Стоит также отметить, что комплексность решаемых задач при управлении проектами в организациях лесной промышленности требует разностороннего подхода в определении проектного процесса как такового. При этом приходится рассматривать вопросы стратегического и финансового менеджмента, а также правовые и организационно-управленческие вопросы.
В целом, проектом эффективного развития организаций лесной промышленности может выступать процесс, направленный на поиск оптимальных решений для достижения поставленных стратегических целей в области идентификации, инвестирования, модернизации, перенаправления и прочих процессов по развитию ресурсов организации и их капитализации.
Предлагаемый механизм развития организаций лесной промышленности основан на гибком упреждающем интегративном подходе, включающем совокупность решений и действий, обеспечивающих целенаправленное упреждение негативных событий в процессе управления организацией на эколого-экономическом уровне. Если в качестве негативного события рассматривается кризисная ситуация, то система управления предполагает разработку и реализацию мер и средств, которые не допускают возникновения такой ситуации.
В целом, интегративный подход основан на разработке специального проекта, который имеет индивидуальную структуру и содержание. В целом, интегративный проектный подход — это формальная управленческая методика, в формате которой различные проекты (в том числе и проекты эффективного развития организации) планируются и исполняются как повторяемый, последовательный и измеримый процесс. Проект определяется как уникальный
набор действий, согласованное и своевременное выполнение которых, как ожидается, приведет к определенному результату при заранее определенном и осуществленном вложении ресурсов. Программа — это согласованный набор проектов. Ее разработка состоит в слаженном осуществлении составляющих ее проектов (подпрограмм), которые позволяют найти компромисс между заранее ограниченными параметрами программы, что ведет к приемлемому уровню достижения ее целей на приемлемом уровне рисков.
В заключении данной научной статьи важно отметить, что в рамках предлагаемого механизма особое внимание также уделено вопросу мониторинга и контроля развития организацией лесной промышленности. По мнению автора, система контроллинга должна быть ориентированная на разработку комплекса мероприятий и системы показателей по контролю эффективности использования ресурсов организации. Отличительной особенностью данной стратегии является рациональной сочетание методов, механизмов и методик контроля. Для эффективного развития данная система контроллинга должна быть интегрирована в систему управления организации.
Литература:
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов.
2. Бусыгин А.В. Деловое проектирование и управление проектом. М., Бусыгин, 2012.
3. Товб А.С., Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М., Олимп-Бизнес, 2009.
4. Статистические данные Минпромторга России на конец 2012 года
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Зубанов А.Л., кафедра «Информационные технологии», Финансовый Университет при Правительстве РФ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме внедрения новейших информационных технологий в процесс ведения бухгалтерского учетапредприятия. В статье речь идет о технологиях и возможностях автоматизации учета предприятия, использования электронной подписи в бухгалтерских документах и предоставления отчетности предприятия через Интернет. В заключение автор дает обобщенное описание преимуществ автоматизации учета предприятия, в том числе и при использовании аутсорсинга бухгалтерских услуг.
Ключевые слова: программные продукты,автоматизация,1С, Такском,документооборот, электронная подпись.
INFORMATION TECHNOLOGY IN BUSINESS ACCOUNTING
Zubanov A., Information Technology in Business Accounting chair, Finance University under the Government of the Russian Federation
The article is devoted to the theme of today the introduction of new information technologies in the accounting business. The article focuses on technology and automation capabilities enterprise accounting, the use of electronic signatures in the accounting records and reporting companies through the Internet. In conclusion, the author gives a general description of the benefits of automating enterprise accounting, including the use of outsourcing accounting services.
Keywords: software, automation, 1C, Taxcom, workflow, electronic signature.
Нынешний уровень развития информационных технологий позволил в полной мере оценить все преимуществаавтоматизации-бухгалтерскогоучета на предприятиях разного профиля и масштаба. Несмотря на то, что каждая компания по-своему индивидуальна, для решения даже самых сложных задачбухгалтериисегодня достаточно лишь правильно выбрать необходимое программное обеспечение и научиться им пользоваться. Это обусловлено тем, что с точки зрения бизнес-процессов все предприятия похожи друг на друга, и эта схожесть позволяет компаниям-разработчикам создавать, по сути, универсальныепрограммныепродукты. Специали-зированныепрограммы автоматизацииудобны в использовании, функциональны, и позволяют перейти на полноценныйэлектрон-ный документооборотдля ведения и организациибухгалтерскогоу-чета в рамках любого бизнеса.
Электронный документооборот
11 апреля 2012 года Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138 «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж вэлектронномвиде». Таким образом, законодательство позволяет обмениваться с контрагента-
миэлектроннымидокументами, признавая их юридически значимыми, в том случае, если они завереныэлектроннойподписью. Определенная часть российских компаний сегодня к переходу наэлект-ронный документооборотвполне готова, как впрочем, и государственные контролирующие органы. Идя навстречу предприятиям, в структурах ФНС разработаныэлектронныеформаты ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), а так же некоторых других востребованных бизнесом первичных документов, например, ОС-1, ТТН, ТН, ТОРГ-2 и т.д.
Сейчас уже на множестве предприятий активно используют-сяпрограммы автоматизациибухгалтерского учета. С их помощью компании ведут журналы учета, книги покупок и продаж, обмениваются документами между организациями и ведомствами, а так же представляютэлектронныеотчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Рос-стат через интернет. Наиболее популярныепрограммыспособны интегрироваться с различными учетными и ERP системами. Напри-мер,программныйпродукт 1СТакскомпредставляет собой унифицированный сервис, делающий возможным автоматический ввод первичных документов из учетных систем 1С, а так же созданных на других платформах, таких как Парус, SAP, Галактика и др.
Преимущества новых технологий
В сравнении с традиционным «бумажным»документооборотом, когдапомимо затрат на подготовку документа огромное количество времени тратится на доставку его по почте или курьером,электрон-ный документооборотпозволяет экономить массу времени и денег. Во-первых, использованиеэлектронныхдокументов дает возможность компаниям исключить из статьи расходов затраты на дорогостоящую множительную оргтехнику и расходные материалы, на ее ремонт, обслуживание и плановую замену, а так же на покупку бумаги. Если подсчитать экономический эффект в рамках крупной компании, то результат будет впечатляющим. В виде цифр и конкретных примеров это будет выглядеть следующим образом. При сегодняшнем уровне цен, комплект из трехэлектронныхдокумен-тов оценивается в 8-10 рублей, а их бумажные версии обойдутся компании в 50-60 рублей.
Во-вторых, дляэлектронныхдокументов не нужно покупать стеллажи, шкафы, сейфы, нет нужды использовать больших площадей и ресурсов. Их удобно хранить, составлять, корректировать, искать. Всего одного клика клавишей компьютерной мыши достаточно, чтобы выполнить формирование документа, поставить на негоэлектроннуюподпись и отправить адресату. Помимо того, что-электронный документооборотпозволяет бизнесу сохранить живые деньги для более актуальных нужд, он дает возможность существенно сократить расходы на привлечение людских ресурсов и обеспечить полную прозрачность во взаимоотношениях предприятия с контролирующими и фискальными структурами. Таким образом, новые технологии позволяют сотрудникам заниматься более полезными бизнес-процессами для компании, вместо того, чтобы печатать и подписывать огромное количество документов.
Электроннаяподпись
Электронный документооборотподразумевает использование электронной подписи, которой предстоит в самое ближайшее время стать основой всего современного бизнеса. Любой документ, составленный вэлектронномвиде, после его подписанияэлектрон-нойподписью с 1 июля 2013 года является равнозначным бумажному документу и не нуждается в дублировании. Если говорить о юридически значимомэлектронном документообороте, то согласно законодательству, оригинальным документом будет считаться именно версия с цифровой подписью, а распечатка документа будет всего лишь копией.
Новая цифровая подпись называется: усиленная квалифицированная. Гражданским кодексом Российской Федерацииэлектронна-яподпись, которая используется для заверения документов гражданско-правового характера, признается полным аналогом собственноручной подписи. В контексте сказанного следует заметить, что счет-фактуру, к примеру, вэлектронномварианте достаточно подписать только одному уполномоченному лицу, в то время как на бумажном документе эту процедуру должны сегодня выполнить и руководитель, и главныйбухгалтер. Таким образом, внедрениеэлек-тронного документооборотадает возможность сократить число подписей до одной, вместо, как минимум, двух.
Развитие и расширение бизнеса сэлектронным документооборотом
Современные бизнес-процессы, проходящие в условиях жесткой конкуренции, требуют новых прогрессивных решений в сфе-ребухгалтерскогоучета, главным из которых на сегодня является внедрениеэлектронного документооборота. Вопрос его массового продвижения на настоящий момент заключается лишь в степени готовности российских компаний к освоению технологий по обме-нуэлектроннымидокументами в системахавтоматизациибухгалтер-ского учета. При всех естественных опасениях и ожиданиях, большинство компаний проявляет большой интерес к современным технологиям, интересуется практическими аспектами, механизмами-электронного документооборота, стоимостью, выгодами и затратами, сроками внедрения и так далее. Одним из наиболее часто задаваемых вопросов на различных семинарах и встречах со специалистами в областиэлектронногообмена документами является: «как правильно выбратьпрограммныйпродукт дляавтоматизацииучета деятельности компании».
С чего начать автоматизациюучета компании
Первым шагом кавтоматизациибухгалтерскогоучета является определение индивидуальных параметров, присущих конкретному предприятию, в соответствии с которыми осуществляется выборп-рограммногообеспечения. Для этого, ответственное заавтоматиза-циюучета лицо, формализует такие параметры, как:
- структура компании;
- вид деятельности (производство, предоставлениеуслуг, торговая деятельность и т.п.);
- перечень подразделений, которые предполагается автоматизировать;
- список автоматизируемых задач;
- объемдокументооборота;
- навыки и квалификация штатного персонала в финансовом подразделении (в случае их неудовлетворительной подготовки, целесообразна передачабухгалтериина аутсорсинг).
Все вышеперечисленные пункты вопросов, а точнее, ответы на них, и являются определяющими при выборе оптимальногопрог-раммногопродукта для компании. В принципе, действующим самостоятельно руководителям предприятий, не обращающимся куслугамстороннихбухгалтерскихкомпаний, нет смысла исследовать, выбирать и сравнивать представленные на российском рын-кепрограммы. Вряд ли это приведет к положительному результату из-за незнания специфики и особенностей работы конкретныхп-рограммныхпродуктов. Целесообразно после комплексного исследования предприятия по указанным пунктам обратиться к операто-руэлектронного документооборота, который предоставит подходя-щиепрограммы, оптимизирует и установит их на ПК компании. При необходимости, оператор проведет обучение штатного составабух-галтерскогоподразделения.
Программныепродукты дляавтоматизациибухгалтерскогоучета 1С иТакском
Самыми популярными и массовымипрограммамидляавтомати-зациибухгалтерскогоучета на предприятиях является системапрог-раммлинейки 1С Предприятие, в состав которой входит универсаль-наяпрограмма 1С Бухгалтерия. Даннаяпрограммаподходит дляав-томатизациилюбой схемы и любого участкабухгалтерскогои налогового учета. 1СБухгалтерия8 версии способна адаптироваться для различных видов коммерческой деятельности, выводяавтоматиза-циюучета на качественно новый уровень.Программы1С достаточно давно присутствуют на российском рынке и зарекомендовали себя как надежные и удобные продукты, которыми пользуются сегодня тысячи предприятий.
В последнее время активно завоевывает рынок система 1СТак-скомдляавтоматизацииучета и представления отчетности через интернет в контролирующие органы и фонды. Присутствие в назва-ниипрограммногопродукта торговой марки 1С объясняется тем, чтопрограммаявляется совместным решением фирмы «1С» и компании «Такском», цель которого, проведение эффективногоэлект-ронного документооборота(ЭДО) между контрагентами. Повышенное внимание к продукту и его растущая популярность объясняется тем, что он создан на платформе 1С Предприятие 8 версии, что делает его совместимым с ранее установленнымипрограммами1С.
Другиепрограммы
Помимо перечисленныхпрограмм- лидеров рынка, о которых далее в статье будет рассказано подробнее, существует еще целый переченьпрограммныхпродуктов, для ведениябухгалтерскогои налогового учета, о которых так же следует упомянуть. В числе наиболее известных, необходимо назвать сериипрограмм«Парус» и «Бух Софт»,программы«Инфо-Бухгалтер», «ВС:Бухгалтерия», «Инфо-Предприятие». Существуют также отдельныепрограммыд-ля сдачи отчётности через интернет. Среди востребованныхпрог-раммныхпродуктов этой «специализации» выделяютсяпрограмм-ныекомплексы «ЭОН» (Электроннаяотчетность налогоплательщика), «Налогоплательщик», «Астрал Отчет», а так же система «Кон-турн-Экстерн». Производители всех упомянутых вышепрограмм, за исключением тех, которые выполняют «узкие» задачи по сдаче отчётности через интернет, предлагают пользователям комплекс-ныепрограммныесистемы с включенным в них блоком «Бухгалтерия».
Такие решения позволяют создавать на предприятиях единые информационные системы, с помощью которых, так же можно автоматизировать ведениебухгалтерскогои налогового учёта внутри предприятий. С их помощью можно управлять запасами, закупками, продажами, денежными средствами и взаиморасчётами, регулировать взаимоотношения с клиентами, осуществлять оперативное ресурсное планирование. В данных системах встроены специ-ализированныепрограммныеинструменты, дающие возможность выполнять бюджетирование и расчёт заработной платы, проводить мониторинг и анализ финансовой деятельности предприятия, а так же вести составлять финансовую отчётность в соответствии с РСБУ, МСФО, US GAAP.
Подробнее опрограммномкомплексе 1СТакском
Автоматизированный сервис 1С-Такскомявляется продуктом совместной деятельности двух компаний. Разработчикпрограмм-ныхкомплексов, который помимо этого занимается внедрением и сопровождением системэлектронного документооборота, компани-яТакскоми компания 1С подготовили современное решение для обменаэлектроннымидокументами. Главной задачей данной системы стало предоставление максимума преимуществ для различных предприятий в результате перехода на безбумажные технологии. В число основных достоинств 1СТакскомвходит наличие удобных и эффективных функций формирования, отправки, получения и хра-ненияэлектронныхдокументов (ЭД) высокой юридической значимости для пользователей 1С Предприятия 8 версии.
К сервису обменаэлектроннымидокументами подключение пользователей осуществляется непосредственно через оператора-Такскомпрямо из продуктов 1С Предприятие 8 версии, а не при помощи каких-либо отдельныхпрограмм. Формирование входящих документов информационной базы 1С происходит автоматически на основе поступившейэлектроннойдокументации. Это позволяет исключить из работы финансовых подразделений формирование документов вручную. Благодаря этому, а так же другим современ-нымпрограммнымрешениям, отправка и получениеэлектронныхдо-кументов выполняется одним нажатием кнопки на клавиатуре или компьютерной мыши. Точно так же просто и легко можно приглашать к обменуэлектроннымидокументами своих контрагентов, непосредственно из 1С Предприятие 8.
Функционал ипрограммныересурсы 1СТакскомцеликом отвечают требованиям нормативной правовой базы утвержденной Минюстом России в отношении форматов счёта-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж вэлектронномвиде. Система 1СТакскомумеет отправлять и принимать акты выполненных работ, накладные по форме ТОРГ-12 и огромное число самых разныхэлектронныхдокументов, в том числе и произвольной формы. Плюс к этому, автоматизированная система 1С-Такскомспособна принимать сертификатыэлектронной-цифровой подписи от любых удостоверяющих центров, которые отнесены к категории доверенных ФНС России.
Состав прикладных решений 1СТакскомпостоянно расширяется, предусмотрено обновление версий продукта, совместимых с новыми конфигурациями на платформе 1С Предприятие. Подключение, техническую поддержку и сопровождение сервиса, включая функционалэлектронного документооборота, выполняют сертифицированные партнеры компании 1С, которые заключили с разра-ботчикамипрограммногообеспечения соответствующие договора. Если обязанности по передачеэлектронныхдокументов на предприятии возложено на стороннюю компанию, оказывающуюбухгалтер-скиеуслугина договорных условиях, то в случае возникновения проблем, аутсорсинговая компания решит их самостоятельно по своим каналам. Если жеэлектронный документооборотведется штатным финансовым подразделением предприятия, то за помощью следует обращаться в компанию «Такском».
Выгоды от использования аутсорсинговыхбухгалтерских услуг
Выгоды от автоматизации бухгалтерского учета возрастают многократно, когда бухгалтерские услуги на предприятии передаются сторонней компании, специалисты которой являются уверенными пользователями современных программных продуктов. Предприятию в этом случае не приходится содержать штат собственных бухгалтеров, оплачивать их обучение и социальный пакет. Важно отметить, что присутствие опытных бухгалтеров позволяет до минимума снизить риск ошибок при подготовке документации. Электронный документооборот при профессиональном подходе на 75% сокращает время на подготовку, отправку и прием документов, а производительностьбухгалтериипри этом повышается на 3040 процентов. Любопытно, что даже при наличии квалифицированного штатногобухгалтерскогоперсонала,автоматизацияих труда на предприятиях оказывается достаточно сложным процессом.
По оценкам экспертов, основанным на анализе опросов служащих на 100 московских предприятиях разного уровня, бухгалтеры и менеджеры российских фирм не совсем еще готовы к внедрению программ для автоматизации учета. Почти в половине случаев опрошенные работники финансовой и экономической служб сказали, что до конца не могут понять, для чего нужны специализированные программы. Некоторые говорили, что испытывают страх перед изменениями в привычном ритме их работы, другие высказали
сомнения в том, что смогут разобраться в новых программах. Еще часть бухгалтеров выразили опасения, касающиеся того, что автоматизация учета и сокращение издержек может спровоцировать снижение их заработной платы. Были и те, кто не хотел бы работать в условиях полного контроля со стороны начальства, поскольку современные программы дают возможность руководству отслеживать и вмешиваться в ведение бизнеса и бухгалтерии в частности, находясь в любой точке планеты.
Экономическая целесообразностьавтоматизацииучета
О выгодеавтоматизациибухгалтерскогои налогового учета для предприятий говорится сегодня достаточно много, и на практике подтверждается это целиком и полностью. В пользу целесообразности вложений наавтоматизациюв первую очередь свидетельствует экономия ресурсов предприятия. Внедрение единойпрограммной-системы, объединяющей все участки и подразделения, дает возможность руководителю существенно сократить штат финансистов ибухгалтеров, как минимум на 10-20%, что подразумевает снижение издержек на оснащение рабочих мест. Плюс к этому, грамотна-яавтоматизацияпозволяет держать бизнес полностью под контролем руководителя, который в свою очередь получает возможность оперативно принимать управленческие и любые другие решения.
В большой степениавтоматизацияучета способствует увеличению доходов предприятия, повышению скорости рабочих процессов, сокращению времени на взаимодействие с клиентами и деловыми партнерами, контролирующими и иными государственными органами. Из всего этого вытекает улучшение качества обслуживания или производства. Кстати, можно воспользоваться целым рядом дополнительных возможностейавтоматизации, например, создать интернет-магазин своих продуктов иуслуг, интегрированный с платформой 1С. За счетавтоматизациисущественно повышается защищенность бизнеса, например, от потерь информации, воровства и недобросовестных сотрудников, доступ которым к системе всегда можно разграничить в приоритетном порядке.