• структура потребления говорит нам о развитии структуры потребностей, о доле в ней духовных, социальных потребностей;
• прожиточный минимум (величина, структура) характеризует социальный стандарт уровня жизни населения наряду с нормативами обеспечения жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, экологии);
• доля населения с доходами ниже прожиточного минимума [3].
Одним из звеньев механизма установления и регулирования заработной платы является область государственного регулирования. Главная функция государства - обеспечение минимального уровня доходов населения.
Микроэкономические аспекты заработной платы
Величина и структура расходов предприятия на оплату труда персонала состоят из:
• основной заработной платы - вознаграждения за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда. Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих;
• дополнительной заработной платы - вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. В нее входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций;
• других поощрительных и компенсационных выплат в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства либо которые проводятся сверх установленных указанными актами норм [3].
Основные принципы обеспечения стимулирующей функции заработной платы:
• повышение заработной платы должно быть систематическим;
• повышение зарплаты будет более существенным для роста мотивации в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно, и менее существенно там, где результаты работы трудно выразить в точных показателях;
• связь "результат-вознаграждение" должна быть понятной и короткой во времени. Заработная плата и премия не станет мотивирующим фактором, если достижение результата в работе будет отмечено материальным вознаграждением длительное время спустя;
• оптимальная частота выдачи зарплаты - 2 раза в месяц;
• обеспечение сравнения параметров зарплаты в пользу предприятия;
• оплата труда сама по себе еще не решает проблемы мотивации труда и производительности, в то время как неправильно (неграмотно) построенная система оплаты труда даже не даст возможности приступить к решению этой проблемы;
• организации должны определить, кто из нынешних и будущих сотрудников обеспечит им конкурентное преимущество сегодня, завтра и послезавтра, и перейти на ручное управление их вознаграждением;
• прозрачность для персонала, способность объективно отслеживать и контролировать издержки, административная простота - вот основные требования к построению системы управления вознаграждением;
• индивидуализация заработной платы. Современные системы оплаты труда отличаются большой гибкостью формирования заработной платы, которая предполагает зависимость заработка, во-первых, от индивидуальных качеств и заслуг работников (индивидуализация заработной платы), а, во-вторых, от коллективных результатов деятельности;
• определение размеров минимальной годовой заработной платы для каждой категории работников с учетом всех выплат;
• неодинаковое повышение заработков в рамках заданного прироста общего фонда заработной платы;
• отказ от жесткой индексации заработной платы в соответствии с ростом цен;
• ориентация при решении вопроса о персональных надбавках не за стаж, как было раньше, а за заслуги работников [5].
Индивидуальный уровень
Размер зарплаты зависит от многих факторов, важными из которых являются:
• сложность и условия выполняемой работы;
• профессионально-деловые качества работника;
• результаты его труда и хозяйственной деятельности предприятия.
Индивидуальные особенности мотивации, связанной с материальным вознаграждением труда: пол, возраст (с возрастом развивается способность планировать бюджет и соотношение мотивов потребления и накопления; молодежь чаще использует траты, покупки как фактор самоуспокоения, психотерапии); самооценка; направленность личности (устойчивые экстраверты относятся к деньгам более открыто, комфортно, беззаботно, чем устойчивые интроверты); удовлетворенность жизнью в целом (низкий уровень удовлетворенности отмечен чаще у тех, кто придерживается политики вещизма и накопительства, чем у тех, у кого превалируют духовные и социальные ценности); личностные особенности отношения к деньгам проявляются в различном отношении к формам оплаты труда и сказываются на особенностях восприятия работниками тех или иных мер материального стимулирования [1].
Литература
1. Комарова, Н.Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы / Н.Н. Комарова // Человек и труд.- 2003. - №10. -С. 24-26.
2. Положение об оплате труда и материальном стимулировании сотрудников организации. «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2006, № 16.
3. Пошерстник, Н.В. Заработная плата в современных условиях: Оформление трудовых отношений. Организация, формы и системы оплаты труда. Надбавки, доплаты, компенсации, пособия. Расчет среднего заработка. Налоги, страховые взносы / Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин. - Изд. 13-е. - Москва; Санкт-Петербург: Герда, 2008. - 528 с.
4. Рогозин Я.В. Организация стимулирования труда. ГОУ ВПО КемГУ. 2012.
5. Щивориц, К.В. Принципы построения системы материального стимулирования на предприятии / К.В. Щивориц // Управление персоналом. - 2005. - №3. - С. 54-57.
Клименкова М.С.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры, Московский государственный университет приборостроения и информатики ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ СПРОСА
Аннотация
В статье рассмотрено - роль информационных технологий как инструмента прогнозирования потребительского спроса на рынке, в развитии предприятия и поддержания его конкурентоспособности.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-аналитические системы, управление.
Klimenkova M.S.
Candidate of Economic Sciences, associate professor, Moscow state university of instrument making and informatics INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROGNIZIROVANY OF DEMAND
37
Abstract
The article consideres a role of information technologies as an instrument of forecasting of a consumer demand on market, in development of the enterprise and maintenance of its competitiveness.
Keywords: information technologies, information and analytical systems, management.
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.
Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.
Таким образом, информационные технологии как инструмент прогнозирования потребительского спроса на рынке В2В играет огромную роль в развитии предприятия и поддержания его конкурентоспособности, причем на всех уровнях: и на микро, и на макро. Что особенно важно в условиях развития нашего рынка.
Информационные технологии (ИГ) — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта [2].
Основная цель информационной технологии — получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. Информационные системы для информационной технологии — это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных [4].
В процессе деятельности любой бизнес-системы на нее влияли факторы внешней среды (конкуренты, заказчики, поставщики, государственные учреждения, партнеры, собственники, банки, биржи и т. д.) и внутренние факторы, которые в основном являются результатом принятия того или иного управленческого решения.
Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности, т. е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Цель и характер деятельности организации определяют ее информационную систему и автоматизацию информационной технологии, а также вид обрабатываемого и производимого информационного продукта, на основе которого принимается оптимальное управленческое решение.
Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования информационных технологий в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий [3]. Можно выделить четыре круга задач, решаемые фирмой.
1. Первый круг задач ориентирован на предоставление экономической информации внешним по отношению к фирме пользователям — инвесторам, налоговым службам и т. д. В данном случае для анализа используются показатели, получаемые на основе данных стандартной бухгалтерской и статистической отчетности, а также других источников информации.
2. Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегических управленческих решений развития бизнеса. В этом случае информационная база должна быть шире, но в рамках достаточно высоко агрегированных показателей, характеризующих основные тенденции развития отдельной фирмы или корпорации.
3. Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений. Его информационная база чрезвычайно широка и требует охвата большого количества частных высоко детализированных показателей, характеризующих различные стороны функционирования объекта управления.
4. Четвертый круг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом в соответствии с функциональными подсистемами экономического объекта. Для решения этих задач используется текущая оперативная информация о состоянии экономического объекта и внешней среды.
Основными функциями управленческого аппарата различных организаций являются анализ ситуаций в компании и внешней среде и принятие решений по стратегическому и краткосрочному планированию ее деятельности.
Реализация плановых задач принятия решений осуществляется на стратегическом, тактическом и оперативном (операционном) уровнях.
Каждый из этих уровней требует определенной информационной поддержки, которая реализуется на базе информационной технологии. Одним из примеров которой является информационно-аналитическая система. Внедрение информационноаналитических систем (ИАС) обеспечивает решение ключевой для руководителя задачи - осуществления эффективного управления в масштабах предприятий, холдингов, отраслей на основе стратегически целостного анализа бизнеса. В рамках управления система обеспечивает решение задач динамического финансового планирования, прогнозирования, бюджетирования и получения консолидированной отчетности. ИАС позволяет осуществлять среднесрочный и стратегический анализ деятельности предприятий на основе определения ключевых индикаторов эффективности бизнеса и сбалансированной системы показателей.
Литература
1. Столярова А.Н. Методические вопросы прогнозирования совокупного спроса и предложения на потребительском рынке // Вестник Российской академии естественных наук. - 2008. - № 4. - С. 107.
2. Чепурина М.Н., профессора Киселевой Е.А. Курс экономической теории: учебное пособие - Киров: издательство "АСА",2008-752 с.
3. Маслова Т.Д., Ковалик Л.Н., Божук С.Г. М31 Маркетинг // СПб: Питер, 2009. - 320 с.
4. Барышев А.Ф., Маркетинг - М.: ACADEMA, 2012.
Ковалев И.В.
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Ухтинский государственный технический университет КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА И КОРПОРАЦИЙ НА ВЗАИМОВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В данной статье рассматривается с разных ракурсов понятие добровольной внешней социальной ответственности (благотворительная деятельность) на примере крупных российских предприятий, которые могут оказывать влияние на ту местность, в которой осуществляют свою деятельность. Плюсы и минусы таких взаимодействий с государством.
Ключевые слова: благотворительность, неформальные отношения, общество, ответственность, социальная программа 38
38