СЕКЦИЯ №3
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБЪЕКТОВ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЧС
С.С. Дружинин, Д.Н. Золотарев Воронежский институт ГПС МЧС России
научный руководитель: С.В. Беседина, к.ф.-м. н. капитан внутренней службы
Информация является неотъемлемой частью современного общества. Все ускоряющиеся темпы развития общества ведут к увеличению информационных потребностей человечества, необходимости всегда быть в курсе дел для правильного принятия решения. В этих условиях информационные технологии и создаваемые на их основе информационные системы становятся важным инструментом для решения поставленных задач.
Направления развития информационных технологий разнообразны, но их главной целью является удовлетворение информационных потребностей человечества.
Информационные технологии (ИТ) - это совокупность методов, процессов и средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.
Большое значение для работы МЧС имеет внедрение новых информационных технологий, которые способствуют лучшему мониторингу и более оперативному реагированию на любые чрезвычайные ситуации. За последние десятилетия в МЧС было реализовано несколько проектов, позволяющих серьезно уменьшить время реакции, а также снизить вероятность различного рода происшествий. Дадим краткую характеристику этих проектов.
В соответствии с программой снижения рисков ведется работа по созданию единых дежурно-диспетчерских служб, разработаны их типовые технические проекты для городов с различной численностью населения. Следующим шагом в развитии данного направления является создание и развитие автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Данная система предназначена для сбора, обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, для этого все данные сохраняются в единый банк данных, создавая информационный фонд, который в дальнейшем может быть использован
при анализе и прогнозировании ситуации. В результате система позволяет автоматизировать процесс поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчиненных и взаимодействующих органов управления, контроля их исполнения.
При реализации программы снижения рисков была создана геоинформационная подсистема ГИС РСЧС, которая является инструментом для комплексной оценки последствий разрушительных землетрясений, а также для расчета необходимых сил и средств для их ликвидации. Внедрение этой подсистемы в практическую деятельность позволило значительно снизить временные затраты на оценку сложившейся, например, в зоне землетрясения обстановки и принятие решения в случае необходимости проведения спасательных работ. Ведется создание Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России, который должен выполнять функции центра управления и обеспечивать в оперативном режиме с привлечением ведущих специалистов и экспертов страны коллективную выработку решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также техническое обеспечение работы штабов и комиссий по ликвидации федеральных и международных ЧС. Помимо этого, центр предназначен для анализа региональной, ведомственной и международной информации и выработки решений, способствующих предотвращению и смягчению кризисов. Описанные выше единые диспетчерские службы являются частью данной системы.
Еще одно направление развития информационных технологий в системе МЧС связано с началом формирование банка данных по потенциально опасным объектам в трёхмерном (3D) формате. Трехмерное моделирование позволяет проводить не только мониторинг, но и создавать ситуации для расчета эвакуации людей и расчета пожаров. Для решения этих задач существует комплекс специализированного программного обеспечения.
В системе МЧС также создаются обучающие программы, электронные учебники и тренажерные комплексы, которые сопровождаются модулями оценки знаний для обеспечения контроля над успеваемостью и усвоением учебного материала.
Еще одно направление информационных технологий - это системы видеоконференции и селекторной связи.
Информация и информационный фонд в условиях ЧС становится главным источником принятия решений, направленных на их ликвидацию. Обмен информацией, взаимодействие между различными центрами должны быть оперативными. Информацией должен быть обеспечен штаб и структурные подразделения системы управления в условиях ЧС, при этом информационная система должна оперативно реагировать на изменение информационной среды для того, чтобы обеспечить актуальность принятия решения. В связи с этим важным направлением информационных технологий является защита информации.
С момента основания МЧС информационным технологиям уделяется большое внимание. В структуре МЧС имеется управление защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ, к задачам которого относится обеспечение безопасности сведений, составляющих государственную тайну; контроль эффективности мероприятий и предпринимаемых мер по защите информации; проведение единой технической политики; координация работ по защите информации, централизованного оповещения гражданской обороны, а также узлов связи всех уровней на основе создания цифровых узлов доступа и оснащения коммуникационным оборудованием и др.
Список использованной литературы
1. Румянцева Е.Л. Информационные технологии / Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь. - М.: - ИД «Форум»: Инфра-М, 2007. - 256 с.
2. Коноплева И.А. Информационные технологии / И.А. Коноплева, О.А. Хохлова, А.В. Денисов. - М.: Проспект, 2007. - 294 с.
3. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации / В.П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков; под ред. С.А. Клейменова. - М.: ACADEMIA, 2006. - 330 с.
4. http://intuit.ru
5. http://www.fireevacuation.ru/
6. http://www.mchs.gov.ru/
7. http://www.ncuks.ru/
8. О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти: Постановление от 18 мая 2006 г. N 298
9. Об утверждении положения межведомственного электронного документооборота: Постановление от 22 сентября 2009 г. N 754