Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в развитии туризма Тамбовской области'

Роль информационных технологий в развитии туризма Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
523
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горбунова О. Н., Талалаев Д. Д., Попов А. А.

В данной статье мы поднимает важность информационных технологий в развитии сферы туризма на территории Тамбовской области. В статье мы указываем перспективы развития туризма и информационных технологий в этой сфере. Вдобавок к этому, мы рассматривает все положительные аспекты, которые дают информационные технологии, и поднимает проблему низкого развития IT-технологий в туризме нашего региона. В отдельной части статьи мы рассуждаем над тем, как наилучшим образом и в кратчайшие сроки внедрить информационные технологии в сферу туризма Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF TOURISM OF THE TAMBOV REGION

In this article, we will raise the importance of information technology in the development of tourism in the Tambov region. In this article we provide prospects for the development of tourism and information technology in this field. In addition, we are considering all the positive aspects that give information technology, and raises the problem of the low development of ITtechnologies in tourism in our region. In a separate part of the paper we argue over how well and quickly to implement information technology in the sphere of tourism of the Tambov region.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в развитии туризма Тамбовской области»

Горбунова О. Н.

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО ТГУ имени Г. Р. Державина

Талалаев Д. Д.

Попов А. А.

2 курс, направление экономика, специальность «Финансы и кредит»

ФГБОУ ВПО ТГУ имени Г. Р. Державина

г. Тамбов

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в данной статье мы поднимает важность информационных технологий в развитии сферы туризма на территории Тамбовской области. В статье мы указываем перспективы развития туризма и информационных технологий в этой сфере. Вдобавок к этому, мы рассматривает все положительные аспекты, которые дают информационные технологии, и поднимает проблему низкого развития IT-технологий в туризме нашего региона. В отдельной части статьи мы рассуждаем над тем, как наилучшим образом и в кратчайшие сроки внедрить информационные технологии в сферу туризма Тамбовской области.

Ключевые слова: туризм, туристический потенциал, туристическая инфраструктура, информация, интернет, информационные технологии.

Gorbunova O. N.

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО ТГУ имени Г. Р. Державина Talalayev D. D., Popov A. A.

2 курс, направление экономика, специальность «Финансы и кредит»

ФГБОУ ВПО ТГУ имени Г. Р. Державина

Г. Тамбов

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF TOURISM OF THE TAMBOV

REGION

Abstract: In this article, we will raise the importance of information technology in the development of tourism in the Tambov region. In this article we provide prospects for the development of tourism and information technology in this field. In addition, we are considering all the positive aspects that give information technology, and raises the problem of the low development of IT- technologies in tourism in our region. In a separate part of the paper we argue over how well and quickly to implement information technology in the sphere of tourism of the Tambov region.

Key words: tourism, tourism potential, tourist infrastructure, information, internet and information technology.

Туристическая индустрия является одной из наиболее динамичных и быстро развивающихся отраслей в глобальной экономике. Данная отрасль позволяет при небольших расходах обеспечить прибыль, за счет использования природных ресурсов и культурного наследия. Туризм, который правильно спланирован и рационально организован, выступает особым эффективным видом экспорта, не требующим вывоза капитала и различных ценностей.

Опыт различных государств, в которых развит туристический сектор туристским сектором, показывает, что для успешного развития данной сферы необходимо уделять внимание туризму на всех уровнях: национальном, региональном, местном и муниципальном. Поэтому можно сказать, что развитие регионального туризма является опорой для развития всей данной сферы в государстве.

Сфера туризма в России является одним из приоритетных направлений в развитии всего государства. В нашей стране создана федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» Эта программа предполагает создание точек роста экономики регионов и развитие туризма на основе кластерного подхода: формирование туристско-рекреационных зон вблизи исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориентированных мест и объектов показа [1].

С этой точки зрения туризм в Тамбовской области имеет большие возможности для развития. Природа Тамбовской области отличается своей уникальностью и своеобразием. Здесь встречаются сразу две природы: природы: северные леса и степь. Климат в Тамбовской области-природный рекреационный ресурс, позволяющий осуществлять туристическую деятельность в течение всего года. Разнообразные и живописные природные ландшафты, целебный воздух и замечательный микроклимат способствуют комфортному и здоровому отдыху, спорту, туризму на территории Тамбовской области. Структура и состав лесных массивов Тамбовской области создают уникальный микроклимат, а богатство и красота природных пейзажей в совокупности с другими природными компонентами создают благоприятные условия для создания в области рекреационных объектов. Тамбовскую область признают второй год подряд в России самой экологически чистой в стране. Также в нашем регионе богатое историко-культурное наследие. С Тамбовской областью

связаны такие люди, как Г. В. Державин, И. В. Мичурин, В. И. Вернадский, С. В. Рахманинов. Имеются в наличии такие известные по всей России бренды, как «Тамбовский волк», «Тамбовская картошка», «Тамбовский окорок», «Тамбовский мёд», «Мичуринские сады».

Развитие туризма в области все еще находится на первых этапах становления. Тем не менее, важно то, что фундамент развития туризма уже создан. Законодательство области направлено на развитие туризма в области, проводятся фестивали и ярмарки, восстанавливаются многие важные туристические объекты. Так, в области принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в области на 20112015 годы», мероприятия которой направлены на развитие и укрепление положительного имиджа области как региона, благоприятного для туризма, и увеличение конкурентоспособности туристического продукта области. Важнейшим результатом осуществления программы станет формирование современного высокоэффективного туристического комплекса [2].

Несмотря на то что Тамбовская область имеет высокий туристический потенциал, она занимает скромное место на туристическом рынке России. Этому есть ряд причин: неразвитая инфраструктура туристического бизнеса, плохое состояние многих важных туристических объектов, низкое инвестирование в туризм области и другие. Одним из факторов, сдерживающих развитие туризма на территории Тамбовской области, является низкое развитие информационных технологий в данной сфере, поскольку в настоящее время туризм - сфера растущего применения информационных технологий.

Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, информационных систем управления электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т. д. Все это положительно скажется на развитии туризма в Тамбовской области. В настоящее время такие технологии не используются в туристической сфере нашего региона. Следует отметить, что вышеперечисленные технические новшества позволят упростить работу туристическим агентам и найти нужную информацию туристам. Такие информационные технологии помогут туристам легко найти места отдыха в Тамбовской области, узнать о наличии там свободных мест, вдобавок ко всему турист сможет через систему электронных денег оплатить за отдых и забронировать себе место на любое удобное для него время. Одним словом, все до единого туристического объекта региона, будто гостиница, база отдыха или турагенство, будут включены в одну единую систему, доступ к которой имеет каждый из нас. Таким образом, заинтересованный человек из любой точки мира сможет быстро получить информацию о возможных местах отдыха и развлечениях в Тамбовской области. Однако важно отметить, что в туристической индустрии распространяются не компьютеры, не телефоны, и не видеотерминалы сами по себе - здесь функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий. Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны между собой - ведь многие турпроизводители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга [3].

В Тамбовской области для развития туризма информационные технологии долгое время не находили применения. Только недавно был создан «Информационно-туристический портал Тамбовской области», но в нем еще нельзя найти информацию об абсолютно всех туристических объектах и достопримечательностях области [4]. Данный портал необходимо развивать еще долгое время. Так же стоит добавить, что это не единственный электронный интернет-ресурс в Тамбовской области, где можно найти информацию, связанную с туристической сферой региона. К примеру, еще есть портал «Тамбов туристический», множество сайтов, где описаны различные достопримечательности области. Создание таких порталов свидетельствуют о развитии туризма в области, но важно отметить, что в них представлена далеко не вся информация о туристических объектах области. Поэтому можно сделать вывод, что одной из главных причин низкого темпа развития туризма в Тамбовской области является отсутствие у людей информации о потенциальных местах отдыха, возможных развлечениях. Зачастую бывает так, что местные жители не догадываются о природном и культурном богатстве своего края. Так же отрицательным фактом для развития туризма является отсутствие информации о местах питания, наличии гостиниц, отсутствие во многих из них системы бронирования и оплаты через интернет и многое другое. Отсутствие всего вышеперечисленного отталкивает туристов как иногородних, так и иностранных. Интернет, телевидение, радио-все это в наше время является самым главным источником получения информации, и для развития туризма в Тамбовской области использовать это нужно однозначно.

Для полноценного развития туризма в Тамбовской области нужна его массовая реклама и наличие доступности для каждого человека информации обо всех туристических объектах. Информационные технологи в данном случае - самое важное средство достижения поставленной цели. Информационные технологии для развития туризма нужно использовать по следующим направлениям:

- создание расширенного Интернет-сайта обо всех туристических объектах и достопримечательностях области;

- реклама туристических объектов области на телевидении, по радио, на важных интернет-порталах области, в социальных сетях;

- создание гибкой системы интернет-бронирования и оплаты мест в гостиницах области, билетов на авто- и железнодорожный транспорт;

- реклама туристических объектов в других регионах.

Все вышеперечисленное поможет туристам быстро найти нужную информацию и тем самым повысит посещаемость туристических объектов области. А именно это является главным показателем развития туризма.

В наше время развитие туризма без использования информационных технологий просто невозможно представить. Развитие Интернета позволяет не только удешевить средства связи, но и получить реальную возможность работать всем участникам туристического рынка как единому офису. Например, работа с глобальными системами бронирования через Интернет позволяет туристическому агентству не только получать оперативную и достоверную информацию о ценах и количестве свободных мест в любой момент времени, но и иметь возможность следить за прохождением заказа на всех этапах его осуществления [5]. Таким образом, проблему низкого темпа развития туризма в Тамбовской области можно было бы решить путем разработки и внедрения мощного интернет-сектора по предоставлению туристических услуг, где была бы представлена информация о туристических услугах Тамбовской области.

Список литературы

1. «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644.

2. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями). Постановление Администрации Тамбовской области от 23 декабря 2010 г. № 1521 1.

3. Петриков Д. С. «Информационные технологии в туризме» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2009/2133. htm

4. «Информационно-туристический портал Тамбовской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://turtmb.ru

5. Роглев Х. Й. «Основы гостиничного менеджмента» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourism-book.com/pbooks/book-62/ru/chapter-2398/

6. Беспалов М.В. Предпринимательство России: перспективы и направления развития (монография) / М. В. Беспалов; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина". Тамбов, 2010.

7. Беспалов М.В. Анализ развития социально-экономической системы Тамбовской области в условиях кризиса - Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 35. С. 43-51.

8. Беспалов М.В. Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в условиях экономического кризиса на примере Тамбовской области - Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 38. С. 2-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.