Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
218
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИЯ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Елисеева О.В., Якубенко К.С.

В статье исследуется роль использования информационных технологий в сфере туризма. Рассматривается процесс внедрения и распространения информационных технологий в туристских сетях. Изучается влияние информационных систем и их составляющих на развитие индустрии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 4(55). Т.III.

УДК 004

О.В. Елисеева, К.С. Якубенко ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

В статье исследуется роль использования информационных технологий в сфере туризма. Рассматривается процесс внедрения и распространения информационных технологий в туристских сетях. Изучается влияние информационных систем и их составляющих на развитие индустрии туризма.

Ключевые слова: информационные технологии, туризм, информация, туристские услуги, конкурентоспособность.

На сегодняшний день индустрия туризма является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Глобальное развитие сферы туризма оказывает значительное влияние на такие секторы экономики, как транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т.д. Поэтому создание развитой туристской индустрии имеет большое значение для экономики любой страны.

Однако рынок туристских услуг основывается на возможностях, предоставляемых современными средствами связи и информационными технологиями. Особенности реализации туристского продукта не позволят говорить о полноценном рынке без соответствующего информационного обеспечения. Ведь именно информационные потоки обеспечивают связь между производителями туристских услуг. Информационные технологии представляют собой не только потоки данных, но выступают так же в форме услуг и платежей. Услуги, например бронирование номера в гостинице, аренда автомобиля, комплексные туры и места в самолетах не пересылаются турагентам, которые в свою очередь не хранят их до момента продажи потребителям. Передается и используется только информация о наличии, стоимости и качестве этих услуг.

Поэтому индустрия туризма, как международного, так и внутреннего, представляет собой сферу постоянного применения информационных технологий. Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, телефонных сетей, средств общения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не туристическими агентствами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми этими секторами системно и сообща.

Более того, использование системы информационных технологий отдельными туристскими секторами имеет огромное значение для всех остальных отраслей. Например, системы внутреннего управления гостиницей могут быть связаны с компьютерными глобальными сетями, которые обеспечивают, в свою очередь, основу для связи с гостиничными системами резервирования, или же в обратном порядке, гостиничные сети могут быть доступны туристическим агентствам через их компьютеры.

Таким образом, мы можем говорить об интегрированной системе информационных технологий, которая распространена в туризме. Интегрированная информационная система представляет собой совокупность технических, экономических, социологических, административных и других средств, осуществляющих сбор, обработку и предоставление оперативной и достоверной информации руководству организации и ее структурным подразделениям или связанным с этой организацией предприятиям и фирмам для принятия компетентных решений и контроля за их выполнением [1].

Из этого следует, что в туристской индустрии эффективно функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий. Кроме того, отдельные отрасли индустрии туризма тесно взаимосвязаны друг с другом, так как многие турпроизводители тем или иным способом взаимодействуют друг с другом.

Также активно используют информационные технологии турагенты и туроператоры. Невозможно представить их деятельность и эффективное функционирование без компьютерных систем бронирования, видеосистем, и других технологических средств. Во всем мире компьютерные системы бронирования оказывают огромное влияние на всю туристскую отрасль.

Компьютерные системы бронирования предоставляют собой не только авиа услуги, но также ночевки в отелях, круизные поездки, информацию о месте пребывания, курсы валют, сообщения о погодных условиях, автобусное и ж/д сообщение и т.д. Такие системы позволяют резервировать все основные сегменты тура - от мест в гостиницах и трансфера до приобретения экскурсий и страховых полисов.

© Елисеева О.В., Якубенко К.С., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 4(55). Т.III.

ISSN 2223-4047

Фактически они складываются во всеобщую информационную систему, предлагающую важнейшие распределительные сети для всего туристской сектора. С помощью одного электронного соединения, тура-генты получают доступ к информации о наличии всевозможных услуг, стоимости, качестве, времени прибытия и отправления от своих поставщиков. Кроме того, турагенты связываются с этими базами данных для того, чтобы сделать и подтвердить свой заказ.

Функционирование и эффективность информационных систем требует от поставщиков туристских услуг освоения, по крайней мере, минимального уровня информационных технологий таких, как навыки работы с компьютерами и использования сетевых ресурсов в турагентствах, чтобы получать доступ к подобным системам.

Индустрия туризма имеет множество аспектов и подсистем, поэтому она требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельных туристских организаций, гостиниц и иных предприятий индустрии туризма до использования глобальных компьютерных сетей. Использование информационных технологий в сфере туризма является одним из ключевых моментов развития отрасли, и, более того, система информационных технологий предоставляет возможность значительно увеличить качественные показатели туристских компаний.

Большинство предприятий индустрии туризма успешно используют различные программно-технологические средства для автоматизации процесса обработки данных и оформления документов и т.д. Активно используется интернет, как один из наиболее выгодных способов размещения и распространения информации и взаимодействия между поставщиком и потребителем туристских услуг.

Однако, несмотря на рост активности в туристском секторе, на сегодняшний день наблюдается значительный дефицит качественной туристской информации, особенно касающейся внутренних российских турпродуктов, что отрицательно сказывается на удовлетворении растущего спроса и общем развитии отрасли. Такая ситуация препятствует формированию конкуренции, что, в свою очередь, отрицательно влияет на качество туристских услуг и ведет к необоснованному завышению их стоимости. Кроме того, внедрение и использование информационных технологий представляет собой разрозненный несистемный процесс, без должного методологического обеспечения. Многие используемые программы и технические средства уже устарели, процессы интеграции с международными системами минимальны, отсутствуют согласованные всеобщие подходы к применению информационных технологий. Всё это затрудняет обработку и распределение информации, слабо развиваются технологии обслуживания, что, безусловно, влияет на эффективность функционирования организаций.

Современная ситуация требует от туристского бизнеса обобщения отечественного и зарубежного опыта использования информационных технологий, объединения усилий в работе по этому направлению, определения наиболее эффективных путей развития этой части технологического процесса, отраслевого подхода к проблеме, противостояния новым рискам и вызовам [2, с. 4].

Необходим комплексный подход оптимизации функционирования индустрии туризма с использованием информационных технологий с целью формирования современной всеобщей системы информационного обеспечения туристской сферы, направленной на эффективное развитие, прежде всего, внутреннего и въездного туризма, формирование единого информационного туристского пространства России и мирового сообщества в целом.

При условии достижения такого единого подхода, эффективное поступательное движение в развитии информационно-технологического обеспечения туристского сектора может стать важным фактором подъема национальной экономики, ускорения роста активности общества, повышения конкурентоспособности страны и укрепления её позиций на международном уровне.

Библиографический список:

1.Персианов В. В., Логвинова Е.И. Информационные системы. http: // www.tsput.ru/res/informat/infosist_dou/ident.htm

2.Жертовская Е.В., Кравченко М.А. Анализ информационно-технологического обеспечения туристской индустрии в Российской Федерации. Международный студенческий научный вестник №6, 2013. - 4 С.

3.Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 С.

ЯКУБЕНКО КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, ИСОиП ДГТУ (филиал в г.Шахты), Россия.

ЕЛИСЕЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, ИСОиП ДГТУ (филиал в г.Шахты), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.