Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / IT-ПРОДВИЖЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хисаева А.И., Ризванова М.А., Гайсина Р.Р.

Текущая информатизация экономики и общества в целом затрагивает частную хозяйственную деятельность не только крупных компаний, но и субъектов малых предпринимательских структур. Конкурировать, основываясь только на традиционных методах развития хозяйствования, становится фактически невозможным. Если бизнес-проект не существует в электронно-цифровой среде, он априори уступает компаниям, внедряющим в свои процессы информационные технологии и активно развивающим IT-инфраструктуру. В этой связи на фоне общей экономической нестабильности у российских предпринимателей актуализируется проблема конкурентоспособности. Эффективное решение данного вопроса видится в комплексной информатизации бизнес-деятельности. В данной статье были подробно рассмотрены особенности процесса информационно-технологической трансформации процессов хозяйствования. В частности, была проведена сравнительная характеристика субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства относительно особенностей развития в электронно-цифровой среде. Выявленные преимущества и недостатки каждой формы хозяйствования позволили определить уровень ограниченности представителей малых предпринимательских структур в информационно-технологических решениях. Полученные результаты были отражены в последующей систематизации критериев выбора информационных технологий. Так, для малых и средних компаний первичный анализ и, соответственно, выбор программных продуктов должен основываться на степени универсальности компьютерного оборудования, стоимости электронных инструментов продвижения, доступности сервисного обслуживания информационной инфраструктуры, функциональной гибкости программного обеспечения и его комплексности. Информационное решение для каждой организации в результате может обеспечиваться уникальной программой, типизированной системой или мультисервисной платформой. При этом в ходе исследования было установлено, что использование информационных технологий не должно носить локальный характер. В перспективе IT-системы должны быть гибкими и масштабируемыми. Правильный выбор программно-технических средств и грамотное управление ими во многом предопределяет успешность внедрения данных технологий в бизнес-процессы компании и, как следствие, имеет прямое влияние на работу компании в будущем, её прибыльность, конкурентоспособность и экономическую эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хисаева А.И., Ризванова М.А., Гайсина Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF ECONOMIC ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The current informatization of the economy and society as a whole affects the private economic activities of not only large companies, but also subjects of small business structures. It becomes virtually impossible to compete based only on traditional methods of economic development. If a business project does not exist in the digital environment, it is a priori inferior to companies that implement information technologies in their processes and actively develop IT infrastructure. In this regard, against the background of general economic instability, the problem of competitiveness among Russian entrepreneurs is actualized. An effective solution to this issue is seen in the comprehensive informatization of business activities. This article examined in detail the features of the process of information and technological transformation of business processes. In particular, a comparative characteristic of small, medium and large businesses was carried out in relation to the features of development in the digital environment. The identified advantages and disadvantages of each form of management allowed to determine the level of limitedness of representatives of small business structures in information technology solutions. The results obtained were reflected in the subsequent systematization of the criteria for choosing information technologies. So, for small and medium-sized companies, the primary analysis and, accordingly, the choice of software products should be based on the degree of versatility of computer equipment, the cost of electronic promotion tools, the availability of service maintenance of the information infrastructure, the functional flexibility of the software and its complexity. As a result, an information solution for each organization can be provided by a unique program, a typed system or a multi-service platform. At the same time, during the study it was found that the use of information technologies should not be local in nature. Going forward, IT systems must be flexible and scalable. The correct choice of software and hardware tools and their competent management largely predetermines the success of the implementation of these technologies in the company's business processes and, as a result, has a direct impact on the company's work in the future, its profitability, competitiveness and economic efficiency.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Хисаева А.И.

Khisaeva А.1.

кандидат экономических наук, доцент

кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Ризванова М.А.

Rizvanova М.А..

кандидат экономических наук,доцент

кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

предп ринимательство

Гайсина Р.Р. Gaisina R.R.

аспирант кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334.012.6:004 DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-125-132

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Текущая информатизация экономики и общества в целом затрагивает частную хозяйственную деятельность не только крупных компаний, но и субъектов малых предпринимательских структур. Конкурировать, основываясь только на традиционных методах развития хозяйствования, становится фактически невозможным. Если бизнес-проект не существует в электронно-цифровой среде, он априори уступает компаниям, внедряющим в свои процессы информационные технологии и активно развивающим ^-инфраструктуру. В этой связи на фоне общей экономической нестабильности у российских предпринимателей актуализируется проблема конкурентоспособности. Эффективное решение данного вопроса видится в комплексной информатизации бизнес-деятельности. В данной статье были подробно рассмотрены особенности процесса информационно-технологической трансформации процессов хозяйствования. В частности, была проведена сравнительная характеристика субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства относительно особенностей развития в электронно-цифровой среде. Выявленные преимущества и недостатки каждой формы хозяйствования позволили определить уровень ограниченности представителей малых предпринимательских структур в информационно-технологических решениях. Полученные результаты были отражены в последующей систематизации критериев выбора информационных технологий. Так, для малых и средних компаний первичный анализ и, соответственно, выбор программных продуктов должен основываться на степени универсальности компьютерного оборудования, стоимости электронных инструментов продвижения, доступности сервисного обслуживания информационной инфраструктуры, функциональной гибкости программного обеспечения и его комплексности. Информационное решение для каждой организации в результате может обеспечиваться уникальной программой, типизированной системой или мультисервисной платформой. При этом в ходе исследования было установлено, что исполь-

Entrepreneurship

зование информационных технологий не должно носить локальный характер. В перспективе IT-системы должны быть гибкими и масштабируемыми.

Правильный выбор программно-технических средств и грамотное управление ими во многом предопределяет успешность внедрения данных технологий в бизнес-процессы компании и, как следствие, имеет прямое влияние на работу компании в будущем, её прибыльность, конкурентоспособность и экономическую эффективность.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, информационные технологии, электронно-цифровые технологии, интернет-среда, информатизация, информационная инфраструктура, IT-продвижение, индивидуальный предприниматель, облачные технологии.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF ECONOMIC ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The current informatization of the economy and society as a whole affects the private economic activities of not only large companies, but also subjects of small business structures. It becomes virtually impossible to compete based only on traditional methods of economic development. If a business project does not exist in the digital environment, it is a priori inferior to companies that implement information technologies in their processes and actively develop IT infrastructure. In this regard, against the background of general economic instability, the problem of competitiveness among Russian entrepreneurs is actualized. An effective solution to this issue is seen in the comprehensive informatization of business activities. This article examined in detail the features of the process of information and technological transformation of business processes. In particular, a comparative characteristic of small, medium and large businesses was carried out in relation to the features of development in the digital environment. The identified advantages and disadvantages of each form of management allowed to determine the level of limitedness of representatives of small business structures in information technology solutions. The results obtained were reflected in the subsequent systematization of the criteria for choosing information technologies. So, for small and medium-sized companies, the primary analysis and, accordingly, the choice of software products should be based on the degree of versatility of computer equipment, the cost of electronic promotion tools, the availability of service maintenance of the information infrastructure, the functional flexibility of the software and its complexity. As a result, an information solution for each organization can be provided by a unique program, a typed system or a multi-service platform. At the same time, during the study it was found that the use of information technologies should not be local in nature. Going forward, IT systems must be flexible and scalable.

The correct choice of software and hardware tools and their competent management largely predetermines the success of the implementation of these technologies in the company's business processes and, as a result, has a direct impact on the company's work in the future, its profitability, competitiveness and economic efficiency.

Key words: small and medium business, entrepreneurship, information technology, digital technologies, Internet environment, informatization, information infrastructure, IT promotion, individual entrepreneur, cloud technologies.

На сегодняшний день российский рынок труда, как самостоятельный институт, приобретает всё больше положительных черт. Особую роль в развитии национального рынка играют субъекты малого и среднего предпринимательства, которые, несмотря на ряд трудностей, связанных с несовершенством экономических и правовых механиз-

мов, в силах самостоятельно анализировать информационное пространство рынка и таким образом поддерживать собственное равновесие. Именно так российские малые и средние предприниматели эффективно оперируют экономическими ресурсами, создавая здоровую конкуренцию субъектам частного сектора и государственным (государ-

ственно-частным) организациям. Такая гражданская инициативность в большей степени стала возможной в нашей стране благодаря широкому распространению информационных технологий - от простейших электронных приложений до дорогостоящих, многофункциональных и интеллектуальных электронно-цифровых программ. На их основе реализуются достаточно производительные управленческие, маркетинговые, организационные и экономические структуры, релевантные конкретным задачам бизнеса той или иной формы. В рамках исследования сектора частного хозяйствования особый интерес представляют информационные технологии, доступные и соответствующие потребностям именно малых и средних бизнес-деятелей. Факт значимости данного сектора в структуре рыночной экономики многократно подтверждался на опыте экономических преобразований развитых стран. Субъекты, развивающиеся по принципам и критериям малых частных хозяйств, являются более гибкими, динамичными и отзывчивыми на всевозможные сигналы рынка (в том числе под влиянием кризисных явлений). Сектор МСП способен в сжатые сроки создавать актуальные трудовые вакансии, насыщать рынок типовыми, взаимозаменяемыми и уникальными

предп ринимательство

товарами, развивать и внедрять инновационные технологии и продукцию. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства оправданы, как с точки зрения местной экономики, так и со стороны социальных институтов, поскольку малый бизнес для граждан предоставляет свободу экономического выбора и возможность личностного проявления, профессионального развития. Здесь также необходимо отметить способность малых организаций создавать здоровую конкурентную среду путем увеличения числа инноваций в различных областях, за счет развития малой торговли и в целом уни-кализации рыночного предложения.

В новейшей экономической среде способность поддерживать собственную конкурентоспособность напрямую зависит от использования в предпринимательской деятельности информационных технологий. Те компании, которые вкладываются в средства информатизации, априори превосходят конкурентов по большинству показателей. При этом важно отметить, что информатизация для сектора МСП не всегда является дорогостоящим процессом преобразования бизнес-деятельности - в этом и заключается основное отличие информационных трансформаций крупных и малых фирм (табл. 1).

Таблица 1. Особенности информатизации субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

Крупный бизнес Малый и средний бизнес

Большой штат 1Т-специалистов высшей квалификационной категории В деятельности индивидуальных предпринимателей в роли управляющего внедрением информационных технологий может выступать сам предприниматель (при использовании простейших информационных инструментов). В малых и средних компаниях штат 1Т-сотрудников может эффективно функционировать даже с одним специалистом (в зависимости от рыночной доли фирмы)

Многоуровневая, сложная и постоянная информационная инфраструктура (ИИ) Непостоянная информационная инфраструктура (привлечение аутсорсинговых компаний) либо простейшая 1Т-инфраструктура [1]

Задача руководства ИИ -обеспечение реализации стратегии компании Задача руководства ИИ - обеспечение работоспособности ключевой технологии или отдельных мероприятий в системах менеджмента, финансового обеспечения, маркетинга, производства, торговли и пр.

Возможность использования дорогостоящих, передовых информационных технологий, программных продуктов; возможность разработки собственного специализированного программного обеспечения Ограниченность в использовании высокомощностных и инновационных информационных технологий. Отсутствие выгоды в приобретении дорогостоящих 1Т-продуктов (ввиду ограниченности бюджета, отсутствия развитой ИИ и соответствующего штата сотрудников). Часто отсутствие необходимости в разработке персонального программного обеспечения

ECONOMIC SCIENCE

Entrepreneurship

Чёткое разделение функций отдела по внедрению информационных технологий [2] Все функции, связанные с информационным развитием и продвижением, возложены на одного сотрудника собственного штата или привлеченного из сторонней компании

Возможность использования различных программных продуктов для разных областей хозяйствования; высокая интеграция внедряемых технологий Ввиду низкой интеграции информационно-технологических решений наиболее выгодно использование комплексной компьютерной программы для всех областей частного хозяйствования

Сравнительная характеристика, проведённая в таблице 1, позволяет сделать вывод о том, что информатизация сектора МСП происходит неодинаково, в зависимости:

- от конкретной формы частного хозяйствования (индивидуальный предприниматель, малый бизнес, средний бизнес);

- от занимаемой компанией доли на рынке товаров и услуг относительно фирм-конкурентов;

- от стратегии субъекта частного хозяйствования (конкретных целевых установок и используемых подходов к организации бизнес-деятельности, от долгосрочности поставленных задач).

Учитывая, что для различных компаний масштаб присутствия на рынке и стратегические решения являются в большей степени субъективными, для дальнейшего анализа явления информатизации частного хозяйствования целесообразно рассматривать малый и средний бизнес отдельно друг от друга (то есть исследовать внедрение информационных технологий в зависимости от конкретной формы бизнес-деятельности).

Согласно официальным законодательным источникам России, к «малым» хозяйственникам относят компании со штатом до ста человек, а к «средним» - со штатом от ста одного до двухсот пятидесяти человек [3]. При этом индивидуальные предприниматели по количеству сотрудников в управлении могут относиться как к малому бизнесу, так и к микропредприятиям [4]. При определении конкретных пакетов 1Т-инструментов для развития бизнеса критерий штатной численности сотрудников в идентификации малых и средних компаний крайне не уместен.

Во-первых, две одинаковые по численности компании могут существенно отличаться относительно стратегических приоритетов,

финансовой обеспеченности, сложности внутренних бизнес-процессов. Всё это важно для определения стратегии внедрения информационных технологий, которая, согласно таблице 1, в малых и средних организациях не всегда совпадает с общей бизнес-стратегией. Во-вторых, критерий численности объективно не отображает реальную ресурсную мощность компании, что приводит к увеличению финансовых издержек при разработке и внедрении соответствующих программных продуктов. Например, функционал такой программы может быть сильно структурирован и непонятен для штата сотрудников, в котором изначально нет отдела 1Т-специалистов.

Из вышесказанного следует вывод о том, что для эффективного определения набора информационных технологий в целях развития частной бизнес-деятельности необходимо исходить из особенностей и реальных потребностей компании.

Сектор МСП отличается от крупного хозяйствования и имеет некоторые особенности относительно собственных элементных составляющих. При этом каждый элемент в сегментном разрезе может обладать исключительными потребностями. Тем не менее малый и средний бизнес не без причины часто рассматривают в едином контексте: наряду с уникальными признаками между малыми и средними организациями существуют тождественные по содержанию характеристики. Систематизированное представление полученной первичной информации исследования внедрения информационных технологий в деятельность сектора малого и среднего предпринимательства описано в таблице 2.

Предп ринимательство

Таблица 2. Особенности сектора МСП с точки зрения сферы информационных технологий [5, 6]

Общая характеристика сектора МСП Особенности малого бизнеса (в том числе ИП) Особенности среднего бизнеса

Необходимость автоматизации бизнес-процессов Автоматизация некоторых процессов в отдельных областях хозяйствования. Необходимость использования комплексного программного обеспечения Необходимость в автоматизации большинства процессов. Возможность интеграции отдельных программ и приложений

Ограниченность в организации ИИ ИИ не постоянна ввиду привлечения сторонних 1Т-специалистов (при необходимости) Возможность частичного воссоздания ИИ (при наличии в структуре компании 1Т-отдела)

Ограниченность в разработке уникальных программных продуктов Нецелесообразность использования персонифицированных программ и приложений (ввиду их дороговизны, функциональной многосложности) Простейшие программы могут быть разработаны для конкретных областей хозяйствования, их целесообразность определяется величиной расходов на разработку

Ограниченность в найме 1Т-специалистов Руководитель может самостоятельно внедрять доступные информационные технологии в различные области бизнес-деятельности. Также целесообразно сотрудничество с аутсорсинговыми 1Т-компаниями Руководитель может часть информационных технологий внедрять самостоятельно, другую часть - поручить 1Т-специалисту в штате сотрудников. Аналогично целесообразно сотрудничество с аутсорсинговыми 1Т-компаниями

Необходимость представления бизнеса в интернет-среде Создание персональных социальных страниц и/или официального сайта, присутствие на профессиональных веб-форумах, активность на прочих специализированных электронных площадках крайне необходимы Важно широкое представление бизнес-деятельности в интернет-среде путем создания и развития: социальных, стриминговых страниц, веб-форумов, электронной рекламы, блоггинга, официального сайта с глубоко проработанной структурой и пр.

Ограниченность финансово-материальных ресурсов Целесообразно использование бесплатных электронно-цифровых инструментов. Также важно использовать комплексные малозатратные информационно-технологические решения (полноценные программные продукты), обеспечивающие повышение эффективности одновременно во всех областях хозяйствования Средние компании аналогично стремятся к снижению финансовых издержек при внедрении информационных технологий. Тем не менее здесь могут внедряться программные пакеты для различных областей хозяйствования при условии, что данные программы в случае необходимости могут быть беспроблемно интегрированы

Исходя из таблицы 2, для сектора МСП можно определить следующий ряд критериев выбора информационных технологий (пакетов программных продуктов):

- универсальность используемого в работе оборудования и компьютерной периферии;

- невысокая стоимость электронно-цифровых инструментов, программного обеспечения;

- доступность качественного сервисного обслуживания информационной инфраструктуры;

- функциональная гибкость, масштабируемость программ и приложений;

- комплексность предлагаемых решений для предпринимательской деятельности

в целом (с возможностью настройки отдельных модулей).

Первый критерий предполагает возможность использования стандартной компьютерной техники для реализации хозяйственных операций, которая была бы проста в освоении и управлении, как для новых, так и для опытных пользователей ПК. Поскольку в настоящее время в развитии маркетинговой составляющей бизнес-деятельности широко используется мобильный Интернет, критерий универсальности касается и мобильных (в том числе планшетных) устройств.

Второй критерий исходит из ресурсной обеспеченности типичной компании сектора МСП: приобретение программных продуктов не может сопровождаться высокими финан-

Епгтер1гемеи1^ыр

совыми затратами. Если на рынке электронно-цифровых технологий есть безвозмездные аналоги, обеспечивающие эффективную замену платных инструментов, то целесообразно использовать именно их (при условии, что временные издержки на изучение программы будут компенсированы за счёт увеличения прибыли или накопления других соответствующих благ). Для компаний, в которых нет 1Т-отделов и собственных 1Т-специалистов, а также для индивидуальных предпринимателей с небольшим штатом сотрудников целесообразно использовать именно бесплатные инструменты развития бизнеса, которые предлагает интернет-среда: социальные и стриминговые сети, контекстная реклама, мессенджеры, блоггинг и пр. [7, 8].

Третий критерий, описывающий доступность сервисного обслуживания, касается как платных, так и бесплатных программ и приложений. В целом рынок информационных технологий довольно специфичен, а производящаяся на нём продукция - нестандартна и часто уникальна ввиду высокой конкуренции между разработчиками. Использование таких программ предполагает временные затраты на изучение интерфейсных окон и всех включенных возможностей. Более структурированные и мультифакториальные электронно-цифровые продукты не могут эффективно использоваться без сервисного сопровождения. Аналогично многие комплексные решения, наиболее подходящие для бизнес-деятельности малых фирм, требуют операторной поддержки. Такие услуги, как правило, осуществляются непосредственно разработчиками программного обеспечения или привлеченными 1Т-специалистами.

В целях снижения затрат на сервисное обслуживание бизнес-деятелям целесообразно проводить оценку сильных и слабых сторон доступных альтернатив, в соответствии с которой будет приниматься решение о внедрении того или иного программного пакета. Содержимое пакета прикладных модулей также имеет значение в организации качественной информационной инфраструктуры. Субъектам малого и среднего бизнеса

свойственно адаптироваться под различные изменения рынка [9]. Высокая приспособляемость отличает сектор МСП от крупного предпринимательства, которое не способно быстро видоизменяться в случае резкого падения спроса на производимую продукцию, вспышки экономического кризиса или других негативных для хозяйствования явлений. Важно отметить, что малый бизнес (в рамках конкретной компании) способен не только оперативно менять виды деятельности и перепрофилироваться, но и расти, достигая уровней средних и крупных компаний [10]. Также субъекты сектора МСП могут устанавливать партнёрские отношения с более масштабными организациями, обеспечивая таким образом развитие собственных возможностей и производственных мощностей крупного бизнес-партнёра. Следовательно, «гибкому» участнику рынка необходимы гибкие информационно-технологические решения, видоизменяемые в соответствии с текущими потребностями.

Возможности быстрой перенастройки предусмотрены в комплексных программах и приложениях, которые представляют собой совокупность блоков с интегрированной структурой [11]. Каждый блок может функционировать отдельно, а при необходимости - подключаться к единой информационной системе и использовать данные из единой базы знаний. Кроме этого, комплексные программы могут дополняться изначально отсутствующими модулями (в случае процессных изменений в бизнес-деятельности). Иными словами, два последних критерия выбора информационных технологий тесно взаимосвязаны. Узкоспециализированный программный продукт редко способен интегрироваться с другими технологиями и, следовательно, не является гибким. В случае смены профильной деятельности компании данный продукт должен быть полностью заменён на новый, соответствующий обновленной стратегии и потребностям. Гибкость и комплексность -важнейшие характеристики идеального типа программного обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при информатизации собственной хозяйственной деятельности предприниматель может использовать как персонифицированное, так и комплексное программное обеспечение. При этом разработка уникального продукта требует больших финансовых вложений, а комплексная программа - высоких временных и трудовых затрат.

На сегодняшний день существует ещё одно информационное решение, которое по стоимости и адаптационному периоду является более доступным для субъектов сектора МСП: это технологические платформы с возможностью использования облачных сервисов. Такие платформы одновременно представляют собой комплексный и уникальный продукт за счёт развитой 1Т-архитектуры и возможности лёгкого внедрения модулей для решения специфических бизнес-задач [12]. Безусловно, с точки зрения внедрения информационных технологий в деятельность малых и средних компаний данный инструмент аналогично имеет набор положительных и отрицательных характеристик. Например, явным преимуществом технологической платформы является её мультисервисная структура. Здесь внедрены технологии общего назначения (базы данных, функции контроллинга, бизнес-анализ, электронная бухгалтерия, оперативная отчетность и пр.), прикладные технологии (электронная документация, функции управления сделками, реестры дан-

Предп ринимательство

ных, операционные функции), облачные технологии (функции удалённого менеджмента, виртуализация информационной инфраструктуры и т.д. [13]). В качестве недостатка платформы можно обозначить неоднозначность ценовой политики. Часто предпринимателям на освоение программы приходится тратить намного больше средств, чем изначально предполагается, поскольку многие функции и операции сложны для интуитивного понимания, и хозяйственникам приходится обращаться к услугам аутсорсинговых компаний или частных 1Т-специалистов. Именно в таких ситуациях рекомендуется обращаться к критериальному оцениванию информационных технологий на основе ранее обозначенного перечня.

Происходящие сегодня изменения в мировой и российской экономике предъявляют участникам рынка более жёсткие условия конкуренции. Для успешного и долгосрочного функционирования сектору МСП, аналогично крупным организациям, в качестве наиболее эффективного инструментария необходимо использовать инновационные информационные продукты. Безусловно, переход на комплексные электронные технологии сопровождается рядом как положительных, так и отрицательных эффектов. Но в долгосрочной перспективе грамотно выстроенная информатизация бизнеса способна решить многие проблемы малых предпринимательских структур.

Список литературы

1. Значение IT-инфраструктуры для бизнеса [Электронный ресурс] URL: https://it. rfet.ru/course/~wJBa/~5aTw/~ddHp (дата обращения: 15.02.2021).

2. Кушбокова Р.Х., Кушбоков А.А. Информационные технологии в малом предпринимательстве: проблемы и перспективы использования // Экономические исследования и разработки. - 2019. - С. 75-80.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).

4. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году // [Электронный ресурс] URL: https://www. regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya (дата обращения: 17.02.2021).

5. Ананьева А.А., Орлов Е.В. Определение основных направлений использования информационных технологий в деятельности субъектов малого предпринимательства // Известия вузов ЭФиУП. - 2017. -№ 4 (34). - С. 33-40.

6. Осипов С.В. Эффективное использование информационных технологий в малом бизнесе // [Электронный ресурс] URL: http://

Entrepreneurship

journal.itmane.ru/node/617 (дата обращения: 20.02.2021).

7. Санин М.К., Барков Е.И. Эффективность блоггинга как маркетингового инструмента // Экономика и экологический менеджмент. - 2016. - № 2. - С. 107-112.

8. Гайсина Р.Р., Гришин К.Е. Применение инновационных технологий электронной коммерции в предпринимательстве // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных статей Международной научно-практической заочной конференции.

- 2018. - С. 92-98.

9. Гайсина Р.Р., Ишмухаметов Э.М., Хисаева А.И., Салихова С.Ф. Организационно-экономический механизм развития предпринимательства в электронной среде // Вестник УГНТУ. Серия: экономика. - 2018.

- № 3 (25). - С. 125-133.

10. Малый, средний и крупный бизнес: определения и отличия // [Электронный ресурс] URL: https://www.cleverence.ru/ articles/biznes/malyy-sredniy-i-krupnyy-biznes-chto-eto-takoe-opredeleniya-otlichiya/ (дата обращения: 21.02.2021).

11. Порцева В.С., Попова И.Н. Обоснование выбора программного продукта для малого предприятия // StudNet. - 2020. -№ 3. - С. 452-458.

12. Разработка ИТ архитектуры под бизнес-цели компании // [Электронный ресурс] URL: https://www.awg.ru/services/ it-architecture/ (дата обращения: 23.02.2021).

13. Камшилов С.Г., Хорева А.С. Тенденции информатизации и автоматизации малого и среднего бизнеса // Общество, экономика, управление. - 2016. - № 1. - С. 41-45.

References

1. The value of IT infrastructure for business [Electronic resource] URL: https://it.rfet.ru/ course/~wJBa/~5aTw/~ddHp (date of access: 15.02.2021).

2. Kushbokova R.Kh., Kushbokov AA Information technologies in small business: problems and prospects of use // Economic research and development. - 2019.- S. 75-80.

3. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ (as amended on December 30, 2020) «On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation» (as

amended and supplemented, entered into force on 01.01.2021).

4. Criteria for referring to small businesses in 2021 // [Electronic resource] URL: https://www. regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya (date accessed: 17.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ananyeva A.A., Orlov E.V. Determination of the main directions of the use of information technologies in the activities of small businesses // Izvestiya Vuzov EFiUP. - 2017. - No. 4 (34). - P. 33-40.

6. Osipov S.V. Effective use of information technology in small business // [Electronic resource] URL: http://journal.itmane.ru/ node/617 (date accessed: 20.02.2021).

7. Sanin M.K., Barkov E.I. The effectiveness of blogging as a marketing tool // Economics and Environmental Management. - 2016. - No. 2. - P. 107-112.

8. Gaisina R.R., Grishin K.E. Application of innovative e-commerce technologies in entrepreneurship // Actual issues of modern science: Collection of scientific articles of the International scientific and practical correspondence conference. - 2018 .-- P. 92-98.

9. Gaisina R.R., Ishmukhametov E.M., Khisaeva A.I., Salikhova S.F. Organizational and economic mechanism for the development of entrepreneurship in the electronic environment // Bulletin of USPTU. Series: Economics. -2018. - No. 3 (25). - P. 125-133.

10. Small, medium and large business: definitions and differences // [Electronic resource] URL: https://www.cleverence.ru/ articles/biznes/malyy-sredniy-i-krupnyy-biznes-chto-eto-takoe- opredeleniya-otlichiya / (date of access: 21.02.2021).

11. Portseva V.S., Popova I.N. Justification of the choice of a software product for a small enterprise // StudNet. - 2020. - No. 3. - P. 452458.

12. Development of IT architecture for the business goals of the company // [Electronic resource] URL: https://www.awg.ru/services/ it-architecture/ (date of access: 23.02.2021).

13. Kamshilov S.G., Khoreva A.S. Trends in informatization and automation of small and medium-sized businesses // Society, Economics, Management. - 2016. - No. 1. - P. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.