УДК 004
Сейнароев А. Б.1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ
ПРАКТИК НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы использования информационных технологий в антикоррупционной работе, выявлены возможности и потенциал внедрения информационных технологий в антикоррупционную практику представлена характеристика возможностей различных информационных технологий в достижении целей антикоррупционной борьбы, предложены практические направления активизации использования информационных технологий в борьбе с коррупцией в Республике Ингушетия
Ключевые слова: информационные технологии, коррупция, антикоррупционная практика
Seynaroev А. В.
INFORMATION TECHNOLOGY IN THE IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION PRACTICES AT THE REGIONAL LEVEL
Abstract. The article considers the main problems of the use of information technology in anticorruption work, revealed the possibilities and potential of information technology in anti-corruption practices, the characteristic of the capabilities of different information technologies in achieving the goals of the fight against corruption, offered practical direction of enhancing the use of information technology in the fight against corruption in the Republic of Ingushetia
Keywords: information technology, corruption, anti-corruption practices
Антикоррупционная политика является целенаправленной деятельностью государства по противодействию проявлениям коррупции. Коррупция, в свою очередь, является серьезной угрозой национальной безопасности государства, создает препятствия функционированию публичной власти на основе права и закона, затрудняет экономическое развитие. Коррупция в Российской Федерации и Республике Ингушетия достигла высокого уровня, при котором нарушаются принципы равенства и социальной справедливости, создаются затруднения в экономическом развитии республики и препятствия к росту эффективности в государственном управлении и местном самоуправлении. Кроме того, коррупция подрывает доверие населения к власти и существенно затрудняет экономическое развитие Республики Ингушетия, в связи с чем необходимо реализовывать антикоррупционные практики.
В Российской Федерации антикоррупционное законодательство [ 1 ] создает условия для эффективной борьбы, но чтобы перейти от теории к практике, необходима политическая воля, эффективное функционирование и координация созданных антикоррупционных органов, а также активизация антикоррупционной работы в субъектах Федерации.
Применение новейших информационных технологий в мире доказывает их эффективность в реализации антикоррупционных практик. Более того, в условиях неготовности граждан брать активное участие в антикоррупционной борьбе использование инструментария информационных технологий может стать одним из эффективных образов привлечения населения к действиям по борьбе с коррупцией.
По данным антикоррупционного мониторинга Общественной палаты, наиболее эффективными формами участия общественности в противодействии коррупции выступает проведение общественных расследований по фактам коррупции, а также общественный контроль и мони-
1 Сейнароев Амирхан Багаудинович, магистрант Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ
Seynaroev Amirhan, undergraduate. The North Caucasus institute - branch of RANEPA 123
торинг административных практик в сферах с высокими коррупционными рисками. Однако, к настоящему времени наиболее эффективные меры по борьбе с коррупцией - усиление контроля общества над деятельностью органов власти - в России на сегодняшний день реализованы слабо [2].
С развитием информационного общества, активно возрастает количество международных исследований относительно роли информационно-компьютерных технологий как катализатора борьбы с коррупцией. Результаты исследований соотношения между внедрением инновационных технологий в государственном секторе и уровнем коррупции свидетельствуют о сокращении количества фактов коррупции при наличии электронного правительства [3].
Контроль качества услуг, которые предоставляются государством, верховенство права, борьба с фаворитизмом, профессионализм государственных должностных лиц - весомые факторы успеха. Однако использование информационных технологий больше влияет на снижение коррупции, чем традиционные формы борьбы с ней (такие как административная реформа и работа правоохранительных органов).
Распространенное мнение о том, что сначала нужно проводить административную реформу и только потом интегрировать информационные технологии, является ошибочным. Применение информационных технологий побуждает к реформам в административной сфере.
Практика борьбы с коррупцией зарубежных стран свидетельствуют, что использование информационных технологий во время расследований дает существенную экономию средств и нивелирует важность наличия больших финансовых ресурсов для проведения эффективных расследований [4].
На общегосударственном и региональном уровне для усиления роли информационных технологий в антикоррупционной практике целесообразно улучшать условия для привлечения независимого финансирования журналистских расследований (налоговые льготы местным благодетелям и фондам). Учитывая экономические условия, правительство может предоставить редакциям, которые осуществляют антикоррупционные расследования, поддержку в форме нулевой ставки НДС.
Правительство Российской Федерации должно инвестировать в развитие программного обеспечения собственного производства, характеристики которого дают возможность бороться с коррупцией средствами, специально разработанными для местных условий. Необходимо ввести изменения в законодательство для усиления ответственности в сфере предоставления государственных электронных услуг.
Реализация электронного управления должна постоянно держать фокус на преодолении коррупции, избегать фрагментарности и внедряться комплексно, одинаково включать такие составные части, как: предотвращение коррупции, применение права, доступ к информации, наращивание потенциала антикоррупционных практик.
Использование информационных технологий в антикоррупционной работе может быть разделено на два типа:
1. Внутренние (поток информации к правительству и внутри правительства);
2. Внешние (поток информации от правительства к гражданам).
Оба типа технологий имеют потенциальные возможности усилить независимые антикоррупционные расследования. Внутренние информационные технологии по обыкновению имеют сравнительно узкий потенциал усилить независимые расследования. Однако данный факт не нивелирует их пользу в преодолении коррупции. Внедрение информационных технологий сужает лазейки для коррупции с помощью реструктуризации и систематизации внутрипра-вительственных процессов, повышает административную способность государственных органов и искореняют посреднические компании-«прокладки», которые глубоко просочились в правительственной системе [5].
С позиции усиления влиятельности журналистских расследований в антикоррупционной практике, специальные программы, мобильные приложения и социальные сети, которые на-124
правляют информацию к правительству, помогают сообщать о раскрытых случаях коррупции непосредственно в компетентные органы в обход многих прослоек бюрократического аппарата, в которых такие сообщения постоянно теряют или игнорируют.
Примером может выступать антикоррупционная «платформа Медведева»: тот случай, где внутренние информационные технологии имели больше пользы для журналистов, чем для государственных органов. В 2008 год Дмитрий Медведев заявил, что все предложения, представленные через платформу государственной закупки zakupki.gov.ru, должны быть автоматически проверены на статистические аномалии, которые указывают на наличие «откатов». О выявленных нарушениях автоматически сообщалось в Федеральную антимонопольную службу [6]. Доступ к веб-сайту предоставил дополнительные возможности мониторинга процесса государственных закупок независимым журналистам. Публикация информации о проведении государственных закупок Республики Ингушетия осуществляется на Общероссийском Официальном сайте www.zakupki.gov.rn, что дает возможность контролировать данный процесс посредством информационных технологий и является внедренной антикоррупционной практикой.
Внешние информационные технологии призваны улучшать доступ к государственной информации и имеют более широкий потенциал применения в антикоррупционных практиках. Использование внешних информационно-компьютерных технологий может содействовать работе журналистов и активистов в течение разных фаз борьбы с коррупцией, включая предотвращение, выявление, анализ и мероприятия по устранению. Активизации использования информационных технологий в практике работы органов государственной власти и повышении уровня использования информационных технологий в процессе взаимодействия общества с государством способствует принятие государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2010 годы)» [7].
В частности, потенциально полезными, в том числе и для использования в работе органов государственной власти Республики Ингушетия, являются такие направления применения информационных технологий в антикоррупционной практике:
- сбор информации с помощью онлайн платформ, на которых граждане анонимно разоблачают коррупционные дела, предоставляют доказательства и свидетельства коррупционных действий;
- сбор «цифровых отпечатков» для увеличения вероятности выявления коррупции и привлечение к ответственности отдельных лиц;
- предотвращение коррупции через отслеживание разного спектра событий в электронных системах, которые сигнализируют о незаконных действиях (статистический анализ на выявление отклонения от законного, стандартного поведения). Примером может стать мониторинг доходов политических партий - выявление непоследовательного (аномального) поведения в электронных операциях, анализ отчетов о злоупотреблении, анализ социальных сетей.
Потенциал информационных технологий в реализации антикоррупционных практик является высоким в различных сферах применения (Таблица 1).
Таблица 1 - Потенциал и спектр применения информационных технологий в борьбе с коррупцией
Информационные
технологии, которые
Сфера Цель Проблема (цель) задействованы (либо могут быть задействованы)
Автоматизация Ликвидировать из операций Взяточничество Сайты автоматизации
посредников (физических и в ежедневных госзакупок и
юридических лиц) и таким операциях тендеров, электронные
образом снизить коррупцию очереди, электронное правительство
Прозрачность Ликвидировать возможности Привлечение Веб-сайты, на
для конфиденциальности общественности, информирование которых информация публикуется автоматически
Электронные Отслеживание деталей Мелкое Инструменты по
операции операция и выявление отклонений и нестандартной активности взяточничество и масштабные схемы обработке данных
Превентивное Отслеживание социальных Взяточничество в Инструменты для
выявление онлайн сетей и отдельных особ для выявления приготовлений к коррупционным действиям крупных размерах анализа социальных сетей
Повышение уровня Если общество лучше Мелкое Любые технологии,
информирования проинформировано о правилах и процедурах оно имеет возможность лучше сопротивляться коррупции взяточничество кроме вебсайтов, которые являются наиболее распространенными
Отчетность Стимулирование Мелкое Веб-сайты,
пользователей сообщать о взяточничество, социальные сети,
фактах злоупотребления крупные операции онлайн газеты,
облегчает совершение мобильные телефоны,
корректирующих действий SMS
по отношению к отдельным
особам и реорганизацию
системы для снижения
возможности возникновения
«лазеек»
Сдерживание Публикация информации о Мелкое Веб-сайты,
фактах коррупции, а также взяточничество социальные сети
об индикаторах (например,
расхождения в доходах и
имеющейся собственности)
будет сдерживать чиновников
от коррупционных действий
Стимуляция Привлечение Изменение Социальные сети
этичных взглядов и общественности при помощи общественного
позиций обсуждений в онлайн форумах мнения
Реализация потенциала информационных технологий в практике борьбы с коррупцией зависит от политического, социального, экономического, технического контекста.
Важными факторами являются доступ к сети интернет, идентификация и конфиденциальность, расходы на внедрение информационных технологий. Для успешного уменьшения размеров коррупции информационные технологии должны увеличить уровень доступности информации, чтобы обеспечить отслеживание решений и действий правительства (в том числе и Республики Ингушетия), а также более высокий уровень ответственности членов правительства [8].
В процессе внедрения информационных технологий в антикоррупционную практику особое внимание следует обратить на ряд проблем, а именно:
1. Создание политической ответственности. Внедрение и активное использование электронного правительства не приведет к уменьшению коррупция самой по себе. Важно, чтобы люди, которые выносят решения, несли ответственность и поддерживали внедрение информационных технологий, особенно относительно многогранной и междисциплинарной природы антикоррупционных инициатив.
2. Обеспечение правовой поддержки. Информационная система может обеспечить большую прозрачность только тогда, когда правовая система обеспечивает адекватную модель соответственно. Свобода информационного права этой цели содействует, но важно, чтобы таким образом не подвергнуть опасности приватность и защиту личных данных.
3. Выбор соответствующих технологий. До тех пор, пока не появится возможность экономить на расходах, внедрение информационных технологий всегда будет нуждаться в больших инвестициях для его осуществления. Благодаря быстрому развитию аппаратного и программного обеспечения выбор становится крайне важным для долговечности таких систем. Неадекватная защита информационных систем также может легко скомпрометировать тех лиц, на которых повлиял более высокий уровень прозрачности и ответственности [9].
4. Обеспечение оперативной совместимости. Ответственность между департаментами/министерствами и внутри департаментов/министерств за инициативы в сфере информационных технологий может без надлежащего планирования и координации привести к противоречивым стандартам и перекрещению компетенций, вследствие чего появятся системы, которые не смогут взаимодействовать между собой.
5. Стимулирование доступа и использования. Только обеспечение доступа к информации не обеспечит существования успешной антикоррупционной инициативы. Важно, чтобы стимулирование 1Т-осведомленности и обеспечение возможностей доступа для граждан любого возраста из любой социальной прослойки были определяющими для широкой поддержки таких систем.
6. Обеспечение тщательного расследования и санкций. Наряду с политической волей и дальнейшими мероприятиями по отсутствующим или неправильно использованным фондам, важно показать гражданам, что борьба против коррупции является очень важным приоритетом. Однако часто такая борьба проводится выборочно и на нее влияет политическая составляющая.
7. Представление доказательств. В то время как системы электронного правительства самостоятельно обеспечивают больший уровень ответственности, тяжело осуществить перекрестную проверку этой информации. Обеспечение открытого доступа и возможности независимых систем проверять данные этих систем может содействовать возникновению доверия у граждан к системам, а в результате - и ко всей администрации [10].
Использование информационных технологий для борьбы с коррупцией в Республике Ингушетия должно базироваться на опыте внедрения антикоррупционных практик в Ростовской области, Краснодарском крае, Ставропольском края, где:
- разработано комплексное законодательство о борьбе с коррупцией;
- внедряются программы противодействия коррупции; 127
- проводятся проверки о полноте и достоверности сведений о доходах и имуществе государственных служащих;
- проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и т.д.
Следует отметить, что региональные власти Республики Ингушетия активно пропагандируют создание муниципальных планов или программ противодействия коррупции. Один из самых эффективных способов противодействия коррупции - обеспечение максимальной прозрачности в деятельности чиновников. В этом направлении уже создан довольно большой программный инструментарий. Очень распространенным на региональном уровне антикоррупционных практик является создание «горячих линий» и «телефонов доверия» в различных модификациях. Как отмечает В.В. Махонин, часто на региональном уровне в программных мероприятиях пишутся очевидные вещи, предлагаются действия, которые и так выполняются (или должны выполняться), например:
- обеспечение регулярного участия должностных лиц органов местного самоуправления в программах телерадиокомпаний и размещение информации в печатных изданиях с целью доведения до населения города социально значимой информации;
- создание системы отчетов должностных лиц в Интернете, в средствах массовой информации, на собраниях граждан;
- публикация нормативно-правовых актов в информационном бюллетене.
Большой интерес вызывают меры, связанные с использованием возможностей сети Интернет - размещение в Интернете административных регламентов, должностных инструкций и т. д. Однако, в значительной степени успех (или неуспех) программы определяется правильно построенным механизмом ее реализации [2].
С учетом вышеизложенных возможностей и рекомендаций по использованию информационных технологий в антикоррупционной работе, в Республике Ингушетия должна быть создана система мониторинга (сбора, анализа и учета) коррупционных проявлений в органах государственной власти. Практическая реализация системы мониторинга может состоять в использовании таких инструментов, как:
- создание специальных интернет-сайтов по противодействию коррупции (на которых граждане могут сообщить о проявлениях коррупции и представить доказательства);
- создание «телефона доверия» - специальной телефонной линии для сообщений о фактах коррупции;
- проведение опросов на официальных правительственных интернет-сайтах Республики Ингушетия (http://pravitelstvori.ru/, http://www.ingushetia.ru/, http://www.parlamentri.ru/, http:// che-in.fas.gov.ru/);
- использование электронной почты, телефонных звонков и SMS-сообщений от лиц и организаций, имевших удачный или не удачный опыт взаимодействия с органами государственной власти и подведомственными организациями.
Применение информационных технологий в антикоррупционной практике в Республике Ингушетия требует реализации мероприятий по повышению роли СМИ и журналистов в проведении расследований коррупционных преступлений. Использование информационных технологий позволит журналистам активнее приобщаться к антикоррупционным платформам. Журналисты, которые производят расследование и часто освещают сложные, резонансные дела, должны уделять больше внимания разъяснениям, каким образом были получены данные. Веб-сайты телевизионных передач и газет должны содержать дополнительные объяснения методологии расследований, предоставлять подтверждающие документы, распространять дополнительную информацию и вести базы досье.
Разъяснение расследований содействует появлению общественного доверия к их результатам, усиливает дискуссию о прозрачности и содействует конструктивной критике. Кроме того, при обнародовании данных, на которых базировалось расследование, СМИ дают гражданам интерактивный инструмент для проверки расследования под интересным для них углом. Это может 128
даже привести к новым расследованиям, инициированным общественностью. Команды журналистов, занимающихся расследованиями, должны объединять собственные ресурсы и делиться опытом для повышения качества, количества и влиятельности результатов расследования. Для этого целесообразно инициировать межрегиональные конференции и круглые столы по тематике антикоррупционной работы, в которых могут принимать участие не только журналисты, но и представители правоохранительных органов, задействованные в антикоррупционной работе.
Органы власти на региональном уровне должны двигаться к реализации формулы «чем больше прозрачности, тем меньше коррупции», и роль информационных технологий в этом процессе тяжело переоценить. Роль информационных технологий в антикоррупционной работе связана с возможностями минимизации человеческого фактора в государственных процессах за счет автоматизации процессов, повышения прозрачности, внедрения электронных операций, превентивного выявление коррупционных действий, повышение уровня информирования общества, формирования отчетность, сдерживания чиновников от коррупционных действий за счет огласки, стимуляции этичных взглядов и позиций.
Внедрение информационных технологий в антикоррупционную практику как на региональном, так и на федеральном уровне, сталкивается с рядом проблем, среди которых: создание политической ответственности, обеспечение правовой поддержки, необходимость использования соответствующих технологий и обеспечения оперативной совместимости, обеспечение тщательного расследования и санкций, представление доказательств.
В Республике Ингушетия активизация использования информационных технологий в борьбе с коррупцией может быть реализована за счет создания специальных интернет-сайтов по противодействию коррупции, повышении информационной открытости процессов управления регионом, активизации сотрудничества с журналистами и СМИ в сфере антикоррупционной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. №273-Ф3 (ред. от 28.12.2013 г.) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 29.12.2008 г., № 52 (ч. 1), ст. 6228.
2. Махонин В.В. Эффективность реализации антикоррупционных программ на региональном уровне // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 7 (053). С. 93-98.
3. Dieter Zinnbauer. False Dawn, Window Dressing or Taking Integrity to the Next Level? Governments Using ICTs for Integrity and Accountability - Some Thoughts on an Emerging Research and Advocacy Agenda http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2166277
4. Булгакова E. В., Булгаков В. Г., Акимов B.C. Механизмы электронного государства по противодействию коррупции//Правовая информатика. 2014. №1. С. 23-27.
5. Кабанов П.А. Антикоррупционные программы субъектов Российской Федерации как средства противодействия коррупции: опыт критического анализа// Социодинамика. 2014. №5. С. 42-70.
6. Агеев В.Н., Бикеев ИИ, Кабанов П.А. и др. Всё о коррупции и противодействии ей / род общ. ред. И.И. Бикеева, П.А. Кабанова. Казань, 2014. 218 с.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815-р (ред. от 26.12.2013 г.) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»« // СЗ РФ, 15.11.2010 г., № 46, ст. 6026.
8. Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Аналитический доклад. / под. ред. ТЯ. Хабриева. Москва, 2012. 307 с.
9. Цирин, А. М., Черепанова, Е. В., Тулинова, О. А. Современные стандарты и технологи противодействия коррупции [Текст] / А. М. Цирин, Е. В. Черепанова, О. А. Тулинова. //Журнал российского права. 2014. № 7. С. 143-169.
10. Фонарев P.C. Муниципальные программы противодействия коррупции как новый способ профилактики коррупционных проявлений в регионе // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. №10. С. 21-24.