Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД ПРИ СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД ПРИ СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ / СБОР ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Храмцова Ольга Владимировна

В данной статье описываются средства современных информационных систем со сбором информации о ДТП, влияющих на безопасность дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Храмцова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF THE TRAFFIC POLICE WHEN COLLECTING INFORMATION ABOUT A TRAFFIC ACCIDENT

This article describes the means of modern information systems with the collection of information about accidents affecting road safety.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД ПРИ СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_145 УДК 344.9

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД ПРИ СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF THE TRAFFIC POLICE WHEN COLLECTING INFORMATION ABOUT A TRAFFIC ACCIDENT

ХРАМЦОВА Ольга Владимировна,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД,

Восточно-Сибирский институт МВД России.

664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

E-mail:Hramtcova80@mail.ru;

KHRAMTSOVA Olga Vladimirovna,

Lecturer of the department of administrative law and administrative activities of the department of internal affairs, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail:Hramtcova80@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье описываются средства современных информационных систем со сбором информации о ДТП, влияющих на безопасность дорожного движения.

Abstract: this article describes the means of modern information systems with the collection of information about accidents affecting road safety.

Ключевые слова: информационная система, дорожно-транспортное происшествие, степень тяжести вреда здоровью, сбор информации, государственная статистическая отчетность.

Keywords: information system, traffic accident, severity of injury to health, information collection, state statistical reporting.

Для цитирования: Храмцова О.В. Информационные технологии в деятельности ГИБДД при сборе информации о дорожно-транспортном происшествии // Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С. 145-147. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_145.

For citation: Khramtsova O.V. Information technologies in the activities of the traffic police when collecting information about a traffic accident// Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp. 145-147. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_145.

Статья поступила в редакцию: 10.03.2022

Роль и значимость новаторских технологий в жизни и деятельности человечества считается обязательной составляющей учено-технологического процесса, который постоянно растет и привлекает все большее внимание со стороны общества.

Максимальное использование информационных систем позволяет сократить временные ресурсы человечества в части экономии времени. Конечно же, наибольшее применение в области дорожного движения находят именно информационные системы.

Одной из них, является обеспечение безопасности дорожного движения. Еще не так давно, проследить тенденцию и провести анализ аварийности по дорожно-транспортным происшествиям, представляло большую трудность, так как информационные системы могли вычленить только цифры. Так, в деятельности ГИБДД 2015 г. была внедрена автоматизированная информационная управляющая система Госавтоинспекции безопасности дорожного движения (далее - АИУС ГИБДД), позволяющая провести углубленный анализ дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в части установления причины и условий ДТП.

Порядок учета и сбора сведений о ДТП на всей территории России устанавливается Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, действующими с 1 января 1985 г. и в соответствии с которыми учету подлежат ДТП с участием хотя бы одного находящегося в движении транспортного средства, повлекшие гибель или причинение телесных повреждений, либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества [1 ].

Итак, сбор информации о ДТП размещается в электронном журнале учета ДТП «АИУС ГИБДД», в котором отражается вся поступающая информация и оформляется в соответствии с требованиями Методических рекомендации. АИУС ГИБДД отражает складывающуюся оперативную обстановку, выявляет причины и условия, способствующие совершению ДТП, что в последующем позволяет на должном уровне организовать профилактическую работу по снижению количества ДТП. Правила учета ДТП обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации и регламентируется приказом МВД Рос-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 5(209)

сии от 19.06.2015 N 699 "Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях" (вместе с "Порядком организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях, контроля за полнотой и достоверностью этих сведений") [2].

Основными правилами учета ДТП устанавливаются два важных фактора внесения в информационную систему -сбор сведений о ДТП и количество погибших, раненых в ДТП, которые заносятся в карточку оперативного учета.

Для определения квалификации дорожно-транспортного происшествия необходимы несколько условий.

Итак, первое условие - ДТП, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения [5] .

Второе условие - дорога, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Третье условие - транспортное средство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных).

Четвертое условие - владельцы транспортных средств, лица независимо от форм собственности являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующихся или распоряжающихся транспортными средствами в установленном порядке.

Пятое условие - лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 суток [4].

Шестое условие - раненный, лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившее его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

Из вышеперечисленных условий, имеются исключения, так например, если лицо получило тесные повреждения при ДТП, каретой скорой помощи доставлено в медицинское учреждение, не госпитализирован, н амбулаторном лечении не находился и в дальней не проходил лечение, то такое ДТП в государственную статистическую отчетность не включается.

Учет ДТП осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Из общего информационного блока АИУС ГИБДД, выше перечисленные условия переходят в государственную статистическую отчетность по ДТП, где включаются сведения только о ДТП, в которых погибли или были ранены люди.

Немало важно учитывать, что в государственную статистическую отчетность не включаются сведения о ДТП, возникших:

- во время проведения мероприятий по автомобильному или моциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;

- при выполнении транспортными средствами технологических производственных операции, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производства сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);

- в результате стихийных бедствий;

- вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке - расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);

- в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;

- в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Как показывает анализ информационной системы АИУС ГИБДД, должностные лица подробно не устанавливают и не выясняют причины и условия ДТП при административном расследовании, не выясняют, находится, ли лицо на листке нетрудоспособности, проходит ли лечение после первичного осмотра, в результате чего, данное ДТП включают в государственную статистическую отчетность. По истечении непродолжительного времени, данное ДТП из информационной системы исключают, а имеет место быть и не исключение, в следствие чего, искажается статистика ДТП.

Для исключения, некачественного сбора информации по ДТП, в информационной системе существует региональный и федеральный контроль, который позволяет проследить некомпетентность должностных лиц.

Таким образом, анализ правоприменительной практики показывает, что внедрение информационной системы АИУС ГИБДД позволяет правильно квалифицировать ДТП, включать в государственную статистическую отчетность те ДТП, которые позволяют исключить несчастные случаи, что в дальнейшем способствует правильному анализу ДТП, как на региональном, так и на федеральном уровне, окажут влияние на безопасность дорожного движения.

Библиография:

1. Безопасность дорожного движения. Документы ВОЗ и международные проекты // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 8. - С. 76-80.

2. Копонев Д.Н., Дрога А.А. Информационные технологии в деятельности УГИБДД УМВД России по Белгородской области. Научный портал МВД России. 2014. № 2 (26). С. 112-117.

3. Приказ МВД России от 19.06.2015 N 699 "Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях" (вместе с "Порядком организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях, контроля за полнотой и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений").

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 апреля 2008 г. N 194н г. Москва "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"; Безруков, Ю.И. Правовые и тактические проблемы осмотра места ДТП при производстве по делам об административных правонарушениях / Ю.И. Безруков // Российский юридический журнал. - 2015. - № 3.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий» // ГАРАНТ.

References:

1. Road safety. WHO documents and international projects // Health care manager. - 2007. - No. 8. - pp. 76-80.

2. Koponev D.N., Droga A.A. Information technologies in the activities of the UGIBDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Belgorod region. Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 2 (26). pp. 112-117.

3. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 06/19/2015 No. 699 "On the organization of accounting, collection and analysis of information on road traffic accidents" (together with the "Procedure for organizing accounting, collection and analysis of information on road accidents, control over the completeness and control over the completeness and reliability of this information").

4. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation (Ministry of Health and Social Development of Russia) dated April 24, 2008 N 194n Moscow "On approval of Medical criteria for determining the severity of harm caused to human health". 9. Bezrukov, Yu.I. Legal and tactical problems of inspection of the accident site during the proceedings on cases of administrative offenses / Yu.I. Bezrukov // Russian Law Journal. - 2015. - No. 3.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 647 of June 29, 1995 "On Approval of the Rules for recording road accidents" //

GARANT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.