Научная статья на тему 'Информационные технологии в процессе профессионального развития студентов'

Информационные технологии в процессе профессионального развития студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATIONAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / FORMING MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITY WITH THE USAGE OF IT / IT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонова Е.С.

В статье обосновывается необходимость формирования информационной культуры будущих специалистов как неотъемлемой стороны образовательного процесса вуза. Это обязывает высшую школу реализовывать подготовку специалистов к профессиональной деятельности с учетом активного внедрения информационных технологий во все сферы учебно-воспитательного процесса, которые способствовали бы оптимальному формированию знаний, умений и навыков в этой области у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational technologies in the process of students professional development

In the article the author stresses the necessity of forming informational culture among future specialists as an integral part of their education in university. This obligates the university to provide students training for their professional activity along with active implementation of IT into all spheres of educational process and respectively after creating such pedagogical conditions for using IT in education process which enable optimal forming knowledge, skills in this area among students.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в процессе профессионального развития студентов»

10. Психологический словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 494.

11. Резвицкий, И.И. Философские основы теории индивидуальности [Текст] / И.И. Резвицкий. - Л., 1973. - С. 174.

12. Симонов, П.В. Ключевое значение потребностей в изучении психологии человека [Текст] / П.В. Симонов // Проблемы комплексного изучения человека. - М., 1983.

13. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989.- С. 447.

14. Столович, Л.Н. Природа эстетической ценности [Текст] / Л.Н. Столович. - М., 1972.

- С. 271.

15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 1997.

- С. 736.

16. Шиянов, Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы [Текст] / Е.Н. Шиянов. - Москва-Ставрополь, 1991. - С. 206.

Агафонова Е. С.

Информационные технологии в процессе профессионального развития студентов

Профессиональный рост каждого выпускника вуза все более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей работе, диагностировать свою деятельность, осознавать складывающуюся информационную ситуацию.

Большую роль в формировании информационной культуры играет такое вузовское образование, которое формирует специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производства информации и дальнейшего ее использования.

В настоящее время высшая школа при подготовке специалистов обеспечивает лишь компьютерную грамотность студентов, в лучшем случае - их информационную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры у будущих специалистов, то эта задача должна решаться более целенаправленно и комплексно. Социальный заказ на специалиста диктует требования к его знаниям и умениям в области новых информационных технологий, а значит и к его информационной культуре.

Совокупность обязательных умений и навыков личности, определяющая его информационную культуру, включает в себя следующие элементы:

- грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; означают не только овладение знаниями и способами деятельности в сфере информатизации, но и способами информационного познания (поиска, отбора, структурирования, системного анализа информации);

- гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу личности (мотивы, потребности, цели, стремления, интересы, мировоззрение);

- развитую информационную рефлексию; представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению информационной культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в

нём происходят;

- творчество в информационном поведении и социально-информационной активности; имеет множество граней от создания собственных теорий, открытия информационных закономерностей до нахождения нестандартных решений, проявлений самостоятельности, способности видеть новую для себя проблему в различных информационных ситуациях [1].

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин), а также включает в себя прикладные аспекты профессиональной деятельности. Поэтому можно утверждать, что неотъемлемыми частями информационной культуры являются, с одной стороны, знание информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, с другой стороны, умение их использовать в профессиональной деятельности, что требует от субъекта профессионально-информационной деятельности нетрадиционного творческого подхода.

Таким образом, мы считаем, что информационная культура личности представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями и навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие. Исходя из этого мнения следует признать, что формирование данной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов является неотъемлемой стороной образовательного процесса вуза.

Для развития информационной культуры будущего специалиста процесс обучения в вузе необходимо организовать так, чтобы он стимулировал погружение студентов в работу с информацией, побуждал их сознательно формировать и развивать навыки работы с информацией, давал возможность закреплять полученные навыки в непосредственной учебной деятельности.

В этих условиях перед высшим образованием стоит задача подготовки специалистов к профессиональной деятельности с учетом активного внедрения информационных технологий во все сферы жизни и, соответственно, создания таких педагогических условий использования информационных технологий в образовательной деятельности, которые способствовали бы оптимальному формированию знаний, умений и навыков в этой области.

Информационную составляющую следует реализовывать в процессе решения задачи предоставления обучающимся учебной и другого рода информации, гарантирующей достижение поставленных образовательных целей.

П. И. Образцов предлагает в качестве информационной составляющей рассматривать применение дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины. Этот комплекс является системой, в которую входят прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс [3]. Представленная система является постоянно развивающейся базой знаний в одной из предметных областей, состав и структура которой могут быть весьма гибкими и зависят от содержания данной предметной области, для которой она разрабатывалась.

В качестве составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону

подготовки специалиста в вузе и формирования его информационной культуры, предлагается рассматривать технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современной информационной технологии обучения. Отметим, что в современных условиях педагогического процесса нет достаточной согласованности между учебно-познавательной и профессиональной деятельностью будущих специалистов, что приводит к снижению активности и самостоятельности в учебной деятельности студентов, к падению потребности в профессиональном творчестве, к нежеланию заниматься профессиональным самосовершенствованием. Профессиональная направленность учебных задач определяет отношение студента к будущей профессиональной деятельности и выступает определенным стимулом для лично ориентированной профессиональной траектории. Информатизация общества и образования требует освоения информационных технологий будущим специалистом как неотъемлемых элементов современной культуры. Таким образом, успешность интеграции информационных технологий в образовательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий.

Термин «мотивация» обозначает совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение [3, с. 103]. В основе мотивации лежат мотивы. Познавательной деятельностью могут управлять и внешние, и внутренние мотивы. В иерархической модели мотивации А. Маслоу Захарова И.Г. выделяет четыре уровня потребностей, имеющих непосредственное отношение к развивающей познавательной деятельности с использованием информационных технологий [1, с. 122]. Нам представляется возможным выделить взаимосвязь познавательной деятельности с использованием информационных технологий со всеми уровнями, кроме физиологического:

- потребность в безопасности — мотив стабильности, определенности, избавления от страха неудач и др.— умение четко спланировать самостоятельную работу с программным средством, предлагать работу по систематизации электронных материалов, созданию схем, диаграмм; работу с тренировочными программами и др.;

- потребность в принадлежности (групповой) — мотивы общения, сотрудничества, принятия в определенном социальном окружении и др.— умение организовать работу во всех возможных форумах, чатах, конференциях, работу с тестовыми редакторами, подготовить совместно Web - сайт на заданную тему и др.;

- потребность уважения и самоуважения — мотив утверждения в глазах окружающих, достижения компетентности, уверенности в своих знаниях, стремления к самостоятельности, саморегуляции познавательного процесса и др.— умение создать условия, в которых студент будет чувствовать себя компетентным, уверенным в своих силах. Можно организовать работу по систематизации материалов в виде базы данных или Web - сайта;

- познавательные потребности — мотив овладения знаниями, умениями, желание понимать и исследовать новое и др.— умение непосредственно работать с различными программными средствами, производить поиск информации в Интернете, обрабатывать статистическую информацию и др.;

- эстетические потребности — мотивы гармонии, симметрии, порядка, красоты— умение работать по схематизации, создавать диаграммы, работать по созданию презентаций и оформлению Web - сайтов и др.;

- потребность самоактуализации — стремление наиболее полно раскрыть свой

потенциал, развить свои природные способности, реализация своих целей — умение работать с прикладным программным обеспечением (установка программного обеспечения и др.), проверка своих возможностей при тестировании, поиск информации в Интернете, организации конкурса презентаций, публикация лучших работ в Интернете и др.

Еще один дополнительный стимул использования компьютера состоит не в стремлении формализовать образовательный процесс, а в желании использовать возможности информационных технологий в профессиональной деятельности. Для этого необходимо создавать своего рода проблемные ситуации, в которых предметом обсуждения и исследования являлась будущая профессия студентов (например, для будущих врачей - каким образом необходимо изменить тестирующую программу, чтобы ее можно было использовать для пациентов определенной возрастной группы; как и какие материалы врач может оформить в виде базы данных и др.).

Включение в работу студентов взаимодействия содержания дисциплин с информационными технологиями в качестве добровольного действия не будет эффективно влиять на формирование учебной мотивации студентов в области применения информационных технологий. В этом случае информационные технологии окажут воздействие на мотивацию только тех студентов, которые уже имеют положительное отношение к ним, сформированное у них вне системы учебной деятельности.

Мотивация работы студентов медицинских специальностей с информационными технологиями обязывает учитывать то, что позитивно относящиеся к ним и информатике абитуриенты преимущественно выбирают профессии иного направления. В итоге в медицинских вузах у студентов преобладает негативное или среднепозитивное отношение, что смещает субъективную оценку информационных технологий в сознании студентов младших курсов в сторону учебных предметов, незначимых для профессиональной подготовки.

В этом случае нам представляется актуальным условие эффективного применения информационных технологий по отношению к формированию мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных дисциплин. Включение взаимодействия с информационными технологиями в качестве обязательного элемента структуры организации учебной деятельности студентов является необходимым. В процессе преподавания предметов психолого-педагогического блока определенная часть знаний должна быть представлена с помощью информационных технологий, чтобы студент мог освоить данные знания и операции только в процессе взаимодействия с ними. В этом случае информационные технологии будут важным фактором формирования учебной мотивации студентов. В случае же добровольного обращения студента (при наличии у него интереса) к информационным технологиям её использование в формировании учебной мотивации будет неэффективным. Данное дидактическое условие ставит организационную задачу соотнести обязательность взаимодействия с информационными технологиями в процессе изучения психолого-педагогических предметов с мотивацией учебной деятельности у студентов.

Для студентов медицинских вузов личностно-значимой деятельностью является изучение профильных предметов, и если при этом использование информационных технологий становится необходимым условием достижения целей предметной подготовки, то сами информационные технологии как средство обучения включаются в общую мотивацию учебной деятельности, и при этом формируется положительное

отношение к ним.

Литература

1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003.

- 192 с.

2. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.

3. Образцов, П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения [Текст] / П.И. Образцов // Открытое образование. - 2001. - №5. - С. 39-44.

4. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. А. А. Радугина.

- М.: Центр, 2003. - 256 с.

5. Семакин, И.Г. Грамотность, образованность, культура [Текст] / И.Г. Семакин // Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 21 - 25.

Беляева Е.В.

Разработка технологии развития патриотизма студентов на основе стереотипов поведения современной молодёжи

Идея технологизации обучения не является новой, понятие «педагогическая технология обучения» широко и включает в себя такие составляющие части, как «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология воспитания». В учебнике «Педагогика» под ред. профессора Л.П. Крившенко приводится следующее определение: «Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [6, с. 319]. При этом следует обратить внимание, что понятие «педагогическая технология» обозначает приёмы работы в сфере обучения и воспитания, поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

При всём многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е. Н. Ильин, С.Н. Лысенков, В.Ф. Шаталов и др.). При этом современная педагогическая технология должна быть личностно-ориентированной, учитывающей образ мира и когнитивную сферу личности (Г.А. Берулава).

Профессор Г.А. Берулава отмечает, что очень важным обстоятельством современной системы образования является то, что современные технологии обучения уже давно не соответствуют специфике мышления молодёжи, которая принципиально изменилась. Современные технологии обучения должны апеллировать к формированию продуктивных когнитивных стереотипов, а их изучение и анализ является важной составляющей психолого-педагогических исследований

В рамках разработки инновационных технологий индивидуализации обучения, выполняемой лабораторией индивидуализации обучения Института образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.