Научная статья на тему 'Информационные технологии в обучении искусству оригами младших школьников'

Информационные технологии в обучении искусству оригами младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ И ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / CREATIVE AND FIGURATIVE THINKING / EMOTIONAL INFLUENCE / MEANS OF VISUALIZATION / SENSORY SENSATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляков Алексей Александрович

Рассматриваются вопросы истории развития и состояния теории и практики использования средств наглядности в обучении младших школьников искусству оригами. Рассмотрены теоретические основы наглядности в обучении, классификация средств наглядности, роль информационных технологий на занятиях оригами, пути и методы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es werden die Fragen der Geschichte der Entwicklung und des Zustandes der Teorie und der Praxis der Benutzung der Anschaulichkeitmittel in der Ausbildung der Schulkinder von der Origamikunst betrachtet. Es sind die theoretischen Grundlagen der Anschaulichkeit in der Ausbildung, die Klassifikation der Anschaulichkeitmittel, die Role der Informationstechnologien auf dem Origamiunterricht, die Wege und die Methoden ihrer Benutzung betrachtet.Sont examinées les questions de lhistoire du développement et de létat de la théorie et de la pratique de lutilisation des moyens de visualisation dans lenseignement de lart dorigami aux élèves des classes primaires. Sont examinées les bases théoriques de la visualisation dans lenseignement, la classification des moyens de visualisation, le rôle des technologies informatiques aux leçons dorigami, les voies et les méthodes de leur application.The paper discusses the issues of the history of the development and the state of the theory and practice of visual aids application in teaching junior pupils the art of origami. The theoretic basics of visualization in teaching, the classification of instruments of visualization, the role of information technology in the origami lessons, the ways and methods of its application have been considered.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в обучении искусству оригами младших школьников»

ББК 74 Б44

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИСКУССТВУ ОРИГАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

А.А. Беляков

ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

ГОУ Санаторный детский дом № 14, г. Зеленоград; B_Alexei86@mail.ru

Представлена членом редколлегии профессором В. И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: наглядность; средства наглядности; творческое и образное мышление; чувственное восприятие; эмоциональное воздействие.

Аннотация: Рассматриваются вопросы истории развития и состояния теории и практики использования средств наглядности в обучении младших школьников искусству оригами. Рассмотрены теоретические основы наглядности в обучении, классификация средств наглядности, роль информационных технологий на занятиях оригами, пути и методы их применения.

Творческие дисциплины, которые в общеобразовательной системе в большинстве случаев представлены как уроки изобразительного искусства и музыки, являются неотъемлемым, а зачастую даже определяющим видом деятельности наиболее сильно воздействующим на духовно-нравственное становление личности. Ведь благодаря предметам эстетического цикла ребенок узнает все особенности окружающего его мира, познает силу красоты, доброты, уважительного отношения к истории и учится грамотно оценивать современную реальность. Если говорить о занятиях творчеством в системе дополнительного образования детей, то спектр возможностей в разы больше в связи с разнообразием выбора творческих дисциплин, которыми может заниматься ребенок. Особое место здесь занимают занятия оригамной деятельностью в силу соотношения необходимых материалов (материальных затрат) и приносимой пользы. Ведь для занятий оригами, особенно на первых этапах обучения, требуется всего лишь бумага и ваши руки, а приносимая польза в виде развития физиологических, психических и интеллектуальных способностей человека, очень велика.

В нашей стране оригами, как искусство и как предмет эстетического цикла, еще молодо и только набирает должную популярность. Если говорить о серьезном и основательном изучении оригами детьми, как вида творческой деятельности, а учителями с точки зрения совершенствования методики преподавания дисциплины, то такое внимание к данному виду деятельности можно встретить только в системе дополнительного образования детей. Несмотря на то что элементы оригами в школьном образовании все-таки давно используются многими учителями, в силу своеобразия, несхожести и преимущества данного вида деятельности относительно других дисциплин, способствующих развитию личности ребенка, существует серьезная проблема отсутствия методической системы преподавания данной дисциплины, нехватка утвержденных Министерством образования и науки РФ соответствующих программ, современных наглядных пособий, учителей, в совершенстве владеющих методикой преподавания искусства оригами.

К решению данной проблемы нужно подходить комплексно. Что касается проблемы совершенствования средств наглядности в обучении младших школьников оригами, то она особенно актуальна на данный момент. Ведь необходимость постоянного совершенствования средств наглядности в обучении искусству оригами определяется не только тем фактом, что человек в большей степени получает информацию об окружающем мире через зрительную систему, но и тем, что наглядность, как один из принципов обучения, своей практикой в педагогике исторически доказал, что является важнейшим инструментом всестороннего развития личности. Особенно это важно на начальном этапе обучения - в младшем школьном возрасте.

Известно, что основная специфика оригамной деятельности заключается в работе по схемам-чертежам, а также в наличии специальных условных обозначений и приемов складывания. Каждая фигурка, даже самая простая, имеет четкую методическую последовательность, этапы складывания в виде чертежного рисунка с различными условными обозначениями. Такие чертежи-схемы, особенно на первом этапе обучения, должны быть понятными, четкими и наглядными. Ведь не все дети младшего школьного возраста, в силу своих психологических и физиологических особенностей, могут правильно и быстро научиться работать по чертежу-схеме. Информационные технологии в этом могут оказать существенную помощь.

«Какие существуют современные наглядные пособия по оригами?», которые более наглядно, более интересно и грамотно знакомят ребенка с понятием схема-чертеж, тем самым открывая возможности для совершенствования и активизации обучения и воспитания. Как показывает практика, решение этой проблемы невозможно без совершенствования существующего комплекса наглядно-методического материала по оригами в целом.

В современной педагогике «наглядность», как термин используется в двух значениях: а) как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися; б) как использование на занятиях специальных средств обучения, опирающихся на принцип наглядности (аудиовизуальные и технические средства обучения). А под наглядными пособиями понимают такие средства обучения, которые создают у учащихся наглядные представления в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у него знаний, умений и навыков, в данном случае на занятиях оригами. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям. Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы на занятиях оригами - это различные рисунки, схемы, таблицы, фотографии, муляжи, диапозитивы, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст и слово учителя.

Использование наглядных пособий повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления. Применение наглядных пособий в обучении способствует тому, что у младших школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и одновременно воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Наглядные пособия, это не только различные средства создания у ребенка образных представлений, но и формирования понятий отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие - различные ступени

единого процесса познания. От наглядных пособий, от их доступности, смысловой полноты зависит скорость восприятия ребенком учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Широкое использование того или иного наглядного пособия на занятиях оригами помогает в решении трудных задач, требующих наглядного разъяснения. Наглядные пособия могут использоваться для «оживления» всего материала, позволяют улучшить его восприятие и понимание, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

Например, наглядное пособие может представлять собой карточки со схемами последовательности складывания фигурки (рис. 1 и 2).

В отличие от схем, представленных в различных книгах по оригами в виде черно-белого рисунка, здесь все схемы могут быть выполнены как трехмерное, цветное изображение, что делает их более наглядными, интересными и простыми для детей. Для разработки данного пособия применяется цифровой фотоаппарат, компьютер и программа Photoshop.

Также возможна разработка современных обучающих и развивающих таблиц, которые могут включать в себя дополнительную информацию по изучаемой теме, в виде разнообразных видов моделей оригами, бумаги, из которой они могут быть сложены, разнообразие цветового решения фигурок. Данные наглядные пособия представляются в виде фотографий изделий, обработанных в программе Photoshop, скомпонованных по темам, что дает возможность демонстрировать их на большом экране с помощью проектора и компьютера, особенную важность это имеет при работе с большой аудиторией. Развивающие таблицы могут представлять собой чертежи фигурок, выполненных как в объеме, так и в виде плоскостного решения в виде слайдов, которые с помощью программы Microsoft Office Power Point можно поэтапно (по слайдам) демонстрировать обучающимся на большом экране с помощью проектора и объяснять тот или иной этап складывания и применяемые условные знаки. Также возможна разработка

Рис. 1. Муха (классическая модель)

кружи н потянете и вес Вни jy поамтса новые .тинни сгиба

Рис. 2. Уточка (классическая модель)

наглядного пособия в виде видеоролика, демонстрирующего поэтапность складывания фигурки. При разработке данного пособия применяется цифровая видеокамера со штативом (можно цифровой фотоаппарат), на которую пошагово снимается складывание фигурки, затем данное изображение необходимо перенести на компьютер и обработать в программе Windows Movie Maker (стандартная программа Windows). Данный видеоролик можно смотреть на большом экране через проектор, с помощью компьютера, причем демонстрировать данный видеоролик можно через стандартный проигрыватель Windows.

Пособия такого плана, разработанные с использованием компьютерных технологий, являются хорошей отправной точкой для развития понимания детьми схем складывания. Ведь, работая с объемным изображением схемы, детям легче понять тот или иной прием складывания или условные знаки. В дальнейшем, детям легче работать и с черно-белыми, плоскостными изображениями схем фигурок, которые встречаются во всех современных книгах по оригами. Благодаря внедрению в педагогический процесс информационных технологий в оригамных работах детей можно наблюдать ярко выраженную индивидуальность, собственный художественный вкус, целостность, образность, оригинальность композиционного решения, оригинальность в оформлении фигурок, гармоничное сочетание всех элементов творческой работы, прослеживается высокое качество выполнения изделий. У детей появляется активность и заинтересованность в конечном результате своей работы.

Работа с применением наглядных пособий, разработанных с помощью информационных технологий, убедительно демонстрирует свое преимущество перед традиционным видом преподавания оригами (учитель складывает вместе с детьми или дети складывают по учебнику) еще потому, что детям предлагается новая форма работы. Кроме того, разработка таких пособий возможна в домашних условиях, с помощью компьютера, цифровой видеокамеры или фотоаппарата, работая в несложных компьютерных программах. Это позволяет каждому учителю оригами сделать наглядный материал самостоятельно, а также внедрять их разные виды в образовательный процесс, применяя их можно составлять свою

программу обучения. Новые информационные технологии, делая изучаемый материал по оригами более понятным, наглядным и интересным, способствуют росту успеваемости детей, эффективному развитию их воображения, пространственного мышления, памяти, ощущения, восприятия, эмоциональных качеств личности. Обучение детей на занятиях оригами с применением информационных технологий взывает положительный эмоциональный отклик у ребенка, что положительно влияет на его мотивацию к творческой деятельности. Кроме того, данный вид работы интересен и привлекателен. Дети увлеченно и активно работают на занятиях и хорошо справляются со всеми поставленными перед ними задачами.

Список литературы

1. Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - М. : Аким, 1996. - 207 с.

2. Васильев, А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А.И. Васильев. - Москва, 1993. - 16 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджас-пирова, К.В. Петров. - М. : Академия, 2001. - 256 с.

4. Оригами и педагогика : материалы I Всеросс. конф. преподавателей оригами, С.-Петербург, 23-24 апр. 1996 г. / под ред. С Афонькина. - М. : Аким, 1996. - 160 с.

5. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учеб. для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. - М. : Агар, 2000. - 256 с.

6. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. -М. : Педагогика, 1971. - 206 с.

7. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся / М.Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1965. - 48 с.

Information Technology in Teaching Junior Pupils Origami

A.A. Belyakov

Moscow State Teachers ’ Training University, Moscow;

Orphanage No 14, Zelenograd; B_Alexei86@mail.ru

Key words and phrases: creative and figurative thinking; emotional influence; means of visualization; sensory sensation; visualization.

Abstract: The paper discusses the issues of the history of the development and the state of the theory and practice of visual aids application in teaching junior pupils the art of origami. The theoretic basics of visualization in teaching, the classification of instruments of visualization, the role of information technology in the origami lessons, the ways and methods of its application have been considered.

Informationstechnologien in der Ausbildung der Schulkinder von der Origamikunst

Zusammenfassung: Es werden die Fragen der Geschichte der Entwicklung und des Zustandes der Teorie und der Praxis der Benutzung der Anschaulichkeitmittel in der Ausbildung der Schulkinder von der Origamikunst betrachtet. Es sind die theoretischen Grundlagen der Anschaulichkeit in der Ausbildung, die Klassifikation der Anschaulichkeitmittel, die Role der Informationstechnologien auf dem Origamiunterricht, die Wege und die Methoden ihrer Benutzung betrachtet.

Technologies informatiques dans l’enseignement de l’art d’origami aux eleves des classes primaires

Resume: Sont examinees les questions de l’histoire du developpement et de l’etat de la theorie et de la pratique de l’utilisation des moyens de visualisation dans l’enseignement de l’art d’origami aux eleves des classes primaires. Sont examinees les bases theoriques de la visualisation dans l’enseignement, la classification des moyens de visualisation, le role des technologies informatiques aux legons d’origami, les voies et les methodes de leur application.

Автор: Беляков Алексей Александрович - аспирант кафедры «Живопись и композиция», ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Изобразительное искусство и оригами», ГОУ Санаторный детский дом № 14, г. Зеленоград.

Рецензент: Игнатьев Сергей Евгеньевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Рисунок и графика», ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.