Научная статья на тему 'Информационные технологии в менеджменте: экскурс в прошлое и будущее'

Информационные технологии в менеджменте: экскурс в прошлое и будущее Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1740
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / СИСТЕМА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / МИТСО

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Возмитель Ирина Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы эволюционного развития информационных технологий применительно к истории развития менеджмента, обоснована. необходимость практической реализации интернет-технологий в учебном процессе, приведены примеры, актуализированные автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в менеджменте: экскурс в прошлое и будущее»

Возмитель И.Г.

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», г. Минск, доцент кафедры информационных технологий и высшей математики,

i.vozmitel (Syandex.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ И

БУДУЩЕЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информационные технологии, менеджмент, виртуализация взаимодействия, образовательный интерфейс, технологизация, система, систематизация, МИТСО.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы эволюционного развития информационных технологий применительно к истории развития менеджмента, обоснована. необходимость практической реализации интернет-технологий в учебном процессе, приведены примеры, актуализированные автором.

Информационная деятельность — неотъемлемая часть умственного труда, которая заключается в восприятии, хранении, переработке и выдаче информации. Информационная деятельность целесообразна. В качестве ее целей выступают: получение нового знания, сообщение другим о познанном, управление поведением других людей. Достижение этих целей осуществляется тогда, когда субъект занимается либо познавательной, либо коммуникационной деятельностью. Таким образом, информационная деятельность включает в себя понятия познавательной и коммуникационной деятельности и является результатом информационного подхода к умственному труду.

Процессы, которые в настоящее время происходят в информационном обществе, являются во многом происходящими и наблюдаемыми впервые за историю развития человечества.

Постоянно растущие объемы массивов данных, а также сложность данных очень сильно осложняют процесс обработки и понимание данных. Наука о данных занимается извлечением знаний и значимой информации из крупных и сложных массивов данных, на основании этого выводятся определенные закономерности, закономерности, спрятанные в данных, что позволяет делать определенные выводы, выстраивать стратегию и тактику будущего. Наука о данных (здесь подразумевается, конечно, тот раздел, который называется DataMiшng) соединяет знания с реальностью. Именно анализ данных позволяет выстроить стратегии бизнеса, эволюционно развивать технологии и т.д.

Данные, которые создаются с помощью ИТ-технологий (например, данные социальных сетей и т.п.) крайне динамичны и масштабны, их нельзя визуализировать, чтобы увидеть, как данные перемещаются между пользователями. Одно из решений этой проблемы — пытаться обобщить данные.

Новый тренд современности — «интернет вещей». С помощью «интернета вещей» можно собирать данные из разных отраслей. Можно собирать данные из электрических сетей. И на этой основе анализировать поведение пользователей. Можно интернетизировать что угодно из физического мира в виртуальный. В этой области может быть масса проблем. И здесь обработка больших массивов данных и «интернет вещей», т.е. DataMining, чрезвычайно важен, потому что с помощью знаний, полученных из данных, можно оптимизировать организацию информации, извлекать из данных важнейшие знания и повышать качество жизни, создавать новые продукты.

Но есть проблема информационного общества, которая начинает осознаваться, и, соответственно, будет когда-нибудь решена. Проблема в следующем: действующая система образования готовит специалистов для работы прошлого, работы, которой уже не существует, обеспечивает теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Поэтому сейчас необходимо кардинально пересматривать учебные программы, причем не только по естественным наукам, которые имеют непосредственное отношение к технологиям будущего, но и по наукам социальным, общественным, поскольку изменения происходят во всех сферах жизни.

Сейчас, чтобы стать хорошим специалистом, нужно нарабатывать базу знаний и

приобретать опыт. В будущем, чтобы добиться реального успеха, нужно развивать креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой.

Самообразование, онлайн-обучение развивается и совершенствуется. Образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. Соответственно, университеты становятся поставщиками услуг, которые сами эти услуги не оценивают. В США, Канаде, Японии, Европе очень популярна система портфолио, когда за время учебы человек накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и предоставляет их работодателю. В будущем накопленный интеллектуальный багаж станет одним из ключевых элементов системы образования, а информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными [1].

Меняется сама среда, в которой люди живут, и интерфейсы, которые с ними взаимодействуют. Города будущего, наполненные информационно-коммуникационными решениями, станут сами по себе активными участниками новой образовательной среды.

Информация, информационное общество и развитие экономики

Ф. Махлупа и Т. Умесао одновременно в США и Японии в начале 1960-х годов ввели в научный оборот термин "информационное общество". Теория "информационного общества" была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Кац и другими.

В мировом сообществе, где производство и оборот информации стали центральным звеном большинства процессов, главными ресурсами становятся информация, интеллектуальная собственность, человеческий фактор, управленческие структуры социальных систем. Все они тесно связаны с информационными технологиями.

В информационной экономике хозяйственная деятельность заключается главным образом в производстве и применении информационных технологий и накопленной информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым обеспечить новое качество экономического роста.

Технологизация общества и автоматизация управленческих, производственных и информационных процессов призваны не только обеспечивать потребности этого общества в товарах и услугах, включая информационные, но и более эффективно использовать энергию, природные и материальные ресурсы (сырье, финансы, оборудование, информация знания), а главное — экономить социальное время, необходимое для реализации этих потребностей [2].

Общество развивается и начинает приобретать черты информационного общества, если:

• любой член общества, группа лиц, предприятие или организация в любой точке и в любое время могут получить на основе систем связи и анонимного ли авторизованного доступа бесплатно или за соответствующую плату любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

• в обществе производится, функционирует и доступна для использования любым его членом, группой или организацией современная информационная технология;

• имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание личных, корпоративных, региональных и национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания жизнедеятельности в рамках постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

• происходит процесс ускоренной автоматизации, роботизации и информатизации решающих сфер и отраслей производства и управления;

• происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг и развитие общества в целом;

• информационная структура общества является предпосылкой расширения прав личности, свободы, демократии и самоуправления и обеспечивает плавный переход от постиндустриального периода развития к глобальной информатизации общества.

Здесь следует выделить и некоторые негативные черты, явно проявляющиеся уже в переходном периоде — это и все усиливающееся давление информационной среды на личность [3], и отношение личности к знаниям, которые в условиях информационного общества становятся аналогом богатства.

Последнее, как известно, имеет свойство концентрироваться в руках небольшой группы

лиц (закон В. Парето).

Таким образом, не только уровень знания, но и характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства в информационном обществе.

Текущий этап развития информационных технологий характеризуется развитием как глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией, доступных любой организации и каждому члену общества, так и систем искусственного интеллекта.

Это приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с помощью информации, к переопределению целей и перспектив деятельности, и далее — к переопределению институтов, исполняющих эти задачи.

Итак, базисом информационного общества являются информационные технологии (ИТ). ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы (определение, принятое ЮНЕСКО).

ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.

Начало развития ИТ — с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС). Отметим, что инвестиции в инфраструктуру и сервисы интернета вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов, который продолжается и в настоящее время.

Отличительная черта нынешнего развития мировой экономики — колоссальные успехи и достижения в области техники и технологии, развитие наукоемких производств. Высокие темпы развития науки и технологий, масштабы и темпы их внедрения в производство и общественную жизнь превратили научно-техническую революцию в естественный процесс. Благодаря всепланетному масштабу коммуникаций и росту уровня образования сейчас практически сразу изобретения становятся общечеловеческим достоянием. [2]

В условиях динамичного развития рынка, усложнения его инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические. Современные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали важным фактором конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной жизнедеятельности. Уровень информатизации является сегодня одним из главных факторов успешного развития всякого предприятия. [2]

Менеджер любого уровня, принимая решения, основывается лишь на доступной ему информации о предмете управления, поэтому от качественных характеристик этой информации, таких, как адекватность, полнота, достоверность, своевременность, непротиворечивость и т. п., непосредственно зависит эффективность его работы. В современных условиях информационные системы играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей компаний.

Применяемые на предприятии ИТ поддерживают реализацию тех или иных решений менеджеров. Однако, в свою очередь, новые системы и технологии диктуют свои специфические условия ведения бизнеса, изменяют компании. Но принимает решение лично менеджер. Именно поэтому он обязан обладать достаточными знаниями для того, чтобы осуществлять общее руководство процессом применения и развития информационных технологий в компании и понимать, когда требуются дополнительные затраты ресурсов в этой области или помощь сторонних специалистов.[2]

Менеджер на производстве работает с особой информацией — экономической.

Экономическая информация — это совокупность сведений, отражающих общественно-экономические процессы и служащих для управления этими процессами, а также коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления [2, 4].

Далее уточним характеристики информации, которые важны для воспитания образовательного кругозора, своего рода образовательного чувствознания, которое позволит специалисту «отделить зерна от плевел», отделить корректную актуальную информацию от заведомо ложной.

Характеристики экономической информации: • большие объемы;

• многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

• многообразие источников и потребителей;

• значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке. Наиболее важными характеристиками экономической информации являются:

• корректность;

• полезность;

• оперативность;

• точность;

• достоверность;

• устойчивость;

• достаточность.

Корректность — обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями Ценность (полезность) — проявляется в том случае, если она способствует достижению стоящей перед потребителем цели (Относительность ценности — новая информация может быть более ценной)

Оперативность — отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях

Точность — определяет допустимый уровень искажения информации

Достоверность — определяется свойством информации отражать реально существующие объекты и процессы с необходимой точностью

Устойчивость — отражает способность реагировать на изменения без нарушения необходимой точности. Устойчивость определяется выбранной методикой ее отбора и формирования

Достаточность (полнота) — содержит минимально необходимый объем сведений для принятия правильного решения. Неполная информация снижает эффективность принятия решений. Избыточность обычно снижает оперативность и затрудняет принятие решения, но зато делает информацию более устойчивой.

Определим далее следующие понятия:

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект. [4]

Информационная система, ИС (Information System — IS) — система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой — либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать следующие средства для протекания информационных процессов:

• сбор информации;

• преобразование и обработка;

• анализ;

• хранение и защита;

• передача для использования человеку.

Экономическая информационная система (ЭИС) — совокупность информационных потоков, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств (а также специалистов), предназначенная для обработки экономической информации и принятия управленческих решений.

Следует отметить, что отличительной особенностью ЭИС является обязательное присутствие в системе лица, принимающего решение.

И здесь опять необходимо отметить особую информационную подготовку специалиста, принимающего решение.

Информационные системы могут быть классифицированы по множеству признаков в зависимости от потребностей их изучения. [4]

Открытые и закрытые системы. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой

через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Информационные системы можно классифицировать также по характеру использования информации, по характеру обрабатываемых данных, по признаку структурированности задач. Отметим особо классификацию по характеру обрабатываемых данных:

• информационно-справочные системы (ИСС) и

• системы обработки данных (СОД).

ИСС выполняют поиск информации без ее обработки. [2,4] СОД осуществляют как поиск, так и обработку информации. К СОД относятся: Ориентированные на оперативную обработку данных (транзакций) (onLine Transaction Processing — OLTP);

Ориентированные на статическую аналитическую обработку данных; (Decision Support System — DSS);

Ориентированные на аналитическую оперативную обработку данных (OnLine Analytical Processing — OLAP).

Роль и место информационных технологий в управлении

Информационные технологии управления неуклонно развиваются в соответствии с требованиями системы, применяемыми методами управления, прогрессом в области информатики и вычислительной техники.

В системах управления предприятиями применяют различные методы управления, основанные на конкретных алгоритмах подготовки и принятия управленческих решений с использованием информационных технологий.

Методы управления формализованы в виде стандартов управления, которые являются основой разработки функциональной структуры ИС (организационно-экономической подсистемы):

• Планирование потребности в материалах.

• Планирование потребности в производственных мощностях.

• Замкнутый цикл планирования материальных ресурсов.

• Планирование ресурсов производства.

• Производство на мировом уровне.

• Планирование ресурсов предприятия.

• Оптимизации управления ресурсами.

• Менеджмент как сотрудничество и др. Тенденции развития

Подытоживая полученные на данный момент в индустрии компьютерных информационных систем результаты, можно представить следующие тенденции развития:

• компьютерная информационная система будущего — это распределенная по виртуальной сети, интегрированная с системой Internet — система, которая функционирует на основе стандартных интерфейсов, которые соединяют как программные продукты для бизнеса, так и их отдельные компоненты, которые назначаются для автономной работы без связи с глобальной сетью;

• системы управления большими компаниями, холдингами и корпорациями будут основаны на возможности построения виртуальных предприятий путем объединения бизнесов-систем и компонентов, которые функционируют в филиалах и отдельных предприятиях под руководством системы управление логистическими цепями;

• системы управления средними компаниями будут базироваться на возможности гибкого управления заказами, поддержке полного жизненного цикла товаров (услуг), которые вырабатываются, и на возможности интеграции в качестве компонента в более виртуальные предприятия.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на её основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Новые технологии,

основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Интерактивный обмен информацией стал доминирующей формой человеческого общения, не только в нашей частной жизни, но и в профессиональных диалогах сотрудников предприятий и организаций, в педагогических ситуациях, таких как диалог между профессиональными преподавателями и студентами. Интерактивное общение и технологии передачи информации используются на всех уровнях сначала обучения, а затем — в деловой активности.

Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

Таким образом, подготовка специалистов с развитыми навыками работы с большими объемами постоянно изменяющейся информации — одна из основных задач ВУЗов.

Решение этой задачи — применять в учебном процессе интернет-технологии для обучения владению интернет-инструментами на профессиональном уровне, широко использовать задания для самостоятельной работы студента, причем в алгоритм выполнения задания обязательно включать работу с интернет-источниками, создание мультимедийных файлов и т.д. Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном виртуальном пространстве есть естественно-необходимое условие, гарантирующее подготовку высококвалифицированного специалиста информационного общества [5].

Соответствовать самым высоким мировым стандартам в образовании — основополагающий принцип Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО». Реализация данного принципа осуществляется оперативным реагированием на инновационные вызовы современности. Стратегия технологически насыщенного обучения, реализуемая в Международном университете «МИТСО», позволяет студентам этого вуза выработать в виртуальной образовательной среде необходимые навыки работы с интернет-инструментами.

Активно используются не только внутренняя корпоративная сеть вуза, но также внешние интернет-сервисы обучения, предлагающие образовательные услуги свободного доступа (например, Интернет-Университет Intuit.ru). Как показала практика, студенты не только совершенствуют навыки работы в интернете, но и получают для своего «портфолио» весомые квалификационные свидетельства, которые будут отличной характеристикой молодого специалиста.

Работа с курсами, предлагаемыми Национальным открытым интернет-университетом «ИНТУИТ», проводится автором также и на втором уровне высшего образования. Магистранты Международного университета «МИТСО» также получают дипломы и сертификаты online. Более того, результаты работы с учебной дисциплиной «Основы информационных технологий» экономисты и юристы размещают на своем личном сайте-визитке, который конструируется с использованием возможностей, предоставляемых инструментами Google: создание документов на «облачных» сервисах, совместная работа с документами online, обработка данных и т.д. Варианты заданий и инструкций для студентов и магистрантов представлены на сайте автора [5].

Прозрачность идеологии и привычность интерфейса социальных сетей для большой части интернет-пользователей позволяет сэкономить учебное время и сразу же начать взаимодействие преподавателя и студента в новом виртуальном коммуникативном пространстве. Решается вопрос самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов, обеспечивается непрерывность, системность и последовательность учебного процесса. И, далее, отметим также рациональность применения так называемых «облачных» технологий в образовательном процессе, которые делают возможным доступ к внешним источникам информации (аутсорсинг). Чтобы в полной мере воспользоваться предоставляющимися возможностями, необходимы изменения в традициях поддержки и использования информационно-коммуникационных технологий для целей исследования, обучения, преподавания (не только в высшей школе) и управления университетами. Обращение к источникам в «облаке» является одним из путей удовлетворения спроса на вычисления и отдельные приложения, или же потребностей в более широком и долгосрочном использовании услуг по поддержке и обработке информации

Таким образом, университет включается все больше и больше в единое виртуальное образовательное пространство, соответствуя одному из основных метатрендов последнего десятилетия, выделенных в одном из докладов ЮНЕСКО:

«Люди хотят работать, учиться, общаться и играть, когда и где они хотят». Важность новых образовательных технологий подчеркивается и в действующей «Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы» [6]. Одна из 9-ти подпрограмм — «Электронное обучение и развитие человеческого капитала».

Отметим, что использование учебных материалов в электронном виде и включение интернет-технологий в учебный процесс стало уже показателем высокой профессиональной компетенции преподавателя ВУЗа. [7]

Основная цель образования человека в целом — это выявление и достижение им своей миссии в реальном мире. Поскольку реальный мир сейчас включает в себя виртуальное пространство, создание виртуальной образовательной среды для разных уровней образовательных учреждений является естественно-необходимой и жизненно важной задачей.

Некоторые важные замечания

1) Поскольку информационные технологии — пожалуй, наиболее стремительно развивающаяся и изменяющаяся дисциплина, жизненно важно и необходимо изучать публикации на электронных ресурсах интернета.

Например, на данный момент актуальны и релевантны следующие источники Internet:

http://www.osp.ru,

http: //www.pcweek.ru,

http: //www.itm.finestreet.ru,

http: //www.connect.ru,

http://www.cfin.ru,

http://www.sql.ru,

http: //www.iso.ru:www. ict. edu. ru/ :

www. oracle . com/ technology/pub/ articles /matjaz bpel 1 . html и др.

Список журналов:

• Информационные технологии

• Информационные технологии и вычислительные сети

• Системный администратор

• Директор информационной службы

• Хакер

• Windows IT Pro

• Linux Format

• Chip

• Информационные технологии моделирования и управления

• Русикон

• Вычислительные технологии

• Мир компьютерной автоматизации

• Информационные процессы

• Корпоративные СУБД

• "IT Security"

• "Computer"

• "CNews"

• "CIO"

• "European Communications"

• "Информ Курьер Связь"

2) Наглядное отображение трендов ближайших 5-10 лет (рис.1) :

Мобильный интернет

ß № Искусственный интеллект

: Интернет вещей

Облачные технологии

30 печать

И! Усовершенство-

i j ванная

мЯ робототехника

Мы всегда на связи, у нас под руной масса полезных мобильных приложений, мы по-новому получаем информацию, по-другому ее воспринимаем и даже иначе контактируем с окружающим миром.

Часть задач, которые Сегодня выполняют люди, могут полностью взять на себя машины.

Под Интернетом вещей понимают оснащение физических объектов, окружающих нас, различными сенсорами с доступом к интернету, Это позволит объединить возможности Сети с реальной жизнью и сделать окружающие нас предметы интеллектуальными.

Облачные технологии способствуют развитию бизнеса, созданию массы полезных сервисов, разработке новых эффективных бизнес-моделей,

Можно ожидать, что в ближайшем будущем усовершенствованные роботы найдут широкое применение в промышленности сфере услуг и даже в медицине.

Возможности современных 3D принтеров растут, выбор материалов расширяется, стоимость снижается — и е результате 3D печать действительно может стать массовой технологией-

Рис.1. Направления развития информатизации общества

Литература

1. Каку М. Учеба уже не будет базироваться на запоминании [Электронный ресурс] / Митио Каку / / Портал DSNEWS. — 2015г. — URL: http://www.dsnews.ua/society/mitio-kaku-ucheba-uzhe-ne-budet-bazirovatsya-na-zapominanii-28082014231600. — Дата доступа: 28.09.2015.

2. Головицына М. Информационные технологии в экономике [Электронный ресурс] / М. Головицына // Национальный открытый университет «Интуит.ру» — 2012 г. — URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/3735/977/lecture/14669. — Дата доступа: 30.09.2015.

3. Лем С. Сумма технологии. / / Станислав Лем. — Москва: Гослитиздат, 1968.

4. Граничин О., Кияев В. Информационные технологии в управлении [Электронный ресурс] / О. Граничин, В. Кияев // Национальный открытый университет «Интуит.ру» — 2008 г. — URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/1055/271/lecture/6864. — Дата доступа: 30.09.2015.

5. Информационные технологии в МИТСО [Электронный ресурс]. — URL: https://www.webuniver.by. - Дата доступа: 28.09.2015.

6. Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28.03.2011, №384. // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.government.by/ru/solutions/1616. — Дата доступа: 25.09.2015.

7. Возмитель И.Г. Некоторые особенности образования в изменяющемся социуме / И.Г. Возмитель // Европейская конференция по устойчивому развитию: сб. тезисов науч. статей, Минск, 15-18 мая 2013г. — Минск: Евразийский центр развития интеллектуальных ресурсов, 2013. — С.50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.