Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1939
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ / ПОТОК / AUGMENTED REALITY / INNOVATIVE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTER / PLANNING CONCEPT / LOGISTICS PROCESS / MODEL / FLOW

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Панфилова Елена Евгеньевна, Соколов Кирилл Сергеевич

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности организации логистических процессов предприятия с использованием технологий дополненной реальности. Уделено внимание системам планирования схем товарораспределения, а также рассмотрены особенности построения модели логистического потока на основе IT-технологий. Выделены особенности использования информационных технологий в рамках инновационных научно-технологических центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN LOGISTICS

The article discusses the issues of increasing the efficiency of the organization in the company's logistics processes using augmented reality technologies. Attention is paid to the systems for planning distribution schemes, and the features of constructing a model of a logistic flow based on IT technologies are also considered. The features of using information technologies in the framework of innovative scientific and technological centers are highlighted.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ»

Панфилова Елена Евгеньевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Управление организацией в машиностроении» Института отраслевого менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва helena_panfilova@mail.ru

Соколов Кирилл Сергеевич

магистр 2 года обучения образовательной программы «Управление доходностью бизнеса», кафедра «Управление организацией в машиностроении» Института отраслевого менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва veilon@mail.ru

Информационные технологии в логистике

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности организации логистических процессов предприятия с использованием технологий дополненной реальности. Уделено внимание системам планирования схем товарораспределения, а также рассмотрены особенности построения модели логистического потока на основе П-технологий. Выделены особенности использования информационных технологий в рамках инновационных научно-технологических центров.

Ключевые слова:

дополненная реальность, инновационный научно-технологический центр, концепция планирования, логистический процесс, модель, поток

Elena E. Panfilovа

PhD (Economy), Associate Professor, associate professor of the chair "Management of the organization in mechanical engineering", State University of Management, Moscow, Russia helena_panfilova@mail.ru

Kirill S. Sokolov

2nd year student of Master's program "Business Profitability Management", the chair "Management of the organization in mechanical engineering", State University of Management, Moscow, Russia veilon@mail.ru

Information technologies in logistics

Abstract

The article discusses the issues of increasing the efficiency of the organization in the company's logistics processes using augmented reality technologies. Attention is paid to the systems for planning distribution schemes, and the features of constructing a model of a logistic flow based on IT technologies are also considered. The features of using information technologies in the framework of innovative scientific and technological centers are highlighted.

Keywords

augmented reality, innovative scientific and technological center, planning concept, logistics process, model, flow

В условиях глобализации рынка и развития научно-технического прогресса для участников рыночных отношений на первый план выходят факторы, определяющие конкурентные преимущества их организации. В рамках данной ситуации одним из основных аспектов, способствующих повышению конкурентоспособности компании, становится эффективное использование материальных ресурсов, повышение эффективности всех логистических процессов. Для решения данных задач в современном мире основными инструментами являются

© Е.Е. Панфилова, К.С. Соколов, 2019

б

автоматизация процесса и внедрение информационных технологий.

Логистические процессы предприятия характеризуются сложностью и разносторонним влиянием, которое они оказывают на всю деятельность субъекта. В зависимости от вида производственно-хозяйственной деятельности предприятия отличаются и сферы материальных и информационных логистических процессов [2, с.31]. Поэтому, помимо стандартных функций и сфер деятельности, таких как закупка, транспортировка, хранение, продажа, для логистических процессов на предприятиях существуют характерные или уникальные функции, которые требуют

определенных организационных решений и формирования необходимой инфраструктуры.

Учитывая увеличение массивов данных и потребностей современной логистики, использование информационных технологий стало необходимым. Так для повышения качества планирования и управления логистическими процессами активно применяется логистическое моделирование, реализацию которого сложно представить без внедрения информационных технологий [2, с.74]. Применение данных моделей позволяет эффективнее прорабатывать альтернативные схемы планирования, а также расширяет представление о возможностях и последствиях решений.

При исследовании информационных технологий в логистики нельзя оставить без внимания понятие информации и информационного потока в логистике. Для повышения эффективности работы схем логистического процесса применяют информационные инструменты, к которым относятся аппаратные средства, оборудование, устройства для обработки и хранения данных. Основой интеграции информационных технологий является главная задача - обеспечить потребителя возможностью систематического получения точных, доступных, надежных и своевременных сведений. Для удобства моделирования в технических заданиях применяется понятие информационного потока, которое отражает концепции использования информационных технологий в логистике.

Любые движения материальных потоков происходят с передачей информации, что представлено на рисунке 1.

Принятию оперативных решений в логистическом процессе, быстрой реакции на любые изменения, произошедшие во внешней и внутренней среде, слаженному взаимодействию, осуществлению контроля

на всех этапах способствует информационная логистика. На наш взгляд, кратко этот термин можно выразить как поток сообщений, соответствующий материальным или сервисным каналам в рассматриваемой логистической модели. Формы сообщений в информационном потоке зависят от конкретных условий применения. Могут использоваться и традиционные бумажные носители, и электронное представление. Но в современном мире успешное управление логистическими процесса невозможно без внедрения информационных технологий [4, с.68]. Конечно, для более гибкого применения поточных данных реализацию информационных технологий в логистике производят на цифровой основе, более удобной с точки зрения обработки и хранения больших массивов данных [5, с.192-193].

Многие предприятия до сих пор не могут внедрить систему полной электронизации сетевых потоков из-за низкого уровня информационного обеспечения, что мешает их развитию и эффективному функционированию [3, с.12].

Внедрение информационных

технологий, способно помочь даже небольшой организации в работе с огромными массивами информации. В числе которых данные о поставщиках, мощностях на производстве,

ассортиментах, параметрах склада, динамике рынка, финансовых расходах, нормативных требованиях и т. д. Также внедрение информационных технологий будет способствовать более продуктивному и эффективному процессу планирования и моделирования логистических процессов на предприятии.

Для того чтобы оценить значение информационных технологий для современной логистики, необходимо понять, какое место они занимают в процессах логистики, а также то, какие

шаги необходимо предпринять для эффективного внедрения технологий, какие особенности следует учесть.

Для логистики применение информационных технологий имеет особую важность в процессе связи и

обеспечат возможность контроля всех этапов производства с перемещением сырья и продукции [1, с.95]. После информатизации производственных

процессов удастся выявить ошибки и потери, происходящие в материальных

Рисунок 1 - Управление материальным потоком

обмене информацией [4, с.42]. Для реализации данной функции применяются следующие шаги:

- Техническое обеспечение процессов управления. На базовом уровне оснащение тех же рабочих мест или диспетчерских (операторских) пультов компьютерами. Вводятся прикладные программные системы, посредством которых ведутся базы данных, отслеживаются перемещения товаров, автоматизируются процессы принятия решений, планирования, мониторинга и прогнозирования.

- Внедрение или модернизация средств передачи данных. В первую очередь разрабатываются стандарты и формулируются требования к тем же информационным потокам, после чего определяется набор средств, с помощью которых сеть будет функционировать. При условии реализации вышеназванных пунктов информационные технологии в логистике конкретного предприятия

потоках. Условия для эффективного функционирования информационной

системы закладываются на этапе постановки задачи и разработки плана по информатизации организации. В обоих случаях при планировании необходимо ориентироваться на следующие принципы: Сохранение возможности расширения спектра задач в будущем на текущей платформе информационного обеспечения.

- Сохранение иерархии. Система должна быть на разных уровнях строго подчинена определенному спектру задач с учетом конкретного расхода ресурсов на их достижение.

- Возможность учета запросов на разных уровнях системы. Внедренная система информационных технологий в логистику управленческой структуры должна быть тщательно рассчитана с точки зрения энергоэффективности и рентабельности. Разрабатывается специальная система показателей, исключающая возможность вывода неправильных данных

или несогласованных действий [1, с.28]. Требуется для пополнения исходных сведений.

- Адаптивность к меняющимся условиям работы и новым запросам.

Итак, значимость разных принципов может меняться в зависимости от условий применения и потребностей планирования. В одном случае на первый план могут выходить требования к надежности и безопасности, в другом - к оптимизации и согласованности, а в третьем - к интерактивности и функциональности.

Главной тенденцией, которая бы в целом отражала черты эволюции современной логистики в контексте внедрения информационных систем, является совмещение возможностей компьютерного расчета, проектирования и моделирования с реальностью. Самой перспективной областью исследования в этом направлении является дополненная реальность (концепция AR), то есть модель, полностью сгенерированная компьютером, но отражающая определенные процессы реальности. В производственной логистике информационные технологии на базе АР. используются для решения задач позиционирования и отражения.

Реализованная система позволяет отслеживать объект в условиях трехмерной графики, в реальном времени фиксируя его перемещения с полным перечнем характеристик, отражающих его текущее состояние.

Не менее востребованным направлением в сфере разработки информационных систем для обеспечения логистических задач является формирование программных комплексов учета. Это мощные вычислительные платформы, способные обрабатывать сотни и тысячи производственных показателей, учитывая также влияние динамических связок между отдельными параметрами. В логистике современные информационные технологии этой группы ориентируются на

оптимизацию и обобщение ключевых показателей.

При этом обработка ведется применительно к большому массиву информации, в которую также входит производственное расписание, графики служб, даты изготовления продукции и др. Принципиально важным является и возможность диагностики с коррекцией алгоритмов расчета в режиме полной автоматизации без вовлечения оператора [5, с.84].

Развитие информационных

технологий в процессе планирования логистики также является актуальным направлением. Без планирования на основе полного объема входных данных невозможна реализация информационного обеспечения логистики предприятия. Более того, ошибки, допущенные в ходе разработки плана, даже в виде мелких неточностей могут привести к сбоям производства, его задержкам и нарушениям в отдельных процессах. Связано это с повышением зависимости между звеньями рабочих цепочек.

По этой причине вводятся новые технологические программы специально для планирования данной сферы. Например, информационные технологии, которыми занимается логистика в части составления планов расхода ресурсных материалов для производства,

основываются на концепции MRP (Material Requirements Plan). Это система разработки плана производства и закупок, необходимых для изготовления и дальнейшего выпуска продукции. В документации MRP определяется объем, характеристики, применение и другие номенклатурные показатели материалов и деталей, требующихся на конкретном производственном этапе. В более углубленных схемах также задействуется концепция планирования DRP (Distribution Requirements Planning), в соответствии с

которой формируется внутренняя схема ресурсо- и товародвижения.

В логистике распределения информационные технологии на базе DRP используются также для организации более эффективного контроля запасов с учетом точек заказа, схем организации перевозок, производственных связей, каналов сбыта и т. д. Компании, применяющие стратегии постепенного увеличения производственных мощностей, на основе технологии DRP внедряют и принципы всеобщего управления качеством продукции

При этом повышаются не только показатели производства за счет внедрения логистических моделей, но и эффективность самого процесса планирования. За последнее время многие предприятия перешли от традиционных досок с планами и сетевых графиков к технологиям автоматизированного проектирования

систем контроля и управления ресурсами и мощностями [3, с.82].

Применительно к информационному обеспечению логистики стоит выделить метод синхронного оперативного планирования технологических процессов, который ориентируется на внедрение звеньев с цепочками поставок с учетом ограничений и особенностей конкретного производства.

Процесс внедрения информационных технологий является неотъемлемой частью функционирования логистики в современном мире. Информационные технологии способствуют не только повышению эффективности обмена и обработки информации, но и снижению потерь и сбоев в работе логистических цепочек еще на этапе планирования. Даже при начальном технологическом уровне внедрения в логистику элементов информатизации повышается качество процессов управления потоками разного рода на предприятии. Появляются новые возможности для мониторинга товародвижения и производственных процессов в режиме реального времени.

Основная задача логистики состоит в минимизации издержек путем оптимизации функционирования всего комплекса потоков и предполагает проведение анализа и выбора оптимального варианта осуществления логистики на всех этапах движения товара от производителя к конечному покупателю, а также построение модели логистического процесса. Обеспечение возможности планирования и мониторинга всех процессов позволит принимать оперативные решения, изменяя остальные составляющие в случае непредвиденных обстоятельств и тем самым управляя процессом.

Информационные технологии не просто повышают качество логистики, а являются необходимостью в современном мире, также и расширяя организационно-коммуникационные возможности

участников рынка на разных уровнях.

Если же говорить о практической пользе информатизации в логистике, то ее подтверждает стремление даже малых компаний переходить на цифровые системы управления товаропотоками. На более высоком корпоративном уровне массовое внедрение компьютерных технологий сопровождается использованием локальных вычислительных сетей и быстродействующих телекоммуникационных систем. Появление новых интерактивных технологий также знаменует собой новый эволюционный этап логистики.

Использование информационных технологий в логистических системах неразрывным образом увязывается государством с поддержкой функционирования инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ). Основанием для их создания является «Стратегия научно-технологического

развития Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642, а также Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29

июля 2017 г. Основной замысел создания ИНТЦ как инструмента поддержки развития отечественной промышленности и стимулирования инновационной деятельности в условиях цифровизации экономики состоит в решении проблемы непрерывности обновления и развития продуктовых линеек предприятий стратегически значимых отраслей, а также подготовке кадров, обладающих требуемыми компетенциями в области цифровой логистики.

Наибольшее конкурентное преимущество для промышленных организаций, активно внедряющих информационные технологии в свои логистические подсистемы, планируется получить при внедрении ГГ-технологий в связку «научно-технологический полигон - опытно-промышленные линии - инжиниринговый центр - центр сертификации». В настоящее время наибольшая проработанность вопросов внедрения ИТ-технологий в логистические системы характерна для таких проектов ИНТЦ, как «Композитная долина» (Тульская область), «Балтийская долина» (Калининградская область), «Рязанская аэрокосмическая долина».

В рамках ИНТЦ для научно-технологического полигона будет характерна востребованность информационных технологий, поддерживающих бизнес-процессы производственной

логистики, включая определение направлений кастомизации, масштабирование лабораторных разработок до уровня опытных производственных установок.

Для опытно-промышленных линий акцент будет делаться на сопровождении и внедрении новых информационных технологий в рамках аддитивных производств. Инжиниринговые центры в большей степени ориентированы на осуществление проектной работы по включению и внедрению информационных технологий в логистические подсистемы предприятий, функционирующих в рамках

технологических цепочек. Внедрение информационных технологий в логистические подсистемы связывается с использованием цифровых технологий поддержки принятия решений, развитием на основе концепции бережливого производства и стыковкой систем PDM, MES, SCM, BI. Применение информационных технологий в логистических цепочках предприятий-смежников, особенно для крупных холдинговых компаний, позволит увеличить выработку с 1 кв.м. производственных площадей с 16 кг/год, что характерно для настоящего момента, до 70 кг/год, что соответствует показателям экономически развитых стран [8].

Поскольку цифровое производство предполагает использование технологий цифрового моделирования и

проектирования как самих продуктов и изделий, так и логистических процессов на всем протяжении жизненного цикла изделия, то информационные технологии направлены на интеграцию этапов «создание - производство - эксплуатация -утилизация». Теория термодинамики утверждает, что базовым звеном, с которого необходимо начинать

совершенствование производственных систем, является технологический процесс. Поэтому наибольший экономический эффект от внедрения информационных технологий приходится непосредственно на сферу производственной логистики. Информационные технологии, поддерживающие создание изделий по традиционной технологии, принципиально отличаются от информационных технологий, ориентированных на аддитивный процесс производства и распределения.

От логиста, работающего в условиях цифровизации, требуется как hard skills (создание новых бизнес-моделей логистических потоков, владение современными практиками Lean, SCRUM, DevOps, использование облачных сервисов, интернета вещей, инструментов дополнен-

ной и виртуальной реальности), так и soft skills (коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, учет характера поведенческой экономики с учетом анализа больших данных).

При определении целесообразности применения того или иного класса информационных систем в логистике может быть использована методология форсайт-исследования. В ее рамках выделяется и систематизируется информация по ключевым тенденциям и информационным технологиям в логистике, обеспечивающим прорывной и инновационный характер деятельности для промышленных организаций. Немаловажную роль в этом процессе играет отбор экспертов, верификация результатов и принципы проведения экспертных панелей.

Рекомендации по выбору информационных технологий в логистической деятельности предприятия осуществляются на основе сопоставления показателей деятельности конкретной компании и ее дочерних подразделений, факторов внешней среды, анализа существующих и потенциальных рынков, а также характера уже используемых в организации информационных систем/технологий.

Каждая информационная технология проходит со стороны экспертов нормированную оценку критичности на предмет возможности масштабирования по структурным подразделениям и зависимым обществам, освоения для конкретного сегмента рынка, сравнения с отечественными/зарубежными аналогами, а также с точки зрения снижения совокупной величины логистических затрат при производстве продукта в условиях кастомизации.

Литература

2. Бауэрсокс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Дж. Бауэрсокс. - М. : Олимп-Бизнес, 2013. -316 с.

3. Воронов В.И. Информационные технологии в коммерческой деятельности: Учебное пособие / В.И. Воронов, В.А. Лазарев. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2001. - 32 с.

4. Воронов В.И. Инновационные технологии в логистике / В.И. Воронов, Н.А. Кривоносов, Г.Н. Савостьянок, В.В. Кожанова // Инновации и инвестиции. -2015.-№ 4.-С. 2-4.

5. Ермаков И.А., Кузьминых С.С. Анализ тенденций цифровой интеграции цепей поставок // Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: Материалы II Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». - М., 2018. С. 192-197.

6. Есимсеитова К.А. Организация логистики на малом предприятии // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - 250с.

7. Панфилова Е.Е. Анализ готовности промышленных предприятий к цифровой трансформации бизнеса // Московский экономический журнал. -2019.-№10.-С. 700-709.

8. Панфилова Е.Е. Оценка инвестиционной привлекательности промышленных организаций: Монография. - М.: Издательство «Спутник+», 2019.-160 с.

9. Панфилова Е.Е. Цифровая трансформация бизнеса: тренды и модели // Московский экономический журнал. -2019. -№11.-С. 312-320.

10. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. -№ 5. -С. 144-148.

11. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие / Е.А, Смирнова. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. - 120 с.

12. Чернышов Ю.Н. Информационные технологии в бизнесе: от теории к практике / Ю.Н. Чернышов. - М.: Радио и связь, 2015. - 192 с.

1. Аникин Б.А. Коммерческая логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.