Научная статья на тему 'Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности'

Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1594
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ И ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / CREATIVE AND VISUAL THINKING / EMOTIONAL IMPACT / VISUAL AIDS / VISUALIZATION / SENSORIAL PERCEPTION / TEACHING PROCESS ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляков Алексей Александрович, Буровкина Людмила Александровна

Рассмотрены вопросы истории развития и состояния теории и практики использования наглядности в обучении школьников. Представлены теоретические основы наглядности в обучении на уроках изобразительного искусства, классификация средств наглядности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es werden die Fragen der Geschichte der Entwicklung und des Zustandes der Theorie und der Praxis der Benutzung der Anschauligkeit in der Schülerausbildung betrachtet. Es sind die theoretischen Grundlage der Anschaulichkeit in der Ausbildung während der Stunden der bildenden Kunst und die Klassifikation der Anschaulichkeitsmittel betrachtet.Sont examinées les questions de lhistoire du développement et de létat de la théorie et de la pratique de lutilisation de la visualisation dans lenseignement des écoliers. Sont examinées les bases de la visualisation dans lenseignement au cours des leçons des arts plastiques, la classification des moyens de la visualisation.The paper studies the matters of the history of the development and the state of the theory and practical application of visual aid in teaching schoolchildren. The theoretical basics of the visualization in the teaching process at art classes are considered; the classification of visual aids is presented.

Текст научной работы на тему «Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности»

ББК Ч426

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ

А.А. Беляков, Л.А. Буровкина

Кафедра «Живопись и композиция», ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»; B_Alexei86@mail.ru

Представлена членом редколлегии профессором В. И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: наглядность; организация учебного процесса; средства наглядности; творческое и образное мышление; чувственное восприятие; эмоциональное воздействие.

Аннотация: Рассмотрены вопросы истории развития и состояния теории и практики использования наглядности в обучении школьников. Представлены теоретические основы наглядности в обучении на уроках изобразительного искусства, классификация средств наглядности.

Известно, что стремление учителей, и в целом педагогической науки, постоянно совершенствовать процесс обучения детей, в особенности, творчеству способствует поиску новых путей и методических приемов повышения уровня развития их творческого мышления и образного представления.

Практика показала значимость всестороннего применения принципа наглядности в образовательном процессе, его философско-педагогическое осмысление. Если методически продуманно, целенаправленно и систематично применять наглядность в образовательном процессе, то образное мышление ребенка будет развиваться более эффективно. Для этого необходимо изучение и применение основных принципов наглядности, теоретических основ разработки наглядности, рассмотрение существующих различных наглядных средств в обучении изобразительному искусству младших школьников, способствующих активизации творческого мышления, путей и методов их применения.

Педагогическая практика показывает, что:

- философско-педагогическое осмысление принципа наглядности способствует эффективной организации педагогического процесса, а, следовательно, развитию образного мышления, творческой активности и самостоятельности в процессе обучения изобразительному искусству младших школьников и может быть использована учителями в практике преподавания;

- вопросы теоретических основ разработки наглядности могут быть использованы при разработке современных наглядных средств обучения, учебных программ и методики обучения изобразительному искусству детей младшего школьного возраста.

Вопрос об использовании наглядности в педагогическом процессе не является новым. Он имеет свою историю, тесно связанную с зарождением общей идеи по использованию наглядности в обучении школьников.

Особенно широкое распространение применения наглядности в России нашло в обучении русскому языку. Первые попытки применения изобразительной наглядности при начальном обучении были предприняты в конце XVI века. Уже в первом печатном букваре, изданном в Вильне в 1556 г., были помещены иллюстрации в виде рисунков. Букварь В.Ф. Бурцева, вышедший в 1636 г., тоже был снабжен большим количеством «картинок-иллюстраций», изображающих один или несколько предметов. Эти иллюстрации использовались для того, чтобы облегчить ученикам усвоение азбуки.

Но, несмотря на широкое иллюстрирование азбук и букварей, наглядность дальнейшего обучения в школах долгое время не прививалось. Лишь к концу XIX века наглядность стала шире применяться в обучении разным предметам. В Уставе гимназий и прогимназий (1864 г.) выдвинуто требование, чтобы каждая гимназия имела необходимые наглядные пособия, в том числе и картины.

К этому времени новые педагогические идеи выдающихся русских прогрессивных деятелей и педагогов В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова и других получили самое широкое распространение. Вопросу наглядности преподавания при обучении школьников стали уделять значительно больше внимания в педагогической и методической литературе.

В.Г. Белинский был горячим сторонником наглядного обучения, которое, по его мнению, должно было помочь памяти и уму ребенка представлением вида и образа предметов, которые он изучает.

Большое значение наглядному обучению придавал и другой выдающийся революционер-демократ - Н.А. Добролюбов. По его мнению, при помощи наглядности, обеспечивались ясность и конкретность восприятий, достигалось наиболее глубокое понимание изучаемых явлений. Он считал, что человек не в себе формирует понятия, а получает их из внешнего мира. Он говорил о важности при первоначальном воспитании привычки к наглядному изучению предметов, к различению их форм, величины, цвета и других качеств.

Идея наглядности в обучении впервые была выдвинута и обоснована в трудах Я.А. Коменского (1592-1670 гг.), выступившего против одностороннего словесного обучения, не учитывающего активной роли всех органов чувств. Он усматривал в наглядности обучения средства для развития наблюдательности, мышления и речи.

Опирался на психические особенности ученика и К.Д. Ушинский. Он считал, что ход учения, от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли, естественен и основывается на ясных психических законах, что не стоит отвергать необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности.

Физиологическое обоснование наглядности дал И.П. Павлов. Согласно его учению точность в восприятии любого знания обеспечивается чувствующими анализаторами (зрительным, слуховым, осязательным и обонятельным). Мышление, рассматриваемое им как результат взаимодействия двух сигнальных систем, помогает вернее определить взаимосвязь образа, слова и действия, знаний, умений и навыков.

Большая работа по изучению средств наглядного обучения проведена в лаборатории профессора Л.В. Занкова. Материалы ее обобщены в книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении». В ней дан глубокий анализ эффективности различных форм сочетания слова учителя и применяемых им на уроке наглядных средств обучения [6].

Следует указать целую плеяду русских педагогов и прогрессивных методистов прошлого, которые своей теоретической литературой и практической деятельностью способствовали развитию наглядного обучения в школах:

Н.И. Пирогов, Н.Ф. Бунаков, А.М. Лубенец, П.Ф. Каптерова, В.П. Вахтеров, Н.В. Чехов и др.

Вопросу наглядности в обучении много внимания уделяли методисты

Н.Ф. Бунаков и В.П. Вахтеров. Внося в занятия элементы занимательности и наглядности, учитель делает работу учащихся разнообразной, содержательной и эффективной.

Вопросы наглядности преподавания занимают значительное место в педагогических трудах Н.К. Крупской. В ее многочисленных статьях и выступлениях постоянно звучит требование применять наглядность в обучении. По ее мнению, наглядные пособия должны играть в школе важную роль, что картинки, модели, коллекции и прочее составляют неотъемлемую часть преподавания. Важность наглядности теперь никем уже не оспаривается. Всякий соглашается с тем, что необходимо, чтобы со словом связывался у ребенка определенный образ.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что всякое мышление, как бы оно не было абстрактно, отражает объективную реальность. Необходимо в процессе обучения обеспечить учащимся чувственное восприятие изучаемого материала с помощью различных средств наглядности. Вопрос о наглядном обучении, как один из основных вопросов правильной организации учебного процесса, всегда находится в центре внимания учителей, общественности и государства.

Если говорить о функциях наглядности в процессе обучения, то необходимо принять во внимание цели, которые ставятся перед ней.

Первая основная функция наглядности - информационная. Выполнение ее внешне осуществляется через различные типы и виды наглядности. Внутренняя же сторона этой функции связана с воздействием на познавательный процесс. Она проявляется во влиянии на основные процессы усвоения знаний:

- непосредственное, чувственное ознакомление с материалом ощущения и восприятия;

- осмысление, обеспечивающее глубокое понимание материала путем активного участия мышления;

- запоминание, позволяющее на основе памяти осуществить запечатление и сохранение поступающей информации.

Различные типы и виды наглядности позволяют, прежде всего, увеличить количество источников информации. Причем, осуществляется это с их помощью двумя способами:

- наглядные средства выступают в роли основного источника информации;

- наглядные средства являются наглядно-иллюстрированным материалом.

Большие возможности представляет наглядность на запоминание как на логическое завершение процесса усвоения. В этом случае она позволяет закрепить полученные знания в образах, выделить главное и, путем создания ярких опорных моментов, запечатлеть логическую нить материала.

Вторая основная функция наглядности - обучающая (познавательная деятельность обучаемых). Управление познавательной деятельностью при использовании наглядности возможно благодаря применению разнообразных управляющих воздействий. Определенная последовательность, отбор наглядного материала, его подача, логика влияют на восприятие, осмысление и запоминание. Управляющее воздействие на процесс познания может быть осуществлено через пособие с помощью слова, позволяющего, например, поставить учебную проблему и, таким образом, включить ученика в активный познавательный поиск, обратив внимание на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта, вызвать воспроизведение запечатленных ранее образов, то есть акцентировать внимание на представления, которые необходимы в какой-то определенный момент обучения.

Наглядные пособия, в частности кинофильмы и модели, представляют возможность осуществить управляющее воздействие демонстрацией действия, так как в процессе познания бывает необходимо обучение каким-то практическим умениям и навыкам.

Наиболее важным вопросом в восприятии наглядности учащимися являются внимание и интерес, который они в этом процессе проявляют.

Третья основная функция наглядности в обучении, - воспитательная, не рассматривает всего вопроса о реализации этой функции наглядности в педагогическом процессе. Наглядные пособия могут оказывать на обучаемых такое эмоциональное воздействие, как никакое другое средство.

Рассмотрение основных функций наглядности дает основание сделать вывод, что широкое ее применение позволяет усилить (более полно реализовать) основные педагогические возможности учителя. Это необходимо учитывать при создании наглядных учебных пособий. Рассматривая наглядные учебные пособия как средства обучения в учебном процессе, надо знать, что они сами в то же время во многих случаях представляют собой, по существу, образовательный материал для усвоения его учащимися, преподносимый им не только в книжном и словесном изложении, а в конкретно образном виде, в различных наглядных формах.

Наглядные учебные пособия надо рассматривать не только как средства обучения, орудия и инструменты педагогического труда, облегчающие усвоение знаний учащимися, но, вместе с тем, и как элементы самого содержания обучения, выраженного в конкретных формах.

Особое место среди источников наглядности занимают наглядные учебные пособия. Одним из самых главных назначений наглядных учебных пособий в процессе обучения является конкретизация содержания учебных программ, конкретного учебного материала, преподносимого учащимся в иллюстрированном изложении или в словесной форме.

Наглядные пособия, как и учебники, являются источником знаний для учащихся. При создании образно-изобразительных наглядных учебных пособий для школ главная задача состоит не только в том, чтобы вернее, правдивее передать изображение оригинала: дом, дерево, а главным образом в том, чтобы показать наиболее характерные, типичные черты, свойства и признаки передаваемого объекта, его специфику. При этом допускается нарочитая концентрация типических свойств и признаков предмета или явления, которая часто может и не встретиться в действительности, чтобы сильнее подчеркнуть главное и сосредоточить на нем внимание учащихся.

Передавая предметы и явления реального мира такими, какими они существуют в действительности, наглядные пособия помогают сближать школьное обучение с жизнью, с окружающей действительностью, с практической деятельностью. Другими словами наглядные учебные пособия являются средствами, помогающими осуществлять в обучении один из основных дидактических принципов отечественной дидактики - связь теории с практикой.

Наглядные учебные пособия оказывают учителю большую помощь в формировании у учащихся различных представлений и понятий, способствуют развитию внимания и целенаправленного наблюдения учащихся. Хорошо известно, что сильно привлекает внимание детей красочная картина, интересный предмет, демонстрируемый на уроке.

Наглядные учебные пособия способствуют развитию творческого воображения учащихся, возбуждают эмоции учащихся, развивают память, способствуют прочному закреплению изучаемого учебного материала.

Чтобы наглядные пособия давали должный педагогический эффект учитель должен:

- хорошо знать наглядные пособия;

- умело применять их в учебном процессе.

Учителю необходимо хорошо знать каждый тип наглядных пособий, их специфические отличительные особенности, преимущества и ограничения, все педагогические возможности, какими они располагают, а также требования, которым должны удовлетворять наглядные пособия как средства обучения.

Из вышерассмотренного следует:

- обогащение ребенка реальными восприятиями является необходимым условием развития, воспитания и укрепления его способности к творческому воображению. Ребенок должен быть обучен тому, как творить и из чего творить;

- наглядные учебные пособия - это специально подготовленные средства для решения определенных обучающих задач. Для преподавателя наглядные учебные пособия - инструмент педагогического воздействия на учащихся.

Использование наглядного материала, наглядного учебного пособия определяется как этим пособием, его особенностями и возможностями, так и закономерностями учебного процесса. Учебное наглядное пособие оказывает влияние на ход познавательного процесса, охватывая как его внешнюю сторону - логику преподнесения учебного материала, так и глубинное содержание процесса чувственной и мыслительной деятельности учащихся.

Наглядные пособия можно разделить на две основные группы: изобразительные и натуральные.

Изобразительные наглядные пособия, то есть изображающие предметы и явления средствами искусства, делятся на сюжетные, образные, то есть показывающие предметы и явления в их реальном, образном виде - это картины, рисунки, портреты, фотографии и условные схемы, которые отражают в предмете или явлении самое главное; таблицы, чертежи, которые могут быть графическими, иллюстрированными, текстовыми и смешанными.

Особую группу изобразительных наглядных пособий представляет педагогический рисунок, технические средства обучения (ТСО): диапозитивы, диафильмы, транспаранты и динамические пособия с движущимися элементами модели, макеты, изображения и прочие конструкции с меняющимися элементами (магнитная доска, фланелеграф, планшет с прорезями).

Натуральные наглядные пособия - это все предметы окружающего мира, изделия, находящиеся в пользовании человека. В свою очередь, натуральные наглядные пособия можно разделить:

- на предметно-образные или объемно-образные: гербарии, чучела, скульптурные слепки, различные коллекции насекомых, минералов, производственный и природный материал, муляжи и т.д.;

- археологические и прочие подлинные предметы или их копии: костюмы, посуда и прочая хозяйственная утварь.

Рассмотрев основные принципы диалектики наглядности и теоретические основы разработки средств наглядности можно сказать, что принцип наглядности, как один из основных принципов дидактики, выражает необходимость чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы формируемых представлений. Наглядность служит условием глубины и основательности знаний. Отсутствие наглядности при первоначальном знакомстве с материалом приводит к формализму в знаниях учащихся, так как при этом использование языка не опирается на непосредственное восприятие учащимися предметов, процессов и их изображений.

Благодаря применению средств наглядности у младших школьников активнее развивается творческое и образное мышление. Когда материал доступен и понятен, у ребенка возникает интерес к творчеству. Для решения поставленных перед ребенком задач, ему необходимо активизировать мыслительные процессы:

самостоятельно понять и сформировать суть задачи, найти пути решения, оценить полученный результат. При этом наглядные пособия помогают ребенку научиться внимательно слушать объяснения учителя, последовательно выполнять действия, быть внимательным, что, в свою очередь, поможет ему правильно найти путь решения любой задачи. Систематическое использование наглядных пособий способствует развитию пространственного воображения, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами. Таким образом, применение различных способов наглядного обучения обусловливается и образовательными, и воспитательными задачами школы.

Список литературы

1. Васильев, А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А.И. Васильев. - Москва, 1993. - 16 с.

2. Оригами и педагогика : материалы первой Всеросс. конф. преподавателей оригами, С.-Петербург, 23-24 апр. 1996 г. / под ред. С.Ю. Афонькина. - М. : Аким, 1996. - 160 с.

3. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. -М. : Агар, 2000. - 256 с.

4. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. -М. : Педагогика, 1971. - 206 с.

5. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся / М.Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1965. - 48 с.

6. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - М. : Учпедгиз, 1960. - 311 с.

Philosophical and Pedagogical Reflection of Visualization Concept A.A. Belyakov, L.A. Burovkina

Department of Painting and Composition, Moscow City Teachers’

Training University; B_Alexei86@mail.ru

Key words and phrases: creative and visual thinking; emotional impact; visual aids; visualization; sensorial perception; teaching process organization.

Abstract: The paper studies the matters of the history of the development and the state of the theory and practical application of visual aid in teaching schoolchildren. The theoretical basics of the visualization in the teaching process at art classes are considered; the classification of visual aids is presented.

Philosophie-padagogische Reflektion des Prinzips der Anschaulichkeit

Zusammenfassung: Es werden die Fragen der Geschichte der Entwicklung und des Zustandes der Theorie und der Praxis der Benutzung der Anschauligkeit in der Schulerausbildung betrachtet. Es sind die theoretischen Grundlage der Anschaulichkeit

in der Ausbildung wahrend der Stunden der bildenden Kunst und die Klassifikation der Anschaulichkeitsmittel betrachtet.

Reflexion philosophique et pedagogique du principe de la visualisation

Resume: Sont examinees les questions de l’histoire du developpement et de l’etat de la theorie et de la pratique de l’utilisation de la visualisation dans l’enseignement des ecoliers. Sont examinees les bases de la visualisation dans l’enseignement au cours des legons des arts plastiques, la classification des moyens de la visualisation.

Авторы: Беляков Алексей Александрович - аспирант кафедры «Живопись и композиция»; Буровкина Людмила Александровна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Живопись и композиция», ГОУ ВПО «МГПУ».

Рецензент: Игнатьев Сергей Евгеньевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Рисунок и графика», ГОУ ВПО «МГПУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.