Научная статья на тему 'Преимущества применения облачных технологий в образовании'

Преимущества применения облачных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1949
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CLOUD TECHNOLOGIES / CLOUD COMPUTING / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Альжанова Динара Исеновна

В статье рассмотрены тенденции использования облачных технологий в современных ВУЗах. Так же рассмотрены основные достоинства и недостатки использования облачных вычислений в образовательном процессе высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества применения облачных технологий в образовании»

Литература

1. Дан П. Д., Рей Д. А. Тепловые трубы / пер. с англ. Ю. А. Зейгарник. М.: Энергия, 1979. 272 с.

2. Герасимов Ю. Ф., Долгирев Ю. Е., Гадельшин М. Ш. Крупногабаритные плоские тепловые трубы // II Минский международный форум (18-22 мая 1992 г.) «Тепломассобмен. ММФ-1992». Том VII. Тепломассообмен в капиллярнопористых средах. Минск: Академия наук Беларуси «АНК Институт тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова», 1992. С. 108-114.

Преимущества применения облачных технологий в образовании

Альжанова Д. И.

Альжанова Динара Исеновна /Alzhanova Dinara Issenovna - магистрант, кафедра прикладной информатики,

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены тенденции использования облачных технологий в современных ВУЗах. Так же рассмотрены основные достоинства и недостатки использования облачных вычислений в образовательном процессе высшей школы. Abstract: the article examines trends in the use of cloud technologies in modern universities. It is also considered the main advantages and disadvantages of the use of cloud technologies in educational process of higher school.

Ключевые слова: облачные технологии, облачные вычисления, высшее образование. Keywords: cloud technologies, cloud computing, higher education.

В настоящее время использование современных информационных технологий крайне необходимо для обеспечения качественного образования. В связи с происходящим техническим прогрессом в образовании, информационнообразовательная среда является неотъемлемой частью обучения. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет достигать основную цель высших учебных заведений - обеспечение качественного образования.

На сегодняшний день одним из активно развивающихся направлений является использование облачных технологий. Аналитики Gartner Group называют облачные вычисления «самой перспективной стратегической технологией будущего», прогнозируя перемещение большей части информационных технологий в «облака» в течение 5-7 лет [1, с. 56].

Облачные технологии применяется во всех отраслях, где требуется высокая производительность и быстрый доступ к ресурсам и услугам, и образовательная среда не исключение. «Облака» признаны многими образовательными учреждениями по всему миру. Благодаря применению облачных технологий студенты могут получить доступ к справочно-информационным ресурсам вуза с любых современных коммуникационных устройств. Следует отметить, что помимо быстрого доступа к информационным материалам вуза, студенты имеют возможность подключаться к виртуальным машинам, на которых установлено необходимое программное обеспечение, для выполнения лабораторных и практических работ, а также иных заданий, предусмотренных учебным планом [5, с. 15].

Облако - вычислительные технологии вытесняют программное обеспечение, установленное на компьютерах университета и сами компьютеры, которые до этого служили файл-серверами, серверами баз данных, почтовыми серверами и серверами

75

резервного копирования, шлюзами, серверами прикладного программного обеспечения. Всё это приведет к сокращению стоимости инфо - коммуникационного обеспечения университета. Это новый лёгкий способ обработки данных, когда железо и софт физически находятся.

не на компьютере пользователя, а в сети, точнее, в «облаке». Это становится популярным, так как вузы должны вкладывать намного меньше средств в создание и содержание инфо - коммуникационной инфраструктуры университета [4].

Благодаря этой тенденции высшие учебные заведения могут стать, равноправными участниками рынка сетевых облачных услуг, имея при этом ряд конкурентных преимуществ:

• с использованием облака университеты могут открыть свои технологические инфраструктуры для реального сектора экономики;

• растущие вычислительные мощности облака могут помочь университетам реализовывать проекты в сфере точных наук;

• расширенная досягаемость вычисления облака позволит учреждениям учить студентов в новом образовательном пространстве;

• облачные технологии могут позволить вузам создать информационную инфраструктуру для международного академического взаимодействия студентов;

• облако позволит студентам и преподавателям через интернет, совместно, использовать приложения, не устанавливая их на компьютеры.

Помимо этого, студенты имеют доступ к платформам разработки, и возможность разрабатывает свои собственные приложения на университетской инфраструктуре. В этом случае преподаватели сосредотачивают свои силы на управлении проектной деятельностью студентов [3, с.386].

В настоящее время облачные технологии используют значительное количество университетов, которые предоставляют бесплатный доступ к учебным материалам не только для собственных студентов, но и для широкого круга пользователей сети Интернет.

Примером является Университет La Trobe University в Австралии, который используют облачные технологии для загрузки различных лекционных выступлений преподавателей и текущих обсуждений в рамках учебного процесса. Таким образом, любой заинтересованный пользователь сети интернет, может получить доступ к размещенным материалам. В Претории (ЮАР) «облако» используют для проведения исследований в области медицины. «Облачные» сервисы используются студентами университета для проведения исследований по созданию лекарств, предназначенных для лечения специфичных для африканского континента заболеваний. Также многие университеты участвуют в программе IBM Cloud Academy, которая обеспечивает свободный доступ к разнообразному спектру образовательных ресурсов [2].

Хотя, облачные технологии являются новым направлением в области информационных систем, но уже имеет ряд преимуществ [5, с. 17]:

1. Доступ материалам из любой точки мира, где есть интернет;

2. Широкий спектр онлайн-инструментов для коллективной работы над различными материалами;

3. Минимальные технические требования к аппаратному обеспечению;

4. Отсутствие необходимости в инсталляции и настройке ПО на компьютерах пользователей;

5. Просты и требуют минимальной поддержки;

Несмотря на достоинства облачных технологий, существуют некоторые сложности их распространения. Во-первых, большое количество отечественных образовательных учреждений к аренде виртуальных мощностей относятся с недоверием, из-за вероятности утечки информации. Так, к примеру, в 2009 году на сервисе Magnolia произошла часть данных. Поэтому, наши университеты

76

предпочитают работать с конкретным, желательно собственным, оборудованием, программным обеспечением, и данными, которые хранятся локально. Во-вторых, можно выделить некоторые недостатки облачных технологий, которые относятся в основном к техническим и технологическим характеристикам и не влияют на их дидактические возможности и преимущества. К таким недостаткам можно отнести отсутствие специальных стандартов и методик обеспечения безопасности, а также отсутствие единой законодательной базы применения облачных технологий [4, с.22]. Выводы.

Использование облачных технологий в высших учебных заведениях является одной из перспективных тенденций на сегодняшний день, и предлагает новую форму организации учебного процесса. «Облака» предлагают широкий спектр онлайн-ресурсов, создавая условия для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективной работы в любой точке мира (при наличии интернета). Применение «облаков» не только улучшают образовательный процесс, но и сокращают расходы на приобретение ресурсоемких программных обеспечений, которое необходимо для получения качественного образования. Отмечая преимущества применения облачных технологий в высших учебных заведениях, следует также выделить некоторые недостатки, а именно: отсутствие специализированной нормативно-правой базы применения облачных технологий, риск несанкционированного доступа к данным. Но развитие технологий не стоит на месте, и в скором времени риски применения облачных технологий сведутся к минимуму.

Литература

1. Газейкина А. И., Кувина А. С. Применение облачных технологий в обучении//информационные и коммуникационные технологии 2013.С 55-59.

2. How to integrate with the cloud. David Linthicum. InfoWorld. [Электронный ресурс]: URL: http ://www. infoworld. com/d/cloud-computing/how-integrate-the-cloud-714.

3. Макашова В. Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия вузов и работодателей // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. № 11. - С. 386-390.

4. Шекербекова Ш. Т., Несипкалиев У. Возможности внедрения и использования облачных технологий в образовании//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015-№6. С 20-27.

5. Авксентьева Е. Ю. Миграция электронного образования в облачную среду // Современные исследования социальных проблем. 2014. № 10. С 15 - 24.

Инновационные информационные технологии в сфере образования

Путимцева К. М.

Путимцева Кристина Михайловна /Putimtseva Kristina Mikhailovna - магистрант, Высшая школа экономики и менеджмента,

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург

Аннотация: данная статья рассматривает применение инновационных

информационных технологий в сфере образования, обучения, как школьников, так и студентов, и рассматривает ряд программ и программных комплексов, применяющихся при обучении школьников и студентов. Современное общество предъявляет все более высокие требования к знанию информатики и умению общаться с компьютерами и программными комплексами к выпускникам школ и колледжей.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.