профессии. Они понимают, что, не познав истории и сути профессии, нельзя стать профессионалом в своем деле и настоящим гражданином своей страны.
В условиях реформирования страны, внедрения рыночных отношений, строительства социального государства и гражданского общества десятки миллионов людей, прежде всего, дети и подростки, граждане старшего поколения и инвалиды, семьи групп риска, безработные и беженцы, жертвы военных конфликтов и техногенных катастроф, нуждаются в профес-
сиональной социальной поддержке и защите. Не удивительно, что в нашей стране медленно, но последовательно осуществляются комплексные меры по становлению профессиональной социальной работы. Профессиональная социальная работа вызвана к жизни потребностями современного общества в компетентных специалистах, профессионалах высокого класса, обладающих фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и гуманистическими личностными качествами. Российская Федерация сегодня остро нуждается в специалистах, способных совершенствовать социальную политику, систему социальной защиты и оказывать реальную эффективную социальную поддержку нуждающимся людям.
Прошедшие 15 лет располагают к размышлению о смысле и истории становления, развитии в России такой профессии, как «Социальная
© Ё. А. ОпЧёё, 2010
работа». Но чем дальше от тех событий, которые связаны с введением в России должности «Социального работника», с дополнением Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Госкомтруда СССР квалификационной характеристикой «Специалист по социальной работе» (23 апреля 1991 г.) и открытием Госкомитетом СССР по народному образованию специальности «Социальная работа» (7 августа 1991 г.), тем больше появляется публикаций и устных заявлений, в которых в силу разных причин и мотивов допускаются неточности, а в ряде случаев преднамеренно искажается суть процесса зарождения в России новой профессии.
Конечно, взгляды на тот или иной вопрос могут меняться и это естественно. Но при этом авторы не должны уходить от ответственности за сказанное и особенно — за написанное. Всем известно, что «слова улетают, а написанное остается». Прав был один историк, который писал, что в каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории, как и всякой социальной действительности, подчиняется господствующей тенденции динамики времени, места и развития событий.
Понимая преемственность времени, ряд известных в России авторов, которые стояли у истоков институционализации профессии «Социальная работа», ответственно относясь к прошлому, опираются на архивные данные и соблюдают требования профессиональной этики. В их трудах, как правило, подчеркивается, что становление, не «появление», как утверждают отдельные журналисты и преподаватели вузов, в России новой профессии «Социальная работа» происходило в сложнейших социально-экономических, духовно-культурных и социальнопсихологических условиях конца 80-х — начала 90-х гг. теперь уже прошлого столетия.
Это был противоречивый, кризисный для России период, когда предпринимались далеко не всегда удачные попытки преодолеть противоречия и недостатки старого общества и когда в жизни страны неизбежно появлялись новые формы социальных институтов, предметов и явлений, но при этом прорастали зерна, посеянные в советское время. Историкам социальной работы хорошо известно, что в советской России функции социальных работников по «совместительству» выполняли учителя и врачи, социологи и психологи, пионерские и комсомольские, партийные и профсоюзные работники. В ряде стационарных домов-интернатов общего и специализированного типа существовали должности социальных работников.
Мало того, постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О проведении эксперимента по организации отделений соци-
альной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам» (3 февраля 1986 г. № 28/3-43 и приложение к нему № 3) были утверждены временное положение об отделении социальной помощи на дому и квалификационная характеристика социального работника этого отделения.
Разумеется, речь шла не о профессиональных социальных работниках. В квалификационных требованиях 1986 г. говорилось: «На должность социального работника принимаются рабочие, служащие, в том числе в порядке совместительства, женщины, занятые в домашнем хозяйстве, студенты вузов, учащиеся средних специальных учреждений (достигшие 18 лет), прошедшие соответствующий инструктаж». Но непрофессиональная социальная работа, концентрировавшая и вбиравшая в себя отечественный и зарубежный опыт поддержки социально ослабленных слоев населения, была предвестником социально выраженной формы социальной защиты населения в виде, прежде всего, социального обслуживания населения, впоследствии закрепленной в соответствующих законодательных и подзаконных актах Российской Федерации начала и середины 90-х гг.
Социологам и теоретикам социальной работы хорошо известно, что профессиональная деятельность в области социальной работы не могла появиться сразу, в одном каком-то году, в силу принятия специальных постановлений Правительства или указов Президента Российской Федерации. Она должна была вызреть в условиях становления новых общественных отношений, в недрах формирующегося строя, в процессе длительного исторического развития. Она должна быть востребована обществом и адекватна природе такого общества.
Как могла «появиться» профессия «Социальная работа» в 1991 г., когда в России не было устойчивого и широко распространенного вида такой трудовой деятельности, как профессиональная социальная работа, не было соответствующих рабочих мест для профессионалов? Как могла «появиться» новая профессия, когда в России не было теоретических представлений о профессиональной социальной работе и технологических моделях деятельности специалистов в этой области? Как могла «появиться» новая профессия в условиях, когда высшая и средняя специальная школа не готовили профессиональных социальных работников?
Непосредственной предпосылкой становления новой профессии, в том числе введения должности «специалиста по социальной работе», явилась деятельность Комитета по делам семьи и демографической политике при Совете министров РСФСР (председатель комитета И. И. Гребешева) по созданию в стране совре-
менной системы социальной защиты семьи и детей. Понимая, что Россия вступает в период демократических преобразований и рыночных отношений со всеми вытекающими последствиями и опираясь на знания и опыт непрофессиональной социальной работы, прежде всего, педагогов, медиков, психологов, социологов, экономистов и демографов, сотрудники Комитета в сжатые сроки проделали огромную работу по выработке концепции новой государственной семейной политики и современного механизма ее реализации в виде социального обслуживания, различных форм и методов социальной работы.
Спустя 15 лет представляют интерес высказывания руководителей Комитета по вопросам подготовки профессиональных социальных работников, так как они свидетельствуют о мировоззрении управленцев того времени и преемственности в выработке стратегии кадровой политики. Так, в период проведения Российско-шведского семинара по вопросам профессиональной социальной работы и подготовки специалистов социальной работы (3—6 марта 1991 г.), который заложил начало подготовки в России профессиональных социальных работников, И. И. Гребешева подчеркивала, что «определенные наработки в области семьи и семейной политики и психологии общения в нашей стране все-таки есть, хотя они не оценивались как таковые в этом плане. Мы можем определить и оптимальную программу подготовки социальных работников, включая вузовскую, и то, чем должны они заниматься в будущем».
Необходимо подчеркнуть, что именно на указанном семинаре и Общероссийской конференции, проведенной в г. Ульяновске (ноябрь-декабрь 1991 г.), были заложены современные научно-методические и организационные основы становления в России профессиональной социальной работы.
Примечательно то, что в период с 1991 по 2000 г., то есть начальный этап становления профессиональной социальной работы в России, самое пристальное внимание было уделено теоретическому и научно-методическому обеспечению практики социальной работы. Организаторы социального обслуживания населения в тесном союзе с отечественными исследователями целеустремленно и последовательно осуществляли комплексные исследования проблем социальной работы и проводили экспериментальную отработку в учреждениях социального обслуживания различных моделей социальной поддержки «слабых» слоев населения. Особое внимание, например, Комитет по делам семьи и демографической политике уделял организации временных научно-исследовательских коллективов (отв. А. М. Панов, А. И. Ляшенко,
Л. В. Топчий), которые создавали научно-методическое обеспечение для экспериментальной отработки функционирования социальных служб нового типа и их кадрового обеспечения, а также изучения и адаптации зарубежного опыта в области социальной работы (социальное обслуживание) и подготовки профессиональных социальных работников, разработки различных технологий и методик индивидуальной и групповой социальной работы.
Совместно с Минобразованием РСФСР был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) под названием «Государственная система социальной помощи семье и детству: кадры, психолого-педагогическая и правовая поддержка» (руководитель — доктор психологических наук С. А. Беличева), в который вошли более 100 представителей высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений из таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Воронеж, Екатеринбург, Саратов и др. За короткий промежуток времени при помощи зарубежных специалистов коллектив ВНИКа разработал учебный план и учебные программы для подготовки в высшей школе специалистов по социальной работе по четырем специализациям, переподготовки социальных работников и практических психологов, а также ряд научно-методических разработок в области социальной работы, прежде всего, социального обслуживания различных категорий семьи и детей, нуждающихся в социальной поддержке. Одновременно коллективом была подготовлена «Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних».
Весной 1991 г. был создан еще один ВНИК «Научно-методические и правовые основы деятельности специалистов по социальной работе» под руководством доктора философских наук, профессора М. С. Мацковского. Этот коллектив перевел с английского, подготовил и издал «Энциклопедию социальной работы» в трех томах. Именно в этом ВНИКе были разработаны программы социальной работы с различными категориями населения. Программы и переведенные книги и брошюры с английского, шведского и других языков позволили создать благоприятные условия для работы социальных служб, преподавателей и исследователей, занимающихся подготовкой профессиональных социальных работников и разработкой учебных пособий для студентов и практических социальных работников.
На базе временных научных коллективов проводились конференции и семинары, направленные на формирование общественного мнения по проблемам социальной работы и социального обслуживания, повышение квали-
фикации управленческих кадров, работников социальных служб и преподавателей вузов, создания определенных предпосылок для становления новой профессии в России и ее отдельных регионах. С этого времени в различных регионах Российской Федерации в области социальной работы стали формироваться научные школы и направления [13].
В тот же период на базе Научно-исследовательского центра (НИЦ) социальной защиты детства и демографической политики (директор — С. В. Дармодехин) были разработаны документы, имеющие большое значение для становления новой профессии и подготовки специалистов социальной работы. Так, в 1991 г. была разработана «Концепция подготовки социальных работников в вузе по специальности — 03.12.04» (подпрограмма «Семья», руководитель — профессор И. А. Зимняя) и ряд других разработок перспективного значения. В Саратове в Политехническом институте на базе социологического центра велась работа по разработке модели социального работника (руководитель — профессор В. Н. Ярская). В Барнауле социологи Алтайского государственного университета (руководители — профессор С. И. Григорьев, доцент Л. Г. Гуслякова) создали «Концепцию подготовки социальных работников для сельской местности». Аналогичная работа проводилась в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Красноярске, Орле, Томске и Ижевске, а также в некоторых других городах Российской Федерации. За последнее десятилетие в стране сформировались «семейные династии» исследователей проблем социальной работы — Холостова — Малофеевы, Ярская — Смирновы, Сафронова — Демидова, Галагузовы и др.
К специфике того времени можно отнести сотрудничество Комитета по делам семьи и демографической политики с Минфином, Госкомитетом по делам науки и высшей школы в области подготовки кадров профессиональных социальных работников и обеспечение ими социальных служб нового типа. Об этом свидетельствует ряд документов того времени. Приведем один из наиболее примечательных примеров. В решении совместной коллегии Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете министров РСФСР и Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 13 мая 1991 г. № 18-1/6 подчеркивалось, во-первых, что «...в настоящее время задача кадрового обеспечения создаваемой государственной службы социальной защиты семьи приобретает приоритетное значение» и что специалист по социальной работе предназначен для «профессиональной деятельности в области социальноэкономической поддержки, медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье в
сфере социальной профилактики и реабилитации, социальной работе в трудовых коллективах, службе занятости» и т. д.; во-вторых, совместная коллегия приняла постановление, предусматривающее реализацию системы мер в целях организации подготовки кадров специалистов по социальной работе, в их числе открытие специальности «Социальная работа» [9].
Приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 7 августа 1991 г. № 376 «Об открытии специальности „Социальная работа“ уточняет формулировку, принятую ранее на совместной коллегии двух комитетов России. В ней подчеркивается: «В целях подготовки специалистов для социальной службы (не уточняется какой. — прим. Л. Т.), способных осуществлять психолого-педагогическую, правовую, экономическую и медицинскую помощь детям младшего возраста, подросткам, молодежи и взрослому населению в социокультурной, семейно-бытовой и трудовой сфере, приказываю:
1. В дополнение перечней специальностей высших и средних специальных учебных заведений, утвержденных приказом Минвуза СССР от 17 ноября 1987 г. № 790 и Гособразования СССР от 21 июля 1988 г. № 224, открыть новые специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения: 03.12 „Социальная работа“ для высших учебных заведений и 03712 „Социальная работа “ для высших учебных заведений и 03712 „Социальная работа“ для средних учебных заведений“. Не следует забывать, что в то время Российская Федерация была в составе СССР и по установленному порядку открытие новой специальности находилось в компетенции союзного министерства, что, естественно, предопределяло специфику открытия специальности „Социальная работа “».
Не следует забывать, что в конце 80-х—на-чале 90-х гг. прошлого столетия организаторы социальной работы в России и подготовки профессиональных социальных работников нуждались в поддержке не только Правительства Российской Федерации, но и Международной федерации социальных работников (МФСР) и Международной ассоциации школ социальной работы. В конце 1990 г. общественность России принимала генерального секретаря Международной федерации социальных работников Андрея Владимировича Муравьева-Апостола, который поддержал проект Комитета по делам семьи и демографической политики в области подготовки профессиональных социальных работников и оказал моральную поддержку России на международном уровне. Большую помощь в разработке учебного плана и учебных программ, обеспечивающих подготовку и переподготовку социальных работников в высшей школе, оказали зарубежные специалисты: Ральф Гарбер, ко-
торый в то время был президентом Международной ассоциации школ социальной работы, Вера Мехта — генеральный секретарь той же организации, шведские специалисты — профессор Гетеборгского университета X. Сведнер и преподаватели его кафедры. В первый список вузов, взявшихся за подготовку профессиональных социальных работников, были включены такие учебные заведения, как: Алтайский государственный университет, Костромской пединститут, Мордовский государственный университет, Московский институт молодежи, Московский институт культуры, Московский технологический институт. Пермский государственный университет, Ростовский государственный университет, Саратовский политехнический институт. Уральский институт социального управления и политологии. С 25 ноября 1991 г. к этим вузам присоединился Российский государственный социальный институт (в настоящее время РГСУ). В число учебных заведений, открывших факультеты переподготовки по специальности «Социальная работа», вошли 26 вузов, в том числе, такие как: Алтайский государственный университет, Архангельский медицинский институт, Воронежский государственный университет, Московский институт молодежи, Омский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Томский государственный университет и др.
Прошло много лет и, естественно, многое забывается, стирается в памяти, многое уходит вместе с ушедшими из жизни людьми, которые в те годы с таким интересом и энтузиазмом взялись за новое для России дело — развитие профессиональной социальной работы и подготовку специалистов по социальной работе. Современным историкам, теоретикам и практикам социальной работы трудно себе представить, как в кризисные годы «добывались» средства на организацию и проведение научных исследований и подготовку специалистов, как трудно было объединить усилия специалистов разных профилей и представителей различных школ в единые научно-педагогические коллективы, способные создавать основу для становления в России новой профессии.
После ликвидации Комитета по делам семьи и демографической политики вся тяжесть координации и организации работы по развитию профессиональной социальной работы легла на Министерство социальной защиты населения России (Э. А. Панфилова, Л. Ф. Безлепкина), Ассоциацию работников социальных служб (А. М. Панов) и Учебно-методическое объединение вузов России в области социальной работы (В. И. Жуков, И. Г. Зайнышев, В. А. Никитин). С 1993 г. в развитии соци-
альных служб, профессиональной социальной работы и переподготовке социальных работников заметную роль стали играть региональные органы социальной защиты (Орловская, Московская, Кировская области, Красноярский край, Санкт-Петербург и др.) и соответствующие высшие учебные заведения.
Большой вклад в развитие социальных служб нового типа и их кадрового обеспечения внес Временный научно-исследовательский коллектив «Территориальные социальные службы», созданный при Минсоцзащиты России на базе Российской академии управления (Л. Ф. Безлепкина, А. М. Панов, В. Б. Корняк, Н. Н. Стрельникова, Л. В. Топчий, Э. А. Ману-кян, Е. И. Холостова и др.). Работа этого коллектива осуществлялась по четырем основным направлениям:
1. Проблемы теоретико-методологической разработки и внедрения территориальных моделей деятельности учреждений социального обслуживания населения.
2. Разработка социальных норм и нормативов учреждений и служб социального обслуживания семьи и детей.
3. Мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз состояния) социального обслуживания населения в регионах Российской Федерации.
4. Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка. Особое внимание уделялось разработке региональных моделей социальных служб и их диверсификации, обобщению опыта регионов в области развития учреждений социального обслуживания и создания рабочих мест для профессиональных социальных работников.
Именно в это время создавалась основа для окончательной отработки «Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1993) и подготовки проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Середина 90-х гг. примечательна тем, что были приняты два Федеральных закона, создавшие основу для становления в России профессиональной социальной работы, — это Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 15 ноября 1995 г.) [11] и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (принят Государственной Думой 21 июля 1995 г.) [10]. Важным явилось то, что в них впервые были определены права граждан на социальное обслуживание и установлены общие стандарты предоставляемых услуг как вида социальной работы, а также сформулированы основные требования к профессиональным социальным работникам. Впоследствии был принят
ряд постановлений Правительства Российской Федерации, направленный на реализацию федеральных законов в области социальной работы на всех ее уровнях.
В начале XXI в. идеи и положения, заложенные в этих федеральных законах, были конкретизированы в Государственных на-циональных стандартах Российской Федерации — «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (дата введения 2004-07-01) и «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (дата введения 2003-11-23). В 2005 г. в области социального обслуживания были приняты еще четыре Национальных стандарта, имеющие рекомендательный характер [2—6].
Федеральный закон о новой системе государственной поддержки льготников № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. [7] внес существенные коррективы в законодательные акты, регулирующие процесс предоставления социальных услуг и функционирование социальной работы на всех уровнях — федеральном, региональном и местном (замена льгот на деньги, право на выбор видов социальной работы, финансирование социальных услуг, перераспределение полномочий в сферу управления социальными службами и др.). Законодательные акты, разработанные на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации в 90-е гг., сыграли большую роль в становлении профессиональной социальной работы в России.
В то же время шла напряженная работа во вновь созданном Российском государственном социальном институте (ректор-организатор В. И. Жуков) по разработке первого Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (направление 521100 — «Социальная работа»). При участии Минсоцза-щиты России и Госкомвуза России, а также МОО «Ассоциации работников социальных служб» стандарт был принят и утвержден Госкомвузом России 30 декабря 1993 г., что, естественно, придавало процессу профессионального образования в области социальной работы управляемый, развивающийся и устойчивый характер.
В конце 90-х гг. Государственный стандарт первого поколения был переработан, опыт по его реализации обобщен и на этой основе были созданы два новых стандарта. В 2000 г. Министерство образования РФ, соблюдая преемственность в стандартизации образования в области социальной работы, утвердило три новых стандарта: 1) Государственный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521100 «Социальная работа». Степень (квалификация) — бакалавр социальной работы;
2) Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования. Направление 5211000 «Социальная работа». Степень (квалификация) — магистр социальной работы; 3) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521100 «Социальная работа». Степень (квалификация) — специалист социальной работы.
Принятые стандарты существенно повлияли на качество подготовки профессиональных социальных работников. В стране в основном сложилась национальная трехуровневая система воспроизводства профессиональных социальных работников, с одной стороны, закрепляющая успехи в этом деле, достигнутые отечественной высшей школой в 90-е гг., с другой — отражающая процесс интеграции России в образовательное пространство Европы и заимствование ряда положительных моментов из зарубежного опыта организации учебного процесса. В России начался современный этап формирования и развития социального образования.
За прошедший период существенное развитие получила сеть высших учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников. Их число выросло с 11/26 до 128. В период с 1995 по 2005 г. высшая школа России подготовила около 20 тыс. специалистов социальной работы. В стране была развернута подготовка бакалавров и магистров социальной работы. Отряды управленцев системы социальной защиты, образования, здравоохранения и пенитенциарных учреждений пополнились специалистами новой формации. Пожалуй, сегодня нет такого органа государственного управления или социальной службы, где бы не трудились выпускники факультетов и отделений социальной работы.
Интенсивное развитие учреждений и предприятий социального обслуживания населения (в государственной системе работают 22 400 учреждений социального обслуживания, которые предоставляют услуги, примерно, 12 млн человек) привело к заметному увеличению численности социальных работников. К особенностям России следует отнести то, что в стране существуют несколько разновидностей социальных работников. Их количество выросло до 500 тыс. человек, специализирующихся по 50 направлениям. Естественно, разнообразие специализации постоянно возрастает, что свидетельствует о приближении социальной работы к потребностям населения и возрастании уровня профессиональной помощи.
Действительно, профессия «Социальная работа» превратилась в устойчивый и относительно широкий вид социальной деятельности, являющийся основным источником дохода социальных работников и представителей других специальностей, которые связали свою судьбу с
социальной работой, с деятельностью социальных служб и органами соцзащиты населения. Вполне закономерным явилось то, что 27 октября 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О Дне социального работника». В нем говорилось: «Установить День социального работника и отмечать его 8 июня» [1; 8]. Безусловно, этот указ радует и вдохновляет социальных работников. Это признание того, что социальная работа в России — это санкционированная не только государством необходимая людям профессиональная деятельность, но и признание ее общественными неправительственными организациями, ее значимость в жизни всего российского общества. Общественные организации, полемизируя с федеральными чиновниками, отстояли право социальных работников на профессиональный праздник. В приветствии Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации С. М. Миронова к участникам Всероссийской конференции, посвященной Дню социального работника (8 июня 2005 г.), говорится: «Поздравляю вас с вашим про-фессиональным праздником — Днем социального работника!» [12]. В аналогичном поздравлении Председателя Государственной Думы РФ Б. В. Грызлова также признается профессионализм в социальной работе. Он говорит: «Примите мои поздравления с вашим профессиональным праздником...» [12]. Но профессия «Социальная работа», как известно, не может развиваться только на энтузиазме профессиональных кадров и моральном стимулировании труда социальных работников. Сегодня назрела необходимость повышения уровня жизни социальных работников и тех преподавателей высшей и средней профессиональной школы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой социальных работников. Особую озабоченность вызывает низкий уровень заработной платы социальных работников и специалистов социальной работы. Как часто отмечается в печати, социальные работники — это люди с отзывчивым сердцем и благородной миссией, которые приходят на помощь людям, находящимся в сложной, а подчас кризисной жизненной ситуации. Сегодня настало время, когда необходимо государству протянуть руку помощи и самим социальным работникам.
Отмечая 15-летие становления в России профессиональной социальной работы, следует обратить внимание на необходимость развития социальной работы как научной дисциплины. Научная общественность в области социальной работы созрела для введения научной специальности — «Социальная работа». Преподаватели, научные сотрудники, практические социальные работники и менеджеры социальных служб должны иметь возможность защищать кандидатс-
кие и докторские диссертации по проблемам социальной работы. Для этого есть все основания и возможности. Необходимо решение Высшей аттестационной комиссии.
Итак, институционализация профессии «Социальная работа» не завершена. Это связано, прежде всего, с тем, что становление профессиональной социальной работы как незавершенной формы социозащитной деятельности государства и общества отражает тот начальный этап развития всякого нового явления, когда оно уже возникло в жизни общества, но еще полностью не сформировалось. Сегодня в федеральных, региональных и местных органах управления, государственных и неправительственных социальных службах трудятся большие отряды непрофессиональных и полупрофессиональных социальных работников.
При заметном росте престижа профессии социальной работы он остается в жизни общества недостаточно высоким. Поэтому, как и 15 лет назад, актуальны четыре задачи. Во-первых, социальная работа в системе социальных служб нуждается в профессионально подготовленных социальных работниках. Во-вторых, цели и задачи профессиональной социальной работы предполагают развитие теории и практики социальной работы, совершенствование технологий и методик социального обслуживания населения, более полное удовлетворение нужд различных категорий населения в социальных услугах более высокого качества и разнообразия. В-третьих, как никогда ранее, необходимо объединение усилий государственных, общественных и неправительственных организаций в сфере развития у социальных работников высокого профессионализма, самостоятельности и высокой степени ответственности за качество решения проблем и полноту взятых на себя обязательств в области социальной защиты и поддержки населения. В-четвертых, в области социальной работы необходимо развитие динамики становления партнерства общественных организаций социальной сферы и органов государственной власти, совершенствование механизма их взаимодействия в области социальной работы.
Разумеется, такое сотрудничество возможно лишь на профессиональной основе и взаимной ответственности перед народом и профессией «Социальная работа». В этом деле большие возможности имеются у общественных организаций, которые, прежде всего, выражают интересы профессиональных социальных работников. Теперь, спустя 15 лет, объективным будет отметить ведущую роль МОО «Ассоциация работников социальных служб» (президент А. М. Панов) в организации различных мероприятий, подготовке и переподготовке соци-
альных работников и разработке научно-методических основ профессиональной социальной работы. Именно по инициативе этой ассоциации, которая в 1992—1997 гг. имела свои отделения или активных своих представителей в 50 субъектах Российской Федерации, были проведены многочисленные конференции и семинары по проблемам социальной работы, организованы стажировки социальных работников в зарубежных странах, издание специальных сборников и рекомендаций, направленных на повышение профессионального мастерства работников социальных служб. На общем собрании членов ассоциации впервые в России был принят Профессионально-этический кодекс социального работника (Звенигород, 1994).
Ассоциация работников социальных служб не раз демонстрировала умение сотрудничать с органами государственной власти и неправительственными организациями по различным вопросам развития в России социальной работы. В конце 90-х гг. ассоциация настойчиво добивалась введения в России Дня социального работника и повышения заработной платы работников социальных служб. Ее деятельность замечена на международной арене и поддержана Международной федерацией социальных работников. Делегации ассоциации неоднократно принимали участие в работе международных конгрессов социальных работников и европейских совещаний по различным проблемам социальной работы и социального развития.
В настоящее время ассоциация, целью которой всегда была деятельность по профессиональной поддержке социальных работников, издает четыре журнала — «Отечественный жур-
нал социальной работы», «Работник социальной службы», «Социальное обслуживание» и «Профессиональная библиотека работника социальной службы». Управленцы и специалисты социальной работы, преподаватели высшей школы и научные сотрудники имеют возможность публиковать свои научные и научно-методические разработки, различные рефераты с обобщениями опыта практической социальной работы, материалы о применении на местах традиционных и инновационных технологий, реализации социальных проектов и предложений в области совершенствования социального образования в России и за рубежом.
Создание новых журналов и научных трудов в области социальной работы, освещение отечественного и зарубежного опыта работы социальных служб и органов управления в сфере социальной поддержки и защиты социально ослабленных слоев населения следует расценивать как новый подступ России к становлению и развитию профессиональной социальной работы. Нарождающееся новое общество испытывает муки кардинальных изменений в теории и практике социальной работы. Очевидно и то, что новая профессия не рождается в одночасье. Социальные нововведения и их научно-методическое обоснование невозможно клонировать, взяв за основу импортные разработки. Они должны вызреть в утробе национальной мудрости менталитета, в процессе активной социальной деятельности и созерцания, познания истории социальных наук и реальной практики социальной работы, и, конечно, соблюдения здорового консерватизма, сохранения его национально-культурных корней, констант культуры коренных народов России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бюллетень Минтруда и социального развития Российской Федерации. — 11/2000. — С. 76—77.
2. ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общее положение» (утверждено постановлением Госстандарта РФ № 326-ст от 24.11.2003). — М. : Изд-во стандарта, 2003.
3. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утверждено приказом Ростехрегулирования № 532-ст от 30.12.2005). — М. : Стандартинформ, 2006.
4. ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения» (утверждено приказом Ростехрегулирования № 533-ст от 30.12.2005). — М. : Стандартин-форм, 2006.
5. ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» (утверждено приказом Ростехрегулирования № 534-ст от 30.12.2005). — М. : Стандартинформ, 2006.
6. ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утверждено приказом Гостехрегулирования № 535-ст от 30.12.2005). — М. : Стандартинформ, 2006.
7. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : Федер. закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 // СЗ РФ. — 30.08.2004. — № 35. — Ст. 3 607.
8. О Дне социального работника : Указ Президента Российской Федерации № 1 796 от 27.10.2000 // СЗ РФ. — 30.10.2000. — № 44. — Ст. 4 353.
9. О перечне специальностей средних специальных учебных заведений СССР : приказ Государственного собрания СССР № 224 от 21.07.1988 (документ опубликован не был).
10. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации : Фе-дер. закон № 122-ФЗ от 02.08.1995 // СЗ РФ. — 07.08.1995. — № 32. — Ст. 3 198.
11. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации : Федер. закон № 195-ФЗ от 10.12.1995 // СЗ РФ. — 11.12.1995. — № 50. — Ст. 4 872.
12. Работник социальной службы. — 2005. — № 2. — С. 10—11.
13. Топчий Л. В. Отечественные исследователи проблем социальной работы / Л. В. Топчий // Отечественный журн. соц. работы. — 2005. — № 1.
Поступила 17.05.10.
Ё10 1В1АОЁ1 Г ГиАОАоГ1Ё1АЁЁ А ЙЮЁАЁОМЁ вААіОА:
ВААЁОГ I N00 Ё ТАвЙТАЕОЁАи
А. А. ОТееГ, Ё.А. ОТееГ
А ааТТТе поаоиа 9апп1ао9еаа|эопу ап'ЭТпй ёт'ТёидТааТёу ёТбТЭТаОёТийо оаоТТёТ-аёё а пТОёаёиПё ЭааТоа. АйааёаТй ё ТоаЭаёоаЭёдТааТй пёаао|эйёа ат'аёой ёТбТЭ-ТаоёТмйо оаоТТёТаёё а ТапёбжёааТёё ёёёаТоТа пТОёаёиТйО пёбжа: оаоТё+апёёё, оаоТТёТаё+апёёё; ёЭааоёаТйё; пТОёаёиТТ-ТаЭадТааоаёш иё ё пТааЭжаоаёиТйё. Вап-ёЭйой гаэпгаёоёай ёо ааёиТаёяааТ пТааЭяатпоаТааТёу.
В настоящее время информационные технологии (ИТ) достаточно широко используются в социальной работе с клиентами как в России, так и за рубежом как часть общей системы социального обслуживания. Сегодня трудно представить деятельность социальных служб и учреждений без компьютерной техники, различных банков данных (клиентов, информации и др.), компьютерных программ, позволяющих оперативно обслуживать клиентов. Специалисты и клиенты социальной работы активно освоили и осваивают новые средства передачи сообщений и новые коммуникационные каналы (Интернет, мобильная связь, электронное голосование и интерактивная связь, спутниковое слежение и др.). Эти разнообразные электронные сети стали всеобъемлющими и охватывают в настоящее время значительную часть населения. Весь комплекс деятельности специалистов, использующих комплекс электронных средств, компьютерных сетей, которые помогают организовать социальное обслуживание населения, расширить информирование клиентов в различных областях, особенно в медицине, праве и образовании, наладить их досуг, облегчить и рационализировать деятельность самих социальных
работников и специалистов, мы называем электронно-сетевая социальная работа (ЭССР).
В одних странах, регионах новые ИТ применяются в социальной работе более интенсивно и масштабно, в других — менее, но наше специальное изучение их использования в российской и зарубежной социальной работе, особенно в «продвинутых» социальных службах и учреждениях, говорит о том, что в ЭССР заложены большие возможности, которые еще предстоит широко реализовать социальным работникам, а многие из которых сейчас даже трудно представить в массовой практике, так они кажутся нереальными и малоосуществимыми. Однако будем оптимистами и признаем факты, что даже лет двадцать назад мало кто мог думать, что компьютеры и Интернет будут так широко использоваться социальными работниками в повседневной деятельности по обслуживанию клиентов, а современные клиенты социальной работы, включая бабушек и дедушек, будут лихо пользоваться мобильными телефонами или искать информацию в Интернете, общаться между собой и с родственниками, а также со специалистами с помощью электронной связи, обмениваться с ними информацией, пере© А. А. ОТёёТ, Ё. А. ОТёёТ, 2010