Научная статья на тему 'Информационные технологии в организации учебных занятий по дисциплине «Информатика и ИКТ»'

Информационные технологии в организации учебных занятий по дисциплине «Информатика и ИКТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в организации учебных занятий по дисциплине «Информатика и ИКТ»»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рассмотрим применение учебных режимов работы интерактивной системы VOTUM на занятиях. На уроках информатики часто используется режим «Оценка». Обучающиеся отвечают на вопросы, которые появляются на экране. Система запоминает результаты и формирует на их основе отчеты. Во время тестирования преподаватель может просматривать статистику: все ли обучающиеся ответили на вопросы, сколько правильных и сколько неправильных ответов дал каждый обучающийся. По окончании тестирования можно сразу посмотреть результаты.

На занятиях по математике при проведении тематического контроля знаний преподаватель использует режим «Индивидуальный тест» системы VOTUM. В данном режиме преподаватель имеет возможность создать любое количество дифференцированных по уровню сложности заданий в тестовой форме. Обучающиеся получают варианты заданий в печатном виде и работают над ними в удобном для них темпе. Во время самопроверки они могут ввести другой вариант ответа. Преподаватель контролирует текущую работу, оказывая своевременную дозированную помощь. Возможность системы выдавать индивидуальные от-

четы по результатам теста позволяет организовать работу по самоанализу выполненных заданий. Такой подход обеспечивает прочное усвоение программного материала.

Данный режим работы используется при проведении экзамена в форме тестирования у студентов-заочников; остальные режимы — во время фронтального опроса, при организации викторин, конкурсов.

Интерактивная система VOTUM широко применяется не только на занятиях, но и при организации олимпиад. Так, в 2014 году при проведении городской олимпиады по английскому языку использовались три режима работы: «Оценка», «Индивидуальный тест», «Голосование». В результате были получены быстрые и объективные результаты.

Интерактивная система VOTUM позволяет преподавателю работать на высоком профессиональном уровне, экономить время, отведенное на проверку работ, выделять время на формирование умений обучающихся проводить самоанализ результатов обучения. При внедрении этой системы занятия стали интересными, повысилась мотивация обучающихся, совместная деятельность преподавателя и обучающегося стала эффективной и успешной.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Т. А. Молодик, преподаватель ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум»

В настоящее время мы являемся свидетелями существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, информатизация общества направлены на качество образования, приближая его к европейским стандартам, дают новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на учебных занятиях должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций обучающихся, их творческих и познавательных интересов.

Использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование, значительно расширив методы и формы подачи учебного материала как на учебных занятиях, так и при

организации самостоятельной работы обучающихся.

В преподавании информатики с развитием информационных технологий деятельность преподавателя «выходит за пределы аудитории», представляя собой взаимодействие между аудиторной деятельностью и сетью Интернет. Использование информационных технологий на учебных занятиях позволяет вывести обучающихся на новый уровень, где предоставляется возможность получать доступ к богатейшим ин-

формационным ресурсам сетей, что позволяет сформировать положительную мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности. Кроме того, в сотрудничестве педагога и обучающегося информационные технологии способствуют и повышению информационной компетенции педагога.

В своей практике активно применяю возможности информационных технологий при подготовке и проведении лекционных и практических занятий, для оценки знаний обучающихся. Чаще всего использую: мультимедиа-лекции, учебные видеокурсы и фильмы, учебные CD-диски, мультимедийные презентации, контролирующие программы и др.

При изучении нового материала применяю обучающую программу, созданную в Delphi. Подобные программы могут предусматривать не только обучение, самоконтроль и итоговый контроль. Через видеопроектор демонстрируется презентация-лекция или видеоролик, после просмотра обучающиеся самостоятельно составляют конспект.

Контролирующие комплексы, разработанные в Microsoft Power Point 2007 с поддержкой макросов и Microsoft Excel 2007, позволяют проверять знания по изученному материалу. Особенностью данных комплексов является то, что результаты работы обучающихся автоматически присылаются на компьютер преподавателя.

При изучении и закреплении материала использую готовые программы-тренажеры, которые позволяют не только формировать умения и навыки, но и разнообразить применяемые на учебном занятии формы работы. Например, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», при работе с которой обучающиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся, сокращается время выработки необходимых навыков, увеличивается количество тренировочных заданий, легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Используя интеграцию дисциплин математики и информатики, обучающиеся составляют тесты по различным разделам информатики.

— ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -

При составлении теста обучающиеся не только овладевают основными знаниями и умениями по информатике, но и предусматривают наиболее вероятные ошибки, которые допускают при выполнении теста, а также при работе с электронными таблицами в программе Microsoft Excel. Тестирование позволяет:

1) более рационально использовать время урока;

2) охватить больший объем содержания;

3) быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала;

4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

5) обеспечить одновременную проверку знаний обучающихся всей группы и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;

6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок;

7) индивидуализировать работу с обучающимися;

8) развивать у обучающихся добросовестность и аккуратность; повышать интерес к предмету;

9) создавать несколько однотипных вариантов одного теста за короткое время.

На современном этапе обучения применение заданий в форме тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ-тестов считаю очень актуальным.

В процессе обучения использую интерактивную доску в качестве демонстрационного экрана, на который можно с помощью проектора вывести все что угодно, взяв это изображение за основу. Поверх этой основы можно рисовать и писать, как на обычной доске, специальным электронным пером. Все написанное и нарисованное можно сохранить в виде файла на компьютере.

При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность учебного занятия, мотивация обучающихся к изучению дисциплины за счет наглядности изучаемого материала.

Таким образом, использование информационных технологий на учебных занятиях в значительной мере повышает мотивацию учения, что положительно влияет на качество образовательных достижений обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.